Биографии Характеристики Анализ

Как выполнять задание 10 егэ русский язык. Суффиксы -оньк-,-еньк

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(в формате ЕГЭ)

Учени_____ 10 ____ класса

___________________________________________________________________

Тест для подготовки к сдаче к ЕГЭ направлен на повторение информации, необходимой для сдачи экзамена, и отработку навыка работы с тестовым материалом.

Внимательно читайте задание и указывайте ответ (слова, сочетания слов или цифры) без запятых на специально оставленной для этой цели строчке. Задания можно выполнять в любой последовательности, исправления допускаются.

Задания с 25 по 28 отличаются по формулировке от предложенных в бланках ЕГЭ и носят подготовительный характер.

Работа рассчитана на 3 часа (180 минут). Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип - монах Киево-Печерской Лавры. (2) Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью позвоночника и не мог ходить. (3) … потом он выздоровел и стал богатырем. (4) Около 40 лет - это тогда считалось уже старостью - он ушел в монастырь и умер примерно в 45 лет.

(5) Монах Илья Муромец причислен к лику святых.

(6) Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. (7) Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.

1 задание

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Прототип былинного героя преподобный Илия жил на два века позже князя Владимира; он и в самом деле долго не мог ходить.

Человек, которого иногда называют прототипом Ильи Муромца, не мог им быть, так как жил на два века позже, чем была сложена былина.

Реальный Илья Муромец страдал болезнью позвоночника, а поэтому не мог пойти на службу к князю Владимиру.

Прототип Ильи Муромца на самом деле был по происхождению киевлянином, поэтому он и ушел в Киево-Печерскую Лавру.

Былина перенесла жившего на 200 лет позже реального Илью Муромца, который долго не мог ходить из-за болезни, затем стал богатырем, а позже - монахом, в излюбленное время сказителей - правление князя Владимира Красное Солнышко.

2 задание

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание

слов).

Что

Иногда

Однако

В то же время,

Хотя

Ответ: ___________________________.

3 задание

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения

слова СИЛА. Определите значение, в котором это

слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру,

соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной

статьи.

СИЛА , -ы; ж. 1 . обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. Недюжинной силы кто-л. С. борца, атлета, кузнеца. Медвежья, геркулесова, богатырская с. 2. (обычно с опр.). Способность человека выдерживать большие психологические нагрузки или проявлять в полной (высшей) степени свои умственные наклонности и душевные состояния, свойства. Духовная с. личности. Нравственные, душевные силы народа. Пробудить в ком-л. творческие силы. Почувствовать всю силу чьей-л. тоски. 3 . только ед. Способность производить какую-л. работу; энергия, мощность. Подъёмная с. машины. С. падающей воды. Центробежная, центростремительная с. С. тяжести. 4 . только ед. Правовая или финансовая действенность чего-л.; правомочность. Покупательная с. рубля. Утратить платёжную силу (о денежных знаках, ценных бумагах и т.п.). Документ не имеет юридической силы. (люди). Уничтожить живую силу противника 5 . Спец. Величина механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию. Единица силы. Магнитная, электрическая с. С. упругости.

4 задание

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

Ответ: __________________________________________

5 задание

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Обладая несомненным АРТИСТИЧЕСКИМ даром, Маяковский с успехом снимался в кино.

Ученым известны даже ЕДИНИЧНЫЕ случаи нападения крокодилов на местных жителей, но чаще всего они бывают спровоцированы именно людьми.

В такую погоду разумнее ОДЕТЬ не пальто, а шерстяной свитер с ветровкой: если станет слишком жарко, лишнее можно снять.

Вокруг проплывали нарядные ЛЕСИСТЫЕ берега.

КОНСКИЙ волос идет также на изготовление смычков для игры на струнных инструментах.

Ответ: ____________________________________________

6 задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

не более ТРОИХ девушек

с ПЯТЬЮСТАМИ партами

двое ИНЖЕНЕРОВ

ОБЕИМИ руками

с ИХ собакой

Ответ:___________________________________

7 задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Б) Неправильное присоединение несогласованного приложения.

В) Ошибка в построении сложного предложения.

Г) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Д) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Отряд из спортивной школы №18 пришли на финиш первыми.

Не каждый день удается увидеть щегла, хотя эти птицы и не редкость в нашем парке.

