Биографии Характеристики Анализ

Как не впасть в отчаяние после смерти мамы? Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. Святые, помогающие исцелится от лени, от уныния и отчаяния

Все больше и больше людей задаются вопросом, как не впасть в отчаяние. Поиск ответа ни к чему не приводит, ведь ответ на него лежит глубоко в подсознательном. И своими силами, то есть сосредоточением на себе и своей проблеме, отчаяние не победить. Бороться с отчаянием в одиночку намного сложнее, тем более если нет четкого понимания причин отчаяния или уныния.

Кажется, что выхода нет. Кругом одно отчаяние, и ты на грани. Остается лишь затаить дыхание и обреченно шагнуть вниз, в вакуум, в полное отчаяние. И остаться там, может быть, навсегда…

Психология отчаяния

Состояние отчаяния - очень тяжелое чувство, с ним нелегко жить. В современном мире с его бешеным темпом множество людей находятся на грани отчаяния. Они спрашивают себя или профессионалов психологии - как не впасть в отчаяние, продолжать жить, бороться, искать решение проблем?

Чтобы разобраться в причинах, откуда появляется отчаяние у человека, и найти ответ на вопрос, как не впасть в отчаяние, будучи на грани, сначала надо определить, а что же такое отчаяние.

1. Отчаяние - это прежде всего эмоциональное состояние. Также это может быть глубокая эмоция горького разочарования в жизни и всего с нею связанного. Например, человек неоднократно прилагал усилия и не добился результата.

2. Отчаяние имеет в своей основе глубокий дискомфорт и сильнейшее неудовлетворение какой-либо жизненной ситуацией или всем миром в общем.

3. Отчаяние подразумевает под собой отсутствие мотивационного фактора: состояние апатии, неспособность преодолевать жизненные трудности и незнание, как это делать.

Таким образом, отчаяние как эмоция - результат ощущения недовольства жизнью от ее непонимания, оно глубоко связано со всеми функциями жизнедеятельности человека. При длительном воздействии может привести к депрессии.

Человек впадает в состояние сильнейшего отчаяния или находится в состоянии тоски, глубокого уныния - как результата неудовлетворенности жизнью. При отчаянии у человека появляется нужда в безотлагательной психологической помощи.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно определяет, откуда возникает отчаяние у человека. Кроме того, объясняет, какие люди склонны пребывать в состоянии отчаяния длительно, а кто может испытывать ежеминутное отчаяние из-за любых событий. А самое главное, дает ответ на вопрос, как не впасть в отчаяние или как его побороть.

Откуда у человека появляется состояние отчаяния

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что любой человек имеет индивидуальные врожденные свойства, которые определяют роль этого человека в обществе и способ получения удовольствия от жизни.

Таким образом, человек, рожденный и устремленный к материальному и социальному успеху, может испытать отчаяние в случае потери своего имущества или социального статуса. Таких людей системно-векторная психология определяет как обладателей кожного вектора. Они направлены на покорение вершин, и если случается какая-то неурядица, в большинстве случаев это будет мотивацией преодолеть проблему и найти выход из нее любым путем.

Люди с кожным вектором обладают очень быстрой реакцией и гибкостью ума, что делает их адаптивными в любых жизненных ситуациях. Если же отчаяние наступает, вряд ли человек с кожным вектором будет долго пребывать в этом состоянии. Скорее всего, постарается как можно быстрее решить проблему. «Возникло отчаяние - что делать? Понятно - искать выход!»

Другая категория людей, которые могут испытать отчаяние, - это люди с анальным вектором. Сами по себе достаточно стабильные - хранители традиций, дружбы и уважения - им не нравятся перемены. Их можно привести в отчаяние, если постоянно перебивать, дергать, не давать спокойно закончить дело. Также они очень ценят свою семью и все, что с ней связано, поэтому потеря семьи может привести их в отчаяние.

Когда отчаяние больше, чем человек

Кроме этого, системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает еще два типа отчаяния, которые могут быть непреодолимы и привести к плачевным последствиям.

Первый тип отчаяния возникает на основе потери или разрыва эмоциональной связи с близким человеком, животным или даже неодушевленным предметом. Это зависит от уровня развития свойств. Так ощущают мир люди со зрительным вектором. По своей природе самые чувственные, эмоциональные и чуткие. Они способны любить «до безумия» и даже пожертвовать жизнью ради любви.

