Биографии Характеристики Анализ

История часов для детей. НОД «История возникновения часов» подготовительная группа

История часов насчитывает тысячи лет.

Самые первые часы на земле - солнечные. Они были гениально простыми: шест, воткнутый в землю. Вокруг него нарисована шкала времени. Тень от шеста, передвигаясь по ней, показывала, который сейчас час. Позднее такие часы делали из дерева или камня и устанавливали на стенах общественных зданий. Затем появились переносные солнечные часы, которые изготавливали из ценных пород дерева, слоновой кости или бронзы. Были даже часы, которые условно можно назвать карманными; их нашли при раскопках древнего римского города. Эти солнечные часики, сделанные из посеребренной меди, имели форму окорока, на котором прочерчены линии. Шпилем - стрелкой часов - служил свиной хвостик. Часы были небольшие. Их вполне можно было бы поместить в кармане. Но карманов жители древнего города еще не придумали. Вот и носили такие часы на шнурке, цепочке или прикрепляли к тросточкам из дорогого дерева.

Солнечные часы имели один существенный недостаток: они могли «ходить» только на улице, да и то на освещенной солнцем стороне. Это, конечно, было крайне неудобно. Видимо, поэтому изобрели водяные часы. По капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени. Много сотен лет такие часы - их называли клепсидрами - служили людям. В Китае, например, ими пользовались 4,5 тысячи лет назад. Кстати, первый будильник на земле тоже был водяным - и будильником, и школьным звонком одновременно. Его изобретателем считают древнегреческого философа Платона, жившего за 400 лет до нашей эры. Этот прибор, придуманный Платоном для созыва своих учеников на занятия, состоял из двух сосудов. В верхний наливалась вода, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя оттуда воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. Причем будильник регулировался в зависимости от времени года. Клепсидры были очень распространены в древнем мире.

Солнечные часы. Песочные часы.

Тысячу лет назад в Багдаде правил халиф Харун ар-Рашид - герой многих сказок «Тысяча и одной ночи». Правда, в сказках он изображен как добрый и справедливый государь, а на самом деле был вероломным, жестоким и мстительным. Халиф поддерживал торговые и дипломатические отношения с правителями многих стран, в том числе и с франкским королем Карлом Великим. Ему в 807 году Харун ар-Рашид сделал подарок, достойный халифа, - водяные часы из позолоченной бронзы. Стрелка могла показывать время от 1 часа до 12. Когда она подходила к цифре, раздавался звон, который производили шарики, падавшие на бронзовый лист.

Одновременно появлялись фигурки рыцарей, которые проходили перед зрителями и удалялись.

Кроме водяных часов были известны еще часы песочные и огневые (чаще всего будильники). На Востоке последние представляли собой палочки или шнуры, сделанные из медленно горящего состава.

Их клали на специальные подставки и над тем отрезком палочки, куда огонь должен был подойти в определенный срок, на нитке низко подвешивали металлические шарики. Пламя подбиралось к нити, та перегорала, и шарики со звоном падали в медную чашку. В Европе для этих целей использовали свечу с нанесенными на ней делениями. В требуемое деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос или просто на пол.

Вряд ли найдется человек, который назовет имя первого изобретателя механических часов. Такие часы впервые упоминаются в древних византийских книгах (конец VI века). Некоторые историки приписывают изобретение чисто механических часов Пацификусу из Вероны (начало IX века), другие - монаху Герберту, впоследствии ставшему папой римским. Он сделал башенные часы для города Магдебурга в 996 году. В России первые башенные часы установлены в 1404 году в Московском Кремле монахом Лазарем Сербиным. Они представляли собой хитросплетения зубчатых колес, канатов, валов и рычагов, а тяжелая гиря приковывала часы к месту. Такие сооружения создавались годами. Не только мастера, но и владельцы часов стремились хранить в тайне секреты устройства механизмов.

Первые персональные механические часы возила лошадь, а за их исправностью следил конюх. Только с изобретением упругой пружины часы стали удобными и безотказными. Первой пружинкой для карманных часов служила свиная щетинка. Ее применил нюрнбергский часовщик и изобретатель Петер Генлейн в начале XV века.

А в конце XVI века было сделано новое открытие. Молодой ученый Галилео Галилей, наблюдая за движением самых разных лампад в Пизанском соборе во время богослужения, установил, что ни вес, ни форма лампад, а лишь длина цепей, на которых они подвешены, определяет периоды их колебаний от ветра, врывающегося в окна. Ему и принадлежит идея создания часов с маятником.

