Биографии Характеристики Анализ

Какие казаки бывают. Современные казаки: виды, классификация, подразделения, устав, награды история и исторические факты

Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками - как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов , работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана - средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII-XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

Одни из первых упоминаний о казаках , согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века - общины вольных терских и яицких, а в конце века - сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века - земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже - государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI-XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.


В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»
  • м. казач. ардар ниж.-мак. круглая казачья стрижка, под верховку, под-чуб, кругло обрубом, не в скобку. Нестриженая маковка, вопреки обычаю, в ниж. губ. по Волге
  • казачья стрижка - кругло, обрубом, не в скобку

СТАНИЦА

  • казачий отряд, находившийся рядом с засечной чертой для ее охраны в Русском государстве XVI-XVII вв.; позже - крупное казачье село
  • крупное казачье поселение или объединение неск. небольших селений, традиционное название крупных сел на территории казачьих войск
  • большое казачье селение
  • большое селение в казачьих областях
  • казачий охранный отряд
  • крупное казачье село
  • в 16-17 в. казачий отряд для защиты участка засечной черты
  • казачье село
  • казачье селение

ХОРУГВЬ

  • Подразделение в рыцарском войске средневековых Польши и Литвы, в XVI-XVIII вв. подразделение в польско-литовской армии, соответствовавшее роте

БУНЧУК

  • Древко с шаром или острием на верхнем конце, с конским хвостом и двумя серебряными кистями, служившее в старину знаком власти (казачьего атамана, украинского или польского гетмана, турецкого паши)
  • У казачьих атаманов, гетмана: короткое украшенное древко с привязанным конским хвостом, кистями как символ власти
  • древко казачьего атамана
  • знак власти в XV-XVIII вв. у тур. пашей, польск. и укр. гетманов и атаманов рус. казачьего войска

ЧЕПРАК

  • В старых казачьих седлах чехол из кожи или крепкой материи, натянутый на деревянный арчак и свисавший ниже его по бокам лошади

Вчера главой комитета по молодежной политике был назначен Александр Пархоменко, член оргкомитета Казачьей партии России, которая образовалась в ноябре прошлого года. Кажется от странных людей, которые возмущенно приходят на выставки современного искусства с охранительскими лозунгами так просто будет не отвертется.В новом выпуске рубрики-инструкции «How to» «Собака.ru» рассказывает, какое отношение нынешние казаки имеют к Дону и Кубани, в какой день рекомендуется принимать присягу, как выиграть грант в 3,9 миллиона на создание мультимедийного художественно-публицистического проекта «Российское казачество в периоды социальных преобразований» и как быть в тренде и организовать казачью рок-группу.

Казачество в России переживает свой ренессанс. Начало этому положила концепция развития казачества, принятая в 2008 году. А через три года в Петербурге и Москве массово стали появляться отряды казаков, утверждающих, что охраняют порядок в городе. Чтобы как-то контролировать возникшую субкультуру, государство создало «реестровое казачество» - по сути регистрацию и учет казаков в обществе, а также наделило их полномочиями и обязанностями госслужащих. По оценкам экспертов, реестровых казаков сейчас в стране около 700 тысяч. Еще 600 относятся к так называемым «общественным». Они носят те же звания, используют дореволюционную атрибутику, но при этом никаких прав вмешиваться в общественную жизнь города у них нет.

Как организовать казачий отряд?

1. Зарегистрироваться

Казачье общество, которое намерено войти в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, должно регистрироваться в форме некоммерческой организации. Для этого, согласно ФЗ № 7 «о государственных некоммерческих организациях» потребуется заявление учредителя (и отдельно сведения о нем), устав (с наименованием организации) в трех экземплярах, протокол собрания, на котором вы решили довробольно создать отряд, документ об уплате госпошлины (2000 рублей) и 50 человек. Можно, конечно, и меньше, но тогда в официальный реест казачих обществ вас не внесут.

