Биографии Характеристики Анализ

Исследовательский проект "история великой отечественной войны в истории моей семьи". Лыкошино, станция Октябрьской ж.д

Институт усовершенствования учителей.

Региональные педагогические краеведческие чтения.

Система работы Лыкошинской школы-интерната №2 по краеведческому направлению.

«Родиноведческое содержание образования»

Выполнила: ,

учитель географии

почётный работник общего образования

Муниципальная общеобразовательная школа – интернат

Лыкошинская школа – интернат среднего

(полного) образования №2

171066 Тверская область

Бологовский район, п. Лыкошино,

ул. Пушкина, д. 50 , телефон 91-218

Лыкошино

Пограничье Тверской земли. Северо–запад Бологовского района.

Петляя вдоль холмов Валдайской гряды, перекатываясь через пороги, где-то разливаясь довольно широко и вольготно, а в иных местах – суживаясь до предела, несёт свои воды через Бологовские земли речка Валдайка, берущая начало на Новгородской земле в Валдайском озере и впадающая в озеро Пирос, что на границе Тверских и Новгородских земель раскинулось. А вдоль беспокойной вертлявой речушки, почти параллельно, а в ряде мест перепрыгивая через неё по построенным заботливыми руками мостам, проходит старинный тракт Новгород – Валдай – Боровичи.

Пожалуй, это самый живописный край по красотам природы. И один из самых важных по своей роли объединения земель Новгорода с Центральной Россией. Река Валдайка, вытекая из Валдайского озера, несёт свои воды в Пирос, а там реки Березайка, Мста и далее плыви, куда хочешь, хоть в Персию, хоть в Индию, повторив путь знаменитого земляка.

На берегу Валдайки расположился посёлок Лыкошино, носивший до XX века название Валдайка. Село древнее, упоминающееся в писцовой книге Деревской пятины 1495 года.

Наш посёлок и окрестные деревни были издавна любимым местом отдыха многих столичных знаменитостей. И в школьном музее есть разделы, посвященные пребыванию в наших краях семьи Ульяновых, Г. Успенского, М. Чехова, и других. Лыкошино – родина известного художника – графика, керамиста, миниатюриста, художественного руководителя Ломоносовского фарфорового завода. Наши края также и родина для талантливейшего театрального деятеля, величайшего путешественника, гуманиста – Маклая. В окрестностях Лыкошино было множество усадеб, судьбу которых нам предстоит ещё раскрыть. В селе сохранился храм Иверской иконы Божией матери, возведённый в конце XIX века по проекту известного архитектора.

В школе действует старейший в Бологовском районе школьный краеведческий музей. В 2007 году исполнилось 40 лет со дня его создания. За более чем 40-летнюю историю в музее накоплен огромный фактический материал по истории посёлка, школы, детского дома, купечества, местных предприятий и прочее. В музее хранятся более сотни альбомов, оформленных учащимися школы, содержащих уникальный краеведческий материал. Экспонатами музея являются предметы старины, письма, фотографии, документы, старинные книги. Есть отдел нумизматики . Школьный музей награждён множеством дипломов, грамот. Не раз был победителем конкурса школьных музеев.

Работает Совет музея. Есть поисковая группа.

Школьный музей имеет и филиалы: Зал Боевой Славы и кабинет – музей «Предметный мир русской культуры» («Светёлка»).

В Зале Боевой Славы хранятся материалы о жителях Лыкошино, окрестных деревень, Бологое – участников Великой Отечественной войны. Воспоминания, письма, награды, фотографии, переписка с родственниками бойцов, похороненных на территории Валдайского поселения в братских захоронениях п. Лыкошино, д. Широкое, д. Заключье. Среди писем есть послания знаменитого лётчика, героя Великой Отечественной войны лыкошинским школьникам. Учащиеся нашей школы ухаживают за воинскими могилами и памятником лыкошинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Ведут переписку с родственниками бойцов, захороненных на территории Валдайского поселения.

В школе с 1999 года работает эстетико –краеведческое творческое объединение «Русь», в которое входят, преподаватели начальных классов , истории, литературы, ИЗО, технологии, руководители кружков, студий, фольклорных коллективов , заведующие детских садов, художественный руководитель ДК, библиотекарь поселковой библиотеки, учащиеся школы. У объединения много задач: это и активная перестройка воспитательной системы школы, когда воспитание ведётся на основе знания исторических, нравственных, эстетических корней, идеалов своей Родины, воспитание учащихся на русских традициях; это и поисковая работа учащихся. Членами объединения поддерживаются тесные связи с краеведческими музеями близлежащих городов: Бологого, Окуловки, Валдая, Боровичей.

Составляется фото - и видеолетопись школы.

Поисковая деятельность, изучение истории, природы, хозяйства, культуры своего народа невозможны без походов и экскурсий. В практике объединения походы, поездки по Тверскому и Псковскому краям, Новгородчине, по святым местам. Встречи с прошлым пробуждают в нас разнообразные чувства, мысли, умудряют нас опытом человеческой культуры, возвышают нас. И чем больше мы будем знать о прошлом, среди которого мы живём (ибо прошлое среди нас), тем значительнее, богаче, многоцветнее предстанет перед нами окружающее, тем больше мы будем любить свою страну – Россию.

В 2000 году членами объединения был открыт кабинет–музей для занятий с учащимися по русской культуре «Предметный мир русской культуры» («Светёлка»). Экспонатами этого музея являются подлинные предметы старины: прялки, самовары, сундуки, люлька, серпы и деревянная посуда. В красном углу размещаются иконы и лампада. В печном – искусно сделанная на кружке «Мастерица» печь с чугунами и ухватами. В сундуках и комоде хранятся изделия местных мастериц: подзоры, рушники, салфетки, покрывала и скатерти.

