Биографии Характеристики Анализ

Как включить двор в федеральную программу благоустройства. Программа благоустройства дворовых территорий Федеральные программы на год благоустройство двора

Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.

Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.

Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.

Распределение по регионам

В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.

Принятие муниципальных программ

Чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионы и муниципалитеты должны разработать собственную программу и утвердить ее. Необычным является то, что на это могут повлиять сами жители. Мероприятия по благоустройству проводятся на дворовых территориях только многоквартирных домов.

Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.

Какие населенные пункты могут участвовать в программе?

Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.

Кто сейчас заботится о дворах

Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.

Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.

Новые правила

В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!

Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.

Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.

На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.

Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.

Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.

Участие может быть:

  1. Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
  2. Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.

Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.

На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.

Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству

Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:

  1. Создать инициативную группу.
  2. Составить перечень желаемых изменений.
  3. Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
  4. Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
  5. Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.

Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.

На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.

Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.

Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.

На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.

Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.

Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.

Смотрите видео о программе благоустройства дворовых территорий:

Вокруг каждого многоквартирного дома располагается придомовая территория, которая принадлежит всем собственникам одновременно. Действующее законодательство предполагает регулярное проведение работ по ее благоустройству. План этих работ, нормативы качества и другие правила подробно описываются в статье.

Нормативы размеров территории, которая относится к придомовой, регулируется в первую очередь Жилищным кодексом (глава 6). Также обращают внимание на градостроительные акты, которые зависят от конкретного населенного пункта, строительные документы и Правила содержания общего имущества, относящегося к многоквартирному дому.

Единой, конкретной формулы для всех случаев не существует. Однако для каждого дома существует план (его можно увидеть в Управляющей компании или ТСЖ), на котором четко обозначены границы территории.

Таким образом, для определения зоны ответственности по уходу и благоустройству дворовой территории сначала следует четко определить её границы . Юридически она может находиться в муниципальной или частной собственности. В последнем случае земля считается принадлежащей одновременно всем собственникам в долях, пропорциональных площадям их квартир.

Ответственный за благоустройство

Если земля принадлежит муниципалитету, то за благоустройство отвечают представители местной Администрации. Если придомовая территория относится к частной собственности, ответственность несут жильцы. Однако в этом случае собственники, как правило, передают (делегируют) свои полномочия определенному юридическому лицу:

  • Управляющей компанией, которая отвечает за содержание общего имущество, озеленение, уборку двора, вывоз мусора и многое другое;
  • Домовому комитету (из числа собственников назначаются соответствующие ответственные лица).

Таким образом, вне зависимости от размера придомовой территории и формы собственности на нее ответственность за благоустройство лежит на собственнике (прямо или опосредованно – т.е. через договор с Управляющей компанией). УК оказывает соответствующие платные услуги, оплачивающиеся по принятому тарифу.

Владельцы квартир вправе требовать исполнения обязательств по договору в полном объеме. С текстом договора можно ознакомиться в компании или взять его у ответственного лица (например, у председателя ТСЖ или у старшего по дому).

Мнение эксперта

Саломатов Сергей

Эксперт по недвижимости

В случае приобретения квартиры в новостройке собственники заключают договор купли-продажи со строительной компанией. Также подписывается акт приема-передачи имущества (как самого дома, так и двора вокруг него). Обязанность застройщика провести благоустройство двора должна быть прописана в договоре. В противном случае собственники не смогут потребовать от него провести соответствующие работы.

Перечень работ по благоустройству

Конкретный перечень работ утверждается на местном уровне – в постановлениях региональных правительств. Обычно подобные программы носят название «Формирование комфортной городской среды».

