Биографии Характеристики Анализ

История публикаций тоффлера на русском языке. Элвин Тоффлер

И у каждой цивилизации есть собственная сверхидеология - культурно обусловленная система взглядов, структурирующая отношение к реальности и узаконивающая определенный способ существования цивилизации. Как становится ясно, Третья волна несет революционные и взаимоусиливающие изменения на всех этих различимых уровнях. Следствием этого является не только дезинтеграция старого общества, но и создание основы нового.

Когда общественные институты рушатся у нас на глазах, когда растет преступность, распадается семья, когда некогда надежная бюрократическая машина дает сбои, система здравоохранения перестает действовать, а экономика трещит по швам, мы видим в этом только упадок и разрушение. И все же разлагающееся общество - это почва, на которой взрастает новая цивилизация. В процессах, происходящих в экономике, технологии, культуре, семье и многих других сферах человеческой деятельности, закладываются основы, которые будут определять основные черты новой цивилизации.

Фактически уже сейчас мы можем видеть эти основные черты и в некоторых случаях даже их взаимосвязь. Обнадеживает то, что находящаяся пока в зачаточном состоянии цивилизация Третьей волны не только жизнеспособна в экономическом и экологическом отношениях, но она может быть - если мы приложим к этому усилия - более благоприятной для человека и демократичной, чем наша. Ни в коем случае речь не идет о неизбежности этого. Переходный период будет отмечен величайшими социальными потрясениями, мощными сдвигами в экономике, технологическими провалами и катастрофами, политической нестабильностью, насилием, войнами и угрозой войн.

В атмосфере разрушения общественных институтов и системы ценностей авторитарные демагоги и движения станут пытаться захватить власть, и, может быть, эти попытки будут успешными. Ни один разумный человек не может с уверенностью предсказывать исход этих процессов. Столкновение двух цивилизаций несет в себе грандиозную опасность. И в то же время мы рассчитываем на выживание. И потому важно знать, куда ведет нас путь этих изменений".

В центре футурологической концепции Тоффлера - проблема соотношения скорости перемен в социальной и культурной жизни и степени адаптации к ним человека. Несоответствие между масштабами социальных перемен и возможностью человека приспособиться к ним влечет за собой "футурошок", или шок от встречи с будущим. Беспокойство, растерянность, разрушение привычных форм поведения, неправильное истолкование реальности и как результат - утрата способности к адаптации - все эти проблемы в масштабах общества приобретают масштаб всеобщей дезориентации и страха перед будущим.

Для нового этапа цивилизации технология является главным средством перемен. Известны три стадии развития технологии: рождение идеи, реализация в виде эксперимента, распространение. Сегодня радикально сократилось время между первым и третьим этапами цикла. Ускорение внедрения новшеств оказывает существенное влияние на психологическое состояние человека.

Тоффлер вводит понятие трансенция (или быстротечность) для измерения скорости потока перемен. Отношения в социуме становятся крайне нестабильными, формируется тип "общества одноразовых стаканов", где торжествует идея однократного и краткосрочного использования предметов, а стратегия "выбрасывания", расставания с культурными образцами замещает прежние механизмы памяти, прочно связывавшие дух эпохи с ее материальными артефактами.

Опосредовано это вызывает легкость к перемене мест и социальных ролей. Тоффлер говорит о "новых кочевниках" с ослабленными социокультурными связями, с более поверхностным отношением к миру и окружающим. Увеличение оборота отношений внутри социума способствует развитию стрессов, депрессий, чувства одиночества. Коэффициент новизны может достичь предельного уровня, вызывая психологическое утомление. Одним из вариантов реагирования на избыток перемен становится отрицание всего нового, ностальгия по прошлому. Опасен также уход в мир иллюзий: наркомания, алкоголизм, мистицизм.

Философ настаивает на необходимости выработки новой общественной стратегии, направленной на восстановление природной среды, социальную защиту людей, развитие образования и духовности. Особая тема - личная жизнь индивида. Пессимисты полагают, что семья как общественный институт обречена на исчезновение, оптимисты же видят именно в ней залог защиты от потрясений, связанных с прогрессом. Уже сегодня мы видим ряд новшеств, вторгшихся в "технологию рождения": установление пола ребенка, экстракорпоральное оплодотворение, клонирование.

Все это меняет ментальность общества в отношении семьи, института материнства, деформирует ценностный фон развития культуры. Тоффлер предсказывает внедрение новых форм семьи: на смену нуклеарной семье (мама, папа, ребенок) может прийти корпоративный тип, где несколько брачных пар объединяются исходя из социальных, экономических, религиозных и прочих соображений. Коммуны как принцип организации социальности на субкультурных основаниях видятся Тоффлеру как реальный способ совместного выживания индивидов.