Голландец Христиан Гюйгенс ничего не знал об открытии Галилея и повторил его через 20 лет. Но он изобрел и новый регулятор равномерности хода, что значительно повысило точность часов.

Многие изобретатели старались усовершенствовать часы, и в конце XIX века они стали вещью обыденной и необходимой.

В 30-е годы XX века были созданы кварцевые часы, которые имели отклонения суточного хода около 0,0001 секунды. В 70-х годах появились атомные часы с погрешностью 10" 13 секунд.

В наше время создано множество различных часов. Самые распространенные - наручные.

Современные часы.

Их циферблат все больше становится похожим на приборный щит самолета или, по меньшей мере, автомобиля. Кроме времени суток часы часто показывают месяц, число и день недели. Благодаря водонепроницаемым часам аквалангисты узнают глубину погружения, а также когда закончатся запасы воздуха в баллонах. Иногда на циферблат выводят еще одно показание - частоту пульса. Есть радиоуправляемые часы с солнечным питанием. Они допускают отклонение времени в 1 секунду от астрономического за 150 тысяч лет, автоматически переключаются с учетом сезонного и поясного времени. Созданы наручные часы с вмонтированным телевизором, часы-термометр, измеряющие температуру воздуха или воды, часы-словарь на 1700 слов.

Сложнее, совершеннее стали и современные будильники. Французские механики, например, сконструировали такие, что в заданное время начинают не только звенеть, но и... танцевать: две широкие ножки, на которых установлен механизм, ритмично ударяют по столу; могут отплясывать и чечетку, и твист. Существует будильник для храпящих во сне. Он похож на обычную мыльницу, только в ней находятся не мыло, а микрофон, усилитель и вибратор. Прибор кладут под матрац, и, как только человек всхрапнет больше пяти раз, будильник начинает так трястись, что спящий обязательно со спины перевернется на бок - и храп прекратится. Есть будильник и для лежебок. В назначенное время он нагнетает воздух в положенную под матрац камеру, которая раздувается и... сбрасывает любителя поспать с постели. Словом, изобретательская мысль не дремлет...

Свою обыденную жизнь мы не можем представить без такого мудрого прибора, как часы. Но, гораздо интереснее узнать, как все начиналось. Как появились первые часы на земле?
Вообще, их история длится много столетий, за всю историю своих преобразований часы несколько раз меняли свой образ и форму. Слово «часы» появилось еще в 14 веке. В переводе с латыни это слово означало «звонок». Древние люди умели определять время по движению солнца на небе. Но это время нельзя назвать точным. Определялось оно по нахождению солнца в той или иной части небосклона — на восходе — значит утро, посередине — полдень, закат — соответственно вечер.

Самые первые часы – это солнечные часы. Впервые их начали применять еще в 3500 году до н. э. Принцип их работы заключался в том, чтобы определить время по тени от солнца — ставилась палка, от которой падала тень. Тень указывала на конкретное число на диске, так смотрели время. В 1400 году до н.э. в Древнем Египте появляются водяные часы. Их первое название — клепсирда. Эти часы были сделаны из двух разных емкостей с водой. Уровень в одной емкости был больше, чем в другой. Одна емкость была установлена выше другой, их соединяла труба, по которой вода из этой емкости перетекала в емкость, находящуюся ниже. На емкостях стояли марки, по которым и определяли время, исходя из уровня воды. Водяные часы пользовались всеобщей популярностью и любовь в Греции. Тут же они были более усовершенствованны. Вода из высоко расположенной емкости также капала в емкость, расположенную ниже, из которой поднимался поплавок, с проградуированной палкой, по которой и определяли время.

Также древними греками год был разделен на 12 месяцев, каждый месяц разделялся на 30 равных дней. Таким образом, как мы видим, в «древнегреческом» году было 360 дней. Затем древние греки и жители Вавилона решили разделить день на равные части- часы, минуты и секунды. Сначала день от восхода до заката, был разделен на 12 равных частей. Позже эти части были названы часами. Но оставалась проблема в том, что в разное время года длина ночи была разная. И нужно было урегулировать эту разницу. Поэтому, вскоре сутки стали разделять на 24 часа. Но остается другой вопрос — почему же ночь и день были поделены именно на 12 равных частей? Оказывается, 12 – число лунных циклов в году. Идея же разделить час на 60 минут, а минуту на 60 секунд пришла к людям от шумерской культуры, вообще, цифры в древности играли большую роль во многих культурах.

