Биографии Характеристики Анализ

К категориям здоровьесберегающих технологий не относятся. Здоровьесберегающие технологии

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ».

Статья учителя физической культуры 1-й категории

Миц Наталья Петровны

МОБУ СОШ №5

Г. Таганрог

Ростовской области

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов . От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье младшего школьника .

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов” .

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию .

В связи с этим в нашем школьном образовательном учреждении получило широкое применение здоровьесберегающая практика.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций , они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст вовать, т.е. предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей .

Для того, чтобы разобраться в вопросе использования «здоровьесберегающих технологий» в работе учителя физической культуры, необходимо указать, что понимают ученые под термином «Педагогические технологии».

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Б.Т.Лихачев определяет педагогическую технологию как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Таким образом, педагогическая технология в своей совокупности понимается нами как организационно-методический инструментарий педагогического процесса .

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой раз вития этой сферы и потому обеспечивает наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством .

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педаг.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических (В.М. Акименко, Н.Н. Белявская, Л.Н. Засорина, Н.И. Макарова, С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева и др.) , психологических и медицинских воздействий (Л.С.Выгодский, В.В. Давыдов, А.Л. Сиротюк и др.), направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Различают следующие типы здоровьесберегающих технологий:

    Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

    Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

    Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

    Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс :

Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья .

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология , по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией , по мнению И.В. Петрова, понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в про цессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся , направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Функции здоровьесберегающей технологии:

    формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль ные физические и психические свойства.

    информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

    диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­ правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

    адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

    рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

    интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Классификация здоровьесберегающих технологий.

    По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

    По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖИТ.

Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

    организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

    психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

    учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей школьников. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя физической культуры становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми на уроках. На фоне комплексной работы учителя физической культуры здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс развития и способствуют оздоровлению всего организма ребенка .

Список литературы:

    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии//Педагогика 1989г.-с. 192

    Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

    Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

    Васичкин В.И. Все о массаже.// М.:АСТ-ПРЕСС,1998г.

    Здоровье и образование www . valeo . edu . ru

    Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

    Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.

    Издательский дом 1-е сентября. https // my .1 september . ru

    Ковалько,В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе [Текст] /В.И.Ковалько//Начальная школа. М.:Просвещение, 2004. – № 12. – С.14 –15, 176с.

    Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.// М., 1986г.

    Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : Проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова , А.А. Кузнецова. // М.: Просвещение, 2009. - 40 с . - (Стандарты второго поколения).

Ирина Соловьева
Здоровьесберегающие программы и технологии в практике дошкольного воспитания

Программа – краткое систематическое изложение содержания обучения по определенному предмету, преподаваемому в учебном заведении, круг знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению учащимися.

(М. А. Поваляева)

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве, заданность и воспроизводимость результата.

(Толковый словарь)

Программы и технологии относятся к здоровье сберегающим, если:

1. Учитывают возраст ребенка, особенности его здоровья

2. Учитывают индивидуально-психо-физиологические особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности, особенности работы центральной нервной системы,

3. Учитывают гендерные (половые) особенности,

4. Учитывают особенности личности ребенка (интересы, притязания, способности,

5. Дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, с учетом работоспособности воспитанника,

6. Разработана справедливая система оценок,

7. Занятия составлены с оптимальным соотношением между трудностью занятия, насыщенностью, эмоциональным фоном.

Принципы построения образовательного пространства в ДОУ.

1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания.

2. Реализация в условиях детского сада на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию воспитанников, охране психического здоровья, а так же по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

3. Использование простых и доступных технологий, методик, оборудования.

Условия здоровьесбережения в детском саду

Здоровье сберегающая среда,

Наличие медицинского контроля,

Психогигиена и психопрофилактика,

Обучение ЗОЖ.

Виды образовательных услуг, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников. 1. Медицинские

Профилактическая фитотерапия

Физиотерапевтические процедуры (тубус-кварц, УФО, ингаляторы)

Кислородные коктейли

2. Физкультурные

Спортивные секции

Оздоровительный бег

3. Коррекционно- развивающие

Психологические тренинги

Клубы «Общение»

Игровая терапия

Узелок на память В сохранение здоровья вносят вклад:

12% - наследственность,

15% - экологическая среда,

12-15% - здоровьесохранение,

50% - режим дня, стиль жизни семьи.

