Биографии Характеристики Анализ

Как выучить иврит в домашних условиях. Как выучить иврит

Дорогие друзья! Мы начинаем публикацию уроков иврита для тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ульпан ИКЦ.

Урок №1 – Различия и сходства между ивритом и русским

В иврите пишут справа налево. Обложки книг и журналов находятся с обратной для нас стороны. Нумерация страниц идет справа налево. Исключение составляют цифры и числа - они пишутся и читаются привычным для нас образом.

В ивритском алфавите 22 буквы а в русском 33. Это одна из причин, почему иврит - более простой в освоении язык.

В иврите нет заглавных букв ни в начале предложения, ни в начале собственных имен и названий. По этой причине читать поначалу текст немного тяжелее - глазу труднее зацепиться за место, в котором начинается новое предложение, но к этому быстро привыкаешь.

В ивритском алфавите практически отсутствуют гласные буквы. Гласные звуки выражаются специальными значками: точками и черточками, которые называются огласовки или «нэкудот».

Ни в письменном, ни в печатном шрифте, буквы не соединяются друг с другом. В редких случаях, из-за скорости письма они все-таки соприкасаются.

Пять букв имеют двойную графику, т.е. в начале и в середине слова они пишутся одним образом, а на конце слова меняют свой облик.

Каждая буква в иврите означает определенную цифру. На этом основана целая наука - гематрия (раскрытие тайного смысла всех слов).

На протяжении многих столетий иврит был мертвым языком. Это единичный случай, когда после стольких лет какой-либо язык возрождается и начинает активно развиваться. По этой причине большинство современных слов, которых не существовало две тысячи лет назад, придуманы или заимствованы из других языков.

В иврите преобладают глухие и шипящие звуки, поэтому некоторым может показаться, что русский язык звучит более звонко, однако иврит, как любой средиземноморский язык, может звучать очень мягко.

Две разные буквы ивритского алфавита могут передавать один и тот же звук.

В иврите отсутствуют звуки [ы], [щ]. Зато есть несколько незнакомых нашему слуху:

ה (похож на украинскую букву «г» или латинскую «h»)

ע (гортанный звук «а»)

ח (гортанный «х», шуршание, раздающееся из гортани)

В современном израильском обществе принято картавить. Однако ученые утверждают, что «Р» в иврите должна звучать точно так же, как и русская «Р»

Буквы «א», «ה», «ח», и «ע» передают несвойственный русскому гортанный звук. Для того, чтобы правильно его произнести, необходимо активизировать гортань, поднять ее тонус, поскольку у говорящих на русском языке она более расслаблена.

В иврите звук «л» более мягкий чем в русском, но и не совсем твердый. Правильный «л» - что-то среднее между «ле» и «лэ», «ла» и «ля», «ло» и «лё», «лю» и «лу».

Одно из правил ивритской грамматики: существительное всегда идет перед прилагательным. В Израиле говорят: «дом красивый», «человек умный», «автомобиль быстрый» и т.д.

В каждом языке ударение (смысловой акцент) задает тон всему предложению. В русском такое ударение падает на первую часть предложений, а в иврите на последнюю.

Расстановка слов в предложениях отличается от русского языка, например на иврите говорят: «Он счастлив, потому что есть у него семья», «Сыновья его хотели поздравить его», «Они родились в году 1985»

В иврите литературный и разговорный язык как земля и небо. Например, если кто-нибудь на улице попробует пообщаться на высоком иврите, окружающие подумают, что он писатель, поэт или пришелец.

Некоторые предлоги в иврите пишутся слитно со следующими после них словами.

В русском языке большая часть слов образована с помощью суффиксов и приставок. В еврейском языке основной способ словообразования - изменение гласных внутри корня.

В иврите существуют несвойственные для русского языка словообразовательные модели:

1. Мишкали (для существительных и прилагательных)

2. Биньяны (для глаголов)

Зная их, можно с легкостью спрягать глаголы и определять смысловой оттенок слова по его корню.

В иврите существует такое понятие как «смихут» (сопряженное сочетание двух существительных). Например, слово «кафе» (бэйт-кафэ) на иврите состоит из двух существительных: «дом» (байт) и «кофе» (кафэ).

