Как нарисовать птицу из сказки старик годовик. Презентация к уроку родной литературы "старик-годовик"
Сказки Владимира Даля - это песнь прекрасной русской речи, которая "льется и журчит, как ручей". Это наше достояние, на котором необходимо растить детей. А в книге "Старик годовик" сказки чередуются с загадками, пословицами, скороговорками и играми - всем, что нужно для интересного семейного досуга.
Лучшими классическими иллюстрациями к сказкам Даля по праву считаются работы известного художника Владимира Конашевича. Он создал индивидуальный, узнаваемый стиль оформления сказок, в котором "яркость образов, витиеватые узоры и виньетки сочетаются с ироничным взглядом художника, умением увлечь ребёнка игровыми, живыми композициями и поэтичностью фантазии". «Художник должен отвечать за каждую свою линию. Как бы легко и свободно ни был сделан рисунок, в нём всё должно быть на своём месте и как раз в меру: ни убавить, ни прибавить!» — писал сам Конашевич. Поэтому не удивительно, что в 1959 году книга "Старик годовик" получила диплом Всесоюзного конкурса, как лучшее по художественному оформлению издание. Многие из нас помнят ее из детства.
И современные издания возвращали бы в это детство, если бы не....
Обычно хваленое мною качество книг от издательства Мелик Пашаев тут неприятно удивило - иллюстрации в переиздании бледные (блеклые), нечеткие, контуры расплывчатые. Можно было бы подумать, что сегодня Конашевича по другому не напечатаешь, но ведь нет - издательство напечатало. В любимой мною серии «Художники детям», о которой я неоднократно писала. Правда тут другой крен - иллюстрации слишком темные и контраст выглядит искусственно.
Конечно, Даль с рисунками Конашевича должен быть в каждой семье, и о покупке я в конечном счете не жалею, поскольку содержание книги прекрасное - всеми любимые сказки про Снегурочку, войну грибов с ягодами, лису-лапотницу, журавля и цаплю, привередницу, а также чудесные русские загадки, пословицы, описание старинных детских игр. Но раз уж у Амфоры после книги "Старик годовик" с содержанием вполовину меньше переиздания от Мелик Пашаева вышла вторая - «Журавль и цапля», которые вместе полностью повторяют сборник, то можно купить две вместо одной. Бумага и там, и там - плотный белый офсет. Обложки твердые.
В общем, выбираем из двух зол на свой вкус, так как сказки Даля в библиотеке ребенка быть должны.
Мелик Пашаев:
Амфора:
Маргарита Текучёва
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: Путешествие по сказке «Старик-годовик»
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной группе
Тема : Путешествие по сказке «Старик- годовик »
Воспитатель МБДОУ №5
Текучева М. И.
Тема : Путешествие по сказке «Старик- годовик »
Программное содержание :
1. Познавательные :
Использовать приём знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счётных действий.
Закреплять представление детей о времени : его периодичности, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Закреплять знания детей о составных частях суток.
Упражнять в прямом и обратном счёте.
Закреплять знание геометрических фигур.
Закреплять умения устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой, называть следующее и предшествующее число, соседей числа.
Закреплять умение решать математические задачи .
2. Развивающие :
Развивать устную речь.
Обогащать словарный запас.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол, вверх, вниз, влево, вправо).
3. Воспитательные :
Воспитывать интерес к окружающему миру , желание познавать его.
Обогащение словаря :
«Старик- годовик » , светлым- светло, часть суток.
Оборудование :
Демонстрационный материал – макет «Фиолетового леса» , презентация к занятию .
Раздаточный материал : игровизоры, игра «Чудо крестики 3» , палочки Кюизенера, девайсы.
Предварительная работа :
Чтение детям сказки «Старик- годовик »
Изготовление птиц
Игры с игровизором, палочками Кюизенера, игра «Чудо крестики 3» .
Ход занятия
В : Ребята сегодня на занятии вспомним сказку В . Даля «Старик – годовик » .
Хотите отправиться в волшебный лес? Старик -годовик приглашает нас на лесную поляну, посмотреть как в лесу хозяйничает зима.
