Биографии Характеристики Анализ

История человечества. С древнейших времен по VI век до нашей эры

Пустыня Кызылкум, окружающая оазис Хорезма, - странная пустыня. Среди барханов, на вершинах пустынных скал в отрогах Султануиздага - повсюду встречаются следы человеческой деятельности. Остатки древних каналов, пунктиром тянущиеся на десятки километров, руины крупных поселений и городов. Сегодня этот мир мертв. Величественные сооружения древнего Хорезма захватили вороны, ящерицы и змеи. Кажется, что ты в заколдованном царстве, в стране материализовавшихся миражей...

Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях Амударьи.

Первые упоминания о Xорезме (что а переводе означает «Земля солнца»), встречаются в Бехистунской надписи Дария I и священной книге зороастризма - «Авесте». В середине 6 в. до н. э., Xорезм вошел в состав Персидского государства Ахеменидов. Ко времени Александра Македонского Xорезм был независимым государством. В 4-3 вв. до н.э. Xорезм переживал экономический и культурный подъем: совершенствуются оросительные системы, строятся города, развиваются ремесла и искусство. Господствующей формой религии был зороастризм. Территорию древнего Хорезма часто называют "среднеазиатским Египтом". И, надо сказать, это весьма подходящее сравнение. Не много в мире найдется мест, где на сравнительно небольшой территории было бы сконцентрировано такое количество памятников древней архитектуры. Одних только крепостей насчитывается здесь более десятка. И так же, как египетские пирамиды, они ошеломляют человека, впервые оказавшегося в непосредственной близости от них.

У стороннего наблюдателя или путешественника сразу же рождается множество вопросов: как древние строители при отсутствии какой-либо строительной техники могли возвести все эти грандиозные сооружения? Благодаря чему многие постройки сохранились до наших дней?А ведь возраст большинства из них - две тысячи лет. Некоторые древние крепости выглядят так, будто были покинуты своими обитателями совсем недавно. И удивительно то, что, несмотря на свою величественность и хорошую сохранность, о самом существовании этих крепостей сегодня известно только узкому кругу специалистов. Может быть, еще и потому они так хорошо сохранились, что расположены в стороне от наезженных дорог и добраться к ним без помощи местных историков весьма и весьма затруднительно. Выбор места для строительства крепостей и по сей день составляет одну из историко-географических загадок древней Средней Азии. Каких только теорий не выдвигалось на сей счет! Принято считать, что люди всегда стремились жить поближе к воде. Но в тех местах, где находятся крепости, вода была труднодоступной. В то же время близ Амударьи нет ни одного крупного оборонительного сооружения. Возможно, это объясняется тем, что древние обитатели Хорезма стремились возводить крепости на естественных возвышенностях, а по берегам Амударьи они почти не встречаются.

Проблему водоснабжения хорезмцы решали с помощью многокилометровых оросительных каналов. Какова протяженность этих сооружений, точно неизвестно, но масштабы древнего строительства сравнимы разве что с ударными социалистическими стройками наподобие Беломорканала. Вероятно, для рытья каналов в пустыне были привлечены тысячи людей, трудившихся день и ночь. Кроме того, для сооружения крепостей требовалось доставлять к местам работ строительный материал - речной песок и глину, необходимые для производства сырцового кирпича. До сих пор непонятно, как удалось древним прорабам наладить снабжение, но факт остается фактом - речные песок и глина бесперебойно поступали за десятки километров. Можно представить себе эти тянущиеся по пустыне караваны! И результаты работы хорезмцев потрясают. Взять хотя бы грандиозный комплекс Топрак-Кала (Земляной город), стены которого тянутся более чем на километр. Это был целый город, в котором историки насчитали не менее десяти кварталов.