Человек может оказаться жертвой новой дилеммы - сверхвыбора. Во всех сферах жизни ему предлагается широкий спектр вещей, занятий, услуг. Тоффлер прогнозирует рост альтернативных направлений в искусстве, образовании. На этом фоне возникнет множество жизненных стратегий, субкультурных образований, расширится поле для проявления индивидуальности. Вообще исследователь предсказывает распад единой системы ценностей, ее перманентную изменчивость.

В связи с вышеописанными перспективами Тоффлер отмечает, что культура должна создать такие механизмы, которые помогут человеку не утратить чувства новизны и стремления к обновлению и вместе с тем не потерять собственной идентичности и индивидуальности. Если тенденции к самообновлению общества неизбежны, то встает задача приспособления к ним человека с сохранением его интеллектуального и нравственного потенциала. Последняя глава "Футурошока " "Стратегии выживания" посвящена поиску выхода из прогнозируемой ситуации. В самом общем виде задачу можно сформулировать как создание "нового персонала и новых социальных регуляторов".

Необходимо разработать новые принципы планирования собственной жизни, стратегии использования новшеств, технологи повышения адаптивной способности, создания новых социальных институтов, выполняющих функцию амортизаторов. Один из способов разрешения проблемы - кардинальная перестройка системы образования. До сих пор оно ориентировано на прошлое и воспроизводит модель индустриальной эры. Строгая регламентация жизни, стандартные программы обучения, пренебрежение индивидуальностью, массовидность - все это является анахронизмом.

Поскольку знания быстро устаревают, сама система образования должна стать мобильной и фактически непрерывной, а целью должна стать подготовка человека к будущему, развитие навыков самостоятельного мышления и оперирования опережающей информацией. Однако общие контуры образования, формирующие ценностный мир молодого поколения, должны сохраняться.

Вступление общества в новый виток цивилизации требует разработки стратегии социального футуризма, ориентированной на гуманистические принципы и ценности. Нужно владеть инструментами предвидения, предупреждая враждебные человеку проявления цивилизации. Человечество располагает огромными возможностями для преодоления кризиса, это должно стать центральным направлением культурной деятельности.

Элвин (Олвин) Тоффлер (англ. Alvin Toffler; родился 3 октября 1928) — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации».

В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Элвин Тоффлер - один из крупнейших американских писателей и футурологов, известный своими работами о цифровой революции, информационной революции и технологическом перевороте. Был редактором популярного журнала Fortune и его первая книга была посвящена развитию технологий и их влиянию на общество.

Затем он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения.

В ранние годы оба супруга Тоффлер около пяти лет работали в тяжёлой промышленности, позже применив свой практический опыт в описании природы труда и различиях между физическим и интеллектуальным трудом.

Впоследствии Э. Тоффлер был приглашенным профессором Корнелльского университета (Cornell University), членом Новой школы социальных исследований (New School for Social Research), корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом.

В настоящее время - почётный доктор литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований и член Американской ассоциации развития науки.

Книги (6)

Война и антивойна

Новая книга Элвина и Хейди Тоффлер посвящена проблеме войны, которая рассматривается с точки зрения концепции волн социального развития. Это книга о будущих войнах и борьбе с ними. О мире - и о войне в тех условиях XXI века, которые мы сами создаем в совместной гонке к враждебному будущему...

Метаморфозы власти

Перед вами - одна из самых влиятельных работ в жанре так называемой социальной философии - "Метаморфозы власти" Элвина Тоффлера. Книга, в которой развитие его оригинальных, ярких идей достигает уже кульминационной точки.

Итак, происходят ли "метаморфозы власти" лишь на глобальном уровне - или, незаметные для нас, давно уже стали частью нашей повседневной, обыденной жизни? И что принесет нам это в грядущем - новые информационные войны и новый политический антагонизм, противостояние уже не между социальными, но между информационными системами?

Двадцать первый век уже настал. Будущее уже наступило. Каким же будет новый облик нашей стремительно - возможно, слишком стремительно, - развивающейся цивилизации?..

Революционное богатство

Элвин Тоффлер - известный американский философ, автор книг «Метаморфозы власти», «Шок будущего», «Третья волна».

Новая книга Элвина и Хейди Тоффлер - о том, каким будет наш мир завтра. Кто обретет богатство, как это произойдет и что это значит для всех нас. Какие новые возможности откроет нам экономика будущего в столь различных областях, как здравоохранение, энергетика, мировые коммуникации, промышленность, сельское хозяйство.

