Биографии Характеристики Анализ

Как проверить безударную гласную проверяемую ударением. Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в личных глагольных окончаниях

Глаголы с безударными личными окончаниями спрягаются следующим образом:

  • всe глаголы на -ить, а также 6 глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть - и 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать - относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят);
  • все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Исключение: глаголы брить и зиждиться - I спряжения (бреешь, бреют; зиждется, зиждутся).

Приставочные глаголы следуют спряжению бесприставочных глаголов, от которых они образованы, например: выпить, выпьешь (ср. пить, пьёшь) - I спряжения; выспаться, выспишься (ср. спать, спишь) - II спряжения.

Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания I спряжения (хочешь, хочет), а во множ. ч. окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят).

Безударные соединительные гласные

1. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: водопровод, товарооборот, москворецкий, сороконожка, земледелие, жизнеописание, кровеносный, лжесвидетель, кашевар, писчебумажный, овцеводство, чаепитие, своекорыстный, растениеводство. В немногих сложных словах, первая часть которых образована от слов с мягкой основой, возможна соединительная гласная о, например: коновязь (ср. коневодство), кровообращение (ср. кровеносный), также баснописец, зверолов.

2. От соединительной гласной следует отличать падежное окончание первой части сложного слова, например: умалишённый, сумасшедший, пятиалтынный, сорокарублёвый, сорокалетний, но: девяностолетний, столетний.

Безударные гласные в корнях слов

Гласные а и о в корнях зар и зор, рас(т) и рос(т), равн и ровн, гар и гор, плав и плов:

  • зар — пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением - за́рево, лучеза́рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.);
  • зор — пишется под ударением в отдельных словах и формах: зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ри, зорь, зо́рю (бить, играть зорю).
  • рас(т)- пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль;
  • рос(т)- пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.
  • равн — пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(ся), поравняться, всё равно;
  • ровн — пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень;

В слове равнина пишется а:

  • гар — пишется под ударением, например: зага́р, нага́р, а также в словах и́згарь, вы́гарки;
  • гор — пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.
  • плав — пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Чередование а и о в глаголах:

  • скакать - выскочить, кланяться - поклониться, касаться - коснуться, предлагать - предложить, излагать - изложить и т. п. а также макать - мочить и в образованных от них словах: скакун - выскочка, касательство - прикосновение, облагание - обложение и др.

«В корнях бер — - бир -, дер — - дир -, мер — - мир -, пер — - пир -, тер — - тир -, блест — - блист -, жег — - жиг -, стел — - стил -, чет — - чит -, пишется и, если дальше следует суффикс -а -… в противном случае пишется е…

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование и и е в глаголах:

  • сжигать - сжечь, выжигать - выжечь и т. п.;
  • постилать - постелю, расстилать - расстелюи т. п.;
  • раздирать - раздеру, удирать - удеруи т. п.;
  • отпирать - отпереть, запирать - заперетьи т. п.;
  • стирать - стереть, растирать - растеретьи т. п.;
  • умирать - умереть, помирать - помереть, замирать - замеретьи т. п.;
  • избирать - изберу, прибирать - приберуи т. п.;
  • вычитать - вычесть, прочитать - прочестьи т. п.;
  • сидеть - сесть, а также блистать - блестеть.

Литература: Розенталь Д. Э. и др., Справочник по право­писанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999.

Безударные гласные в суффиксах

1. Следует различать суффиксы существительных -ик,(-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик - столика, дворник - дворника, стаканчик - стаканчика, но: ножичек - ножичка, овражек - овражка, барашек - барашка.

2. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-:

  • в существительных мужского рода пишется -ец

— (с беглым е), например: комсомолец - комсомольца, европеец - европейца;

  • в существительных женского рода пишется -иц

Например: конница, лестница;

  • в существительных среднего рода пишется -ец

Если ударение стоит после суффикса, и -иц-, если ударение предшествует суффиксу, например: пальтецо́, но: пла́тьице.

У существительных среднего рода известен также суффикс -ц — с беглым е, которое появляется в род. пад. множ. ч., например: блюдце (блюдец), щупальце (щупалец).

Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом -ец- следует отличать написания слов заяц и месяц.

3. Следует различать суффиксы -ечк- и -ичк-.

Суффикс -ечк — пишется:

а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек

— с беглым е, например: нянечка (нянек - нянька), леечка (леек - лейка), печечка (печек - печка), окошечко (окошек - окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка;

б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, например: время - времечко, семя - семечко.

Суффикс -ичк — пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц -, например: лестница - лестничка, пуговица - пуговичка, ножницы - ножнички.

4. Следует различать правописание -инк- и -енк- в существительных:

  • -инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина, например: проталина - проталинка, скважина - скважинка, соломина - соломинка;
  • -енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е, например: башенка (башня - башен), песенка (песня - песен), вишенка (вишня - вишен), сосенка (сосна - сосен).

Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.

5. В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е , например: берёзонька, липонька, бабонька, Веронька, Лизонька, лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька, Оленька, Марфенька, Сереженька, Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька, ноченька; также волосоньки (но не «волосыньки»).

Однако в словах заинька, паинька, баиньки пишется -инька (-иньки), а в существительных, образованных от слов на -ыня, пишется -ынька, например: милостынька (от милостыня).

6. Следует различать правописание уменьшительных (ласкательных) имён существительных с суффиксами -ушк-, -юшк- и -ышк-, -ишк- и др.:

  • в существительных женского рода пишется -ушка (-юшка), например: бабушка, матушка, коровушка, Аннушка, волюшка;
  • в существительных мужского рода у имён одушевлённых пишется -ушка (-юшка), например: дедушка, батюшка, соловушка, Ванюшка, Николушка;
  • в существительных среднего рода пишется -ышко, например: пёрышко, солнышко, стёклышко, гнёздышко.

Отдельные существительные мужского рода употребляются с суффиксами -ышек-, -ушек-, -еше, например: колышек, воробышек и воробушек, хлебушек (также хлебушко), камешек и камушек, краешек. Отдельные существительные среднего рода употребляются с суффиксом -юшк-, например: горюшко, полюшко, морюшко.

Кроме того, в существительных мужского, среднего и женского рода может употребляться суффикс -ишк — (-ишка, -ишко), вносящий уменьшительно-пренебрежительное значение, например: фанфаронишка, сараишко, платьишко, именьишко, шинелишка (ср. плутишка, воришка, дворишко, пальтишко).

7. Следует отличать существительные с суффиксом -атай, склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом -ат- и окончанием -ый, склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай - ходатая, ходатаи, ходатаев, но: вожатый - вожатого, вожатые, вожатых.

8. От суффикса прилагательных -ев- (соевый, краевой, ключевой; ср. рублёвый) следует отличать суффикс -ив- (милостивый, ср. ленивый) с его производными -лив- и -чив-, например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.

9. В прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс -ян- (после шипящих -ан-), если ударение стоит после суффикса, например: земляно́й, травяно́й, жестяно́й, костяно́й, нефтяно́й, вощано́й, платяно́й, дровяно́й.

Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется -ян- (после шипящих -ан-), в других - -енн- (что устанавливается в словарном порядке), например: гли́няный, ко́жаный, сере́бряный, ве́тряный (ветряная оспа, мельница), ма́сляный (масляная краска) при клю́квенный, соло́менный. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основ на -мен- (им. пад. ед. ч. на -мя), пишется -енн-, например: временный (время, времени), пламенный, племенной, семенной, стременной. (В качестве существительного известна в литературе также форма стремянный.)

10. В страдательных причастиях прошедшего времени, а также в прилагательных и существительных, образовавшихся из этих причастий, пишется суффикс -ан(н)-, -ян(н)- , если соответствующий глагол оканчивается на -ать (-ять), и суффикс -ен(н)-, если соответствующий глагол оканчивается на -еть, -ить, на -ти (-ть) после согласных, на -чь, например: привязанный, вязанный (причастие), вязаный (прилаг.), увиденный, израненный, раненный (причастие), раненый (прилаг.), намасленный, выведенный, остриженный, настоянный, расковырянный, расстрелянный (от расстрелять), застреленный (от застрелить), навешанный (от навешать, например: навешано много белья), навешенный (от навесить, например: дверь навешена), мешаный, мешанина (от мешать), вымешенный (от вымесить), веяный, веяние, крашеный, крашенина (ткань), замороженный (причастие), мороженое (сущ.), валяный (но: валенки).

Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный: выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный ровным») и т. п.; от мерять, мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить, мучить, на -енный: меренный, мученный (ср. измеренный, измученный и т. п.).

11. В причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

-) (действ.), -ем

— (страд.), если глаголы, от которых они образованы, - I спряжения, например: пишущий, борющийся, читающий, читаемый;

-) (действ.), -им

— (страд.), если глаголы, от которых они образованы, - II спряжения, например: значащий, дышащий, видящий, сто́ящий, видимый.

Примечание 1. Причастие движимый пишется с суффиксом -им-.

Примечание 2. От глагола брезжить действительное причастие пишется брезжущий.

12. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный, пишутся в краткой форме мужского рода с е перед н , например: спокойный - спокоен, знойный - зноен, буйный - буен, прямолинейный - прямолинеен.

Но от достойный краткая форма - достоин (достоинство), однако причастие - удостоенный, удостоен (от удостоить).

13. Прилагательные, оканчивающиеся на неударяемые -инский или -енский, группируются по написанию следующим образом:

1) Прилагательные оканчиваются на -инский:

а) если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин, например: се́стринский (сестра - сестрин), Мари́инский (Мария - Мариин), А́ннинский (Анна - Аннин), Са́ввинский (Савва - Саввин);

б) если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на -и (-ы), например: гря́зинский (Грязи), мыти́щинский (Мытищи), хи́мкинский (Химки), со́чинский (Сочи), то́пкинский (Топки), та́лсинский (Талсы);

в) если они образованы от географических названий, оканчивающихся на -а (-я), например: жи́здринский (Жиздра), я́лтинский (Ялта), Охтинский (Охта), ро́нгинский (Ронга), балаши́хинский (Балашиха), е́льнинский (Ельня).

Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на -а (-я), в соответствии с прочно установившейся традицией сохраняют написание с -енский, например: пре́сненский (Пресня), пе́нзенский (Пенза).

2) Прилагательные оканчиваются на -енский, если они принадлежат к другим словообразовательным типам, например: гро́зненский (Грозный), городи́щенский (Городище), заре́ченский (Заречье), фру́нзенский (Фрунзе), коло́менский (Коломна), песо́ченский (Песочня), горше́ченский (Горшечное).

14. В прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч пишется е в положении не под ударением , например: стару́шечий, куку́шечий, ко́шечий, лягу́шечий, индю́шечий, но известны и образования на -ачий с ударяемым а, например: коша́чий, лягуша́чий, индюша́чий.

15. В числительных собирательных четверо, пятеро и т. д., а также в образованных от них прилагательных четверичный, пятеричный и т. д. перед р пишется е.

16. В суффиксах степеней сравнения в безударном положении всегда пишется е , например: громче, старше, краси́вее (краси́вей), краси́вейший.

17. В глаголах, оканчивающихся в неопределённой форме на -вать, необходимо для правильного написания безударного гласного перед в различать следующие типы:

1) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на -ую (-юю), а в неопределённой форме на -овать (-евать), например: беседую - беседовать, заведую - заведовать, горюю - горевать;

2) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на неударяемые -ываю, -иваю, а в неопределённой форме на 1неударяемые -ывать, -ивать, например: развёртываю - развёртывать, закручиваю - закручивать;

3) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на ударяемое -ваю, а в неопределённой форме на ударяемое -вать; в этих глаголах перед в пишется та же гласная, что и в неопределённой форме соответствующих глаголов без суффикса -ва- (т. е. непосредственно перед -ть), например: одолева́ю - одолева́ть (одоле́ть), запива́ю - запива́ть (запи́ть), застыва́ю - застыва́ть (засты́ть). Сюда же относятся глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице на -ю (без -ва-): застава́ть - застаю́ (заста́ть), достава́ть -достаю́ (доста́ть).

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ева́ть - -ева́ю (с ударением на -ва́):

  • затмева́ю - затмева́ть,
  • застрева́ю - застрева́ть,
  • намерева́юсь - намерева́ться,
  • обурева́ет - обурева́ть,
  • продлева́ю - продлева́ь,
  • растлева́ю - растлева́ть,
  • увещева́ю - увещева́ть.

18. В суффиксах однократных глаголов на -ану́ть пишется а , например: долбану́ть, стегану́ть, садану́ть.

В глаголах колону́ть (ср. колоть), захолону́ть (ср. холод), полосону́ть пишется о.

19. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть , например: леденеть, костенеть, деревенеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить, например: леденить, окровенить и др.

20. Следует отличать глаголы непереходные с основой на -е , например: обессилеть, обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть, опостылею (стать постылым), выздороветь, выздоровею (стать здоровым) от соответствующих им переходных глаголов с основой на -и, например: обессилить, обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить, ослаблю.

Безударные конечные гласные в наречиях и предлогах

1. Следует различать -о, -е, -у, -а (-я) на конце наречий, образованных соединением предлогов с местоимениями и краткими прилагательными:

  • наречия с приставками за-, на- оканчиваются на -о, например: замертво, запросто, налево, насколько, настолько;
  • наречия с приставкой в- оканчиваются на -о или на -е, например: влево, вправо, но: вкратце, вчуже, вскоре;
  • наречия с приставкой по- оканчиваются на -у, например: поровну, понемногу, поскольку, постольку;
  • наречия с приставками до-, из- (ис-), с- (со-) оканчиваются на -а или -я, например: досыта, издавна, слева, а также иссиня, изжелта (в составе сложных прилагательных).

Примечание. Hapяду с образованиями на -а (снова и т. п.) существуют параллельные им образования на -у (смолодy, сослепу и т. п.).

2. Наречие впоследствии, как образовавшееся из предлога в и существительного в предл. пад., пишется с и на конце.

3. Пишутся с е на конце, как образовавшиеся из предлога в и существительного в вин. пад., предлоги вследствие, в продолжение (какого-нибудь времени), в течение (какого-нибудь времени).