Город начал возводиться в 1 веке нашей эры. Так как строился он на равнине, для защиты от нападений его непременно должна была окружать высокая стена. И она была сооружена. Высотой до 10 метров! Только представьте себе масштаб строительства: сотни людей участвовали в насыпных работах, а параллельно с этим на самом высоком месте возводился еще и красавец замок. Другая, не менее величественная крепость Кызыл-Кала (Красный город) защищала рубежи государства в 1-12 веках. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры (65 на 65 метров), она была крепким орешком для врагов. Двойные стены толщиной восемь метров поднимались в высоту на 15 метров. Внутри крепость была двухэтажной, при этом первый этаж начинался с 4-метрового цоколя, дабы стенобитные орудия не смогли открыть доступ нападавшим во внутренние помещения.

Место для строительства крепости выбиралось особо тщательно. Как мы уже отметили, предпочтение отдавалось возвышенностям, но существовала еще и такая традиция. Где-нибудь поблизости от предполагаемого места строительства ловили и убивали дикое животное, и если древние эскулапы находили у него признаки какого-то заболевания, стройку не начинали, справедливо полагая, что такой же недуг может постичь и поселившихся здесь людей. Пожалуй, наиболее удачное место было выбрано для строительства крепости Аяз-Кала (Город на ветру). Преодолеть крутой подъем к естественной возвышенности с крепостью на вершине трудно даже налегке.Это классическое хорезмское пограничное сооружение. Его стены обращены по сторонам света, а вход обязательно устроен с южной стороны. Объяснение данной особенности очень простое. Преобладающий в этих краях южный ветер выдувал из крепости пыль и мусор. В то же время вход в крепость не представлял собой этакий проходной двор. В плане каждой хорезмской крепости обязательно присутствовал привратный лабиринт - своего рода крепость в крепости. Попадая сюда, нападавшие оказывались в ловушке и получали ожесточенный отпор.

Историки предполагают, что крепость Аяз-Кала была возведена в 4-3 веках до нашей эры, но, как ни странно, скорее всего никогда не использовалась по своему прямому назначению. Более того, есть мнение, что по какой-то причине крепость не была достроена. Археологи не обнаружили здесь ни одного свидетельства обитания людей, зато нашли много заранее заготовленного, но неиспользованного строительного материала. И тем не менее эта крепость, простоявшая много веков, кажется покинутой совсем недавно. Ее суровые серовато-розовые сырцовые стены с узкими щелями стреловидных бойниц, грозные башни, круглые и стрельчатые арки порталов и сегодня выглядят устрашающе. С вершины Аяз-калы открывается вид на одноименное озеро Аязколь, вода в котором настолько соленая, что и летом кажется покрытой ледяной коркой. На севере едва заметен у горизонта силуэт следующего замка Кырккыз-Кала, где археологи нашли удивительное захоронение по обряду древних огнепоклонников - очищенные солнцем и хищными птицами части человеческого скелета были помещены в керамический кувшин - хум в форме женской головы. Грандиозные развалины овеяны многочисленными легендами и сказаниями. В народе и сейчас ходят поверья, что во многих крепостях скрыты подземные ходы, охраняемые злыми силами, и что всякий, кто попытается искать здесь неисчислимые сокровища, должен погибнуть. К счастью, ни одного случая трагической смерти среди археологов за все годы исследований отмечено не было. Что же касается "неисчислимых сокровищ", то ученые не отрицают возможности будущих сенсационных открытий. Дело в том, что из многочисленных сооружений древнего Хорезма на настоящий момент исследована в лучшем случае половина. Например, та же крепость Кызыл-Кала - полностью нетронутый объект. Странно, но до сих пор о древнем Хорезме историкам известно очень немногое. Летопись мертвых городов этого государства пестрит нерасшифрованными страницами, которые обязательно рано или поздно будут прочитаны. Есть пример: трудно поверить, что еще в начале 19 века науке было мало известно о древней истории Египта, Вавилона, Ассирии, а сейчас мы знаем о прошлом этих могущественных империй довольно много. Возможно, и история древнего Хорезма со временем приоткроет свои тайны.

