Биографии Характеристики Анализ

Как проходит 1 сентября в вузах. Мой первый день

Общайтесь постоянно. Одна вещь, которую вы поймете в университете, если еще не поняли, что друзья не обязательно появятся сами. Взаимодействуйте с людьми, разговаривайте, задавайте вопросы. Делайте это в пределах разумного, конечно. Если вы заинтересуйтесь людьми, они проявят интерес к вам. Лучше всего начать это в ходе Недели первокурсника, когда все находятся в одной лодке, и активно ищут людей, чтобы дружить.

Общайтесь со своими соседями по квартире. Это не означает, что вы должны быть лучшими друзьями с ними, но имейте в виду, что вы вместе почти 24/7 и делите кухню / общую стену. Плохие отношения с соседями по квартире опускают всю вашу квартиру вниз, так что делайте все возможное, даже если вам они не очень нравятся, чтобы включить себя и их в такую деятельность как прогулки, магазины, спортзал и т.д. Будут моменты, когда вы будете злиться на одного из соседей по квартире за то, что он выпил ваше молоко, или на другого за то, что тот не вымыл вашу миску после использования, но быть в добрых отношениях может оказаться полезным.

Не позволяйте себе во время прогулок потратить все деньги. Вы студент университета, конечно, вы хотите гулять! Но имейте в виду, что финансы являются одним из факторов, а бары никуда не денутся. Какими дешевыми бы не казались напитки в студенческих городках, если сложить все эти покупки, вы рискуете попасть в долги, или, возможно, будете не в состоянии позволить себе необходимые покупки, такие как продукты питания и оплату счетов. Питье может быть известной студенческой забавой, но знайте о других вариантах отдыха, имеющихся у вас, например, тренажерный зал, общества и клубные встречи.

Прячьте подальше еду и посуду. Это может показаться немного экстремальным, но по моему опыту, это к лучшему. Только помните, что большую часть времени ваши соседи по квартире не будут брать еду злонамеренно, только тогда, когда только что закончилось молоко, и они решили попить немного вашего, или кто-то пришел домой очень похмельным и съел вкусную лазанью вашей мамы, взяв из холодильника. Во многих университетах ожидали эту проблему, и шкафы поставляются с отверстиями для замков на дверях. Блокируя свою еду и посуду, вы сохраните пищу, деньги, время, энергию и мытье посуды.

Разработайте разумную стратегию преодоления стресса. Большинство людей, которые собирались пойти в университет, делятся на три категории: 1) они не могут дождаться, чтобы уйти от своих родителей, 2) они боятся покинуть комфорт собственного дома и 3) нервные и взволнованные. Все это совершенно нормальные и приемлемые чувства. Скорее всего, вы будете время от времени скучать по дому, особенно если будет происходить что-то негативное, например, стресс от слишком большой работы, ссоры с другом или опасения по поводу денег. Помните, что ваши родители будут думать о вас, и будут более чем счастливы поговорить с вами, если вам нужна помощь или совет. Некоторые смогут обнаружить, что регулярные звонки / посещения дома носят терапевтический характер, помогая справиться с разлукой, в то время как другие смогут найти, что ограниченные контакты останавливают их от размышлений о доме. Сформулируйте разумную стратегию, которая вам подходит и помогает оставаться продуктивным и счастливым. Прежде всего, убедитесь, что вы заняты делом.

Не оставляйте все ваши работы на последнюю минуту. Это может показаться очень заманчивым, поскольку у вас будут длительные сроки, иногда на пару месяцев, а также увеличенная продолжительность каникул (также иногда месяц), но срок скоро начнет быстро приближаться. Очень полезная стратегия, хотя и немного скучная, это сделать работу, как только вы ее получите, или как можно скорее после этого. Таким образом, записи все еще свежи в вашей голове, и вы будете иметь больше времени для игры после окончания работы, и не будете волноваться о том эссе, которое вы должны были начать неделю назад.

Не включайте ночной образ жизни. Это также очень заманчиво, ведь у вас не будет родителя, ноющего, что вам надо ложиться спать в разумное время. Любым способом вы должны настроить свой собственный сон, но добраться до той стадии, когда вы идете спать в 6 утра и просыпаетесь 4 вечера - слишком смешно. Университет это весело, но трудно; дайте вашему телу все остальное, в чем оно нуждается, а остальное последует.

Не бойтесь поднять вопрос или попросить о помощи. Университет отличается очень сильно от школы и колледжа. Стили обучения различны, работа труднее, и вы, как ожидается, выработаете свой собственный способ обучения. На самом деле, вы узнаете самостоятельно намного больше, чем под руководством преподавателя. Преподаватели понимают, чтобы приспособиться к такому положению вещей, требуется время и терпение, так что, если вы не понимаете что-то, спросите их. Это не сделает вас глупым в их глазах, как будто вы не слушали, на самом деле, вы будете умнее, т.к. будете точно знать, чего от вас ожидают, и как это сделать, в отличие от однокурсника, который решил уснуть в течение лекции, а не следовать ей.

01.09.2016 17:45

Итак, это свершилось! Ты поступил в вуз, и теперь ты носишь гордое звание студента.