Третья волна

Один из провозвестников «постиндустриального общества» Элвин Тоффлер, предсказавший многие черты современного общества еще в начале 80-х гг. прошлого века, в своем классическом труде раскладывает историю человечества на «технологические волны» (сравните с классиками политэкономии!).

Одна технологическая волна сменяет другую, за сменой технологий происходит смена общественных формаций. По Тоффлеру, между социализмом в СССР и империализмом середины XX века в США особой разницы нет - и там, и здесь легко обнаружить черты индустриальной эпохи: централизованное жесткое управление и контроль и подавление социальной инициативы.

У каждой технологический волны есть свой ключевой продукт, и могущество стран и общественных объединений зависит от обладания и контроля над ним. В древнем обществе и средних веках таким продуктом была земля, в индустриальную эпоху - товарные рынки сбыта и сырье. В постиндустриальном обществе, в фазе Третьей технологической волны ключевым продуктом становится информация.

Футурошок

Книга известного американского футуролога, лауреата Нобелевской премии, Алвина Тоффлера «Футурошок» представляет собой первую книгу трилогии об изменениях, которые происходят и будут происходить в обществе. Данная книга развивает тему технологического и психологического состояния современного общества и происходящих в нем перемен.

Автор опирается на обширный материал, взятый как из известных и значимых работ по медицине, психологии, социологии, так и из интервью с различными людьми, а также интерпретирует данные социологических отчетов. Книга представляет интерес для различных категорий читателей, - от домохозяек до научных работников.

Шок будущего

Книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера «Шок будущего», несомненно, бестселлер последних десятилетий. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений.

Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество.

Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего

Комментарии читателей

Любовь / 10.06.2018 Помогите найти книгу "Преобразованная сила" Тоффлера. Спасибо

Олег / 2.11.2017 Александру Воскресшему
Поменьше лазьте по сайтам про Оральное, тогда название моря, хоть и высохшего, напишете правильно.

Виктор / 27.10.2017 Большое спасибо людям создавшим и поддерживающим этот ресурс - вы делаете важнейшее дело!!!

ikozlovskiy / 24.10.2017 В И-нете есть цитата: "Безграмотными 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться" (Элвин Тоффлер). Теперь посмотрим на наше образование. Оно уже не сгнило, а сдохло. См. моя статья "Учительская газета Нет у нас такой профессии" и др. по запросу "не адаптивная она". Это частный случай. На самом деле, всё ещё хуже. Почитайте Закон об образовании. Это безграмотная писанина. "Знания, умения, навыки и компетенции". Это перечисление встречается 7 раз. Что в нем значит слово "компетенции"? Опять "знания, умения, навыки"? Не правомочности же? Никто этого не замечает, включая новую министершу образования? Никому до образования вообще дела нет? Будущего у такой страны нет. Будет только хуже и хуже. Неучи и бездари уже вступили во взрослую жизнь. Они ненавидят знания и их носителей. Если мы это понимаем, мы сами должны развиваться, помогать развиваться детям, учить их учиться, критически мыслить, не дать делать из себя идиотов.

Михаил Градов / 19.12.2016 Самая опасная угроза - отсутствие нового знания. Знание, которое мы имеем, привело к тому что происходит вокруг. Смотрите -Субстанциолизм, Глеб Павлович Афанасьев.

Михаил Градов

Михаил Градов / 18.12.2016 Самая опасная угроза - отсутствие нового знания. Знание, которое мы имеем, привело к тому что происходит вокруг. Смотрите -Субстанциолизм, Глеб Павлович Афанасьев.

Гелена / 18.07.2016 Очень интересно и важно для развития гражданского общества

Александр Воскресший / 6.02.2016 Очередные пугалки! Т.е. Бог хуже Тоффлера знает как следует развиваться цивилизации? Меньше бы вмешивались в природу и естественные процессы - и Оральское море не высохло бы... и воробьи в Китае... и кролики в Австралии...

Людмила / 5.09.2011 Это надо читать. Но не всем. А тем, кто может думать, планировать.

Ол-ля-ля / 25.09.2010 Не могу сказать, что во всем согласна с ним, вернее более правильно будет сказать: разделяю его взгляды, однако во многом моя "картинка" окружающего мира, его понимание совпадает с описаным Элвином Тоффлером.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Кубанский Государственный Аграрный Университет.

Кафедра социологии и культурологи.

