Биографии Характеристики Анализ

К читателю от сочинителя. Готовимся к егэ

Разряды междометий по значению

Особую группу, близкую к междометиям, составляют звукоподражательные слова . По своему звуковому оформлению они являются воспроизведением рефлективных восклицаний людей, имитацией криков животных и птиц, различных звуков, шумов природы и т. д.: мяу-мяу, ква-ква, кря-кря, тук-тук, трах- тах-тах и др.

Иногда к междометиям относят так называемые глагольные междометия . Это неизменяемые слова, совпадающие в своём звуковом составе со звукоподражательным словом или междометием и употребляющиеся в функции глагольного сказуемого со значением мгновенного действия в прошлом:бах, бряк, плюх, скок, хвать, шлёп, шмыг, щёлк и др.

Междометия, образованные повторением одинаковых частей, пишутся через дефис: ха-ха-ха!

Междометия отделяются запятыми, а если они произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак.

П р и м е ч а н и е. Необходимо различать междометие о и частицуо :

О, как убийственно мы любим!(Ф. Тютчев). О Волга, колыбель моя!

(Н. Некрасов).

Морфологический разбор междометия

Порядок разбора

1. Часть речи.

2. Разряд по происхождению: непроизводное / производное.

3. Разряд по структуре: простое, сложное или составное.

4. Разряд по значению: эмоциональное, повелительное, этикетное.

Образец разбора

«Батюшки !»- изумился тонкий.(А. П. Чехов) 1 . Батюшки- междометие.

2. Производное.

3. Простое.

4. Эмоциональное, выражает чувство радости и удивления.

№ 156. Найдите междометия. Охарактеризуйте их по происхожде-

нию, структуре, значению. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенного междометия.

1) Эх наша слава пропала. 2) Ах человек он был с душой, каких уж нынче нет! (В. Курочкин ) 3) Ах чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом! 4) Ну Нинетта... раз, два, три... 5) Эй простору! шибче, скрипки! 6)Эй синьор, синьор! угодно вам в кружок наш, может быть? 7) Ну так мимо! Шибче, скрипки! 8) О Божья благодать! О как прилечь отрадно в тени высокой ржи!.. 9) Ну старик, теперь готово, хоть на Ладогу ступай. (А .Майков ) 10) Эхма Жалко Домны! 11) Чу переливаясь меж густой осокой, по воде несётся благовест далёкой. (Л. Мей ) 12) «Ну мёртвая!» - крикнул малюточка басом. 13) И видели волка... у страшный какой! 14) Ух жарко! до полдня грибы собирали. 15) Ай важная штука! 16) Чу шёпот какойто... (Н. Некрасов ) 17) О если б волю... сегодня... мне дали...

(Д. Минаев ) 18) Ах быстро молодость моя звездой падучей про-

мелькнула. 19) Увы Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит. 20) Ура мы ломим, гнутся шведы! 21) О Терек, ты прервал свой рёв. 22) О сколько слез и сколько восклицаний! (А. С. Пушкин )

Итоговая работа № 3

I. 1) Эти наречия образованы приставочно-суффиксальным способом:

1) воедино; 2) наоборот; 3) во-вторых; 4) назубок.

2. В этом ряду все слова пишутся через дефис:

1) (крепко)накрепко, (с)боку(на)бок, (по)людски;

2) (чуть)чуть, (кое)где, точь(в)точь;

3) давным(давно), горько(солёный), (из)(под)мышек.

3. В этом ряду наречия пишутся слитно:

1) (по)утру, (по)праву, (под)час;

2) (на)двое, (с)налёту, (с)молоду;

3) (из)вне, (в)тридорога, (за)панибрата.

4. В этом примере возможно только одно написание:

1) (за)мужем; 2) когда(то); 3) (ни)где; 4) (на)отмашь.

5. Во всех словах этого ряда пишется буква ь :

1) картеч.., горюч.., мелоч..;

2) фальш..., остав..те, виш..;

3) отреж.., читаеш.., невтерпёж.. .

6. В этом ряду частица не пишется раздельно со всеми словами:

1) далеко (не)свободно; ничуть (не)обидно; в высшей степени (не)прилично;

2) (не)весело, но занимательно; (не)легко победить болезнь, но (не)обходимо;

3) он вышел, (не)смотря на нас; вовсе (не)утешительно; мне это сделать (не)(под)силу.

