Биографии Характеристики Анализ

Как выйти из творческого ступора. Причины возникновения творческого ступора

Каждому, кто хоть раз выполнял какое-либо творческое задание, знакома ситуация, когда работа остановилась, вдохновение пропало, идей нет, а вокруг все отвлекает и не дает собраться с мыслями. В английском есть для этого специальный термин - creative block. Автор блога ISO50 решил расспросить востребованных дизайнеров, художников и представителей других творческих профессий о том, как они преодолевают творческий ступор и откуда черпают идеи, и в результате получил 15 советов, как вернуть потерянное вдохновение.


Николас Фелтон. Входит в число 50 самых влиятельных графических дизайнеров США по мнению Fast Company. Является соучредителем сайта Daytum.com - сервиса, позволяющего систематизировать ежедневные занятия и составлять для них графики.

«Я стараюсь по-разному проживать каждый год, и у меня есть своя схема. Если год нечетный (например, 2009-й), я много путешествую и фокусируюсь на своих собственных проектах. В четные годы я стараюсь больше работать и зарабатывать. В 2005 году я провел 5 недель, путешествуя по миру, а в 2007 году три недели ездил по Китаю, Тибету и Непалу. После обоих путешествий я вернулся к работе полным творческой энергии, новых идей.

Еще одна моя стратегия - соглашаться на все предложения, даже если их больше, чем я могу выполнить. Повышение требований к себе и страх провалить дело всегда держат в тонусе».

Том Мюллер. Графический дизайнер из Бельгии, основатель собственной студии helloMuller Ltd, занимающейся графикой и иллюстрациями.

«Я вдохновляюсь самыми обыкновенными вещами, которые меня окружают. У меня редко бывает полное отсутствие идей: что-то все время вертится в голове, и тут уже вопрос в расстановке приоритетов и распределении времени.

В поисках вдохновения можно обращаться к своим же работам: работая над одним шрифтом целый год, я периодически заимствовал из своих старых дизайнерских набросков. Поэтому не забывайте про свои блокноты, да и вообще старые предметы - это настоящее сокровище: мне в работе очень помогло рассматривание обложек старых книг и постера «Хиросима» Уима Кроуэлла.

Так что дерзайте: идеи повсюду - они обязательно возникнут, особенно если специально их не искать».

Одри Кавасаки. Художница из Лос-Анджелеса, известная своими иллюстрациями с едва уловимым эротическим намеком, сочетающими технику японской манги и арт-нуво.

«Когда все идеи заканчиваются, это значит, что я просто не могу сконцентрироваться и терпеливо засесть за работу, или меня беспокоит что-то, не имеющее прямого отношения к делу. За годы я выработала тактику: просто надеть наушники и слушать музыку. Музыка помогает дистанцироваться и не отвлекаться на постороннее. Хотя в последнее время я в таких случаях слушаю аудиоподкасты - в них можно найти много вдохновляющих историй».

Хой Вин. Директор дизайн-отдела NYTimes.com, который, в частности, разработал приложение Mixel - инструмент для составления коллажей из любых фотографий и картинок.

«Мой рецепт - много читать и делать много набросков или черновиков. Чтение - это долгосрочный вклад в свое развитие: нужно постоянно накапливать идеи, мнения, детали, точки зрения, метафоры и символы, чтобы потом приступать к любому проекту с огромной базой знаний и источников вдохновения, а с помощью набросков можно активировать всю пассивную информацию, которая хранится в голове.

Визуализация разных идей - даже несвязанных друг с другом - в итоге подскажет, чего именно тебе не хватает в проекте. Главное - рисовать быстро и не задумываясь, ни в коем случае не прорисовывая детали: так ты думаешь не об исполнении рисунка, а о его содержании».

Ким Хольтерманд. Фотограф из Дании, специализируется на съемке архитектуры и ландшафта, начал карьеру всего пару лет назад, так что продолжает работать экспертом по отпечаткам пальцев в отделе криминалистики датской полиции.




«Только музыка может вернуть мне творческий настрой - это неиссякаемый источник креатива. Многие из моих работ были созданы под треки от Sigur Rós (это музыка на все времена), Hammock, Max Richter, Air, Dead Can Dance, Helios, Johann Johannsson, Jonsi and Alex, M83, Olafur Arnalds, Trentemøller... В общем, я могу продолжать бесконечно».

Джаспер Гудалл. Иллюстратор-фрилансер из Бирмингема. Занимается продвижением собственного лейбла купальных костюмов JG4B и называет их искусством, которое можно носить.

«Мне помогают несколько вещей: во-первых, оторваться от компьютера. Поехать в какой-нибудь город, в котором я еще не бывал, и просто побродить: однажды я сел в кафе в Берлине, и в голову пришло столько идей, что я искренне не знал, что с ними делать.

Еще я хожу в библиотеку местного Университета искусств и дизайна: там можно просмотреть старые издания журналов о дизайне и фотографии. После я прихожу домой, распечатываю понравившиеся статьи и картинки и вклеиваю их в толстую тетрадь. Идей после этого - хоть отбавляй».