Ты больше не в школе, и университет на школу совсем не похож. Здесь не ругают за пропуски занятий и болтовню на лекциях, не пишут замечания в дневник, не запрещают хрумкать конфеты за партой и не вызывают родителей за плохое поведение. Одним словом - свобода!

И, конечно, эта свобода порождает некоторые соблазны. Если ты недавно поступил в вуз, то тебе наверняка захочется насладиться этой самой свободой, что может отразиться на твоем поведении на лекциях.

На самом деле, поведение на лекциях - это очень важный момент, и об этом стоит поговорить немного подробнее.

Как вести себя в вузе и почему стоит вести себя деликатно?

Да, в университете тебе ничего не будет за то, что ты плохо ведешь себя на занятиях. По крайней мере далеко не сразу. Однако тебе стоит задуматься - знаешь ли ты, почему преподаватели в университете, в отличие от учителей в школе, не воспитывают своих учеников? Ответ напрашивается сам собой. Потому что воспитывают и прививают хорошие манеры только детям. А если ты уже студент вуза - значит, ты взрослый человек. И, наверное, сам считаешь себя взрослым.

Преподаватели тоже думают, что ты взрослый, поэтому они и не делают тебе никаких замечаний. Потому что если ты правда взрослый, то предполагается, что вести себя на занятиях в вузе ты тоже будешь как взрослый. А шалить, болтать, опаздывать и иными способами нарушать дисциплину - это детское поведение.

Тебе нужно понять одну простую вещь. Если ты пришел на занятия в университет - это нужно именно тебе, а никак не преподавателю. Поверь, твоего преподавателя совершенно не волнуют твои капризы. Он пришел в эти стены, чтобы давать тебе знания - тебе и еще сотне-другой таких, как ты. У него, в отличие от тебя, высшее образование уже есть. И работа, кстати, тоже. Так что если тебе неинтересно его слушать, то уговаривать тебя он не будет - ты можешь встать и выйти из аудитории.

А вот если ты остался, то тебе стоит иметь уважение к человеку, который пришел сюда для того, чтобы дать тебе знания в соответствии с выбранной тобой профессией. А вести себя прилично на лекциях - это и значить «иметь уважение».

А потому давай поговорим о том, как стоит вести себя на лекциях в вузе.

Какие правила этикета стоит соблюдать на лекциях в университете?

Будь вежливым

Когда заходишь в аудиторию - здоровайся с преподавателем. Когда выходишь - прощайся и, желательно, говори «Спасибо». Это - признак вежливости и воспитанности, а потому не стоит пренебрегать такими вещами. Кроме этого, преподавателю самому комфортнее иметь дело с адекватными и вежливыми студентами.

Старайся не опаздывать

Началась лекция, преподаватель начал что-то рассказывать. Раз хлопнула дверь - вошел опоздавший и пошел шуршать, раскладывая вещи на месте за партой. Два - еще один опоздавший. Три, четыре, пять… Поверь, эти хлопанья дверей и шуршание очень отвлекают твоего преподавателя - каждый раз он автоматически переводит взгляд на вошедшего и сбивается с мысли.

Если опаздываешь - зайди деликатно

Если опаздываешь на лекцию, то старайся открыть дверь максимально тихо, и пройти к своему месту - тоже. Прошмыгни как мышонок, постарайся не привлекать к себе внимания. А если в аудитории мало народа, и преподаватель сразу посмотрит на тебя, будучи не в состоянии тебя не заметить, то обязательно скажи: «Здравствуйте. Извините».

Не шуми на лекции

Разговоры с соседями, шуршания фантиками шоколадок, игры в телефон - все это создает шум и мешает твоему преподавателю вести рассказ. Зачем сбивать человека с мысли и вынуждать его принимать усилия для того, чтобы не запутаться и вынуждать его говорить громче? К тому же, если ты всю лекцию будешь заниматься своими делами - тем самым ты демонстрируешь, что лекция тебя совершенно не интересует, а это уже очень невежливо. И, в конце концов, такое поведение студента на лекции может испортить преподавателю настроение и навести его на мысли, что он плохо справляется со своей работой и не умеет преподносить учебный материал интересно. Но, в любом случае, если тебе правда неинтересно, то зачем ты тогда вообще пришел на лекцию?

Так что если тебе нужно заглянуть в телефон или сделать что-то еще - делай это тихо. А если тебе правда совершенно неинтересно, и ты хочешь почитать книгу или сделать реферат к другой лекции - все равно делай это тихо. И все-таки не ленись смотреть на преподавателя хотя бы иногда - этим ты проявишь уважение.

Задавай только нужные вопросы

Если на лекции у тебя возникает вопрос - спроси. Если этот вопрос глупый - все равно спроси. Преподаватель для того сюда и пришел - чтобы научить тебя тому, что знает он. И нет ничего зазорного в том, что ты чего-то не знаешь.

Но не надо специально задавать такие вопросы, которые могут поставить преподавателя в неудобное положение. Не надо стараться придумать каверзный вопрос, чтобы подловить его на том, что он чего-то не знает, не надо провоцировать его что-то перепутать. Преподаватель - тоже человек, он тоже может что-то забыть. А когда студенты стараются загнать его в тупик или пытаются «бросать понты» - это не смешно, не интересно и не производит впечатления. Это - признак невоспитанности, закомплексованности и недалекого ума такого студента.

