Биографии Характеристики Анализ

Как щенок свое имя искал… Звук и буква Щ.

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

И для вас практический материал на букву «Щ», это и художественное слово , и игры , и варианты картинок которые можно использовать при знакомстве с буквой.

Буква «Щ»

Веселые стихи

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

Щука клад нашла на дне,

Вот бы щуку в руки мне.

На лужайке, как звонок,

Заливается щенок.

Щ – играющий щенок,

Кверху лапками он лег.

Г. Виеру

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

Щетку щеголь уважает,

Щеткой щеголь пыль счищает.

* * *

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

– Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила,

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

* * *

Могут щетки чистить шубы,

Могут щетки чистить зубы.

Щетки – это не трещотки,

Нам всегда помогут щетки.

Щука в озере жила.

Червяка с крючка сняла.

Наварила щука щей,

Угощала двух ершей.

Рассказали всем ерши:

– Щи у щуки хороши!».

Г. Сапгир

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела.

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

С. Чернов

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки.

Б. Заходер

Щегол на березе щебечет,

Щурится, греясь на солнышке,

Щелкает в роще певец-соловей,

Щиплет теленок траву у реки…

Щедрые, добрые нынче деньки!

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Скороговорки

Чистоговорки

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.

Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.

Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.

2. С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок ?

3. Стукните карандашом по парте, если услышите звук [щ ’] в словах: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

4. Сколько звуков [щ ’] в поговорке: щи да каша – пища наша ?

Игра «Слоговой аукцион»

Продолжите слова слогами чу-щу.

То (-чу ), пи (-щу ), кри (-чу ), уго (-щу ), встре (-чу ), наве (-щу ), та (-щу ), изве (-щу ), кру (-чу ), защи (-щу ), зачи (-щу ).

Продолжите слова слогами ча-ща.

Ро (-ща ), све (-ча ), пи (-ща ), встре (-ча ), ку (-ча ), зада (-ча ), ча (-ща ), да (-ча ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву:

– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.

Игра «Превращение слов»

Измените одну букву в словах: роща (роза ), щенки (пенки ), ищи (иди ), щука (мука ).

Игра «Найдите слово в слове»

Щепка (щека ), щель (ель ).

Игра «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).

2. Составьте слова из слогов:

О т в е т: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.

Игра «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

щ – – – щ –

щ – – – – щ –

щ – – – – – щ –

щ – – – – – – щ –

щ – – – – – – – щ –

щ – – – – – – – – щ –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,

щавель, щекотка. роща, мощи.

Игра «Дополните слово»

Давай сегодня сварим щи!

Слова такие отыщи,

Чтоб в каждом

Было щей немножко!

О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.

Игра «Наборщик»

Составьте слова из букв слова товарищи.

О т в е т: товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.

Игра «Из одного слова – несколько»

Составьте телеграмму из слов, начинающихся с букв слова щука.

О т в е т: «Щенок утащил ключи – Андрей».

Загадки

Моя презентация « Буква «Щ,щ » Звук [Щ] Учимся читать. Поём вместе с нами! » помогает учителям разнообразить урок, привлечь внимание детей к учебному процессу, настроить их на положительное отношение к обучению чтению . Мышление у детей наглядно-образное, поэтому я часто на уроках чтения использую детские презентации с музыкальным сопровождением. Цель данного занятия облегчить детям задачу по запоминанию буквы « Щ», а затем читать слоги, слова с буквой «Щ«. К такому серьёзному процессу, как чтение, можно подойти весело. Например, изображаем букву в виде забавного человечка, поём песенку о букве, читаем и подписываем слайды с названием предметов на букву »Щ» . На первых слайдах мы знакомимся с буквой, читаем стихи про букву »Щ», а на следующих слайдах учимся читать целыми словами. Ребёнок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью иллюстраций. Цель - сделать процесс чтения приятным. На слайдах выделены склады- ЩА, ЩЕ, ЩУ, ЩЁ, ЩЮ, ЩИ …. и подобраны слова,в которых есть эти склады. По складам мы и читаем слова, »чистоговорки» . скороговорки, тексты стихов. Тренируем навыки произношения слов с буквой «Щ», Выполняем задание: найди лишнее слово, назови слова с этой буквой,играем в игры со словами, отгадываем загадки. . Подобраны стихи о животных, названия которых начинаются на букву «Щ», небольшие тексты для чтения.