Окончательный перечень работ может определяться индивидуально по каждому многоквартирному дому. Жильцы на общем собрании собственников вправе самостоятельно определить конкретный список обязанностей Управляющей компании, обслуживающей дом (в пределах своих финансовых возможностей). В перечень работ обычно включаются такие виды:

  1. Уборка всей территории, предназначенной для общего пользования, в том числе выделенных зон для парковок.
  2. Установка мусорных баков и урн.
  3. Устройство проезда из асфальта, тротуаров.
  4. Монтаж бордюров и поребриков.
  5. Содержание фонарей уличного освещения, периодический осмотр и ремонтные работы, устранение последствий аварийных ситуаций.
  6. Установка систем освещения дополнительного назначения (например, подсветка на спортивной, детской площадке и т.п.).
  7. Создание, содержание, расширение, модернизация детской площадки на территории двора (и других зон активного отдыха при наличии – например, турники, тренажеры и т.п.).
  8. Проведение работ по озеленению, содержание кустарников, деревьев, цветочных клумб.
  9. Окрашивание всех стационарных конструкций, установленных на участке, в том числе ограждений, лавочек, урн, опор и т.п.
  10. Сезонные работы, связанные с обеспечением безопасности жильцов и арендаторов – обработка пешеходных дорожек противообледенительной смесью, уничтожение сосулек, наледей, снежного наста и т.п.
  11. Монтаж, обслуживание и ремонтные работы по ограждениям участка, его отдельных зон (например, цветника, детской площадки).
  12. Монтаж во дворе пандусов, перил, прочих устройств для создания комфортной среды для людей с ограниченными возможностями.
  13. Покрытие территории – натуральный или искусственный газон, асфальт.
  14. Монтаж архитектурных сооружений, скульптур, небольших фонтанов т.п.
  15. Создание зон для выгула животных, ограждение, содержание этих территорий.

Объем каждого вида работ имеет собственную единицу измерения – в большинстве случаев это квадратный метр, погонный метр или штуки. Например, бордюры измеряются в погонных метрах, укладка асфальта – в м 2 , а установка урн – в шт.

Перечни работ составляются на каждый год, содержание видов услуг и цены на них уточняются по мере поступления новой информации. Обычно документ утверждается заблаговременно, до наступления нового года.

Нормы проведения основных работ

Конкретные нормативы устанавливаются как на уровне федерального, так и на уровне регионального законодательства (нормативные акты, ГОСТы, СНиПы и другие документы). Основным источником информации является соответствующее Постановление Госстроя.

Асфальтирование

Это одна из наиболее дорогих статей бюджета проведения благоустройства дворов. Как правило, перед принятием решения о ремонте собирается не менее половины жильцов, которые принимают соответствующее решение большинством голосов. Работы производят за счет дополнительного финансирования собственниками (или за счет доходов от аренды части придомовой территории).

Нормативы асфальтирования следующие:

  • высота слоя может отличаться от принятого не менее, чем на 15 см;
  • ширина покрытия непосредственно вокруг дома не менее 100 см;
  • покрытие на дорогах, непосредственно примыкающих к подъездам, а также на стоянке – обязательно.

Правила огораживания

Возведение постоянных ограждений не запрещено законом, однако при проведении работ необходимо учитывать несколько требований:

  1. Ограда не может перекрывать проход, а также автомобильный подъезд к дому.
  2. Территория двора не может быть ограничена полностью – так, чтобы жители других дворов не могли беспрепятственно пересечь ее.
  3. Вместе с тем детская площадка или парковка может быть огорожена полностью.

Ограждения на парковке не должны мешать проезду к дому специальному транспорту (полиция, скорая помощь, пожарные машины и т.п.).

Правила озеленения

При проведении благоустройства двора практически всегда уделяется внимание озеленению территории. Оно осуществляется с учетом таких требований:

  1. Стрижка газонов, кустарников, зеленой изгороди проводится регулярно (несколько раз за теплый сезон).
  2. Полив своевременный, в засушливое лето – усиленный.
  3. Недопустимость самовольного насаждения кустарников и деревьев, равно как и их выкорчевывания.
  4. Соблюдение четких границ зеленой зоны, газонов. Недопустимо расширять ее за счет пешеходных дорожек и других участков.
  5. Не допускается использовать деревья в качестве столбов, опоры, рекламных конструкций и т.п.
  6. Своевременная уборка сухостоя, прошлогодней травы.
  7. Запрещается размещение парковочных мест непосредственно в зеленой зоне.
  8. Допускается возведение невысоких ограждений, сигнальных столбиков для визуального выделения газонов, зоны с деревьями и кустарниками.