Вот мы и рассмотрели основные правила поведения на лекциях. Если ты будешь вежливо себя вести в вузе - это не будет указывать на то, что ты в душе остался школьником, который боится гнева учителя. Напротив - этим ты покажешь, что ты правда взрослый человек и знаешь, зачем пришел учиться в университет.

Анастасия Черкасова, психолог

"100 миров"

Дорогой студент! Если ты только что поступил в вуз и еще пока мало что знаешь об учебе в университете, то тебе может пригодиться следующая статья:

Ну что, первокурсники, дождались 1 сентября?! Теперь вы – полноправные представители особой социальной группы – студенчества. И чтобы оставаться студентами ещё лет пять, а , рекомендуем намотать на ус или на что вы там наматываете советы старших товарищей.

Особенности учебного процесса, или почему вуз – не школа

  1. Запомни, студент, главную вещь, отличающую вуз от школы: твой диплом – твои проблемы. Да, мы знаем, что в школах повсеместно натягивают тройки гоминидам, не достигшим даже уровня эректуса. Потому что учителя, завучи и директоры, во-первых, клепают отчёты об успеваемости школьного поголовья, а во-вторых, получают бабло за каждого барана из школьного стада. Среднюю школу не зря называют «отстойником» и «загоном», в котором держат тинейджеров до армии, чтобы те не шатались по улицам. Ты привык, что тебя тянули за уши? Забудь об этом.

В вузах отчисляют нещадно и эректусов, и неандертальцев, и даже некоторых недоэволюционировавших кроманьонцев. Потому что возраст уже позволяет сплавить их в армию! Или отправить раскладывать товары на полках супермаркета. Причём самый мощный поток отчисленных сливается в канализацию после первого семестра.

Вузовским преподам глубоко фиолетово, доползёшь ли ты до диплома. Никто не будет за тобой бегать с просьбами сдать, наконец, зачёт. И родителей в деканат вызывать не будут.

Заруби на носу: вуз – не школа! Ты стал взрослым!

  1. Но посещать нужно. К сожалению, гипотеза о том, что «студент – взрослый человек, самостоятельно контролирующий личный учебный процесс», не выдерживает проверки практикой. Практика показывает, что большинство студентов остаются великовозрастными школьниками. И если не контролировать посещения оными недорослями лекций и семинаров, в аудитории будет сидеть пяток «ботанов». Поэтому, как бы ни противоречил принцип проверки присутствующих принципам вузовского обучения, большинство преподавателей его практикуют.

Прогуливая лекции, можно попасть в «чёрный список» преподавателя, что чревато особо пристальным вниманием на экзамене. Некоторые преподы даже требуют показать конспекты пробакланеных лекций.

А прогулянные семинары, коллоквиумы, практические, лабораторные и контрольные отрабатывать придётся в 99% случаев.

  1. Выясни сразу, что нужно для допуска к сессии. К некоторым зачётам и экзаменам допускают только при условии написания реферата, доклада, эссе, контрольных. Это ещё полбеды, «макулатуру» можно в ноябре – декабре заказать у студлансеров. Хуже, если в вузе действует балльная система допуска к сессии. Баллы надо собирать прямо с сентября.
  1. Засунь учебник… ну, куда-нибудь на заднюю полку. Не надейся, что учебник тебе поможет подготовиться к экзамену. Это ещё одно ключевое отличие от школы. Учебник – вспомогательный инструмент, а основными источниками знаний в вузе являются лекции и литература, с помощью которой ты будешь готовиться к семинарам. Совсем уж выбрасывать учебник, конечно, не надо – как база, основа, вполне сгодится. Только учти, что учебники, который вам выдадут, чаще всего устаревшие. Новые нужно искать в библиотеке, покупать или скачивать в сети (если удастся). А ещё есть преподаватели, которые специально гоняют на экзаменах по своим лекциям. Впрочем, есть и такие, что лекции читают по учебнику – с этими проще.
  1. Готовься самостоятельно работать с литературой. Если ты думаешь, что цель вуза – напичкать тебя знаниями, то глубоко ошибаешься. Цель вуза – научить тебя самостоятельно получать информацию, дать навыки самообразования и, желательно, сформировать у тебя научное мышление. Учебник даёт базис, лекции структурируют материал и помогают разложить его в твоей башке по полочкам, а рулит самостоятельный поиск материалов среди статей и монографий.

Часть материалов ты найдёшь в интернете (спасибо оцифровке!), но многое ещё не попало во всемирную паутину. Поэтому придётся топать в вузовскую, областную или специализированную библиотеку, делать выписки и ксерокопии. Ужас-ужас? Ничего, потом скажешь спасибо за то, что научили тебя учиться самостоятельно. В информационную эпоху знания устаревают очень быстро. Профессионалу нужно учиться и учиться, чтобы оставаться востребованным, а для этого нужно обладать навыками самообразования.

