Биографии Характеристики Анализ

История одной подлодки: как страна забывает своих героев. Великая отечественная - под водой Подводная лодка щ 408


14.05.2016

Первого мая этого года российские подводники-поисковики международной экспедиции «Поклон Кораблям Великой Победы-2016» идентифицировали в Финском заливе советскую подводную лодку Щ-408 (в отечественной военной историографии она именуется как «Подводный варяг»), которая затонула в 1943 году. Место нахождения лодки до этого времени было известно лишь по финским и немецким документам, но благодаря совместной работе российских и финских поисковиков, её всё-таки нашли спустя 73 года после гибели. Сейчас «Щука» лежит на дне Балтийского моря в эстонских территориальных водах и стала братской могилой для 40 моряков. Но прикасаться к ней или что-то поднять со «Щуки» запрещено местным законом. Во время этой экспедиции российских поисковиков, которые были вынуждены выйти в море под финским флагом, с воздуха контролировал самолёт, а на берегу - полиция.

Эта экспедиция станет новой исторической вехой в военно-морском поисковом движении. Как и крейсер «Варяг» в 1904 году, экипаж Щ-408 принял решение принять явно неравный бой и биться до последнего вздоха. Экипаж «Щуки-408» вышел 22 мая 1943 задыхающимся из-под воды, чтобы своими двумя 45-мм орудиями и двумя пулеметами дать бой подавляюще превосходящему числу фашистских кораблей. А затем были задраены все люки подводной лодки, которая ушла на дно, но не сдалась в плен. 40 моряков тогда сознательно пошли на смерть. Среди них был командир лодки - Павел Кузьмин, именем которого в Санкт-Петербурге названа улица. В питерской школе №504 был создан военно-исторического музей, посвящённый подвигу «Балтийского Варяга».
«Наша команда из 12 человек проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» совместно с финской поисковой командой Subzone провели серию погружений для идентификации, изучения и видеосъемки геройской подводной лодки, - рассказал «Совершенно секретно» дайвер из Москвы, руководитель проекта Константин Богданов. - До этого времени был известен лишь примерный район её гибели, но сейчас мы смогли точно выйти на корпус и провести подводные работы по абсолютной идентификации боевого советского подводного корабля. Это была именно Щ-408 - та самая лодка, которая приняла неравный бой возле эстонского острова Вайндло и с гордо поднятым боевым флагом ушла на дно, за что именуется «подводным Балтийским Варягом».

Погибшую подлодку искала совместная экспедиция русских и финнов

НЕМЦЫ ПОДБИЛИ, А ФИННЫ ДОБИЛИ

К этой экспедиции мы готовились больше года, - продолжает Богданов. - Сначала мы пытались это сделать прошлым летом. Однако в то время, которое мы выделили на поисковые работы, начался шторм, из-за чего нам просто не удалось выйти в море. А в марте этого года мы познакомились с заместителем министра энергетики РФ Кириллом Молодцовым (он является инициатором создания военно-исторического музея, посвящённого подвигу «Балтийского Варяга»). Кирилл просто горел идеей довести поиски до конца. И мы совместно приняли решение найти эту лодку - у нас были координаты из финских архивов, тех точек, где бомбили «Щуку». Её тогда обнаружили немцы, а добивали, как потом выяснилось, финны. Там стояло два финских «охотника».

В эти майские праздники мы начали поиск. Причём, совместно с финской командой Subzone. Они наметили квадрат для поиска. За несколько дней до нашего приезда наши коллеги финны-поисковики вышли в море и начали обследовать район при помощи локатора бокового обзора. Часов через шесть, как это обычно бывает на последнем «вздохе», когда уже хотели в порт уходить, лодку обнаружили. Примечательно, что на следующий день мы уже планировали уходить в другой район - в северную часть этого квадрата. Судя по финским документам, очень много здесь непонятного - как именно в этом месте лодка оказалась? То ли финны тогда ошиблись с расчётами, то ли лодка смогла «отползти» туда. Но каким-то образом она оказалась не в тех координатах, в которых должна была быть, а в двух милях южнее.