Иногда зеленая зона во дворах дополнительно содержит искусственный водоем. В этом случае на собрании собственников необходимо разработать порядок по уходу за водой во избежание засорения пруда, цветения воды и т.п.

Обустройство детской площадки

Ответственность за возведение детской площадки лежит:

  • на застройщике, если в договоре этот пункт был изначально предусмотрен (для новостроек);
  • на собственниках квартир, если придомовая территория уже была приватизирована;
  • на муниципалитете (Администрации), если приватизации пока не было.

Требования к созданию и обслуживанию площадок наиболее строгие, поскольку речь идет в первую очередь о безопасности детей.

В целом при проведении монтажных или ремонтных работ придерживаются таких требований:

  1. Зону для размещения площадки выбирают исходя из того, что она должна быть наиболее удалена от проезжей части, мусорных баков (не менее 20 метров).
  2. По периметру площадку ограждают деревьями, которые будут давать тень летом.
  3. Обязательно создание песчаной подушки для минимизации травм при падении. Замена песка проводится ежегодно.
  4. Поддержание чистоты, соблюдение санитарных норм.

Следить за состоянием территории должны сотрудники Управляющей компании. Они убирают мусор, производят текущий ремонт, осуществляют регулярный осмотр с составлением отчетов и т.п.

Требования ГОСТа по благоустройству детских площадок предписывают создание нескольких зон для разных возрастных групп. На практике реализовать эту идею удается далеко не во всех случаях. Поэтому ограничиваются монтажом как минимум одного турника (тренажера, игровой конструкции) для каждого возраста.

Текущий и капитальный ремонт

Под капитальным ремонтом понимают такие виды работ:

  • озеленение двора кустарниками и деревьями, создание живой изгороди;
  • монтаж ограждений, строений;
  • асфальтирование парковок, внутридворовых дорог и пешеходных дорожек.

В состав текущего ремонта входит:

  • ямочный ремонт автодорог;
  • работы по содержанию ограждений и строений на участке;
  • ремонтные работы на детских и спортивных площадках.

Как принять участие в программе по благоустройству

Содержание дома, в том числе и придомовой территории осуществляется в основном Управляющей компанией, которой жильцы передают эти полномочия по договору. Однако на практике сфера ее ответственности ограничивается , вывозом мусора, подстриганием газонов и т.п. Чтобы провести полное обновление детской площадки, организовать зону отдыха и выполнить другие масштабные изменения, жильцам приходится обращаться в местную Администрацию.

Шаг 1. Проведение общего собрания

Прежде всего, собственники должны собраться на общем собрании, чтобы решить вопрос о составлении плана благоустройства своего двора. На практике один и тот же двор фактически принадлежит сразу нескольким многоквартирным домам. Поэтому целесообразно организовать общее собрание с участием собственников всех квартир, относящихся к микроучастку.

Предварительно собирается инцииативная группа (например, старшие по дому, по подъездам, председатели ТСЖ) и составляют объявление об организации собрания. В нем отражают сведения:

  • о составе инициативной группы;
  • о дате, времени и месте проведения собрания;
  • о повестке дня (в том числе благоустройство двора).

Решение принимается простым большинством голосов. При этом кворум (минимально необходимое количество) составляет 50% от всех собственников. и подписываются участниками.



Итоги собрания доводятся до всех собственников с помощью объявлений в течение 10 календарных дней после принятия решения. Требования к составлению протокола следует уточнять в соответствующем нормативном документе (Приказе).

Шаг 2. План благоустройства двора

На собрании среди прочих вопросов обсуждается перечень, план и порядок проведения работ по благоустройству двора. План составляется с привлечением специалистов или без них. Как правило, собственники приводят полный перечень всех работ, обозначают их на схеме.