Безударные гласные в приставках

1. В приставке, если на нее не падает ударение, всегда пишется раз-, рас-, а не роз-, рос-. Например: раздать (при ро́здал), расписание, расписка (при ро́спись).

2. Следует различать правописание приставок при- и пре-.

  • Приставка при- имеет следующие основные значения:

а) близости, например: приморье, прибрежный, приуральский;

б) приближения, прибавления, например: придвигать, приделать, приписать, пристроить;

в) неполного действия, например: приоткрыть, приподнять, присесть.

  • Приставка пре- имеет два основных значения:

а) значение высшей степени качества или действия, предобрый, премилый, пренеприятный, превозносить, преуспевать;

б) значение, сходное со значением приставки пере-, например: прервать, преломляться, преградить.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- не вполне ясно. Например: презирать, преподавать, преследовать, пригодный. О написании таких слов следует справляться в орфографическом словаре.

Гласные в некоторых безударных падежных окончаниях

1. Существительные с суффиксом -ищ, если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -е, например: домище, верблюдище, узилище, болотище. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а, например: коровища, ручища, грязища.

2. Существительные мужского рода с суффиксами -ушк -, -юшк-, -ишк-, -ышк-, обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на -а, например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка.

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание -о, например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко.

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к — и -л — пишется -а-, например: гуляка, запевала, верзила, объедала; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко, например: Михалко, Шевченко, а также старинные и областные

собственные имена на -ло, например: Ярилo, Михайло Ломоносов.

3. В существительных мужского и среднего рода в предл. пад. и в существительных женского рода на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом положении и только в том случае, если ему предшествует тоже и, например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии, в отделении, по возвращении, при содействии, к Марии, о Марии; в остальных случаях в неударяемом положении пишется е, например: о клее, в платье, в ущелье, в устье, в Закавказье, на взморье, на перепутье, к Марье, о Марье, о счастье.

4. В род. падеже множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье, пишется -ий, а от существительных, оканчивающихся на -ья́ и -ьё под ударением, пишется -ей, например: шалунья - шалуний, ущелье - ущелий, но: скамья - скамей, ружьё - ружей.

5. В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын - Павлом Лисицыным, Иван Тургенев - Иваном Тургеневым.

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -ом (согласно склонению существительных), например: Грин -

Грином, Дарвин - Дарвином, Бюлов - Бюловом.

6. В названиях населённых пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом, например: город Псков - городом Псковом город Львов - городом Львовом, город Саратов - городом Саратовом, город Канев - городом Каневом, город Калинин - городом Калинином, город Киров - городом Кировом, село Марьино - селом Марьином, село Лисицыно - селом Лисицыном, село Крюково - селом Крюковом.

I. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне сло­ва, нужно найти проверочное слово – изменить данное слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением и произносился чётко:

нови́нка – но́вый

приласка́ть – ла́ска

зелене́ть – зе́лень – зелё́ный

Чтобы найти проверочное слово:

1)… необходимо изменить форму данного слова.

а) Если слово (имя существительное) с безударной гласной в корне стоит в единственном числе, нужно поставить его в форму мно­жественного числа:

окно́ – о́кна

строка́ – стро́ки

гнездо́ – гнё́зда

б) Если слово (имя существительное) с безударной гласной в корне стоит во множественном числе, нужно поставить его в форму единственного числа:

леса́ – ле́с

озё́ра – о́зеро

снега́ – сне́г

в) Если слово с безударной гласной в корне является глаголом, нужно поставить его в форму настоящего времени:

вари́ть – ва́рит

топта́ла – то́пчет

свети́ть – све́тит

г) Если слово с безударной гласной является глаголом, поста­вить его в форму другого вида:

утеша́ть – уте́шить

приближа́ться – прибли́зиться

иссяка́ть – исся́кнуть

отвеча́ть – отве́тить

2) …необходимо подобрать другое однокоренное слово, являющееся той же частью речи:

тропи́нка – тро́пка

верши́на – ве́рх

доми́шко – до́мик

3) …нужно подобрать однокоренное слово, являющееся дру­гой частью речи:

холо́дный – хо́лод

свисте́ть – сви́ст

осе́нний – о́сень

Внимание !

1. Нельзя пользоваться правилом нахождения проверочного слова при написании слов с чередованием гласных в корне (см. тему ниже).

2. Безударные гласные о, а нельзя проверять формой глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать с ударным а :

упроси́ть – про́сит (не: упра́шивать)

заколо́ть – ко́лет (не: зака́лывать)

разброса́ть – бро́сить (не: разбра́сывать).

II. Не проверяемые правилами безударные гласные

Если невозможно подобрать проверочное слово для безударной гласной и данное слово не имеет корня с чередующимися гласными, следует обращаться к словарю и запоминать написание таких слов: дезертир, жилет, чемодан, паром, реклама, шеренга, калитка и т.п.

Твёрдый знак (Ъ)

1) после приставок на согласный перед я, ю, е, ё : подъезд, безъядерная, подъюлить и др.;

2) в сложных словах с первым корнем двух -, трех -, четырех - перед я, ю, е, ё : трёхъядерный, двухъярусный. В других сложных и сложносокращенных словах исконного происхождения буква ъ не пишется: детясли, иняз, пол-яблока и под.;

3) в иностранных словах (также после приставок или в сложных словах перед я, ю, е ): объект, субъект, адъютант, адъективация, адъюнкт, аръергард, конъюнктура, конъюнктивит, трансъевропейский, панъевропейский, фельдъегерь, инъекция, и др.

Мягкий знак

I. Имя существительное

Мягкий знак пишется :

а) после согласных перед буквами я, ю, и, е, ё в середине слова, если произношение раздельное (независимо от происхождения ИС): скамья – скамь[йа] , соловьи – соловь[йи] , бьё т – бь[йо] т, пью – пь[йу], подья чий – подь[йа] чий, пье дестал – пь[йэ] дестал, конья к – конь[йа] к, конферансье – конферансь[йэ] и др.;

б) в случае не перед йотированными буквами, если предшествующий согласный звук мягкий: банька, тень, полька и под.

Примечание: мягкий знак пишется и после буквы р , в отличие от украинского языка: тюрьма, борьба, бурь, панцирь, кобзарь и под.;

в) в конце существительных женского рода 3 склонения, в том числе и после шипящих ж, ш, ч : степь, лень дичь, рожь, тишь и др.;

г) в буквосочетании -ьо - в ИС иностранного происхождения (при произнощении [йо] на месте ьо ): бульон, мильон, почтальон, батальон, шиньон, шампиньон, павильон, лосьон, каньон, компаньон, медальон, сеньор, гильотина.

Мягкий знак не пишется :

а) в Р.п. мн.ч. ИС женского рода 1-го склонения с основой на ж, ч, ш, щ и окончанием : много дач, крыш, рощ;

б) в Р.п. мн.ч. ИС женского рода 1-го склонения на -н(я) , если перед -н(я) стоит согласный: гривня – гривен, башня – башен, вишня – вишен и т.д.

Исключение: кухонь, барышень, боярышень, деревень.

II. Имя прилагательное

Мягкий знак пишется:

1) в формах женского и среднего рода, а также множественного числа притяжательных ИП после согласных перед буквами я, е, и: лисий – лисья, лисье, лисьи; птичий – птичья, птичье, птичьи и т.д;

2) перед суффиксом -ск -, если корень оканчивается на -л : генеральский, ангельский, монгольский и т.д.