После этого мы провели серию надводных поисков и погружений для того, чтобы отснять и идентифицировать Щ-408, потому что по внешнему виду она очень сходна с другой лодкой - Щ-406. То есть, их отличить невозможно, нет конструктивных отличий. Но это оказалась именно та подводная лодка, которую мы искали: у неё на корпусе есть следы попаданий боевых орудий, которые описаны в немецких и финских документах (там четко описано, что «попали в заднюю часть рубки» и т.д.). Мы смотрим - да, всё это есть. Подлодка сейчас стоит ровно на грунте, без мощных видимых разрушений. Все люки задраены. Не видно, чтобы лодка подорвалась на мине, как это было в подавляющем большинстве случаев во время тех боевых действий на Балтике. Появилась, конечно же, версия, что, может быть, ниже ватерлинии есть сильные разрушения, но выяснить это пока невозможно. Орудия на лодке - две 45-мм пушки повернуты в сторону левого борта и находятся в боевом положении. А на палубе лежат ящики со снарядами и, вероятно, личное оружие командира лодки Павла Семёновича Кузьмина - автомат ППШ. По уставу, во время ночного боя, командир должен был находиться на мостике. Он здесь и был и, судя по всему, погиб во время боя. Как установили военные историки, после 10 минут боя и переданной радиограммы о помощи, лодка совершила срочное погружение, и затем 2 суток экипаж боролся за жизнь.

Лодку обнаружили, когда уже все надежды были потеряны

СО ДНА РАЗРЕШИЛИ ВЗЯТЬ ТОЛЬКО ВОДУ

Затонувшая лодка сейчас находится в территориальных водах Республики Эстония. К месту, где она лежит, мы вышли в море с финнами на их корабле под их флагом, - рассказывает Константин Богданов. - Иначе бы нас просто не пустили. Спасибо им большое за помощь! Вся операция по погружению к лодке (это 72 метра) заняла около 4 часов. На дне мы находились около получаса, температура воды в это время не превышала 4 градусов тепла. Только сам подъём занял полтора часа.

По словам Богданова, ни корпус, ни какие-либо механизмы подлодки трогать было нельзя. «По законам Эстонии поисковики не имеют права не только что-либо зачищать на найденном под водой объекте, но и даже прикасаться к нему! - Продолжает командир экспедиции. - Можно было производить только фото- и видеосъёмки, зарисовки и визуальный анализ. Внук и сын героя-капитана корабля Павла Кузьмина очень просили нас поднять частичку грунта, но нам не разрешили даже этого. Только воду с места гибели лодки взяли… Также из-за этого мы не смогли установить памятную табличку с именами всех погибших моряков, как это полагается на могилах, ведь теперь, после находки «Щуки», она официально становится братской могилой для 40 героев-краснофлотцев. Но мы все надеемся, что в будущем, когда будет получено разрешение от властей Эстонии, всЁ это произойдет. А пока нам не удалось почистить даже стекла машинного телеграфа…

Когда спускались туда, было темно и холодно, и немного жутковато - чувство, что за тобой кто-то наблюдает, смотрит. Ведь это братская могила для 40 моряков. Это была не первая лодка, которую мы нашли. В рамках нашего проекта, с 2005 года таких подводных лодок уже 9 (первая была найдена в Болгарии). Но каждый раз, конечно, важно и приятно, увидев такое, сказать этим людям, которые там покоятся (как в фильме «Мы из будущего»), что война закончилась 9 мая 1945 года, что они погибли не зря и сегодняшние их потомки знают и помнят об их подвиге. Наверное, это то чувство, с которым каждый раз спускаешься к такой могиле».

Кроме того, Богданов подчеркнул, что с точки зрения подъёма каких-то вещей, да и самой лодки - наверное, это бессмысленно, потому что балтийская вода достаточно агрессивно относится к металлическим изделиям, в ней лучше сохраняется дерево. «Да и с моральной точки зрения лучше лодку не трогать. В Эстонии все подводные памятники находятся под охраной, и не думаю, что там могут совершить на этом месте какое-то кощунство. Даже нам, как исследователям, было предупреждение ничего не трогать - только снимать. И в первый день вокруг нас даже курсировал эстонский пограничный катер - смотрели за тем, чтобы все нормы законодательства выполнялись», - говорит Константин Богданов.

В ближайшее время российские дайверы собираются сделать соответствующий запрос на установление памятной таблички с именами погибших на подлодке. Если эстонцы разрешат, то, её установят. До этого времени эта табличка будет храниться в музеев Питере.