7. Найдите и исправьте ошибку:

1) ввиду берега; 2) в течение дня; 3) положить на счёт в банке; 4) выдали по сто рублей каждому.

8. Найдите лишнее:

1) вблизи дома; 2) согласно приходу; 3) из-под ресниц; 4) делать в открытую.

9. Найдите ошибки, допущенные в написании слова и его грамматической характеристике:

Но чтобы ни было, читатель,Увы! Любовник молодой, Поэт, задумчивый мечтатель,Убит приятельской рукой.

(А. Пушкин)

1) чтобы - подчинительный союз;

2) ни - усилительная частица;

3) увы - междометие;

4) убит - краткое страдательное причастие.

10. Во всех словах этого ряда на месте пропусков пишется -нн- :

1) решение не продума..о, отвечает непродума..о;

2) лицо оставалось царстве..о и необыкнове..о спокойно;

3) ю..ый боец сопротивлялся отчая..о.

11. В этом ряду в скобки заключены только частицы не:

1) Сколько (н..)толковали мы, а сойтись (н..)на чём (н..)могли.

2) (Н..)бури, (н..)ветры ему (н..)страшны.

3) (Н..)сметь отступать! (Н..)шагу назад!

4) Я (н..)мог (н..)поклониться ему при встрече.

12. В этом слове дефис ставить не нужно. Выпишите, исправив ошибку.

Ну-тка, послушай меня. Сказывают, успел-таки на передовую Архип. Он-де вплавь добирался. Орел всё-таки парень. А Егор-таки остался в госпитале. Слышь, ты навести-ка его, будь ласков. От фронтовыхто друзей весточка всегда душу греет.

II. Работа с текстом.

Опираясь на заданную композиционную схему, напишите сочинение по данному тексту: 1) основная проблема, 2) комментарий к заявленной проблеме, 3) авторская позиция, 4) собственное мнение (аргументированное) относительно актуальности проблемы и согласия/несогласия с позицией автора.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

Молодёжь во все времена несёт на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. ¢…² Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без нравственных критериев, ещё ничего не значат.

Но нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие элементы так называемого льняного цикла. Всё лишь ускорено и механизировано, но лён надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских сёлах и десять веков назад.

Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодёжи к тому, что волновало дедов и прадедов.

Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

(В. И. Белов. «Лад»)

2 С ИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Синтаксис (от греч.syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание и предложение (простое и сложное).

Пунктуация (от лат.рunktum - точка) - система знаков препинания и правил их употребления, необходимый компонент письменной формы речи. В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа:

1) л о г и ч е с к и й (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;

2) с т р у к т у р н о - с и н т а к с и ч е с к и й - знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;

3) и н т о н а ц и о н н ы й - знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков, факультативное их употребление.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы:

1) р а з д е л и т е л ь н ы е (отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире;

2) в ы д е л и т е л ь н ы е; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.

§ 61

Словосочетание

Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. Как и слово, словосочетание выполняет назывную функцию, но в отличие от слова служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Словосочетание участвует в построении предложения, но в отличие от предложения не обладает смысловой и интонационной законченностью.

Виды словосочетаний

1. В зависимости от вида синтаксической связи между словами различают словосочетания:

1) сочинительные (слова синтаксически равноправны, не зависят друг от друга, в предложении бывают однородными главными или второстепенными членами):На пригорке то сыро ,то жарко , вздохи дня есть в дыханье ночном, но зарница уж теплится ярко голубым и зелёным огнем (А. Фет);

2) подчинительные (слова синтаксически неравноправны, т. е. одно зависит от другого); выделяют три типа подчинительной связи:

а) согласование

б) управление

в) примыкание

(зависимое слово

(зависимое слово

(связь неизменяе-

стоит в том же ро-

ставится в той па-

мого слова с глав-

де, числе и паде-

дежной форме, ка-

ным словом по

же, что и главное

кую требует глав-

смыслу): теплит-

слово): в дыханье

ное слово): вздохи

ся ярко, желание

ночном, голу-

дня , теплится

учиться, гово-

бым и зелёным

рил улыбаясь

Сочинительные и подчинительные словосочетания называются с в о б о д н ы м и, т. к. каждое слово в них выступает в качестве определённого члена предложения;