В «Светёлке» проходят встречи школьников с интересными людьми нашего края. Так, последние встречи состоялись с петербургской поэтессой Ирэной Сергеевой, с жительницей посёлка Офицеровой Руфиной Михайловной. живёт и работает в Санкт - Петербурге, но корни у неё лыкошинские, так как происходит из старинного купеческого рода Капустиных, очень любит родину своих предков и воспевает её в своих стихах. Во время этой встречи состоялась презентация её нового сборника стихов «Пресветлый рай» (так когда-то называлось место, где сейчас располагается Лыкошино). А Руфина Михайловна в детстве в Лыкошино познакомилась с детским писателем Виталием Валентиновичем Бианки, отдыхавшем в наших краях в 1946 году. Мы часто приглашаем на традиционные Бианковские чтения, которые ежегодно проходят в нашей школе в феврале. В апреле 2010 года прошла встреча ребят с местной мастерицей, знающей секреты крестецких мастеров. На этой встрече произошло знакомство школьников с подлинно народным и очень красивым искусством – крестецкая строчка. Недавно у ребят в гостях был коллекционер колокольчиков. Эта тема очень близка нам, так как в городе Валдае и на нашей маленькой станции Валдайка было развито колокололитейное производство. И именно от нас звонкоголосый товар разлетался по всей необъятной России.

Краеведение является неотъемлемой частью жизни нашего дружного школьного коллектива. Краеведческая направленность присуща учебно–воспитательной программе «Истоки», по которой работала последние десять лет Лыкошинская школа.

В качестве основных целей программы выдвигаются: забота о здоровье физическом и нравственном, личностное развитие через учение, обучение и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, социализацией.

Программа ориентирована на общечеловеческую (мировую и русскую) культуру.

Почему «Истоки»? Потому, что эта программа направлена на возрождение социальной сферы села, на возрождение народных традиций, культуры. И мы очень рассчитываем на то, что знания, умения выпускников пробьются ключиками, родниками в уклад жизни района, села, каждой семьи.

Программа «Истоки» основывается на концепции развития ребёнка от 6 до 17 лет в процессе активной деятельности, учения и обучения.

Проблема номер один в нашем обществе – это отчуждение, в том числе и в образовательном процессе. Родители не знают, чем заняты их дети в школе, в учреждениях дополнительного образования . Воспитатели и учителя мало знают о жизни семей своих воспитанников. Школа, детский сад, учреждения дополнительного образования отделены друг от друга и проблема преемственности в их работе пока не получила должного освещения. Мы же объединили воспитательные и образовательные системы школы и детских садов, откуда к нам приходят дети в первый класс, и в 2004 году разработали совместную учебно-воспитательную программу «Здравствуй, мир!». Воспитанники детских садов частые гости в школе, ученики – в детских садах. Школьные учителя проводят с детишками игровые уроки по русской культуре, кружковые занятия. Воспитанники садиков «Пчёлка» и «Чебурашка» с удовольствием посещают наши музеи, участвуют в фольклорных праздниках, Вечерах Хорошего Вкуса, Праздниках Русской Культуры.

Есть у нас совместная программа с местным Домом Культуры, художественный руководитель которого входит в школьное эстетико – краеведческое творческое объединение «Русь». При творческом объединении и Доме Культуры несколько лет назад образовался клуб любителей народной песни «Дружба», который с удовольствием посещают ветераны , жители нашего посёлка. В течение учебного года проходит много совместных мероприятий школы, детских садов, Дома Культуры и клуба «Дружба». С удовольствием участвуют во всех проводимых мероприятиях родители.

Образовательный процесс в нашей школе имеет дело с душой и чувствами ребёнка, который уже в основном сложился. И в этом становлении огромную роль сыграли наследственность и условия семейного воспитания. Однако мы вправе ожидать плодотворных результатов образовательного процесса в стенах школы-интерната, так как рассматриваем воспитание и обучение как никогда не прекращающийся процесс постоянного самосовершенствования личности и обогащения её жизни социальным опытом, который ей же порождается.

В качестве отправной точки зрения на воспитание и обучение человека взяты педагогические идеи многовекового опыта воспитания детей в русском социуме и работы доктора педагогических наук, профессора Санкт- Петербургского университета.

Иван Фёдорович является ярким приверженцем идеи национальной школы. С его проектом «Русская школа» наш коллектив познакомился более десяти лет назад. Тогда и родилась идея адаптировать проект к условиям сельской школы-интерната.

На первом этапе (2000 – 2002 г. г.) была составлена программа развития школы, разрабатывались образовательные и воспитательные проекты, проходила защита проектов, апробация и их внедрение. Понимая, что этнопедагогизация учебного процесса в сельской школе – не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема, учителя-предметники внесли в учебные программы изменения с учётом организации обучения и воспитания как целостного процесса формирования национального самосознания у учащихся. Использование методов интеграции в учебном процессе придало образованию более целостный характер, а контакты между педагогами на этом этапе способствовали более тесному сотрудничеству в деле реализации идеи воспитания русского человека, человека, влюблённого в свой край, патриота. Именно на этом этапе сформировалось эстетико-краеведческое творческое объединение «Русь».

Второй этап (г. г.) был посвящён процессу корректирования проектов, созданию модели нравственного воспитания сельских школьников, привлечению имеющихся в педагогике и этнографии научных знаний.

Третий этап (г. г.) был самый важный, практический, когда знания переходят во внутренний план: становятся убеждениями, внутренней нравственной позицией человека. Основой построения учебно-воспитательного процесса в нашей школе стала русская традиционная народная культура, гуманная в своей основе, несущая в себе высокую духовность, сконцентрировавшая народные представления о человеческом идеале, отражающая сущность и специфику психологического склада, характера и поведения русского человека. В своей работе мы стали широко использовать нравственные уроки православия. Ведь Русская православная церковь – это кладезь неисчислимых духовных сокровищ.

Четвёртый этап (г. г.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития, распространение опыта.

Структура учебно-воспитательной программы «Истоки».

https://pandia.ru/text/78/137/images/image005_39.gif" width="648" height="360">

Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Для её решения, с этого учебного года мы перешли на новый качественный этап развития учебно-воспитательной системы школы и разработали на ближайшие пять лет учебно-воспитательную программу развития школы «Школа-интернат – территория здоровья», которая органично связана с программой «Истоки», так как в программу входила подпрограмма «Здоровье».