После этого определяют форму участия всех жильцов (финансовая – т.е. оплата деньгами или трудовая – выполнение тех или иных работ). Утверждают кандидатуру председателя, ответственного за подачу заявки на благоустройство.

Шаг 3. Подача заявки

Протокол собрания собственников одного или сразу нескольких домов (или протоколы собраний по каждому дому) передаются в местную Администрацию ответственным председателем. Также право обращения имеет любой житель дома. Порядок и сроки рассмотрения зависят от местных регламентов, которые нужно уточнять на месте. При этом можно проверить и то, включен ли дом в программу по благоустройству. Это делается также в Администрации (по запросу) или на официальном сайте (при наличии возможности).

Шаг 4. Ожидание решения

На основе поданных данных муниципалитет самостоятельно составляет дизайн-проект, в котором учитываются пожелания жильцов. Этот документ согласовывается между всеми представителями собственников многоквартирного дома. После согласования проект окончательно утверждается в Администрации (не позднее 1 июля). Затем объявляется конкурсный отбор компаний, готовых осуществить работы по благоустройству, и примерно через 2 месяца определяется победитель конкурса. Сроки и график работ составляются индивидуально.

Дополнительные источники доходов на благоустройство

Финансирование осуществляется не только за счет средств собственников (при оплате квитанций). Также возможен вариант привлечения дополнительных средств за счет:

  • сдачи в аренду части придомовой территории под магазины, организацию парковок и т.п.;

Эксперты Центра мониторинга благоустройства городской среды проверили, как федеральный проект реализуется в семи регионах: Чувашской Республике, Воронежской области, Приморском крае, Тульской, Новгородской и Томской областях, а также в Республике Удмуртии. Как оказалось, общая проблема для всех регионов – жители плохо информированы о проекте и возможностях участия в благоустройстве. Полный перечень всех обнаруженных недочетов активисты направили в Минстрой России.

Как сообщили эксперты, в Чувашской Республике на официальном сайте Минстроя размещен только проект госпрограммы по формированию городской среды на 2018–2022 гг. При этом заседания межведомственных комиссий проводятся реже чем один раз в три месяца, а глава региона не курирует большую часть мероприятий лично. По состоянию на 31 октября 2017 г. из девяти муниципальных образований только в двух выполнены все работы по благоустройству.

Проверка на месте показала, что в муниципальную программу благоустройства города Чебоксары внесены дворовые территории, которые уже были приведены в порядок в 2013–2016 гг. Кроме этого, во многих случаях при формировании перечня объектов и эскизных проектов гражданам были даны образцы только одного производителя, а при проектировании не соблюдались и не учитывались нормы по созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан.

«В Воронежской области, как оказалось, при подаче заявок на благоустройство жители не получали на руки номер поданной заявки. В связи с ускоренными сроками формирования заявок в 2017 г. планы благоустройства дворовых территорий разрабатывались без учета мнения граждан, а фактически были навязаны районными администрациями. Жителям пришлось все это одобрить, так как иначе дворы могли просто не попасть в проект», – отметила координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды, член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина.

При этом на сайтах некоторых муниципальных образований в Воронежской области нет информации по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», несмотря на то что все программы должны быть размещены на сайтах муниципальных образований. Также зафиксировано несколько случаев изменения утвержденных гражданами планов благоустройства дворовых территорий, поскольку уменьшилось финансирование проекта. Одна из проблем, с которой эксперты столкнулись в регионе, – отсутствие надлежащим образом оформленных прав граждан на земельные участки под многоквартирными домами (МКД). Из-за этого возникают проблемы по дальнейшему содержанию дворовой территории и имущества, находящегося на ней.

Так, в Приморском крае не вошли в программу по формированию современной городской среды размежеванные дворы, находящиеся в собственности жильцов МКД. Кроме того, выяснилось, что большинство жителей края не знают о реализации проекта и, соответственно, не участвуют в принятии решений. При этом заседание краевой межведомственной комиссии проводится реже чем один раз в три месяца.