Реферат по культурологи на тему: «Э. Тоффлер о цивилизации будущего”

Выполнила студентка УФ-1009

Бублик Наталья Владимировна

Проверила Сабирова А.М.

Краснодар 2010

1.Введение

2.Основные направления в научных концепций Э. Тоффлера

3."Шок будущего"

4."Третья волна"

5.Проблема власти и ее преображения.

7. Заключение

8. Список использованной литературы

Введение:

Тоффлер (родился 3 октября 1928) - американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции. То есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Элвин Тоффлер входит в число известных и влиятельных футурологов мира. Им были предсказаны многие технические достижения, такие как появление Интернета и цифровой техники, клонирование животных, а также влияние этих достижений на экономику и культуру. Наиболее известные книги, созданные Э. Тоффлером в соавторстве с его супругой Хайди Тоффлер, - «Шок будущего», «Метаморфозы будущего», «Третья волна».

По словам Тоффлера, точность его прогнозов обусловлена не неким даром предвидения, но тщательным анализом имеющейся информации.

Так в какой же мере оправдались прогнозы Тоффлера? Что изменилось за последнее десятилетие в сознании человечества? Каковы иные культур-цивилизационные проекты людей?

Основные направления в научных концепций Э. Тоффлера

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются - потребитель может сам удовлетворить все свои потребности.

Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.

"Шок будущего"

В первой книге трилогии "Шок будущего" (1970) Тоффлер предупреждал человечество о той опасности, которая связана со стремительными переменами в жизни людей. Не все исследователи приняли эту точку зрения. Так, выдающийся американский социолог Д. Белл считал эту мысль обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электричество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты, - чем в последующий период, якобы характеризующийся ускорением. Белл считал, что практически, кроме перечисленных им новшеств, в повседневной жизни людей, кроме телевидения, не появилось ничего нового.

Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адаптации людей к ускорению социальных изменений укоренилась в футурологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Основные книги Тоффлера - "Шок будущего", "Столкновение с будущим" (1972); "Доклад об экоспазме" (1975); "Третья волна" (1980); "Метаморфозы власти" (1990) и др.

Идея новой цивилизации сохранила свою ценность. Американский социолог 3. Бжезинский писал о "технотронной эре", французский исследователь Ж. Эллюль назвал представляемое им общество "технологическим", Д. Белл пользовался понятием "постиндустриального общества", Тоффлер же, поразмыслив над терминами "трансиндустриальное" и "постэкономическое", остановился на понятии "супериндустриальное общество". Под ним подразумевается, как он пишет в "Шоке будущего", "сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии и постматериалистической системе ценностей". Д. Белл иронизировал: на определениях Э. Тоффлера, казалось бы, все перестановки и комбинационные идеи, связанные со словом "пост-", исчерпались.

Масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы. Таков общий смысл последней работы Э. Тоффлера.

Мы осознаем сегодня, что мировое развитие осуществляется неравномерно. Вот почему мышление о будущем должно быть системным, ибо различные рассогласования между процессами мирового потребления и инфраструктурами управления, между производительными элементами мирового хозяйства и трансрегиональными потоками ресурсов, товаров и услуг оказываются все более значительными. Тоффлер задумывается над интенсивными формами развития в противовес характерным для прежнего социального мышления экстенсивным моделям социальной динамики.

Меняются масштабы нашей жизни. На наших глазах рождается эпоха глобальной конкуренции. Обозначается новый виток межэтнических и геополитических столкновений. Э. Тоффлер убежден в том, что важно как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам. Это в первую очередь касается "золотого миллиарда" людей, то есть тех, кто живет в развитом экономическом мире. Но как достичь устойчивого развития?

"Третья волна"

Нынешняя "Третья волна", по Тоффлеру, - это "информационное общество". Она вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы "Третьей волны" - целостность, индивидуальность и чистая, человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены - ученым...

В доиндустриальном обществе, по мнению Белла, жизнь была игрой между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной средой - землей, водами, лесами, - работая малыми группами. В индустриальном обществе работа - это игра между человеком и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товары. В "информационном обществе" работа становится прежде всего игрой человека с человеком (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учеником). Таким образом, природа устраняется из рамок трудовой и обыденной жизни. Люди учатся жить друг с другом. В истории общества это, по мнению Белла, новое и не имеющее параллелей положение вещей.

Компьютерная революция - глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с ростом производительных сил, широким использованием техники и науки в производстве. Мир стоит на пороге неслыханного технологического переворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере его социальные последствия. Рождается новая цивилизация, где коммуникационная связь создает все условия для полного жизнеобеспечения человека...