Ни одному из погибших на Щ-408 моряков ещё не присвоены награды. Обращение о вручении им наград уже было от музея в Министерство Обороны РФ, но до последнего момента там отвечали, что лодка не найдена, обстоятельства гибели неизвестны… «Теперь, когда «Щука» идентифицирована, к этому вопросу просто необходимо вернуться еще раз. Эти люди осознанно шли на смерть, но не сдались, - говорит Богданов. - Кроме того, над местом гибели Щ-408 3 мая православные священники провели панихиду по всем погибшим там морякам. В церемонии участвовали 52-летний внук и 78-летний сын погибшего командира корабля Павла Кузьмина. Мне кажется, что они были очень впечатлены, а вот что внутри пережили, не знаю. Я смотрел на них и понимал, что они наконец-то получили возможность впервые за 73 года положить цветы на могилу отца и деда».

Спустя 73 года души моряков были отпеты прямо над их братской могилой

СУРОВЫЕ ЭСТОНСКИЕ ПАРНИ

«Мой дед был командиром этой лодки с момента её «рождения», - рассказал внук погибшего командира «Щуки» Павел Кузьмин. - Когда был там, на месте гибели деда вместе со своим отцом, а ему уже 78 лет, мы даже не верили, что наконец-то нашли… Ведь столько времени прошло. И мы даже не ожидали, что такое может случиться. Потому что в СССР все это почему-то никому было не нужно. А здесь ребята действительно энтузиасты своего дела. Огромное им спасибо! Теперь мы, наконец, побывали конкретно над могилой моего деда и других погибших моряков. То есть, спустя столько лет мы смогли опустить венок, возложить цветы. Батюшки из Московской Патриархии освятили это место гибели, теперь она отпетая как православная. Отец всё это пережил спокойно, конечно, со слезами на глазах, хотя столько ведь времени уже прошло. Но вот, наконец, свершилось. В конце концов, по большому счету, сын нашёл отца, а я деда. А ведь у него ни одной советской награды-то и нет! В музее, который есть в Питере, попытались как-то поднять этот вопрос, кто живет на улице Подводника Кузьмина - и все говорят - да он же герой Советского союза! И не знают, что нет у него такого звания. Потому что это была провальная операция 1943 года. И тогда, в те времена, никто не афишировал, сколько людей было погублено. Всё скрывалось. Эти люди знали, что идут на смерть. Но не сдались. А пройти было нереально. Там не прошла ни одна лодка, пока Эстония не вышла из войны и не сняла «сеть». Если бы финны и эстонцы оставались до конца с немцами, мы бы так и не вышли в Балтику. Пять лодок было уничтожено».

На вопрос - сможет ли он приехать еще на место гибели подводной лодки, Павел Кузьмин ответил неоднозначно: «В следующий раз приехать на это место в частном порядке будет просто невозможно. Это место находится в 20 км от берега, нужно нанимать судно. А каждый выход - это много проблем с эстонской стороной. Когда мы венки привезли, положили их в воду и уже возвращались - прилетел самолет, облетал над нами, а на берегу нас уже ждала полиция. Не очень лояльно к нам относятся, увы, наши эстонские друзья. Они даже запретили финнам и кораблю спуск последний сделать, когда выяснилось, что с ними русские. Намекнули им корректно - нежелательно быть с русскими… А вот финны - молодцы, сделали всё что смогли. Помогали до тех пор, пока эстонцы не узнали, что с ними наши дайверы. В одну сторону завернули, к катеру подошли пограничники, посмотрели, что на борту. Если бы мы были одни без финнов - нас бы вообще не пустили в этот квадрат. Когда на следующий день мы собирались мемориальную доску установить на лодке, литургию священники отпеть, мы уже были без финнов - они извинились и сказали, что не могут - свои законы. Да, на конфликт они не пошли, так и сказали - «нам ещё здесь жить и работать» и ретировались. Но сделали 3Dмодель лодки и нам передадут её.

А когда мы уже возвращались в Россию, нас буквально «промариновали» на границе около 9 часов, несмотря, что моему отцу 78 лет. Лучше было вообще не говорить по какому поводу и зачем мы сюда приезжали».

Вот такой знак для установки на месте гибели экипажа подготовили поисковики

НАЙДЁТ ЛИ НАГРАДА ГЕРОЕВ?

Участники проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» поддерживают инициативу о посмертном награждении всех членов экипажа легендарной подводной лодки Щ-408, чего до сегодняшнего времени не произошло.