Самые первые часы с минутной стрелкой появились на свет в 1577 году. Но, все же в них наблюдались некоторые недостатки. Наиболее точными были маятниковые часы, которые изибрели в период с 1656 по 1660 годы. Минусом данных часов было то, что маятник через некоторое время мог остановиться, его заводили снова. На циферблате отображается только 12 цифр, как все мы знаем, поэтому, стрелка должна пройти круг дважды, чтобы отметить сутки. Именно по этой причине, в некоторых странах, были введены аббревиатуры для обозначения времени до полудня (A.М.) и после полудня (Р.М.)
А в 1504 появились наручные часы. Крепились они к руке с помощью нитки. Появились на свет в Германии. Кварцевые часы (кварц- это кристалл), были изобретены только в 1927 году. Это были самые точные часы из всех предыдущих.

Первые часы были… звёздными. По наблюдениям за движением Луны и Солнца в Месопотамии и Египте около 4 000 лет назад возникли методы шестидесятеричной системы отсчёта времени.


Чуть позже такая же система самостоятельно возникла в Мезоамерике - культурной области Северной и Южной Америки, простирающейся от центра современной Мексики до Белиза. Гватемалы, Сальвадора, Никарагуа и северной Коста-Рики.

Все эти древние часы, в которых «стрелками» были лучи Солнца или тени, называют теперь солнечными. Некоторые учёные относят к солнечным часам каменные сооружения-круги по типу Стоунхенджа, обнаруженные в разных частях мира.

Но мегалитические цивилизации (древние, те, что делали сооружения из больших камней, не используя связующий раствор) не оставили после себя письменных свидетельств учёта времени, потому учёным приходится строить и доказывать весьма сложные гипотезы осознания времени как материи и собственно происхождения часов.

Изобретателями солнечных часов называют египтян и междуреченцев, или месопотамцев. Однако первыми посчитали время: разделили год на 12 месяцев, день и ночь - на 12 часов, час - на 60 минут, минуту - на 60 секунд - всё-таки в Междуречье, или Месопотамии, царстве Вавилонии.


Это сделали вавилонские жрецы, используя солнечные часы. Сначала их инструментом были самые простые часы с плоским циферблатом и центральным стержнем, отбрасывающим тень. Но в течение года солнце садилось и вставало по-разному, и часы начинали «врать».

Усовершенствовал древние солнечные часы жрец Бероз. Циферблат часов он изготовил в виде чаши, точно повторяющей видимую форму небосвода. На конце иглы-стержня Бероз закрепил шарик, чья тень измеряла часы. Путь солнца в небе точно отражался в чаше, а на краях её жрец так хитро сделал разметку, что в любое время года его часы показывали верное время. Лишь один недостаток был у них: часы были бесполезны в пасмурную погоду и ночью.

Часы Бероза служили много веков. Ими пользовался Цицерон, их нашли на развалинах Помпей.

Происхождение песочных часов до сих пор не выяснено. Им предшествовали часы водяные - клепсидры и часы огненные. Песочные же, по данным Американского института (Нью-Йорк), могли быть изобретены в Александрии в 150 году до н. э.


Потом их след в истории исчезает и появляется уже в раннем Средневековье. Первое упоминание о песочных часах в эту пору связано с монахом, служившим в соборе Шартре (Франция) с использованием песочного хронометра.

Частотные упоминания песочных часов начинаются примерно с XIV века. Большинство их - об употреблении часов на кораблях, где применять или огонь как измерители времени просто невозможно. Движение судна не влияет на движение песка между двух сосудов, как не влияет и изменение температуры, потому песочные часы - у моряков: склянки - показывали более точное время в любых условиях.

Существовало множество моделей песочных часов - огромных и крошечных, служивших для разных хозяйственных нужд: от свершения церковной службы до измерения времени, нужного для приготовления выпечки.

Применение песочных часов пошло на спад после 1500 года, когда начинают активно использовать часы механические.

Сведения по этому вопросу противоречивы. Но большинство учёных склоняется к тому, что первыми создали механические часы в 725 году н. э. китайские мастера Лян Линцзань и И Син, жившие в правление династии Тан.


Они использовали в часах жидкостный анкерный (спусковой) механизм. Их изобретение усовершенствовали мастера Чжан Сисунь и Су Сун империи Сун (конец Х – начало XI века).

Однако позже в Китае технология пришла в упадок, зато была освоена арабами. По всей видимости, именно от них жидкостный (ртутный) анкерный механизм стал известен европейцам, которые с XII века начинают устанавливать башенные часы с водяным/ртутным спусковым механизмом.

