Биографии Характеристики Анализ

Как готовятся космонавты. Критерии отбора и подготовка космических туристов к полету

BiF продолжает цикл публикаций о том, как выглядел мир в прошлом. В этом выпуске - архивные снимки, запечатлевшие первые подготовки к полёту в космос.

Подготовить человека к полёту в космос - задача не из лёгких даже сейчас, когда развивается космический туризм, а НАСА готовит пилотируемую высадку на Марс. Но как тренировали астронавтов более 50 лет назад, когда в космосе ещё никто не бывал?

Отбор кандидатов

Искать кандидатов начали среди лётчиков. Сначала на обследование пригласили около 1 500 человек, а к осени 1959 года, после многочисленных проверок и медицинских осмотров, выбрали 20 слушателей-космонавтов.

Кандидату в космонавты нужно было чётко знать свои обязанности и довести их исполнение до разумного автоматизма, уметь быстро решать внезапно возникающие задачи и, помимо крепкого здоровья, иметь запас резервных физических способностей, вспоминает руководитель Центра подготовки космонавтов (ЦПК) Евгений Карпов. Из-за нехватки данных о том, как именно повлияет полёт на живой организм, медики решили провести сверхотбор. Так они страховали себя от провала всей космической операции. Особых профессиональных качеств тогда не выделяли, потому что профессия космонавта была совершенно новой.

Особенно учёных волновал вопрос психологический. Как будет чувствовать себя человек, который добровольно выбросил себя в пустоту без кислорода, куда прежде никто не отправлялся? Автор книги «Обратная сторона космонавтики» Мэри Роуч пишет , что советские психиатры боялись приступа шизофрении у космонавтов. Они опасались, что Гагарин может лишиться рассудка и саботировать важный полёт: «Опасения были настолько серьёзны, что до взлёта капсулы „Восток“ всё ручное управление в ней было заблокировано. А что если что-то пойдёт не так, связь оборвётся и пилоту придётся взять управление в свои руки? Учёные подумали и об этом: перед отлётом Гагарину передали запечатанный конверт с секретной комбинацией разблокировки панели управления».

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_05.jpg", "alt": "", "text": "Во время лётной подготовки. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_14.jpg", "alt": "", "text": "Общефизическая подготовка. Юрий Гагарин. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_01.jpg", "alt": "", "text": "Тренировка на батуте. Валентина Терешкова. 1963 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

На земле, в воде и в воздухе

Советские специалисты решили оттолкнуться от очевидного - готовить кандидатов в условиях, максимально приближенных к космическим. В созданном в январе 1960 года ЦПК проводили учебно-тренировочные полёты на самолётах, парашютные прыжки, «подъёмы» в барокамерах, проверки в термокамерах, исследования в сурдокамере («башне тишины» - звукоизолированном помещении размером 2,5 × 2,5 м), катапультирования, вестибулярные исследования и тренировки, вращения на центрифуге, полёты в невесомости и углублённые медицинские обследования. Помимо общетехнических дисциплин, курсов по астрономии и геофизике, космонавты посещали уроки киносъёмки.

Самыми неприятными были вестибулярные тренировки на вращающихся креслах, которые тренировали устойчивость космонавтов к тошноте. Невесомость вызывает у человека сенсорный конфликт: если резко повернуть голову, организм воспримет это как быстрый подъём или прыжок. Как пишет Роуч, «в космосе тошнота означает гораздо больше, нежели просто неприятную ситуацию. Недееспособный член космического экипажа обходится компании дороже, чем какой бы то ни было другой больничный лист в мире».

Космонавтов туго привязывали ремнями, не давая возможности свободно двигаться. В целях безопасности на орбите им предстояло работать только в скафандре, будучи крепко прижатыми к катапультируемому креслу.

В 1960 году кандидаты готовились к полёту на кораблях-спутниках «Восток». При этом необходимого оборудования для обучения не было совсем или его задерживали на производстве. «Будущего лётчика начинают готовить к самостоятельным полётам на реальном самолёте, вначале находящемся на земле, а затем в летающем экземпляре под управлением опытного инструктора. У нас же тогда космический корабль в том варианте, в котором он предназначался для полёта с человеком, ещё только создавался», - вспоминает Евгений Карпов.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_11.jpg", "alt": "", "text": "Участник программы «Восток-2» Герман Титов во время практического курса по фотографии. 1961 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_12.jpg", "alt": "", "text": "Участник программ «Восток-5» и «Восток-6» Валерий Быковский во время парашютной тренировки. 1963 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_09.jpg", "alt": "", "text": "Валентина Терешкова в барокамере. 1963 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_07.jpg", "alt": "", "text": "Тренировка по радиосвязи. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

После 1961 года для космонавтов утвердили три обязательные тренировки в полноразмерном макете корабля: первая - в скафандре, когда кандидат выполнял план трёхсуточного полёта, вторая - такая же, но без скафандра. Третья тренировка представляла собой демонстрацию навыков ручного управления кораблём в аварийном режиме перед посадкой.

Космонавтов туго привязывали ремнями, не давая возможности свободно двигаться. В целях безопасности на орбите им предстояло работать только в скафандре, будучи крепко прижатыми к катапультируемому креслу. «Тогда боялись, что космонавт, выскользнув в невесомости из кресла, не сможет вернуться в него перед посадкой, - вспоминает подполковник Василий Лесников, более 20 лет прослуживший в ЦПК. - Такие условия были у Юрия Гагарина и Германа Титова, который сутки не отделялся от своего кресла. Ныло тело от лямок, неприятно влияла невесомость, а он не имел права покинуть своё место».