Эрик Шпикерманн. Легендарный немецкий типограф, профессор Бременского Университета, соотечественник и продолжатель дела первопечатника Гутенберга. Считает свой интерес к типографии неизлечимой болезнью и называет типографической манией.

У меня есть 5 советов:

Отвлекайся. Займись чем-нибудь другим, что тебя отвлечет - помой машину или разбери старые файлы на компьютере.

Думай. Откинься в кресле и просто перестань контролировать свой поток мыслей.

Исследуй. Ищи информацию, подними свои старые проекты, но избегай Google - можно потратить слишком много времени, прежде чем натолкнуться на что-то полезное.

Делай наброски. Рисование - это здорово, даже если ты совершенно к этому не способен. Визуализация мыслей сразу их оживляет.

Разделяй. Отвлекись от проблемы, разбей свой проект на маленькие части и собери их обратно в одно целое.

Джи Ли. В данный момент занимает должность креативного директора Facebook. До этого работал на аналогичной позиции в Google. Не только ведет креативные разработки, но и читает лекции по всему миру - в том числе, давал мастер-класс в СПбГУ.

«Когда наступает “идейный ступор”, я делаю несколько вещей. Надолго иду в душ - там смываются старые мысли, и я чувствую, как обновляюсь. После этого я убираюсь в квартире: не могу думать, когда кругом бардак. Если результата все еще нет, я еду кататься по окрестностям на велосипеде и стараюсь не думать о своем проекте вообще. Так или иначе, эта схема всегда работает».

Си Скотт. Графический дизайнер и иллюстратор из Великобритании, знаменитый своими бумажными 3D-моделями. Читает лекции в Leeds College of Art and Design, периодически - в разных городах мира. Среди его заказчиков были Vogue, Nike и Tiffany&Co.

«Со мной довольно часто случается, что я не могу ничего придумать, но так бывает у всех творческих людей. Я понял, что есть только один способ преодолеть это: не сидеть и ждать, пока вдохновение вернется, а продолжать работать, использовать все идеи, которые есть, какими бы неподходящими они не казались».

Designunit. Датская студия дизайна, специализирующаяся на моде, дизайне книг и журналов, создании видео.

«В нашей студии только два креативщика. Для каждого отдельного проекта мы привлекаем разных людей, фрилансеров, которые, на наш взгляд, наиболее подходят для выполнения данной работы. Мы все время ищем источники вдохновения и обязательно записываем их, чтобы потом в случае необходимости вернуться к ним снова. Это могут быть предметы на улице, на которых остановился взгляд (их надо обязательно фотографировать), книги, модные показы, фильмы, блоги и т.д. Так что каждый раз, когда мы начинаем новый проект, мы обсуждаем вещи, которые могут привести нас на правильное настроение, и делаем мудборды - коллекции вдохновляющих нас картинок».

MINE. Студия графического дизайна из Сан-Франциско, на сайте которой нет вообще ничего, кроме одной надписи: «Мы делаем книги, упаковку, графику и интерактивные кампании для визионеров в области науки, революционеров в области образования, авторов бестселлеров, музеев, гигантских телекоммуникационных корпораций и голливудских продюсеров».

Ты застрял, если всерьез веришь, что идей нет, не знаешь, как выбраться из застоя, и если ты знаешь, как выбраться, но сомневаешься в своих силах. В этих случаях делать надо так:

Я спрашиваю себя, а правда ли я застрял? Иногда мы все еще генерируем массу идей, но зачем-то себя убеждаем в том, что это творческий кризис. И потом, творческий кризис - это тоже что-то новое: нужно воспринимать его как новый опыт.

Я ничего не делаю. Если ты застрял - это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Лучшее лекарство в этой ситуации - новая перспектива. Абстрагировавшись от проблемы, я могу лучше ее рассмотреть. Я могу сходить в кино или в музей - так или иначе, новые впечатления сами натолкнут меня на правильное решение.

Я переключаюсь на то, что делаю хорошо, чтобы напомнить себе, что я классный. Иногда я знаю, как решить проблему, но решение кажется очень тяжелым. Тогда я берусь за другие, простые задачи: это может быть пост в блоге, уборка в гараже, что угодно. Быстро и хорошо выполняя задачи, я убеждаюсь в том, что я могу все: и даже то самое трудное задание кажется просто очередным пунктом, который надо вычеркнуть из to-do листа. И никакой лишней паники.

Airside. Креативное агентство из Великобритании, которое точно знает, что идейный ступор может завести в тупик и что с этим делать. Создатели студии, которая выиграла множество наград от D&AD и Design Week, в этом году решили ее закрыть и заняться своими собственными проектами: записать музыкальный альбом, уехать в Токио, перейти на работу в другое агентство.

«Поставь будильник на 5 утра. Когда он зазвонит - либо вставай и наслаждайся этим уникальным временем суток, либо ложись снова спать и смотри яркие, безумные сны: так как ты будешь находиться стадии быстрого сна, они останутся в голове и после того, как ты проснешься, и зарядят тебя креативностью на весь день.

Не сиди и не жди, пока что-то неожиданно придет в голову. Не читай журналы, не ищи в Google - иди на улицу, в театр, в музей, на прогулку. Обязательно при этом выключи телефон и не бери с собой компьютер.