Тренер сказал, что я не знаю пока, где у нас будет первый привал.

Каждый хоть раз задумывался, что неужели нельзя найти средства для прекращения вражды между людьми.

Мне повезло: я дважды встречался с выдающимися мастерами слова.

Малышев заметил, что если маятник движется обратно, то он производит легкий шум.

Об этом нередко пишут в журнале «Юном технике» тому подобных изданиях.

По информации из интернета, появление метеорита не представляет опасности для Земли.

Прочитанную книгу этим летом, я хотел бы перечитать еще раз.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8 задание

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Соб…раться

Насл…ждение

П…нал

Замыс…ватый

Т…оретик

Ответ: _________________________________________

9 задание

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Ра…смотреть бе…звучный

Пред…стория, роз…ск

Пр…ломить, пр…ложение

О…мерять, на…стройка

Пр…глотить, пр…бабушка

Ответ: ___________________________________________

10 задание

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Эмал…вый

Письм…цо

Ситц…вый

Ответ: ____________________________________________________

11 задание

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

Назнач…нный

Изменя…мый

(собаки) ла…т

Рассе…нный

Знач…мый

12 задание

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Это было что-то никогда (НЕ)ПОНИМАЕМОЕ им прежде.

Чашка, к счастью, оказалась (НЕ) СТЕКЛЯННАЯ.

Он, однако (НЕ)ОЧЕНЬ расстроился из-за проигрыша.

Старуха была просто (НЕ)СЛЫХАННО глупа!

Я давно (НЕ)БЫЛ в этих краях.

13 задание

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Можно сказать, что (В)ТЕЧЕНИЕ какого-то времени Обломов (ВСЁ)ЖЕ начал проявлять активность.

(ЧТО)БЫ он ни говорил, я (ПО)ПРЕЖНЕМУ был уверен в своей правоте.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ я (НЕ)РАЗ убеждался в его правоте.

И всё-таки (С)НАЧАЛА мы решили подняться (НА)ВЕРХ горы.

В конце концов он (ТО)ЖЕ начал (ПО)НЕМНОГУ понимать своего учителя.

14 задание

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Занесе(1)ый снегом двор, увиде(2)ый Петром ра(3)им утром сквозь неплотно занавеше(4)ое окно, так обрадовал боль(5)ого, что он радостно рассмеялся.

Ответ: _____________________________________________________________

15 задание

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)Уже с начала сентября сыпал мелкий снег и на лужах по ночам появлялась корочка льда.

2)Пёс заметил Ольгу и Артёма и направился прямо к ним.

3)Но лес и луг дома и дорожки уже искрились мелкими блестками инея.

4)Темнота быстро накрыла город и далекие звезды высыпали светящейся пылью.

5)Утро наступало холодное и росистое.

Ответ:

16 задание

Мальчик (1) сидевший на пирсе (2) болтая ногами (3) и что-то напевая себе под нос (4) внезапно вскочил и куда-то помчался.

Ответ: __________________________________________________________-

17 задание

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на

месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наедине с тобою(1) брат (2)

Хотел бы я побыть:

На свете мало (3) говорят (4)

Мне остается жить!

Поедешь скоро (5) ты (6) домой…

Ответ: ____________________________________________________

18 задание

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1824 году (1) А.С. Грибоедов заканчивает окончательный вариант своей (2) прославленной комедии (3) «Горе от ума» (4) полный текст (5) которой (6) был опубликован лишь в 1861 году.

Ответ: ___________________________________________________________

19 задание

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы лишний раз убеждаемся (1) что (2) если стихотворение посвящено назначению поэта (3) то все авторы пишут о силе слова (4) и его способности влиять на нравственность людей.

Ответ: ____________________________________________________________

Причитайте текст и выполните по нему задания 20 - 28

(1) Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор, что стоит на Соборной горке, красуется по-над Вологдой-рекой и в ясную погоду куполами отражается в ней.

(2) Строили собор во времена Ивана Грозного, и вышел с ним будто бы казус совершенно неожиданный и негаданный. (3) Во время осмотра и перед освящением его на Ивана Грозного, царя суеверного и подозрительного, обрушился сверху изрядный пласт штукатурки.

(4) Царь сразу же из Вологды уехал и по этой или по какой другой причине дивной красоты и благолепия собор Святой Софии остался холодным.