Индивидуальный темп развития заложен генетически (особенно у мальчиков).

Неадекватная нагрузка на мозг тормозит развитие ребенка.

Навыки учебной деятельности сформированы:

У 5 летних детей на 20 %,

У 6 летних детей на 30 %,

У 7 летних детей на 50 %.

К здоровьесберегающим программам относятся: Региональная программа физического воспитания детей 3-7 лет «Система» (авт. Л. Пустынникова,

Программа физического воспитания валеологической направленности для детей 2-10 лет «Росточки» (авт. Н. Баландина,

Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» (авт. Т. Токаева,

Региональная программа развития ребенка раннего возраста как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, Пермячок»

(авт Т. Токаева,

Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй!» (авт. М. Лазарев,

Программа по формированию способностей к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста «Ненасилие» (авт. Г. Маралов,

«Аниматерапия эмоционально-личностных проблем» (авт. Н. Кряжева).

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (авт. Ю. Антонов, Т. Саулина,

Развивающая технология оздоровления (авт. В. Кудрявцев, Б. Егоров,

Гуманно - личностная технология Ш. А. Амоношвили,

Природосообразная технология М. Монтесори,

Игровые технологии,

Технология индивидуального обучения (авт. Шадриков,

Модульное обучение (по принципу познавательных процессов)

Методика раскрепощающего обучения (авт. В. Ф. Базарный).

Условия здоровье сбережения в детском саду 1. Организация оптимального режима жизнедеятельности детей

организация динамических пауз в течение дня,

организация физкультурных минуток, гимнастики во время занятий.

2. Биологическое пространство

учет специфики региона при подборе игр, длительности прогулок,

организация пространства в ДОУ,

спелеокамеры,

наличие физкабинетов.

3. Психолого-социальное пространство

создание комфортных условий жизни и общения в ДОУ,

введение в штатное расписание педагога-психолога,

Повышение квалификации педагогов, через:

Участие в работе педагогических мастерских (например, «Валеология в детском саду»,

Участие в городских, областных и республиканских конкурсах «Методических, учебных и дидактических средствах обучения» (или аналогичных,

Участие в конкурсах проектов (например, «Здоровьесберегающие технологии в практике ДОУ», «Разговор о здоровом питании»)

Средства здоровье сбережения используемые в практике ДОУ:

Физическое развитие детей дошкольного возраста

корригирующая гимнастика,

кружки по физическому развитию, ритмике,

проведение дыхательной гимнастики по Стрельниковой, Бутейко,

проведение утренней гимнастики на улице во все сезоны.

Повышение иммунитета дошкольников , через организацию оздоровительных мероприятий

фитотерапия,

ароматерапия,

витаминизация блюд,

креотерапия,

гигиена полости рта.

Проведение лечебно-профилактических мероприятий

закаливание:

Обливание,

Топтание в холодной воде,

Топтание в снегу,

Полоскание горла,

Обливание кистей рук,

Контрастное закаливание,

Воздушное закаливание,

Обливание водой на улице.

проведение психолого-экологических тренингов,

Точечный,

гигиена полости рта,

занятия в тренажерном зале,

проведение кружков по ЗОЖ.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

К первой группе относятся:

· технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

Ко второй группе относятся:

· технологии оптимальной организации образовательного процесса и физической активности воспитанников;

К третьей группе относятся:

· разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть частными (узкоспециализированными), и комплексными (интегрированными).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

· медицинские (технологии профилактики заболеваний);

· коррекции и реабилитации соматического здоровья ; санитарно-гигиенической деятельности);

· образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

· социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);

· психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

· технологии комплексной профилактики заболеваний;

· технологии коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);

· педагогические технологии, содействующие здоровью;

· технологии, формирующие основы здорового образа жизни (ОЗОЖ).