Один из способов измерить скорость устаревания фактов - посмотреть индекс цитирования научных статей. Если публикацию не цитируют, это с большой вероятностью означает, что она нерелевантна или устарела. Так, например, в результате изучения публикаций в журналах Physical Review, представляющих разные области физической науки, выяснилось, что половину публикаций перестают цитировать в среднем через 10 лет, а, скажем, в ядерной физике - уже через 5 лет. Период полураспада книги (в смысле цитирований) составляет в физике около 13 лет, в экономике - 9,4 года, в математике - 9,1 года, а в истории и психологии - и вовсе около 7 лет.

  1. Выясни, что такое семинары, коллоквиумы, рефераты, конспекты, зачёты, курсовики и прочая таинственная фигня. На первокурсника обрушиваются мегатонны малознакомых или вовсе незнакомых слов, под которыми скрываются новые способы проверки знаний. Да, бро, тут всё не так, как в школе. Начинай разбираться со всем этим прямо с сентября.
  1. Настройся на новый ритм обучения. Уроки по 40 минут и длинные перемены остались в прошлом. Теперь придётся сидеть на парах, а перерыва хватит только на то, чтобы перебежать из аудитории в аудиторию (в столовую лучше отправляться во время «окон»). С другой стороны, есть и плюсы: возможно, в расписании будут дни, когда можно являться на вторую или даже на третью пару. Цени «окна»: вместо того, чтобы просто тупо шататься в ожидании следующей пары, сходи в библиотеку или в столовую.
  1. Запомни, что недели бывают верхними и нижними. Ещё одно новшество. Занеси данные в гаджет, которые носишь при себе. Всё-таки запутался? Подойди к расписанию – это простейший способ выяснить, какая сейчас неделя.
  1. Узнай, когда начинается сессия, а также (на всякий пожарный) правила предоставления академотпуска. И выясни всё это не в декабре, а как можно раньше.
  1. Не забывай о том, что из вуза можно вылететь за нарушение дисциплины. Жизнь студента гораздо свободней, чем у школьника, но на некоторые выбрыки деканат закрывать глаза не станет. А если дело дойдёт до ректората – сам понимаешь. Поводом для исключения может стать и особо бурная пьянка в общаге (например, с вышвыриванием холодильника в окно), и нарушение закона, и даже излишне активная политическая деятельность (например, одиночный пикет перед административным корпусом с требованием отставки ректора). Если не отчислят прямо, то создадут условия, при которых сдать сессию будет очень проблематично. Так что держи себя в руках.
  1. Попытайся понять, что ты уже взрослый и сам отвечаешь за результаты обучения в вузе. Учти, никто за тобой гоняться с напоминаниями о лекциях и семинарах не станет. И звонков родителям с вопросом: «Где ваше чадо, заболело или прогуливает?» – тоже не будет. Становись самостоятельным.
  1. Работай на зачётку. По крайней мере первые две сессии выкладывайся на все сто. Потом будет легче: чем лучше твой имидж, тем лояльней к тебе относятся преподаватели. И наоборот: к троеничкам и «хвостистам» преподы относятся с предубеждением. В общем, работай на зачётку, потом она будет работать на тебя.

Голова пухнет от советов, первокурсник? Погоди, это только начало. Если ещё не сломался, читай рекомендации, которые помогут тебе дожить до сессии и пережить оную.

Советы первокурсникам по плаванию в учебных водах

  1. Научись извлекать пользу даже из скучных лекций. Для этого нужно научиться 1) слушать (и слышать), 2) сосредотачиваться. Полезные навыки, которые тебе пригодятся в жизни.
  1. Овладей навыками имитации интереса. Это на тот случай, если препод – зверь, а лекции у него ну совсем уж тупые и бессмысленные. Но не злоупотребляй этим навыком, иначе вся твоя будущая карьера сведётся к офисной ИБД (имитации бурной деятельности). Используй скилл в исключительных случаях.
  1. Научись конспектировать. Не нужно стенографировать лекции слово в слово. Вычленяй главное, разработай свою, понятную для мозга систему сокращений и условных знаков. Конспектируй логично, структурно.
  1. Используй диктофон и прочие гаджеты с умом. Не полагайся на достижения цивилизации на все 100%. Во-первых, расшифровывать лекцию с диктофона – муторный труд. Представь: ты отсидел лекцию, а потом ещё должен потратить столько же времени на расшифровку записи! Это что, разумно? Запись на диктофон подходит только аудиалам (людям, которые лучше всего воспринимают информацию на слух). Во-вторых, преподаватели очень не любят студентов, которые включают диктофон и дальше сидят с отсутствующим взглядом.

Что касается планшетов, ноутбуков и нетбуков, то они могут здорово помочь, особенно в библиотеке. Но не забывай о том, что запись ручкой активизирует процессы запоминания в мозге. Помни о преподавателях, которым нужно сдавать конспект, написанный от руки.