Главными целями программы являются формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью; формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек, что немаловажно в наше время, особенно в среде воспитанников интерната, которые обучаются в нашей школе и практически все относятся к категории трудных подростков. Задача педагогов – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Подавляющее большинство воспитанников интерната с трудом осваивают учебную программу. И в тоже время в одном с ними классном коллективе учатся дети из благополучных семей, с высокой степенью активности, способные логически мыслить, овладевать знаниями, умениями и навыками. Поэтому перед педагогами стоит задача активизации познавательного интереса учащихся.

И основной путь к этому – организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся, так как собственные исследования – это наиболее эффективный путь познания. Максимально благоприятные условия для проведения поисковой и исследовательской работы со школьниками содержит в себе краеведение.

Краеведение – первый шаг на пути научных исследований. Оно учит проводить самостоятельные изыскания, проникать мыслью в сокровенные тайны природы, познавать культурную и хозяйственную деятельность человека, участвовать в охране природных богатств. Краеведение обостряет наблюдательность. Общение с природой делает человека духовно богаче.

Встречи с интересными, увлечёнными людьми, мастерами своего дела, патриотами родного края способствует воспитанию чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, к своим землякам.

Дети учатся применять свои знания на практике. Это приносит пользу родному краю.

Сложившаяся система работы школы позволила перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса: помимо традиционных программ в учебный план вошли курсы «Народоведение», «Уроки Добротолюбия», «Светлый мир народной культуры». Созданы фольклорные коллективы, театральная студия «Иван-да-Марья», кружки «Русская вышивка», «Мастерица», «Деревянные узоры», «Русское поле» и другие. Результатом стало обновление содержания образовательного процесса с помощью народных традиций и обычаев. Создана система школьного образования, основанная на глубоком осмыслении богатейшего культурного наследия России. В организации образовательного процесса максимально используется местный, региональный материал.

Но проблем остаётся ещё очень много: это и нежелание многих родителей участвовать в жизни школы, падение интереса к знаниям у детей, проблемы со здоровьем у школьников, массовый антипатриотизм и многое другое. И это проблемы не только нашей школы, а подавляющего большинства школ нашей страны. Что же делать? Ответ один: России нужна добротная школа для всех детей – школа радости узнавания, умственного наслаждения, школа гуманного, духовно-делового человека. Как делать нашу школу такой? Прислушаемся к голосу мыслителей, наших национальных светочей. «Задача школы выпестовать самобытные личности, т. е. людей высоконравственных, образованных, духовно богатых. Способных стремиться к доброумному бытию , обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный хотя бы прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно, лишь узнав и полюбив свою страну, её историю и её язык» (профессор). «Необходимо сделать русские школы русскими» ().

Теоретическая база

Список литературы:

1. Неогуманистические идеи в педагогике. Педагогика. 1993. №6.

2. «Школьные технологии» №1 1998 г.

3. Публикации в научно – методических журналах «Классный руководитель», «Воспитание школьника».

4. Публикации в психолого – педагогическом журнале «Кафедра».ТОИУУ.

Семёнов сидел в учреждении ОН-55/3 в Лыкошино, что неподалёку от Бологого.

В принципе, местечко неплохое - старая графская усадьба, прудик графский же, тихая до пронзительности русская природа. Лыкошино.

Правда, ничего этого Семёнов не видел, а видел лишь серенькие стены, синие одеяла на двухэтажных шконках, серый же деревянный забор и колючую проволоку, что отделяла дорожку, по которой время от времени прогуливался ДПНК, от собственно зоны.

ДПНК по этой дорожке прогуливаться было, собственно, нечего - достаточно дежурных караульных. Дежурному помощнику начальника колонии положено было сидеть в штабе и управлять сменой. Но хозяин - начальник зоны - был законник и передовик, а потому заставлял своих офицеров самолично обходить периметр, дабы... Дальше шли всякие правильные слова, вполне себе справедливые - только с одним недостатком: они были совершенно неважны. Обязал Хозяин ДПНК обходить периметр - и точка.

Впрочем, и этого Семёнов не знал, ибо не положено ему было знать тонкости внутриполитической ситуации в учреждении УС-6833, которое охраняло учреждение ОН-55/3. Но сиделось ему и без этих знаний вполне себе ничего. Работа была не пыльной: рукавицы рабочие и военные тачать - это тебе не кайлом в шахте орудовать.

А Семёнов знал, как это - кайлом в шахте. Сидел он не первый год, и даже не второй, и на прежней зоне потрудился славно на благо родной страны и города Краматорска, в частности.

Впрочем, это тоже пошло на пользу - кайло и шахта. Ибо благодаря им он заработал туберкулёз и был переведён сюда, фактически в санаторий. Где тебе и лечёба, и работа нетяжёлая, и воздух хороший, и питание... В общем, бывалые зэка и в Краматорске питание нахваливали, не находя никакого сравнения с магнитогорским или тем более с карагандинским, - но здесь кормили ещё лучше.

А главное - власти тут по уму распорядились: всех с открытой формой переводили в Красный Бор, километрах в пяти от этой зоны, где они благополучно и досиживали до свободы... или до номера на табличке, прибитой к колышку. Тоже здесь, на полпути от посёлка. Из Красного Бора, впрочем, чаще попадали под колышек: там располагался ещё и "особняк" для "тубиков", которых открытая форма не позволяла держать на обычных зонах особого режима. Говорили, правда, что в прежние времена, при Сталине, до таких глупостей не опускались, но раз при Хрущеве вошёл в моду социалистический гуманизм, то оно и к лучшему. Во всякому случае, Семёнову, "мужику", от этого точно лучше было: после перевода пары-тройки особо борзых воров в Красный Бор остальное "отрицалово" заметно присмирело. Потому как доказывай потом прокурору, что перевели тебя не на особый режим лечения, как значилось в бумагах, а на особый режим отсидки, как это оказывалось фактически. Пусть там для "особых" и отдельный барак был, за отдельным периметром, - но раз он был, то и всех остальных конвой хуже волков грыз.

И сидеть бы Семёнову себе тихо-спокойно, в уютном месте, но беда была - уж больно долго сидеть оставалось! 12 лет всего, 8 - ещё, и на УДО, в лучшем случае, - не раньше, чем через четыре... А жалко, лет-то! Там и украли-то всего ничего! Да и не украли - так, как все, жили. Просто, в отличие от других, не сунули кому надо, вот и запалились...