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_13.jpg", "alt": "", "text": "Геогрий Береговой в симуляторе спутника «Союз». 1967 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_06.jpg", "alt": "", "text": "В скафандре во время приёма пищи. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_10.jpg", "alt": "", "text": "Юрий Гагарин и Валентина Терешкова во время тренировки по радиосвязи. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_03.jpg", "alt": "", "text": "Подготовка к факторам космического полёта. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

После Гагарина

Уже после первого полёта в космос проявились недоработки первого медицинского отбора. Врачи отдавали предпочтение невысоким кандидатам, чтобы те помещались в катапультируемое кресло. Но на длину рук никто не обращал внимания. В результате Ивану Аникееву, самому низкорослому из космонавтов, приходилось труднее всех - в пристёгнутом положении он не мог дотянуться до приборной доски. Чтобы решить эту проблему, инженеры придумали механическую ручку-удлинитель, с помощью которой можно было дотянуться до кнопок и переключателей.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_04.jpg", "alt": "", "text": "Тренировка в корабле. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

Поведение во время тренировки сказывалось на результатах отбора: нужно было соблюдать баланс между активностью и чрезмерным спокойствием - за крайности кандидатов исключали из программы. Всего по программе «Восток» в ЦПК было подготовлено 25 человек, из которых шесть совершили космический полёт.

Сейчас полёты на орбиту Земли перестали быть чем-то сверхъестественным. Влияния невесомости и других условий в космосе на человека подробно изучены - настал черёд других задач. С 2007 по 2011 год в Московском институте медико-биологических проблем РАН находился имитатор экспедиции к Марсу под названием «Марс-500». Там проводили психологические эксперименты, призванные дать ответ на вопрос, что произойдёт с членами экипажа в закрытом помещении в отсутствие частной жизни, при недостатке сна и однообразной пище. Теперь, когда полёты планируются не на пару часов или дней, а на многие месяцы, такие опыты имеют приоритетное значение.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_08.jpg", "alt": "", "text": "Медицинское обследование. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_02.jpg", "alt": "", "text": "Общефизическая подготовка. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

Это комплекс мероприятий, направленных на формирование и поддержание у космонавтов совокупности определенных знаний, навыков и умений, необходимых для надежного и безопасного выполнения программы космического полета и составляющих основу квалификации космонавта.

Подготовка космонавтов состоит из следующих этапов:

  • первый - общекосмическая подготовка кандидатов в космонавты;
  • второй - подготовка космонавтов в составе групп специализации и совершенствования по типам ПКА или направлениям специализации;
  • третий - подготовка космонавтов в составе утвержденных экипажей к конкретному полету на ПКА;
  • четвертый - подготовка экипажей на борту ПКА в процессе космического полета.

Общекосмическая подготовка имеет целью приобретение кандидатами в космонавты знаний, навыков, умений и качеств, составляющих основу профессии космонавтов. В процессе этой подготовки у кандидатов в космонавты формируются глубокие и устойчивые знания в области наук, составляющих основу космонавтики (теория полета ПКА, системы управления, основы космической навигации, принципы создания ПКА и ракетоносителей, стартовых комплексов и т.п.), знание базового ПКА и его систем, а также вырабатываются первичные навыки эксплуатации этих систем. Приобретаются знания по основам научных исследований и экспериментов и основам испытаний космической техники.

Основными целями подготовки в составе групп являются совершенствование профессиональных качеств космонавтов, их специализация по определенным типам ПКА и формирование навыков их эксплуатации, отработка методов контроля состояния и сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности. В процессе этой подготовки космонавты приобретают знания и практический опыт, необходимые для подготовки в составе экипажей.

На третьем этапе подготовки - в составе экипажей , у космонавтов вырабатываются устойчивые навыки по выполнению программы предстоящего космического полета. В процессе подготовки изучаются конкретные особенности ПКА и правила его эксплуатации, программа полета, бортовая документация.

На тренажерах и стендах отрабатываются навыки взаимодействия членов экипажа при выполнении элементов программы космического полета, в том числе и в аварийных ситуациях. Отрабатываются методики выполнения научных экспериментов и исследований.

Программы подготовки космонавтов на всех этапах формируются из отдельных видов подготовки в составе и объеме, определяемыми целями и задачами подготовки на данном этапе соответствующей группы и экипажа.

Подготовка космонавтов включает следующие виды:

  • техническая подготовка по бортовым системам и оборудованию ПКА;
  • подготовка космонавтов к выполнению научно-прикладных исследований, экспериментов и прикладных работ;
  • комплексная подготовка экипажей ПКА;
  • подготовка к внекорабельной деятельности (ВКД);
  • медико-биологическая подготовка;
  • подготовка к действиям при посадке в экстремальных условиях различных климатогеографических зон;
  • летная и специальная парашютная подготовка космонавтов;
  • психологическая подготовка;
  • гуманитарная подготовка.

КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ И НАЛЕТ КОСМОНАВТОВ

Общее количество стартов ПКА с космонавтами на борту, подготовленными в ЦПК, составило 145 . Самыми рекордными по числу стартов стали 1980, 1997 и 2000 гг. - по 6 стартов, а в 2001 году - 8 стартов. Всего на орбите побывало 290 космонавтов и астронавтов, подготовленных в ЦПК, из них:

  • Крикалёв С.К., Маленченко Ю.И. - совершили 6 космических полетов;
  • Джанибеков В.А., Соловьёв А.Я., Стрекалов Г.М., Падалка Г.И., Юрчихин Ю.Н. - совершили по 5 космических полетов;
  • 7 космонавтов совершили по 4 космических полета;
  • 30 космонавтов совершили по 3 космических полета;
  • 2 астронавта совершили по 3 космических полета;
  • 12 астронавтов совершили по 2 космических полетов.