Дмитрий Юрченко, начальник штаба СПб ОКО «Казачья стража»

Есть реестр, в котором казачье общество вносится Минюстом в качестве некоммерческой организации (НКО), согласно федеральному закону (ФЗ154 и ФЗ101), затем все действительные члены общества подписывают заявление о несении государственной службы и приступают к ней. Из таких объединений и формируется реестр общественных казачьих организаций РФ. Сейчас в нем более восьмидесяти казачьих труктур. Есть различные виды казачьих объединений: отдедьское казачье общество, станичное, хуторское, община, землячество, отряды, некоторые из них организованы по другим принципам. То есть де-факто вы можете быть казачьим отрядом, но де-юро можете им не являться. Хотя так или иначе деятельность казаков предполагает наличие юридического лица. Чаще всего, казачьи патрули, или отряды, как их называют, всего лишь объединение граждан, в той или иной форме входящих в какое-то большое казачье общество»

2. Присяга


фрагмент Донской иконы Божьей Матери

Присяга обязательна для всех действительных членов казачьего общества. Проходит она в любом православном храме в присутствии атамана, старейшин и всех новичков. Перед присягой священник совершает краткий молебен. У каждого общества в зависимости от его традиций и географического положения свой текст присяги. Но приблизительно может звучать так:

«Я, (ФИО), пред Честным Крестом и Святым Евангелием присягаю: верой и правдой служить Отечеству, Церкви Православной, честному казачеству, свято хранить добрые казачьи традиции и обычаи. Защищать их в годину брани, не щадя живота своего. Не за страх, а по совести выполнять возложенные на меня обязанности, подчиняться законной Власти, Атаману, Священноначалию, а данные мне права и власть не употреблять во зло»

Приниммать присягу очень рекоммендуется в день день Православного казачества (Донской иконы Божьей Матери) - 12 мая

3. Соблюдать традиции

Церемонии прибивки знамен войсковых казачьих обществ в Донском ставропигиальном монастыре

Казаком может стать далеко не каждый. Моральный облик будущего казака определяется христианскими заповедями. Религиозность - принципиальна. Ещё одна традиция казачества - поддержка российской государственности (т.е. никакого «Россия без Путина»), самоотверженность, служба родине - всё это радостно приветсвуется. Если вы казак, прибывший в новую общину, вам дадут испытательный срок, где эти и другие качества смогут пройти проверку (срок варьируется обычно от полугода до двух лет).

4. Cлужба

Этап военно-спортивной игры «Казачий сполох»

Основная миссия казаков сегодня - не только разгон антиправославных выставок и требования запретить спектакли Набокова. В указе президента от 2011 года служба на благо Отечества прописывается как: «охрана общественного порядка и природных ресурсов, поддержание патриотического образования молодежи и сохранение памятников культурного наследия».

Дмитрий Юрченко , начальник штаба СПб ОКО «Казачья стража»:

Сейчас в Петербурге существует сводное объединение „казачья милиция“, например, и отдел охраны правопорядка вместе с ГУ МВД. Есть конная казачья сотня. Казаки Петербурга организовали образовательные курсы урядников, казачьи ансамбли и группы, реконструкцию великих сражений и многое другое»

Борис Алмазов , писатель, почетный атаман Северо-Западного Округа Союза казаков:

Если казаков официально признают субэтносом, это решит нашу главную проблему. Законодательная база существует. Есть закон о национально-культурной автономии (который сейчас везде нарушается), и существует закон о местном самоуправлении. Хотите у себя в станице ввести атаманское правление - собирайте сход, вводите, кто вам мешает? Вперед!
Это если казаки - народ. А если казаки - это нечто непонятное, то остаются клоунские патрули и ансамбль „Рашен балалайка“. Если уж обязательно решили завести национальные патрули, то почему обязательно казачьи? Почему не ингушские или не мордовские? Уже сейчас почти нет в реестре казаков по происхождению. Любым делом (и охраной правопорядка) должны заниматься профессионалы»


Еще два способа следовать казачьему тренду:

1. Поставить спектакль

Труппа театра «Мастерская»

На волне интереса к казакам петербургский театр «Мастерская» в прошлом году выиграл грант в 3,9 миллиона на создание мультимедийного художественно-публицистического проекта «Российское казачество в периоды социальных преобразований». Директор театра Михаил Барсегов что вписался в грантовую программу едва ли не случайно - он искал деньги на постановку спектакля «Тихий Дон» по роману Шолохова.