По итогам проверки в Томской области эксперты Центра сделали вывод, что представителей органов власти, ответственных за реализацию приоритетного проекта, нужно обучить правилам проведения собраний, основам информационной открытости и контролю за качеством работ. Выяснилось, что в программу по благоустройству на 2018–2022 гг. не включают заявки от жителей, которые не попали в программу в 2017 г., а требуют от людей повторно собирать документы и подавать заявки.

«Очевидно, что в регионе существуют проблемы с комплексным подходом к реализации приоритетного проекта, – пояснил координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Томской области Родион Газизов. – К примеру, при благоустройстве дворовой территории внимание необходимо обращать не только на работы по асфальтированию, но и на обустройство ливневой канализации, внешний облик фасада дома, наличие тротуаров. Важно также, чтобы у жителей не возникало вопросов по поводу адекватности соотношения объема фактически проведенных работ и их стоимости, поэтому нужно с людьми разговаривать, советоваться, учитывать их мнение, объяснять, что, как и зачем будет сделано».

В Тульской области эксперты столкнулись с плохим качеством работ по благоустройству. Например, в областном центре по улице Лейтейзена, 4, работы уже завершены, однако, по мнению жителей дома, осталось много недочетов: так, на территории нет газона, вокруг горок и турников – грязь. Недовольны люди также тем, что лишились лавочек возле подъездов. Активисты ОНФ в Тульской области обратили внимание на эти недочеты и проконтролируют, чтобы они были устранены.

В Новгородской области, по мнению экспертов, власти подошли к реализации проекта формально. На практике оказалось, что при формировании современной городской среды чиновники ограничились асфальтированием дворов. Кроме этого, разработанные дизайн-проекты не были утверждены жителями в отдельных районах Новгородской области, а при заседаниях в общественных комиссиях не учитывалось мнение общественников.

В Удмуртии к качеству работ по благоустройству также были замечания. Почти во всех проверенных дворах также лишь отремонтировали асфальтированные дороги, и не везде качественно. Кроме того, претензии имеются к элементам доступной среды, а также к несогласованности проектно-сметной документации с жителями.

«Каждый раз мы напоминаем, что приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на то, чтобы вовлечь в процессы благоустройства самих жителей, сделать дворы и общественные пространства удобнее для них. Однако многие граждане просто не знают о существовании проекта, и с этим нужно бороться», – пояснила Светлана Калинина.

Федеральное правительство дало 20 млрд рублей на благоустройство дворов, парков, набережных и площадей. Это необычно, потому что федеральное правительство не должно заниматься такими вещами. Но вот, занимается.

Идея в том, что Россия дает городам и регионам деньги, а те на эти деньги благоустраивают дворы и парки. После благоустройства придомовые территории войдут в общедомовое имущество и собственники квартир будут платить за их содержание и ремонт.

Чтобы получить бюджетные деньги, регионы, муниципалитеты и жители должны принять собственные программы благоустройства, утвердить проекты и внести посильный вклад. Участвовать можно деньгами или трудом. Тем, кто ничего не вложит, не дадут федеральных денег.

Взять 🌾🌿🍀 в свои руки

Как было раньше?

По жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен относиться к общедомовому имуществу, но на деле большинство дворов до сих пор не прошли процедуру официальной передачи и считаются муниципальной собственностью. Каждый год власти выделяют деньги из бюджета и решают, где поставить новый фонарный столб, а где - лавочку.

Кроме них ничейным дворам помогали спонсоры и меценаты. За лавочками и урнами у подъездов следили УК и ТСЖ , но из-за постоянной нехватки денег могли делать это нерегулярно и плохо. Озеленением дворов занимались бабушки.

После окончания программы в 2022 году благоустроенные дворы станут частью общедомового имущества и жильцы будут платить за их содержание так же, как платят за содержание подъездов, подвалов и крыш.

Мы теперь должны сами платить за благоустройство?