Амфора, стиль "гадра", IV-III века до нашей эры (феодосийский музей древностей)

Наибольшую активность в освоении северо-причерноморских побережий проявил город Милет, находившийся на юго-западном побережье Малой Азии (эта область называлась Ионией) и заселенный греками-ионийцами (одна из групп эллинских племён). Он развивался весьма интенсивно, здесь быстрее, чем в других формирующихся полисах, созрели внутренние предпосылки для колонизации, кроме того, с середины 7-го века до нашей эры малоазийские греческие города страдали от агрессии восточных государств - Лидии, Мидии, а в 6 веке до нашей эры - Персии.

Первая половина - середина 6-го века до нашей эры - время наиболее активного оседания жителей Ионии за пределами своей родины. Греческий писатель Арриан называл Феодосию "древним эллинским городом, ионийским, колонием милетян". В Феодосии найдены фрагменты чернофигурной керамики и терракотовые статуэтки из Эллады, изготовленные не ранее второй половины 6-го века до нашей эры. Наиболее вероятное время основания Феодосии - около середины 6-го века до нашей эры.

Следующая волна колонистов приходится на рубеж 6-5 веков до нашей эры. Она связана с антиперсидским восстанием греческих городов Ионии, возглавленным Милетом и завершившимся поражением. Вполне вероятно, что тогда в Феодосию прибыла ещё одна партия переселенцев из Ионии.

В первой половине 4 в. до н. э. город вошел в состав Боспорской державы и получил новое имя - Феодосия - "Богом Данная". Имя города "Феодосия" мы впервые встречаем в источниках 4-го века до нашей эры - произведениях античных авторов, надписях Боспорского царства и на монетах, которые чеканил город.

Очень важно замечание древнего грамматика Ульпиана: "Феодосия - местечко Боспора . Имя торжищу дано или от сестры, или от жены: об этом существует разногласие". Многие исследователи считают, что речь идёт о сестре или жене боспорского правителя Левкона 1, который, как мы увидим далее, завоевал независимое Феодосийское государство и присоединил его к своим владениям. Это печальное событие произошло в первых десятилетиях 4-го века до нашей эры. Отсюда следует, что раньше город имел другое имя. Какое?

Когда Феодосийское государство было независимым, оно выпускало монеты с надписями: "феодео" или "феодос".Это сокращённое слово, возможно, от мужского имени Теодеос, в состав которого входит слово "тео" (божество). Заметим, что на лицевой стороне ранних феодосийских монет отчётливо видна мужская голова. Известно, что греки нередко называли свои колонии именами их основателей (ойкистов), а после смерти чтили их как героев. Похоже на то, что и колонисты, осевшие на побережье Феодосийского залива, назвали свой город в честь его основателя, а в дальнейшем поместили его портрет (с лентой на голове, как признаком героизации) на своих первых монетах.

--

Когда Левкон 1 присоединил город к своему царству, он, по-видимому, переименовал его, назвав Теодосией (Феодосией), то есть Божьим даром. Нельзя не заметить, что новое название близко по звучанию к старому, не исключено, что таким способом боспорский царь старался вызвать расположение к себе своих новых подданных. Кроме того, Левкон чувствовал себя как бы вторым основателем города: в 4 веке до нашей эры, после присоединения к Боспору, Феодосия переживает период расцвета.

Для Левкона же и его преемников такое приобретение, как Феодосия, действительно стало "божьим даром": за её счёт обогащались царское семейство и многие деловые люди на Боспоре. Весьма вероятно, что под божеством в новом названии города подразумевался Аполлон, который, во-первых, считался у греков покровителем колонистов, а во-вторых, являлся верховным божеством на Боспоре. Феодосийские монеты с изображением, возможно, Аполлона и надписью "феодос", отражавшей уже новое название города, могли быть отчеканены вскоре после его присоединения к Боспору. Легенды двух последующих монетных выпусков - "феудо" и "феу" - также представляют новое имя города - Феодосия.

25.07.2016

Археологи Грузии в 2015 году обнаружили надпись на алтаре во время раскопок на горе Граклиани, около поселка Игоети, в 40 километрах от Тбилиси. Сначала возраст надписи предположительно оценили как 7-8 век до нашей эры.