По слова питерского историка Максима Пуслиса, командира корабля Павла Кузьмина представили к ордену Британской империи 5 степени в 1943 году. Это единственная награда, которую он получил. «Наше командование Балтийским флотом тогда так сочло нужным, - говорит Максим Пуслис. - У нас очень много подводников награждены. Было время, когда они нас награждали, а мы их. То, что сейчас нужно представить всех погибших моряков на этой лодке к награде - вопрос не такой простой, там ведь 5 лодок участвовали в боях. Если говорить о награждении хоть каком-то (я уже не говорю о «Герое Советского союза»), то, скорее всего, нужно ставить вопрос обо всех этих пяти лодках, ведь все они были в одинаковых условиях и четыре лодки погибли. Что касается конкретно Щ-408, то у нее есть высшая награда - улица в Питере имени Подводника Кузьмина, музей существует. Всё остальное юридически практически невозможно. Существует закон о госнаградах, который четко регламентирует - как награждаются в случае, если речь идет о посмертном награждении: только, если откроются совершенно новые неизвестные данные о совершенном подвиге. А в данном случае все известно - всё лежит в архивах. Но если с боевой точки зрения говорить - здесь моряки не выполнили боевую задачу, операция была провальной. А вот с морально-этической стороны они все достойны наград, чтобы об их подвиге знали. Мы с этим столкнулись в прошлом году, когда школа и наш музей обращались в Госдуму и Минобороны… Этих подводников нужно поминать всех, а не одну лодку. Думаю, что нужно для всех моряков учредить какой-то знак, и пока живы их родственники, это отметить. И если говорить - нужно говорить обо всех в равной степени. Никого не выделять. Все они выполняли одну и ту же задачу - по прорыву коммуникаций и выходу в Балтийское море. Ни одна лодка, к сожалению, не смогла это выполнить».

В ближайшее время у поисковиков стоят новые задачи - найти ещё две подводных лодки, которые находятся в российских водах финского залива.

«Мы хотим продолжить сотрудничество с финскими и эстонскими коллегами, - говорит Богданов. - И неважно сейчас, какая у кого политика - на уровне поисковых команд у нас существует абсолютное понимание. Все это гораздо важнее всякой политики. По братским могилам нельзя и невозможно провести границы. Память об этой войне жива. Неважно, что сейчас мы три разных государства. Мы собираемся, ставим себе цель, ищем корабли и увековечиваем память о погибших экипажах».


Авторы:

В истории ВМФ СССР времен Великой Отечественной войны немало героических и трагических страниц. Одна из самых заметных связана с подводной лодкой «Щ-408». В боевой биографии этой субмарины был только один боевой поход, ставший для нее последним. Но после того как «щука» (так на флоте называли подлодки серии «Щ») не вернулась из похода, среди советских моряков стала ходить легенда о «балтийском «Варяге».

Вышедшая в боевой поход в мае 1943 года «Щ-408» была обнаружена финской авиацией и катерами. Когда «Щ-408» вновь всплыла, противник был уверен, что экипаж сдастся в плен, поскольку ситуация казалась безнадежной. Но командир «щуки» капитан-лейтенант Павел Кузьмин принял решение вступить в бой с противником в надводном положении, используя артиллерийские орудия. После ожесточенного боя, в ходе которого экипаж «щуки» уничтожил два финских катера, советская подлодка вновь ушла под воду, так и не спустив флага. Противник, не имея точных сведений о том, затонула ли лодка из-за повреждений, или вновь скрылась на дне, продолжал бомбить место погружения глубинными бомбами.

Долгое время место гибели «Щ-408» оставалось загадкой, даже несмотря на довольно точное описание боя финской стороной. Поисковики не оставляли попыток найти точное место гибели подлодки. Лишь недавно российские дайверы смогли точно обнаружить место гибели лодки (в стороне от того места, в котором ее традиционно искали) и, осмотрев, пролить свет на гибель боевого «щуки».

О том, как была найдена легендарная подлодка и о том, что удалось узнать о последнем бое ее экипажа, АиФ.ru поговорил с участником проекта «Поклон кораблям Великой Победы», дайвером-исследователем, оператором Разведывательно-водолазной команды Иваном Боровиковым .

Андрей Сидорчик, АиФ.ru: — Иван, найденная подлодка, это действительно знаменитый «балтийский «Варяг»?

Иван Боровиков: — Да, это «Щ-408», погибшая в 1943 году. «Щ-408» — это единственная лодка, которая вступила в открытый артиллерийский бой с надводными силами противника. Для подводного флота это уникальный случай, поскольку подводные лодки обычно использовали свои орудия для уничтожения небольших судов, не оснащенных серьезным вооружением, в первую очередь, рыболовецких и торговых. Артиллерийская дуэль подводной лодки с боевыми кораблями противника — ситуация исключительная.