Да, но прежде чем переложить на жителей ответственность, государство поможет навести порядок в вашем дворе. Для этого власти и выделили деньги на программу благоустройства.

Благоустроят все дворы?

Нет, это зависит от жителей. В 2017 году деньги на благоустройство дадут только тем, кто проявит инициативу и сам поучаствует трудом или деньгами. Жильцы дома должны будут решить, какое им нужно благоустройство, сколько денег они готовы на это потратить и готовы ли поработать в собственном дворе.

А какое участие жителей предполагает правительство?

Чтобы участвовать в программе, надо решить, что именно вы хотите благоустроить, какой вклад готовы внести, кто потом будет следить за сохранностью и кто будет представлять интересы вашего двора. Всё это решается на собрании собственников.

А как происходит принятие решений? Как попасть на собрание жильцов своего дома?

Собрание могут организовать правление ЖКХ , УК или инициативные жильцы. Для этого они должны оповестить всех жильцов дома: расклеить объявления, положить приглашения в почтовые ящики или пригласить собственников лично.

Я хочу парковку во дворе. Что делать?

После 1 апреля уточните, участвует ли ваш регион и муниципалитет в программе благоустройства. Новости об участии появятся в местных СМИ и на официальных сайтах.

Запишитесь на семинар, который организует муниципалитет, и посетите публичные слушания: там вы узнаете местные подробности, сможете получить образцы заявок и других документов.

До 1 июня сами или с помощью правления ТСЖ и УК организуйте собрание жильцов, расскажите о программе, объясните условия. Убедите жильцов в необходимости парковки. Может быть, соседи предложат еще расширить палисадник или обустроить детскую площадку. Не забудьте обсудить формат и размер участия жильцов в благоустройстве.

Зафиксируйте все решения в протоколе собрания и до 1 июня отправьте заявку в муниципалитет. После 1 июня зайдите на муниципальный сайт и убедитесь, что ваш двор включили в программу и запланировали все необходимые работы. Сверьте план с протоколом и заявкой.

А нам бы всего одну лавочку у подъезда.

Одну лавочку вам может установить УК или ТСЖ : это находится в их компетенции и для этого не обязательно участвовать в программе. Обратитесь в свою УК или правление ТСЖ .

А зачем это всё государству?

С помощью программы государство хочет выстроить систему для улучшения комфорта жителей городов. В результате государство хочет не только благоустроить дворы и общественные зоны, но и выработать правила содержания, назначить ответственных и научить власть и жителей сотрудничать.

Я не хочу ничего решать и ходить ни на какие субботники! Я плачу налоги и хочу, чтобы у нас было всё как в Германии! Чтобы кустики стриженые, газоны зеленые, чтобы не было какашек на улицах - как в Америке. Где это всё? Я вас спрашиваю: где?

В Германии за ремонт и содержание многоквартирного дома платят собственники. Ни муниципальные, ни региональные, ни другие власти не выделяют денег на ремонт и благоустройство даже раз в 10 лет.

Платить за коммуналку 400-450 € в месяц для немцев нормально . В эту сумму входит садовник, вывоз мусора, освещение территории, поддержание порядка на парковках, уборка подъездов. Поэтому во многих немецких дворах есть только газон: меньше объектов благоустройства - ниже плата за содержание.

В Италии собственник квартиры платит муниципальный налог на содержание улиц и парков, второй налог - на вывоз мусора, и отдельно - ежемесячные платежи на содержание дома и прилегающей территории. В месяц квартира обходится в 150-300 €. Если во дворе есть парковка, места на ней сдают в аренду. Неважно, живет автовладелец в доме или нет, он будет платить 15-50 € в месяц за машино-место.

В Алабаме домовладельцы , а городские власти штрафуют тех, у кого лужайка недостаточно ухоженная.

В предыдущих статьях мы рассказали про национальный проект «ЖКХ и городская среда» . Это план Минстроя, как улучшить качество жилищно-коммунальных услуг и создать комфортную городскую среду. Авторы проекта обещают, что к 2020 году города станут уютнее, красивее и удобнее.