Мягкий знак не пишется :

1) в краткой форме прилагательных мужского рода единственного числа после шипящих: жгуч, блестящ;

2) после букв р и н перед суффиксом -ск(ий): январь – январский, Кубань – кубанский и под.

Исключение: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, тянь-шаньский, день-деньской и ИП, образованные от китайских и вьетнамских наименований (типа тайваньский).

III. Имя числительное

Мягкий знак пишется в словах:

а) семь, восемь (но: семнадцать, восемнадцать);

б) 50 – 80, 500 – 900 (пишем Ь в середине данных ИЧ): шестьдесят, шестьсот и т.д.

IV. Местоимение

Мягкий знак пишется в формах женского и среднего рода, а также множественного числа притяжательного местоимения чей : И.п. чья, чьё, чьи; Р.п. чьей, чьего, чьих и т.д. В косвенных падежах мягкий знак пишемив формах мужского рода: чьего, чьему, чьим, чьём.

V. Глагол

Мягкий знак пишется:

а) в суффиксе неопределённой формы глагола -ть и показателе инфинитива -чь : писать, печь, стричь и т.д. (вопрос инфинитива тоже содержит мягкий знак: что (с)делать?).

Мягкий знак сохраняется в данной форме и перед постфиксом -с(я ): улыбаться, стричься, уберечься и под.;

б) в окончаниях -ешь/-ишь 2-го лица ед.ч. глаголов изъявительного наклонения, в том числе перед постфиксом -с(я ): пишешь, спишь, улыбаешься, снишься и т.д.;

в) в формах 2-го лица ед.ч. и мн.ч. повелительного наклонения, в том числе перед постфиксом -с(я ): отрежь, спрячься, спрячьте, съешьте и под.

Мягкий знак не пишется

в окончаниях ет/-ит, -ут (-ют) / -ат (-ят) 3-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения (в вопросах к данным формам мягкий знак тоже отсутствует – что делает?, что сделает?, что делают? что сделают?): читает, строится, улыбаются, вырвутся и т.д.

VI. Наречие

Мягкий знак пишется в конце наречий после шипящих: настежь, прочь, наотмашь, вскачь, сплошь и т.д.

Исключение: уж, замуж, невтерпёж.

VII. Частицы

Мягкий знак пишется в следующих частицах: лишь, ишь, вишь, слышь, бишь.

Употребление буквы Э

Буква Э пишется :

1) в начале некоторых русских слов: этот, это, эти, этак, эдак, эй и т.д.;

2) в начале заимствованных слов: эволюция, эгоизм, экземпляр и т.д.

Примечание: Начальная корневая буква Э сохраняется и после приставок: переэкзаменовка, сэкономить и др.;

3) начале имён собственных: Эдуард, Элеонора, Элла, Эмма и под.

Примечание : в древнейших заимствованиях пишется Е : Ева, Еврипид, Европа и т.д.

4) в сложных словах в начале второго корня: двухэлементный, политэкономия и под.;

5) в сложносокращённых словах: БСЭ, ТЭЦ, АЭС и др. (но ЮНЕСКО);

6) в середине и в конце заимствованных слов после гласных О и У : алоэ, дуэль, менуэт, поэма и т.д.

Исключение: ИС проект и его производные (проектирование, проектировка и т.д).

Таким образом, в корнях слов буква Э не пишется после согласных и после И, Е (независимо от произношения слова): парте р – пар[тэ] р, ане стезия – а[нэ ]стезия, аде кватный – а[дэ ]кватный, пе нсне – [пэ] нс[нэ] и т.д.

Исключение: мэр, сэр, пэр, удэге, Мариэтта, «Ассошиэйтед Пресс».

7) в именах собственных: Мьэм, Уэльс, Пуэрто-Рико.

Употребление буквы Е

Буква Е пишется :

1) после И: авиетка, ариетка, гигиена, диета, триест и под.

Исключение: Мариэтта, «Ассошиэйтед Пресс».

2) после А (пишется и Э, и Е): маэ стро, трае ктория, фаэ тон и т.п.

Правописание таких слов проверяется по словарю.

3) после согласных в середине и в конце слов: денди, кеб, койне, модель, метр.

Исключение: мэр, пэр, сэр, удэге.

4) в именах собственных: Доде, Бизе, Вагнер, Пастер и т.д.

Исключение: Бодуэн де Куртенэ, Хуанхэ.

Примечание : название иностранных газет и журналов пишутся по-разному.

4) в частицах, предлогах и союзах: де, делла, дель, дер, а также в словах Сен и Тер: Лука делла Роббиа, Оноре де Бальзак, Сен-Симон и др.

Употребление буквы Ё

Буква ё (для обозначения звука [о] после мягких согласных) появилась в русском алфавите поздно, в XVIII в. Ее ввел Н. М. Ка­рамзин. Буква ё не получила широкого распространения вплоть до наших дней: ее написание считается необязательным. Однако в ряде случаев букву ё необходимо обозначать.

1. Для различения значения слов, например: всё и все, узнаём и узнаем, падёж и падеж, нёбо и небо, совершённый (причастие) и совершенный (прилагательное) и др.

2. Для подчеркивания ударения в фамилиях: Бокарёв (а не: Бокарев), Дикарёв (а не Дикарев) и др.

3. Для правильного произношения малоизвестных географиче­ских наименований: Олёкма, Ёга, Мёша, Тёша и др.

4. Для указания ударения и правильного произношения в спе­циальных текстах: в букварях, в изданиях для начальной школы, в учебниках по орфоэпии, а также в пособиях для нерусских.

В заимствованных словах для передачи йотированного [о] ис­пользуется не буква ё, а буквенное сочетание йо или ьо .

Сочетание букв йо употребляется в следующих случаях:

1. В начале слова:

а) в нарицательных существительных: йог, йод, йодистость, йоди­стый, йодный, йодоформ, йоркширский, йот (звук), йота (буква – ни на йоту), йотация, йотирование, йоти­рованный, йотировать, йотованный и под.;

б) в собственных именах или географических наименованиях: Йован, Йовановцч, Йованка, Йожеф, Йоркшир, Йошкар-Ола, Нью-Йорк и др.;

2. В середине слов после гласной: майор, район, микрорайон, майонез, майолика.

Буквенное сочетание ьо пишется в заимствованных словах, если звуки [йо] следуют за согласной: батальон, бульон, компаньон, ме­дальон, мильон, шампиньон, шиньон, почтальон, павильон, кань­он и др.


Похожая информация.


В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет.

Обратите внимание!

1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .

2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.

Ка мпания - 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания ); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания ).
Ко мпания - 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания ).

3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

интелле кт. интелли гент,
аккомпане мент. аккомпани ровать,
лиде р. лиди ровать,
трене р. трени ровать,
абоне мент. абони ровать,
дезинфе кция. дезинфи цировать.

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А /О

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. Прига рь, изга рь, выга рки.
Клан-/клон- Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение.
Твар-/твор- Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. Утва рь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. Зо ревать, зо рянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. Пло вец, пло вчиха;
плы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни Правило Примеры Исключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. а) Ро стов, Ро стислав, ро сток, ро стовщик, выро сток ро стовщический ).
б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ).
Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь.
Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. Поло г .