Теперь дата установлена максимально точно. Лаборатория в США подтвердила, что надпись сделана в конце 11-го начале 10 века до нашей эры.

«Мы взяли отсюда три пробы, они были отправлены в бета-лабораторию Майями. И на днях мы получили совершенно сенсационный ответ – что эта надпись была сделана или в конце 11-го века или в 10-м веке до нашей эры», - заявил журналистам руководитель археологической экспедиции Тбилисского государственного университета, профессор Вахтанг Личели.
По его словам, это означает, что реально письменность на территории Грузии появилась три тысячи лет назад. «Раньше мы считали, что это произошло 1500 лет назад, а теперь эти данные изменились и научно подтверждены», - отметил руководитель экспедиции. По его словам, надпись пока не расшифрована, но ученые предполагают, что раз она была сделана на постаменте алтаря, то имеет отношение к религии. Смыслом таких посланий в то время владели только жрецы.
Археологические раскопки в Граклиани также подтверждают, что здесь было не спонтанное поселение, а организованное общество, где соблюдали традиции и создавали эстетичные вещи.
Раскопки на Граклиани ведутся с 2007 года, и за этот период было сделано множество уникальных находок. В их числе печатки, изготовленные в IV веке до н. э. в Южной Месопотамии. Как рассказал Личели, это единственные подобные экспонаты, обнаруженные в регионе Кавказа, они использовались для заверения юридических документов.
Обнаруженные в Граклиани поселения разбиты на террасах. Дома были одного типа, при их строительстве учтены климатические условия – все здания ориентированы на юг, и в зимний период солнечный свет свободно проникал в дома.
«Когда Александр Македонский покорил Вавилон, он послал сюда войско, чтобы присоединить Кавказ. Жертвой этого процесса и стало это поселение. Об этом свидетельствует многочисленная керамическая посуда, которая была обнаружена в уже заброшенном месте», - рассказывает профессор Личели.
Участники раскопок – это студенты из Грузии, Европы и США, сообщили журналистам, что в обнаруженном в Граклиани языческом храме 2500 лет назад превозносили богов огня и плодородия.
По их словам, обнаруженное в Граклиани поселение – образец цивилизации на стыке конца бронзового и начала железного века. Здесь производили прекрасную керамику. У жителей Граклиани была своя вера и была развитая культура. Если учесть последние данные, то получается, что именно они первыми создали на Кавказе письменность.

Сведения об археологическом памятнике Граклиани значатся в ведущих научных изданиях Франции, Голландии, Великобритании, Италии, Германии и Испании.

Один из двух обнаруженных в Граклиани храмовых комплекса относится к периоду правления первого царя Иберии (Восточной Грузии) - царя Парнаваза (годы жизни 331 -239 до н.э.).

Новое открытие также полностью меняет наше представление об исторических событиях в мире. Раньше считалось, что Кавказ был дистанциирован от происходивших в то время в мире процессов разрушения Древней Греции и империи хеттов на Ближнем Востоке, - отмечают участники экспедиции.

До последнего времени появление в Грузии письменности археологи относили к IV-V векам нашей эры. Хотя были предположения, что письменность могла быть развита на территории Грузии еще в дохристианские времена.

К 1 году нашей эры Рим, чье население составляло где-то между 800 000 и 1 миллионом жителей, был самым крупным и могущественным городом мира. Большая часть из того, что мы знаем о цивилизации этой древней эпохи, известна нам по истории, записанной во время римского правления.

Население Земли насчитывало около 231 миллиона людей

Практически невозможно узнать точную цифру, но по некоторым оценкам, население Земли составляло около 200 миллионов людей. Наиболее населенными областями были общины, основанные около реки Ганг, Тигр, Янцзы, Нил и По.

Было распространено раннее замужество

Еврейские девушки, к примеру, выходили замуж, когда им исполнялось 12,5 лет. В те времена, брак заключали в два этапа. Формальная помолвка согласовывалась между мужем и отцом девочки. Через несколько месяцев, девочка переезжала в дом мужа. Только после переезда брак считался официальным.