«Двигателем» преобразований станут жители, но им не обойтись без помощи специалистов-коммунальщиков. И в первую очередь они обратятся к управляющей организации. Поэтому рекомендуем УО внимательно прочитать сегодняшнюю статью. В ней мы рассказали, как включить дом в программу благоустройства на 2017 год .

Что сделают

  • правила благоустройства и содержания;
  • эффективные системы уборки, освещения и озеленения.

Общественные зоны, которые чаще всего посещают горожане, обустроят в 2017 году. А до 2020 года планируют привести в порядок все городские территории.

Две трети финансирования из федерального бюджета будут потрачены на благоустройство дворов. Поэтому у горожан есть хорошая возможность получить финансирование на обустройство дворовой территории .

Преобразится ли двор, зависит от жителей. Важно донести до них, что территорию включат в программу только в случае, если они проявят заинтересованность и инициативу. Как создать двор вашей мечты, Минстрой РФ рассказал в пошаговой инструкции .

Шаг 1. Узнаём условия программы

Органы местного самоуправления должны разработать и до 1 апреля 2017 года опубликовать проект муниципальной программы благоустройства придомовых территорий . В нём указаны условия участия в программе, минимальный перечень работ и примеры элементов благоустройства, стоимость этих элементов.

Если вы хотите сделать в своём дворе больше, чем предполагает минимальный перечень, можно провести дополнительные работы.

Для этого должны найтись заинтересованные лица среди живущих в домах поблизости, арендаторов и собственников помещений, общественных организаций. Заинтересованные лица участвуют в проведении дополнительных работ .

Минимальную долю и способ участия определяет муниципалитет. Участие в дополнительных работах может быть трудовым или финансовым. В первом случае жители проводят субботники, своими силами сажают растения, делают клумбы, устанавливают уличную мебель. При финансовом участии они частично оплачивают проведение работ.

Собрать средства на дополнительные работы можно следующими способами:

  • использовать накопления по текущему ремонту общего имущества или резервные фонды,
  • получить от использования общего имущества,
  • собрать единовременную целевую плату по решению общего собрания через управляющую организацию или ТСЖ или по ведомости наличными денежными средствами,
  • привлечь спонсоров.

Шаг 2. Составляем план

Из заинтересованных лиц собирается инициативная группа. При этом важно учитывать, в чьей собственности двор. Он может принадлежать:

  • собственникам одного МКД (входит в общее имущество);
  • собственникам нескольких МКД (на земельных участках двух и более МКД);
  • муниципалитету;
  • собственникам нескольких МКД и муниципалитету (между земельными участками МКД расположен муниципальный участок).

Чтобы это выяснить, надо узнать границы земельного участка , если они определены. Сведения о границах земельного участка можно посмотреть в кадастровом паспорте здания или на сайте Росреестра.

Кому бы ни принадлежал двор, обустроить его по программе можно.

Если двор общий для нескольких домов, то в инициативную группу должны входить представители каждого дома. Инициативная группа решает следующие задачи:

  • создать план двора,
  • определить перечень работ и объём участия жильцов,
  • провести ОСС,
  • контролировать воплощение идеи на всех этапах.

В помощь жильцам в каждом муниципалитете работает общественная комиссия . В ней собраны эксперты по благоустройству, строительству, краеведению. Специалисты помогут выполнить чертёж двора и учесть:

  • пожелания собственников,
  • муниципальную программу,
  • природные и другие особенности территории.

Шаг 3. Проводим ОСС

С готовым чертежом инициативная группа выходит на общее собрание собственников. Если в инициативной группе представители нескольких МКД, ОСС проводится в каждом доме с одинаковой повесткой дня.