Свою преобразующую роль современным средствам коммуникации еще предстоит сыграть в будущем веке. Достаточно заметить, что новые информационные технологии уже успели изменить традиционно господствовавшие понятия о собственности. Информация при переходе от продавца к покупателю не перестает принадлежать продавцу. А это не просто какой-то иной вариант поведения товара на рынке. Это нечто большее.

Веками и тысячелетиями главными ресурсами народов были пространство и золото. Сверхновейшее время вызвало к жизни новый ресурс - информацию. В грядущем веке этот ресурс станет определяющим. За три десятилетия своего существования информационная система фактически превратилась в фактор эволюции. В конце ушедшего столетия понятие "сеть" стало универсальной метафорой. Заговорили о сетевой экономике, сетевой логике, нейронной сети, сетевом интеллекте, сетевом графике...

Сегодня общество, которое стремится сохранить себя как самостоятельное государство, не может не быть тотально компьютеризованным. Американская, западноевропейская экономика и экономика азиатских стран, таких как Сингапур, Япония, Гонконг, наглядно подтверждает эту истину. Однако этот процесс развивается по-разному. Несмотря на впечатляющие достижения в электронно-вычислительной технике и телекоммуникациях, японцы все больше и больше отстают в этой конкурентной гонке. Они отстают не только от США, но и от Западной Европы.

Будучи одним из ведущих мировых авторитетов в области изменений, Элвин Тоффлер старательно избегал в своих печатных трудах таких слов, как «тенденция» или «предсказание», и настаивает, что никто в мире не способен даже относительно точно сказать, что ждет нас в будущем.

Его же особый дар заключается в способности понять последствия уже произошедших и сейчас происходящих изменений. Это достигается благодаря всестороннему знанию наук, технологий и искусства, а также благодаря способности определить, что может случиться, когда сложные технологические и социальные изменения начнут сказываться на укоренившихся установках и кровных интересах людей.

Биография. Элвин Тоффлер родился в 1928 году. Он много путешествовал по свету, но учился и набирался рабочего опыта только в США. Был приглашенным профессором Корнельского университета и членом Новой школы социальных исследований, работал корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом.

Элвин Тоффлер был почетным доктором литературы, права, естественных наук и менеджмента, членом Международного института стратегических исследований и Американской ассоциации развития науки. Он и его супруга были заслуженными адъюнкт-профессорами Университета национальной обороны в Вашингтоне.

Жена Хейди принимала в жизни Элвина Тоффлера самое активное участие и помогала ему во всем, о чем ученый не уставал повсюду заявлять. Это долгосрочное партнерство: они оба изучали английский язык и литературу в Нью-Йоркском университете, затем вместе вступили в безрассудный богемный мир послевоенного нью-йоркского района Гринвич-виллидж. В те далекие времена они оба увлекались поэзией и мечтали стать писателями.

И хотя Элвин Тоффлер никогда не имел особой склонности к точным наукам, еще в ранней молодости понял, какую важную роль наука и техника играют в современном мире и прошел курс по истории технологий.

В течение нескольких лет Тоффлеры работали журналистами; они писали статьи для самых разных изданий, начиная с Fortune и заканчивая Playboy; их репортажи печатались в экономической, научной и политической периодике того времени.

В 1960 году они получили от IBM предложение написать книгу о влиянии компьютера на общество, и в частности на организацию. Это обеспечило чете прекрасную возможность из первых уст узнать о высоких технологиях, и этот опыт со временем перерос во всепоглощающий интерес к теме изменений - теме, которая впоследствии прославила Тоффлеров во всем мире.

Книгу «Шок будущего», первую из знаменитой трилогии Тоффлера, посвященной изменениям, Элвин начал писать вскоре после завершения исследования для IBM.

Элвин Тоффлер — один из самых известных футурологов

Основные идеи. Элвин Тоффлер написал и опубликовал несколько книг и бесчисленное множество статей. Его философия и большинство ключевых идей относительно изменений излагаются в трех бестселлерах: «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980) и «Метаморфозы власти» (1990).

Каждое из этих изданий представляет собой отдельное, посвященное определенной теме исследование, но вместе они составляют трилогию, которая объединяет идеи Элвина Тоффлера, касающиеся изменений, и представляет собой не­прерывный диалог с читателем.