(5) Даже в середине лета в огромном соборе студено и гулко. (6) И вот ходит знаменитый маэстро по храму, дивуется на фрески, писанные будто бы учениками самого Дионисия или даже под его руководством, и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место. (7) Забудется, засмотрится, затаив дыхание, на творения дивных мастеров и опять начинает руками суетиться — то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет, а все нет грева. (8) Сопутники его из музыкантов, из местных интеллектуалов не обращают внимания на неладность, происходящую с гостем, а вот старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма, заметила.

— (9) Поце, милый, рукам место ищошь? (10) Мерьзнут?

— (11) Мерзнут, бабушка, мерзнут. (12) А мне вечером играть. (13) Нельзя руки остужать.

— (14) Дак вот возьми мои рукавички. (15) Возьми, возьми, болезнай. (16) Оне хоть и в латках, но чистые — я их кажну неделю мою.

(17) Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста, и маэстро ожил, повеселел, долго еще оставался в Софийском соборе — там есть чего смотреть, говорят, одних фресок около пяти тысяч метров.

(18) Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, поклонился ей легко и элегантно, как это умел делать только он, без заискивания и ужимок:

— (19) Благодарю вас, родимая! (20) Вы очень, очень мне помогли.

(21) Этот случай мне рассказала работница и заботница вологодского музея Ирина Александровна Пятницкая. (22) Недавно ее не стало, и Эмиля Гилельса уже нет, давно уж нет на свете и бабушки-привратницы — помянем же их добрым словом и пожелаем всем Царствия Небесного — каждый из них умел делать добро на своем месте и служил ему в меру своих сил.

Виктор Астафьев - выдающийся русский писатель, автор романов «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка» и других.

Задание 20.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Эмиль Гилельс - известнейший советский пианист - приехал в Вологду специально, чтобы осмотреть фрески Софийского собора.

Софийский собор в Вологде был построен во времена Ивана Грозного, а расписывали его ученики великого Дионисия.

Эмиль Гилельс хотел осмотреть собор, но у него сильно мерзли руки, а выдающийся пианист не мог этого допустить, ведь вечером у него был назначен концерт.

Сотрудники музея заметили, что у музыканта мерзнут руки, и заведующая подарила ему свои перчатки.

Роспись Софийского собора не сохранилась до наших дней, так что смотреть в нем фактически нечего.

Ответ: ___________________________________________________________

21 задание

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-2 представлено повествование с элементами описания.

2) В предложениях 4 - 7 представлено рассуждение.

3) Предложение 18 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 17.

4) Предложение 20 противоположно по смыслу предложению 19.

5) Предложение 21 содержит общее пояснение ко всему тексту.

Ответ: ______________________________________________________

22 задание

Из предложений 2 - 7 выпишите слово со значением: «Почетное название крупных деятелей в различных областях искусства (композиторов, дирижеров, живописцев и др.).».

Ответ: _________________________________________________________

23 задание

Среди предложений 1 - 6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: _________________________________________

24 задание

«Автор рассказывает историю, приключившуюся в Вологде с прославленным пианистом Эмилем Гилельсом, как притчу. Эпический, притчевый тон он создает с помощью таких синтаксических средств выразительности, как А ________(предложения 15, 20) и Б_____________ (например, в предложениях 2: «казус совершенно неожиданный и негаданный», 8: «старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма» и многие другие). Особый колорит придают повествованию и лексические средства: В______________ («благолепие», «творения» и др.) и Г__________(«поце», «болезнай», «в латках» и др.)

1) инверсия

2) анафора

3) повтор

4) литота

5) метонимия

6) эпитет

7) диалектные слова

8) возвышенная лексика

9) жаргон

25 задание

Сформулируйте проблему текста (на какой важный для него жизненный вопрос отвечает автор своим текстом)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26 задание

Прокомментируйте эту проблему (как, с использованием каких примеров, рассуждений и проч. ставит автор данную проблему)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27 задание

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28 задание

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

к заданиям 1-24

собираться

Предыстория розыск

Рассеянный

Неслыханно

Тоже понемногу

Задания с 25 по 28 являются подготовительными для обучения созданию эссе в формате ЕГЭ, поэтому ответы на эти вопросы могут быть разные.

Варианты ответа на вопрос 25: проблема внимания к человеку, любви к красоте, родства душ и т.д.