— Поисковики долго не могли обнаружить лодку. Как все-таки удалось напасть на ее след?

— «Щ-408» долго не удавалось найти потому, что она оказалась не в том месте, на которое указывали финские и немецкие военные источники. Причин этому может быть две: либо финны очень сильно промахнулись с координатами, хотя это маловероятно, либо подлодка после последнего погружения оказалась способной пройти еще пару миль, пытаясь уйти от преследования.

Мы дали координаты нашим друзьям из финской команды Subzone, они вели поиск при помощи гидролокатора, и обнаружили на дне тень объекта, очень похожего на подводную лодку. Мы совершили погружение к объекту, и он был идентифицирован как подлодка «Щ-408».

«Командир „Щ-408“ погиб при артобстреле»

— Удалось установить новые данные об обстоятельствах гибели лодки?

Павел Семёнович Кузьмин. Фото: Commons.wikimedia.org

— При осмотре «Щ-408» были обнаружены многочисленные следы от попаданий снарядов, что говорит о том, что подлодка действительно вела интенсивный артиллерийский бой. Около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, причем видно, что они явно не первые, бой был ожесточенный и стреляли много. Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным оружием командира подлодки Павла Кузьмина . Согласно уставу, он во время надводного боя должен был выходить на мостик с личным оружием. Судя по тому, что автомат остался снаружи «Щ-408», командир «щуки», скорее всего, погиб при артобстреле.

Финны, участвовавшие в бое, говорили, что видели артиллерийские попадания в лодку, видели, как погибали артиллерийские расчеты «Щ-408» и их заменяли другими людьми. Та картина, которую мы увидели на дне, соответствует описанию сражения, приводимому финской стороной.

При этом мы не увидели серьезных повреждений на корпусе лодки. Судя по всему, удары по «Щ-408» с помощью глубинных бомб не нанесли ей серьезного ущерба. Все люки были закрыты, и экипаж, судя по всему, до последнего боролся за живучесть лодки.

— В материалах о «Щ-408» существуют определенные разночтения. По одним источникам, поврежденная лодка затонула, не спустив флага. По другим, после артиллерийского боя она совершила погружение, рассчитывая скрыться от противника. К какому выводу пришли вы?

— Скорее всего, «Щ-408» ушла на погружение. По всей видимости, вследствие повреждений «щука» потеряла плавучесть и не смогла всплыть. Экипаж остался на борту и погиб спустя несколько дней после артиллерийского боя.

«Еще 10 подводных лодок не найдены в Финском заливе»

— Поисковые работы в районе обнаружения «Щ-408» полностью завершены?

— По возможности, мы бы сделали еще 1-2 погружения, но в целом, все, что можно было там посмотреть, мы уже посмотрели. К сожалению, в этом районе жидкий ил, в который «Щ-408» погружена примерно по ватерлинию, что не позволяет осмотреть корпус целиком, в частности, торпедные аппараты.

Кадр youtube.com

— Насколько соответствует действительности информация о том, что власти Эстонии запретили установку мемориальной таблички на корпусе «Щ-408»?

— У эстонцев очень серьезное отношение к тому, что находится на дне. Там очень много затонувших кораблей, и у них очень жесткие и строгие правила, которые запрещают какие-либо действия, связанные с подводными объектами. Это касается и установки мемориальных табличек. У финнов похожие правила, но они разрешили нам установить мемориальные таблички на лодках, обнаруженных в территориальных водах их страны. Мы направили запрос Эстонии с просьбой разрешить установку мемориальной таблички. Ответа пока не получили, эстонцы размышляют.

— Каковы дальнейшие планы вашей группы?

— Еще 10 подводных лодок не найдены в Финском заливе, будем работать над их поиском.

Экспонаты музея, посвященного подвигу «Балтийского Варяга». Фото: Кадр youtube.com

Что происходило после гибели лодки?

24 мая 1943 года финнами на поверхности воды был зафиксирован выброс большого количества масла, пузырей и мусора. Спустя сутки финское командование сочло, что лодка уничтожена. Советская сторона знала только, что «Щ-408» была втянута в бой с превосходящими силами противника и затем не вернулась на базу. О том, что случилось со «щукой», впервые удалось узнать после выхода Финляндии из войны в 1944 году.