Нет, о побеге Семёнов не думал. Вернее, думал, и думал постоянно, но... не очень конкретно. В электрике он неплохо шарил, видел, что на периметре - не просто КСП и вышки с автоматчиками. На контрольно-следовой полосе какие-то дуры стоят - явно на прерывание излучения срабатывают. По забору кабель толстый идёт - это, точно, на противоудар работает. По забору, сверху, МЗП растянута. А там, за ним, ещё несколько рядов колючки, да под током...

На работы тут не выводят - значит, по ту сторону не окажешься. Один шанс - на машине как-то удрать. Но как? Собачки ведь там все нюхают! Солдатики осматривают. Да и хорошо осматривают - им ведь, солдатикам, тоже домой хочется, а не на твоё место. А домой солдатик съездит, если побег пресечёт. А ещё лучше - если зэка при этом пристрелит. Ему тогда и медальку дадут.

Так что не надо лучше с ними связываться, с солдатиками. Вон, в Краматорке трое дёрнули - через два дня их трупы на выходе в промзону выложили. В воспитательных, так сказать, целях...

Ты, Калюжный, мне тут не ори! - Семёнов тоже поднял голос. - Тут вопрос политический! Ты же коммунист! Орденоносец! К Герою тебя представили! Партия тебя выдвигает в депутаты аж Верховного Совета! А ты кобенишься! Да за это, знаешь, что бывает! Вызовем на парткомиссию, не посмотрим, что директор передового совхоза!

Да не могу я, Петрович! Не могу, пойми! - молил Калюжный. - У меня тут работа, дел, сам знаешь, полно! Семья, дети. Ну, начну я в эту Москву ездить. Сам же знаешь, как это у нас: пошёл в депутаты, начались встречи-собрания, пионэры всякие, совещания-заседания - и все, пошло прахом дело! Оно тебе-то нужно? Секретарю райкома? Ты ж тоже, смотри, на "Ленинском пути" нашем как вырос! Давно ль мы с тобой вместе под трактором на морозе лежали? А теперь - ты уважаемый человек, я уважаемый человек, район в передовых ходит. Тебе ж на завотдела в обком - прямая дорога! На хрена тебе этот риск?

Семёнов подошёл к маленькому столику, налил себе воды из графина. Глянул на портрет над столом.

И с размаху шарахнул по полированной поверхности кулаком с зажатым в нем стаканом. Вода, словно даже замедлившись, дугой проплыла путь над бумагами.

А ты мне старым знакомством в глаза не тычь! - рявкнул секретарь. - Мне наложить, что мы там с тобой делали! Тут с тобой не я - тут с тобой Партия говорит! Тебе что, доверие партии - хвост собачий? Повертел, решил, что не нужно и бросил?! А партбилет на стол - не хочешь положить?! Да ты знаешь, на каком уровне такие решения принимаются! Это же обком! Да не простой - целинный! У них в ЦК дорога натоптанная! Наверняка уже там в отделе согласовали. А ты мне тут будешь финты крутить? Да мы на твоём отказе знаешь, как запалимся?..

Замолчал, тяжело дыша.

Калюжный тоже молчал, глядя в окно, за которым облака весело мяли друг друга в лучащемся покое неба.

Ладно, дай закурить, - поговорил он наконец. - Твоих, обкомовских...

Помолчали ещё.

Я ж тебя тоже не как чужого выдвинул, - пробормотал осевший вдруг Семёнов. - Мы с тобой в паре помнишь, чего творили. В паре и дальше пойдём. Вплоть до Москвы...

Калюжный вздохнул. Поднял правое плечо, словно бы пожал им. Упёрся руками о колени, как будто собирался вставать. Но не встал, а лишь свесил голову.

По жёлтому паркету ползла муха. Сапоги грязные. На правой брючине след солидола. То ли масла машинного... Убить Сеньку, когда, гад, "козла" хотя бы перед дорогой в район чистить научится! Самого заставлю брюки стирать!

Улетела муха.

Как бы нам с тобой...

Помолчал. Встал, подошёл к графину с водой, налил в оставшийся стакан.

Выпил медленно.

Ладно, хер с ним, - сказал.

Муха забилась об стекло.

Майор Близнюк смахнул с фуражки изумрудные капли. Повесил мокрый плащ. Надо же, как льёт - пятьдесят метров от машины пробежал, а вон как замочило!

Да садись, садись, - махнул он рукой.

Майор Волынов, его заместитель, улыбаясь, опустился за свой стол.

Ну что, утвердили? - осведомился он.

А ты как думал! - победно взглянул на него начальник. - У нас все чики-чики! Приказ на днях будет.

Волынов подскочил, вытянулся во фрунт.

Разрешите поздравить, товарищ подполковник? У нас все готово!

Он открыл сейф, достал золотящуюся бутылку.

Лично до Ленинграда отскакивал, самого лучшего достал! Кол-ломиец! Бегом сюда! Тащи лимон и конфеты!

Близнюк поморщился. Было приятно.

Отставить, Волынов! Ты схренел? Кто ж за звание заранее пьёт?

А мы не за звание, - растянуто-солидно произнёс зам. - Мы, товарищ подполковник, мы - за встречу!

Захорошело уже после второй. Коньяк действительно был отличным - в их глуши они все больше водочкой пробавлялись. Да и ту в Бологое завозили дрянную, калужскую. Если не ещё хуже - смоленскую.

И Близнюк сказал, выпуская наружу то, что распирало его всю дорогу из главка.

Слышь, Антоныч... Помнишь, к нам сюда запросы приходили? На беглеца. Семёнов, десять лет назад отсюда ноги сделал?

Ну, - отозвался Волынов. - Так нашли же его. С того и запросы...

Близнюк засмеялся довольно.

А знаешь, как нашли?

Вовремя найти-то надо было. А теперь в главке головы ломают, не знают, что и делать.

А что? - налил ещё по одной Волынов.