Расширь область своих интересов. Чем больше ты потребляешь культурного продукта - тем лучше можешь понять, что в итоге хочет увидеть твой клиент. Обменивайся мнениями с коллегами, смотри на свой проект под разными углами.

С другой стороны, можешь, наоборот, никого не слушать, абстрагироваться от всех правил и работать так, как ты чувствуешь и как тебе нравится. Если ты устал от того, что в креативной индустрии все сводится к компромиссу между заказчиком и исполнителем, просто положись на свой творческий инстинкт и попробуй заразить им других».

Кевин Дарт. Художник-фрилансер из Лос-Анджелеса, который делал анимацию для Walt Disney, Dreamworks и Cartoon Network.

«У меня есть куча трюков для таких ситуаций: например, посмотреть фотографии в интернете, сменить рабочий стол на столик в кофейне и много чего еще. Но лучше всего просто поговорить с друзьями. Они смотрят на вещи совсем не так, как я, и рассказывают много нового: могут подбросить классную вдохновляющую фотографию или просто подбодрить парой хороших слов - это всегда заставляет двигаться дальше!»

Invisible Creature. Два основателя дизайн-студии из Сиэттла - бывшие панк-рокеры, усвоившие эстетику DIY и взявшие ее за основу в своих дизайн-работах. Получили заказы от Esquire, New York Times, Nike и Sony.

«Уходи. У этого простого слова есть миллион возможных сценариев. Мы просто уходим из офиса. Где мы окажемся в итоге, никогда не знаем заранее: это может быть книжный, кино, парк, лес, берег реки или просто дом. Цель всегда одна - найти что-то, что вдохновляет. Необязательно что-то новое: это должно быть что-то, что заставит нас вернуться за стол, взять карандаш и начать рисовать. Еще мы проводим наши еженедельные летучки не в офисе, а в местном кафе - там всегда получается набросать больше хороших идей».

National Forest. Создатели калифорнийского think-tank National Forest называют себя инновационными мыслителями и визуальными инженерами. В заказчиках у них - Puma, Burton Snowboards и Roxy.

Джастин Критмейер

«Я иду бегать, или кататься на велосипеде, или гулять с собакой - в общем, делать что угодно, только не работать над проектом. По моей теории, хорошие идеи прячутся в лишнем весе; если его сжечь - они освободятся! А самое худшее, что можно сделать, - паниковать и пытаться собрать все свои идеи в одну кучу. Поэтому каждый раз, когда что-то полезное появляется у меня в голове, я записываю идею в телефон и присылаю себе самому смс - так точно ничего не потеряется».

Тесс Донхо

«Главное - встать из-за компьютера. Сидение у экрана еще никому не помогало с идеями. Я обычно нахожу оригинальные решения, когда в них особенно и не нуждаюсь. Главное - внимательно смотреть по сторонам: однажды меня безумно вдохновил фургон с мороженым, проехавший мимо. Все эти стратегии сходятся в одном - чтобы найти вдохновение, нужно искать его в окружающем и не зацикливаться».





Метки:

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Для того, кто зарабатывает на жизнь идеями, творческий ступор может быть вопросом жизни и смерти. Как с ним бороться?

Надо помнить, что разные ситуации требуют разных решений. Вот семь видов творческих ступоров и пути их решения:

Ментальный блок

Проблема заключается в вашем мышлении. Вы смотрите на ситуацию под одним и тем же углом, делаете одни и те же предположения и пробуете схожие подходы. Либо ваш внутренний критик мешает мыслить прямо.

Решение: Измените мышление. Поставьте под сомнение свои аксиомы. Задайтесь вопросом «Что если...». Посмотрите на ситуацию с другого угла. Отправьтесь в новое место, прочитайте/поиграйте/послушайте что-то новое. Поговорите с людьми, от которых можно ожидать оппозиции или альтернативной точки зрения.

Эмоциональный барьер

Творческий процесс может быть очень эмоциональным. И это не всегда приятно. При столкновении с неизвестностью вы можете узнать о себе что-то шокирующее. Все это высасывает ментальную энергию и ведет к прокрастинации.

Решение : Не бойтесь встречи с худшим, дойдите до конца. Удержаться на этом пути помогут ритуалы, обязательства, медитация. Нужно преодолеть боль, страх и любые другие неприятные эмоции. Уместна аналогия с погружением в ледяную воду. Можно сразу нырнуть с головой, а можно погружаться сантиметр за сантиметром. Будет холодно до дрожи, но после первого шока станет намного легче.

Привычки, которые мешают работе

Возможно, проблема всего лишь в ваших привычках. Вы начинаете работу слишком рано, уходите слишком поздно, работаете слишком долго или слишком мало, слишком напряженно или слишком расслабленно, вы мало бездействуете или у вас недостаточно стимуляции. А может дело всего лишь в том, что вам не хватает духу отрешиться от рутинных задач вроде проверки email.