Следующим часовым механизмом становятся грузы на цепях: колёсную передачу приводит в движение цепь, а регулирует шпиндельный ход и балансир фолио в форме коромысла с двигающимися гирями. Механизм был весьма неточен.

В XV веке появляются устройства с пружинным ходом, что позволяет сделать часы маленькими и использовать не только на башнях, но и в домах, носить в кармане и даже на руке.

Точных данных об изобретении нет. Одни источники называют 1504 год и жителя Нюрнберга Питера Генлейна. Другие связывают появление наручных часов с именем Блеза Паскаля, который просто привязал карманные часы на запястье с помощью тонкой верёвки.


Появление их относят и к 1571 году, когда граф Лестер подарил королеве Елизавете I браслет с часами. С той поры наручные часы стали аксессуаром женским, а у английских мужчин вошло в ход высказывание, что лучше уж носить юбку, чем часы на руке.

Есть и ещё одна дата - 1790 год. Считается, что именно тогда швейцарская фирма «Жаке Дроз и Лешо» выпустила первой наручные часы.

Кажется, всё, что связано с часами, каким-то таинственным образом скрывается не то временем, не то историей. Это справедливо и для электронных часов, на изобретение которых сразу несколько претендентов.


Самой же вероятной кажется «болгарская версия». В 1944 году болгарин Петыр Димитров Петров уезжает на обучение в Германию, а в 1951 году - в Торонто. Талантливый инженер становится участником программ НАСА, а в 1969 году, используя свои знания космических технологий, создаёт начинку для первых электронных часов «Пульсар».

Часы выпускает Hamilton Watch Company, а авторитетнейший часовой эксперт Г. Фрайд называет их появление «самым значительным рывком вперёд с того времени, как в 1675 году изобретена волосковая часовая пружина».

Марина Герасимова
НОД «История возникновения часов» подготовительная группа

НОД "История возникновения часов " в подготовительной группе

Программные задачи.

Образовательные :

Познакомить детей с циферблатом часов . Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов , о принципах их работы, их роли в жизни человека. Активизировать словарь, совершенствовать навыки речевого общения.

2.Развивающие :

Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Материал к занятию :

Ноутбук, проектор, презентация «История часов » », магнитофон, музыкальная запись, цветные карандаши, листы белой бумаги, макет часов с движущимися стрелками.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение книг, беседы, загадывание загадок, экскурсия в библиотеку.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Мы с вами большая, дружная семья, давайте передадим наше тепло друг другу обнявшись. Давайте друг другу улыбнемся.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, а куда,вы должны отгадать загадку :

Мы ходим ночью, ходим днём,

А всё же с места не сойдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, узнали нас. (Часы)

Что это такое? (Это часы)

Правильно, это часы. Сегодня мы отправляемся на планету времени. Все готовы? Отправляемся. Встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. Представьте себе свой полет, посмотрите сколько звезд, сколько разнообразных планет, как безупречно красиво небесное пространство (звучит космическая музыка) .

Вот мы с вами и добрались. Посмотрите, какая необычная планета. Это планета времени (слайд1)

Как вы думаете о чем мы с вами будем рассуждать (о часах)

Сейчас я вас познакомлю с историей часов .

Давным - давно, когда не было часов , люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. (cлайд 2)

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, - это солнечные часы. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень , отбрасывающий тень на циферблат (слайд 3)

–Угадайте, а это что за часы?

Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? (ответы детей) (Слайд 4)

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, скоро утро! хватит спать!

Это часы-петух.

Посмотрите, какие необыкновенные часы – цветы. (слайд 5) . Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время.

А это, водяные часы (слайд 6)

В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

- (Слайд 7)

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок , ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Эти часы назвали песочными.

Жизнь не стоит на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные часы, наручные, настенные (слайд 8)

Как вы думаете, зачем людям нужны часы? (ответы детей)

Чтобы было, если люди не знали времени? (ответы детей)

Динамическая пауза.

- А теперь давайте отдохнем :

Тик-так, тик-так.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (наклоны вправо - влево)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (приседания, показ избушки – руки над головой)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (вращение туловища вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой . (вращение туловища влево)

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)

А бывают, что спешат,

Словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (дети останавливаются,

Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Дети подходят к столу,на котором размещены : корпус, циферблат с цифрами; стрелки; часовой механизм ; часы.

Воспитатель (берет в руки часы) :

Из каких частей состоят часы?

(Ответы детей)

Правильно, у всех часов есть корпус , есть циферблат. На циферблате размещены цифры.