Презентация поможет совершенствованию навыков чтения учащихся первых классов, станет лучшим способом рассказать всё об этой букве, поддерживает интерес к учёбе.

Цель занятия: изучаем букву Щ, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Щ, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Щ по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Щука Щегол Щенок Щётка

Когда мы произносим звук [щ], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ЩЩЩ. И язык, и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [щ].

  1. Какой звук есть и в слове ЩЁТКА, и в слове ПЛАЩ, и в слове ЯЩИК?
  2. В начале, в конце или в середине слова звук [щ] в слове ЩЕТКА? - ПЛАЩ? - ЯЩИК? - ВЕЩЬ? - КЛЕЩИ?
  3. Гласный или согласный звук [щ]?
  4. Звонкий или глухой этот звук? Почему?
  5. Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  6. А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Щ. Нашили букву Щ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (щетки).

У меня пропал носок,
Утащил его… (щенок).

Медведица рыщет,
Медвежат под елкой… (ищет).

Сказка про букву Щ

Верное средство

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

Я знаю верное средство,- щебечет щегол.
- Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не пройдет… 
- Глупости! - прервал его мышонок Мыша.
- Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Все это смешать и съесть. Как рукой снимет!
- Да, это средство верное, но помогает только мышам,- серьезно сказал поросенок Персик.
- А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.
- Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда.
- Не-е-т, вот я знаю средство - это да! Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке ка-а-а-а-к…
- Зубы надо чистить! - не выдержал ежонок.
- Зубной щеткой. Вот это самое верное средство.

Загадки для детей на букву Щ

Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит -
И одежда станет чище.
(Щетка платяная)

Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет,
Где помашет,
Ни соринки не сыскать.
(Щетка половая)

Хвостик из кости,
А на спине щетинка.
(Щетка зубная)

Хвостиком виляет.
Зубаста, а не лает.
(Щука)

Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье.
(Щетка платяная)

Веселые стихи про букву Щ для детей

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука.
Удивлялась: что за штука.
(А. Пудваль)

А другой присвистнул даже:
- Сам фальшивит, а туда же!
Меж березовых стволов
Перещёлк гуляет…
Кто кого из двух щеглов
Перещеголяет?
(М. Пляцковский)

Щёголь щетку уважает.
Щеткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать.
Не в чем будет щеголять!
(В. Берестов)

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы!
Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес -
Настоящий!
(Е. Благинина)

Ухвачу-ка!
Проглочу-ка!
Щелкает зубами щука.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила.
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
(Ф. Бобылев)

Щука проглотила щетку.
Щетка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?
(Г. Виеру)

Щеголь щегол на березе щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щелкает в роще певец-соловей,
Щиплет теленок траву у реки…
Щедрые, добрые нынче деньки!
(В. Лунин)

Щеки красные у Саши:
Щей он много ел и каши!..
(Б. Тимофеев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.


    Флеш игра «Учим букву У» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание посложнее – найти среди предложе


    Даже если ваш ребенок уже немножко выучил буквы, эту информацию надо постоянно закреплять, а поможет ему в этом флеш игра «Учим букву С». Для начала запомним, как она пишется, для этого надо нарисовать контуры будущей буквы. Второй этап – на узнавание, кликните на каждую из найде


    Подготовка к школе – занятие непростое, и начинать ее следует с изучения букв с помощью онлайн-игры «Учим букву О». Эта буква встречается в словах очень часто, так что важно научиться ее правильно писать. Обведите все зеленые точки, чтобы выучить новую букву алфавита. Затем надо