Неизменяемые приставки

о- обежать, остановка, одуматься
у- увести, убежал, успокоиться
до- дожить, дойти, доставка
по- побежать, подворье, посмотреть
про- прокатить, пробел, просмотр
пра- «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- нападки, накрыть, надавить
за- закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-) надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-) подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-) отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-) облететь, обтереть, обойти
в- (во-) вдоволь, вверх, вовлечь
вы- вылавливать, выход, выстоять
с- (со-) сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-)
дез- дезинформировать
контр- контраргумент
транс- трансатлантический
пост- постмодернизм
суб- субкультура
супер- супергерой
пан- панъевропейский
пред- (предо-) пере-

предпочтение, предрешать, предостеречь

перерыв, перелить, перекос

Изменяемые приставки

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной.
Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

Сюда относятся так называемые приставки на , - с , их ровно шесть:

  • без-/бес - безработный, бессмертный
  • раз-/рас - разрозненный, распустить
  • воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход
  • из-/ис - избежать, испуг
  • низ-/нис - низвергать, нисходить
  • через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

А) Значения приставки пре :

  1. Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень. Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.
  2. Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений). Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда.

Слова которые нужно запомнить:

  • беспрекословный
  • преимущество
  • преклонный
  • прелестный
  • пренебречь, пренебрежение
  • знаки препинания
  • преподнести

б) Значения приставки при :

  1. «приближение» Например: приходить, приезжать
  2. «присоединение» Например: пришить, приклеить
  3. «недодействие» Например : прикрыть, присесть,
  4. «завершенное действие» Например: придумать, приготовить
  5. «близость к чему-либо» Например: прибрежный, придорожный

Слова которые нужно запомнить:

  • прибаутка
  • прибор
  • привереда
  • привидение
  • привычка
  • пригодный
  • придирчивый

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения

рас-/рос (раз-/роз-)

  • Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с.
  • Без ударения в них пишется буква А, а под ударением... - под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О. Например : роспись, расписание, разговор, розыск. Исключение: розыскной

  • Решай с ответами
  • Решай с ответами.
  • Изучай ЕГЭ русского языка.

Справочная информация

Задание 10 не включает орфограммы с н нн (этой теме посвящено отдельное задание. Но и без них объём материала велик, потому что русский — это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е , либо с буквой и . Это позволяет существенно сузить круг «нужных» суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено «Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку» и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.

Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их, похоже, не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.

Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.

Cуффиксы глаголов

1. Суффиксы ова, ева, ыва, ива: рисовать, горевать — опаздывать, оценивать

Проверяй себя, для этого определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания

  • ую, юю , то пиши суффиксы ова, ева: советовать — советую, командовать — командую
  • ываю, иваю , то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать — опаздываю, рассматривать — рассматриваю

Примечание:

ева и ива — это фонетические варианты суффиксов ова и ева, которые встречаются после мягких согласных.

2. Различение суффиксов е + ва и ыва, ива: одолевать, заболевать — оправдывать, успокаивать

Внимание на ударение.

Суффикс ва всегда под ударением: одолева´ ть, заболева´ ть.
Перед суффиксом ва пиши суффикс е.

Суффиксы ыва, ива безударные: записывать, склеивать, прицеливаться .

Не путай:

В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.


3. Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, красить

Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения и.

Внимание:

Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши е в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и других подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.

4. Суффиксы в причастиях и деепричастиях.

В задании 10 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.

Примеры из заданий:
скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая

Не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.

Скле...вающий — от склеивать
выдёрг...вая — от выдёргивать
прицел...вающийся — от прицеливаться
понаде...вшийся — от понадеяться
зачервив...вший — от зачервиветь
повизг...вая — от повизгивать

Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий образовано от глагола склеить , прицеливающийся - от прицелиться и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий образовано от склеивать , прицеливающийся - от прицеливаться .

Суффиксы прилагательных

Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, так как именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные — это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в практике ЕГЭ использованы слова именно на эти правила.

1. Суффиксы ив, ев, лив, чив: красивый — боевой, счастливый, доверчивый

Внимание на ударение.

В прилагательных, образованных от существительных:
— под ударением пиши суффикс ив: краси´вый
— без ударения — суффикс ев: боево´й.
Пиши суффиксы лив, чив и под ударением: счастли´вый, и без ударения: дове´рчивый.