Два космонавта выполнили по 6 космических полетов: Маленченко Ю.И. провел на орбите - 827 суток; Крикалёв С.К. провел на орбите - 804 суток. Космонавт Падалка Г.И. совершил 5 космических полетов и провел на орбите 878 суток. Самый длительный полет совершил космонавт Поляков В.В. - 438 суток.

ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ

За период с 1961 по май 2019 года на орбите находилось 8 орбитальных комплексов. Орбитальный комплекс "Мир" находился на орбите 5510 суток - более 15 лет. Суммарный налет экспедиций на комплексе "Мир" составил 12 348 человеко-суток (33,83 года). По программе МКС подготовлено 59 основных экспедиций и 18 экспедиций посещения.

ВЫХОДЫ В КОСМОС

За время полетов было совершено 155 выхода в космос. Всего космонавты провели в открытом космосе 1410 человеко-час. Больше всех выходил в космос Соловьёв А.Я. - 16 выходов общей продолжительностью 3 суток 7 часов 2 минуты, 11 выходов совершил Авдеев С.В., по 10 выходов совершили Серебров А.А. и Онуфриенко Ю.И.

Ответ на вопрос, кому первым лететь в космос, у Главного конструктора ОКБ-1 («Особого конструкторского бюро № 1») Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Сергея Павловича Королёва и его сподвижников сомнений не вызывал. Это должны быть лётчики реактивной истребительной авиации. С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились кандидаты: люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, возраст - примерно 30 лет, рост - не более 170 сантиметров, вес - до 68 - 70 килограммов.

Отбор кандидатов для первых полётов в космос проводился по специальным («совершенно секретным») постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вышедшим 5 января и 22 мая 1959 года.

В мае 59-го по инициативе заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Дмитрия Фёдоровича Устинова было принято решение Совета Министров СССР об утверждении разработки пилотируемого комплекса «Восток».

К концу года из трёх тысяч кандидатов «пройти комиссию по теме №6» (так в документах именовался отбор) удалось двадцати лётчикам, которые и составили первый отряд космонавтов.

После проверки каждого строжайшей медицинской комиссией, в распоряжении которой были по тем временам самые современные аппаратура и методы, окончательное решение о зачислении в отряд принимало командование ВВС.

11 января 1960 года был подписан приказ о создании Центра подготовки космонавтов (ЦПК). В марте приказом Главкома ВВС была организована в/ч 26266. Начались теоретические занятия и парашютная подготовка. Среди космонавтов день 7 марта 1960 года считается днём рождения отряда космонавтов.

Первый отряд составили: Иван Аникеев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валерий Быковский, Валентин Варламов, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Дмитрий Заикин, Анатолий Карташов, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Марс Рафиков, Герман Титов, Валентин Филатьев, Евгений Хрунов, Георгий Шонин.

Имена двенадцати из них теперь известны во всём мире. Остальные лётчики по разным причинам космонавтами не стали.

Первый заместитель Сергея Королёва Борис Черток пишет в воспоминаниях: «...впервые увидев возможных космонавтов, я был разочарован. Они запомнились мне молодыми, похожими друг на друга и не очень серьёзными лейтенантами <...> Если бы нам тогда сказали, что через несколько лет эти мальчики один за другим станут Героями, а некоторые даже генералами, я бы ответил, что такое возможно только во время войны...»

Летом 1960 года определилась небольшая группа - шесть человек - для ускоренной подготовки к первым полётам. В неё вошли Варламов, Гагарин, Карташов, Николаев, Попович и Титов. Эта шестёрка получила приоритет на тренировках и доступ к первому тренажёру «Востока». Остальные слушатели готовились по менее интенсивной программе.

Инструктором-методистом первой группы космонавтов был заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай:

Вскоре, после тренировок на центрифуге с 8-кратной перегрузкой, из группы был отчислен по медицинским показателям Анатолий Карташов. У него после испытаний произошёл множественный, точечный разрыв капилляров. Нелепая случайность выбила из первых и Валентина Варламова - он получил травму позвоночника (перелом шейного позвонка) во время купания в подмосковных Медвежьих озёрах.

Вместо Карташова был введён Григорий Нелюбов, вместо Варламова Валерий Быковский. Судьба Нелюбова сложилась трагично. Хороший лётчик, спортсмен, человек, отличающийся живостью и быстротой реакции, природным обаянием, он был как бы вторым дублёром первого космонавта. Он вместе с Гагариным в одном автобусе отправился на стартовую позицию и провожал его до самой ракеты. Но за дисциплинарное нарушение вскоре его отчислили из отряда и направили в одну из частей ВВС на Дальнем Востоке.

Григорий пережил острый душевный кризис, а в начале 1966 года погиб при несчастном случае на железной дороге.

За три недели до гагаринского старта отряд космонавтов потерял своего самого молодого товарища - 23 марта 1961 года во время тренировки в сурдобарокамере в результате возникшего пожара (в атмосфере пониженного давления с избыточным содержанием кислорода) погиб 24-летний Валентин Бондаренко.