  • выбрать председателя и секретаря ОСС, счётную комиссию;
  • обратиться в ОМС с предложением о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования комфортной городской среды на 2017 год (в этом пункте следует указать планируемый перечень работ, который соответствует установленным минимальному и дополнительному перечням);
  • определить форму и долю участия собственников (размер финансового участия указывается в процентах от стоимости, трудового - в количестве человек, привлечённых к выполнению работ);
  • определить порядок и источник финансирования работ;
  • выбрать ответственного за согласование дизайн-проекта, контроль и приёмку работ;
  • включить установленные объекты в состав общего имущества МКД для их последующего содержания.

На подготовку и проведение общего собрания у жителей будет 1-2 месяца со дня опубликования муниципальной программы. А подготовиться к такому собранию нужно качественно. Ведь если хотя бы в одном из нескольких домов решение на ОСС не будет принято, двор не включат в программу.

Минстрой РФ рекомендует выбрать очно-заочную форму и проводить очную часть собрания во всех дворах одновременно. Так жильцы смогут вместе обсудить вопросы и договориться. На собрании обязательно решить все вынесенные в повестку вопросы.

Шаг 4. Подаём заявку

Для включения двора в программу в органы местного самоуправления направляется протокол ОСС (один или несколько в зависимости от количества МКД, к которым относится дворовая территория) с принятыми решениями. К протоколу можно прикрепить план благоустройства.

Рассматривать заявку будет общественная комиссия. В неё входят представители ОМС, политических партий, общественных организаций и так далее. Порядок рассмотрения должен быть опубликован на сайте муниципалитета до 1 апреля 2017 года.

Проект муниципальной программы выносится на общественное обсуждение. Там и будет решаться судьба каждой заявки. Жители могут принять участие в обсуждении. Как это сделать, определяет муниципалитет.

Шаг 5. Согласовываем дизайн-проект

Если двор включили в план обустройства территорий, на основе плана (чертежа) создаётся дизайн-проект . Он может выглядеть по-разному, смотря какой объём работ запланирован. По необходимости может содержать проектную и сметную документацию или только изображения двора с описанием предложенных работ и мероприятий.

Дизайн-проект не должен нарушать права третьих лиц или препятствовать прохождению инженерных коммуникаций. Его согласует ответственное лицо, выбранное на ОСС.

До 1 июля 2017 года муниципальные власти должны утвердить дизайн-проект на двор. Это произойдёт, если:

  • уполномоченные от лица ОСС согласовали проект;
  • собственники в полном объёме внесли на специальный счёт свою долю финансового участия и/или представили гарантийное письмо о том, что конкретные названные жители будут участвовать в выполнении работ.

После утверждения дизайн-проекта начнётся конкурсный отбор подрядчиков. Обустраивать территорию примутся примерно через 1,5 месяца после объявления конкурса.

Шаг 6. Контролируем работы

Уполномоченный представитель собственников контролирует работы по благоустройству. Если он видит, что подрядчики делают работу некачественно или не в соответствии с проектом, пишет обращение в ОМС.

Работники должны при обустройстве территории соблюдать требования доступности для маломобильных групп населения .

План по двору надо выполнить до конца 2017 года. Работы принимает комиссия, в которой состоит ответственный, выбранный на ОСС. Для оценки выполненных работ можно привлекать экспертов. Если мероприятия проведены качественно и по проекту, подписывается акт сдачи-приёмки.

Шаг 7. Содержим дворовую территорию

И вот перед вашим домом новая, современная площадка, в создание которой вы вложили свой труд и финансы. Подумайте, как долго она сохранится в таком виде: как на картинке дизайн-проекта? Ведь за любым имуществом нужно следить, обслуживать его и ремонтировать. Тут собственникам нужны услуги управляющей организации .

Чтобы принять решение о содержании дворовой территории, инициативная группа собирает предложения от УО, ТСЖ, обслуживающих организаций и выносит их на общее собрание собственников.

На ОСС решаются вопросы, какая организация будет содержать двор и как эти работы будут оплачивать.

Обслуживать двор, общий для нескольких МКД, могут одновременно несколько организаций.

Помните, что при содержании дворовой территории должны учитываться её особенности.