А тогдашнего хозяина не знают теперь, куда деть. То ли со службы вообще уволить, то ли, наоборот, повысить. За правильную воспитательную работу...

Волынов поперхнулся:

Это как? Ты чего тут крутишь, Михалыч?

Начальник колонии расхохотался сыто, с удовольствием.

Когда этот Семёнов побег сделал, его во всесоюзный объявили. А хозяина тогдашнего, за необеспечение и так далее, перевели куда-то там под Читу. Он там сейчас и служит.

Так вот... Знаешь, кто Семёнова этого вычислил? Ща охренеешь - "девятка" кагэбэшная!

Это эти, охрана гослиц? - уточнил Волынов.

Ну! Они самые. Ладно, слушай, только больше никому...

И вот представляешь, Надюш, обнаружили побег только утром. Куда, что? - нет следов и точка! Собака до дороги довела. А дождь же был! И то чудо, что хоть так унюхала.

Короче, ориентировки ничего не дают. На дому не появлялся, у родственников нет. На всякий случай по воровским каналам прощупали - нету! Ну и... Вроде, забыли о нем.

А тут, значит, выдвигают депутатов в Верховный Совет. И среди всех там один передовик с целины. Председатель колхоза какого-то передового, орден "Знак почёта" у него, медали за трудовую доблесть. А начинал трактористом. Да! В партию вступил! Близнюк говорит: к Герою представляли!

И как они там его проверяли только, в Казахстане этом! Не, точно там советской власти нет!

Ну вот, а тут, значит, дела-то уже большие, высокие... Москва, Кремль, начальство. Дела все - в КГБ. Те смотрят: а что это у товарища Калюжного - а он себе на эту фамилию документы справил - с образованием перепутки какие-то? И по годам что-то, несоответствие есть...

В общем, Близнюк, конечно, сам подробностей не знает, но, говорит, начали в биографии товарища Калюжного, орденоносца, копаться - и выудили: а не имели ли вы, товарищ Калюжный, небольшой отсидочки по статеечке такой-то в учреждении ОН-55/3? И с чистой ли совестью вы на свободу вышли?

Тот и раскололся.

Близнюк говорит, в Москве и плач, и смех стоял. Не знали, что делать! Вроде, и зэк беглый - и герой труда настоящий! У него, если как у Калюжного, всё действительно чисто! Работал, как вол, не пил, нормы перевыполнял... Награды заслуженные! И куда его - досиживать обратно? К нам? - так он от туберкулёза там на степном воздухе сам излечился.

В общем, говорят, до ЦК дошло. И там порешили: делу этому огласку не придавать, мужика уж в зону не возвращать, считать, что честным трудом вину свою искупил...

Но уж и Героя соцтруда ему не дали. И в Верховный Совет, конечно, ни-ни!

Во люди дают!

А знаешь, Надюш, кто его в депутаты двинул, с чего все и открылось? Секретарь райкома по фамилии... догадаешься какой? Семёнов!

Сначала даже думали, что родственники. Но потом выяснили - нет, просто совпадение.

Только ты, Надюш, это никому, слышь! ЦК, вишь, дело это требует не разглашать. Чтобы ни-ни, только между нами...

Последнее замечание, впрочем, было напрасным. Когда в Лыкошино, ещё лет через десять, тянули новые линии связи, меня, солдата, откомандировали туда.

Места там и в самом деле замечательные. И от воздуха захватывает дух.

И "особняк" в Красном бору все так же стоит. И в самом Лыкошино по-прежнему рукавицы шьют. И с удовольствием рассказывают историю кандидата в члены Верховного Совета СССР, зэка-орденоносца Семёнова...

История школы в поселке Лыкошино

Здание первой церковно-приходской школы было построено 1894 году. Попечителем школы был купец I гилдии Николай Ефремович Бельтихин. За свою благотворительность он был награжден «Большой золотой медалью".



В 1963 году было построено новое здание. В 1968 году произошло объединение средней школы № 16 и школы – интерната № 2



В начале жизни школу помнюя.

А.С.Пушкин

А ведь,действительно,в начале жизни каждого человека была школа. И чсто самое поразительное- школу мы помним всю жизнь. А еще потому, что она повторяется для нас в наших детях и внуках.

История Лыкошинской школы очень богата. Ведь ей в 2005 году исполнилось 113 лет! За эти годы она прошла сложный путь от маленькой церковно-приходской школы до средней.

Церковно-приходская школа на станции Валдайка была открыта в 1892году. А в 1894 году купец I гильдии Николай Ефремович Бельтихин построил здание для для церковно-приходской школы. Оно было построено по соседству с церковью иконы Иверской Божией Матери. В школе сначала было 2 класса, а потом 3 класса. Девочек учила Антонина Ивановна Иванова, а мальчиков – ГригорийЕфимович Хитров. Количество учащихся увеличилось до 50. Н.Е.Бельтихин был попечителем школы. За свою благотворительную деятельность он был награжден«Большой золотой медалью» для ношения на шее, которую он всегда надевал по большим праздникам при посещении церкви.

С 1918 года школа была переведена в д.Хмелевка, а в 1953 г. обратно возвращена в Лыкошинопосле ремонта здания. Именовалась она Валдайская начальная школа (4-х классная). Заведующим этой школы был Иванов Александр Емельянович. Учителя: Егорова М.В., Гаврилова З.Т., Костина А.П.

Параллельно с начальной школой на ст.Валдайка еще до революции была открыта железно-дорожная школа. Здание для этой школы построили купцы Тронины. Старший брат Александр Васильевич Тронин построил здание в 1912 г. Именовалась эта школа до революции – Валдайковское земское 2-х классное училище.

С сентября 1918 г. здесь было открыто уже Лыкошинское училище Николаевской железной дороги со сроком обучения 5 лет. Заведующей училища была Блинова Нина Ильинична.

В 1918 году в связи с голодом и отказом населения содержать школу и учителей, она переведена была в деревню Хмелевка, где продолжалась именоваться Валдайская. В 1923 году школа переводится обратно в Лыкошино. За это время школьное здание пришло в полуразрушенное состояние, так как находилось без всякой охраны. Заведующим школой был назначен Иванов Александр Емельянович, откомандированный из рядов Красной Армии по ходатайству Боровического Уездного отдела народного образования.