3) цельные словосочетания. В них главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом. Цельные словосочетания являются н е с в о б о д н ы м и, т. к. выступают в качестве единого члена предложения:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и тёмныйбред души , итрав неясныйзапах ...(А. Фет)

2 . В зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи различают словосочетания:

1) именные : интересная

2) глагольные:

3) нареч-

книга (сущ.), весьма зани-

заниматься

ные : очень

мательный (прил.), двоеиз

спортом, де-

близко,

мальчиков (числ.) ,первый

лающий за-

незадолго

из очередников (числ.), не-

рядку, отве-

до отъез-

кто из присутствующих

чая невпопад

№ 157. I. Определите группу словосочетаний (глагольное, именное, наречное).

II. Выпишите слова с пропущенными буквами в два столбика: с безударными гласными, проверяемыми ударением; с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Объясните значения этих слов.

Аб..ригены Австралии, эстетика ав..нгардизма, широкая ав..ню, аг..нтурная сеть, рьяно аг..тировать, картины абстр..кционистов, оба аксел..рата, служащий на альт..рнативной основе, крайне амб..циозно, амн..стированный досрочно, анн..тация к книге, подходящая ауд..тория, поступать ан..логично, арб..тражная комиссия, бр..вируя молодостью, в..ндализм действий, в г..тическом стиле, работающий в дельф..нарии, первый из д..настии, желающие имм..грировать, трое из кв..нтета, каждый из к..рифеев, незадолго до ф..рсирования, виды л..цензий, плотный л..нолеум, обв..нённый в м..ркантильности, провести плеб..сцит, нечто ор..гинальное, необходимые ингр..диенты, интенс..фикация производства.

№ 158. I. Определите группу словосочетаний, вид и тип синтаксической связи между словами.II. Вставьте пропущенные буквы. Ответьте на вопрос: почему слова с пропущенными буквами сгруп-

пированы таким образом? Сформулируйте правила.

1) Бл..стательная коалиция, соч..тание компонентов, проб..раться сквозь конопляник, выт..реть досуха, зан..маться вдвоем, едва к..- саясь, из касты неприк..саемых, соприк..снувшись с коррупцией, безотл..гательная конфискация, одно из предпол..жений, отл..жить надолго, предл..гать компромисс.

2) Выг..ревшая лаборатория, ликвидировать возг..рание, выг..- реть начисто, сг..реть дотла, заг..релый пл..вец, з..ревая полоса, внезапное оз..рение, прекл..няться перед тв..рцом, накл..няясь к клавиатуре, готовый покл..няться, держаться на пл..ву, два попл..вка, каждый из пл..вцов, удивительное тв..рение, претв..рить в жизнь, песчаные пл..вуны, надоедливые жуки-пл..вунцы.

3) Нар..щение капитала, возр..стной ценз, выр..стить в палисаднике, р..стки папоротника, выр..сший мгновенно, ск..кать вприпрыжку, выск..чить на перрон, соск..чить на ходу, имитируя ск..чок, заск..чить в дельфинарий, некто на ск..куне.

4) Неср..вненное кокетство, кто-то из р..весников, дифференцируя ур..внение, пор..внявшись с коллегами, зар..внять канаву, ур..- внять шансы, ур..внять дорожку, удивительно ур..вновешенный, непром..каемая пелерина, пром..чить кроссовки, вым..кший до нитки, м..кать в соус, три пром..кашки, подм..чив репутацию, вым..кать всё содержимое.

№ 159. Поставьте ударение, составьте с данными словами словосо-

четания разных видов и типов. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Апокалипсис, блокировать, бравировать, гравировать, диспансер , жалюзи, иконостас, импичмент, истерия, картель, каталог, каучук, квартал, продюсер, регент, сервировать, фанаберия, филантроп.

№ 160*. I. В данных предложениях выделите цельные словосочетания, определите их синтаксическую функцию.