Потери были подчас очень горькие. Но то случалось на Земле. До 1967 года космос не унёс ни одной человеческой жизни...

До самого старта все шесть космонавтов ударной группы в напряженном ритме продолжали тренировки.

Из записки Д.Ф.Устинова, Р.Я.Малиновского, К.Н.Руднева, М.В.Келдыша, С.П.Королёва и других (всего 16 подписей) в ЦК КПСС, направленной 10 сентября 1960 года. «О подготовке к запуску космического корабля "Восток" с человеком на борту»:

«Успешный запуск, полёт в космическом пространстве и приземление космического корабля (объекта "Восток-1") 19 августа 1960 года по новому ставят вопрос о сроках осуществления полёта человека в космическом пространстве.

Анализ данных телеметрических измерений показывает возможность создания нормальных жизненных условий для существования человека при космическом полёте.

Применение, наряду с автоматическим управлением полёта космического корабля, отдельных элементов пилотирования находящимся на космическом корабле астронавтом повышает надежность полёта и посадки корабля.

Проработка намеченных технических решений даёт возможность создать космический корабль (объект "Восток-3 А") и решить вопрос о полёте человека в космическом пространстве на этом объекте в 1960 году...

Для обеспечения первого полёта человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надёжности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области.

Исходя из этого, нами вносятся следующие предложения по плану работ в области освоения космического пространства на ближайший период:

1. С 20 сентября по 8 октября 1960 года осуществить запуск межпланетной станции в район Марса (по этому вопросу в ЦК КПСС представлен отдельный доклад).

2. После пуска одного-двух объектов "Восток-1" в октябре - ноябре месяцах и двух объектов "Восток-3 А" в ноябре - декабре месяцах осуществить полёт человека в космическом пространстве на объекте "Восток-3 А" в декабре 1960 года.

Работы по подготовке ракеты-носителя и объекта "Восток-3 А" для полёта человека начать немедленно.

Подготовку пилотов-астронавтов завершить к 1 декабря 1960 года, включая тренировку на объекте "Восток-3А" в наземных условиях...»

11 октября 1960 года под грифом «Совершенно секретно. Особой важности» вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Оно называлось «Об объекте "Восток-3 А"» и содержало такие строки:

«Принять предложение Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике, Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике, Министерства обороны СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению, Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике и Академии наук СССР, рассмотренное и одобренное Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, о подготовке и запуске космического корабля (объекта "Восток-3 А") с человеком в декабре 1960 года, считая его задачей особого значения...»

Но намеченные Партией и Правительством сроки отодвигались...

В эти дни наставник космонавтов Николай Петрович Каманин (заместитель начальника боевой подготовки ВВС) в своём секретном дневнике сделает записи:

«Сегодня, 17 января комиссия под моим председательством начала приём выпускных экзаменов у первой шестерки слушателей-космонавтов, подготовленных в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС. Это первые в нашей стране выпускные экзамены космонавтов. Проходили они в филиале ЛИИ и были засняты на кинопленку.

Каждый слушатель-космонавт занимал место в кабине действующего макета космического корабля "Восток-3 А" и в течение 40-50 минут докладывал комиссии о назначении корабля, его оборудовании, о действиях космонавта на различных этапах полета от посадки в кабину корабля на старте и до приземления в районе посадки. Во время доклада экзаменуемого и после доклада члены комиссии задавали вопросы. Особое внимание комиссией уделялось умению космонавта ориентировать корабль перед включением ТДУ (тормозной двигательной установки), знанию и умению пользоваться аппаратурой, обеспечивающей жизнедеятельность космонавта, действиям космонавта после приземления в пустынной местности и на воду.

Все слушатели показали хорошие знания космического корабля и условий его полёта. Гагарин, Титов, Николаев и Попович получили оценки "отлично", а Нелюбов и Быковский - "хорошо".

18 января. Сегодня комиссия в том же составе продолжила свою работу, но уже в ЦПК. Каждый слушатель вынимал экзаменационный билет и после 20-минутной подготовки отвечал на три вопроса, записанные в билете. Сумма всех вопросов в билетах полностью охватывала объём пройденного за 9 месяцев курса обучения. После ответов на вопросы билета каждому слушателю задавалось еще 3-5 дополнительных вопросов.

Все слушатели показали отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики, медицинские книжки и оценки слушателей по учебным дисциплинам, комиссия единогласно решила всем слушателям поставить общую отличную оценку и записала в акте: "Экзаменуемые подготовлены для полёта на космическом корабле "Восток-3А", комиссия рекомендует следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович." После окончания экзаменов в присутствии членов комиссии я объявил результаты экзаменуемым, пожелал им успехов в дальнейшей учёбе и в космических полётах.

В эти дни у меня часто возникали вопросы: "Кто из этой шестерки войдет в историю, как первый человек, совершивший космический полёт? Кто первым из них, возможно, поплатится жизнью за эту дерзкую попытку?" На эти вопросы пока нет ответов, но можно предвидеть, что при отличной работе техники любой из них справится с ролью космонавта. В марте-апреле 1961 года состоится первый полёт человека в космос. Есть полная уверенность, что корабль выйдет на орбиту, но нет ещё гарантии безопасной посадки... До полёта человека будет ещё два запуска кораблей с манекенами, будем надеяться, что они оба приземлятся отлично.

Все шестеро космонавтов - отличные парни. О Гагарине, Титове и Нелюбове сказать нечего - они не имеют отклонений от эталона космонавта...».