Решение: Сделайте шаг назад и проанализируйте свой подход к работе. Найдите болевые точки. Если не хватает энергии, попробуйте работать в другое время дня. Если парализованы свободой, найдите способ структурировать день. Если стесняет рутина, импровизируйте. Простых решений здесь не существует. Нужно искать то, что работает для вас. Ищите баланс между ритуалами, системностью и спонтанностью, и творческий взрыв не заставит себя ждать.

Личные проблемы

Творчество требует концентрации. Сложно сфокусироваться, когда ты разводишься, нянчишь ребенка, борешься с дурной привычкой, ссоришься с лучшим другом, горюешь о ком-то, переезжаешь или споришь с соседом. Обычно мы имеем дело сразу с двумя-тремя такими проблемами. Если с одной, то считайте, что вам повезло.

Решение: Есть только два способа: решить проблему или вытерпеть, пока не рассосется само. В обоих случаях работа может стать убежищем, в котором можно забыться.

Бедность

Речь не только о деньгах. В дефиците может быть время, знания, качество связи, оборудование - да что угодно.

Избыток идей, обязательств, информации etc

Иногда ступор возникает не от дефицита, а от избытка. Вас просто парализует многообразие вариантов.

Решение: Режьте лишнее. Если у вас слишком много обязательств, научитесь говорить «нет». Если слишком много идей, убейте самые слабые, второстепенные отложите в дальний ящик и работайте только с лучшими. Если слишком много информации, ужесточите свои ритуалы. Отвечайте на email несколько раз в день. Отключите телефон. Мир не рухнет, я обещаю.

Плохая коммуникация

При работе командой трения неизбежны. Особенно если вы работаете лучше других. Иногда проблема только кажущаяся - вы воображаете, будто ваша работа не по нраву аудитории и критикам.

Решение: Научитесь понимать и влиять на нужных людей, как бы сложны и загадочны они не были. Если хотите преуспеть, придется забыть про стеснительность и интровертность. В некоторых случаях придется смириться, что вам не ублажить всех. На свете нет ни одного гения, который не переживал бы провалов и беспощадной критики.

С творческим ступором рано или поздно сталкивается любой фрилансер. И, как правило, надолго запоминает то неприятное ощущение, когда понимаешь, что не можешь придумать ни одной стоящей идеи. Когда в голове одни сплошные штампы и предельно ясно, что ни один из предложенных вариантов заказчик не примет. И заработать не удастся. Творческий ступор это действительно серьезная проблема, по своей значимости вполне сравнимая с творческим выгоранием, которое может очень надолго лишить фрилансера работоспособности. Но в отличие от выгорания, которое чаще всего является следствием сильной усталости, причины возникновения творческого ступора несколько иные. Что же это за причины?

Напряженная работа

Очень многие фрилансеры в погоне за хорошими заработками совершенно забывают о трудовой дисциплине и начинают перерабатывать. Некоторые даже этим гордятся, полагая, что усталость от работы придает некую осмысленность их труду. Это большая ошибка. В такой сфере, как фриланс, усталость никак не может быть мерилом успешной работы. Скорее наоборот, если фрилансер в конце рабочего дня чувствует себя совершенно измотанным и разбитым, он явно делает что-то не так. И шансы «поймать» ментальный блок у такого горе-специалиста существенно возрастают.

Да, чтобы добиться успеха на фрилансе, нужно очень много работать. С этим никто не спорит. Но работа работе рознь. Для фрилансера крайне важно сохранять свою креативность на определенном уровне, иначе он просто не сможет регулярно выдавать оригинальный контент. А именно это от него и требуется. Заказчикам не нужен исполнительный работник, им нужен человек, который решит их проблемы. Человек, который посмотрит на задачу свежим взглядом и предложит самое оптимальное решение.

Чтобы никогда не сталкиваться с творческим ступором, лучше всего исключить все причины, которые могут привести к его появлению. А самая частая причина возникновения ментальных блоков это усталость. Фрилансеру, если он хочет постоянно оставаться в хорошей творческой форме, очень важно найти свой баланс между работой и отдыхом. Все успешные фрилансеры давно поняли, что для того, чтобы все успевать и хорошо зарабатывать, вовсе не нужно работать стандартный восьмичасовой день. Все, за что фрилансеру платят деньги, можно сделать за гораздо более короткое время, если хорошо все спланировать и быть сосредоточенным на работе. После чего нужно дать мозгу отдохнуть. Если этого не сделать, генерировать новые идеи станет намного сложнее.

Неверные приоритеты

Любой серьезный фрилансер стремится планировать свою работу, иначе можно погрязнуть в текучке и совершенно запустить все дела. Но планировать нужно с умом, правильно расставляя приоритеты. У работы по плану огромное количество плюсов, но есть и один большой минус – для некоторых фрилансеров список дел может оказаться причиной творческого ступора. Дело в том, что сам по себе план работы является документом, принуждающим к труду. И для многих это проблема. Никто не любит работать из-под палки, особенно творческие личности. Но работать все же нужно, значит нужно что-то делать.