    Двенадцатая буква алфавита, которой посвящена флеш игра «Учим букву К», довольно часто распространена в нашем языке, и поэтому надо научиться хорошо писать ее и отличать от других букв. Несколько несложных тренировок, и ваш ребенок будет относиться к этой букве как к старой добро


    «Учим букву Ж» — познавательная флеш игра, посвященная изучению восьмой буквы алфавита. Детям довольно непросто дается ее написание, поэтому важно основательно закрепить его на практике. Обводите следом за подсказкой контуры новой литеры, а затем найдите ее в предложенном н


    Флеш игра «Учим букву Е» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание – найти среди предложенных вариа

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство со звуком и буквой [щ].

  • учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух звук [щ];
  • закрепить произношение звука [щ];
  • учить определять место звука [щ] в слове;
  • совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;
  • познакомить со зрительным образом буквы щ;
  • развивать дикцию, связную речь;
  • развивать грамматический строй речи;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • воспитывать доброжелательность, коллективизм.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карандаши, вырезанные из бумаги кости, круги желтого цвета, прищепки, зеркала.

Ход занятия

1.Оргмомент.

Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

Поезд прибыл, откройте глазки. Мы очутились в Королевстве звуков и букв.(слайд 3)

Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

Давайте послушаем, что он говорит.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

Первое задание Королевы.

Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].) (слайд 4)

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий. При произношении звука [Щ] губки округлены. Произнесите этот звук и посмотрите в зеркало как округлились ваши губки.

Этот звук является первым в имени щенка.

Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук. (слайд 5)

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан

Давайте возьмем карандаши и напишем букву Щ в воздухе.

4. Развитие фонематических процессов.

Мы узнали первый звук, давайте поиграем с ним. Игра “Хлопушка”. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Щ]:

К-щ-л-н-щ-п-щ-с-т-щ-щ-м-л-щ;

Ща-сы-па-щу-ащ-ан-оп-чу-щи.

5. Развитие дикции.

Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

Ща-ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи. (слайд 6)

Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э]. (слайд 7)

6. Физминутка.

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь! (слайд 8)

7. Развитие связной речи.

А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

  • Письмо опускают в почтовый … (ящик).
  • На огороде выросли сочные … (овощи).
  • У собаки сынок - … (щенок).
  • Емелины желания исполняла … (щука).
  • Зубы чистят зубной … (щеткой).
  • В Древние времена люди жили в … (пещере).

Нужное слово – картинка появится на экране – слайд 9.

Верно и следующий звук для щенка… Звук [П]. (слайд 10)

8. Звуковой анализ, определение места звука в слове.

К нам прилетела “Звуковая сорока”. Покажите место звука [Щ] в словах и узнаете следующий звук.

Овощ, площадь, щит, плащ, клещи, щипцы. (слайд 11)

Молодцы, следующий звук…[К]. (слайд 12)

9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

А теперь последнее и самое сложное задание: У большого чудища не глаза, а … (глазищи), не усы, а … (усищи), не нос, а … (носище), не руки, а …(ручищи), не ноги, а …(ножищи). (слайд 13)

Чудище-юдище щенку сказало последний звук. Это звук [А]. (слайд 14)

10. Развитие языкового синтеза.

Давайте вспомним, какие звуки мы разгадали: [Щ], [Э], [П], [К], [А]. Составьте имя щенка. (Щепка). Правильно.

А теперь приготовим подарок нашему товарищу, чтобы он не забывал свое имя. (Дети раскрашивают букву Щ на косточке.)

Щенок благодарит вас за помощь и подарки. (слайд 15) Давайте скажем ему до свидания. Закроем глазки и отправимся на поезде домой. (слайд 16)

Итог занятия.

Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

Литература.

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001
  2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. М., 2010
  3. Агранович З.Е. В помощь логопеда и родителям. СПб., 2004
  4. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. СПб., 2010
  5. Светлова И.Е. Домашний логопед. М., 2008