2. Суффиксы ов, оват, овит — ев, еват, евит: деловой, сероватый, ядовитый — речевой, синеватый, боевитый

Внимание на последний согласный корня.

После твёрдых согласных пиши суффиксы ов, оват, овит: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы ев, еват, евит: речевой, синеватый, боевитый.

Суффиксы существительных

1. Суффиксы со значением лица (производителя действия).

Суффиксов со значением лица много, но, к счастью, не все они вызывают ошибки при написании слов. Редко кто ошибётся в суффиксах:

ист: гандболист, тракторист
ник: дорожник, железнодорожник
навт: космонавт
ец: гонец
ёр: комбайнёр

Ошибкоопасные суффиксы: тель, а также чик, щик. Их и нужно повторить.

1) Суффикс тель: учитель
Запомни этот суффикс и всегда пиши его одинаково, с буквой е.
Пиши суффикс тель в словах, обозначающих лиц по роду деятельности: учитель, писатель, водитель, руководитель, читатель, зритель и др.

2) Суффиксы
чик, щик: лётчик, каменщик, асфальтоукладчик

Внимание на последний согласный основы.
После:

  • согласных т, д, с, з, ж пиши суффикс чик: переводчик, лётчик, разносчик, перевозчик, перебежчик
  • остальных согласных пиши суффикс щик: паромщик, стекольщик, каменщик, фонарщик

Внимание:

Перед суффиксом -чик- буквы к, ц, ч заменяются на т : раздат +-чик- ←раздача .

Мягкий знак пиши только после л : кровельщик , стекольщик .

2. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

В русском языке множество суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться. Ограничимся, правда, суффиксами, в которых пишутся буквы е и и , на которые нас ориентируют КИМы.

1) Суффиксы ик, ек: мячик — платочек.
Следи за беглой гласной е при изменении слова.
Если при изменении слова в нём

  • гласный звук [и] сохраняется, пиши суффикс ик: мячик — мячики
  • гласный звук исчезает, пиши суффикс ек: платочек — платочка

2) Cуффиксы ец, иц: братец - умница, пальтецо - платьице
Узнай род существительного.
В существительных

  • мужского рода пиши суффикс ец: братец, палец
  • женского рода — иц: красавица, умница
  • среднего рода могут быть и ец, и иц:
    • в предударном слоге (перед ударением) пиши ец: пальтецо´ , письмецо´
    • в заударном слоге (после ударения) пиши иц: пла´ тьице, кре´ слице

3) Суффиксы ечк, ичк: дочечка, местечко, Ванечка — луковичка

Для слов женского рода определяй производное слово.
В существительных пиши суффикс ечк: букашечка, дочечка, местечко, времечко, Ванечка, Сашечка

Не путай:

В существительных женского рода, образованных от существительных с суффиксом иц, пиши суффиксы ич и к:
синичка← синица, пуговичка←пуговица, луковичка←луковица.

4) Суффиксы оньк и еньк: кисонька — доченька

Определи, какой звук перед суффиксом.
В существительных после

  • твёрдых согласных пиши суффикс оньк: кисонька, лапонька
  • гласных, шипящих и мягких согласных — суффикс еньк: Зоенька, душенька, доченька, бабусенька

5) Суффикс к в сочетаниях инк, енк: серединка, вишенка

Ищи производящую основу.

Если в существительных женского рода c суффиксом к производящая основа

  • на ин , пиши суффиксы ин и к : середин+ка←середина
  • на н , пиши сочетание букв енк : вишен+ка←вишня.

Задание 10 связано с правописанием суффиксов существительных, прилагательных и глаголов. У каждой части речи есть свои суффиксы и свои правила. Напоминаем вам алгоритм действия в каждой конкретной ситуации.

Задание 10 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

худ..нький

обур..вать

милост..вый

замш..вый

глянц..вый

Это задание проверяет ваше умение правильно писать суффиксы в словах разных частей речи. Чтобы выполнить задание, вы должны определить, какой частью речи является слово, и четко представлять себе структуру данного слова. Выделите суффикс и обратитесь к правилам правописания.

