Какая авторская оценка образа тараса бульбы. Несколько интересных сочинений
В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба». Для него не была важна историческая достоверность описываемых событий. Писатель ставил перед собой совсем другую задачу. Он стремился показать героя, который главную цель своей жизни видит в освобождении родной земли. И ради достижения этой цели он не жалеет ничего и никого.
Таков главный герой повести Тарас Бульба. «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть в тяжелый XV век…». Н.В. Гоголь любуется своим героем, восхищается его умом, силой и могучим духом. Всем своим обликом Тарас Бульба напоминает героев народных сказаний, былин, героических песен. Описывая время, когда жил старый казак Бульба, Гоголь пишет, что «русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».
Гоголь не дает подробного портрета главного героя повести. Его внешность рисуется несколькими скупыми штрихами. Авторскую оценку образа Тараса Бульбы читатель получает из описания сначала убранства его дома, а позже из описания его поступков в различных жизненных ситуациях: у себя дома, среди товарищей в Запорожской Сечи, в бою; в момент казни собственными руками предавшего товарищей младшего сына Андрия; на площади в Варшаве во время казни старшего сына Остапа; на костре, который пылает у него под ногами.
И везде писатель подчеркивает недюжинную силу своего героя, его верность товариществу, общему делу, его могучий, несгибаемый дух, его ум и смекалку. Мирная, праздная жизнь в Сечи не по душе старому воину. Он хочет настоящего дела. Но отказывает ему кошевой в организации похода на врагов. И хитрый воин Тарас Бульба, «сговорившись с тем и другим», избирает другого кошевого.
Пламенная речь Тараса о товариществе перед решительным сражением зажигает великим огнем самопожертвования ради общего дела сердца и старых, и молодых казаков: «Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старым родителям, родившим их».
Рисуя картины боя, Н.В.Гоголь использует приемы, принятые при изображении былинных героев: «Там, где прошли незамайковцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!» Старый воин Тарас Бульба рубит «в капусту встречных и поперечных». Но особой силой звучат заключительные слова Гоголя о своем герое, который является воплощением русского духа, могучей русской силы: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба». Для него не была важна историческая достоверность описываемых событий. Писатель ставил перед собой совсем другую задачу. Он стремился показать героя, который главную цель своей жизни видит в освобождении родной земли. И ради достижения этой цели он не жалеет ничего и никого.
Таков главный герой повести Тарас Бульба. «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть в тяжелый XV век…». Н.В. Гоголь любуется своим героем, восхищается его умом, силой и могучим духом. Всем своим обликом Тарас Бульба напоминает героев народных сказаний, былин, героических песен. Описывая время, когда жил старый казак Бульба, Гоголь пишет, что «русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».
Гоголь не дает подробного портрета главного героя повести. Его внешность рисуется несколькими скупыми штрихами. Авторскую оценку образа Тараса Бульбы читатель получает из описания сначала убранства его дома, а позже из описания его поступков в различных жизненных ситуациях: у себя дома, среди товарищей в Запорожской Сечи, в бою; в момент казни собственными руками предавшего товарищей младшего сына Андрия; на площади в Варшаве во время казни старшего сына Остапа; на костре, который пылает у него под ногами.
И везде писатель подчеркивает недюжинную силу своего героя, его верность товариществу, общему делу, его могучий, несгибаемый дух, его ум и смекалку. Мирная, праздная жизнь в Сечи не по душе старому воину. Он хочет настоящего дела. Но отказывает ему кошевой в организации похода на врагов. И хитрый воин Тарас Бульба, «сговорившись с тем и другим», избирает другого кошевого.
Пламенная речь Тараса о товариществе перед решительным сражением зажигает великим огнем самопожертвования ради общего дела сердца и старых, и молодых казаков: «Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старым родителям, родившим их».
Рисуя картины боя, Н.В.Гоголь использует приемы, принятые при изображении былинных героев: «Там, где прошли незамайковцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!» Старый воин Тарас Бульба рубит «в капусту встречных и поперечных». Но особой силой звучат заключительные слова Гоголя о своем герое, который является воплощением русского духа, могучей русской силы: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила
Николай Гоголь написал свое произведение «Тарас Бульба» в 1842 году своей жизни. Это произведение стало классикой, которая заставила многие сердца биться быстрее и чаще. Это произведение написано не просто, как описание и подтверждение истории тез времен, Гоголь решил написать такой сюжет, чтобы выделить и осуществить свой задуманный характер, который возможно не найдешь до конца в жизни, - в сюжет произведения. Его самый главный герой произведения – Тарас Бульба.
Тарас Бульба – главный герой повести под названием, весьма кратким и эпичным – «Тарас Бульба». Этого героя автор описал своими словами очень кратко, но по самому сюжету повести можно понять, что этот человек является очень сильным, выдержанным и смелым человеком. Этот человек также находится в летах, но его сила, как физическая, так и моральная, от этого не иссякает, а наоборот – еще более сильной становится. Тарас Бульба имеет по книге двоих сыновей, а также свою жену, которая является и хорошей матерью, так и хорошей любящей женой.