- Воспитатель : Каким образом они расположены?

Ответы детей : (по кругу, по порядку) .

Что будет, если цифры перепутать? (ответы детей) .

Игра «Собери часы»

- Воспитатель : Молодцы! Все с работой справились. А теперь я предлагаю вам придумать свои часы или нарисовать те, которые вам понравились больше всего. А кто-то может и придумает свои часы будущего. А прежде чем мы начнем, давайте разомнем наши пальчики.

Разминка для рук.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Дети рисуют (под музыку)

Вот наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали (ответы детей)

Давайте с вами рассмотрим ваши работы (Анализ детский работ)

Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов ? (Дети рассуждают) .

Чем вам было интересно на планете времени? (ответы детей)

Что было трудно? (ответы детей)

В следующий раз мы отправимся с вами на другую планету, где много интересного.

Данный материал поможет родителям, учителям и воспитателям познакомить детей с часами, научить ребенка определять время по часам, узнать историю часов и узнать другие интересные подробности о часах.

Что же такое время?

Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении - от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой - рекой времени.

Давайте немного поразмышляем о времени.

Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает?
Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: "Счастливые часов не наблюдают".
Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. "Скучен день до вечера, если делать нечего" - заметили люди.
Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь". Почему так говорится? - Да потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.
Знаете ли вы, что такое время? Оно невидимо и неосмысленно. Время неостановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед.
Прочитайте сказку о мальчике и времени - сказка "Время и малыш".

Время и малыш
Сказка про время

Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие кусты роз и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его камешками.
Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы - настоящий человек!

Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится в прекрасного юношу. Много девушек станут сохнуть по нему. Но он выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них родятся дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.

"Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! - думало Время. - Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она превратилась в старуху".

Камеристка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.
Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.

Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!
Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его блестели слезы, ему было жалко старую королеву.

Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.
- Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке не стал стариком?

Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.
Время так и сделало.

Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.
- На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно три прозрачные капли. Посмотришь, что будет!

Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке. Светило солнце, на площадке играли дети.
Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости. Они попали ему на головку.

Ай! Пошел дождь! - воскликнул ребенок.
- Нет никакого дождя, тебе просто показалось, - заметила его подруга, и они продолжали играть.

Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался таким же.

Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.

Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый. Время снова присело на скамейку и глубоко задумалось: "Что же ждет моего любимца? Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.
Как много всего интересного пройдет мимо него!

Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и состоит ее великая мудрость!"

Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил с кровати и не узнал себя: его пижама тала ему совсем мала, а ноги не влезали в тапочки.
- Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!

Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.

Т. А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие

Прежде чем объяснять ребенку как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:
Что такое сутки?
Что такое по часовой стрелке и против часовой стрелке?
История часов или какие бывают часы?

Что такое сутки?

Поговорите с ребенком о сутках.
Знаете ли вы, из чего складываются сутки?
Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Знаете ли вы, что такое глобус и как он выглядит?
Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси.

На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.
Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь.

Крестяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.
Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".

Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.

Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.

Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.

И в кроватках до утра
Засыпает детвора.

Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.

Можно ли разделить сутки на четыре части?

Конечно, можно! Давайте поговорим о четырех частях суток: утре, дне, вечере и ночи.
Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Чтобы образно предствить эту картинку, послушайте стихотворение "Утренние лучи",

Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: "Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!"

Луч второй упал на зайку,
Встрепенулся вмиг косой,
Поскакал он на лужайку
За росистою травой.

Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!

На насесте, наверху
Пробудился петушок.
ОН запел: "Ку-ка-ре-ку",
Поднял алый гребешок.

Луч четвертый поднял пчел.
Им сказал: "Цветок расцвел!"

Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене
И шепнул: "Пора вставать".

Давайте вспомним, что мы делаем утром?

Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.
После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше - в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день
День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки.

Что мы делает по вечерам?

Собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
На смену вечеру приходит ночь - время суток, предначначенное для сна.

Послушайте колыбельную песню.

Стали звездочки ясней,
Засыпай, сынок, скорей.

Может быть, тебе приснится
Яркое перо жар-птицы
Или аленький цветок.
Засыпай скорей, сынок!
В темном небе месяц светит,
Словно цветик-семицветик.
Звездный хор поет: "Бай-бай!"
Спи, сыночек, засыпай!

Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, темных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта - дни и ночи равны.

Послушайте стихотворение "Столько ж света, сколько тьмы!"

Идет красная девица,
Несет в ведрах не водицу.

Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.

Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!