19 января 1944 года «Божьей милостью король Великобритании, Ирландии и британских владений за пределами Британских островов, защитник справедливости и император Индии» Георг VI своим эдиктом присвоил капитан-лейтенанту Кузьмину звание почетного члена Ордена Британской империи посмертно.

Мемориальная доска на ул. Подводника Кузьмина в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org / Екатерина Борисова

Советскими наградами моряки отмечены не были. По мнению исследователей, командование не хотело заострять внимание на операции, завершившейся неудачно.

В начале 1960-х история последнего боя «Щ-408» была опубликована в советской прессе. В Ленинграде появилась улица Подводника Кузьмина, названная в честь командира «щуки», в одной из городских школ появился Музей подводного плавания имени Кузьмина.

подводная лодка X-бис серии.

    Заложена 23 апреля 1939 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде и 4 июня 1940 года спущена на воду. Начало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила в составе учебной бригады ПЛ КБФ в Кронштадте. На корабле подходили к концу монтажные работы. Степень технической готовности субмарины составляла 80 – 82,7%. 10 сентября 1941 года «Щ-408» без проведения испытаний вступила в строй и 22 сентября вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    26 сентября 1941 года при переходе из Кронштадта в Ленинград подводная лодка под командовнием старшего лейтенанта Н.В.Дьякова столкнулась в Морском канале с сетевым заградителем «Онега». В результате аварии на подводной лодке пробит прочный корпус, погнута тумба перископов. Субмарина была вынуждена вернуться на завод и встать на ремонт, а ее командиром стал капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович .

    22 июня 1942 года, когда лодка стояла у стенки завода № 194, она вновь была повреждена в результате попадания двух снарядов. Через образовавшиеся пробоины внутрь корабля поступила вода. V отсек был затоплен. Второй снаряд нанес повреждения в надстройке. Кораблю снова потребовался ремонт.

    16 октября «Щ-408» перешла в Кронштадт. 25 октября у борта лодки взорвался 210-мм снаряд. Субмарина вновь получила 2 осколочные пробоины в прочном корпусе. 5 членов экипажа субмарины были ранены.

Штурман «Щ-408» старший лейтенант И.М. Орлов (слева) с неизвестным капитан-лейтенантом. Фото из архива А.А. Купина.

    В свой первый боевой поход лодка вышла только 7 мая 1943 года. 18 мая она покинула Лавенсари. При форсировании Нарген-Поркалаудского заграждения 19 мая «Щ-408» была обнаружена, обстреляна и повреждена немецким самолетом, а 22 мая она по масляному следу обнаружена и подверглась преследованию сил ПЛО противника в районе зарядки у острова Вайндло. К этому времени у преследователей был израсходован боезапас глубинных бомб, практически полностью потраченный на бомбежку «Щ-303» , поэтому десантные баржи из состава 1-й группы 24-й десантной флотилии ограничились сбросом 5 глубинок и легли в дрейф. Вскоре терпение немцев было вознаграждено; подлодка всплыла на поверхность. Оторваться от противника в надводном положении субмарине не удалось. В завязавшемся артиллерийском бою несколько 45-мм снарядов с «Щ-408» поразили баржу «F-188», в ответ немцы добились нескольких попаданий из 75-мм и 22-мм орудий в носовую часть подлодки. За те 10 минут, пока шел бой с «Щ-408» успели передать просьбу о помощи: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу выслать авиацию. Мое место Вайндло». Вылетевшие с Лавенсари на помощь подводной лодке восемь «И-16» и «И-153» были перехвачены истребителями противника и, потеряв две машины, вернулись на аэродром, не выполнив задачи. Так как это были последние самолеты на острове, командир базы не хотел ими рисковать. Только спустя 8 часов на помощь лодке командование ВВС КБФ выслало десять «Ла-5», но и они, потеряв две машины, не добились успеха.

    Вскоре подошедший к месту боя финский минзаг «Руотсинсалми» и сторожевой катер «VMV-6» поставили точку в драме «Щ-408». После сброса глубинных бомб на поверхности воды появились пятна масла и куски дерева. Противник проводил наблюдение за районом до 25 мая, после чего подводная лодка посчиталась уничтоженной и охота прекращена.

Виртуальный музей подводной лодки «Щ-408»

Подводная лодка «Щ-408» на дне. Фото Ивана Боровикова, 2016 г.