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

4. Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- (мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник.

Корни с чередующимися гласными И /Е

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№1 Подберите проверочные слова, поставьте в них ударение и вставьте пропущенные буквы.

Образец выполнения :

1. увле чение – увл е́ чься

2. разга дать - разгá дка

Возвр…тить, нагр…ждённый, прим…рение, обн…вить, уг…ждать, уд…вление, ун…жаться, упр…сить, оч…ровательный, впеч…тление, р…скошный, опр…вдаться, изм…рять, прогл…тить, ч…столюбие, ч…стоплотный, объед…нить, оп…здавший, возр…ждение, обр…мление, нав…ждение (всего 21 слово).

№2 Перепишите словосочетания и вставьте пропущенные буквы .

1. отрасль разв…валась – флаг разв…вался;

2. прож…вал в городе – прож…вал бутерброд;

3. ч…стота в комнате – ч…стота колебаний;

4. запл…тить долг – спл…титься вокруг героя;

5. пок…рить зверя – пок…рать врага;

6. сп…шите на автобус – сп…шите текст;

7. посв…тить стихотворение подруге – посв…тить фонариком;

8. укр…тить зверя – сокр…тить дробь.

№3 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Приведите значение каждого слова (хотя бы одно из значений). Для выполнения этого задания воспользуйтесь словарём.

Образец выполнения :

1. ди летант – новичок в какой-то области

Ан…логия, ар…мат, д…скуссия, лаб…ринт, опп…зиция, ор…нжерея, п…литра, п…норама, прив…легия, пр…ор…тет, ш…девр (всего 11 слов).

№4 Озаглавьте текст, перепишите его, вставляя пропущенные буквы.

Жизнь пчёл очень к..р…тка. Она длится всего двадцать восемь – тридцать пять дней. Но за это время пч…ла усп…вает овл…деть множ…ством пр…фессий. В возр…сте двух-трёх дней она ст…новится к…рмилицей, в…спитат…льницей л…чинок – пч…линых деток. Пройдёт ещё неск…лько дней, и пч…ла превр…тится в стр…ителя. Она начнёт выр…батывать воск и строить соты. Попутно пч…ла исп…лняет другие обяз…нности: она принимает и перер…батывает прин…симый в ул…й н…ктар, зап…лняя им ячейки сотов. А с двадцатого дня и до конца жизни пч…ла р…ботает сборщицей мёда и пыльцы.

Летний день около пас…ки. Пч…ла-разведчица л…тает и ищет цв…ты, бог…тые пыльцой и сладким н…ктаром. Много сотен метров прол…тит она в поисках добычи. И вот пч…ла обн…ружила цв…тущие вербы. Надо поск…рее сообщить подругам по улью, что найден б…гатый источник пищи. Пч…ла возвр…щается в ул…й и нач…нает исп…лнять в воздухе зам…словатые ф…гуры. Это танец пчёл. Так пчёлы разг…варивают. Так пч…ла-разведчица расскажет подругам о своей зам…чательной находке.

№5 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы, выделяя корни.

Изл…жение, сл…гаемое, подр…стём, з…ря, проск…кал, предл…гать, р…стительный, нар…щение, подг…рело, выг…рки, з…ревать, тв…рение, выск…чка, прик…сновение, прик…саться, пл…вун, распол…жить, безотл…гательно, зам…рает, пром…кашка, пл…вцы, жук-пл…вунец, уб…рать, заг…рать, пром…чить (ноги), зап…реть, выр…щенный, забл…стать, перест…лить, откл…нение, бл…стел, зан…мательный, попл…вок, соч…тание, з…ревой, сж…мать, отск…чил, выч…тание, заж…гать, скл…нился, дог…реть, оз…рённый, пл…вник, непром…каемый (плащ), р…внозначный, р…внять (дорожку), раст…рать, приб…рать, подн…маться, р…внина, ур…внение, выг…рает, заск…чить, ск…чок, спл…вной, обм…кнуть (кисть в краску) (всего 56 слов).

№6 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы.

Ц…нтральный, напр…вление, ф…милия, уст…лить, упр…стить, к…нтинент, п…лисадник, м…стерство, прик…снуться, дост…гать, прир…сти, разг…реться, водор…сли, д…лголетие, оп…здание, пром…кнуть, соприк…саться, зам…реть, соч…тание, распол…гаться, проск…чить, сг…рание, эл…ментарный, фл…минго, оз…рение, р…внина, жук-пл…вунец, пап…ротник, вин…грет, в…ротник, ед…ница, запр…щение, инж…нер, р…вносторонний, пл…вцы, ск…чите, изв…нение, соб…рать, бл…стать, приг…реть, вл…жение, сотв…рение, р…весник, зап…рать, заг…рается, заж…гать, уд…вительный, насл…ждаться, просл…влять, прим…риться, л…ндшафт, р…ставрация, прим…рять (пиджак), атм…сфера, погл…щать, прит…гательный, к…никулы, возр…стной, выр…внять (дорожку), неук…снительно, обж…гание, вн…мание, пл…вучий, сож…леть (всего 64 слова).

В безударных гласных вызывают совпадает (нейтрализуется) два или несколько звуков, соответствующих ударным, и любая из букв совпавших ударных гласных читается одинаково. Выбор устанавливается нормой – её традицией или действием морфофонологического принципа орфографии. Например, мы говорим г[ъ]л[Λ]ва, а пишем голова, выбирая из А, О, Э для звука [ъ] и из А, О для звука [Λ] букву О, по правилу проверки (го́ловы, голо́вка ), то есть руководствуясь морфофонологическим принципом орфографии. Это основной принцип употребления букв для гласных, поэтому почти все гласные (кроме [у], который с другими гласными не совпадает, не нейтрализуется) в слабой, безударной позиции надо проверять. Это касается и гласных после непарных, с которыми данная орфограмма совмещается.

Чтобы проверить написание безударных гласных в корне, надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы этот звук в том же корне оказался под ударением : д..ли́ть – де́лит, с..роково́й – со́рок.

Важно только не перепутать внешне сходные проверочные слова – паронимы. В однокоренных словах должна быть общая часть значения.И не забывать, что сначала должен решаться вопрос о корнях «с чередованием».

Ср. : разредить (редкий) но: разрядить (заряд)

увядать (вянет) но: увидать (видит)

примирять (мир) но: примерять (мера)

Ср. также : усво е́ние как усво́ ить , но не как усва́ ива ть

гово ря́т как разгово́ р , но не как разгова́ рива ть

Русская орфография глубоко традиционна, и многие проверки могут быть образованиями на грани с этимологией. Поэтому методисты допускают, например, проверку колесо словом околица с объяснением связи. При этом, естественно, нельзя проверять слова калач, лопата соответственно этимологически однокоренными имсловами околица, лапа. Некоторые методисты допускают проверку искусственными образованиями типа уменьшительного ко тлик , для котёл, просторечное шо́ фер для шофёр , уменьшительное о рлий для орёл, частями сложносокращённых слов (государство го̀сэкза́мен, ср. ипросторечное го́сы, корабль – линкор, акварель – лат. аква, аквариум ). Ведь главное – запомнить написание! С такими нарушениями принципа научности мы вынуждены сталкиваться в силу неоправданной традиционности нашей орфографии, издержками «ведущего» положения её основного принципа.