Вопросы и задания:

1. Сколько часов в сутках?
2. На какие две части можно разделить сутки?
3. На какие четыре части можно разделить сутки?
4. Какое время суток самое светлое?
5. Какое время суток самое темное?
6. Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.
7. Что такое равноденствие?

Что такое часовые стрелки

ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ И ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ

Спросите ребенка видел ли он часы: настенные или напольные, наручные или часы-будильники. Покажите ребенку красивые часы и внимательно их рассмотрите. Но прежде спросите, зачем нужны часы?

Часы - это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим узнать, который час.

Круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит ровно один час. Эта стрелка называется часовой.

Расскажите стихотворение "Часовая стрелка".

Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.

В каком же направлении движется часовая стрелка?

Приглядитесь к ее движению на часах, посмотрите на рисунок. Движение в указанном направлении называется движением по часовой стрелке.

У часов есть еще одна стрелка. Она длиннее, тоньше часовой и движется в 60 раз быстрее. Пока часовая стрелка пройдет один полный круг по циферблату, минутная пробежит 60 кругов. Ведь в одном часе ровно 60 минут!

Расскажите стихотворение о минутной стрелке.

Минутная стрелка -
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка -
Длинна ты и быстра!
Отсчитывать минутки -
Это ведь не шутки!

Посмотрите-ка на часы! В каком направлении двигается минутная стрелка?

В том же, что и часовая. Движение минутной стрелки совпадает с направлением движения часовой стрелки.
Включите медленную музыку. Возмитесь за руки, медленно идите по кругу по часовой стрелке и декламируйте хором.

Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдем с тобой.
Тик-так, тик-так -
Мы идем за шагом шаг!
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!
Музыка звучит быстрее.

А теперь, ускорьте шаг, побегите за стрелкой минутной. Бегите по кругу и проговаривайте:

За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!

А теперь, вместе махните правой рукой по часовой стрелке и проговаривайте:

Дружно махнем
Правой рукой
Мы по стрелке Часовой!

Какое движение называется движением против часовой стрелки? Это движение в противоположном направлении. Посмотрите на рисунок.

Снова возьмитесь за руки и не спеша пойдите против часовой стрелки, проговаривая.

Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье,
Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!

А теперь возьмите в левую руку разноцветные флажки и махните ими против часовой стрелки.

Прочтите стихотворение "Балерина".

Кружится и кружится
По сцене балерина.
Юбочка из кружева,
Из шелка - пелерина.
Как она порхает -
Воздушна и легка!
Порой напоминает
Большого мотылька.
Балерина кружится
Под напев живой.
Балерина кружится
По стрелке часовой!

Вы заметили и поняли, что направление движения по часовой стрелке - это движение направо, а против часовой стрелки - налево.

Расскажите сказку "Как мышка Хитрушка мышат времени научила"