Воспитателю, вожатому, педагогу-организатору, учителю в организации и проведении здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:

1) обстановку и гигиенические условия: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) смену видов деятельности: норма – 4-7 видов;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

5) наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих детей. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар,); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);


6) место и длительность применения ТСО и ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

7) позы воспитанников (учащихся), чередование поз;

8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

9) наличие в содержательной части вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

10) психологический климат;

11) наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п..

Как уже отмечалось, существуют различные подходы к классификации здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим более подробно группы здоровьесберегающих технологий, используемых в условиях ДОУ.

Обзор материала

Обзор материала

1. Актуальность темы.

«Здоровье - это еще не всё, но всё без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм.

Общество требует новых подходов к обучению и воспитанию учащихся. Перед школой ставятся очень важные задачи максимального раскрытия в человеке его самостоятельности, активного деятельного начала, развитие индивидуального своеобразного творческого потенциала, развитие и воспитание личности, способной к самоопределению, самореализации, саморазвитию.

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью.

Показателями хорошего состояния здоровья человека являются:

1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;

2) способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;

3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.

В Концепции Модернизации Российского образования, в Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, в нормативных документах, медицинской и педагогической литературе последнего времени одним из приоритетных направлений в образовании учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся - необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении.

В практике существует множество определений понятия "здоровье". Педагогический коллектив гимназии в своей деятельности руководствуется следующим определением данного понятия, предложенным Всемирной Организацией Здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".

Основными элементами здорового образа жизни являются:

1) отсутствие вредных привычек;

2) высокая культура общения и поведения;

3) рациональное питание;

4) соблюдение режима труда и отдыха;

5) оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом;

6) санитарно – гигиеническая культура.

По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся. Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.

Но главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка.

Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.

Виды технологий:

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
(САЛРТ)
включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

2. Цель и задачи здоровьясбережения

Как дать качественное образование и при этом сохранить здоровье детей?

Поиск решения указанных противоречий определил основную цель: достижение высокого уровня качества обучения учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Показать значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Показать различные здоровьесберегающие технологии.

Рассказать о мероприятиях, которые уменьшают риск возникновения заболеваний.

Определяя цели и задачи уроков в начальной школе, нужно помнить, что сохранить и укрепить здоровье учащихся можно только через правильную организацию учебного процесса.

3. Формы организации обучения младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий.

В МБОУ «Гимназия №1» на сохранение здоровья направлена не только урочная, но и внеурочная деятельность.

Введены в учебный процесс такие предметы как шахматы, плавание (третий час физкультуры), пятый час литературного чтения (инсценирование литературных произведений, декламация стихотворений).

Во внеурочной деятельности определены часы на сохранение и укрепление здоровья:

Спортивные игры

Факультатив «Психология общения»

Беседы о ЗОЖ

Легоконструирование

СИРС

Классные часы

Факультатив «Экологическая тропинка»

В дополнительных образовательных услугах:

Хор, ансамбль

Самбо, карате

Плавание

В ГПД:

ОчУмелые ручки

Игры с карандашами

Развивающие игры

Клуб «Я - читатель»

На уроке учителя стараются создать неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания, развития учащихся, сохранения их здоровья.

При построении своих уроков учитываются такие требования :

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителя на уроках используют передвижение по классу.

Форма организации деятельности учащихся на уроках:

Работа в группах;

Работа в парах;

Фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций;

Элементы игры можно использовать в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

Хлопанье в ладоши;

Поднятие руки;

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута - 80%;

25-35-я минута - 60-40%;

35-40-я минута - 10%.

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Наряду с традиционными уроками в своей практике учителя применяют и нетрадиционные формы организации урока. В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы) ; уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет; урок здоровья; уроки с использованием компьютерной техники, урок –экскурсия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,
Что? - отбор и структура содержания,
Как? - оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? - методы, приемы и средства обучения,
Кто? - реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? - объективные методы оценки результатов обучения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие«здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная (, 2006).


Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие «здоровье»является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива , следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического , физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т. п. - тоже элементы этой технологии.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса...

Функции здоровьесберегающей технологии

ФОРМИРУЮЩАЯ осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные...

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического ...

Классификация здоровьесберегающнх технологий
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации...

Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация , организация здорового питания) Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью...

История вопроса
Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым...