Биографии Характеристики Анализ

Как научиться хорошо рассказывать истории. Яркий факт или говорящая деталь

Ты заходишь на вечеринку к другу и сразу видишь красивую женщину. Ты хорош собой, твое тело - это Арни в лучшие годы. Ты отлично одет, излучаешь атмосферу полной успешности. Но женщина не обращает на тебя внимание, как и все люди вокруг - все внимательно смотрят на щуплого паренька, который кажется полным неудачником, но он будто бы гипнотизирует каждого из присутствующих. Этот «неудачник» - главное достоинство всей тусовки, ведь он умеет рассказывать истории. Ты ведь тоже хочешь научиться этому искусству? Если да, то тебе нужно знать? что именно делает хорошую историю хорошей. Это целая наука, которая начинается с личности рассказчика.

Личность рассказчика

Хороший рассказчик - это всегда интересный человек. Рассказчик не обязан быть великой личностью, обладающей безграничными талантами, но у него должен быть характер, который базируется на следующих качествах:

Уверенность;
- умение формулировать мысли;
- чувство юмора;
- страсть;
- коммуникабельность;
- эрудиция;
- способность к творчеству.

Рассказчик имеет отношения с аудиторией и должен взаимодействовать с ней как со своими клиентами. Он «продает» историю, которая должна быть интересна слушателям. Реакция возникает не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Происходит это из-за гормона окситоцина, который усиливает чувство сопереживания и повышает способность человека испытывать различные эмоции. Если упрощать, то действие окситоцина создает связь между рассказчиком и слушателем - это связь в некотором смысле химическая.

Но не всегда хорошая история работает идеально. Причина проста - каждая ситуация требует определенного подхода. Одна и та же история отлично заходит в кругу друзей, но шокирует коллег. Чтобы понимать это, тебе предстоит разобраться с типами повествования. Условно их можно поделить на три: социальный тип, профессиональный тип и эмоциональный тип.

Социальная история

Социальная история вмещает в себя огромный пласт рассказчиков. Как правило, речь идет о комиках, актерах, шоуменах, поп-звездах. Все они попадают в эту категорию. Суть социального рассказчика проста - травить анекдоты и развлекать публику. Социальная история работает лучше всего в кругу друзей либо людей, которые не могут «оскорбиться». Чтобы рассказать хорошую социальную историю, тебе нужно знать несколько простых истин:

История должна развлекать. Постарайся рассказать то, что вызовет приятные эмоции - не трави злободневные байки, люди не хотят слышать их на вечеринках.
- Будь открытым. Тебе нужно быть «своим парнем». Не отдаляйся от толпы, заставь ее думать, что ты ее самый верный друг.
- Смекалка. Тебе придется работать с аудиторией, чтобы захватить ее внимание. Старайся вытаскивать материал из слушающих, чтобы использовать его в истории.
- Коротко и по делу. Если твоя история будет слишком длинной, то ты растеряешь внимание - говори по существу.

Профессиональная история

Этот тип истории пользуется спросом у религиозных лидеров, генеральных директоров, вождей и различных тренеров, которые учат жизни. Отлично подойдет для людей, которые хотят рассказать хорошую историю с высоты своего авторитета. Правила такой истории чуть сложнее предыдущей, но ненамного.

Управляй конфликтами. Это важно, когда тебе надо показать противоборство, точку несогласия, которая может быть отличным топливом для восприятия истории.
- Обеспечь историю контекстом прошлого и прогнозом будущего - это нужно делать для того, чтобы слушатели видели историю объемно, а не фрагментарно.
- Описывай сложные ситуации простыми словами. Твоя аудитория должна понимать тебя. Хороший рассказчик не должен использовать узкоспециализированную лексику.

Эмоциональная история

Подойдет для женских ушей, которые воспринимают мир гораздо более чувственно, чем мы. Также отлично подходит для разговоров в узком кругу. Эмоциональная история - это идеальный выбор, когда ты говоришь с человеком с глазу на глаз. У такой истории есть ряд отличительных черт:

Страх. Используй это чувство, чтобы сгустить краски.
- Волнение. Сохраняй финал неясным, чтобы слушатель, затаив дыхание, ждал финала.
- Разочарование. Ты можешь рассказать о проблемах, которые тебя волнуют.
- Сострадание и любовь. Эти чувства по-прежнему сильны на этой планете - используй их для истории.
- Уязвимость. Не бойся быть уязвимым. Благодаря этому чувству слушатель встает на сторону рассказчика.

Чтобы рассказать эмоциональную историю хорошо, ты должен использовать язык тела, зрительный контакт. Ты также должен понимать важность интонации голоса, его тон. Ты не должен вызывать жалость, но должен вызывать через историю симпатию, боль, страх или любую другую сильную эмоцию. Если освоить даже один тип повествования, то у тебя получится стать душой своей компании - это мы знаем наверняка.

Любите послушать интересные истории, не правда ли? Поэтому если вдруг найдётся кто-то, кто очень увлекательно умеет повествовать, Вы его тут же выделите среди других. И точно так же Вы выделитесь в глазах других, если сможете увлечь слушателей интересным рассказом. А для этого просто нужно знать, как стать интересным рассказчиком.

Я бы выделил здесь два пути:

  • перспективный – действия, которые впоследствии будут делать Ваши рассказы всё более интересными и интересными, а также придавать Вашим повествованиям всё более «вкусный» эмоциональный окрас. Однако непосредственно при общении с собеседником их применять не получится
  • сиюминутный – те приёмы и методы, которые позволяют сделать рассказ более интересным по факту повествования

Стратегические шаги на перспективу

Общайтесь с разными людьми

Каждый человек неповторим своей энергетикой, манерами, словесными оборотами и т.д. И у каждого из них Вы можете чему-то научиться. Иногда даже достаточно лишь слушать рассказы от разных людей, не вступая с ними в диалог. Например, немалую долю своих пикантных, циничных и острословных речевых оборотов я сформировал, слушая Александра Невзорова.

Возможно, Вы не заметите сразу того, как меняется и обогащается Ваша речь, жесты и манеры, но через некоторое время результаты станут явными. Здесь работает принцип обогащённой среды, о котором я узнал из книги К. Шереметьева «Как стать умнее». Работает он так: например, если Вы постоянно общаетесь с врачами, проводите все свои трудовые будни, работая в клинике, овладевание многими медицинскими знаниями происходит само собой. Просто оттого, что Вы постоянно слушаете эту терминологию, регулярно наблюдаете те или иные методы лечения, да и обсуждаете с врачами случаи из их практики.

Вносите в свою жизнь разнообразие

Если каждый день Вашей жизни как две копии похож один на другой, то вряд ли Вы будете способны эмоционально обогатить свой рассказ. И наоборот – чем больше впечатлений каждый день Вы будете получать, тем богаче будет Ваш эмоциональный мир, и тем ярче будут звучать Ваши истории.

Для каждодневного поиска новых впечатлений необязательно что-либо выдумывать искусственно – достаточно просто найти «наболевшую» часть Вашей жизни, и ежедневно делать какие-либо шаги в сторону улучшения. Например, у Вас не клеятся отношения с девушками? Тогда возьмите за правило каждый день знакомиться с одной новой девушкой просто ради самого знакомства и общения. А если Вы ищите свои таланты и способности, то просто каждый день отводите занятию каким-либо новым делом, и определяйтесь с тем, насколько оно Вам нравится.

Во-первых, они служат источником интересных цитат, примеров, метафор и мыслей. Во-вторых, благодаря ним Вы всегда сможете поддержать беседу на соответствующую тему или даже рассказать интересную историю (либо кусочек истории) просто потому что это интересно Вам самим.

Обогащайте своё чувство юмора

Для этого смотрите различные юмористические постановки, передачи, зарисовки, мемы и т.д. А также пытайтесь самостоятельно придумывать шутливые выражения, ответы, фразы. Остроумие здорово повышает интересность рассказа.

Открывайте новые горизонты в своём деле

Профессионал – не тот, кто занимается своим делом долго, а тот, кто каждый день открывает в своей области новые (субъективно для себя) знания, умения и навыки. Дело в том, что освоение нового помимо собственной прокачки даёт ещё и потрясающее чувство радости познания. И если её испытывать регулярно, то Ваша эмоциональная сфера станет более заинтересовывающей сама по себе. А это – важнейшее условие для придания любому Вашему рассказу увлекательности.

Упражняйтесь как рассказчик

Любое качество развивается при должном упражнении и гаснет при его неиспользовании. Поэтому если Вы будете регулярно рассказывать разные интересные истории, этот навык будет прокачиваться сам собой. И ниже Вы узнаете приёмы, которые смогут сделать любой Ваш рассказ намного увлекательнее (чем если бы Вы их не использовали). Некоторые из них можно применять сразу, другие же придётся немного потренировать.

Учитесь расслабляться

Помните, что наиболее притягательны те люди, которые не носят в себе какого-либо внутреннего напряжения, зажимов и т.д. От таких людей идёт энергетика внутреннего спокойствия и свободы (к которой нередко добавляется живой энтузиазм), что действует на собеседников почти магически. И если Вы проявите достаточную чувствительность к интересным людям, то почувствуете то самое (едва уловимое) качество расслабленности и внутренней свободы, которое привлекает окружающих. И точно так же, научившись расслабляться при общении (освобождаясь от тисков боязни сказать что-то не так и внутреннего напряжения) Вы постепенно повысите свою притягательность для других людей (особенно противоположного пола).

Приёмы рассказчика

Самым главным приёмом является вызывание в себе эмоций. Об этом подробно рассказано в статье «Как управлять своими эмоциями? ». Помните, что без эмоциональной составляющей любой рассказ будет скучным и пресным.

Вовлечение в слушание

Ваш рассказ никогда не будет интересным, если Вы не сможете вовлечь в него слушателя. А для этого Вам нужен «якорь» и внимание к собеседнику. Якорем может быть:

  • шокирующий факт или высказывание (в значимой для собеседника теме). Например: «А ты знаешь, что ревнивые люди в старости чаще болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями? И вот почему…». При этом Ваш визави признаёт себя ревнивцем
  • параллель с жизненной ситуацией собеседника . «Помнишь, ты рассказывал, как тебя подставила та девушка… любовь всей твоей жизни): так вот, у меня похожая фиговина случилась…»
  • эмоциональный якорь. Здесь необязательно строить какие-либо обороты и увязывать начало своего рассказа с интересами слушателя. Достаточно лишь добавить в начало своего повествования нужную эмоцию, и человек вовлечётся в слушание сам собой. Часто эта эмоция может быть выражена словами «Слушай!», «А ты знаешь, что…?», «Никогда бы не подумал, что со мной произойдёт такое…» и т.п. Здесь главное заинтересовать эмоционально (при этом можно пользоваться самым заурядными и примитивными оборотами).

Иногда для вовлечения вовсе необязательно пользоваться вышеприведёнными техниками – достаточно лишь начать свой рассказ, убедившись во внимании со стороны собеседника.

Интрига

– Слушай, а как тебе удалось её соблазнить?

– Это не телефонный разговор

– Понятно. Опять буду отпрашиваться у начальника,

чтобы встретиться и поговорить с тобой

Если хотите держать внимание слушателя на протяжении всего рассказа, заинтригуйте его. Сравните два варианта:

  1. Недавно встретил интересную девушку, разговорился с ней, посидели в кафе…
  2. Недавно встретил девушку одну, поговорили мы с ней в кафе, и тут она мне рассказала об одной маленькой профессиональной хитрости (она совсем простая, но её которую не все опытные мастера по ногтям знают). Но об этом расскажу чуть позже. Она работает…

При прочих равных условиях второй вариант собеседник будет слушать более внимательно, т.к. ему захочется узнать про маленькую профессиональную хитрость.