Если творческий ступор возникает из-за того, что наиболее важные дела оказываются неприятными, то To-Do лист нужно переделывать. Работа фрилансера ни в коем случае не должна напоминать истязание, какой бы трудной она ни была. Если пытаться генерировать идеи «через не могу», рано или поздно творческие силы иссякнут. Человек не машина, у него в плане творчества ресурсы крайне ограничены и нельзя бездумно тратить свой креатив на выполнение работы с низким приоритетом. Дела, требующие свежих мыслей и нестандартного подхода всегда должны иметь наивысший приоритет. Следовательно, в расписании такие дела нужно ставить на то время, когда фрилансер полон сил и его переполняет творческая энергия. Такой подход практически полностью устраняет возможность появления ментальных блоков.

Сложные клиенты

В большинстве случаев в возникновении творческого ступора виноват сам фрилансер. Но иногда беда приходит извне, если попадается сложный клиент. Фрилансер может сколько угодно фонтанировать новыми идеями, но если заказчик их не принимает, рано или поздно креатив упадет до нуля. Что же делать в таком случае?

Ответ очевиден – нужно тщательнее подходить к выбору клиентов. Если заказчик сам не знает, что ему нужно, работа с ним превратится в настоящую пытку. В таких условиях ментальные блоки будут появляться буквально на каждом шагу, потому что очень трудно генерировать идеи, если не известно, что конкретно нужно сделать. Есть много способов заставить придирчивого или неуверенного заказчика стать более покладистым. И самым действенным из них является бриф. Потому что отсутствие брифа очень часто является причиной творческого ступора. И чем больше проект, тем подробнее должен быть бриф.

Бриф – он как путеводитель для фрилансера. В нем описано все, что нужно сделать, это готовая программа действий, которая сама по себе является стимулом к работе и генерации идей. Если брифа нет или он не отличается конкретикой, это может привести к тому, что в определенный момент фрилансер потеряет ориентиры и просто не может двигаться дальше. И каждый его следующий шаг будет сопровождаться творческим ступором.


Прокрастинация

Иногда бывает очень сложно понять, является ли творческий ступор причиной прокрастинации или нет. Если фрилансер склонен оставлять выполнение важных дел на потом, ему будет очень сложно генерировать новые идеи. Очень многие фрилансеры-прокрастинаторы знают, насколько влияют на творческую активность постоянные отсрочки. Очень важно понимать при этом, что прокрастинация это не лень, а психологический феномен и подход к решению этой проблемы должен быть совершенно иным. Если фрилансер знает, что он ленится, то у него просто недостаточно мотивации. А вот если он прокрастинирует, то это свидетельствует о том, что с его работой что-то неладно.

Есть множество причин, по которым человек начинает откладывать дела на потом. Но чаще всего прокрастинация возникает из-за неправильного планирования. Например, если фрилансер ставит перед собой большую и важную задачу. Сам масштаб проблемы, требующей решения может вызвать приступ прокрастинации, а она в свою очередь приведет к появлению ментальных блоков.

Если творческий ступор вызван прокрастинацией, то нужно сначала разобраться, что именно мешает эффективной работе. Что-то ведь явно мешает начать делать то, что нужно. Чаще все ментальный блок вызывает какая-то не слишком интересная работа. Чтобы справиться с прокрастинацией и высвободить творческую энергию, можно использовать так называемый метод «швейцарского сыра». То есть не «съедать» большой кусок условного сыра (работы) за один раз, а откусывать от него маленькие кусочки. Любую работу можно разбить на несколько этапов, каждый из которых будет достаточно простым для выполнения и по-своему интересным. Если фрилансер понимает, что творческий ступор у него появился, из-за того, что он не может приступить к первому этапу, то ему лучше всего найти такую задачу, которая его вдохновит. Самое главное – это начать работать и неважно, если фрилансер немного изменит приоритеты. Но данный совет пригодится только тем, кто часто сталкивается с приступами прокрастинации. Для дисциплинированного фрилансера неправильная расстановка приоритетов существенно снизит эффективность работы.

Завышенные ожидания

К творческому ступору могут привести и чрезмерно завышенные ожидания. Порой задача кажется настолько интересной, что фрилансер теряет объективность. Ему начинает казаться, что для того, чтобы справиться с поставленной проблемой, нужны какие-то нестандартные ходы. Что и говорить, попытки сотворить нечто гениальное обычно так и остаются лишь попытками. А затем приходит усталость и понимание, что оригинальных идей нет и где их взять – непонятно.

Завышенные ожидания это реальная проблема, которая может повлиять на творческую активность. Чтобы не впасть в творческий ступор из-за несбывшихся надежд, нужно реально смотреть на вещи. Работа всего лишь работа и ее нужно делать максимально хорошо. И не более. И если во время работы фрилансер то и дело сталкивается с ментальными блоками, то это означает лишь одно – поставленная задача ему не по силам. Да, такое случается и очень часто. Если творческий ступор вызван трудной задачей, то выбор у фрилансера невелик. Ему нужно либо отказаться от работы, либо нанять помощников. Иначе никак.