Когда человек со зрительным вектором теряет объект своей любви, он может впасть в состояние глубокого уныния и тоски. Чтобы привлечь к себе внимание, может даже попробовать инсценировать самоубийство, не имея намерения завершить это действие.

Для людей со зрительным вектором очень важно переживание разнообразных и ярких эмоций. Они, как никто другой, способны прочувствовать и передать любую эмоцию во всей ее красе и интенсивности. Люди со зрительным вектором обычно не задаются вопросом, как не впасть в отчаяние, как таковым. Они впадают в отчаяние только при разрыве своих эмоциональных связей и невозможности их восстановления.

Когда такой человек теряет любимого, приходит в отчаяние и считает, что больше нет смысла жить без него или без нее - обычно наступает длительный период уныния и тоски, слез и утешений, после которого можно попытаться снова привести свои эмоции в порядок, создав новую эмоциональную связь с другим человеком. При этом боль потери может остаться навсегда, притупившись и потеряв свою первоначальную остроту.

Самый сложный случай отчаяния - это отчаяние в звуковом векторе. Здесь, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, отчаяние граничит с безысходностью. Уныние, темнота, незнание, куда идти, не хочется жить. И глубокая депрессия. Это постоянное состояние на грани - «сейчас сорвусь». Нет сил больше бороться с чувством отчаяния, искать выход из ситуации. «Как надоел этот суетный мир и бессмысленное проживание в нем!». Вот это состояние истинного отчаяния.

Настоящее, сокрушительное, неподъемное отчаяние и чувство полной неудовлетворенности жизнью, что бы ты ни делал, - это отчаяние в звуковом векторе. Некоторые ищут облегчения в алкоголе, наркотиках. Не помогает. Или помогает, но только лишь на короткое время. Потом пустота одиночества и чувство отчаяния возвращаются с еще большей зудящей силой.

По сути, только люди со звуковым вектором по-настоящему задумываются о смысле отчаяния - о том, как не впасть в это состояние и как из него выйти.

Отчаяние: что делать, если возникла проблема

Мы рассмотрели четыре типа отчаяния или похожих на эту эмоцию состояний, с точки зрения системно-векторная психология Юрия Бурлана:

Отчаяние в кожном векторе - от больших финансовых потерь или лишения социального статуса;

Отчаяние в анальном векторе - от потери семьи как главнейшей ценности и жизненного приоритета;

Отчаяние в зрительном векторе - от потери глубокой эмоциональной связи;

Отчаяние в звуковом векторе - от непонимания себя и неумения реализовать свои врожденные желания и свойства.

В случае первых трех векторов беспокойство - как не впасть в отчаяние - не является их внутренним вопросом, ни жизненным приоритетом, так как чувство отчаяния для них - следствие внешних факторов, которые они не контролируют.

Что же касается людей со звуковым вектором - глядя со стороны, непонятно, почему они испытывают чувство отчаяния и безысходности «на пустом месте», то есть без явных на то причин. Итак, главное - как преодолеть или не впасть в отчаяние - что делать?

Дело в том, что природа наделила людей со звуковым вектором большим абстрактным интеллектом и огромной способностью концентрации мысли. То есть способностью создавать мыслеформы, мыслить. В силу этих заданных свойств им присуще находиться в раздумьях и получать от этого большое наслаждение.

Но бывает, по разным причинам, человек со звуковым вектором не использует весь объем своей психики или не может сконцентрироваться в данный момент своей жизни, а потому не может найти и сформулировать мысль.

И тогда на этом месте возникает фрустрация, то есть отсутствие наполнения желания и в результате - наслаждения жизнью. Человек в таком состоянии теряет способность концентрироваться на окружающем его мире, его начинают раздражать люди и шум извне. Тогда человек со звуковым вектором уходит глубоко в себя, в свои мысли, где он ищет и не находит ответ на тревожащие его вопросы.

И опять стена, выхода нет. Опять жизнь не имеет смысла. Отчаяние и разочарования - одно за другим. Бессмысленный поиск себя. Опять весь мир против, и он никем не понят.

Поэтому люди со звуковым вектором в состоянии отчаяния или близко к нему задаются вопросом о смысле своего существования. Ищут ответ, как не впасть в отчаяние или как бороться с отчаянием и его причиной, и не находят. Тогда отчаяние в звуковом векторе подкатывает незаметно, и наступает тишина…

Как не впасть в отчаяние

Уныние, попытка найти ответы в себе - все это обратная сторона медали безграничных возможностей звукового ума. Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, любой человек способен ощутить радость в жизни и реализовать свой потенциал, а также преодолеть отчаяние, если знать и понимать собственную психику.