Дневниковые записи Николая Каманина: «16 марта. Тремя самолётами Ил-14 в 6:00 по московскому времени вылетели на полигон. Один самолёт полетел прямо в Тюра-Там (на Байконур), а два других сначала полетели в Куйбышев. Там мы облетели район штатного приземления корабля и космонавта. В моём самолёте были Гагарин, Нелюбов и Попович. В другом самолёте с генералом Гореглядом находились Титов, Быковский и Николаев. Район посадки космонавтам понравился: в основном хорошо заснеженные поля, все водоёмы подо льдом, лишь немного леса на севере да коварные для парашютистов и средств поиска - Жигулевские горы.

На отдых разместились в санатории Приволжского военного округа ВВС на берегу Волги, играли в пинг-понг, шахматы и бильярд... Космонавты чувствуют себя хорошо, бодры, веселы и как всегда очень жизнерадостны. Юрий Гагарин - первый кандидат на полёт - почему-то бледнее и молчаливее других. Его не совсем обычное состояние, по-видимому, можно объяснить тем, что 7 марта у него родилась вторая дочь, и только вчера он привёз жену домой из больницы. Наверное, прощание с семьей было нелегким, и это тяготит его».

29 марта Госкомиссия под председательством Константина Руднева заслушала предложение Сергея Королёва о запуске корабля «Восток» с человеком на борту.

В тот же день вечером в Кремле состоялось заседание ВПК (Военно-промышленной комиссии), на котором заслушали предложение Королёва о полёте человека в космос. Заседание проводил Дмитрий Устинов. Получив заверения о готовности каждой системы, он сформулировал решение: «Принять предложение главных конструкторов...». Таким образом, его, Устинова, следует считать первым из высокопоставленных государственных руководителей, кто дал «зелёный свет» полёту человека в космос.

«...к настоящему времени закончены все необходимые работы по обеспечению полёта человека в космическое пространство.

С этой целью был проведён большой объём научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных работ как в наземных, так и в лётных условиях.

Результатом работ является создание космического корабля-спутника "Восток-3 А", предназначенного для полёта человека.

Корабль, его системы, аппаратура и агрегаты прошли все стадии наземной и лётной отработки как автономно, так и в комплексе с ракетой-носителем.

В лётных условиях были проверены система вывода на орбиту, системы, обеспечивающие жизнедеятельность человека в герметической кабине корабля, системы ориентации и торможения, спуска с орбиты и возвращения на Землю спускаемого аппарата и космонавта и отработка поисково-спасательных средств.

Всего было проведено семь пусков кораблей-спутников "Восток": пять пусков объектов "Восток-1" и два пуска объектов "Восток-3 А".

Из пяти пусков кораблей спутников "Восток-1" три были удовлетворительными и дали большой материал для обеспечения в дальнейшем нормальных полётов космических кораблей.

Два последующих пуска кораблей-спутников "Восток-3 А", конструкция которых полностью соответствует конструкции кораблей, предназначенных для полёта человека, прошли успешно. Отработано взаимодействие технических средств Ракетных войск, Военно-Воздушных Сил, Военно-Морского и Морского флотов, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Противовоздушной обороны страны для обеспечения системы обнаружения и поиска космонавта.

Одновременно велась подготовка космонавтов. Для этого по специальной программе в условиях, максимально имитирующих условия полёта, проводились всесторонние тренировки космонавтов.

Результаты проведённых работ по отработке конструкции корабля-спутника, средств спуска на Землю, тренировки космонавтов позволяют в настоящее время осуществить первый полёт человека в космическое пространство.

Для этого подготовлены два корабля-спутника "Восток-3 А". Первый корабль находится на полигоне, а второй подготавливается к отправке.

К полёту подготовлены шесть космонавтов.

Запуск корабля-спутника с человеком будет произведён на один оборот вокруг Земли с посадкой на территории Советского Союза на линии Ростов - Куйбышев - Пермь.

В герметической кабине корабля-спутника будут находиться средства обеспечения жизнедеятельности космонавта (система регенерации воздуха, десятидневный запас пищи и воды и др.), пульт пилота, средства ручного управления посадкой корабля, регистрирующая и другая аппаратура, а также средства двухсторонней радиотелефонной связи космонавта с Землей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Кроме того, в кабине корабля-спутника установлена телевизионная аппаратура для наблюдения за космонавтом в пределах прямой видимости корабля с территории Советского Союза.

При выбранной орбите корабля-спутника, в случае отказа системы посадки корабля на Землю, обеспечивается спуск корабля за счёт естественного торможения в атмосфере в течение 2 - 7 суток, с приземлением между северной и южной широтами 65°.

В случае вынужденной посадки на иностранной территории или спасения космонавта иностранным судном космонавт имеет соответствующие инструкции.

Кроме десятисуточного запаса пищи и воды в кабине космонавт снабжен носимым аварийным запасом пищи и воды, рассчитанным на 3 суток, а также средствами радиосвязи и передатчиком системы "Пеленг", по сигналам которого будет определяться место приземления космонавта...

В сообщениях ТАСС кораблю-спутнику предлагается присвоить название "Восток"».

Государственная комиссия предписала пуск космического корабля провести по готовности в период с 10 по 20 апреля.

К этому времени в группе космонавтов обозначились два лидера - Юрий Гагарин и Герман Титов.

3 апреля состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Хрущёв. По докладу Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

4 апреля Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Константин Андреевич Вершинин подписал удостоверения пилотов-космонавтов Юрию Гагарину, Герману Титову и Григорию Нелюбову.