Вместо заключения

Фриланс подразумевает интенсивный умственный труд на постоянной основе. И нужно понимать, что во время работы могут возникать различные проблемы, в том числе и ментальные блоки. Да, творческий ступор штука крайне неприятная, но к его появлению нужно быть готовым, так как это часть работы. Чтобы постоянно оставаться в хорошей творческой форме, нужно соблюдать несколько простых правил. Например, не перерабатывать. Или не связываться с проблемными клиентами. Со временем любой фрилансер начинает понимать, что именно может привести к появлению творческого ступора и выстраивает свою работу таким образом, чтобы она не препятствовала появлению новых идей. И даже если он сталкивается с творческим ступором, у него всегда есть несколько надежных способов справиться с неожиданной проблемой. Ведь отсутствие идей в одной конкретной голове вовсе не означает, что их нет совсем. Идеи есть всегда, нужно только их найти и реализовать. И чем больше фрилансер будет знать о причинах появления ментальных блоков и путях их обхода, тем успешнее будет развиваться его карьера.

Как часто у вас случалось такое? Вы открываете файл с начатым произведением или тетрадку с ним же (если пишете от руки), с минуту тупо смотрите на белый лист и закрываете его. Думаю, такое состояние знакомо многим творческим людям. А если некоторым незнакомо, то им остается только позавидовать. Или усомниться в том, что они говорят правду.

Что это за странное состояние? Его называют ступором, творческим кризисом, отсутствием вдохновения и прочее. Как же преодолеть это противное состояние и вернуться в нормальный ритм работы?

Для начала приведу несколько фраз. А вы ставьте мысленно галочки там, где узнаете себя в тот момент, когда считаете, что вы в ступоре.

1. Что-то вообще нет настроения сегодня писать. Может, завтра появится?

2. Вот сейчас загляну на свою страничку в контакте (фэйсбуке, СИ и т.п.), посмотрю свежие обновления, посмотрю, что там новенького у друзей, отвечу на сообщение и сразу начну писать.

3. Сначала я выпью кофе, съем пирожное, включу музычку для настроения и сразу же начну писать.

4. Работа совсем достала, я не могу достаточно времени уделять творчеству. Да еще куча домашних дел. Еще надо встретиться с друзьями, помочь тому-то и тому-то, сходить туда-то. (Поток мыслей может касаться чего угодно, но главное, что они все вас атакуют именно в тот момент, когда вы открыли злосчастный роман и пытаетесь себя заставить его писать.)

5. Без вдохновения все равно ничего толкового не получится. Поэтому сегодня даже смысла нет пытаться что-то писать. Все равно получится фигня.

6. Я - бездарность, никому мои произведения все равно не нравятся. Критик Пупкин сказал, что мое произведение - отстой, а критикесса Лошадкина, что я никогда не научусь писать. Так что кого я обманываю? Зачем вообще что-то писать, если все равно нормального результата не будет?

Список можно продолжать до бесконечности, но если вы поставили хоть одну галочку - вы сами загоняете себя в творческий ступор. Никого, кроме себя, винить в этом не можете. Не придет Витя, Маша, Петя, Вася и не прилетит волшебный Муз на крыльях вдохновения и не напишет ничего за вас. Если Муз в какой-то из редких ваших удачных дней прилетит, то вы собьете его еще на подлете, чтобы в следующий раз прилетал как можно реже.

Почему кто-то может на гора выдавать по 3-4 романа в год, при этом особо не напрягаясь, а вы за этот год и одного не смогли написать? Думаете, что ему это дано, а вам нет? Глупости и очередные отговорки. Все решает упорство и внутренний настрой. Не ждите, что вы получите что-то, не прилагая к этому ни малейших усилий. Все только в ваших руках.

Если настроились довести дело до конца, приступайте немедленно, а не ждите завтра или Нового Года.

Руководство к действию:

1. Убрать то, что может вас отвлечь . Когда вы открываете файл, интернет должен был наглухо закрыт. Ни одна вкладка не должна быть открыта. Если трудно удержаться от ответов на звонки или вас могут сбить звуковые сигналы смартфонов или планшетов, отключите и их.

2. Изгнать из головы посторонние мысли . Все прочие мысли и проблемы должны на эти полчаса, час или любое другое количество времени, которое вы решили уделить творчеству, быть изгнаны из головы.

3. Создайте творческую атмосферу . Если вам помогает сосредоточиться музыка или приглушенный свет, создайте эту атмосферу. Но если они вас отвлекут от дела, работайте в обычном режиме.

4. Создайте особый настрой в голове. Не думайте сейчас о том, что завтра на работе нужно будет сделать то-то и то-то, ребенка отвезти к бабушке и прочее. Для этих мыслей у вас будет куча времени. Сейчас постарайтесь погрузиться в тот мир, который вы описываете в романе. Нырните туда с головой. Если вам это поможет, представьте себя на месте героя, который сейчас в фокусе вашего внимания. Влезьте в его шкуру и проживите эти минуты его жизнью.

5. Просто начните. Достаточно написать несколько предложений и все - мозг включится в работу. И вас уже не остановить. Вы поймали вдохновение за хвост. Именно так: оно не приходит, когда ему вздумается, оно с вами всегда, просто вы упорно его не замечаете. Достаточно понять эту простую истину - и вы всегда на коне.