1) Нет, и сегодня рифма поэта - ласка, и лозунг, и кнут. 2) При- рода-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, за-

глохла б нива жизни. 3) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 4) Воскреснем ли когда от чужевластья мод? 5) Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть... 6) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. 7) Какой светильник разума угас, какое сердце биться перестало! 8) Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. 9) Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. 10) И дым отечества нам сладок и приятен. 11) Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. 12) Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! 13) Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком. 14) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь... 15) Светить всегда, светить везде, до дней последних донца...

Предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении

При построении словосочетаний и предложений нередко допускаются неточности. Покажем типичные ошибки в словоупотреблении и характер их возникновения.

Характер ошибки

неправильного

правильного

употребления слова

употребления слова

1. Нарушение

Жилые комплексы

Жилые комплексы

смысловой точ-

возникнут в но-

будут построены

вых районах.

в новых районах.

2. Нарушение

Успехи сына при-

Успехи сына до-

лексической со-

чинили матери

ставили матери

четаемости слов

Н. В. Гоголь

К читателю от сочинителя

Н. В. Гоголь. Собрание художественных произведений в пяти томах. Том пятый. М., Издательство Академии наук СССР, 1952 OCR Бычков М. Н. Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы звании ни находился, почтен ли ты высшим чином или человек простого сословия, но если тебя вразумил бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя книга, я прошу тебя помочь мне. В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так, что на всякой странице есть что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня. Не пренебреги таким делом. Какого бы ни был ты сам высокого образования и жизни высокой, и какою бы ничтожною ни показалась в главах твоих моя книга, и каким бы ни показалось тебе мелким делом ее исправлять и писать на нее замечания,-- я прошу тебя это сделать. А ты, читатель невысокого образования и простого звания, не считай себя таким невежею, чтобы ты не мог меня чему-нибудь поучить. Всякий человек, кто жил и видел свет и встречался с людьми, заметил что-нибудь такое, чего другой не заметил, и узнал что-нибудь такое, чего другие не знают. А потому не лиши меня твоих замечаний: не может быть, чтобы ты не нашелся чего-нибудь сказать на какое-нибудь место во всей книге, если только внимательно прочтешь ее. Как бы, например, хорошо было, если бы хотя один из тех, которые богаты опытом и познанием жизни и знают круг тех людей, которые мною описаны, сделал свои заметки сплошь на всю книгу, не пропуская ни одного листа ее, и принялся бы читать ее не иначе, как взявши в руки перо и положивши перед собою лист почтовой бумаги и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и всех людей, с которыми встречался, и все происшествия, случившиеся перед его глазами, и всё, что видел сам или что слышал от других, подобного тому, что изображено в моей книге, или же противоположного тому, всё бы это описал в таком точно виде, в каком оно предстало его памяти, и посылал бы ко мне всякий лист по мере того, как он испишется, покуда таким образом не прочтется им вся книга. Какую бы кровную он оказал мне услугу! О слоге или красоте выражений здесь нечего заботиться; дело в деле и в правде дела, а не в слоге. Нечего ему также передо мною чиниться, если бы захотелось меня попрекнуть, или побранить, или указать мне вред, какой я произвел наместо пользы необдуманным и неверным изображеньем чего бы то ни было. За всё буду ему благодарен. Хорошо бы также, если бы кто нашелся из сословия высшего, отдаленный всем -- и самой жизнью и образованьем от того круга людей, который изображен в моей книге, но знающий зато жизнь того сословия, середи которого живет, и решился бы таким же самым образом прочесть сызнова мою книгу и мысленно припомнить себе всех людей сословия высшего, с которыми встречался на веку своем, и рассмотреть внимательно, нет ли какого сближения между этими сословиями и не повторяется ли иногда то же самое в круге высшем, что делается в низшем? и всё, что ни придет ему на ум по этому поводу, то есть всякое происшествие высшего круга, служащее в подтвержденье или в опровержение этого, описал бы, как оно случилось перед его глазами, не пропуская ни людей с их нравами, склонностями и привычками, ни бездушных вещей, их окружающих, от одежд до мебелей и стен домов, в которых живут они. Мне нужно знать это сословие, которое есть цвет народа. Я не могу выдать последних томов моего сочинения до тех пор, покуда сколько-нибудь не узнаю русскую жизнь со всех ее сторон, хотя в такой мере, в какой мне нужно ее знать для моего сочинения. Недурно также, если бы кто-нибудь такой, кто наделен способностью воображать или живо представлять себе различные положения людей и преследовать их мысленно на разных поприщах, словом, кто способен углубляться в мысль всякого читаемого им автора или развивать ее, проследил бы пристально всякое лицо, выведенное в моей книге, и сказал бы мне, как оно должно поступить в таких и таких случаях, что с "им, судя по началу, должно случиться далее, какие могут ему представиться обстоятельства новые и что было бы хорошо прибавить к тому, что уже мной описано; всё это желал бы я принять в соображенье к тому времени, когда воспоследует издание новое этой книги, в другом и лучшем виде. Об одном прошу крепко того, кто захотел бы наделить меня своими замечаниями: не думать в это время, как он будет писать, что пишет он их для человека ему равного по образованию, который одинаковых с ним вкусов и мыслей и может уже многое смекнуть и сам без объяснения; но вместо того воображать себе, что перед ним стоит человек, несравненно его низший образованьем, ничему почти не учившийся. Лучше даже, если на место меня он себе представит какого-нибудь деревенского дикаря, которого вся жизнь прошла в глуши, с которым нужно входить в подробнейшее объяснение всякого обстоятельства и быть просту в речах, как с ребенком, опасаясь ежеминутно, чтоб не употребить выражений свыше его понятия. Если это беспрерывно будет иметь в виду тот, кто станет делать замечанья на мою книгу, то его замечанья выдут более значительны и любопытны, чем он думает сам, а мне принесут истинную пользу. Итак, если бы случилось, что моя сердечная просьба была бы уважена моими читателями и нашлись бы из них действительно такие добрые души, которые захотели бы сделать всё так, как я хочу, то вот каким образом они могут мне переслать свои замечания: сделавши сначала пакет на мое имя, завернуть его потом в другой пакет -- или на имя ректора С.-Петербургского университета его превосходительства Петра Александровича Плетнева, адресуя прямо в С.-Петербургский университет, или на имя профессора Московского университета его высокородия Степана Петровича Шевырева, адресуя в Московский университет, смотря по тому, к кому какой город ближе. А всех, как журналистов, так и вообще литераторов, благодаря искренно за все их прежние отзывы о моей книге, которые, несмотря на некоторую неумеренность и увлечения, свойственные человеку, принесли однако ж пользу большую как голове, так и душе моей, прошу не оставить и на этот раз меня своими замечаниями. Уверяю искренно, что всё, что ни будет ими сказано на вразумленье или поученье мое, будет принято мною с благодарностью.