Но, чтобы не заблудиться, мы должны уметь хорошо ориентироваться в лесу. Сейчас мы с вами потренируемся на нашем игровизоре.
В : В левом верхнем углу нарисуйте квадрат, каждая сторона 2 клетки.
В правом верхнем углу нарисуй круг в двух клетках.
В правом нижнем углу прямоугольник со сторонами 1 клетка и 3.
В левом нижнем углу овал 1 клетка в ширину и 3 в длину.
Проверяю :
В : Рома где ты нарисовал овал?
В : Лера где ты нарисовала прямоугольник?
В : Матвей где ты нарисовал круг?
В :Кирилл где ты нарисовал квадрат?
В : Теперь мы можем с вами отправляться в путешествие . На чем можно путешествовать ?
В : Мы с вами в путешествие отправляемся на машине. Строим машину по схеме. (игра «Чудо – крестики 3» )
В :Машина готова, но чтобы отправиться в путешествие нужно нарисовать дорогу.
(Графический диктант «Дорога в лес» ). (Проверяю)
В : Мы оказались с вами в «Фиолетовом лесу» в гостях у «Старика – годовика » .
В : Махнул «Старик - годовик » и полетели из рукава три белые птицы. Повеял холод мороз.
В : Как называется это время года? (белых птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» ).
В :Назовите признаки зимы?
В :Как животные зимуют в лесу?
В : Махнул «Старик –годовик » из рукава вылетели 3 зеленые птицы. Какое время года наступает после зимы? (Зеленых птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» .)
В : Махнул «Старик - годовик » в третий раз полетела третья тройка красных птиц. Стало жарко, знойно. О каком времени года говорится?
(Красных птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» )
В : Махнул «Старик - годовик » в четвертый раз полетела третья тройка желтых птиц. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. После лета какое наступает время года? (Красных птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» )
В : Что обозначают эти птицы?
В : Назовите времена года?
В : Сколько времен года? (Четыре) .
В : Как вы думаете почему птиц в каждом времени года по три? (выслушать ответы нескольких детей, сравнить их ответы)
В : Правильно, молодцы. У каждого времени года три месяца.
В : Старик – годовик просит вас посчитать сколько птиц на дереве?
В : Сколько месяцев в году? (12)
В : Назовите зимние месяцы?
В : Назовите весенние месяцы?
В : Назовите летние месяцы?
В : Назовите осенние месяцы?
В : Год состоит из месяцев, а месяц из чего состоит? (из недель)
В : Скажите почему у птиц по 4 крыла? (в месяце 4 недели)
В : Сколько перьев у каждого крыла? (считаем)
В : Как думаете число 7 что обозначает? (дни недели)
В : Возьмите палочки Кюизенера и выложите числовую лесенку дни недели - от 1 до 7, но так, чтобы день недели состоял из нескольких чисел.
В : Старик - годовик просит вас назвать дни недели.
В : Какой сегодня день недели? (вторник)
В : Какой день недели был вчера?
В : Какой день недели будет завтра? (среда)
В : Какая по счету будет пятница?
В : Из каких чисел состоит 5-й день недели?
В : Какой день недели будет между пятницей и воскресеньем?
В :Из каких чисел состоит 6 день недели?
В : Какой последний день недели?
В : Воскресенье какой по счету день недели?
В : Из каких чисел состоит 7 день недели?
В : Молодцы, справились с заданием.
Вывод : Каждое перо – день недели. (Уберите палочки на место)
В : Посмотрите на перья птиц, что в них необычного?
Д : Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз – станет светлым - светло, махнет другой – станет темно.
В : (Рассматриваем перо) . Как вы думаете, почему перья имеют такую раскраску, что это значит?
В : Правильно, одна часть пера - ночь, другая - день. Что мы с вами делаем в темное время суток?
В : В светлое время суток?
Физминутка.
В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (Изображаем умывание)
А в четверг в футбол играл, (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)
В : Старик - годовик хочет проверить, умеете ли вы решать задачи.
В : Открываем девайсы Кронтик математика №2 стр . 10 №6
В : Послушайте задачи и решение запишите в электронной книге.