  1. Запасись общими тетрадями, ручками, разноцветными маркерами. Носи с собой запасную ручку. Используй цветные маркеры для того, чтобы выделять главное, структурировать записи.
  1. Иди в вузовскую библиотеку за учебниками в числе первых. Да, учебники в вузе – не главное, но они всё равно нужны. В большинстве вузов учебников на всех не хватает. Особенно новых.
  1. Выясни, где находятся нужные тебе библиотеки и читальные залы. Записывайся и учись работать с каталогом. К сожалению, пока в интернете нет всех материалов, которые тебе понадобятся.
  1. Запиши расписание, запомни расположение корпусов и аудиторий. Можно просто ходить хвостиком вслед за своей группой, но лучше быть независимым. Стоит записать также часы работы библиотек, спортзалов, лабораторий и других мест, которые ты будешь посещать.
  1. Собери информацию о преподавателях и учитывай их индивидуальные особенности. Запиши и запомни ФИО преподов – это раз! Узнай их в лицо – два. Нет ничего глупее, чем знакомиться с преподавателем на экзамене. Узнай о характере и привычках каждого (в этом помогут старшекурсники). Выясни, кто как относится к посещениям лекций, у кого какие требования на семинарах, зачётах, экзаменах.
  1. Выбери научрука. Правильно выбранный научный руководитель не только поможет в написании курсовых и доведёт до диплома, но и будет защищать тебя перед кафедрой и даже перед деканатом. Советуем, первокурсник, .
  1. Почитай о принципах тайм-менеджментента. Научись распределять время так, чтобы его хватало и на посещение вуза, и на самостоятельную подготовку, и на отдых.
  1. Раздели предметы на важные и маловажные. Профильные – важные, в них зарывайся с головой. Всякие непрофильные учи так, чтобы получить зачёт – этого достаточно. Нет смысла погружаться в изучение аналога школьного ОБЖ в ущерб профильному предмету.
  1. Старайся получать «автоматы» по максимуму. Принятие зачёта или экзамена «автоматом», за активную учебную деятельность в течение семестра, избавит тебя от нервотрёпки перед экзаменом. У некоторых преподавателей бывают ещё и «полуавтоматы», тоже неплохая штука: из двух вопросов на экзамене сможешь выбрать один.
  1. Не садись на «камчатку». Это место для тех, кто хочет заниматься своими делами, а не учёбой. Многие преподаватели относятся к «камчатке» с предубеждением (особенно если слышат грохот пивных бутылок, случайно задетых чьей-то ногой). Кроме того, на «камчатке» обычно плохо слышно, что говорит преподаватель. Лекции лучше записывать, сидя на первых партах или в середине аудитории.

Середина, пожалуй, самое комфортное место. Слышно нормально, а в случае чего – можно немного посачковать. Первые парты любят отличники, они позволяют установить визуальный контакт с преподавателем, а также продемонстрировать трудолюбие и заинтересованность.

  1. Не стесняйся задавать вопросы преподавателю. Если что-то непонятно – спрашивай смело. Преподаватели любят активных студентов. Но не переусердствуй, имитация заинтересованности создаст тебе имидж подлизы. Или ещё хуже – имидж глупого подлизы.
  1. Лекции бывают бесполезными, на них нет смысла тратить свои силы. Если препод отмечает прогульщиков, садись в середину и имитируй занятость. Если, конечно, этот зверь не требует предоставить конспекты своей пурги.
  1. Если препод пофигист, и его лекции никто не пишет – тебе их лучше записывать. Почему? Потому что потом их фиг у кого достанешь! Учти, что пофигистичное отношение преподавателя к посещениям и записям его лекций может обернуться жесткачом на экзамене. У некоторых преподавателей пофигистичность выборочна: они считают, что студента не нужно принуждать к учёбе, это его личное дело – учиться или не учиться. Экзамен расставит все точки над «i»…
  1. Активничай на семинарах! Это прямой путь к «автомату». Или, по крайней мере, снижение риска отработок перед сессией.
  1. Боишься выступать перед аудиторией? Парадоксальный совет: выступай как можно чаще. Навык публичных выступлений здорово пригодится в жизни (не говоря уж о том, что сессию будет сдать проще).
  1. Если препод раздал всем темы докладов, постарайся свой прочитать как можно раньше. Иначе времени может не хватить, и либо «автомат» накроется, либо придётся нести доклад прямо на зачёт или экзамен, либо будешь искать преподавателя, чтобы познакомить его с плодами своего труда во внеурочное время.
  1. Практические, лабораторные, контрольные нужно сдавать вовремя. Не прогуливай их, не копи мини-хвосты. Сдавать всё равно придётся. Постепенно это делать легче, чем разбираться с грудой отработок перед самой сессией.
  1. Приступай к написанию курсовой и рефератов как можно раньше. Если собираешься заказывать их у студлансеров – тоже не затягивай. Почему – детально разъяснено в статье .
  1. Перед тем, как сдавать заказанную или скачанную работу, прочти её! Не давай повода преподавателю поймать тебя на халяве.
  1. Если твои однокурсники гоняют балду, не равняйся на них. Ты же не хочешь попасть в те 20% бездельников, что вылетят в первую же сессию?

Зачем первокурснику общественная, культурная и научная деятельность?