В отличие от многих языков, в иврите существуют местоименные суффиксы. Например, с помощью такого суффикса словосочетание «мой дом» можно сказать одним единственным словом.

В отличие от русского, в иврите одно и то же прилагательное или глагол, даже во множественном числе имеет формы как женского, так и мужского рода. Например: прилагательное «красивые» - яфот (ж.р.), яфим - (м.р.). Глагол «говорим» - мэдабрим (м.р.), мэдаброт (ж.р.).

В иврите не существует уважительной формы «Вы», поэтому даже совершенно незнакомые люди с первой встречи обращаются друг к другу на «ты».

Все местоимения, кроме «я» и «мы», связаны с родом. Например «ты» в мужском роде будет отличаться от «ты» в женском. При обращении к женскому коллективу («они/вы»), применяются местоимения женского рода, но если среди них есть хотя бы один мужчина, то при обращении употребляют мужской род.

Слово мужского рода в русском, может быть словом женского рода в иврите, и наоборот.

В русском языке есть только два числительных, принимающих мужской или женский род: один/одна, два/две. В иврите все числа могут иметь как мужской, так и женский род. Род числительного зависит от рода существительного, в связке с которым оно употребляется.

Среднего рода в иврите не существует. Русские слова среднего рода в иврите могут быть словами женского или мужского рода.

При написании этой статьи были использованы материалы с сайта http://speak-hebrew.ru/

Учебник языка иврит для начинающих

Учебник языка иврит для начинающих - часть 1
Костенко Ю.И.
Изд-во «Книгодел», 2006
Цель данного учебника – обучить основам иврита, сформировать навыки устной и письменной речи, обучить чтению и письму на иврите, дать обучающемуся представление о языке иврит как о системе.

Формат: DjVu
Размер: 3.69 MB

CКАЧАТЬ | DOWNLOAD
depositfiles
Учебник языка иврит для начинающих [Костенко]

Живой иврит

Шошана Блюм, Хаим Рабин
Иврус, Тель-Авив, 2001
Русский вариант издания Modern Hebrew: Teach-yourself Course for Beginners
- один из лучших самоучителей иврита. Это единственное издание, обращенное к тем, кто не имеет никаких предварительных знаний.
Книга теперь дополнена СD, на котором озвучены уроки самоучителя, что дает вам возможность усвоить правильное произношение изучаемых слов. Прекрасно подобранный материал, исчерпывающая информация, прекрасно зарекомендовавшая себя методика - всё это делает самоучитель уникальным пособием, обладающим к тому же заслуженным долголетием - первое издание на русском языке вышло в 1982 году.

Формат: DjVu + MP3 (ZIPPED)
Размер: 97.12

CКАЧАТЬ | DOWNLOAD
DEPOSITFILES
Живой иврит [Шошана Блюм]

Иврит. Наш новый старый язык

Иврит. Наш новый старый язык. Систематический самоучитель с ключом к упражнениям и кратким словарем. Вспомогательный учебник для ульпанов
Яков Эяаль
АХИЭВЕР, Иерусалим, 1992
В книге представлена стандартная форма языка иврит, используемая в речи и письме. Авторы характеризуют учебник как имеющий практический характер, дающий обоснованное понимание структуры иврита, но не углубляющийся в так называемую академическую грамматику. Диалоги, используемые в учебнике, взяты из ситуаций повселневной жизни. Имеется множество упражнений с ключами, помогающих закрепить пройденный материал. На начальной стадии материал дается с транскрипцией русскими буквами.
Учебник состоит из 23 уроков, 8 из них имеет аудиосопровождение.

Формат: DJVU + MP3 (ZIPPED)
Размер: 18.3 MB

CКАЧАТЬ | DOWNLOAD
DEPOSITFILES
Иврит. Наш новый старый язык

Шэат Иврит + аудиокурс

Учебник для говорящих по-русски в 2-х частях "Время для иврита"

Учебник "Шэат иврит" I предназначен для взрослых, желающих изучать язык самостоятельно или под руководством преподавателя. В учебнике около 1000 наиболее употребляемых слов.
Книга состоит из 18 уроков. Каждый урок имеет следующее построение: новые слова и словосочетания с переводом на русский язык; Тексты или диалоги, отражающие различные ситуации в жизни израильской семьи; Упражнения, закрепляющий новый лексический и грамматический материал; Речевые модели с пояснениями; Задания для перевода. В конце книги даны ключи (ответы) ко всем упражнениям учебника. Тексты даны в основном без огласовок. Новые слова даются с огласовками для их правильного произношения.