Элвин Тоффлер утверждает, что два первых тома - предисловие к третьему, «Метаморфозы власти»: «…центральной темой трилогии являются изменения - что происходит с людьми, когда все общество вдруг резко трансформируется в нечто совершенно новое для них и неожиданное. В «Шоке будущего» рассматривается процесс перемен как таковой - то, как изменения влияют на людей и организации. В «Третьей волне» речь идет о направлении изменений - куда ведут нас перемены, свидетелями которых мы сегодня являемся. Наконец, «Метаморфозы власти» посвящены теме контроля над будущими изменениями - кто будет определять их и каким образом».

Несмотря на тщательный, подробнейший анализ изменений, различных проблем и задач, обычно им сопутствующих, трилогия Тоффлера представляет собой произведение, полное оптимизма и надежд.

В ней весьма убедительно доказывается, что стремительные перемены, происходящие вокруг нас, вовсе не так хаотичны и произвольны, как кажется на первый взгляд; что в этих событиях можно различить довольно четкие закономерности и выявить стоящие за ними силы.

Научившись понимать и различать их, мы научимся справляться с проблемами, связанными с изменениями, на «стратегическом» уровне, а следовательно, избегать неприятных последствий тех или иных событий.

Трилогия: «Шок будущего». Предложенный Элвином Тоффлером термин «шок будущего» настолько точно описывает влияние слишком частых и быстрых перемен на человека, что он быстро и прочно вошел в словарный запас многих языков мира.

Сегодня термин широко используют для определения чувства дезориентации, растерянности и ухудшения способности принимать решения, возникающих, когда индивиды, группы и общества в целом сталкиваются с резкими и продолжительными переменами.

В предисловии к «Метаморфозам власти» Элвин Тоффлер рассуждает о том, что «…ускорение хода истории само по себе имеет последствия, независимо от направления преобразований. Просто ускорение темпа событий и времени реакции на них вызывают определенные последствия, независимо от того, как воспринимаются изменения - плохо или хорошо».

Книга «Шок будущего» была написана свыше 30 лет назад; это истинный плод дара предвидения ее автора. Сегодня мы являемся свидетелями того, что он действительно сумел предсказать очень многое: распад «семьи» стран - владельцев ядерного оружия, революцию в генетике, возврат к повышенному вниманию к образованию, рост роли знаний в современном обществе и многое-многое другое.

«Третья волна». В этой книге описывается, наверное, самая элегантная теория Элвина Тоффлера, согласно которой к двум великим и всеми признанным всплескам в истории развития человеческой цивилизации добавляется еще одна, третья.

Первая волна поднялась в связи с появлением сельского хозяйства и революционным переходом человечества со стадии собирательства и охоты на стадию оседлого фермерства. Она стала результатом постоянной борьбы людей за выживание, поскольку это обеспечивало их стабильностью и защитой, необходимыми для развития искусств и технологий, которые и послужили впоследствии основой для развития цивилизации в том виде, в каком мы видим и знаем ее теперь.

Второй волной стала промышленная революция - резкий скачок общества вперед во всем, что касается методов производства и организации труда, со временем приведший к развитию индустриализации. Добыча и использование сырья, массовое производство и все более активное применение сложных технологий существенно повысили уровень благосостояния и комфорта народов тех стран, которые сумели тогда понять важность и серьезность такого рода изменений.

Третья волна, по Элвину Тоффлеру, — это постиндустриальная, базирующаяся на информации революция, которая началась в 1950-е годы с ряда крупных изменений как в технологиях, так и в обществе.

В книге «Третья волна» Тоффлер с удивительной прозорливостью предсказывает как мощное влияние информационных технологий и биотехнологий на дальнейшее экономическое развитие общества, так и грядущие изменения в производственных методиках, маркетинге и рабочих шаблонах, свидетелями которых мы сегодня являемся.

Особенно ярко его дар предвидения проявился в том, как точно он спрогнозировал зарождение и развитие нишевого маркетинга и усиление власти потребителей. Он даже ввел термин «просьюмер» (prosumer = producer + consumer) - тот, кто потребляет блага, произведенные им самим.

В предисловии к этой книге Элвин Тоффлер вспоминает о хаотичных, на первый взгляд, переменах 1960-х годов, которые привели к появлению культуры « …воюющих друг с другом узких специалистов, погруженных в пучину фрагментарных данных и тщательного, ничего не упускающего анализа» и климата, в котором «…синтез не просто полезен - на самом деле ему принадлежит решающая роль».

«Третья волна» посвящена именно этой теме - потребности в синтезе. По словам автора, книга сама по себе является «произ­ ведением широкомасштабного синтеза. Она описывает старую цивилизацию, в которой выросли многие из нас, и дает точную и всеобъемлющую картину новой, рождающейся цивилизации. И эта новая цивилизация столь глубоко революционна, что бросает вызов всем нашим старым исходным установкам».