Задания по орфографии

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
    1) отр...cль, сокр..щать, р...скошный
    2) предст...влять, предназн..чение, дек...рация
    3) пригл...шать, уг...сать, выр...сти
    4) д..роженька, ф..нтазия, л...боратория
  2. В каком слове пропущена буква Я?
    1) они бор..тся 2) все наде..тся 3) они мел..т кофе 4) кле..щий
  3. В каком глаголе на месте пропуска пишется Ь?
    1) Когда соседи вернут..ся, передайте им телеграмму.
    2) Куда нам торопит..ся?
    3) Если удаст..ся, мы устроим вечер встречи.
    4) Поезд отправит...ся через пять минут.
  4. В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?
    1) вошедш..м посетител..м 2) к ранн..й оттепел..
    3) в высш..м учебном заведени.. 4) в крайн..м случа..
  5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
    1) ..нициатива, под..тожить, без..нициативность
    2) ра..ширять, ..жалиться (над кем), ни..провергать
    3) пр...поднять, пр...поднести, пр...мерка
    4) об...ект, об...яснить, разоб...ется
  6. В каком слове пропущена буква Е?
    1) выраст...вший (сына) 2) высме...н 3) выращ...нный 4) замет...л
  7. В каком слове пишется НН?
    1) реше...ый вопрос 2) они чем-то встревоже...ы 3) в вяза...ой шапочке 4) говорила пута...о
  8. В каком примере НЕ пишется слитно?
    1) Многие рукописи (не)расшифрованы.
    2) В книге (не)хватало нескольких страниц.
    3) Нам (не)доставало терпения и опыта.
    4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.
  9. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
    1) (по)крепче, где(то), (чуть)чуть
    2) (по)местному времени, (пол)Москвы, (кое)как
    3) (по)товарищески, (сине)зеленые, как(нибудь)
    4) тихо(тихо), как(бы), (по)прежнему
  10. Укажите слово, написанное неправильно (с орфографической ошибкой).
    1) трущоба 2) тушенка 3) узколиций 4) стручок
  11. На месте каких цифр пишется Е?
    Чудный город Миргород! Каких в нем нет строен(1)й! И под солом(2)нною, и под дер(3)вянною крыш(4)ю.
    1)1,2,3,4 2)2,3 3)1,3,4 4)2,3,4
  12. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?
    1) сокр...щать, благосл...вить, р..скошный
    2) предв...рительно, ск..кать, изб...ратель
    3) безотл...гательный, отр..сль, ди..гональ
    4) предпол...жительно, прор...стать, п..норама
  13. Укажите верное написание выделенного слова и верное объяснение.