Никита Деньгин , пресс-секретарь театра «Мастерская»:

Безусловно, казаки сейчас стали трендом, в этом, как мне представляется, есть некая тяга общества к стабильности, к „почвенничеству“, к основам: все сейчас быстро меняется, но хочется, чтобы некоторые понятия, такие как семья, отечество, долг оставались неизменными. Но упрекнуть „Мастерскую“ в примитивном пиар-ходе и банальной погоне за зрителем нельзя по одной простой причине: спектакль „Тихий дон“ задумывался Григорием Козловым с другим курсом чуть ли не 10 лет назад - выпуск 2005 года занимался романом, но по ряду причин спектакль на сцену так и не вышел. В рамках проекта „Российское казачество в периоды социальных преобразований“ 18-19 мая состоится премьера „Тихого дона“ с третьекурсниками мастерской Григория Козлова в театральной академии (СПбГАТИ), для них это будет первый выход на сцену. Это будет психологический театр, театр про людей, про неразрывную связь каждой отдельно взятой судьбы с событиями большой истории»

2. Казачья рок-группа

Группа «Ас Вентура»

Казачьи песни - это не только «Любо, братцы, любо». Пока в Краснодаре уже вовсю действует радио «Казак fm» - единственная в своем роде радиостанция с кубанским фольклором и лозунгом «Настоящее раздольное радио», - в Петербурге в тесных клубах и рок-кафе происходит становление казачьего рок-движения. Группа «Ас Вентура», например, позиционирует себя как смесь из альтернативы, фолка и инди, выпускает альбомы при помощи краудфандинга.

Иван Андрианов, лидер группы:

Группа образовалась на Камчатке когда мне было 16 лет. Тогда мы были обычной панк-группой. Чуть позже узнал, что я родом из казаков (тогда еще никакой моды не было на казаков, был 1998 год). Узнал случайно, и эта тема меня очень зацепила. Стал интересоваться историей казаков и своей семьи, понял, что это мое. В итоге вступил в казачью организацию, а в творчестве появились песни о казаках, которые постепенно стали основой репертуара. Причем это были и рок-песни, и казачьи, как мне кажется.
В Питер мы приехали в 2007 году. Сейчас я казак станицы „Адмиралтейская-Невская“. Не все казаки принимают наше творчество, потому как по большей части это люди консервативные. Многим подавай народную песню, и все тут. А рок, говорят, от лукавого. Однако достаточно и тех, кто понимает, что традиция должна жить и в настоящем, в современных формах. Задача „осовременить“ казачью культуру, не испортив, не упростив и не обокрав ее - сложная, и под силу, наверное, только великому художнику»

фото: www.kazakirossii.ru, www.kazakispbilo.ru

Важная штука из теории пиара состоит в том, чтобы найти знак идентичности. Для туризма это тоже неимоверно важно. Ну, скажем, в Сочи это море и горы, в Волгограде - Родина-мать, в Нижнем Новгороде - «стрелка».

В Ростове сложно найти локацию, с которой у вас прочно будет ассоциироваться этот город. Но порой идентичность города кроется в самобытности его культуры. Символом этой самобытности и стали донские казаки в Ростове-на-Дону. Здесь в честь атамана Платова даже назван аэропорт, а в городе по сей день можно встретить антуражных всадников, которые следят за порядком в родном городе.

Где их искать?

Казаков найти не так просто, как кажется. Но только не в дни матчей ЧМ. Перед футболом конные отряды постоянно мелькают на левом берегу Дона, недалеко от стадиона.

Здесь же неподалёку они устраивают церемонию развода отрядов за два часа до игры. Мы тем временем успели пообщаться с представителем казачьего отряда Максимом. Сам он работает в пресс-службе, а потому знает много любопытных деталей о казаках и их жизни.

Сколько казаков входит в ваше сообщество?
- Всевеликое войско донское действует на территории Ростова и Волгограда. В Ростове это 200 пеших дружинников и 30 конных, в Волгограде - 100 пеших. Казачьи войска действуют ещё и в Астраханской области и в Республике Калмыкия. Но в Ростове патрулируют наши, ростовские.

Какие у них полномочия?
- Наблюдение и информирование. Задерживать и применять силу они не могут.

Если на их глазах происходит правонарушение, они имеют право вмешаться?
- В таком случае они должны проинформировать сотрудников полиции, с которыми несут службу.

То есть?
- С каждым казачьим отрядом обязательно должен быть полицейский, и все полномочия - в его руках. Роль дружинника - это, грубо говоря, лишние глаза, которые могут что-то заметить. С полицией мы работаем давно, лет 18. У нас уже сложилась практика, а перед ЧМ мы проводили совместные учения. Плюс регулярно проходят сборы.