У женщин вовсе не было или были, но очень ограниченные юридические и экономические права

Женщина редко была экономически независима. Заработки женщины переходили непосредственно ее отцу или мужу, в зависимости от ее семейного положения. Юридически женщины не имели права подать на развод, в то время как мужчины могли распорядится об отказе от жены. С другой стороны мужчина должен был быть уверен в том, что сможет выкупить свою жену в случае, если он окажется в плену.

Перепись Китая во втором веке насчитывает 57 671 400 людей

Считающаяся древнейшей из сохранившихся в мире перепись населения, сделанная династией Хань, была нацелена на то, чтобы подсчитать своих людей для того, чтобы определить доходы и военную мощь в каждом регионе. И даже в первом веке, на долю Китая приходилась огромная часть общего населения земного шара.

Первые торговые аппараты продавали священную воду

Торговые аппараты были изобретены в первом веке нашей эры в городе Александрия. Однако, жители этого города покупали не чипсы и газированную воду, а священную воду. Когда монетка попадала в щель, ее вес вытягивал пробку из крана, и аппарат подавал священную воду.

Люди начали осваивать современные книги

До первого века, большая часть из того, что было написано, можно было найти на свитках пергамента. Но с началом первого века, зародилась практика нанизывания деревянных табличек в кодекс. Будучи предшественником книги, кодекс стал популярным, как только он был использован для того, чтобы переписать Библию, что и сделала новая религиозная группа – христиане.

Экономика города и страны была совершенно разной

Конечно, до сих пор существуют различия в ценах между городскими и сельскими областями, но такая разница не сравниться с той, что была в первом веке. Например, фрукты были в 3-6 раз дороже в Иерусалиме, чем в окружающей его сельской местности. Домашний скот также был дороже в городе, а голуби для жертвоприношения продавались с большой выгодой.

Вы могли работать погонщиком верблюдов, организатором соревнований голубей или собирателем собачьего навоза

В первом веке были довольно странные виды работ. Перечень профессий, на которые большая часть населения смотрели с презрением, включал в себя работу пастуха, мясника и врача.

После работы мужчины проводили время в общественных банях

Общественные бани были основной частью римской культуры и повседневной жизни. К концу рабочего дня мужчины всех возрастов и социальных классов собирались в местных банях для того, чтобы обсудить дела и расслабится. Также на территории, где располагались бани, были площадки для спорта и покупки продуктов.

Гладиаторы были кем-то вроде нынешних кинозвезд

Несмотря на крайнюю жестокость, были популярной формой общественного развлечения в первом веке в Риме. Несмотря на то, что многие гладиаторы были преступниками, рабами или пленными, успешные участники завоевывали большую славу и богатство.

Вместо футбола люди посещали гонки на колесницах

Как и в случае с гладиаторскими боями, гонки на колесницах были опасным и кровавым спортом, который часто приводил к смерти наездника или лошади. Однако, все это делало состязание еще более популярным. Так, на одном из древнейших стадионов в Риме — Большом цирке, собиралось около 200 000 фанатов гонок на колеснице.

Уже тогда существовал терроризм

Террористы ранних времен — сикарии или как их еще называли «кинжальщики» были экстремистской группой, которые выступали против римского руководства над евреями и хотели вернуть Иерусалим.

В моде были туники и тоги

Большинство мужчин и женщин в Древнем Риме носили туники, которые они завязывали поясом на талии. Длина и дизайн туники определяли социальный статус человека. Принадлежавшие к элите римляне носили длинные туники в полоску, в то время как рабы и рабочие носили туники, которые были выше колена для того, чтобы одежда не стесняла движения. Только мужчинам разрешалось носить тоги, которые драпировались вокруг тела поверх туники.

Детская смертность была очень высока

В первом веке, только 75 процентов детей доживали до года, а половина всех детей умирала до 10 лет. Именно отец решал оставлять ли новорожденного ребенка в доме. Если ребенок имел изъяны, или семья не могла содержать ребенка, его оставляли на улице, где кто-то другой мог подобрать его в качестве раба или слуги.