    Но ЧТО(БЫ) ни было, читатель,
    Увы! любовник молодой,
    Поэт, задумчивый мечтатель,
    Убит приятельской рукой.

    1) ЧТОБЫ - подчинительный союз, пишется слитно
    2) ЧТО БЫ - подчинительный союз, пишется раздельно
    3) ЧТОБЫ - всегда пишется слитно
    4) ЧТО БЫ - местоимение с частицей, пишется раздельно

  14. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение орфограммы.
    1) Это (не) доказанное фактами утверждение. - НЕ с полными причастиями пишется раздельно, когда у причастия есть зависимые слова.
    2) сдерж...нный - пишется А, потому что это причастие от глагола 2-го спряжения
    3) туш..нка - это существительное пишется через Ё, потому что в нем сохраняется суффикс причастия (-ЕНН-/-ЕН-) от глагола ТУШИТЬ
    4) постел..шь - пишется Е в окончании глагола 1-го спряжения
  15. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.
    На вечерах кто-нибудь из гимназистов играл на фортепьяно, а мы танцевали, скользя по ВОЩЁ..ОМУ паркету.

    1) ВОЩЁННОМУ - пишутся две буквы НН, так как это прилагательное образовано с помощью суффикса -ЕНН- от существительного воск
    2) ВОЩЁНОМУ - пишется одна буква Н, так как это отглагольное прилагательное (зависимых слов нет, образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида)
    3) ВОЩЁНОМУ - пишется одна буква Н, так как это непроизводное прилагательное с корнем вощён-
    4) ВОЩЁННОМУ - пишутся две буквы НН, так как это причастие с зависимым словом (паркету), образованное от глагола вощить

  16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
    А. выдёрг..вать
    Б. сбивч..вый
    В. откле..ваться
    Г. стержн..вой

    1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

  17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Но что бы ни было, читатель,

Увы, любовник молодой,

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой!

Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Неумение и нежелание, думать о других людях оберну­лось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: стра­дать, раскаиватьс

я, мыслить. Так смерть Ленского ока­зывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди. Пока Пушкин оставляет Онегина на распутье - верный своему принципу предельной краткости, он не рассказывает нам, как Ленского привезли домой, как узнала Ольга, что было с Татьяной.

ГЛАВА III ДУЭЛЬ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Грушницкий перед дуэлью мог бы читать книги, писать любовные стихи, если бы не превратился в ничтожество. Тот Грушницкий, который носил солдатскую шинель и произносил романтические речи, мог бы и Шиллера читать, и писать стихи. Но тот Грушницкий гото­вился бы стреляться на самом деле, рисковать своей жизнью. А этот Грушницкий, который принял вызов Печорина, идет на обман, ему нечего страшиться, неза­чем волноваться за свою жизнь: заряжен будет только его пистолет. Мучила ли его совесть в ночь перед ду­элью, мы не знаем. Он предстанет перед нами уже готовым к выстрелу.