ЗАПОМНИТЕ : Слова с полногласными сочетаниями ­оро -, -оло- следует проверять родственными словами с полногласием , например: сторожить – сторож, сторожка, похолодание – холод, холодный. Слова с неполногласными сочетаниями -ра-, -ла- надо проверять словами с неполногласием , например: охладить – хлад, прохладный, огласить – огласка.

Само наличие близких по значению корней с таким соответствием также обычно свидетельствует о соответствии написаний: порох – прах, дорог – драгоценный и т.

п. Но карандаш, калачи и т.п. сюда не относятся.

Проверка – это такое изменение окружения данной морфемы, которое приводит к постановке обозначаемого звука в сильную позицию. Для гласного это позиция под ударением. Гласная в корне – значит надо менять окружение корня, то есть заменять приставки, суффиксы окончания с целью нахождения данного гласного под ударением (ведь место ударения в слове опре­деляется наличием определённых морфем). Совокупность всех окружений корня (парадигма проверки) – это формы слова (первая ступень проверки) и «родственные слова» (однокоренные слова с разными суффиксами и приставками). Производные первой ступени называют второй ступенью проверки, производные второй ступени – проверками третьей ступени.

Проверки формами того же слова определяются законами подвижности ударения в данной части речи. Корни существительных проверяются изменением числа, окончания положительного на нулевое (других падежей на именительный ед. числа или родительный мн.ч.: зонта́ – зонт, нога́ – но́г . Исключения: семе ни семя́ н , стремени стремя́ н ). Для прилагательных важны краткая форма именительного падежа мужского рода и форма сравнительной степени (зелёный – зе́лен, дорогой – до́рог – доро́же ). Корни глаголов (кроме имеющих «корень с чередованием») проверяются формой третьего лица (с исключением форм сядет и ляжет ), формой ед. числа прошедшего времени мужского рода (цвести – цвё́л ), меной формы одного вида на инфинитив противоположного вида (кроме глаголов с суффиксом -ива- для О/А : натянул – натя́гивать, слипаться – сли́пнуться ), инфинитивом того же вида (бер ежёт – бере́ чь ), страдательным причастием прошедшего времени (отломить – отло́мленный, развернёт – развё́рнутый, поймём – по́нятый ), деепричастием (сидели – си́дя ), формой третьего лица единственного числа или формой инфинитива глагола другого вида (прогонял – прого́нит, кричать – кри́кнуть ),формой повелительного наклонения глагола того же и противоположного вида (стоять – сто́й, встают – вста́нь. Исключение ляг ), междометной формой мгновенного действия типа глядь!, толк! Сравнительная степеньнаречия проверяется положительной (страшнее – стра шно ).

Проверки однокоренными словами определяются законами ударения у производных слов, зависящих от свойств различных приставок и суффиксов. Они представлены у существительных однокоренным существительным без суффикса (девчонка – де́вочка, де́ва, листва – ли́ст), прилагательным(молоко – моло́чный, огонь – о́гненный ), уменьшительным существительным (борода – боро́дка, нога – но́жка), глаголом(поезд – е́здить, моление – мо́­лит, резня – ре́зать ). Прилагательные проверяются существительными (тяжёлый – тя́жесть, береговой – бе́рег ), глаголом (пристежной – пристё́гивать, развитой – разви́ть ), прилагательным без суффикса (тягчайший – тя́жкий, беловатый – бе́лый ), уменьшительной формой (молодой – моло́денький, простой – про́стенький , наречием (весёлый – ве́село, дешёвый – дё́шево ). Глаголы можно проверять однокоренными существительными (просили – вопро́с, вспотеть – по́т ), глаголом без приставки (вызвать – зва́ть, закричал – кри́кнул, просидел – си́дя ), прилагательными (сине́ет – си́ний, зеленели – зелё́ный ), наречиями (весели́ться – ве́село, холодеть – хо́лодно ). Наречия проверяются существительными (бесконечный – ко́нчик, таинственно – та́йна ), прилагательными (далеко – далё́кий, хорошо – хоро́ший ), глаголами (боязно – боя́ться, непонятно – по́нял ), наречием с заменой или отсутствием суффикса (домой – до́ма, частенько – ча́сто ). Возможны и проверки третьей ступени: от образований, полученных при втором способе, используют новые образования и производящие, как и на второй ступени.

Особый косвенный тип проверки для изменяемых частей речи – проверка гласного на беглость. Если гласный беглый, то он обозначается буквой О после букв твёрдых согласных и буквой Ё(Е) после непарных и мягких: лавка – лавок, кружка – кружек, узла – узел .Такая «проверка» не может быть признана фонологической, так как чередования не являются обязательными ни с какой стороны: нет позиции, предсказывающей обязательную беглость или небеглость. К тому же с нулём чередуются и другие гласные: [и] (певуни й – певунья, ущели й – ущелье, лиси й – лисьего, запи рать – запру, неси – сядь , нести – бить , оди н – одна, достои н – достойна, также созывать – созвать )и даже Я (зая ц –зайцы ). Очевидно, правило является лишь мнемоническим приёмом запоминания традиционных написаний.

Упр. 40. Вставьте пропущенные буквы А или О, Е или И и подберите проверочное слово. Обозначьте ударение.

Выг..р..дить виновного, выпол..сканное бельё, гр..жданство, гор..жанин, задр..жать от гнева, зар..жение, зар..ждение искусства, за..вление, кв..танция, минное загр..ждение, обв..нение, обл..к..титься, обог..щаться, объед..нение, овл..деть языком, ознаменовать, отродясь, п..дали, планировать кругами, пов..р..тить оглобли, повт..рение, всеобщее пок..яние, половодье, пост..ронние, предв..щать грозу, просв..щение, (божье) Пров..де́ние, св..детели обв..нения, сокр..щение, сост..зание, угр..жать, ум..ротворённый, усложнение, утв..рдить.

Упр. 41. С данными словами составьте словосочетания. Объясните написание выделенных букв подбором проверок (образцы см. в ответах). Образец: проживал (жил) в Воронеже – прожевал (жёваный) и проглотил.

Упр. 42. Укажите, в каких парах некорректно или неверно подобрано проверочное слово. Мотивируйте свой ответ.

Тя жёлый – тяжесть, кре дитование – кре́дит, сгущё нка – сгущение, уве до­млять – уведомить, специа лизированный – специальный, заме реть – мёртвый, обви нять – повинный, бе чёвка – бич, уго реть – загар, выро внять – ровный, расти рать – тёр, ра списать – роспись, глобальный – глобус, зо ревать – зори.

Упр. 43. Вставьте пропущенные О или А, правильно подобрав, где возможно, проверочные слова, старославянские или русские пары.

Вл..стелин, в..лостной старшина, вр..щательное движение, в..ротилы бизнеса, вр..та рая, г..л..вной (отряд), гл..варь (банды), гр..жданский (долг), загр..дительные (сооружения), з..л..тая (цепочка), кр..тчайший, провозгл..сить, прохл..дительные, поздр..вление, сокр..щение, (выглядеть) пом..л..девшим, пост..р..нние, (тяжелый) подб..родок, охр..нять (склад), св..р..тить (с дороги), ук..р..тить (платье), прекр..тите шум, укр..тить зверя, чер..довать.