Учебник "Шэат иврит" II состоит из 13 уроков предназначен для взрослых русскоговорящих, уже овладевших основами грамматики и словарным запасом слов в количестве 800 единиц. Учебник расширяет словарный запас до 2000 единиц. Даны новые морфологические и синтаксические структуры для усвоения. Учебники сопровождаются аудиоматериалом.

Формат: DjVu + MP3 (RAR)
Размер: 158.64 MB

CКАЧАТЬ | DOWNLOAD
DFILES

Учебник современного иврита для начинающих

Полян А. Л., Шор Л. Д., Княжицкий И. А.
Издательство "Книжники", 2014 г.

Первое издание учебника, разработанного и одобренного Московским государственным университетом, предназначенного для преподавания иврита на университетском уровне. Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Востоковедение и африканистика".

Файл удален по требованию правообладателей

Учебник медицинского иврита. Включает "Медицинский словарь" 4000 слов.
Учебный центр Кригера. Подготовка к экзаменам минздрава Израиля.
Иерусалим, 2007.

Учебное пособие составлено для тех, кто готовится к экзаменам минздрава. Авторы, ведущие подготовительные курсы, проанализировали множество вопросов, выбрали и систематизировали наиболее распространенные слова и выражения медицинской тематики, без знания которых уcпех на экзамене невозможен.
Первые главы учебника посвящены вопросительным предложениям. Рассмотрены вопросительные слова, основные слова, выражающие суть вопроса, дополнения и глаголы, которые можно встретить в каждом экзаменационном вопросе. Далее идут главы, наполненные самыми часто употребимыми выражениями и оборотами. И, наконец, главы, расширяющие профессиональный медицинский словарный запас, содержащие анатомические названия с подробными иллюстрациями и лексика сбора анамнеза и коммуникации с пациентом.

Иврит - интереснейший язык, входящий в состав афро-азиатских языков. Ближайшими «родственниками» иврита являются арабский и арамейский языки. Более пяти миллионов человек считают иврит своим родным языком. Но справедливости ради стоит отметить, что современный иврит является искусственным языком, основой которого является древнееврейский язык. На его основе, заимствуя грамматику и лексику у других языков, создали новый современный иврит. Создание нового языка на основе вымершего - уникальное явление, неповторимое в мире.

Особенности иврита

В иврите интересно то, что на письме отображаются исключительно только согласные, гласные - полностью исключаются.
Всю записанную текстовую информацию читают, следуя в левом направлении, непривычном для нас. Буквенные знаки иврита имеют весьма почтенный возраст, насчитывается более трех тысяч лет. Постигая иврит, человек параллельно изучает и историческое прошлое Израиля, познает его традиции.

Как быстро выучить иврит в домашних условиях, можно понять только после изучения алфавита, который насчитывает 22 согласные ивритские буквы. Число 22 совсем неслучайное. Нумерологи утверждают, что такое число особенное. Существует легенда, которая гласит, что мудрый еврей-математик, произведя сложнейшие расчеты, пришел к выводу, что число 22 является ключом для мироздания.

Преподаватель иврита поведает, что этот язык удивителен, он притягивает неведомыми силами к себе. У него на самом деле неповторимое звучание, которое услышать может только тот, кто к этому расположен.

Чтобы понять, как выучить иврит в домашних условиях, следует запомнить важное правило, что иврит нельзя зазубривать, тем более не следует заниматься зубрежкой отдельных слов. Иврит требует к себе уважительного отношения и понимания каждой фразы, поэтому в процессе изучения иврита уделяется внимание фразам в разных предложениях и словоформах.

Первое, с чего следует начать, так это понять, как научиться запоминать и впоследствии классифицировать корни слов.

Уроки иврита

Иврит изучается совсем по другому принципу, нежели другие языки. Человек может знать множество слов, но совсем не может сказать даже простой фразы. Это достаточно часто встречающийся пример. Слепо учить только лишь одни слова не следует. Они в иврите очень короткие и легко запоминаются.

