Биографии Характеристики Анализ

Искандер 13 подвиг геракла анализ. Анализ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла

Учился Фазиль Искандер в Москве. В 1954 году окончил Литературный институт имени Горького.

Первая книга стихов Ф. Искандера называется” Горные тропы. Она вышла в 1957 году. Но настоящая известность пришла к нему с прозой. Журнал” Пионерпечатает его первые произведения:” Первое дело,” Рассказ о море,” Петух – рассказы о детстве.

Рассказ Ф. Искандера” Тринадцатый Гераклабыл напечатан в 1964 году.

Хочется обратиться к мнению критика:” Не надо думать, что если герои – маленькие, если сюжеты – камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает способностью не только” делать из мухи слона, но и исследовать” мухутак, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сегодня актуальная проблематика.

Есть хорошее высказывание Фазиля Искандера:” Юмор делает серьезное еще более серьезным. Рассказ” Тринадцатый подвиг Гераклачитается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.

С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мызнаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интересно узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом.” Геракл совершил свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свои подвиги из трусости, – говорит учитель. Харлампий Диогенович – учитель математики,” как и Пифагор, он был по происхождению грек. Отчество – Диогенович напоминает о философе Диогене. Педагог во время пауз рассказывал” что-нибудь поучительное и древнегреческое, упоминаются басни Эзопа.

По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович” властно и спокойно держал класс в руках, не было слышно криков и уговоров, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием учителя был смех, и он мог выставить человека смешным:” Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного.

Учитель умело использовал несоответствия, и все хохотали. Например, опаздывающего ученика, как” дорогого гостяон пропускал в класс, закрывал за ним дверь и говорил” что-нибудь великолепное, например:” Принц Уэльский.

В эпизоде” На контрольной работеученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вытянув шею. Он выглядит смешно и нелепо. Харлампий Диогенович тут же находит для него сравнение:” Авдеенко думает, что он лебедь. Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного достоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, невнимательности или, того хуже, нечестности.

Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все , не хулиганить.

Наш герой тоже поставил себя в смешное положение на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался подольше.

Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он” стал серьезнее относиться к домашним заданиям. Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом” закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Важно понять, что” слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого. Возможно, обзаведись в свое время римские императоры шутами (“надо хотя бы от дурака слышать правду), не погиб бы Древний Рим.

Сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» по произведению русского писателя Фазиля Искандера пишут в шестом классе. Увлекательный юмористический рассказ не оставит равнодушными не только учащихся, но и взрослых. Писатель, ныне живущий и здравствующий, повествует нам о нелегких, но веселых школьных годах мальчишек.

Смысл названия

Конечно, ни о каком настоящем геройстве мифического персонажа здесь речь не пойдет. Это ироническое название придает рассказу особый смысл.

С самого начала произведения мы можем наблюдать взаимосвязь с Древней Грецией. Отчество учителя Диогенович, что напоминает нам о древнем, очень своеобразном философе Диогене. Сам преподаватель по происхождению является греком. Отсюда и толкование такого необычного отчества. Когда учитель что-то рассказывал ребятам, то вспоминал басни Эзопа (тоже, кстати, древнегреческого писателя). Поэтому сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» обязательно должно включать анализ названия рассказа, который связан с этим с сыном Зевса лишь косвенно.

Образ главного героя

Мальчик, от лица которого ведется повествование, обучается в мужской школе. Художественное время в произведении - военные годы, когда всем приходилось очень тяжело. Пятиклассник очень увлекательно повествует нам о веселой школьной жизни, о футболе, на который бегали с удовольствием во время перемен. Но один забавный случай меняет отношение мальчишки к жизни, который нужно обязательно прокомментировать, когда начнете писать сочинение по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла».

Однажды в школу пришла доктор делать прививки. Наш рассказчик был очень рад такому стечению обстоятельств: он как раз был не готов к уроку математики. Учитель, которого так любили и в то же время побаивались дети, Харлампий Диогенович, не позволил бы находиться на уроке с нерешенной задачей. И тогда мальчику пришлось пойти на обман: он хитростью позвал доктора и медсестру к ним на урок математики делать прививки. Обман, который тут же раскусил Харлампий Диогенович и назвал подвигом, заставил ребенка задуматься над своим поступком. Анализ сцены с разоблачением должен быть включен в сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла».