ЗАПОМНИТЕ: правописание букв безударных гласных <а>, <о>, в корне нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксом -ыва(ива)-.

В этих глаголах корневой О часто чередуется с А . Например, слово спросить нельзя проверять словом спрашивать (проверочными словами могут быть спросит, спрос ). Исключение: ухажёр(ка) (от ухаживать , а не от уход ). Другие гласные перед ­ыва­ не чередуются.

В разговорной, детской и жаргонной речи в некоторых образованиях под ударением могут встречаться гласные , не совпадающие с написанием под ударением. Говорят: бабка Ёжка, бархо́тка , бо́шку, стёпка, степу́ха, по́льты, То́ма, экстри́м, шпо́ры, хотяне под ударением пишется Я га, ба шка, барха т, барха тный, барха тистый, сти пендия , па льто, Та мара , экстре­ мальный, шпа ргалка. Есть фа нтазия и фэнтези. Слово лебе дь и производные нельзя проверять словом лебяжий. Буква И пишется только в формах единственного числа слова дитя (и просторечном дитё, дитячий ), ср.: ди́тятко : детёныш, детвора, детёнок и т. п.

Часто к ошибкам ведут ложные этимологии-аналогии: ве нтилятор – «винт», до во стребования – «до вашего требования», подра жать – «дрожь», поч ерк – «подчеркнуть», спа ртакиада – «спорт», фиолетовый – «фиалка», га строли – «гость», до лина – «даль», ло пата – «лапа», нава ждение – «водится», наперсн ик (перси ‘грудь’) – «перст», сти пендия – «степень», учр еждение – «череда» и т. п. Такие слова требуют специальной проработки.

Некоторые корни имеют варианты написания, которые приходится запоминать «поштучно», в словарном порядке. Обычно пишется магни т, но есть и магне тизм, магне тический, магне тит, магне трон (ср. магне́то ). Обычно де́бе т, но деби то́р, деби то́рский. Обычно лодка , но есть и старосла­вянское ладья; полагают также, что ло пата родственно слову лапа. Есть грамо та, грамо тей, грамо тный, но есть и грамма тика . Есть инфе кция, перце пция, корре кция, но есть и инфи цировать, перци пировать, корри ги­ровать. Есть сей , сего и сия, сиё , сии. Такие варианты написаний обуслов­лены обычно заимствованиями из разных языков, чередованиями в языке-источнике. Часто написание меняется в силу иных ассоциаций, по «народной этимологии», по произношению: сви детель вместо свѣ дѣтель от вѣ дати; ка лач вместо ко лач, ср. ко лесо, кольцо, околица; во всех славянских языках пишется А в словах ово д, ласко вый, но в русском оба слова и в украинском оводы пишутся с О. Все эти сложности связаны с традиционностью и морфологичностью нашего правописания.

Упр. 44 . Вставьте пропущенные буквы О или А, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о//а в корне под ударением. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Вопл..щать, выд..лбить, выр..внять, оп..здать, отк..пать, пл..тить, пок..ро­че, пор..знь, прекр..тить, погл..щение, разбр..сать, раскр..ить, распол..гался, т..лкать, укор..тить.

Упр. 45. Найдите максимальное число проверок а) первой и б) второй ступени для данных ниже словоформ. Дополните, свои ответы, используя описанные выше способы проверки. Запишите их и запомните как образцы.

а) полоса, дорого́й, протяну, хватаю, больнее; б) долина, скатерть, усиление, грозовой, молодой, терпеливый, перевязать, нести, вылез, нести, ожил, затемнить, бережно, легко, риторика.

Упр. 46. Перепишите, вставляя пропущенные буквы гласных или выбирая нужные, в скобках укажите наиболее трудные проверки орфограмм, подчеркните слова с ложнопроверяемыми написаниями.

О пользе старославянского языка

Русский язык сл..жился примерно к XIV ст..летию как язык, отл..чаю­щийся от других восточнославянских языков – украинского и белорусского. В развитии и обог..щении русского языка б..льшое зн..чение имело поп..лнение его за счёт заимствований из других евр..пейских языков. Но особенно пол..жительное влияние на него ок..зал выс..коразв..тый старославянский (древнеболгарский) язык, который был на Руси языком религии. Старославянский впитал в себя и дост..жения древнегреческого языка, на котором, по словам М. В. Ломоносова, «витийствовали великие христианской церкви учители и тв..рцы, возвышая древнее красноречие высокими б..госло­вскими д..гматами и п(о/а)рением усердного пения к богу».

В стан..влении русского л..тер..турного языка (в течение XVII––XVIII вв.) важную роль сыграл труд М. В. Ломоносова «О пользе книг ц..рковных в р..ссийском языке» (1758 г.). В нём М. В. Ломоносов изл..жил учение о трёх штилях и опред..лил осн..вные жанры, для которых уместен высокий, средний и низкий штили. Высокий штиль связывался именно с употр..блением старославянизмов и гр..цизмов, уже освоенных русским языком в процессе б..гослужений. «Сим штилем сост..вляться д..лжны гер..иче­ские поэмы, оды, пр..заические речи о важных материях, которым они от об..кновенной пр..стоты к важному вел..колепию возвышаются».

Роль старославянского в стан..влении и р..звитии русского письма, его орфографии отметил А. Х. Востоков в 1820 г. «Если бы русский язык с самого начала не находился в беспрестанном соотн..шении с ц..рковным славянским …, то и мы, может быть, теперь писали бы, сообр..жаясь с народным выгов..ром: маево, тваево или ещё маво, тваво вместо моего, твоего, фсево вместо всего, хто, што вместо кто, что и тому подобное».

Д..льнейшее развитие стилей прив..ло к тому, что русский язык тоже стал обр..зцом для развития не только языков народов СССР, многим из которых он под..рил свою письменность, но и для языков ст..рописьменных, для языков окружающих стран. По обр..зцу русского в них созд..вались научная т..рминология, официально-деловые обороты и жанры научного, публиц..стического, официально-делового и художественного стилей.

Упр. 47. Решите орфограммы, объясните наиболее трудные.