1 задача :
Семь снегирей на ветках сидели.
Три снегиря еще прилетели.
Наш снеговик сосчитал снегирей.
Сколько всех птичек?
Ответь поскорей!
В : Какой математический знак + или - в этой задаче?
В : Записываем решение задачи.
В : Прочтите решение задачи.
2 задача :
Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат.
Но один из них устал, от товарищей отстал!
А теперь ответ найди, сколько мишек впереди?
В : Как вы думаете задача на сложение или вычитание?
В : Какой математический знак + или - в этой задаче?
В : Записываем решение задачи.
В : Прочтите решение задачи.
В : Молодцы и с этим заданием Старика – годовика вы справились.
В :Путешествие наше подходит к концу.
(Встаем и идем к пенечку) .
В : А теперь поскорее подойдите к пенечку.
Старик -годовик рад видеть вас, ребята. Вы, благодаря хорошим знаниям по математике , дружбе смогли выполнить все его задания.
На память об этой встрече Старик - годовик дарит вам волшебные снежинки :
выберите себе снежинку белого цвета, если все задания Старика - годовика были для вас легкими, голубую - если вы встречали небольшие трудности, желтого цвета, если вам было трудно выполнять задания.
Лечебная кинология. Теоретические подходы… А. Субботин
Книга описывает различные подходы зоотерапии, раскрывает теоретические и практические вопросы лечебной кинологии, проблему единства человека и природы, партнерства и сотрудничества с животными, делает попытку предложить системный подход решения этих проблем, дает практические рекомендации. Обобщает научный и практический опыт многолетней работы сотрудников Фонда «Ордынцы» по развитию лечебной кинологии. Эта книга предназначена для психологов, педагогов, кинологов, медиков, родителей и всех людей, которые не равнодушны к проблеме воспитания…
Великолепная семерка Джефф Питерс
Когда по вине бандитов плачут старики, женщины и дети, должны найтись мужчины, способные остановить грабителей. Это – «великолепная семерка» – шестеро смельчаков во главе с легендарным Крисом. Их оружие не дает осечки, кони не знают усталости, а сердца – страха...
Японские сказки (обработка для детей Н.Ходза) Undefined Undefined
Японские сказки. Обработка для детей Н.Ходза. Рисунки Н.Кочергина. Л.: Детская литература, 1958 Scan, OCR, SpellCheck, Formatting: Андрей из Архангельска, 2008 Взято с http://publ.lib.ru/ARCHIVES/H/HODZA_Nison_Aleksandrovich/_Hodza_N._A..html
Отдайте мне ваших детей! Стив Сем-Сандберг
В этой книге рассказывается о еврейском гетто, созданном нацистами в польском городе Лодзь, о Мордехае Хаиме Румковском, который возглавлял юденрат, орган еврейского якобы самоуправления гетто, и о повседневной жизни в гетто. Румковский был крайне противоречивой фигурой - «отец гетто», сначала отвечавший за все, потом лишившийся всякой возможности влиять на события, казнивший и миловавший, строивший школы и приюты и подавлявший забастовки, которого многие считают предателем и слепым орудием в руках немцев, но который разделил с жителями…
Сказки, расcказанные детям. Новые сказки Hans Andersen
В настоящем издании все произведения из сборников «Сказки, рассказанные детям» и «Новые сказки» даются в классических переводах, осуществленных в 90-х годах XIX века А.В. и П.Г.Ганзен. В разделе «Дополнения» печатаются несколько неизвестных и малоизвестных сказок Андерсена конца 20-х - середины 30-х годов в переводе Л.Ю.Брауде. В тексте помещены рисунки датского художника В. Педерсена. Заключительные статьи и примечания Л.Ю. Брауде.
Дети Морского Царя Пол Андерсон
Роман «Дети морского царя» являет собой своеобразный сплав приключенческой литературы и волшебной сказки. Прекрасное знание автором эпической и фольклорной европейской традиции, германских и древнескандинавских саг, создает у читателей ощущение невероятной, магической реальности происходящего.