В связи с укрупнением волостей и образованием Угловского района в 1926 году. Школа была расширена до пятилетки и преобразована в образцовую. Однако, школой-пятилеткой она просуществовала недолго. В связи с назначением Иванова А.Е. инспектором, а затем заведующим Угловским РОНО, как члена райисполкома, школа опять стала четырехлетней.

В 1930 году, т.е. с момента передачи железнодорожных школ введение министерства просвещения, сельская и железнодорожная школы объединяются. Первым заведующим объединенной школой был назначен Ильинский Павел Михайлович.

После перехода на работу Ильинского П.М. в Ушаковскую школу, в течение короткого срока меняются три директора: Федорови Кульбаков Н.Г.

В это время растет подсобное хозяйство школы. Посевы сельскохозяйственных культур составляли 7 га. Кроме овощных культур, сеяли рожь и овес. Своими овощами школа в течение года не только обеспечивала всех детей, проживающих в интернате, но значительное количество их продавалось населению. Из общего количества учащихся (630 чел) 50 человек жило в школьном интернате.

До 1930 года в Лыкошинебыло две начальные школы: сельская и железнодорожное училище. В 1930 году обе школы были объединены и переданы в ведение Министерства просвещения. Для школы было передано 12 зданий, в основном, купеческих (дома Трониных, Проскуриковых, Капустиных. Лисенковых и др.) Директором этой объединенной уже семилетней школой был назначен Ильинский Павел Михайлович. С 1930 по 1935 годы в школе заведовали еще Федоров, потом Кульбаков Н.Г.

В 1935 году Лыкошинская школа в качестве семилетней передана в ведение МПС со всеми зданиями. Значит, железнодорожная школа № 16 утверждена в Лыкошине весной 1935 года.

Во время Великой отечественной войны, в 1943 году, на ст. Лыкошино был открыт детский дом № 1 для детей блокадного Ленинграда. Сюда привезли 100 детей-сирот. Детский дом располагался в 4-х зданиях:

Библиотека, игровая комната, комнаты для подготовки домашнего задания

Спальный корпус

Столовая

Бухгалтерия, кабинет директора, швейная мастерская.

Директором детского дома был Загорский Константин Дмитриевич, вернувшийся после ранения с фронта, очень строгий, добрый, настоящий хозяин. И очень любил детей. Заботился о них даже после окончания школы. Учились ребята в школе № 16. Воспитателями были Евгений Степанович Бардась, Ангелина Ивановна Медведская, Анастасия Георгиевна Антонова и другие. Столярное дело преподавал Макросов Виталий Никонорович. Главным бухгалтером был инвалид войны Демидов Михаил Иванович.

Детский дом просуществовал до 1959 года. На его базебыла открыта школа-интернат № 2 Октябрьской железной дороги. Для школы-интерната было построено новое здание в 1963 году. А эти дома были отданы под жилье.

Школа № 16 Октябрьской ж.д., сначала семилетняя, затем средняя, располагалась втрех зданиях:

Главное здание – дом купца А.В.Тронина (внизу спортзал, библиотека, учительская, канцелярская, кабинет директора, гардероб, 2-ой этаж 5 классов)

Второе здание – дом купца Лисенкова (4 классных комнаты, гардероб)

Третье здание – дом Капустиных (начальные классы – 4 комнаты)

Школа занималась в две смены.

Директора:

До войны – Иванов Александр Емельянович

С 1941 по 1953 Тутелев Василий Иванович

С 1953 по 1962 Григорьев Ефрем Иванович

С 1962 по 1985 Бойкова Зоя Пантелеймоновна

Завучи:

Костюкевич Иван Иванович, Аблеева Екатерина Ивановна

Учителя:

Макросова Лидия Никоноровна

Вихрова Анастасия Федоровна

Грузинский Петр Иванович

Грузинская Мария Федоровна

Лютынский Евгений Бальтазарович

Ашихман Екатерина Павловна

Новожилова Мария Федоровна

Васильева Евгения Васильевна

Гердош Елена Болеславовна

Костюкевич Евгения Борисовна

Демидова Зинаида Васильевна

Полякова Регина Сергеевна и другие.

В 1968 году Средняя школа № 16 была реорганизована и объединена со средней школой-интернатом № 2 Октябрьской ж.д. В 1968 год эти здания были переданы сельскому совету. Сначала в главном здании была вечерняя школа, а во воторм – комбинат бытового обслуэживания. Позже они перестали существовать. Здания определили под жилье. А средняя школа-интернат расположилась в благоустроенном здании, в лесу, на берегу р.Валдайка.

В 1997 году школу-интернат МПС передало Министерству просвещения. Теперь школа в подчинении Бологовского РОНО.

В школе создан в 1967 году прекрасный краеведческий музей, у которого есть филиалы: Зал Боевой Славы, кабинет-музей «предметный мир русской культуры».

В нашей школе много прекрасных традиций, большинство которых были созданы в школе № 16: вечер «Осенние горизонты», праздник «Салют, победа!», Пушкинский праздник, праздник «За честь школы», факельное шествие, Вечер Хорошего вкуса, турслеты, КВН и другие. В 1999 году в школе было создано эстетико-краеведческое объединение «Русь», а вместе с ним появились новые традиции: годовой цикл народных праздников, научно-практические конференции, поездки по родному краю, встречи с местными умельцами и другие.

Школа организует встречи с ветеранами педагогического труда, чтит память ушедших из жизни учителей.

Продолжаются «школьные годы чудесные»…

Село Лыкошино находится на границе двух областей: в 35 км к северо-западу от города Бологое Тверской области и в 38 верстах от города Валдай Новгородской области. В прошлом именовался как посёлок станции "Валдайка" и относился к Новгородской губернии. "Валдайка" была одной из крупных станций Николаевской железной дороги. При ней и вырос посёлок, сохранивший до наших дней застройку середины XIX - начала XX вв.. Кроме старинных каменных и деревянных домов, железнодорожных построек, в селе есть своя главная достопримечательность - огромная в размерах заброшенная церковь в русско-византийском стиле. А рядом с ней расположены ещё и усадебные постройки: деревянный главный дом, кирпичный флигель и хозяйственный двор с красивой угловой башенкой. Вот об этих интересностях я и поведаю в этом отчёте.