Для очень многих учеников является настоящей проблемой не учить слова, а строить предложения, просто говорить. Некоторым очень сложно понимать то, что говорят другие на иврите. А ведь в языке это является самым главным. Важно научиться говорить и понимать.

Репетитор иврита всегда поможет, отточит умения и навыки говорения, но когда процесс протекает самостоятельно, важно начать с самых простейших выражений. Только терпение и труд помогут освоить иврит, позволив окунуться с головой в это удивительное языковое пространство.

Каждую изученную фразу очень важно проговаривать вслух, даже если она совершенно короткая и простая. Безусловно, эффективнее такой процесс будет проходить, если его сопровождает репетитор по ивриту, в Москве найти такого грамотного преподавателя не составит труда.


Я не расстаюсь с ивритом уже более двадцати лет и очень счастлива. Иврит – мой самый ближайший друг, мой учитель, мой помощник в непростой повседневной жизни. Я постоянно работаю с ним, исследую его, обучаю ивриту других людей и с удовольствием делюсь с ними своей любовью к этому необыкновенному языку.

«Учись сам и делись своими знаниями с другими»

В 1987 году, когда я успешно защитила кандидатскую диссертацию, мой супруг Сергей Гринберг, известный лингвист и переводчик, уже вовсю преподавал иврит. Это было время перестройки, когда в больших городах бывшего Советского Союза весьма активно начал проявляться интерес к еврейской жизни, культуре, традициям и, разумеется, к языку. Повсюду открывались еврейские центры, в которых кипела культурная и просветительская деятельность.

Мой муж был одним их ведущих преподавателей иврита в Ташкенте, городе моего детства и молодости, и очередь на занятия к нему была расписана на полгода вперед. Желая приобщить к этому и меня, он вручил мне самоучитель «Иврит хайя» и предложил начать заниматься. Я взяла эту книгу, раскрыла ее и… провела над ней полночи. Именно так началось мое знакомство с ивритом, так зародилась моя влюбленность в этот удивительный язык.

Я интенсивно учила иврит и для того, чтобы набраться опыта, начала преподавать его пожилым людям. Недаром в Торе сказано: «Учись сам и делись своими знаниями с другими». На протяжении всей своей жизни я стараюсь следовать этому правилу.

Мой подход к языку всегда был не только познавательным, но и исследовательским – очевидно, сказался 21 год опыта работы в Институте востоковедения. Иврит, на котором мы говорим сегодня – обновленный язык. Он уточненный, логичный, математический. Немногие знают, что в начале прошлого века шла борьба за этот язык и родоначальник современного иврита, Бен Иегуда, все-таки одержал в ней победу. Этот язык тесно связан с иудаизмом, с Торой, с историей еврейского народа.

Ключ к нашему мирозданию

Ивритские буквы – это не только графические изображения. Они несут в себе серьезную смысловую нагрузку, в них есть определенное числовое значение. В иврите 22 согласные буквы, а, согласно трактовкам нумерологов, 22 – это очень непростое число. Один мудрый еврей-математик, живший когда-то в Иерусалиме, делал свои расчеты, используя ивритские буквы и слова. Он пришел к заключению, что 22 согласные буквы алфавита – это ключ к нашему мирозданию.

Нельзя не отметить, что иврит обладает необыкновенным магнетизмом, необыкновенным звучанием, которое, к сожалению, дано услышать далеко не каждому. В иврите бессмысленно зазубривать отдельные слова – с ними надо работать во фразах, в речевых моделях, учиться понимать, от какого корня они образованы. Известное выражение «Зри в корень!», принадлежащее Козьме Пруткову, имеет к изучению иврита самое прямое отношение. Но, прежде чем подойти к работе с корнями, важно понять, каким образом лучше всего запоминать их и классифицировать.

Количество слов - далеко не главное

Некоторые уверены, что чем больше слов они знают, тем скорее овладеют ивритом. Такой подход, как мне кажется, может привести лишь к депрессии. Дело в том, что слова на иврите запоминаются довольно быстро – возможно потому, что они короткие (по сравнению, к примеру, с русским или немецким языком). Однако говорить на нем, использовать эти слова в речи почему-то получается далеко не у всех.