Правописание суффиксов имен существительных

  1. надо запомнить :

    ИЗН- желтИзн а, белИзн а

    ИН- тишИн а, горошИн а

    ОТ- добрОт а, высОт а

    ОСТЬ- бодрОсть , смелОсть

    НИЦ- школьнИц а, чернильнИц а

    ЧИК- чемоданчИк , самоварчИк

  2. Суффиксы, правописание которых надо проверить :

    ИК / -ЕК, -ИЦ / -ЕЦ (это не касается среднего рода)

    КлючИк – нет ключИка; красавИца – нет красавИцы (при склонении слова И остается).

    ЗамочЕк – замочка; кореЕц – корейца (при склонении слова Е выпадает).

    Для слов среднего рода: письмЕцо (ударение падает на окончание)

    креслИце (ударение НЕ падает на окончание).

  3. -ИНК- состоит из двух суффиксов -ИН- (см. пункт 1) и -К- : горошИна + К = горошИнка;

    ИЧК- состоит из двух суффиксов -ИЦ- (см. пункт 2) и- К- : умница + К = умнИчка (в суффиксе происходит чередование ц//ч);

    в остальных именах существительных пишется -ЕНК- вишЕнка (нет слова вишина) , францужЕнка и -ЕЧК- времЕчко, ситЕчко.

Правописание суффиксов имен прилагательных

1.Суффиксы, правописание которых надо запомнить :

ЕНЬК-, -ОНЬК- худеньк ий, сухоньк ий

ОВАТ-, -ЕВАТ- белОват ый, синЕват ый

ИСТ- порывИст ый, покладИст ый

ЧАТ- ступенчАт ый, взрывчАт ый (исключение: дощатый )

ЛИВ-, -ЧИВ- талантлИв ый, завистлИв ый, доверчИв ый, навязчИв ый .

2. Суффиксы, правописание которых надо проверить :

Суффикс -ЕВ- пишется без ударения: глянцЕв ый, кварцЕв ый . (Исключение: милостИ вый, юродИ вый )

Внимание! Правильно определяйте, какой суффикс находится в слове: в словах марлев ый, фланелев ый, отраслев ой пишется -ЕВ- (см. пункт 2), так как Л не является частью суффикса.

Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий

  1. Суффиксы, правописание которых надо запомнить :

    Глагольные суффиксы (по ним мы проверяем спряжение в неопределенной форме) пишутся одинаково: услышА ть – услышА л, заклеИ ть - заклеИ л, залаЯ ть – залаЯ л.

    Этот же глагольный суффикс сохраняется в действительном причастии прошедшего времени (перед ВШ): услышА вший, заклеИ вший, залаЯ вший.

    Этот же суффикс сохраняется в деепричастии: услышА в, заклеИ в, залаЯ в .

  2. Суффиксы, правописание которых надо проверить :

    ИВА-, -ЫВА-//-ОВА, -ЕВА-

    опаздЫва ть, покрикИва ть (подставляем местоимение Я (что делаю?) опаздЫва ю, покрикИва ю – суффиксы -ИВА-, -ЫВА- в глаголе остаются);

    командОва ть, ночЕва л (подставляем местоимение Я (что делаю?) командую, ночую – суффиксы -ОВА-, -ЕВА- из глагола уходят).

    Внимание! Если ударение падает на ВА, выясните структуру слова и только потом обращайтесь к проверке (пункт 1, 2), так как ВА может являться отдельным суффиксом:

    запевать – ВА = запеть (в этом слове Е является частью корня)

    повелевать – ВА = повелеть (в этом слове Е является отдельным глагольным суффиксом)

    Исключения: затмевать, продлевать, увещевать , обуревать

    застревать встревать.

Выполним задание :

худЕнький (прилагательное с суффиксом -ЕНЬК-)

обурЕвать (ВА ударный, слово-исключение)

милостИвый (прилагательное-исключение с безударным -ИВ-)

замшЕвый, глянцЕвый (прилагательное с безударным -ЕВ-)

В задании №10 ЕГЭ по русскому языку выпускникам предлагается выбрать слово, на месте пропуска в суффиксе которого пишется либо «е», либо «и»; за это можно получить один первичный балл. Задание в общем-то несложное; давайте повторим теорию для полной уверенности в правильности его выполнения.