Шутки, анекдоты

Если Вы начнёте свой рассказ с анекдота, это поможет установить намного более тесный контакт, чем сухое начало. Впрочем, юмором можно не только «зажигать» внимание слушателя, но и удерживать его на протяжении всего повествования. Поэтому обязательно делайте вставочки элементов юмора (приём, это может быть как безобидная «ванильная» шуточка, так и жёсткий циничный стёб).

Вы непосредственно в момент рассказа можете подумать «Что бы такого сейчас рассказать, чтобы он со смеху покатился?!». Не стоит думать в таком ключе, т.к. от подобных мыслей Вы получите ненужное напряжение, в то время, как наиболее интересен расслабленный и непринуждённый рассказчик.

В этой статье было дано стратегическое направление «прокачки» себя как рассказчика. В других же постах я более детально опишу все те шаги, по которым здесь пробежался мимолётом. Поэтому не забывайте подписаться на блог, чтобы не пропустить дальнейшие полезные статьи по сегодняшней теме.

Собеседование – это стандартный этап во время поиска работы. Ведь после того, как подходящая вакансия была найдена, предстоит встреча с работодателем, где уже лично нужно будет доказать ему свою профессиональную пригодность. Здесь самое важное – правильно себя презентовать, а, значит, нужно составить грамотный рассказ о себе. Примеры того, что рассказать о себе на собеседовании при приеме на работу, смотрите ниже.

Не забывайте интересоваться у работодателя будущей работой – ?

Чаще всего собеседование с нанимателем состоит из ряда стандартных вопросов. К примеру, это могут быть анкетные данные, где спросят о месте жительства, возрасте и опыте работы. Но главная часть собеседования – самопрезентация. И чаще всего именно эта часть вводит большинство людей в ступор. Чтобы успешно ее пройти, стоит заранее подготовиться и составить примерный текст рассказа о себе.

Что рассказать о себе на собеседовании при приеме на работу

Многие перед тем, как пойти на встречу с работодателем, надеются сымпровизировать на месте. Но доказано, что даже самые находчивые люди часто теряются во время ответа на самые обычные вопросы. Поэтому не лишним будет составить небольшой рассказ о себе еще дома.

При составлении рассказа о себе, стоит помнить, что краткость – сестра таланта. Общий рассказ должен быть длинной от двух до четырех минут. Поэтому написанный текст нужно внимательно перечитать громко и вслух, со своей обычной дикцией. Нужно рассказать о самых важных фактах в своей биографии, чтобы монолог получился коротким, но свободным и содержательным.

Не лишним будет выяснить некоторые дополнительные сведения, которые очень помогут во время собеседования:

  • Ознакомиться с сайтом компании. Там можно выяснить, в каком направлении она работает, и каких сотрудников ищет;
  • Исходя из этих данных, составить список личностных качеств, которые могут пригодиться во время работы на желаемой должности. К примеру, отзывчивость, целеустремленность, самодисциплина;
  • Если это оптовые или розничное продажи, то можно рассказать об успешном опыте работы со многими клиентами;
  • Упомянуть достижения, не приукрашивая их, но и не умалчивая. Ведь именно они могут сыграть важную роль во время выбора кандидата.

Тот, кто умеет весело и задорно рассказывать истории. Таких любят, таких ценят, таких зовут на вписки, а потом, когда ты постареешь и обрастешь жирком на юбилеи в ресторан.
Однако дар этот дан далеко не всем, разве что избранным. Но этим самым избранным очень легко стать, ибо есть правила, которые позволят тебе стать первым краснобаем на селе. А если поднатореешь, то можно и в клуб, шутить перед псевдоинтеллектуальной публикой.

Выбери историю, которая важна тебе самому

Проблемы начинаются с самого начала - какую историю выбрать? Все очень просто, бери ту, что тревожит и будоражит непосредственно тебя. Можно углубиться в дебри собственного прошлого, и выудить нечто, что отложило отпечаток на твоем будущем. Скорее всего, история, которая кажется забавной тебе, покажется таковой и твоим друзьям.