Начнём с основной достопримечательности этого села - церкви, расположившейся на невысоком холме и являющейся доминантой местности. Церковь Иверская оригинальное произведение русско-византийского стиля. Отличается сложным построением объемов и эффектным декором.

Построена по образцовому проекту в конце XIX века. Возможно, что в 1870 году по проекту Константина Тона.

Восточный фасад украшен огромным декоративным восьмиконечным крестом на всю высоту апсиды.

Верхняя часть креста решена в виде оконного проёма - чрезвычайно интересный и редкий для православных храмов приём.

Немного фрагментов фасадного декора.

Крупные арочные окна спаренные - типичный приём для русско-византийской архитектуры.

Главный вход располагался в притворе, над которым располагалась звонница (не сохранилась).
Так же вход осуществлялся через низкий полукруглый выступ (боковая апсида), примыкающий к алтарной части.

Заходим внутрь. Перед нами открывается больших объёмов бесстолпное пространство.

Вид на восточную сторону. Как видно, интерьер церкви утрачен полностью.

Алтарная часть с интересным окошком в виде креста.

Под грудой осыпавшегося кирпича ещё можно разглядеть пол, покрытый мозаичной плиточкой.

Сколько же кропотливого труда стоило выложить такой пол.

Что интересно: среди обыкновенных кирпичей в этой церкви нами был найден иностранный экземпляр - огнеупорный кирпич с клеймом.
Клеймо "Patent" могло принадлежать заводу компании Garnkirk Fireclay, которая начала свою работу в 1832 г. в шотландском графстве Ланаркшир. Завод считался одним из самых крупных в Великобритании и помимо огнеупорных кирпичей выпускал орнаментные вазы, урны, плитку и пр. Продукция поставлялась по всему миру во Францию, Германию, Россию, британские колонии в Индии, США и Новую Зеландию.

Что ж, оставляем сей храм и идём смотреть усадебку, что расположена недалеко от этого места.

Усадебные постройки расположены на берегу реки Валдайка в лесистой и холмистой местности. Являются примером архитектурного комплекса периода эклектики, в котором сочетаются каменные и деревянные постройки.

Сформировался комплекс построек в основном в 1875-1900 годах. Есть версия, что усадьба принадлежала некому Панаеву.
По другим источникам здесь располагалось подворье Валдайского Иверского монастыря.

Существующий деревянный главный дом выстроен в 1910-ые на фундаменте предыдущего сгоревшего. Главный дом - деревянное одноэтажное здание с мезонином, обшитое тёсом и с гранитным цоколем.

На фалангах расположены тройные окна, имеющие лучковые перемычки и оформленные рамочными наличниками.

Углы основного объёма закреплены узкими огибающими лопатками с резьбой в духе народного орнамента.
Сверху расположено крупное слуховое окно с треугольным фронтончиком.

В центре фасада выступает входной каркасный тамбур.
Над тамбуром возвышается мезонин в три окна с треугольным фронтоном.

Рядом с главным домом стоит жилой флигель - двухэтажное кирпичное здание с обмазкой по фасадам.
Углы и средняя ось фасада обработаны пилястрами в два яруса.

С другой стороны к дому примыкает южный хозяйственный корпус. Представляет из себя одноэтажную кирпичную постройку.

На юго-восточном углу примыкает гранёная башня. Башня увенчана невысоким шатром.
В основании шатра помещены декоративные килевидные кокошники.

Рядом ещё много простых построек для хозяйственных нужд.

Но они уже не столь нам интересны. Поэтому мы оставляем эту утопающую в зелени небольшую усадьбу...

Итак, посёлок Лыкошино. Жилые дома, составляющие застройку центральной части посёлка.

Существующий облик застройки сложился преимущественно во 2-ой половине XIX века.

А в кладке этого здания (нач.ХХ века) широко использованы валуны.

Большей частью все сооружения сложены из кирпича оштукатурены или побелены.
Дома очень близки по архитектуре, характерной для классицизирующей эклектики.

В Лыкошино сохранилась ещё одна достопримечательность - железнодорожные постройки постройки середины XIX - начала XX вв..
Одна из крупных станций Николаевской железной дороги, относившаяся к разряду 3-его класса, находится в северо-восточной части посёлка. Первоначально станция называлась по реке - Валдайка, а к началу XX века получила существующее название - Лыкошино.
В середине XIX века по типовым проектам были построены два одинаковых водоёмных здания, два схожих пассажирских здания, жилой дом для рабочих и водоподъёмное здание. Сейчас мы на них и посмотрим.

Водоёмное здание - наиболее значительное сооружение комплекса, служащее его доминантой.
Боковые фасады двухэтажного объёма выделены портиками большого ордера с тосканскими колоннами.

Углы закреплены массивными огибающими пилястрами, сохранившими обработку рустом.

Ближе к берегу реки сохранилось водоподъёмное здание (водокачка) - постройка в формах классицизирующей эклектики.

Жилой дом для рабочих - рубленное здание обшитое тёсом. На продольных фасадах имеет крупные ризалиты с выходами.

На этом мы заканчиваем осмотр местных памятников архитектуры и снова возвращаемся по булыжной мостовой.

Вот такое богатое на стариности село мы повстречали в Тверской области. :)
Использован материал второго тома по Тверской области "Свода памятников архитектуры и монументального искусства России"

День 2. Часть1. Валдай - Мшенцы - Лыкошино
70 км; 2 часа пути
Общий хронометраж:
  • 8:00 - 8:30 - завтрак
  • 8:45 - 9:00 - Валдай - Иверский монастырь
  • 9:00 - 12:00 - Иверский монастырь
  • 12:00 - 13:45 - Иверский монастырь - Мшенцы - Лыкошино

Я решил несколько изменить алгоритм поиска достопримечательностей по пути. С одной стороны, это связан с тем, что, свернув с Ленинградки я попадаю в те места, где я никогда не проезжал. С другой стороны - в предыдущих записях я пропустил Тверь и понимаю, что там немало интересного, а график маршрута уже и так сбился.