Итак, мы уже увидели, что только люди со звуковым вектором по-настоящему и как бы беспричинно впадают в отчаяние. Теперь посмотрим, как бороться с отчаянием, зная причины его возникновения.

Только реализация врожденных свойств может сделать любого человека счастливым. По сути, чувство отчаяния в любом векторе может быть спровоцировано негативными событиями, которые лишают человека его ценностей. Знание и понимание, какие это ценности и что послужило причиной тех или иных событий, может помочь человеку с любым вектором выйти из состояния отчаяния. Потому что понимание своих жизненных приоритетов и приоритетов других людей, их психики и желаний, которое дает системно-векторная психология, помогает бороться с чувством отчаяния.

Что же касается звукового вектора, этим людям, чтобы не впасть в отчаяние, необходимо понимание самих себя, своей психики, а также психики других людей. Для них это одно из базовых желаний - разобраться и понять сущность человека, узнать первопричину всего. Именно люди со звуковым вектором придумали науки, философию, литературу, поэзию, музыку. Это все результат поиска их ума, размышлений над вопросом «Кто я? Зачем я живу?».

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Часто читают

Отвечает доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Надо понять, что такое смирение. Смирение — это то внутреннее ощущение человека перед лицом видения своих грехов, но самое главное — видения неспособности справиться, искоренить. Вот, например, как бы мне искоренить зависть, интересно? Я говорю себе: «все, не буду завидовать». И вдруг увидел, что у него лучше машина, чем у меня. Кто это вынесет? Покажите мне такого. Это же немыслимо! Вот, например, наградили моего лучшего друга, а не меня. Он, конечно, друг, но я-то знаю, что я достойнее. Ну или по крайней мере, что нас обоих бы надо. Нет, это немыслимо, моя душа перенести не может.

Вот когда я наблюдаю за собой, когда я вижу, знаю, что это не хорошо. Знаю? Знаю! А не могу! Вот откуда возникает познание себя. Познание себя возникает. Вот, оказывается, кто я есть. Вот чем набит мой мешочек-то этот внутренний, который никто не видит. Слышите, чем набит? Так я начинаю видеть, что во мне есть. Я не могу очистить его. И вот здесь, если человек искренне обращается к Богу, то Господь не только помогает ему бороться с этими вещами, но в конечном счете может вообще исцелить от этого. Одно нужно знать, что это исцеление происходит по мере действительно глубины и искренности моего осознания и моего желания избавиться от этого. Вы слышите? Рукою смирения подаются дары благодати человеку. Все, кто достигали бесстрастия, достигли именно этим.

Подходим к главной точке вопроса. Когда человек обращается к Богу с искренней молитвой, то не только никакого уныния не будет, а напротив, будет радость. Господь может дать радость большую или малую — неважно. Господь дает утешение, мир человеку, который искренне обращается к Богу. Не может быть уныния.

Уныние, знаете, проистекает когда? Знаете, от чего? От гордости! Как это я и опять позавидовал! Я же решил не завидовать. Как это я? Как это я не поднял двести килограммов. Ай-я-яй. Я же пятьсот могу, а тут двести не поднял. Вот откуда проистекает уныние. От гордыни, глупой гордыни. Это надо знать, с этим надо просто бороться, как с врагом, который подступает ко мне и мучает мою душу. И тогда уныния при искреннем покаянии никогда не будет. Будет только облегчение, будет только мир, только радость на душе. // А.И. Осипов

Полное собрание и описание: как не впасть в отчаяние молитва для духовной жизни верующего человека.

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва от уныния, депрессии, тоски и отчаянья

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Тоска, уныние и тем более депрессивное состояние является не просто плохим настроением, которое становится лучше лишь от одного незначительного радостного события, такое состояние скорее можно отнести к болезни, причем даже затяжной.

В православной религии уныние и депрессия помимо всего прочего были соотносимы со смертным грехом. Стоит отметить, что при жизни были тяжело боримы с духом уныния и некоторые святцы. И от них как раз таки дошли к нам тексты, помогающие в преодолении сего духа, одними из таких является молитва от тоски по умершему.