1. Нам идольское нав..ждение перен..мать негоже. Не для того мы, Гос­п..ди, тысячу лет назад к Тебе обр..тились своею душой. (Расп.). 2. Недалеко от этого места, в ст..роне от дорожки, находилась небольшая беседка из акаций; я пор..внялся с нею и уже прошёл было мимо… (Т). 3. Б(о\а)ржа серая и похожа на м..крицу (Ек). 4. Старые св..щеннослужители вгоняли нас в транс многочасовой зубрёжкой св..щенных стихов («Солдат удачи»). 5. …Подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами; нужны школы, местная газета с честным напр..влением, театр, публичные чтения, спл..чённость интелл..ген­тных сил; нужно, чтоб общество сознало себя и уж..снулось (Ч.). 6. Думала Аксинья. Прим..ряла. Передумывала. Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, вл..деть им, как раньше (Ш.). 7. Лицо его при упом..нании о просв..щённой личности стало ещё более матовым и разнеженным… (Кор.). 8. Мало того, – они ещё его власть разбойничью осв..тили и сказали, что она от Бога, и помазали его маслом (Л. Т.). 9. См..тря на манёвры ямщиков, я со скуки пар..дировал американца Купера в его описаниях морских эволюций (Пушкин). 10. – Они, черт знает, с ума сошли со страху: нар(и\е\я)дили тебя в разбойники и в шпионы (Г.). 11. Видимо, когда строили наши з..млянки, свалили немало сосен, прор..дили, осв..тили лес (К. Ван­шенкин). 12. Рожи у обоих запухли, тёмными синяками наливаются, экая крас..тища! Натешились, изм..рдовали друг дружку, разр(и\е\я)дили злобу. Что-то дальше будет? (Аст.). 13. Выходило, что не Сеня утешал старика, а, скорее, старик прим..рял молодого с необх..димостью смерти (Л. М. Леонов). 14. Кругом весело зеленеет молодая тр.. ва, тр..пещут над нею в голубом небе бесчисленные жав..р..нки, пасутся на кормовитой зелёнке пролётные гуси и вьют гнёзда осевшие на лето стр..пета (Ш.). 15. Авось, звуки музыки укр..тят Африкана Семеныча. Константин Диомидыч сел за фортепьяно и сыграл этюд весьма удовлетв..рительно (Тургенев). 16. Устраивались под горою, в затишке; тянулись дома д..линою, словно в ладонях холмов, прикрывались от вечных ветров т..полёвым займищем.

Корни Правило Примеры
Бир-/бер-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.
Заби ра ть - забе ру.
Жиг-/жег- Выжи га ть - выже гший.
Стил-/стел- Засти ла ть - посте лить.
Блист-/блест- Бли ста ть - бле стеть.
Мир-/мер- Уми ра ть - уме реть.
Тир-/тер- Сти ра ть - сте реть.
Дир-/дер- Разди ра ть - разде рёт.
Пир-/пер- Запи ра ть - запе реть.
Чит-/чет-

Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило.

2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Пи р, пи ровать.

Чередование A(Я) /им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я) /им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им (ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а /я . Пожим а ть - пожа ть, нажим а ть - нажа ть, размин а ть - размя ть, поним а ть - поня ть, начин а ть - нача ть, помин а ть - памя ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери . 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство ), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ .
2. После гласной и , например: диета, реквием, кариес . 2. После гласных (кроме и ) в соответствии с произношением пишется э , например: силуэт, поэзия, дуэт .
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия . 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика ) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить ).

Проверяемая ударением безударная гласная в корне слова

Как узнать, какую гласную надо написать в корнях слов: обог…щение, сож…леть, насл…ждаться, осозн…вать, изв…ните? Это очень просто: надо подобрать такое однокоренное слово, в котором неизвестная нам гласная станет ударной . Вот эти слова:

обога щение – богá тый;

сожа леть – жá лость;

насла ждаться– слá дкий;

осозна вать – сознá ние;

изви ните – неви́ нный.

При подборе проверочного слова важно учитывать его значение: запе вать песню (пе ть) – запи вать водой (пи ть), разря дить ружье (удалить заря д) – разре дить всходы (сделать их ре дкими), ума лять значение (делать его ма леньким) – умо лять о помощи (мо лит о помощи), ста рожил города (ста рый житель) – сто рожил сад (сто рож).

!!! ЗАПОМНИ: нельзя проверять безударную гласную в корне глагола с помощью глагола с суффиксом -ива-/ыва-. Например, глагол опо здать нельзя проверять глаголом опá здыва ть. Глагол опо здать мы должны проверить словом пó здний .

2. Непроверяемая ударением безударная гласная в корне слова .

Уже из названия ясно, что непроверяемую гласную проверить обычным способом нельзя. Написание таких слов проверяется по словарю (любому, в том числе электронному) и запоминается: со чи нение, ди ри жёр, ре жи ссёр, ди ректор, диа па зон, те рри тория, апло ди сменты, ко мби не зон .

Есть слова, которые пишутся по-разному в зависимости от смысла: дружная ко мпания – избирательная ка мпания, военная ка мпания.

3. Чередующиеся гласные в корне слова .

Всё было бы гораздо проще, если бы не было чередующихся гласных в корне слова. Но они есть. И правила их написания придётся запоминать.

Но сначала разберёмся, что такое чередование . Чередование – это смена одного другим. Например, смена времени суток (день – ночь – день – ночь ), смена времён года (зима – весна – лето – осень – зима и т.д.).

В случае со словами чередование – это смена гласных в родственных корнях. Так, о может меняться с а, е с и. Например,слова слаг аемое и слож ение имеют родственные корни, но пишутся они по-разному лаг и лож . Почему? Потому что по правилу в этих корнях перед г надо писать а , перед ж – о .

И вот, что ещё важно: безударную гласную в корне с чередующейся гласной нельзя проверять подбором проверочного слова. Например: слово ра сти́ нельзя проверить словом рó ст . Почему? Потому что по правилу в безударном положении (ра сти́ ) перед ст надо писать а .

Вы поймёте это, когда внимательно посмотрите на таблицу, в которой приведены все условия написания чередующихся корней.

Гласная зависит от ударения
нет суфф. -â- есть суфф. -â-
о р- -кло н- -тво р- -за р- -пла в- без ударения пишутся всегда одинаково лаг - лож раст - ращ - рос скак - скоч -кос- -бер- -дер- -мер- -пер- -тер- -жег- -чет- -стел- -блест- -кас-â -бир-â -дир-â -мир-â -пир-â -тир-â -жиг-â -чит-â -стил-â -блист-â корни с -им-, -ин- -равн- пишется в словах со значением равный, одинаковый -ровн- пишется в словах со значением ровный, прямой -мак- пишется в словах со значением погружать в жидкость -мок- пишется в словах со значением пропускать жидкость
ПРИМЕРЫ
заго ре́лый покло ни́ться тво ри́ть за ревóй жук-пла вуне́ц полаг аться полож иться; выраст и выращ енный вырос ли; скак ать вскоч ить ко снуться собе ру заде ру заме реть запе реть выте реть выже г выче т усте лить бле стеть занять примять ка сâ ться соби рâ ть зади рâ ть замирâ ть запирâ ть вытирâ ть выжигâ ть вычитâ ть устилâ ть блистâ ть занимâ ть приминâ ть сравнять счет – выровнять площадку; макать хлеб в молоко – непромока-емый плащ.
!!! Нельзя путать: чередующиеся корни мер/мир с корнями с проверяемой гласной прими рить, сми риться (от слова ми́р, ми́рный ) и изме рение (от слова ме́ра, ме́рить ).
Исключения : выгарки пригарь зоревать пловец пловчиха плывун утварь Исключения : отрасль росток ростовщик Ростов Ростислав скачок скачу скачите Исключения: сочетать сочетание Исключения : равнина ровесник поровну уровень
Соображаю!
Гласная зависит от ударения Гласная зависит от следующей согласной Гласная зависит от наличия/отсутствия суффикса -â- Гласная зависит от значения слова
нет суфф. -â- есть суфф. -â-
В корне чередующаяся гласная В корне гласная, проверяемая ударением В корне гласная, непроверяемая ударением