На вопрос «Как у вас с ивритом?», мои ученики нередко отвечали: «Я уже знаю около ста или двухсот слов, но почему-то не говорю», «Самые большие мои проблемы - с разговором…», «Научите меня говорить…». А на вопрос: «Что для вас легче - понять или говорить?» - чаще всего можно услышать ответ, что понять намного легче, чем сказать самому. Хотя есть значительный процент учеников, утверждающих, что сложить нужную им фразу для вопроса они с горем пополам все-таки могут, а вот понять то, что им отвечают, чаще всего нет.

Иврит не прощает распыления

Хочется отметить еще один важный факт, создающий трудности в изучении языка, с которым мы нередко сталкиваемся. За последние 20 лет, с момента большой алии (репатриации в Израиль), появилось огромное количество всевозможных пособий разных авторов, в которых есть масса предложений и методик изучения иврита. Разумеется, в каждом из них есть свое рациональное зерно. Но раз за разом люди, изучающие иврит, совершают одну и ту же ошибку: они покупают множество пособий, бросаются от одного к другому, в конце концов, запутываются в огромном количестве материала, бросают все или отодвигают на неопределенный срок, говоря, что разберутся с этим потом. Ну, и дальше – как обычно:)

Начните с простых выражений

И все-таки, несмотря на все трудности, учить иврит, конечно же, надо! Не стоит оставаться в ограниченном языковом пространстве и жить только «той», прежней жизнью, отрекаться от всего, что вас окружает, сторониться людей, говорящих на иврите, переключать по телевидению передачи на иврите - одним словом, всеми силами ограждать себя от языка.

Есть определенные речевые модели, которые можно использовать на начальном уровне изучения. Они еще не требуют знания времен глагола, ими можно начать говорить, строя самые простые выражения. Важное условие: их обязательно нужно проговаривать вслух.

Например, первая речевая модель: личное местоимение + вспомогательный глагол + глагол в инфинитиве.
Затем идут так называемые «наполнители».

Я хочу есть и пить. – אני רוצה לאכול ולשתות

Эту модель можно использовать и как вопросительную, подставив нужное вопросительное слово:

Что ты хочешь есть? ? מה אתה רוצה לאכול? מה את רוצה לאכול

Что ты хочешь пить? ? מה אתה רוצה לשתות? מה את רוצה לשתות

Потом в ответе можно добавить, что именно ты хочешь есть, пить и т.д.

Кроме того, следует обратить внимание на склонение предлогов.

В иврите оно происходит с помощью местоименных суффиксов: каждому личному местоимению соответствует определенный местоименный суффикс, который присоединяется к тому или иному предлогу, образуя местоимения различного разряда. Эти местоименные суффиксы (их можно называть окончаниями) устойчивы, их легко выучить. Кроме того, склонение наиболее распространенных предлогов можно соотнести с падежными отношениями русского языка.

Вот, например: предлог ל (предлог направления «в») при склонении соответствует дательному падежу русского языка. Вопросительное слово «кому?» в иврите будет звучать как – ? למי

Мне, тебе, ему, ей – לי, לך, לו, לה

Окончания, или местоименные суффиксы, которые стоят рядом с предлогом – это те грамматические элементы, с помощью которых происходит склонение предлогов.

После этого можно перейти к моделям с частицами «есть» или «нет», которые являются, фактически, формой настоящего времени глагола «БЫТЬ». К этим частицам прибавляется предлог ל в склонении и получается форма: «Есть у меня, у тебя, у него…/ Нет у меня, у тебя, у него, у нее…» и т.д.

Есть еще много моделей, которые легко можно использовать в разговорной лексике. С их помощью стоит смело делать первые шаги и начинать говорить на иврите. После закрепления этих моделей можно постепенно переходить к глаголам, которые рассматриваются в диалогах или в текстах на определенную тематику. Когда все это закрепится, начинайте постепенно добавлять теоретический материал, определенные упражнения, тексты и т.д.

Изучать иврит самостоятельно

Важно, чтобы рядом был преподаватель, который систематизирует процесс обучения, будет проверять домашние задания, поможет скорректировать и сформировать необходимый для вас лексический запас. Я уверена, что в изучении языка преуспеет тот, кто относится к нему серьезно. Ведь, как известно, «Дорогу осилит идущий». Именно на этой фразе я хочу сегодня закончить статью и пожелать успехов всем начинающим и продолжающим изучать иностранные языки.