Раздели на части и грамотно преподнеси каждую

Твое повествование не должно сильно отличаться от литературного рассказа. Так что мысленно, разбей свой рассказ на несколько частей. Не забудь указать вначале те подробности, которые необходимы для нормального восприятия повествования. Можно даже начать с пресловутого «Однажды…», восходящее действие всегда воспринимается гораздо проще.


Главное, не забывай придавать краски деталям сюжета по ходу повествования. Есть такой кинематографический прием - навалить красок и спецэффектов на провисающие фрагменты сценария и малоинтересные детали. Так и здесь, не стесняйся добавлять красок тем моментам, которые на твой взгляд нельзя обделить вниманием.
Заключительная часть рассказа должна быть самой эффективной. Именно концовка дает понять зрителю, почему он был вынужден все это слушать. Разумеется, эти правила подходят не ко всем историям, но они гарантированно
эффективны.

Сосредоточься на нужных деталях

не все любят читать Бальзака, который страстно любил описывать все, от загогулины на асфальте, до морщин в уголках глаз. Такая насыщенность, быть может и помогает более подробно представлять рассказ, но только самым стойким личностям. Слушать слишком перенасыщенные информацией байки - очень сложно. Поэтому настоятельно рекомендуем сосредоточиться на действительно интересных и сочных моментах.

Цель твоего рассказа - заставить людей испытать те же эмоции, которые испытал ты. Поэтому, если хочешь напичкать свой рассказ яркими деталями - добавь в него своих личных переживаний. Это универсальный материал, людям гораздо интереснее узнать о твоем личном состоянии и отношении, чем про дефекты в гофрированной трубе. Человеку из природного любопытства интересно и полезно наблюдать за поведением других людей, ведь эту модель поведения он может использовать в дальнейшем.

Говори правду

Ты не рыбак, не дровосек в глухой деревне, не зэк, не супергерой, и даже не путешественник, ты обычный человек, ты не видел всего того, что мог увидеть Федор Конюхов, но разве это значит, что слушать тебя совершенно не интересно? Жизнь забавами полна, с каждым может произойти интересная история. Поэтому, всегда говори правду, не нужно приукрашивать. Потому как, люди, которые начинают выдумывать в истории какие-то детали, чтобы показаться лучше, весь акцент переносят на свою волшебную крутость, отчего у слушателя возникает вопрос: «а о чем история была?». Особенно это смешно, когда все знают, что ты чмырь и трус, а в рассказах прям Ли Брюс.
На самом деле, самые интересные истории те, в которых рассказчик искренен и не скрывают своей уязвимости, глупости, странности. Правда ведь гораздо веселее и интереснее, так что не нужно пытаться украсить ее лишними выдуманными деталями. Когда ты начинаешь выдумывать по ходу - это бросается в глаза, как и слаженный искренний рассказ.

Практикуйся и работай над мелочами

Везде нужна практика, даже таким простым на первый взгляд вещам. Проговаривай эти истории сам с собой, ставь дыхание, записывай подробности, которые хотел бы донести, ибо такие мелочи напрочь забываются, вылетают из головы. А без них рассказ словно парусник без парусов - какая-то ерунда. Рассказ в стиле: «Я пришел в огород, меня избил крот. Было больно. Ну все» - успехом пользоваться не будет.

Мы говорили про искренность, но везде есть детали, которые стоит опустить. Некоторые потому, что они бессмысленны и неинтересны, а некоторые опорочат тебя. Вот поэтому, важно продумать свою речь до того, как она станет достоянием общественности.
И что еще самое главное, твоя история должна и в первый, и в сто двадцать первый раз звучать одинаково интересно и бодро, так что, будь добр, постарайся. Если тебя просят рассказать ее еще и еще раз, то поздравляем, это успех.

Изучи аудиторию, и не бойся провала

Не бойся что твоя история не будет принята или понята. Люди разные. Интересы у всех разные, это всего лишь история - ни больше ни меньше. Но впредь, подметь, на каких моментах люди оживлялись, на каких смеялись, а на каких зевали. И самое главное, если возможно, учитывай особенности публики. Если и ты точно знаешь, что какие-то люди не переносят шутки про члены, или категорически против любого упоминания шуток из интернета - то это нужно учесть.