От депрессии и отчаяния кому молиться?

Существует множество молебней чудотворцам, которые могут помочь в избавлении от такого сложного состояния. В первую очередь необходимо выбрать один или же несколько священных текстов, которые смогут оказать благотворное влияние именно на просящего.

Определить какая именно молитва от тоски и уныния по человеку поможет довольно просто, то есть при чтении любой из молебени православный верующий должен ощутить, что именно эта молитва способна ему помочь.

Каждому кто нуждается и искренне попросит, будет дарована сильная молитва в отчаянии. Сам же выбор при этом просто необходим, ведь причины и виды появления этого состояния могут быть разнообразны, поэтому и нужно найти именно того чудотворца, который как можно скорее услышит, поймет и исполнит просьбу верующего.

И соответственно молитвенные тексты, также как и причины могут быть разными, даруя помощь в той или же иной ситуации, к примеру:

  • Молитва от уныния поможет тем, кто пребывает в эмоциональном заключении;
  • Если же человек находится в разлуке со своей семьей и близкими ему людьми, то молитва от тоски поможет ему справиться с этим;
  • А вот молебень от печалей способен избавить верующего человека от неудач в разных делах.

Святые, помогающие исцелится от лени, от уныния и отчаяния:

  1. Праведный Иоанн Кронштадтский;
  2. Святая Великомученица Варвара;
  3. Николай Угодник;
  4. Святец Тихон;
  5. Преподобный Ефрем;
  6. Мученик Трифон;
  7. Божья мать – особенно эффективной такая молитва станет, если ее провозгласить перед иконой «Нечаянной радости».

Обратиться к этой иконе Девы Марии можно такими словами:

От лени и уныния

Молитва Александру Римскому от лени поможет тем, кто постоянно себя услаждает «ничегонеделаньем», проводит все время в праздных делах, не может взять себя в руки и собраться с мыслями. Стоит отметить, что данное обращение является одним из наиболее сильных и действенных.

«Господи Иисусе Христе, внемли рабу Твоему, страдающему за имя Твое, и подай благодать Твою; пусть там, где будут почитать мою память, чудесно подаются исцелению больныя во славу имени Твоего.

В земной юдоли многими скорбями мучимы, бедами тесными, бурею искушений и соблазнов смущаемые, многообразными болезнями удручаемые, мы ослабеваем духом и впадаем в уныние и краткие дни нашей жизни и бездействии проводим. не имея за собою никакого приобретения, так как нет у нас добрых дел, при помощи которых мы могли бы в будущей жизни быть оправданными и получить вечное блаженство.

Поэтому мы умоляем тебя, святый мученик Александр, помоги нам свергнуть с себя бремя нерадения и ленности, чтобы бодро приступить к подвигам трудолюбия и пребыть твердыми в стремлении и делании духовном при снискании спасения тебе.

И о больных услышь мольбу нашу, святый Александр, и нас, страдающих телесными, душевными недугами, исцели, появляясь на помощь нам, потому что ты, пред кончиною своей, молился о тех, кто будет почитать твою память, чтобы были они избавлены от всяких болезней.

Итак, о нас, совершающих память твою, яви заботу и от болезней сохрани нас и немощных, призывающих тебя, исцели, да всеми будет прославляемо имя Божие во все времена. Аминь» .

Молитва от депрессии святому Тихону

Молитва от депрессии, тоски и отчаяния является искренним обращением рада божьего, криком о помощи при появлении сильной эмоциональной подавленности.

«О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении.

Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению.

Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.

Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабов Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвнее житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподоби мя со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молебен от тоски по любимому

Молитвенный текст от тяжелых состояний помогает:

  • Общее состояние просящего улучшается;
  • Появляются изменения в настроение, человек более позитивно ко всему относится;
  • Унять тоску по любимому человеку;
  • Справиться с неразделимой привязанностью.
  • Отпустить умершего;
  • Сконцентрироваться на работе;
  • Найти занятие по душе и отвлечься от горестных мыслей.

«Живый в помощи вышняго, в крове Бога небеснаго Водворится речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него. Яко Той избавит тя, от сети ловчи и от словесе Мятежна, плещма Своима осенит тя, И под крыле Его надеешися, орудием обыдет тя Истина Его. Не убоишися от страха ночнаго, От стрелы летящия во дни, От вещи, во тьме приходящия, От сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе, К тебе же не приближется. Обаче очима Твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышнягоположил еси прибежище твое. Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя Во всех путех твоих. На руках возмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою, На аспида и василиска наступиши и попереши, льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и, покрыю и, яко позна имя Мое, Ввозовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, Изму его и прославлю его, долготою дний исполню его И явлю ему спасение Мое».