Как мышка Хитрушка мышат времени научила

Сказка про время
Жила-была девочка Таня. Совсем большая, умница, все знает,
а вот время сама по часам определять не умеет. А ведь скоро школьницей станет.
Как же так? Помнит Таня, что ровно в три часа дня ее любимый
мультфильм показывать будут. Да не просто мультфильм, а длинный, очень интересный мультсериал. Каждый день по одной серии.
После обеда Таня начинает к бабушке приставать:
- Бабуля, скажи, сколько сейчас времени?
Бабушка наденет очки, посмотрит на ходики, которые висят] на стене на кухне, и ответит внучке:
- Сейчас четверть третьего.
- А через сколько минут будет три часа? - допрашивает Таня.
- Через сорок пять минут, - отвечает бабушка.
- Бабуленька, миленькая, - ласковым голоском подлизывается
к бабушке Таня, - включи мне, пожалуйста, телевизор без пяти минут три. Я боюсь пропустить мультик про ворону-говоруху - вредную старуху.
- Ладно! Включу, если не забуду, - соглашается бабушка.
- А я тебе напоминать стану, вот ты и не забудешь! - радостно отвечает Таня.
- Эх, Таня, Таня! - замечает бабушка с упреком. - Ты ведь большая девочка, а времени по часам определять не умеешь. Не дело это!
Попрошу твоего папу, чтобы в выходные он занялся с тобой и научил тебя часам.
- Хорошо! - обрадовалась Таня. - Я и сама хочу научиться по часам определять. Тогда ни к кому приставать не буду. Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
- Вот и молодец! Я уверена, у тебя все получится, ведь цифры ты давно выучила, - похвалила бабушка внучку.
Между прочим, в Таниной квартире в каждой комнате есть часы. И везде разные. На кухне висят старинные ходики с маятником и кукушкой. Деревянная кукушка живет в уютном домике. Каждые полчаса она выглядываем из оконца и кукует звонко и весело: "Ку-ку", напоминая, что прошло полчаса. У папы в кабинете на письменном столе стоят массивные бронзовые часы. Папа привез их из Испании, когда ездил в эту страну в командировку. У них не громкий, мелодичный бой. У дедушки есть маленький и пластмассовый будильник, дедушка всегда заводит его, когда нужно рано вставать и ехать с друзьями на рыбалку.
В спальне тоже стоят часы, они бело-розовые, фарфоровые, украшенные ангелочками, и помещаются на столике у кровати. Есть часы и в детской комнате, на них разные зверюшки нарисованы. Да что толку в том, что часов в доме много! Определять-то время Танюша пока по ним не умеет.
Но вот в воскресенье, когда у папы выходной, он позвал дочку:
- Танечка, будем с тобой часы изучать. Принеси свои карандаши и фломастеры.
- Хорошо! - согласилась девочка.
Папа тем временем разложил на письменном столе большой лист картона и принес с кухни обычный стакан. Еще достал из ящика письменного стола ножницы и линейку!
- Принесла карандаши и фломастеры? - спросил он Таню. - Принесла! - ответила та.
- Ну и замечательно! - похвалил Таню папа. Он взял стакан, поставил его вверх дном и очень аккуратно обвел простым карандашом. - Видишь, у нас получился ровный круг - это циферблат. Попробуй и сама нарисовать такой же круг.
Таня попробовала, и у нее получилось. А надо вам сказать, что мышка Хитрушка, которая обычно пряталась в норке, высунула своей черный любопытный носик, потом вылезла из-под ковра и стала наблюдать за папой и дочкой. Вы можете удивиться и спросить, зачем ей это было нужно?
Дело в том, что Хитрушка давно мечтала научить своих малышей определять время по часам. Ведь это очень удобно! Вот, например, бабушка ложится отдохнуть после обеда всегда в одно и то же время. Можно выглянуть из норки и узнать, сколько времени. Значит, сейчас на кухне никого нет! А в буфете много вкусных вещей: печенья, сушек, сухариков. Под столом можно найти кусочек сахара и даже сосиски. Бабушка отдыхает целых два часа. Значит, посмотрев на часы, можно узнать, когда пора прятаться в норку.
- Итак, - начал папа свою лекцию. - Давай, Танюша, возьмем ножницы и аккуратно вырежем оба кружочка-циферблата. Сначала я, а теперь ты.
Когда кружочки были вырезаны, папа с помощью линейки и карандаша разделил их ровно на четыре части. Он провел горизонтальную и вертикальную линии. Написал черным фломастером на самом верху вертикальной линии цифру 12, а в самом низу цифру 6.
Слева на горизонтальной линии он написал цифру 9, а справа 3.
Таня сделала все в точности, как папа. ’
Потом папа расставил все остальные цифры, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот, что получилось у папы и дочки.
Хитрушка внимательно наблюдала за ними и старалась получше все запомнить.
Потом папа нарисовал две стрелки. Одну короткую потолще, другую длинную и тонкую. И вырезал их.
- Короткая стрелка - часовая. Она показывает часы, а длинная,- минутная. С ее помощью мы узнаем минуты.
Таня тоже сделала две стрелки и раскрасила их в синий цвет. У Танюши цифры на циферблате и стрелки были темно-синие, а у папы - черные.
Наконец папа взял иголочку и прикрепил стрелки к самому центру циферблата - Таня не отставала от папы.
- Вот у нас почти готов макет часов, - довольным голосом заметил папа.
Он научил дочку, как обозначить минутки, и объяснил, что пока короткая часовая стрелка двигается медленно, проходит один час, быстрая минутная стрелка успевает обежать циферблат 60 раз, ведь в одном часу ровно 60 минут.
"Ага! - смекнула Хитрушка. - Я и не знала, что в одном часе ровно 60 минут. Это надо запомнить".
Потом папа объяснил дочке, как определять время:
- Вот представь себе, что короткая стрелка стоит ровно на цифре 9, а длинная на 12. Значит часы показывают 9 часов. А теперь поставь короткую стрелку на циферку 4, а длинную на 12. Сколько времени показывают часы?
- Четыре часа, - бойко ответила девочка.
- Умница! - похвалил ее папа. - Ну на сегодня, я думаю, достаточно, - заметил он. - Завтра мы продолжим наши занятия с часами.
Бабушка позвала всех на кухню ужинать.
Когда папа и Таня ушли из комнаты, Хитрушка стянула со стола лист бумаги, на котором девочка тренировалась расставлять часы, и утащила его в норку. Позвала мышат: Резвушку, Храбрика, Малышку, Смысленыша и стала объяснять им все, что запомнила сама. Сообразительные мышатки-детки скоро все поняли.
На следующий день папа продолжил занятия с девочкой, и скоро она бойко и правильно отвечала на его вопросы.
А Хитрушка тоже внимательно слушала папины уроки, чтобы потом научить времени и своих ребятишек-мышек.
- Ура! - радостно закричала в конце урока Таня. - Я теперь знаю, сколько времени. Вот сейчас десять минут восьмого! Правильно, папочка?
- Правильно! Молодец! - похвалил дочку папа.
- Теперь я не буду больше приставать ни к маме, ни к тебе, ни к бабушке с дедушкой. Не буду надоедать им вопросом: "Сколько времени?" Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
Кстати, и умная Хитрушка научила мышат узнавать время по часам.
Мышонок выглянет из норки, посмотрит на ходики и сразу узнает, когда бабушка уйдет из кухни отдыхать, а Таня смотреть свой любимый мультфильм.