Дети бури Дин Кунц
Семья миллионера Джоя Доггерти вынуждена скрываться на острове в Карибском море от маньяка, который угрожает детям. Казалось бы, теперь они в безопасности, и родители спокойно оставляют Тину и Алекса на попечение гувернантки и охранника. Но безжалостный преступник и здесь не желает отказываться от своих зловещих планов.
Голливудские дети Джеки Коллинз
Голливудские дети: своенравная дочь известного продюсера и сын популярного актера, пошедший по стопам отца, но остающийся в тени его славы. И Джорданна, и Бобби, и их друзья – все они часть Голливуда-миража, проникнуть в который мечтает чуть ли не каждый американец. Но их жизнь тоже не более чем мираж… Радость и боль, легенды и быль Голливуда – в очередном бестселлере блистательной Джеки Коллинз.
Дети не вернутся Мэри Кларк
«Каким-то чудом она поднялась и выбралась на берег прежде, чем мокрая одежда снова потянула ее вниз. Она упала на покрытый коркой льда песок. В ушах гудело. Сквозь туман перед глазами она взглянула на лес и вдруг увидела его - его лицо… Чье лицо?..» Нэнси Хармон, обвиненную в убийстве собственных детей, отпускают на свободу, поскольку главный свидетель исчез, а ее муж покончил с собой. Уехав из Калифорнии на Кейп-Код, Нэнси снова выходит замуж. У нее снова двое детей, и боль потери начинает утихать. Но однажды утром дети исчезают. И кошмар возвращается.…
Дети джунглей Эд Макбейн
С присущей ему точностью наблюдений автор исследует криминальную среду как специфический срез современного американского общества. Сборник рассказов «Дети джунглей» посвящен подросткам, проводящим время на улицах Нью-Йорка. Наркотики, грабежи и убийства - неотъемлемая частьих опасной жизни…
ДЕТИ РОССИИ Евгения Изюмова
Книга Е. Ф. Изюмовой написана на конкретном материале и состоит из четырех разделов. Повесть «Черные крылья смерти» охватывает события довоенных, военных и послевоенных лет. Призванный в годы Великой Отечественной войны защищать Родину, ее герой волею судьбы оказывается в плену. Это рассказ о людях, выстоявших в тяжелых условиях, сохранивших честь и достоинство. Героини «Жемчужного ожерелья, или Повести о поющих душах» связаны одной нитью -~ все они участницы хора «Зоренька» объединения «Дети военного Сталинграда». Из их памяти не изгладились…
Девочка, с которой детям не разрешали водиться Ирмгард Койн
Чтобы не попасть в неприятные истории, нужно хорошо себя вести. Но – увы! – как ни старается героиня повести делать все как можно лучше, получается наоборот. Потому что то, что непоседливой школьнице кажется правильным и естественным, у взрослых вызываетсплошное недоумение. Хотя сами они, эти взрослые, подчас выглядят смешными и глупыми. И говорят иногда совсем не то, что думают и делают. О веселых и озорных приключениях остроумно и блистательно повествует немецкая писательница Ирмгард Койн и... сама девочка, с которой детям не разрешали водиться.…
Презентация к уроку литературного чтения "Старик-годовик". В презентации содержится аудиозапись сказки В.И.Даля "Старик-годовик". В ходе презентации учащиеся отгадывают загадки, данные в произведении. Приводятся отрывки из книги.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы "Старик-годовик"»
ТЕМА: «Сказка-загадка».
ЛОПЫРЕВА И. А.
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ с. Уруп»
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img1.jpg)
Владимир
Иванович
Даль
1801 – 1872 г.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img2.jpg)
- Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.)
- Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.
- Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова.
- 53 года занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img3.jpg)
слов
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img4.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img5.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img6.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img7.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img8.jpg)
ЗИМА
декабрь
январь
февраль
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img9.jpg)
ВЕСНА
март
апрель
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img10.jpg)
ЛЕТО
июнь
июль
август
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img11.jpg)
ОСЕНЬ
сентябрь
октябрь
ноябрь
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img12.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/f/0/1/f0183cbfb89fdbe52e51900982c4921166882951/img13.jpg)
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?