Лермонтов не рассказывает о Грушницком. Но Пе­чорина он заставляет подробно записать, о чем он думал и что чувствовал: "А! господин Грушницкий! ваша мистификация вам не удастся. мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб. но мы бросим жребий! и тогда. тогда. что если его счастье перетянет? если моя звезда, наконец, мне изменит? "

Итак, первое чувство Печорина - такое же, как у Грушницкого: желание мести. "Поменяемся ролями", "мистификация не удастся" - вот о чем он заботится; им движут довольно мелкие побуждения; он, в сущности, продолжает свою игру с Грушницким, и только; он довел ее до логического конца. Но ведь конец этот опасен; на карту поставлена жизнь - и, прежде всего его, Печорина, жизнь!

"Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно."

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? "

Печорин не раз ссылался на судьбу, которая забо­тится о том, чтоб ему не было скучно и посылает ему для развлечения Грушницкого, сводит его на Кавказе с Верой, пользуется им как палачом или топором, - но не такой он человек, чтобы покоряться судьбе; он сам направляет свою жизнь, сам распоряжается и собой, и другими людьми.

Он "любил для себя, для собственного удовольствия. и никогда не мог насытиться". Поэтому в ночь перед дуэлью он одинок, "и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло его", если он будет убит. Страшный вывод делает он: "После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства; ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!"

Дневник Печорина обрывается в ночь перед дуэлью. Последняя запись сделана через полтора месяца, в крепости N. "Максим Максимыч ушел на охоту… серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно, ветер свищет и колеблет ста­вни. Скучно".

Как не похож этот тоскливый пейзаж на тот, которым открывался дневник Печорина: "ветки цветущих черешен", яркие пестрые краски; "воздух свеж и чист, как поцелуй ребенка"; там горы синели, вершины их были похожи на серебряную цепь - здесь они закрыты серыми тучами; там ветер усыпал стол белыми лепестками - здесь он "свищет и колеблет став­ни"; там было "весело жить" - здесь "с к у ч н о"!

Еще не зная о подробностях дуэли, мы уже знаем главное: Печорин жив. Он в крепости - за что он мог попасть сюда, если не трагический исход дуэли? Мы уже догадываемся: Грушницкий убит. Но Печорин не сооб­щает этого сразу, он мысленно возвращается к ночи пе­ред дуэлью: "Я думал умереть; это было невозможно: я еще не осушил чаши страданий и теперь чувствую, что мне еще долго жить".

В ночь перед дуэлью он "не спал ни минуты", писать не мог, "потом сел и открыл роман Вальтера Скотта. то были "Шотландские Пуритане"; он "читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымы­слом."

Но едва рассвело, и нервы его успокоились, он опять подчиняется худшему в своем характере: "Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен, собою".

Все, что томило и тайно беспокоило его ночью, за­быто. Он готовится к дуэли трезво и спокойно: " .велев седлать лошадей. оделся и сбежал к купальне. вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал".

Вернер (секундант Печорина) взволнован предстоящим поединком. Печорин говорит с ним спокойно и насмешливо; даже своему секунданту, своему другу он не открывает "тайного бес­покойства"; как всегда он холоден и умен, склонен к неожиданным выводам и сравнениям: "Старайтесь смо­треть на меня как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной.", "Ожидание насильственной смерти, не есть ли уже настоящая болезнь?"

Наедине же с собой он снова такой, как в первый день пребывания в Пятигорске: естественный, любящий жизнь человек. Вот как он видит природу по дороге к месту дуэли:

"Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье. В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня."

Все, что он видит по дороге к месту дуэли, радует, веселит, живит его, и он не стыдится в этом признаться: "Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!"

Но вся эта радость, жадное наслаждение жизнью, восторг, восклицания - все это спрятано от постороннего глаза. Едущему рядом Вернеру в голову не может прийти, о чем думает Печорин:

"Мы ехали молча.

Написали ли вы свое завещание? - вдруг спро­сил Вернер.

А если будете убиты?

Наследники отыщутся сами.

Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хо­тели послать свое последнее прости?

Я покачал головой".

Перед дуэлью он забыл даже о Вере; ни одна из женщин, любивших его, не нужна ему сейчас, в минуты полного душевного одиночества. Начиная свою исповедь, он сказал: "Хотите ли, доктор. чтоб я раскрыл вам мою душу?" Он не обманывает, он действительно раскрывает Вернеру душу. Но дело в том, что душа человека не есть что-то неподвижное, ее состояние меняется, человек может по-разному смотреть на жизнь утром и вечером одного и того же дня.