Далее автор пишет: «Мир, с огромной скоростью возникающий в результате столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и способов коммуникации, требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий. Мы не можем втиснуть этот зарождающийся, еще пребывающий в эмбриональном состоянии завтрашний мир в принятые вчера категории. Ортодоксальные социальные установки или настроения для этого нового мира тоже не подходят».

«Метаморфозы власти». В последней книге трилогии Тоффлер выводит свой анализ на принципиально новый уровень - уровень исследования того, как на индивидов, организации и целые народы повлияют неизбежные изменения в восприятии и способах использования власти. Он пишет о «новой системе власти, которая приходит на смену существовавшей в нашем индустриальном прошлом».

Термин «метаморфозы власти», вынесенный в название книги, описывает нечто совершенно отличное от того, что означает привычное нам словосочетание «смещение власти». Элвин Тоффлер пишет, что если смещение власти подразумевает ее перенос, передачу в другие руки, то «метаморфозы власти» - это глубокие изменения в самой ее природе. Речь идет не только о ее передаче, но и о трансформации.

В книге «Метаморфозы власти» нам напоминают о трех базовых источниках власти: насилии, богатстве и знаниях. Все компании работают, как это называет Тоффлер, в «поле власти», где три упомянутые инструмента власти находятся в постоянном действии.

И, как это убедительно описано во всей трилогии Элвина Тоффлера, повышение важности знаний в числе прочего привело к резкому изменению баланса этих трех сил. Автор «Метаморфоз власти» вовсе не предлагает нам быстрого решения проблем, связанных с произошедшими в мире и обществе изменениями.

Тоффлер пишет, что, по мере того как индивиды, организации и национальные экономики будут все дальше отходить от традиционных источников власти и становиться все более зависимыми от знаний, ситуация только усугубится. По его мнению, эти проблемы не будут решены даже тогда, когда конфликты власти удастся урегулировать.

Более того, он предвидит впереди большие трудности, обусловленные все более заметным расслоением мира на «быстрые» и «медленные» экономики.

Еще одна интересная идея, излагаемая в первых двух книгах трилогии, но наиболее полно раскрытая в «Метаморфозах власти», - это явление, которое Тоффлер назвал «демассификацией». В нем автор видит конец тенденции «массовых» решений, господствовавшей в конце XX века.

Он пишет о том, что массовый маркетинг уступает место «нишевему» и микромаркетингу; что на смену массовому производству при­ ходит индивидуализированный выпуск продуктов; что крупные корпорации дробятся на небольшие автономные подразделения.

По мнению Элвина Тоффлера, даже политика и концепция государственности окажутся под влиянием «демассификации» - влиянием, обусловленным повышением уровня осведомленности хорошо информированных индивидов и приведенным в действие неуклонным развитием информационных технологий.

Идеи Элвина Тоффлера: современный взгляд. Какой бы убедительной, интересной и влиятельной ни была трилогия Тоффлера, не стоит забывать, что даже последняя из трех входящих в нее книг была написана в 1990 году.

Не следует считать также, что деятельность этого исследователя-футуролога и автора началась с этого замечательного произведения или на нем закончилась. Была еще, например, опубликованная в 1985 году книга «Адаптивная корпорация» («Adaptive Corporation»), которая базировалась на данных, собранных Тоффлером в 1969 и 1970 годах, когда он работал консультантом в AT&T.

Руководство компании ее проигнорировало, но со временем, когда настала пора громких разоблачений Bell, значение этого произведения резко возросло. В нем на примере AT&T обсуждаются вопросы организационных изменений и адаптации.

После публикации трилогии Элвин Тоффлер написал ряд других книг и статей, а после выхода в свет «Метаморфоз власти» на официальном уровне была признана роль супруги Тоффлера Хейди. Хотя многие обозреватели считают вклад четы Тоффлеров в мировую политику несущественным, эти авторы, глубоко уважаемые политическими лидерами многих стран, сыграли важную роль в улучшении взаимоотношений между Востоком и Западом.

Одним из их почитателей является Михаил Горбачев, с которым супруги неоднократно встречались и на которого их идеи оказали большое влияние.

До трагических событий на площади Тяньаньмэнь Тоффлеры много раз побывали в Китае; они встречались с лидерами этой страны и позитивно повлияли на ее политику. Сегодня их книги в Китае запрещены, хотя, конечно, как всем известно, запрещенная литература зачастую оказывает на людей намного большее воздействие, нежели разрешенная.