«Всё последнее время и сейчас, когда я пишу эти строки, меня неотступно преследует одна и та же мысль - кого послать в первый полёт, Гагарина или Титова? И тот, и другой - отличные кандидаты, но в последние дни я всё больше слышу высказываний в пользу Титова, и у меня самого возрастает вера в него. Титов все упражнения и тренировки выполняет более чётко, отточено и никогда не говорит лишних слов. А вот Гагарин высказывал сомнение необходимости автоматического раскрытия запасного парашюта, во время облёта района посадки, наблюдая оголённую, обледенелую землю, он со вздохом сказал: "Да, здесь можно крепко приложиться". Во время одной из бесед с космонавтами, когда я рекомендовал им пройти катапультирование с самолёта, Гагарин отнёсся к этому предложению довольно неохотно.

Титов обладает более сильным характером. Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Титова - это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полёт. Второй полёт на шестнадцать витков будет бесспорно труднее первого одновиткового полёта. Но первый полёт и имя первого космонавта человечество не забудет никогда, а второй и последующие забудутся так же легко, как забываются очередные рекорды.

Итак, кто же - Гагарин или Титов? У меня есть ещё несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из 2-3 достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества»...

В этот же день - 5 апреля - Николай Петрович Каманин вместе с космонавтами, а также начальником Центра подготовки космонавтов полковником медицинской службы Евгением Анатольевичем Карповым, врачами и кинооператорами вылетели на Байконур, где их встречали Сергей Королёв и руководители космодрома.

Утром следующего дня туда прилетел Константин Николаевич Руднев, председатель Государственной комиссии.

В это время - в первой половине дня 6 апреля Сергей Королёв проводил Совет главных конструкторов. Совещание поначалу носило чисто технический характер, обсуждались вопросы предстартовой подготовки ракеты-носителя и корабля. Затем перешли к составлению полётного задания первому космонавту. Особых споров не было, документ получился лаконичным.

6 апреля. Николай Каманин: «Я весь день наблюдал за Гагариным: мы вместе обедали, ужинали и возвращались в автобусе. Сегодня он держится молодцом - в его поведении я не заметил ни одного штриха, который не соответствовал бы обстановке. Спокойствие, уверенность и твердые знания - вот его характеристика за день».

8 апреля состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток». Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С.П.Королёвым и Н.П.Каманиным: «Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180 - 230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

После открытой части заседания комиссия осталась в «узком» составе и утвердила предложение Каманина: допустить в полёт Гагарина, а Титова иметь в запасе. Теперь это кажется смехотворным, но тогда, в 1961 году, Госкомиссия со всей серьёзностью постановила, что при публикации результатов полёта и регистрации его в качестве мирового рекорда «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе»

В апреле 1961 года мир так и не узнал, откуда стартовал Гагарин и какая ракета вывела его в космос...

10 апреля Николай Каманин записал в своём дневнике: «В 11 часов в павильоне на берегу Сырдарьи состоялась встреча с космонавтами. В очень простой, дружественной обстановке Руднев, Москаленко, Королёв встретились с Гагариным, Титовым, Нелюбовым, Поповичем, Николаевым и Быковским. Встреча началась с выступления Королёва. Он сказал: "Не прошло и четырёх лет с момента запуска первого спутника Земли, а мы уже готовы к первому полёту человека в космос. Здесь присутствуют шестеро космонавтов, каждый из них готов совершить первый полёт. Решено, что первым полетит Гагарин, за ним полетят другие - уже в этом году будет подготовлено около десяти кораблей "Восток". В следующем году мы будем иметь двух- или трёхместный корабль "Север". Я думаю, что присутствующие здесь космонавты не откажут нам в просьбе "вывести" и нас на космические орбиты. Мы уверены - полёт готовился обстоятельно, тщательно и пройдёт успешно. Успеха вам, Юрий Алексеевич!"

Примерно в том же духе выступили я и полковник Е.А.Карпов - начальник ЦПК ВВС. Затем выступили Гагарин, Титов и Нелюбов. Они поблагодарили за доверие, выразили твёрдую уверенность в успехе первого космического полёта и напомнили о необходимости готовить следующие, более сложные полёты в космос. Встреча была тёплой, задушевной. Умудрённые жизненным и профессиональным опытом маршал, генералы и Главный конструктор Королёв, как родных сыновей, напутствовали космонавтов на совершение величайшего в мире подвига».

Вечером 10 апреля в зале монтажного корпуса на 2-й площадке космодрома в торжественной обстановке и в большой тесноте (в помещении собралось более 70 человек), при ослеплявшей подсветке для фотокиносъёмки, состоялось заседание Государственной комиссии. Все говорили чётко, коротко и торжественно - только для кино- и звукозаписи. Все решения уже были приняты на закрытом заседании. Николаем Каманиным был оглашён экипаж «Востока»: Юрий Гагарин - основной командир корабля, Герман Титов - в качестве запасного (термин «дублёр» тогда еще не вошёл в обиход).

Этот единственный хроникальный фильм о заседании Государственной комиссии рассекретили и разрешили к открытой демонстрации только десять лет спустя...

«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!

Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее, я всегда чувствую вас рядом с собой.

В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества - коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну, а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать.

Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо та никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В.П.Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.

Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чём-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать.

Ну вот, кажется, и всё. До свидания, мои родные. Крепко-крепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г. Гагарин»

Так всё же, почему именно Юрий Алексеевич Гагарин стал основным командиром корабля? Об этом сказано и написано за полвека немало...