6. Пишите регулярно. Чем больше вы делаете перерыв в творчестве, тем сложнее вам снова войти в нужный ритм. Даже если пропускаете два дня, настроиться тяжело. Я уже молчу про недели и месяцы. Постарайтесь не делать долгих перерывов. Даже если напишете всего страничку или абзац - это уже считается. Вы поддерживаете себя в отличной писательской форме.

Воспринимайте писательство как зарядку. Если второе необходимо вашему телу, то первое той божественной искре, которой вы наделены в отличие от многих других. Не зарывайте свой талант в землю и не ведите себя как капризный ребенок, отвергая его. Кому будет лучше от того, что вы сдадитесь и поддадитесь своей лени и нежеланию настраиваться на работу? Будет лучше куче ваших конкурентов, которые злорадно потирают руки. Будет лучше критикам Пупкину и Лошадкиной (Вау, мы зачмырили очередного начписа. Мы круты!) Одним неудачником больше. Правда, хотите быть таким неудачником? Воля ваша. Хуже от этого только вам.

Но если хотите доказать в первую очередь самому себе, что вы на что-то способны в этой жизни, вперед. Все в ваших руках!

П.С. Для тех, кто сейчас начнет придумывать новые отмазки (нет времени, я так занят и прочее): сколько вы сейчас потратили времени на прочтение этой статьи? Сколько до этого бесцельно клацали мышкой, открывая и закрывая различные странички интернета? Даже если 10 - 15 минут, то подумайте о том, что за это время вы могли написать целую страницу. И не говорите о том, что вы не могли. Могли, просто не захотели. В этом вся суть - просто захотеть и сделать.

Каждому, кто хоть раз выполнял какое-либо творческое задание, знакома ситуация, когда работа остановилась, вдохновение пропало, идей нет, а вокруг все отвлекает и не дает собраться с мыслями. В английском есть для этого специальный термин - creative block. Автор блога ISO500 решил расспросить востребованных дизайнеров, художников и представителей других творческих профессий о том, как они преодолевают творческий ступор и откуда черпают идеи, и в результате получил 15 советов, как вернуть потерянное вдохновение.

Ким Хольтерманд

Фотограф из Дании, специализируется на съемке архитектуры и ландшафта, начал карьеру всего пару лет назад, так что продолжает работать экспертом по отпечаткам пальцев в отделе криминалистики датской полиции.

«Только музыка может вернуть мне творческий настрой - это неиссякаемый источник креатива. Многие из моих работ были созданы под треки от Sigur Rós (это музыка на все времена), Hammock, Max Richter, Air, Dead Can Dance, Helios, Johann Johannsson, Jonsi and Alex, M83, Olafur Arnalds, Trentemøller… В общем, я могу продолжать бесконечно».

Джаспер Гудалл

Иллюстратор-фрилансер из Бирмингема. Занимается продвижением собственного лейбла купальных костюмов JG4B и называет их искусством, которое можно носить.

«Мне помогают несколько вещей: во-первых, оторваться от компьютера. Поехать в какой-нибудь город, в котором я еще не бывал, и просто побродить: однажды я сел в кафе в Берлине, и в голову пришло столько идей, что я искренне не знал, что с ними делать.

Еще я хожу в библиотеку местного Университета искусств и дизайна: там можно просмотреть старые издания журналов о дизайне и фотографии. После я прихожу домой, распечатываю понравившиеся статьи и картинки и вклеиваю их в толстую тетрадь. Идей после этого - хоть отбавляй».

Эрик Шпикерманн

Легендарный немецкий типограф, профессор Бременского Университета, соотечественник и продолжатель дела первопечатника Гутенберга. Считает свой интерес к типографии неизлечимой болезнью и называет типографической манией.

У меня есть 5 советов:

Отвлекайся . Займись чем-нибудь другим, что тебя отвлечет - помой машину или разбери старые файлы на компьютере.

Думай . Откинься в кресле и просто перестань контролировать свой поток мыслей.

Исследуй . Ищи информацию, подними свои старые проекты, но избегай Google -

можно потратить слишком много времени, прежде чем натолкнуться на что-то полезное.

Делай наброски . Рисование - это здорово, даже если ты совершенно к этому не способен. Визуализация мыслей сразу их оживляет.

Разделяй . Отвлекись от проблемы, разбей свой проект на маленькие части и собери их обратно в одно целое.

Джи Ли

В данный момент занимает должность креативного директора Facebook. До этого работал на аналогичной позиции в Google. Не только ведет креативные разработки, но и читает лекции по всему миру - в том числе, давал мастер-класс в СПбГУ.

«Когда наступает “идейный ступор”, я делаю несколько вещей. Надолго иду в душ - там смываются старые мысли, и я чувствую, как обновляюсь. После этого я убираюсь в квартире: не могу думать, когда кругом бардак. Если результата все еще нет, я еду кататься по окрестностям на велосипеде и стараюсь не думать о своем проекте вообще. Так или иначе, эта схема всегда работает».

Си Скотт

Графический дизайнер и иллюстратор из Великобритании, знаменитый своими бумажными 3D-моделями. Читает лекции в Leeds College of Art and Design, периодически - в разных городах мира. Среди его заказчиков были Vogue, Nike и Tiffany&Co.