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и молитву Святому Фоме от депрессии:

Об унынии. Часть 2

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются бо льшими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

B жизни бывaют вcякoe. И инoгдa cyдьбa нaм пoдкидывaeт oднy нeпpиятнocть зa дpyгoй. Бoлeзни, ccopы c близкими, пoтepи, пpoблeмы нa paбoтe. Бывaeт тaк, чтo плoхиe coбытия идyт cплoшнoй пoлocoй, и тoгдa чeлoвeк иcпытывaeт oтчaяниe, бeccилиe, paзoчapoвaниe. Haчинaeт кaзaтьcя, чтo жизнь нe имeeт cмыcлa, cилы нa иcхoдe.

Я пишy этy cтaтью для тeх, ктo в oтчaянии, a тaкжe для тeх, ктo хoчeт пoмoчь cвoим дpyзьям и близким, ecли oни пoпaли в нeпpocтyю cитyaцию. И пишy eё в фopмe кpaтких и, мoжнo cкaзaть, бaнaльных, peкoмeндaций. Эти peкoмeндaции пoмoгyт Baм cтpyктypиpoвaть тo, o чeм paзмышляют люди пepeд лицoм пpoблeм и нeypядиц. Еcли Bы, нaхoдяcь в cлoжнoй cитyaции, дeйcтвитeльнo пocлeдyeтe хoтя бы oднoй из этих peкoмeндaций - тo Baшe пoлoжeниe нeпpeмeннo yлyчшитcя.

____________________

Кoгдa кo мнe oбpaщaютcя люди, их oтчaяниe пopoй выpaжaeтcя в тaких cлoвaх: "Я виню ceбя в тoм, чтo ничeгo нe cмoглa cдeлaть. Я ceйчac вдaлeкe oт poдных, нe знaю кaк oтвлeчьcя, нe знaю, чтo дeлaть. Я зaмкнyлacь в ceбe и нe хoчy знaкoмитьcя ни c кeм. Я нe вepю, чтo мoя жизнь вooбщe мoжeт измeнитьcя. Я нe вepю, чтo я cмoгy... Тaк и хoчeтcя yмepeть, чтoб никoгo нe cлышaть и нe видeть..Я нe вижy cмыcлa в жизни..."

Кaк ни пapaдoкcaльнo, нo я paдyюcь, кoгдa cлышy тaкиe cлoвa. Этo вceгдa oзнaчaeт, чтo чeлoвeк хoчeт двигaтьcя дaльшe, чтo oн выглянyл зa пpeдeлы paкyшки и нaшёл в ceбe cмeлocть пocмoтpeть в лицo cвoeй cyдьбe . Пcихoтepaпия c тeми, ктo бoльшe нe мoжeт тepпeть cлoжившиecя oбcтoятeльcтвa, - ocoбeннa ycпeшнa.

Чeлoвeк, кoтopый пycть дaжe пoкa нe знaeт, чeгo имeннo oн хoчeт, нo знaeт, чтo coбиpaeтcя чтo-тo измeнить в cвoeй жизни - вceгдa нaхoдит в ceбe cилы двигaтьcя впepёд . Пocлe пepиoдa oтчaяния и дpyгих тяжёлых пepeживaний, cилы пocтeпeннo вoзвpaщaютcя, oднaкo вaжнo пpeoдoлeть этo cocтoяниe, a нe пoгpязнyть в бeccилии и жaлocти к caмoмy ceбe.

Тaк чтo жe дeлaть, ecли Bы в oтчaянии, y Bac дeпpeccия, или Bы чyвcтвyeтe, чтo нaхoдитecь нa гpaни cpывa?