Сергей Королёв «положил глаз» на Гагарина при первом знакомстве ещё с «двадцаткой» лётчиков, прошедших отбор в космонавты. Несколько позднее, когда будущие космонавты приехали на смотрины корабля в конструкторское бюро, Главный конструктор подвёл их к одному из металлических шаров и спросил: «Думаю, желающие посидеть найдутся?» Наступила пауза. Молчание прервал Гагарин: «Разрешите, Сергей Павлович?» Получив «добро», он шагнул к люку, затем остановился, быстро снял ботинки и, оставшись в носках, ловко забрался в кабину. От Королёва это не ускользнуло. «Вот так разуваются, входя в дом, в русских деревнях», - скажет он некоторое время спустя...

«Говорят, что у Титова до конца дней так и осталось чувство неудовлетворения, что первым всё же полетел не он», - пишет в книге «Юрий Гагарин. Колумб Вселенной» Валерий Хайрюзов, - «Поскольку именно Титову пришлось стоять на одних весах с Гагариным, когда решался вопрос, он или Юрий. Много позже, на одном из выступлений, 12 апреля он назовёт одновременно и радостным и «чёрным» днём своей биографии. В своей книге Герман мельком обронил, что когда они играли в хоккей, то ему доставляло особое удовольствие забрасывать шайбу в ворота, которые защищал Гагарин...»

Впечатление Алексея Леонова о первой встрече с Юрием Гагариным, состоявшейся в 1959 году в одном из московских госпиталей (во время медицинского обследования лётчиков, проходивших отбор в отряд космонавтов):

О Юрии Гагарине вспоминает участник первой группы космонавтов Борис Волынов:

Вот ещё несколько фрагментов аудиозаписей интервью космонавтов, в которых рассказывается о Юрии Алексеевиче Гагарине:

А это выдержка из документа, который многие годы был известен лишь узкому кругу специалистов - аттестации Юрия Алексеевича, написанной, как это ни странно для того времени и ситуации, далеко не казённым стилем (документ из архива Научно-исследовательского центра космической документации СССР): «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, дух к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово - работать.

На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу, невозможно вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краев полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделён беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: «Как учили!» Скромен. Смущается, когда «пересолит» в своих шутках.

Интеллектуальное развитие высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, что знает жизнь больше, нежели некоторые его друзья. Отношения с женщиной нежные, товарищеские».

Похожую по положительному заряду характеристику имел каждый из членов отряда. И все же какая-нибудь малость, не сильно заметное «чуть-чуть» перевешивали чашу весов в пользу этого симпатичного парня, о котором потом говорили: «Нам здорово повезло с первым космонавтом!»

11 января исполнилось 50 лет с того дня, как было принято решение о создании в СССР Центра подготовки космонавтов (ныне - Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина). Ныне в этом центре проходят подготовку не только космонавты-исследователи, но и космические туристы.

В 2002 году государствами-участниками программы Международной космической станции (МКС) был согласован документ, устанавливающий общие критерии отбора космонавтов и посетителей МКС. Документ носит название "Принципы, касающиеся процессов и критериев отбора, назначения, подготовки и сертификации членов основных экипажей МКС и экспедиций посещения".

В документе определены две категории членов экипажа: профессиональные астронавты (космонавты) и участники космических полетов. В категорию участников космических полетов отнесены лица, отобранные для полета ("спонсируемые") одним или несколькими космическими агентствами - партнерами в программе МКС для выполнения коммерческих, научных и других программ, а также представители космических агентств, не являющихся партнерами по МКС, инженеры, ученые, учителя, журналисты, деятели искусства или туристы.

Согласно этому документу понятие "космический турист" является составной частью понятия "участник космического полета", таким образом, космическими туристами являются частные лица, которые совершили (или готовятся совершить) космический полет, оплатив его на коммерческой основе.

Этот список критериев отбора распространяется на космические агентства США, России, Канады, Японии и Европы .

В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Международная космическая станция. Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей "Союз".

Организацией полетов туристов занимаются Роскосмос и американская компания Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с "Роскосмосом" с 2001 года.

Коммерческим обучением специальности космонавт-исследователь и космический турист-участник космического полета и осуществлением коммерческих космических полетов на российских кораблях СОЮЗ занимается компания "Атлас Аэроспейс" , созданная сотрудниками Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина в 1999 году.

Полет до МКС занимает примерно день, столько же требуется для возвращения. На орбите турист проводит, как правило, 8 дней .

Для того, чтобы стать участником космического полета нужно иметь 35-45 млн долларов (столько стоит космический тур с 2009 года). Кроме того, если планируется выход космического туриста в открытый космос, нужно еще 45-55 млн долларов.

Критерии отбора

Для полета в космос даже в качестве туриста необходимо пройти очень тщательный отбор.

Согласно принятым "Принципам" в первую очередь проверку проходят биографические данные претендентов, и оценивается их поведение, как в прошлом, так и в настоящем. Для участников космических полетов установлено, что кандидат может не быть допущен к полету, если он :

Совершил преступление или должностной проступок во время военной службы или работы;
- известен преступным, нечестным или позорным поведением;
- совершил обман или дал заведомо ложные показания в ходе проверки или при назначении;
- склонен к пьянству;
- употребляет наркотики или другие вещества, распространение которых ограничено;
- если членство кандидата в организации (или поддержка таковой) отрицательно влияет на уверенность общественности в любом партнере по МКС, государстве-участнике или участвующем космическом агентстве либо если кандидат публично неблагоприятно высказывался в их адрес.