Уважаемые посетители сайта! Если эта статья вас заинтересовала, мы можем продолжить обучение ивриту с Инной Гринберг. Ждем ваших отзывов, вопросов, предложений и пожеланий!

Инна Гринберг

Доктор философии, лингвист и востоковед, преподаватель иврита в Израиле. Знает и любит этот язык всем сердцем.

Здравствуйте, дорогие подписчики и гости моего канала. Сегодня хочу вам рассказать о том, как я учила иврит. Меня об этом просили и поэтому я выполняю данную просьбу.

Итак, учить иврит, но «учить» – это громко сказано, пытаться учить иврит я начала до того, как приехала в Израиль. Начнем с того, что я примерно за полгода до переезда в Израиль приехала сначала сюда в гости. У меня тут жили родственники, и в конце 1989 года была возможность получить визу и приехать – и я приехала. Я это сделала, потому что не была уверена в своем решении и думала, что приеду, увижу все своими глазами и смогу решить окончательно, что мне делать. Тогда как раз упал «железный занавес», и только-только начали выпускать людей за границу.

Я слетала на 3 недели в Израиль, встретила родственников, друзей, которые давно уже тут жили. И конечно, находясь в Израиле, я слышала речь на иврите, что само по себе уже хорошо, потому что, если вы слушаете речь на иврите и даже ничего не понимаете, вы привыкаете к звукам этого языка, и у вас не возникает шок, нет уже ничего неожиданного, язык звучит для вас знакомо.

Благодаря тому, что я находилась в Израиле и слышала речь на иврите, я усвоила некоторые самые обиходные слова: ‘шалом’ – здравствуйте, ‘леитраот’ – до свидания, ‘тода’ – спасибо, ‘бесэдэр’ – все в порядке. Это, конечно, были, может быть, каких-нибудь 10 слов, но 10 слов тоже хорошо.

Где-то месяца за 3 до переезда в Израиль, когда уже было получено разрешение, мы с мужем начали учить иврит; вернее муж начал учить как следует – пошел на курсы очень известного в Риге преподавателя иврита, который очень хорошо обучал. И муж какие-то крохи с господского стола приносил мне домой, то есть рассказывал основы, простые вещи, которым обучали на курсах.

Что мы решили делать? Мы понимали, что в этой суете никакой иврит не выучим; но что-то можем усвоить, облегчить себе дальнейшее обучение можем и поэтому мы начали с простого: писали русскими буквами обозначение самых простых ивритских слов и вешали их. Например, писали слово «потолок» и вешали его на потолок, писали «стена» – вешали на стену; с этого мы начали; «пол», «дверь», «окно» писали на иврите русскими буквами и вешали на соответствующие места. И каждый раз, когда я натыкалась на слово, например, «стена», я произносила его вслух.

Мы начали учить простые слова, а потом перешли на мебель, изучая слова: «холодильник», «шкаф», «стол», «стул», «кровать». Еще позже муж где-то достал самоучитель иврита, и к нему была приложена аудиокассета. Что хорошо, на этой кассете была записана речь сабров, то есть людей, для которых иврит – родной язык. Они говорили правильно, и все, что было написано в самоучителе, проговаривалось на аудиокассете. Таким образом, мы с самого начала слышали правильное произношение – это очень важный момент. Конечно, ошибки можно потом исправить, но с самого начала мы знали, как правильно произносится слово. А иначе как ты будешь учить? Если ты не уверен, что правильно произносишь слова, то как можешь учить язык?

Итак, нашей целью было как можно больше набрать каких-то базовых слов. Потом мы перешли на названия продуктов, одежды; но только самые простые вещи, ничего сложного. Если одежда, то это должна быть «рубашка», «штаны», «юбка», «платье» – и конечно, не «кружева», «манжеты» – ни что-то более сложное уже не бралось во внимание.

В данный период учили иврит все. Я как-то еду в троллейбусе и слышу, что за мной сидит женщина с девочкой лет шести на вид и спрашивает ее: «Как будет «солнце»?» – девочка говорит: «‘Шемеш’». – «Как «дерево»?» – девочка молчит. Я поворачиваюсь назад и говорю: «‘Этс’». Очень многие уезжали, и очень многие учили иврит, и это было естественно.