Необычный учитель

Очень необычный у ребят преподаватель математики с интересным именем. Манера вести уроки у него тоже своеобразная: Харлампий Диогенович никогда не читал нотаций, не ругался и не кричал. Он старался с юмором подойти к ситуации, ставя мальчишек в смешное положение.

Нет, он не унижал их, шутки были добрыми и в глазах одноклассников авторитет виновного не падал.

Сочинение на тему «Тринадцатый подвиг Геракла» будет полным, если привести в пример эпизоды, в которых учитель подшучивает над ребятами.

Юмор взамен нотаций

Когда кто-то из учеников опаздывал на урок, учитель подбегал к нему, кланялся, как большому человеку, встречал, как драгоценного гостя. Мальчишка тут же стыдился, краснел и чувствовал себя неловко. Он усваивал этот урок надолго, поскольку не хотел больше оказываться в таком нелепом положении.

Во время контрольной работы преподаватель подсмеивался над Шуриком Авдеенко, который упорно пытался списать у соседа. Он вытягивал шею и пытался рассмотреть тетрадь одноклассника, но Харлампий Диогенович это замечал и называл Шурика лебедем. Конечно же, это вызывает смех одноклассников, но шутки были добрыми и позволяли увидеть себя со стороны.

Пишет сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» 6 класс. А это значит, что мальчики из рассказа являются практически ровесниками для них. Шестиклассники, читая это произведение, могут увидеть себя в некоторых из персонажей. Тогда они смогут дать оценку как поступкам героев, так и своим собственным.

План


Писать сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» по плану гораздо проще: он содержит все основные моменты произведения. При подготовке необходимо учесть тему, которая дана по этому произведению. Если это анализ рассказа в целом, то необходимо спланировать основные моменты, которые будут раскрыты в сочинении.

  1. Образ мальчика, являющегося главным героем произведения.
  2. Он же является для нас рассказчиком. Читатели не знают его имени, не видят внешних данных, но при помощи повествования от первого лица мы словно читаем его мысли и переживаем вместе с ним.
  3. Одноклассники главного героя и их отношения между собой. Без характеристики товарищей сочинение «Тринадцатый подвиг Геракла» будет не совсем полным. Нам интересно наблюдать, какие разные типажи героев встречаются в рассказе. Некоторые из них напоминают читателям своих друзей, знакомых или даже самого себя.
  4. Образ Харлампия Диогеновича.
  5. Этот пункт подразумевает раскрытие характера учителя, описание его необычного стиля поведения. Обязательно необходимо проанализировать сцену, в которой преподаватель сравнивает поступок мальчика с подвигом Геракла.
  6. Оценка своего поступка рассказчиком. Понял ли он свою ошибку? Раскаивается ли? Об этом обязательно необходимо сказать.

Воспользовавшись нашими советами, вы легко напишете хорошее сочинение, которое будет оценено на «отлично»!

ЧАСТЬ II

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Фазиль Абдулович Искандер

Тринадцатый подвиг Геракла

Вопросы и задания (к стр, 184-185)

1. Я представляю себе рассказчика бойким, озорным пятиклассником, который любит футбол. Этот пятиклассник живёт в Грузии.

Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нём так: «- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».

Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеётся над ним, называя «чёрным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».

Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нём: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался ещё тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

3. Образ Харлампия Диогеновича вызвал смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.

Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и по-философски. Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям с иронией и юмором.

5. Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признавать собственные ошибки и больше не допускать их.

6. Геракл совершил двенадцать подвигов. Тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который никак не является подвигом.

7. Юмористическими можно назвать эпизоды, в которых описывается, как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диогенович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «чёрным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «...на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина...»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».

Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.

I. Сочинение.

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведётся от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии, южной республике Советского Союза. Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаём об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.

Главный герой рассказа - шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович.

К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем.

Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.

Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, замелил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», тут же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом». Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.

В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам».

Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».



Повествование идет от самого героя повести, он учится в грузинской школе для мальчиков в 5 классе. Эта история произошла при военных действиях.