Анкета кандидата серьезно проверяется с помощью Интерпола в том числе и странами-участницами проекта МКС. Если космический турист - гражданин одной из стран-партнеров России по МКС, то после проверки его анкеты дополнительных согласований не требуется. Если кандидат в космос имеет гражданство третьей страны, то потребуется согласие всех 15 государств, участвующих в проекте МКС.

Затем кандидаты в участники космического полета обязательно проверяются на общую пригодность , состояние здоровья, психологическую устойчивость, владение английским языком, способность соблюдать кодекс поведения членов экипажа станции.

Одно из самых главных требований для участников полета - это возможность избежать лингвистических барьеров , которые в космосе могут представлять куда более серьезную опасность, чем на Земле. В принятых "Принципах" сказано, что участники полета должны знать английский (читать и говорить на английском на уровне Intermediate Low), и, кроме того, может потребоваться знание других языков, в зависимости от места, откуда они намерены лететь на МКС. Так как полеты осуществляются российским космическим кораблем, то необходимо знание еще и русского языка.

Затем в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН проводится проверка состояния здоровья будущих участников космических полетов. Космический полет - это серьезное мероприятие, он связан со многими факторами риска: это перегрузки, невесомость, ряд других факторов, поэтому к уровню здоровья человека предъявляются определенные требования. В основу медицинского отбора космических туристов положены принципы, разработанные для профессиональных космонавтов.

В первую очередь, медики смотрят анамнез (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) кандидата на полет, изучают его историю болезни. Далее проводится его всесторонний медосмотр , после чего будущий турист проходит весь комплекс необходимых процедур - сдает кровь, мочу и др. После амбулаторных исследований начинаются функциональные нагрузочные тесты с физической нагрузкой на велоэргометре, вестибулярные тесты и др. Все показания фиксируются и записываются. Если кандидат прошел эти исследования успешно, то он допускается к стендовым тестам - вращению на центрифуге, тестам в барокамере и др. Максимальная перегрузка на центрифуге, которую предъявляют космическим туристам, составляет 8g в направлении "грудь-спина".

Ограничение по возрасту одно - кандидат на полет должен быть не моложе 18 лет.

После финального медицинского обследования экипаж за 14 дней до старта вылетает на Байконур для окончательной подготовки к полету.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Космонавт – одна из самых романтических и в то же время опасных профессий. Она привлекает с самого раннего детства, когда дети впервые узнают о космосе и космонавтике со страниц букваре и учебников. Неудивительно, что многие дети, особенно мальчишки, при ответе на вопрос «Кем ты хочешь стать?» отвечают «Космонавтом!». Еще бы: бороздить просторы бесконечного, прекрасного и несомненно опасного космоса, полного загадочных тайн – просто невероятная мечта!

К сожалению, не всем нашим детским мечтам суждено сбыться. Реальность вносит свои коррективы: кто-то, помечтав в детстве о космосе, годы спустя становится предпринимателем, аналитиком, юристом, военным… Но даже среди тех, кто осознанно стремился посвятить свою жизнь исследованию космоса, космонавтами становятся единицы. Их профессия даже сейчас окутана множеством вопросов. Кого по каким критериям отбирают космонавтов? Как проходит их ?

Центр подготовки космонавтов

Ответы на эти и другие вопросы можно получить во время (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина – уникальном месте, где проходят обучение, подготовку и реабилитацию космонавты и претенденты на вступление в их ряды. Центр подготовки космонавтов был построен совсем недалеко от столицы нашей родины. Во время экскурсии посетители узнают, например, о том, что обучение подготовка космонавта длится порядка шести лет, кандидаты в космонавты обязательно должны иметь российское гражданство, высшее образование и отработать по специальности не менее трех лет.

Во время экскурсии посетители увидят реальные . Так, например, тренажер «Союз ТМА» имитирует работу всех систем работ реального космического корабля, на тренажере «Дон-Союз» будущие космонавты отрабатывают стыковочный процесс с МКС и экстренное покидание корабля в случае нештатной ситуации. Также в специализированных залах ЦПК можно будет увидеть полноразмерные модули станций МИР и МКС, увидеть космическое оборудование и снаряжение.

И не только увидеть! Ведь кто сказал, что детская мечта неосуществима? В ЦПК можно пройти пройти тренировку на космических тренажерах: не только на упомянутых «Союз ТМА» и «Дон-Союз», но и на центрифугах, тренирующих вестибулярный аппарат. Отдельно стоит упомянуть тренажер «Выход-2», позволяющий примерить скафандр «Орлан», предназначенный для выхода в космос. Стоит упоминания также и специальный тренажер по приготовлению космического питания, позволяющего разогревать и потреблять пищу в условиях невесомости, в которой любые привычные действия приходится выполнять более осторожно и внимательно.

Полеты в невесомости

Кстати, о невесомости. Одним из обязательных элементов подготовки космонавтов, до того, как они отправятся в космос, являются тренировки в условиях настоящей невесомости. Но вот парадокс: как же готовить космонавтов, если невесомость находится только в космосе? Этот вопрос был гениально решен созданием специального самолета-лаборатории Ил-76 МДК. Этот самолет, оборудованный специальными приборами, совершает параболические маневры, позволяющие создавать условия невесомости на борту. Именно на нем и тренируются космонавты.