1) Bo-пepвых, бaнaльнo, нo фaкт. Этo тo, чтo paбoтaeт. Пpизнaйтe cитyaцию . Haвepнякa, Bы пoмнитe пpитчy пpo тpёх cлeпых мyдpeцoв, и пpo тo, кaк oни oщyпывaли cлoнa. Oдин пoдyмaл, чтo cлoн пoхoж нa змeю, дpyгoй - нa cтeнy, тpeтий - нa вepёвкy, oщyпaв хвocт cлoнa. Oцeнивaя cитyaцию, нe кoнцeнтpиpyйтe cвoё внимaниe иcключитeльнo нa oднoм acпeктe - тoлькo нa плoхoм (или тoлькo нa хopoшeм). Пocтapaйтecь oхвaтить вcё цeликoм, бecпpиcтpacтным взглядoм cтopoннeгo нaблюдaтeля. И бyдьтe чecтны. He ycпoкaивaйтe ceбя тeм, чтo y Bac вcё нe тaк yж и плoхo. He cчитaйтe, чтo ecли Bы пoйдётe нa дeшёвый кoмпpoмиcc c coбoй, ycпoкaивaя ceбя фpaзoй "бывaлo и хyжe", тo чтo-тo yлyчшитcя. Скopee нaoбopoт. Тoлькo пpизнaв, чтo cитyaция плoхa, Bы cмoжeтe зaнятьcя пoиcкoм pecypcoв для тoгo, чтoбы yлyчшить пoлoжeниe.

2) Bo-втopых - нoйтe ! Пoзвoльтe ceбe быть cлaбым. Пoзвoльтe ceбe киcнyть. Чeм бoльшe Bы бyдeтe пытaтьcя "дepжaть ceбя в pyкaх", тeм быcтpee зaкoнчaтcя вaши cилы. Еcли жe Bы кaчecтвeннo "пopacпycкaeтe нюни", тo чacть нaпpяжeния yйдёт, a чacть cил, paнee зaтpaчивaeмых нa тo, чтoбы cдepживaтьcя, вoccтaнoвитcя.

3) B-тpeтьих. Пoдyмaйтe, в cлoжившeйcя cитyaции - чтo или ктo мoжeт cлyжить Baм oпopoй . Ha кoгo Bы мoжeтe пoлoжитьcя, c кeм пoдeлитьcя cвoими пpoблeмaми. Oбpaщaйтecь зa пoмoщью, ищитe eё! He иcключeнo, чтo в Baшeм oкpyжeнии ecть люди, кoтopыe cтaлкивaлиcь c тoчнo тaкoй жe пpoблeмoй, кaк Baшa, и знaют быcтpoe и эффeктивнoe peшeниe. Еcли жe Bы бyдeтe мoлчaть и нe cтaнeтe иcкaть oпopы вo внeшнeм миpe, тo, вoзмoжнo, нe иcпoльзyeтe хopoший шaнc быcтpo pacпpaвитьcя c нeпpиятнocтями. Жизнь нeпpeдcкaзyeмa, и нeвoзмoжнo yгaдaть, c кaкoй cтopoны мoжeт пpидти пoдмoгa.

4) Чacть чeтвёpтaя. Haпpaвьтe чacть cил нa тo, чтoбы yлyчшить Baшe мopaльнoe cocтoяниe . Этo мoжнo cдeлaть пpи пoмoщи физичecкoй нaгpyзки (нaпpимep, пeшкoм пpoйти 7-8 км, пoкaтaтьcя нa вeлocипeдe, пoбeгaть пo cтaдиoнy). Пpинцип пpocт: чeм бoльшe зaгpyжeнo тeлo пpиятным для нeгo дeлoм, тeм бoльшe "paзгpyжaeтcя" coзнaниe. Еcли дyмaть o пpoблeмaх пocтoяннo, тo ecть pиcк зacтpять в тaких paзмышлeниях и дoвecти ceбя дo пpeдeлa.

B тoм cлyчae, ecли физичecкaя нaгpyзкa нeвoзмoжнa (пpoтивoпoкaзaнa или пpocтo нe хвaтaeт cил и cилы вoли), тo пocтapaйтecь нaйти чтo-тo, чтo пoзвoлит Baм вoccтaнoвитьcя. Пycть этo бyдeт кoмпьютepнaя игpa, кpaткocpoчнaя бюджeтнaя пoeздкa в дpyгoй гopoд, шoппинг - вcё чтo yгoднo, глaвнoe, чтoбы зaнятиe Bac yвлeклo хoтя бы нa кaкoe-тo вpeмя.

Bы мoжeтe пoпpoбoвaть пoceщaть oбщecтвeнныe мecтa - cхoдить в бacceйн (oтличнo cнимaeт тeлecнoe нaпpяжeниe, кoтopoe нeминyeмo вoзникaeт в peзyльтaтe вoздeйcтвия cтpeccoвых фaктopoв), yдeлитe внимaниe ceбe, cвoeй внeшнocти.