    22 апреля 2016 года остов «Щ-408» был обнаружен на дне примерно в 1,5 милях от той точки, которую пеленговали по береговым объектам финны, а 1-2 мая корпус подлодки был обследован участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» . По предварительным данным подлодка практически не имеет повреждений, которые можно было бы связать с воздействием глубинных бомб. Корпус субмарины ушел в грунт по ватерлинию и все видимые повреждения относятся к артиллерийскому бою, об интенсивности которого свидетельствует оставленный на мостике ППШ. Все люки в закрытом состоянии, никто из экипажа не делал попыток спастись.

    Вместе с «Щ-408» погибло 40 человек . Именем командира подводной лодки П.С. Кузмина названа улица в Петербурге.


История последнего похода и гибели подлодки Щ-408 стала одной из самых драматично-героических в истории операций Балтфлота в годы Великой Отечественной войны. Она погибла в мае 1943 года во время попытки прорыва на оперативный простор после боя с немецкими быстроходными баржами. Причем в деталях судьба подлодки стала известна только в мае 2016 года, после того, как она была обнаружена поисковой экспедицией «Разведывательно-водолазной команды». До этого момента была непонятна точная причина гибели лодки, а также установлено, почему она не находится на дне в тех координатах, которые указали финны после ее затопления.

Когда началась навигация 1943 года, выяснилось, что немцы даром времени не теряли. Финский залив был перегорожен противолодочной сетью с диаметром ячеек 1 метр. Кроме того, было поставлено множество минных полей. В результате выход на оперативный простор в Балтику стал для советских подлодок почти невозможным. Но перерезать снабжение Германии железной рудой из Скандинавии было очень важно, поэтому было принято решение попытаться прорвать заградительные рубежи пятью подлодками.

Сначала в поход ушла Щ-303, но она столкнулась с мощным противодействием немцев и израсходовав все запасы, ее командир принял решение возвращаться. Так как из-за постоянной борьбы с противолодочными силами немцев, он не выходил на связь, лодку посчитали погибшей и в поход пошла Щ-408, которой командовал Павел Кузьмин.

Щ-408 смогла пройти первую линию противолодочных заграждений, но потом из-за утечки масла или топлива ее заметили с финского самолета, а кроме того получилось так, что курсы возвращавшейся Щ-303 и шедшей вперед Щ-408 почти пересеклись около острова Вайндло. На хвосте у Щ-303 сидели противолодочные корабли немцев. В результате три быстроходные баржи начали преследовать Щ-408.

Преследование привело к тому, что на лодке заканчивался запас батарей и воздуха. В 2:50 ночи 22 мая 1943 года «Щука» всплыла в прямой видимости немецких кораблей и начала с ними артиллерийский бой. По отчетам немцев они попали в носовую часть лодки и около кормового орудия, причем после того, как он попали в район кормового орудия и его прислуга попадала, на место погибших встали другие матросы и продолжили бой, добившись попадания в немецкие корабли.

Командир Щ-408 Кузьмин, после подъема на поверхность, передал в штаб радиограмму:

«Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не дает заряжаться. Прошу помощи авиации. Мое место - Вайндло».

Но авиация на помощь не пришла, согласно отчетам, не смогла пробиться. А подлодка после десятиминутного жестокого боя, по сообщениям немцев погрузилась кормовой частью вниз.


Дальше немецкие быстроходные баржи сменили два финских противолодочных корабля, которые обработали место погружения большим количеством глубинных бомб. В 04:50 на поверхности воды появился большой пузырь воздуха и обломки. Щ-408 погибла, советское командование спасти гибнущую практически в прямой видимости лодку не смогло.

Далее были предприняты еще три попытки прорыва подлодками С-9, С-12 и Щ-406. Все подложки погибли с экипажами, найдены в 2013 и 2017 году. После этого попытки прорыва заграждения в Финском заливе в навигацию 1943 года были прекращены.

В 2016 году Щ-408 нашли на глубине 72 метра. Лодка лежит на дне почти на ровном киле, с приподнятой кормой, оба орудия находятся в боевом положении, развернуты на левый борт, где как раз находились немецкие корабли. Командирский перископ остался в поднятом состоянии, рубочный и аварийные люки закрыты, в рубке лежит ППШ. Повреждений от обстрела немного, есть попадания в рубку, в том месте, где должен был находиться командир. Также заметны повреждения от глубинных бомб.