Теперь я одновременно иду по карте Яндекса и Wikimapia . В Европе, соответственно, переключусь с Яндекса на Гугл . Затем делаю второй проход и все встреченные населённые пункты ищу в блогах на предмет комментариев и фотографий.

При этом я чётко чувствую, что объём работы вырос радикально и надо себя загонять в какие-то разумные рамки, чтобы это не превратилось в недвижимую махину.

Ещё одно впечатление от этого моего проекта - я очень жалею, что не умею читать карты, как это делают географы с аэрофотосъёмкой и спутниковой съёмкой. Всякие там особенности местности, рельеф и всё такое прочее. Ну, да и ладно - если бы я ещё и в это вникал, то точно никогда не продвинулся по маршруту =)

Утро, после завтрака мы отправляемся в Иверский монастырь. Он расположен посреди Валдайского озера и хотя напрямую до него от Валдая всего 2,5 километра (которые вполне можно пересечь на водном транспорте разного толка), на машине ехать минут 20 - здесь около 10 км дороги.

3. Вид в сторону Валдая через озеро

Да, кстати, на Валдае гостиничные цены не сильно отличаются от стандартных по России, однако можно найти вариант от 1200 рублей за одного человека. Впрочем, я, например, не знал про гостиницу Дома Офицеров в Нижнем Новгороде, а там можно переночевать рублей по 300 за место! В самом центре! Так что может быть что-то подобное можно найти и в Валдае.

Итак, мы приехали в Иверский монастырь. Место крайне живописно и здесь можно и нужно фотографировать. Не забудьте только побеспокоиться оставить специальное пожертвование по этому поводу. Ну и, стандартное правило при фотографировании в религиозных местах - не забывайте о частной жизни и чужом мнении - далеко не всех и не всегда стоит фотографировать, хотя бы просто чтобы не расстроить людей. Впрочем, здесь хватит даже самих только видов.

6. Надвратная церковь во имя Святителя Филиппа митрополита Московского и всея Руси

7.

8. Успенский собор (1656)

9.

10. Надвратная церковь во имя святого Архистратига Михаила

11.

Решение о постройке монастыря было принято после того как Никон стал патриархом. Всего через 12 месяцев, летом 1653-го года, началось строительство. Монастырь успешно существовал около 50 лет, однако в начале XVIII века пришёл в упадок. В совесткое время монастыря не было, а были: трудовая артель, историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом, база отдыха. Я, правда, так и не понял, когда реально был закрыт монастырь - в 1919-м году, когда создали артель, в 1927-м году, или в 1930-м, когда умер епископ Иосиф.

В 1991-м году монастырь передали РПЦ и началась масштабная реставрация, которая была, по большей части, завершена в 2007-м году. Однако работа кипит и сейчас.

Предполагая, что в Иверском монастыре мы оказались в 9 утра и провели там три часа, будем считать, что от Валдая мы отъехали в районе полудня.

14. Озеро Валдайское

После Иверского монастыря наш путь лежит по дороге Р-8, которая тянется от Валдая через Боровичи до Устюжны (Вологодская область). Нам нужно проехать лишь до Боровичей (по пути мы вновь заедем в Тверскую область), где мы свернём на дорогу Р-53, по которой доедем до Любытино. Затем, по дорогам местного значения, мы едем до границы Ленинградской области мы попадаем на Н-3 (Бочево - Боситорогск - Дыми), а там уже и на маршрут А-114, по которому мы доедем почти до самого Волхова.

15. Такие дороги ждут нас на пути в Боровичи

16.

17. Село Шуя заканчивается там же, где и начинается

Почти сразу по пути нам встречается деревня Едно, в которой расположена ферма - она же, по совместительству, агротуристический комплекс. Кроме, собственно, фермы, здесь есть пасека, конюшня, а также столярный цех и пилорама. Продукция фермы - экологически чистая. Да и вообще, на базу "Приют охотника" стоит, пожалуй, обратить внимание: http://hunterhut.ru/

Тверская область

  • Турны - развалины каменной церкви XIX-XX века и развалины деревянной церкви
  • Лыкошино - развалины церкви второй половины XIX века, построенной по проекту Константина Тона
  • Здесь мы ненадолго свернём с дороги (направо в сторону Корыхново), чтобы заехать в Мшенцы и полчаса там погулять
Основная наша цель здесь Мшенские источники. Вообще, в этих краях , однако по пути нам попадётся лишь несколько "гнёзд": сразу на въезде в Тверскую область, в деревне Мишнево, в Мшенцах и потом, уже после пересечения Октябрьской железной дороги - в деревнях Михайловское и Лыкошино (не путать с посёлком Лыкошино =))

19.

20.

21.

22. В память о Рерихе

Кстати, тем, кто хочет узнать, можно ли здесь ездить зимой, рекомендую посмотреть на фото вот в этом блоге: http://evgenymironenko.livejournal.com/116514.html - вполне можно, судя по всему =)

Здесь же рядом есть ещё одна достопримечательность - в соседнем селе Заключье расположена усадьба петербургского архитектора А.С. Хренова. Сосем недавно комплекс построек был ещё в полном запустении, однако теперь новые частные владельцы, судя по всему, решили восстановить здания.

24.

25.

26.

Вернувшись в Лыкошино мы поворачиваем направо, пересекаем железную дорогу и довольно скоро попадаем в Новгородскую область. Неподалёко от Лыкошино, кстати говоря, расположен мемориал (или его подобие) катастрофы поезда Невский Экспресс.

27. Это мы уже в Лыкошино

28. А вот и станция

Про мемориал немного напишу в следующей записи.

Здесь, по правому борту, неподалёку будет озеро Пирос. Можно рассчитывать на живописные виды, которые, в своё время, оценил Н.К. Рерих. В том числе и он обнаружил здесь неолитические стоянки. На берегу есть деревня Пирусс, с церковью середины XIX века, которую в начале 2000-х собирались восстанавливать. В это же озеро, кстати говоря, впадает река Валдайка, с которой мы не раз встречались по пути.

Тут уже и до Боровичей рукой подать!