Николай Гоголь очень любит своего персонажа, ведь именно такого отважного и смелого человека он хотел показать в своей повести. Гоголь хотел изобразить настоящего патриота своей Родины, отважного и смелого бойца, для которого нет преград для победы. Так и создался Тарас Бульба. Гоголь очень любит и уважает своего героя, во всех смыслах этого слова.
Недаром он говорил: «Не найдутся на всем белом свете те, кто сможет пересилить и сломать великую русскую силу!» - это он имел в виду Тараса Бульбу, который как бы вместил в себе всех преданных своей родине, как истинный патриот. Также, Гоголь говорил, что такой характер очень непростой, не каждый сможет его выдержать, но зато именно такие люди побеждали, выигрывали битвы, и добивались своей цели - « Этот характер – весьма непростой, именно такие черты характеров возникли еще в пятнадцатом каменном столетии».
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Хозяйки Медной горы сочинение по рассказу Бажова
Хозяйка Медной горы – это главная героиня одноименной детской сказки «Медной горы Хозяйка» Бажова Павла. Все, в детстве, либо видели мультфильм, либо слушали из родительских уст сказку. Писатель рассказал нам именно об этом мифологическом существе
- Образ и характеристика Фердыщенко в романе Идиот Достоевского сочинение
История и время создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Замысел романа возникает у писателя в дореформенное время (1860). Автору важно представить специфичность изображаемого временного отрезка, и потому события в произведении имеют точную отсылку на май 1859 г. — время перелома и смуты. В обществе происходит «слом», и нежизнеспособные ценности «отцов» начинают теснится под напором идей людей молодых и рьяных. Постепенно конфликт из идейно-политического перетекает в самопроверку главного героя на предмет жизнеспособности его умозаключений.
Образ главного героя романа. Новое мировоззрение в романе представляет Евгений Базаров. Образ этого персонажа, его характер, манеры и мысли автор постарался передать максимально подробно, используя для этого широкую палитру художественных средств. Знакомство с героем начинается с неоднозначной внешности персонажа, при описании которой автор уделяет внимание длинному балахону и красным, рабочим рукам. Все во внешности героя подчеркивает пренебрежение к общепринятым нормам. Довершает первое знакомство с Евгением Васильевичем представленный автором портрет: «Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум».
Манеры Базарова «небрежны». Своим видом, поведением, речью герой подчеркивает приверженность демократическим принципам, которые в споре с Павлом Петровичем и отрицает. Идейный спор с Павлом Кирсановым раскрывает мировоззрение центрального персонажа — нигилизм. Всеобщее отрицание, по мнению Базарова, в современный момент исторического развития полезно, а потому, нисколько не сомневаясь в справедливости своих утверждений, герой смело отрицает и государственное устройство, и аристократический образ жизни, и искусство, и все проявления духовной жизни: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Не менее радикально Базаров «отрезает» и другие человеческие пристрастия: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Некоторая спорность взглядов, проступающая в полемике с оппонентами, уступает место во второй части романа оценке личности героя, которого, без сомнения, характеризуют внутренняя сила, высокая работоспособность, постоянное стремление к образованию и желание ничего не принимать на веру, а проверять опытным путем. Философия Базарова подвергается автором тяжелому и мучительному испытанию — испытанию любовью, когда столь удачно выстроенная схема жизни начинает трещать по швам. Кульминационной становится сцена признания главного героя в любви в доме Анны Сергеевны Одинцовой. И в этот момент противоречия, просматривавшиеся ранее в характере персонажа, проявляют себя со всей силой. И сколько бы ни боролся Базаров сам с собой, но противостоять любви, одному из идеалов отцов, он оказывается не в силах. Капитуляция героя перед вечным чувством показана в конце его жизненного пути. Поэзией, которую Евгений считал пустой тратой времени («Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится»), проникнута сцена его прощания с Анной Сергеевной Одинцовой: «Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Так автор подводит героя к признанию некоторых основ жизни, отрицать которые бессмысленно.
Последней проверкой личности героя становится случайная смерть. Базаров до последних минут сохраняет внутреннюю силу, хотя и печалится о том, что не успел что-то значимое сделать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Я нужен России… Нет, видно, не нужен».
Базаров старается быть последовательным (потому на изумленный вопрос Павла Петровича, все ли отрицают нигилисты, безапелляционно отвечает: «Всё»), но отрицать основы мирозданья — занятие малопродуктивное. К этой мысли приходит герой на смертном одре: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
Авторская позиция реализуется в самой структуре романа. И. С. Тургенев не делает выбора между поколением «отцов» или «детей», но его симпатии легко читаются. «Я хотел сделать из него лицо трагическое — тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей», — отмечал автор в письме К. К. Случевскому. Писатель стремится к философскому обобщению, в своей статье «По поводу «Отцов и детей» И. С. Тургенев указывал: «Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение, а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем… За исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения».