«Со мной довольно часто случается, что я не могу ничего придумать, но так бывает у всех творческих людей. Я понял, что есть только один способ преодолеть это: не сидеть и ждать, пока вдохновение вернется, а продолжать работать, использовать все идеи, которые есть, какими бы неподходящими они не казались».

«В нашей студии только два креативщика. Для каждого отдельного проекта мы привлекаем разных людей, фрилансеров, которые, на наш взгляд, наиболее подходят для выполнения данной работы. Мы все время ищем источники вдохновения и обязательно записываем их, чтобы потом в случае необходимости вернуться к ним снова. Это могут быть предметы на улице, на которых остановился взгляд (их надо обязательно фотографировать), книги, модные показы, фильмы, блоги и т.д. Так что каждый раз, когда мы начинаем новый проект, мы обсуждаем вещи, которые могут привести нас на правильное настроение, и делаем мудборды - коллекции вдохновляющих нас картинок».

MINE

Студия графического дизайна из Сан-Франциско, на сайте которой нет вообще ничего, кроме одной надписи: «Мы делаем книги, упаковку, графику и интерактивные кампании для визионеров в области науки, революционеров в области образования, авторов бестселлеров, музеев, гигантских телекоммуникационных корпораций и голливудских продюсеров».

Ты застрял, если всерьез веришь, что идей нет, не знаешь, как выбраться из застоя, и если ты знаешь, как выбраться, но сомневаешься в своих силах. В этих случаях делать надо так:

Я спрашиваю себя, а правда ли я застрял? Иногда мы все еще генерируем массу идей, но зачем-то себя убеждаем в том, что это творческий кризис. И потом, творческий кризис - это тоже что-то новое: нужно воспринимать его как новый опыт.

Я ничего не делаю . Если ты застрял - это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Лучшее лекарство в этой ситуации - новая перспектива. Абстрагировавшись от проблемы, я могу лучше ее рассмотреть. Я могу сходить в кино или в музей - так или иначе, новые впечатления сами натолкнут меня на правильное решение.

Я переключаюсь на то, что делаю хорошо, чтобы напомнить себе, что я классный . Иногда я знаю, как решить проблему, но решение кажется очень тяжелым. Тогда я берусь за другие, простые задачи: это может быть пост в блоге, уборка в гараже, что угодно. Быстро и хорошо выполняя задачи, я убеждаюсь в том, что я могу все: и даже то самое трудное задание кажется просто очередным пунктом, который надо вычеркнуть из to-do листа. И никакой лишней паники.

Airside

Креативное агентство из Великобритании, которое точно знает, что идейный ступор может завести в тупик и что с этим делать. Создатели студии, которая выиграла множество наград от D&AD и Design Week, в этом году решили ее закрыть и заняться своими собственными проектами: записать музыкальный альбом, уехать в Токио, перейти на работу в другое агентство.

«Поставь будильник на 5 утра. Когда он зазвонит - либо вставай и наслаждайся этим уникальным временем суток, либо ложись снова спать и смотри яркие, безумные сны: так как ты будешь находиться стадии быстрого сна, они останутся в голове и после того, как ты проснешься, и зарядят тебя креативностью на весь день.

Не сиди и не жди, пока что-то неожиданно придет в голову. Не читай журналы, не ищи в Google - иди на улицу, в театр, в музей, на прогулку. Обязательно при этом выключи телефон и не бери с собой компьютер.

Расширь область своих интересов. Чем больше ты потребляешь культурного продукта - тем лучше можешь понять, что в итоге хочет увидеть твой клиент. Обменивайся мнениями с коллегами, смотри на свой проект под разными углами.

С другой стороны, можешь, наоборот, никого не слушать, абстрагироваться от всех правил и работать так, как ты чувствуешь и как тебе нравится. Если ты устал от того, что в креативной индустрии все сводится к компромиссу между заказчиком и исполнителем, просто положись на свой творческий инстинкт и попробуй заразить им других».

«У меня есть куча трюков для таких ситуаций: например, посмотреть фотографии в интернете, сменить рабочий стол на столик в кофейне и много чего еще. Но лучше всего просто поговорить с друзьями. Они смотрят на вещи совсем не так, как я, и рассказывают много нового: могут подбросить классную вдохновляющую фотографию или просто подбодрить парой хороших слов - это всегда заставляет двигаться дальше!»

Invisible Creature

Два основателя дизайн-студии из Сиэттла - бывшие панк-рокеры, усвоившие эстетику DIY и взявшие ее за основу в своих дизайн-работах. Получили заказы от Esquire, New York Times, Nike и Sony.

«Уходи. У этого простого слова есть миллион возможных сценариев. Мы просто уходим из офиса. Где мы окажемся в итоге, никогда не знаем заранее: это может быть книжный, кино, парк, лес, берег реки или просто дом. Цель всегда одна - найти что-то, что вдохновляет. Необязательно что-то новое: это должно быть что-то, что заставит нас вернуться за стол, взять карандаш и начать рисовать. Еще мы проводим наши еженедельные летучки не в офисе, а в местном кафе - там всегда получается набросать больше хороших идей».