Главный герой – быстрый, зоркий и хитрый мальчишка. Он, как и большинство других ребят, обожает играть в мяч, бывает, не выходит решить задачку, высмеивает вместе с другими своих же одноклассников, которых выставляет в невыгодном положении Харлампий Диогенович – их преподаватель.

С одноклассниками мальчик общается не плохо, с не большой ноткой сарказма. Герой рассказа внимателен и отлично расписывает основные черты своих знакомых. Подчеркивает вечное благополучие Сахарова, который, даже смеясь над другими, остается отличником, замечает стеснительность и невзрачность Комарова и суровость Авдеенко. Но в классе у педагога нет любимцев. Причудливым может стать любой. И вот приходит такое мгновение, когда класс смеется над ним самим.

Мальчик не сумел решить задание по математике. И не стал обращаться к одноклассникам за советом, ребенок до занятий играл в мяч, решив, что это в учебнике ошиблись с ответом. После попытался уйти от ответственности за свои проступки, жульничеством и враньем, убедив докторов поставить уколы во время занятий по математике. Но когда же пришло время отвечать у доски, он не может честно сказать, что не сумел решить задачу, тогда преподаватель осознает, отчего доктора зашли во время его урока. Преподаватель карает смехом не главного героя, а его трусоватость. Преподаватель сообщает, что мальчик сотворил «тринадцатый подвиг Геракла», сделал то, чего не было по правде, и по сути это хорошим поступком не считается. Мальчик изменил положению, но из хороших мыслей, а из-за своей трусоватости.

Сочинение на тему «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера Фазиля

Писатель, Фазиль Искандер, знаменитая творческая личность, написал произведение, которое называется «Тринадцатый подвиг Геракла». Рассказ очень интересен, и вместе с тем – прост и ясен всем читателям, и в особенности детям и подросткам. Недаром это произведение произвело в свое время фурор. В рассказе Искандера рассказывается о детстве, юношестве, мечтах, а также, небольших проступках, которые нужно несмотря ни на что преодолевать. Иначе все эти небольшие прегрешности войдут в привычку, и останутся как следствие – на всю жизнь. Именно это и хочет подчеркнуть автор, так как это необъяснимо важно.

Сам сюжет рассказа Искандера очень занимателен, и может заставить человека, читающего его, читать до конца с большим негасимым интересом. Также, название подобрано очень эпично и под сам сюжет рассказа - «Тринадцатый подвиг Геракла». Ведь на самом деле по легендам и мифам древнегреческим – достойный герой того времени Геракл совершал только двенадцать, но вовсе не тринадцать подвигов, что подчеркивает с какой иронией был названии рассказ. И недаром, ведь назван он так потому, что в этом произведении присутствует главный герой – Геракл, который очень ловок, немного хитер и смекалистый.

Этот герой – мальчик определенного младшего возраста. Его имя не называется на протяжении рассказа, так как он сам – и есть рассказчик, что делает все еще более открытее. Этот мальчик учится в пятом классе, самом обычном для мальчишек. Так как школа – для мужчин, то есть мужская, которая находится в Грузии. Он дразнит своего соседа по парте, так как является очень веселым и озорным мальчишкой. Его учитель, который ведет у них основные школьные предметы – Харлампий Диогенович, который все прекрасно всегда понимает.

Сам мальчик любит играть в футбол, а потому когда однажды у него не получалось решить задачу по математике, он просто решил пойти поиграть в футбол с местными мальчишками, думая, что потом решение само как-то придет на ум. Но ничего не ум не пришло, задача так и осталась не решенной. А потому мальчик в тот день решил схитрить. Что вышло совсем не так, как он хотел. Именно потому его действия назвал учитель – Тринадцатый подвиг Геракла. Мальчик ведь подговорил врачей школьных прийти делать прививку, которую в тот день собирались делать, именно на урок математики, и ни на какой другой. Но все немного вышло не так.

Несколько интересных сочинений

    Слово победа всегда звучит величественно и царственно. Любой человек любит победу, никто не терпит поражения. Однако мужественно принять поражение – это удел сильных личностей.