  1. Общественная активность – это не только интересно, но и полезно. Активность в социальных и культурных проектах повышает шанс получить именную стипендию.
  1. Если у тебя есть склонность к научной деятельности, не сдерживай себя. Участвуй в вузовских и международных конференциях, записывайся в студенческое научное общество. Это полезно для зачётки и открывает путь в аспирантуру. А то и к вкусным грантам.
  1. Международный обмен, зарубежные конференции и участие в международных студенческих проектах – шанс побывать за границей на халяву. Учи языки и будь активней!
  1. Если факультет проводит олимпиады, викторины, конкурсы – участвуй. Призом могут быть автоматы по всем предметам в зачётке, именная стипендия, разовое денежное поощрение… В общем, всякие ништяки плюс уважение преподавателей.
  1. Участие в молодёжных политических проектах тоже полезно. Именно с этого может начаться твой путь в политику – если, конечно, тебе это интересно. Но учти, что не вся политика полезна для студента. Оппозиционная политическая активность в нашей стране, к сожалению, может довести до исключения из вуза. Так что выбирай проекты, одобренные вузом.
  1. Если ты – прирождённый администратор, становись старостой или финоргом, а ещё лучше – делай карьеру в профкоме. Путь не для всех, но если это твоё – дерзай. Чувство власти и денежные ништяки прилагаются.
  1. Студенту с журналистской, публицистической жилкой есть смысл уже на первом курсе направиться в редакцию студенческой газеты. Можно завести самому или вместе с единомышленниками альтернативный блог, сайт или наладить выпуск факультетской газеты. Только будь адекватен – не нужно вываливать даже в личный блог всё, что ты думаешь о «тупаке Денисове» и «стерве Кубаревой». Они ведь тоже умеют читать.
  1. Участвуй в художественной самодеятельности. Во-первых, капустники и КВН – это весело! Во-вторых, если ты претендуешь на именную стипендию, эта активность тоже пойдёт в зачёт. В-третьих, ценные творческие кадры могут рассчитывать на поблажки от деканата при проблемах с сессией. Но в разумных пределах, конечно.
  1. Художникам, поэтам, писателям и прочим ну очень творческим личностям есть смысл участвовать в конкурсах, записываться в студенческие профильные сообщества. Иногда творчество студентов публикуют вузовские газеты. Ну а в интернете для самопрезентации вообще раздолье. Эти таланты очень востребованы и при подготовке всяческих мероприятий.
  1. Умникам и умницам стоит записаться в команду ЧГК. Если не берут, создайте свою команду и порвите соперников на клочки!
  1. Участвуй в спортивных соревнованиях. Волейбольные, баскетбольные и даже шахматные турниры – не только способ самореализации, но и шанс получения «автомата» по физре. Возможны денежные поощрения. В США даже очень тупые спортсмены настолько ценятся колледжами и вузами, что сдают сессии даже при полной атрофии мозга. У нас поблажки не такие шикарные, но на них тоже можно рассчитывать.
  1. Думай о будущем. Уже с первого курса стоит задуматься о том, как ты будешь строить свою карьеру после выпуска. Будешь ли работать по специальности? Собираешься ли идти на красный диплом? Интересует ли тебя аспирантура? Нужен ли для твоей карьеры иностранный язык? Собираешься и искать рабочее место по специальности во время учёбы в вузе? Чем чётче будут твои планы – чем больше шансов, что к выпуску ты подойдёшь с точным знанием того, где будешь работать и, возможно, даже с предложениями от работодателей.

Полезные контакты

  1. Вливайся в коллектив. Не будь высокомерен, не провоцируй конфликты с первых же дней в вузе. Не бойся однокурсников – им тоже страшно
  1. Веди себя с достоинством. Не стелись перед «сильными», не становись «шестёркой». Не бойся быть изгоем, если не сошёлся с доминирующей на курсе группировкой. Ищи единомышленников. Будь самим собой.
  1. Не интригуй, избегай враждующих микрогрупп. Это позволит избежать многих неприятностей.
  1. Обменяйся контактами с однокурсниками. В случае чего будешь знать, кому позвонить, написать или стукнуться в скайп, чтобы уточнить расписание или задание на семинар.
  1. Если любишь прогуливать, закорешись со старостой. Хорошие отношения со старостой уменьшат число значков «Н» напротив твоей фамилии в журнале посещений. Шоколадки рулят.
  1. Контакты со старшекурсниками – реально полезны. Старшие товарищи помогут конспектами и материалами, расскажут о характере преподавателей.
  1. Дружи с теми, кто живёт в общаге. Во-первых, у них весело. Во-вторых, в общаге всегда есть конспекты. У кого-нибудь.
  1. Заведи полезных знакомых. Это могут быть студлансеры, которые помогут написать учебные работы или сотрудники медучреждений, которые могут выписать нужную справку. Не факт, что эти знакомства пригодятся, но в форс-мажорной ситуации ты будешь знать, к кому обратиться.
  1. Создай сообщество поддержки с однокурсниками. Вместе проще готовиться к семинарам (каждый готовит свою часть, потом обмениваетесь материалами). При подготовке к зачётам и экзаменам друзья проверят знания (при проверке получают интеллектуальный бонус обе стороны). А или ответы на тесты, упражнения по латыни или английскому вскладчину дешевле.
  1. Отсеивай халявщиков и пиявок. Взаимовыгодная помощь – это хорошо, наглость – плохо. Помогай друзьям, но не в ущерб себе. Помни: кто везёт, на том и едут. Пока ты пишешь рефераты халявщикам бесплатно, .
  1. Постарайся получить контакты научного руководителя и других преподавателей. Возможно, понадобится с ними связаться. Но не заваливай преподов сообщениями, не доставай людей. Это контакты на крайний случай. Впрочем, с адекватным научруком можно связываться в процессе написания курсовой регулярно. Многие преподы перешли на консультации по скайпу.
  1. Познакомься с куратором курса, возьми контакты деканата. Тоже, возможно, пригодятся.
  1. Завязывая контакты с преподами, не влюбляйся Этот совет адресован прежде всего прекрасному полу. Влюблённость в преподавателя – известный психологический феномен. Опасная штука!