Теория к заданию №10 ЕГЭ по русскому языку

  • суффиксы имен прилагательных
-ив-/-ев- Под ударением Без ударения
-ив- -ев-
Ленивый, красивый Ключевой, сырьевой
Исключение: милостивый
-лив-/-чив- Всегда пишутся с буквой «и»: причудливый, обидчивый, отрывистый
-ист-
-чат- Всегда пишется с буквой «а»: ступенчатый, решетчатый
-еват-/-оват- Пишутся только так: синеватый, красноватый, желтенький, сухонький
-еньк-/-оньк-
-енск-/-инск- -инск- -енск-
В прилагательных, образованных от основ, заканчивающихся на –ин, а также –и(и), -я(а) Во всех остальных прилагательных
Екатерининский, сочинский Нищенский
Исключения: пензенский, коломенский
  • суффиксы глаголов
-ива-/-ыва- Пишутся в начальной форме и в форме прошедшего времени, если в первом лице глагол кончается на -иваю/-ываю:
закрываю – закрывать
рассеиваю - рассеивать
-ева-/-ова- Пишутся в начальной форме и в форме прошедшего времени, если в первом лице глагол кончается на –ую-/-юю-:
пробую – пробовать
ночую - ночевать
буквы и, е, перед ударным суффиксом –ва- Чтобы определить букву, нужно отбросить суффикс –ва-:
претерпевать – при отбрасывании получаем «претерпеть»
повелевать – при отбрасывании получаем «повелеть»
Исключения: застревать, затмевать, продлевать
  • суффиксы существительных
-ец-/-иц- -ец- -иц-
В словах мужского рода В словах женского рода
В словах среднего рода, ударение в которых падает на окончание В словах среднего рода, ударение в которых падает не на окончание
Гвардеец, японец, письмецо Гостиница, метелица, креслице
-инк-/-енк- -инк- -енк-
В именах существительных, образованных от слов, заканчивающихся на –ин(а)
Горошинка, завалинка Вишенка, песенка
-изн-/-ин- Пишутся только так: желтизна, тишина
-ичк-/-ечк- -ичк- -ечк-
В именах существительных, образованных от слов, заканчивающихся на –иц(а) Во всех остальных существительных
Умничка Утречко, времечко
-ик-/-ек- -ик- -ек-
Если при изменении слова гласная не выпадает Если при изменении слова гласная выпадает
Ключик, шалашик (ключика, шалашика) Замочек, дружочек (замочка, дружочка)

Нужно запомнить написание следующих слов: лелеять, нищета, нищенство, варево, кружево, курево, месиво, топливо, юродивый.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы во все предложенные слова в соответствии с нормами правописания русского языка.
  3. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №10 ЕГЭ по русскому языку

Десятое задание демонстрационного варианта 2018

  1. рубаш..чный
  2. мороз..ц
  3. худ..нький
  4. никел..вый
  5. беззастенч..вый
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы: Рубашечный – образовано от существительного рубашечка – не на -иц , поэтому в суффиксе пишем Е. Морозец – существительное мужского рода. Худенький – в прилагательных пишется только -оньк-, -еньк- . Никелевый – без ударения пишем -ев-.
  3. Беззастенчивый - -лив-, -чив- всегда пишутся с буквой И.

Ответ: беззастенчивый

Первый вариант задания

  1. расстра…ваться
  2. жалостл…во
  3. юрод…вый
  4. застёг…вать
  5. преодол…в
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы: Расстраиваться – пишем глагольный суффикс «ива», так как в первом лице будет «расстраиваюсь». Жалостливо – неизменяемый суффикс прилагательных «лив». Юродивый – слово, которое нужно запомнить. Застегивать – опять же «ива», так как «застегиваю».
  3. Остается «Преодолев », что и будет верным ответом.

Ответ: преодолев

Второй вариант задания

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  1. ландыш…вый
  2. корч…вать
  3. магни…вый
  4. мысл…вший
  5. леле…ть
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы: Ландышевый Корчевать – образовано от «корчую», поэтому – глагольный суффикс «ева». Магниевый – опять же суффикс «ев». Лелеять – слово нужно запомнить.
  3. Мысливший – всегда пишется с буквой «и».

Ответ: мысливший

Третий вариант задания

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

  1. эмал…вый
  2. наста…вать
  3. выносл…вый
  4. кокетл…во
  5. совестл…вый
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы: Настаивать – глагольный суффикс «ив», так как в первом лице получаем «настаиваю». Выносливый – неизменяемый суффикс прилагательного «лив»; то же самое – со словами «кокетливо » и «совестливый ».
  3. Эмалевый – суффикс прилагательного «ев» без ударения.