Судя по обнаруженному водолазами, командир подлодки погиб во время ночного боя, об этом говорит отверстие от снаряда и оставленный ППШ.


Кроме того, судя по всему подлодка не получила критических повреждений от обстрела и глубинных бомб. Более того экипаж, по всей видимости, пытался всплыть, так как кормовые цистерны продуты, а корма приподнята, хотя по описанию немцев, подлодка пошла на погружение кормой вниз. Но носовые цистерны, скорее всего, были повреждены в ходе боя, поэтому запасов сжатого воздуха и плавучести для подъема на поверхность не хватило. А те пузыри, которые видели финны, скорее всего, были попыткой продуть носовые цистерны и всплыть. Но воздуха не хватило.

22 мая 1943 года советская подводная лодка Щ-408 приняла неравный бой с противником в надводном положении. За этот бой лодку окрестили «Балтийским «Варягом»».

В боевой поход лодка вышла из Кронштадта 7 мая 1943 года. В районе острова Вайндло она в течение трёх суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения, выставленные противником на пути из Финского залива в Балтийское море.

На лодке заканчивались запасы воздуха, аккумуляторные батареи требовали подзарядки. Лодка вынуждена была всплыть. К этому моменту она уже была обнаружена противником, из топливных цистерн, повреждённых взрывами мин, на поверхность всплывали пятна дизельного топлива, демаскирующие подлодку.

Когда лодка всплыла капитан-лейтенант П. С. Кузьмин увидел приближавшиеся к Щ-408 сторожевые катера противника, которые уже издалека начали обстреливать лодку. Положение было явно не равным, однако Кузьмин решил не сдаваться, а принять бой. На палубу был вызван артиллерийский расчёт, к орудиям поданы снаряды. В штаб флота было отправлено донесение о сложившейся ситуации, капитан запросил помощи.

Щ-408 открыла огонь одновременно производя ускоренную подзарядку аккумуляторных батарей. Артиллерийский бой продолжался 2 часа. Лодка получила несколько попаданий артиллерийских снарядов противника, погибло и было ранено несколько матросов у артиллерийских орудий, получили повреждения палубная надстройка, прочный корпус и балластные цистерны.

Однако и противник нёс потери. Метким огнём с Щ-408 были потоплены 2 немецких сторожевых катера, ещё один финский сторожевой катер VMV-17 получил повреждения. Повреждения получили немецкие быстроходные десантные баржи F-188, F-189 и F-191, а также ещё один неустановленный сторожевой катер.

И всё же положение было на стороне противника. Отправленная в район боя советская авиация не смогла ни чем помочь, одни группы оказались скованными боем с противником, другие не смогли найти лодку, при этом было потеряно 4 самолёта.

Щ-408, не сдавшись врагу, ушла под воду. Финские сторожевые катера сбросили две серии глубинных бомб над местом погружения лодки. После чего наблюдали всплытие масляных пятен и мусора. На этом было решено, что лодка уничтожена, точка потопления лодки отмечена на карте. Щ-408 из этого похода не вернулась. В ВМФ Балтийского флота лодку также признали погибшей.

История получила продолжение уже в наши дни, когда российские дайверы решили найти и обследовать лодку, однако в указанной финнами точке места потопления Щ-408 не оказалось.

Лодку всё же нашли в двух километрах от места боя, её исследование показало, что не смотря на наличие попаданий вражеских снарядов, серьезных повреждений на корпусе лодки не было. Дайверы увидели, что около орудий до сих пор стоят ящики от снарядов, бой был ожесточенный и стреляли много. Был обнаружен также автомат ППШ, который, скорее всего, являлся личным оружием командира подлодки Павла Кузьмина. Судя по всему, удары по Щ-408 с помощью глубинных бомб не нанесли ей серьезного ущерба. Все люки были закрыты, и экипаж, до последнего боролся за живучесть лодки, лодка пыталась уйти, но, сколько точно ещё продолжалась борьба людей под водой неизвестно.

В 1944 году эдиктом короля Великобритании и Северной Ирландии Георга VI капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину было присвоено звание почетного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена посмертно. А вот советских наград капитан так и не получил.

Именем П. С. Кузьмина названа улица в Санкт-Петербурге - улица Подводника Кузьмина. На доме № 4 по этой улице в 1969 году установлена мраморная мемориальная доска в честь П. С. Кузьмина. А в школе № 504 действует Мемориальный зал памяти подвига экипажа лодки Щ-408