Правила безопасности

  1. В первые же дни оформи все нужные документы. Прежде всего – студенческий и читательский. Принеси справки, которые требует деканат.
  1. Не зли охранника. Не забывай пропуск (студенческий билет), не пытайся прошмыгнуть мимо, не ной и не раздражай человека. Особенно если у него есть дубинка.
  1. Продумай маршрут до вуза. Учитывай расписание транспорта и пробки. Выходи из дома на 10 – 15 минут раньше, чтобы иметь запас времени.
  1. Не храпи на лекциях
  1. Не складируй пивные бутылки под партой. И тем более их не роняй!

О деньгах

  1. Разузнай правила предоставления стипендии в своём вузе. Выясни, в каких случаях можно лишиться стипухи и постарайся в эти ситуации не попадать.
  1. Уточни, в каком банкомате снимать стипендию. Ошибка обойдётся в несколько сотен, которые ты отдашь «чужому» банку. Если стипендия минимальная, можно потерять 30%.
  1. Узнай о том, как получить губернаторскую, президентскую стипендию (есть и другие виды). Возможно, ты сможешь претендовать на одну из них. Для этого нужно хорошо учиться, активно участвовать в научной и общественной деятельности.
  1. Загляни в профком. Узнай всё о получении социальной стипендии и материальной помощи. Если подходишь под условия – собирай справки, не затягивай.
  1. В профкоме распределяют льготные путёвки и билеты на всякие мероприятия. Пользуйся! Многие студенты даже не знают, что могут что-нибудь получить в профкоме. Значит, больше достанется тем, кто не ленится ходить на разведку.
  1. Не поленись узнать обо всех льготах, которые полагаются студенту. Они касаются проезда, бесплатного посещения некоторых музеев и т. д. Регулярно отслеживай изменения в законодательстве, касающиеся студенческих льгот.
  1. Подумай о том, как ты можешь заработать. Грузить вагоны? Мыть полы? На каникулах можно записаться в студотряд, поучаствовать в строительстве какого-нибудь космодрома. Правда, говорят, что в этом году из-за финансовых трудностей студентам заплатили меньше, чем они рассчитывали. В любом случае, работа не должна мешать учёбе. У нас нет ограничений на работу студентов, как в Европе (там студенту можно работать только определённое число часов в неделю), поэтому рассчитывай свои силы сам.

О здоровье, порядке, дресс-коде и отдыхе

  1. Береги печень. Забудь о стереотипном представлении о студенте как о вечно бухающем существе. По крайней мере, если собираешься дожить до второго курса, а тем более – до пятого.
  1. Подружись с физкультурой. Не прогуливай пары физры, запишись дополнительно в спортзал, в бассейн, на йогу или на фитнес. Физическая активность не только укрепляет здоровье и помогает поддерживать вес в норме, но и улучшает деятельность мозга.
  1. Питайся правильно. Не давись бутерами всухомятку. Выбирай продукты, полезные для тела и мозга. Кстати, можешь почитать статью о .
  1. Разведай, где находятся кафе и столовые, где лучше кормят и где дешевле. Это, конечно, на тот случай, если в корпусе и поблизости их несколько. Чтобы не опаздывать на лекции и не стоять в дикой очереди, выясни не только часы работы, но и время, когда наплыв голодных спадает.
  1. Одевайся в деловом стиле или в стиле casual. Не эпатируй преподавателей дредами, цветными ирокезами и голыми ягодицами (это совет первокурсницам, обожающим мини-юбки). Индивидуальность в почёте, но помни об адекватности. Особенно при выборе одежды на экзамен.
  1. Приведи в порядок рабочее место. Не оправдывай бардак склонностью к творческому беспорядку. Читай статью . Прикинь, приведение в порядок места, где работаешь – прочищает мозги!
  1. Отдыхай! Погрузившись в учёбу, регулярно выныривай на поверхность. Отдых помогает мозгу бороться со стрессами. Учёба без отдыха – путь к срывам, истощению нервной системы и хронической усталости. Работая на красный диплом, не заработай себе астению.
  1. Помни о том, что студенческие годы – отличное время! Дружи, веселись, развлекайся! В меру, конечно Но так, чтобы было, что вспомнить!