Послушайте стихотворение.

Время по часам
Я уже большой, я сам
Узнаю время по часам.
Посмотрю на циферблат
И отправлюсь в детский сад.
Спрашивать не стану деда,
Долго ль ждать еще обеда?
Научить могу и вас
Узнавать, который час!

Вопросы и задания:
1. Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение по часовой стрелке. Стрелку раскрасьте красным фломастером, круг - желтым.
2. Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение против часовой стрелки. Стрелку раскрасьте синим фломастером, кружок - красным.
3. Раскрасьте цветик-семицветик. Первый лепесток - красный и дальше по часовой стрелке: оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Т. А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие.

История часов или какие бывают часы?

История часов для детей

Давайте поговорим о разновидностях часов.

Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? - Такой прибор называется часами.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, - солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень - на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными, часы, висящие на стене, - настенными.

Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Послушайте стихотворение "Часы с боем".

Жила-была старушка
(Давно уж на покое),
И были у старушки
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" -
Отбивали каждый час,
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет!
Говорят часы со мной,
Я люблю их нежный бой.

Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!
Хоть немного он печальный,
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели.
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали,
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою,
(А ведь это же не шутка!)
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали:
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик -
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело!
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку,
А часы - любовь и ласку!"
Поменял пружинку он.
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!",
Ожививший целый дом!

Какие часы "умеют куковать"? - Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок - серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный).

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы - атомные.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?
В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз - примерно в четыре часа утра.

Послушайте об этом стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки - зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики - это часы луговые.. А вот кувшинки - часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Вопросы и задания:

1. Что такое часы?
2. Какие старинные часы вы знаете?
3. Какие виды часов вам знакомы?
4. Какие виды часов относятся к домашним?
5. Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?
6. Расскажите о Кремлевских курантах.
7. Какие "природные" часы вы знаете?

Т. А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие.

Какими предметами ты пользуешься утром, днем, вечером, ночью?
Раскрась кружочки около них (если утром - в желтый, днем - в красный, вечером - в зеленый, а ночью - в синий цвет)
Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром?
В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы?
Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
Скажи наоборот: утро-..; день -..; восток -..; север -...
Найди лишнее слово: Солнце, звезда, Луна, дождь, Венера, комета.
Мы говорим: здравствуй, привет,... (продолжай), до свиданья, до скорого... (продолжай)

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

На некоторых циферблатах есть и третья стрелка. Она называется секундной и обозначает секунды. 60 секунд - это 1 минута.

Вопросы и задания:

1. Из чего состоит час? (из минут).
2. Сколько в часу минут? (60).
3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
4. Расскажите о стрелках часов.
5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т. д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
7. Посчитай, сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
9. Сколько минут содержится в половине часа?
10. Сколько минут содержится в четверти часа?
11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
12. Почему говорят: "Время дороже золота"?

После того, как вы прояснили, что такое час, минута и секунда, переходите к следующим понятиям времени: неделя, месяц и год.

В статье использовались материалы:

1. Т. А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие
2. Г. П. Шалаева "Меры времени, длины, массы, стоимости". Маленький гений

Сама статья в форума о раннем детском развитии.

Девчонки, стала по этому материалу учить с сыном время, хочу сказать успехи есть отличные! Потом добавлю материал про неделя, месяц и год.