Искусство — подчеркнуто оценочная форма отношения к миру. Есть только две оценочные системы, покоящиеся на незыблемо твердом различении добра и зла: религия и искусство. Они предохраняют дух человеческий от этического безразличия, от смешения и подмены добра и зла, к которым постоянно тяготеют политика и социальная жизнь.
Политика эквилибрирует этическими оценками в угоду моменту, вечно покушаясь на этическую границу, пытаясь поменять местами этические верх и низ, выхолостить и извратить традиционные представления о добре. Искусство пытается вернуть ощущение границы, воскрешая этическую память человечества. В эпохи нравственной неразберихи, когда социальное зло торжествующе бесстыдно выдает себя за благо, истинные творения искусства, подобно молнии, разрывают эту этическую мглу, все возвращая на свои места.
Оценка в художественном творчестве синтетична в том смысле, что художник оценивает мир с точки зрения нераздельного единства Истины, Добра и Красоты. Оно напоминает нам, что нет красоты там, где нет добра, и нет добра там, где нет истины, точно так же, как нет и истины без добра. Потому-то в композиции конкретного произведения авторская оценка воплощается не только в оценочных реакциях автора, сопутствующих этому эпизоду или этому персонажу. Во всей своей полноте она воплощается лишь в целостном авторском отношении к изображаемому миру. Она входит в это отношение как его неотъемлемая часть. Отношение же автора к изображаемому может быть либо субъективным, либо объективным. Говоря так, мы имеем в виду, что это разграничение далеко не безусловно и опирается лишь на преобладание того или другого начал, не отменяя их всепроникающей диалектики, вытекающей из природы искусства.
Субъективный тип авторского отношения к изображаемому, если он не выливается в бессодержательную крайность, если он насыщен энергией, искренностью и глубиною смысла, разумеется, не менее дорог нам в мире творчества, нежели авторская забота о сдержанно спокойном и объективном взгляде на вещи. Словом, одинаково ценны и шекспировский, и шиллеровский типы эстетического отношения к изображаемому, невзирая на то, что издавна было принято отдавать предпочтение то одному, то другому.
Когда в юности Фридрих Шиллер читал трагедии Шекспира (он вспоминает об этом в статье «О наивной и сентиментальной поэзии»), ему было неуютно и холодно в шекспировском мире. Дух автора, реющий над ним, не снисходил здесь до явной симпатии или явного гнева. Казалось, что в этой художественной вселенной не было солнца, к которому бы все тяготело. Но и в самых субъективных формах художественного творчества (в тех случаях, если перед нами не открытая исповедь автора) авторская оценка все-таки чрезвычайно редко закреплена за декларациями и оценками персонажа, тяготея, скорее, к общему пафосу, нежели к конкретным высказываниям и поступкам персонажа. И даже у Шиллера самые близкие автору (с точки зрения пафоса) герои (например Карл Моор или маркиз Поза) все-таки не воплощают собой всю полноту авторского отношения к миру.
Превращение героя в рупор идей и эмоций автора всегда ставит под сомнение художественное мастерство последнего. Даже субъективные по складу дарования, но обладающие всей мощью таланта художники воздерживаются от соблазна воссоздать в персонаже свой духовный портрет. Да это и не возможно в принципе: мышление подлинного творца вечно пребывает в движении, пресекаемом разве что смертью. И даже зеркальное воплощение его взгляда на мир в духовной целостности героя (будь оно возможно) все равно обернулось бы лишь фрагментом по отношению к общей картине писательского миросознания, воплотимой лишь в границах всего творчества. Но и конкретная фаза писательского отношения к миру не воплотима в одном герое, сколь бы он ни был любезен сердцу художника и сколь бы ни были субъективны творческие наклонности последнего. Духовный лик автора неизбежно трансформируется в герое неустранимой работой писательского воображения, взаимодействием героя с возможными обстоятельствами. Короче говоря, включенный в новую систему художественных сцеплений герой, если бы он даже был задуман как alter ego автора, все равно перестал бы быть его духовным двойником.
Таким образом, даже субъективно близкий автору персонаж, любимое детище его, порожденное самым заветным, что есть в глубине авторского сознания, все равно несет в своем художественном «составе» признаки объективации, след отчуждения и дистанцирования по отношению к автору.
Произведение художника не предназначено для того, чтобы «выносить приговор» действительности, на необходимости которого настаивал Чернышевский, смешивая цели искусства с задачами юрисдикции. И если оно (произведение) оценивает реальность с точки зрения Истины, Добра и Красоты, то, оценивая ее и всегда различая добро и зло, оно различает их, не упрощая реального их противоборства, их сложного взаимодействия в человеческих душах. Взгляд художника слова часто устремляется в такие психологические глубины, на которых уже само существование этого противоборства исключает возможность однозначной оценки. Она невозможна здесь потому, что изображаемое сознание не пришло к внутреннему итогу, пребывает в незавершенном поединке с миром и собой. И поединок с собой в этом случае все вновь и вновь инициирует сражение с миром, принять который не в силах мятущийся дух.