Из крупных публикаций Тоффлеров, увидевших свет в последние десять лет, наиболее значимой считается книга «Война и антивойна». В ней говорится о войне и вооружении, высказывается мысль, что изменения в правилах ведения бизнеса сопровождаются серьезными переменами и в подходе людей к ведению войн.

Авторы пишут, что во многом эти изменения, как и в торговле и производстве, вызваны стремительным прогрессом информационных технологий. И, следует отметить, их теории уже получили подтверждение во время военных действий США в Персидском заливе.

Однако самый точный и, к сожалению, правильный на сегодняшний день прогноз Элвин Тоффлер сделал в своем интервью журналу New Science, когда высказался о неспособности вооруженных сил в привычном нам виде обеспечить достаточный контроль над действиями террористов.

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, он процитировал тогда слова одного бывшего высокого чина из американской военной разведки, который сказал, что будь у него в распоряжении 20 человек и миллион долларов, он мог бы потрясти всю Америку. Всего через семь лет события 11 сентября 2001 года стали страшным подтверждением истинности этих слов.

Элвин Тоффлер (англ. Alvin Toffler; 4 октября 1928 года, Нью-Йорк, США - 27 июня 2016 года, Лос-Анджелес, США) - американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.

В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции (сверхиндустриальной), то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию информационного, или постиндустриального общества. Элвин Тоффлер предупреждал о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI веков.

Был редактором популярного журнала Fortune, и его первая книга была посвящена развитию технологий и их влиянию на общество. Затем он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения. Содержание последней работы Элвина Тоффлера относится к возросшей в XXI веке мощи военных технологий, оружия, тактико-стратегического планирования и капитализма.

Биография

Родился 4 октября 1928 года в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов из Польши - скорняка Сэма Тоффлера и его жены Роуз Эльбаум.

Был женат на Хайди Тоффлер, которая также является футурологом и соавтором многих его книг.

Со своей будущей женой познакомился в Нью-Йоркском университете, где он изучал английский язык, а она была аспиранткой в лингвистике. Будучи радикально настроенными студентами, они решили отказаться от дальнейших научных работ, переехали на Средний Запад, где и поженились. Последующие пять лет свои расходы они покрывали, благодаря работе на сборочных конвейерах, вблизи изучая проблемы и потребности рабочего класса. Элвин Тоффлер работал монтажником и сварщиком.

Позже Элвин Тоффлер применил свой практический опыт в описании природы труда и различиях между физическим и интеллектуальным трудом.

Впоследствии Элвин Тоффлер был приглашенным профессором Корнеллского университета, членом Новой школы социальных исследований, корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом.

Был почётным доктором литературы, права, естественных наук и менеджмента, членом Международного института стратегических исследований и Американской ассоциации развития науки. Вместе с супругой являлся заслуженным адъюнкт-профессором Университета национальной обороны в Вашингтоне.

Идеи

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются - «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.

В своей книге «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006) супруги Тоффлер пишут:

«Подобно другим ключевым элементам капитализма, деньги переживают самую стремительную и глубокую революцию за многие века, революцию, которая создаст совершенно новые формы, новые способы выплат и платежей, и деловые возможности обходиться вообще без денег»

Одним из ключевых применяемых терминов является «протребление»: «протребитель - тот кто создает товары, услуги и опыт для собственного пользования или удовольствия, а не для продажи или обмена. В этом случае индивиды или группы одновременно ПРОизводят и поТРЕБляют продукт - то есть протребляют». «Протребительская экономика огромна… протребление встряхнет рынки, изменит ролевую структуру общества и изменит наши представления о богатстве».

Основные работы

  • Тоффлер, Э. Шок будущего = Future Shock, 1970. - М.: АСТ, 2008. - 560 с. - (Philosophy). - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-010706-3.
  • Тоффлер, Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. - М.: АСТ, 2010. - 784 с. - (Philosophy). - 5100 экз. - ISBN 978-5-403-02493-8.
  • Тоффлер, Э. Метаморфозы власти = Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century, 1990. - М.: АСТ, 2004. - 672 с. - (Philosophy). - 3000 экз. - ISBN 5-17-004183-7.
  • Тоффлер, Э., Тоффлер, Х. Война и антивойна = War and Anti-War, 1995. - М.: АСТ, 2005. - 416 с. - (Philosophy). - 5000 экз. - ISBN 5-17-028463-2.
  • Тоффлер, Э., Тоффлер, Х. Революционное богатство = Revolutionary Wealth, 2006. - М.: АСТ, 2007. - 576 с. - (Philosophy). - 5000 экз. - ISBN 978-5-17-044872-2.