В жизни каждого студента был такой волнующий момент как первый день в университете! Это поистине важный момент в жизни каждого. Как правило, в этот день может произойти, что- то такое, что в корне изменит жизнь, и в большинстве случаев – в лучшую сторону! Нам стало интересно узнать у студентов нашего вуза, что же знаменательного у них произошло, и какой след в их памяти оставил этот день. Поэтому мы провели опрос, результаты которого вы можете прочитать прямо сейчас!

Опрос проходит в рамках конкурса «Самая интересная история первого дня», по итогам которого победитель станет участником рубрики «СтудLife в лицах». Друзья, начинаем голосовать! Ждем ваших писем с именем участника, который на ваш взгляд, рассказал нам самую интересную историю своего первого студенческого дня на адрес электронной почты Lets_speak@mail.ru .

Ирина Лошадкина , факультет экономики и управления, 3 курс

— В мой первый день в стенах университета ничего примечательного не случилось. Первого сентября было очень интересно, много новых лиц. Преподаватели давали нам грандиозные напутствия. Наша новоиспечённая группа собралась в деканате. Все мы были очень разные, да, собственно, такими и остались.

Марат Кабдиров

— Свой первый день пребывания в университете я помню достаточно хорошо. Начался он с того, что, когда я зашёл в университет, то увидел стоящую в стороне знакомую девушку. Я подошёл к ней, мы разговорились и оказалось, что она будет учиться в одной группе со мной. Также я узнал, что первой парой в моей жизни будет «Римское право». Этот предмет вел очень неординарный преподаватель, который рассказывал интересные истории. Поначалу мне было тяжело сидеть на паре полтора часа. Я мало с кем познакомился в первый день в университете и ощущал небольшой дискомфорт. Но он быстро исчез.


Анастасия Сазонова , факультет истории и права, 3 курс

— Первый день в университете…как давно это было! В тот день я встала очень рано, потому что к восьми утра нужно было быть на торжественной линейке в университете по поводу начала нового учебного года. Уже не в школе, а в вузе. Я очень пунктуальна и так получилось, что я приехала раньше, чем нужно было. Площадь перед университетом только готовили к торжеству. Мне пришлось около получаса сидеть на лавочке. Я выискивала знакомые лица в толпе прибывающих на линейку первокурсников. Наконец, линейка началась. Было очень интересно, все было так необычно и ново для меня! Ректор приветствовал нас, пожелал нам удачи. Затем мы пошли на этаж своего факультета, в конференц-зал, где нам выдали наши студенческие билеты. Я была очень рада. Мне его выдали первой! Я почувствовала себя настоящей студенткой. Тогда я ещё не понимала, что таковой я стану только после первой сессии. Мы выбрали старосту, групорга, профорга и счастливые пошли к расписанию. Не разобравшись, что в нём написано и какие у нас завтра будут занятия, я пошла домой. Так прошёл первый день!

Юлия Халанская , факультет истории и права, 2 курс

— Воспоминания об этом дне довольно обрывистые. Отчетливо вспоминается конференц-зал, в котором сидели тогда ещё незнакомые люди. Помню это радостное ожидание, когда смотришь в толпу и гадаешь, с кем из них будешь учиться. После мероприятия в конференц-зале мы познакомились с нашим куратором. И, наверное, самое яркое, что осталось в памяти – игры, которые для нас организовали старшекурсники. Было классно! Ощущение сплочённости не покидает нас до сих пор.

Виктория Хмелёва, естественно-географический факультет, 2 курс

— В первый день в университете я впервые увидела свою любовь! и СРАЗУ поняла, что мы будем вместе!

Юлия Борисенко , Институт иностранных языков, 4 курс

— Я всегда мечтала поступить в наш университет, и когда это свершилось, была чрезмерно рада. Особенно первые дни и весь первый курс ходила в ВГПУ (тогда еще), как на праздник. Помню, как волновалась, что с группой своей встречусь новой, хотя из восьми человек троих уже очень хорошо знала по учебе в колледже.

Евгений Буданов , Институт иностранных языков, 3 курс

— Мой первый день в университете… Прошло 2,5 года, а кажется, целая вечность. Просторные холлы и длинные коридоры, высоченные потолки и охрана, упорно не желающая понимать, что я здесь уже учусь, но студенческий мне еще не выдали. Потом первое собрание, где-то на восьмом этаже, с деканом факультета, несравненной Людмилой Анатольевной Миловановой. Тогда все было в новинку. И шутка декана со звонком во время собрания, которая, как выяснилось позже, повторяется ежегодно на каждом собрании первокурсников. Выдача студенческого, и первое разочарование от того фото, что вклеили туда. А дальше – распределение по группам с двусмысленной аббревиатурой АИ, что мне всегда напоминало октановый индекс, тем почетней было узнать цифру 112. Такого на заправках не сыщешь. Ну, и конечно, знакомство с моими сокурсниками. Многие из них навсегда останутся в моем сердце, да и надеюсь, найдется им место в моей жизни после окончания вуза. Много, что случилось за эти 2,5 года, но свой первый день помню, как сейчас.

_______________________________________________

Елена Суржина, Артём Румянцев