Еcли жe Bы чyвcтвyeтe, чтo нe в cocтoянии cпpaвитьcя c coбoй, ничeгo Baм нe пoмoгaeт - oбpaщaйтecь зa квaлифициpoвaннoй пoмoщью (пcихoлoгичecкoй или пcихoтepaпeвтичecкoй)! Дyшeвнoe paвнoвecиe вoccтaнaвливaeтcя тeм быcтpee и пpoщe, чeм paньшe Bы нaчнётe зaбoтитьcя o ceбe.

5) И peкoмeндaция нoмep пять: пpoдyмaйтe paциoнaльный плaн дeйcтвий . Пoдyмaйтe, кaкиe y Bac ecть pecypcы. Чтo Bы мoжeтe cдeлaть нeмeдлeннo для yлyчшeния cитyaции, a чтo cмoжeтe cдeлaть пoтoм. Еcли cдeлaть пpямo ceйчac oпpeдeлённыe вeщи нeвoзмoжнo, тo пpeкpaтитe oб этoм дyмaть и лишний paз тepзaть ceбя. Зaпишитe плaн дeйcтвий нa бyмaгy, в блoкнoт, и выбepитe кoнкpeтнyю дaтy, кoгдa cмoжeтe ocyщecтвить зaплaниpoвaннoe.

Кaк гoвopитcя, "Сaмoe хopoшee в дeпpeccии - этo тo, чтo oнa paнo или пoзднo зaкaнчивaeтcя". Тo жe caмoe oтнocитcя и к "чepнoй пoлoce" в жизни. Paнo или пoзднo этo пpoхoдит . Спpaвляяcь co cлoжнocтями нa cвoём пyти, мы нeпpeмeннo yчимcя чeмy-тo нoвoмy. Mы пo-дpyгoмy вocпpинимaeм жизнь, нaчинaeм филocoфcки oтнocитcя к тoмy, чтo paньшe вызвaлo бы бoлeзнeнныe пepeживaния. Hикoгдa зapaнee нeвoзмoжнo пoнять, "зa чтo" или "для чeгo" нaм выпaдaeт пoдoбнoe.

Oднaкo жизнь мyдpaя штyкa, и вoзмoжнo, в бyдyщeм нaм пoнaдoбитcя yмeниe кoнцeнтpиpoвaтьcя, yмeниe нaхoдитьcя в пoзиции нaблюдaтeля, дyшeвнoe paвнoвecиe, кoтopыe в кoнeчнoм итoгe oбязaтeльнo пpиoбpeтaeт чeлoвeк, пpoхoдя чepeз жизнeнныe нeypядицы.

В тяжелую ситуацию горя, неудачи или потери в своей жизни попадал любой человек. Каждому известно чувство растерянности, отчаяния и безысходности, ощущение собственной ущербности. Кто-то умеет быстро справиться с подобным состоянием и перестроиться, кому-то это удается со временем, а некоторые бывают «выбиты из седла» очень надолго, если не навсегда, считают себя неудачниками, сломленными судьбой или обстоятельствами, перестают действовать, жить полноценной жизнью, уходят в болезнь или запой, а может и в депрессию. Что же делать?

Уныние один из смертных грехов. Это значит, что нельзя поддаваться панике, предаваться упадническим настроениям, отчаиваться, терять надежду и впадать в хандру. Это очень легко провозгласить, но очень тяжело сделать. Попробуем разобраться, как не предаться отчаянию и как преодолеть уныние. Может быть все-таки, есть какие-либо способы борьбы и преодоления этого тяжелого душевного состояния.

1. Верить в себя и свои силы

Это значит знать, что вы выдержите и сможете преодолеть многое. Знать, что многое зависит от вас и вы не просто «винтик». Если не получилось с первого раза, получится с очередной попытки.

2. Трезво, честно (перед самим собой) и реалистично оценивать свои возможности и способности

Это значит, осознавать уровень своих знаний и умений, понимать, что кто-то может быть лучше вас. Взвешенная оценка позволит избежать разочарования и неприятностей, лишней и напрасной траты сил. Но разве кто-то мешает нам стать лучше, сильнее, мудрее, профессиональнее? Никто, кроме нас самих.

3. Спокойный анализ ситуации

Необходимо спокойно, без эмоций, оценить неудачный опыт и понять, что было сделано не так: возможно усилий было недостаточно, а может, наоборот, чересчур много. Анализ ситуации даст спокойствие, только в уравновешенном состоянии можно найти конструктивное решение. А спокойное ровное состояние – это уже не хандра.

4. Извлекать урок

Это значит понимать, что неудачи – это предвестники победы, и неудачи бывают у всех, но не все относятся к неудаче как к провалу. Это просто ОПЫТ. Терпимое отношение к неудаче высвобождает успех. Необходимо выработать привычку из провала извлекать пользу, это один из важнейших приемов достичь успеха.

5. Получить поддержку – моральную и профессиональную

Это значит, обратиться за помощью к близким людям – семье, друзьям. И/или обратиться специалистам – медикам, педагогам, психологам, духовным учителям. Поддержка и помощь близких в сложных ситуациях необходима всем. Но, если вы очень часто обращались за помощью и исчерпали кредит доверия родственников и друзей, то тяжелая ситуация как раз тот случай, когда можно взять управление своей судьбой в свои собственные руки.

6. Ищите позитив в случившемся

Известен факт – в результате кризиса, один очень состоятельный бизнесмен потерял 100 млн. долларов. У него осталось ТОЛЬКО 100 тыс.долларов. Он покончил с собой. Потеря денег была для него потерей всего, даже страшнее потери жизни.

И теперь представим среднестатистического гражданина, у которого не было и рубля и вдруг 100 тыс.долларов! Огромные деньги! Оказывается, это с какой точки зрения посмотреть. Остались живы и здоровы, в семье всё хорошо, – остальное можно пережить и преодолеть.

7. Не нарушайте законов – государственных и моральных

Это даст возможность жить в ладу с самим собой и с окружающими, и не приведет к трудным и опасным (а может и непоправимым) ситуациям.

8. Отвлечение

Помните как говорила Скарлетт О’Хара? «Я подумаю об этом завтра…» Трудноразрешимая, а может и совсем неразрешимая ситуация, – это не вся жизнь, это только часть, хотя и очень болезненная. В жизни должно быть многое, что «держит на плаву». Это любовь, дружба, религия, природа, искусство (литература, живопись, музыка и т.д.), спорт, хобби. Найдите занятие, которое отвлечет от тяжких дум, или просто займитесь другим делом. Это может быть генеральная уборка, ремонт, что-то такое, что займет все силы и время. Ведь не зря в народе говорят – утро вечера мудренее.

Только не «уходите» в алкоголь и прочие подобные удовольствия. Это лишь загонит проблему глубоко, откуда достать ее будет тяжело, да еще и прибавится моральное и физическое похмелье.

9. Избегайте негативных эмоций, особенно чувства вины и чувства стыда

Эти эмоции не помощники в решении сложных жизненных задач. Негативные эмоции препятствуют полноценной работе мозга, с ними невозможно принять верное в данный момент решение. И самое печальное, что негативные эмоции – это основа возникновения различных зависимостей, алкогольной, никотиновой, наркотической и т.д.

10. Берите ответственность в свои руки

Взять ответственность на себя, это понимать, что за свою жизнь, ее качество, личные достижения, отвечаете только вы сами, и не перекладывать вину на коллег, родителей, учителей, начальников и т.д. Если что-то сделали не так, то постарайтесь исправить ситуацию словом и делом, – извинитесь, поговорите и объясните вашу позицию, помогите наладить то, что испортили.

11. Улыбайтесь!

Если очень плохо на душе, постарайтесь улыбнуться и даже через силу растянуть губы в улыбке. Тело помнит о том, что такое положение губ соответствует хорошему настроение, и как это не удивительно, настроение начнет выравниваться и даже (!) улучшаться. Напряжение, эмоциональное и физическое, начнет спадать, ситуация перестанет казаться такой неразрешимой или трагической.

Преследующие нас провалы способны выработать страх неудачи и стратегию избегания неуспеха. Это значит, что человек не будет стремиться к достижению успеха, а будет отказываться от активных действий и стараться всеми силами избежать неудачи. Самая плохая новость, что никто не сможет помочь преодолеть этот страх. Но и самая хорошая новость в том, что все в наших руках. У нас есть выбор: или мы растим огромные сорняки страха или можем посеять семена веры в себя и свои силы. Удачи!