Чему на них учат казаков?
- Террористической защищённости, правовой базе, медицинской помощи. Есть ещё конные тренировки.

Сколько у вас коней?
- Около сотни. Но лошадь - это не прихоть. Есть территории, где техника не пройдёт. Например, при патрулировании на побережье или в операциях против браконьеров. Автомобиль здесь менее эффективен.

А что с нагайками? Казакам можно носить с собой оружие?
- Мы исходим из того, что оружие казакам носить нельзя. Нагайка нужна для управления лошадью. Но вообще-то это просто атрибут. Не помню случая, когда нагайку применяли в деле.

Кстати, если вы до сих пор не поняли, что такое нагайка - это то самое подобие плётки на иллюстрации к статье. Казаки показывают её неохотно, словно опасаясь осуждения за то, что носят с собой оружие. Некоторые начальники по этой же причине делают вид, что никаких нагаек у казаков нет.

Разговор пришлось прервать, начался развод казачьих отрядов. Интересная сцена: она привлекает внимание многих зевак. Правда, в первую очередь не режиссурой, а количеством лошадей.


Впрочем, какая разница. Оказаться в подобной атмосфере всё равно очень здорово. Попав сюда, даже русские люди проникаются духом и вспоминают народный фольклор.


Иностранцы от казаков в полнейшем восторге. «Это фантастика», - рассказывает исландец по имени Ларс - «очень необычное зрелище, красивые лошади, интересно за этим посмотреть».

Разговор с казаком

Казаки, как и многие русские люди, народ скромный и выпячиваться не любят. Поэтому уболтать их на небольшой разговор не такое уж и простое дело. Но с помощью Максима мне удалось найти человека, который согласился уделить несколько минут на разговор. Его зовут Ярослав, а его коня - Босх.

О темнокожих казаках, мотивации и лошадях

Давно вы состоите в движении?
- С 14-го года. Я местный, из Новочеркасска. Бабушка у меня тоже из наших краёв.

Можно ли вступить в казачество, не будучи казаком по крови?
- Желательно быть. Хотя бы по одной линии. Можно попасть в обычную казачью дружину при нехватке людей, но в само сообщество неказаков принимают неохотно. А ещё важно быть православным. Это одна из основ казачьего движения.

То есть темнокожих казаков найти сложно?
- Нет, темнокожих у нас нет.

Вы получаете за это деньги или это больше дань традициям?
- Да, конечно. Это моя работа. Но и традиции тоже важны. Как и любовь к животным - лошадям.

Кстати, лошади где живут? Домой не забираете?
-У нас много баз в области. В Батайске, например. Там и конюшни. Если длительные переезды - используем для перевоза грузовые машины.

Об алкоголе, английском языке и футболе

С братьями-казаками отдыхаете вне работы?
- Конечно.

То есть хреновуха, медовуха, всё как положено?
- Нет, это не про меня, я вообще не пью. Мы на природу больше ходим погулять, на Дон. А ещё очень много времени уделяем лошадям.

Теперь к работе. Часто приходится приходить на помощь иностранцам?
- Нет, к счастью, вообще не приходилось этого делать. Все гуляют мирно.

Слышал, казаки собирались следить за «моральным правопорядком». Видели, чтобы кто-то вёл себя… не так, как все?
- Что вы имеете в виду?

Ну, может, шумел кто-то сильно или мужчины за ручку гуляли...
- Я такого не видел (видно, что к подобным вопросам казаков готовят).

А по-английски вы говорите?
- Нет, но и не приходится. Иностранцы отлично понимают язык жестов. Недавно вот мексиканцы нам флаг подарили.

Футбол-то любите?
- Да, очень люблю. У меня и отец был вратарём, играл за город в СССР.

Работа на ЧМ - что это для вас?
- Я очень рад, что сюда попал. Внёс свою маленькую лепту в это грандиозное мероприятие.

О рабочем дне и подвигах

Как вообще проходит ваш рабочий день?
- Приходим утром на конюшню за городом, кормим и моем лошадей, тренируемся с ними.

Тренируетесь?
- Да, регулярно. Углубляться не будем, это долгая история. Затем едем на патруль. Вечером привозим лошадей обратно, моем их и укладываем спать.

Сколько длится рабочий день?
- По-разному. С 8 до 17 стандартно, а там как получится.

Ну и последнее. Вспомните какой-то конкретный поступок на рабочем месте, которым особенно гордитесь.
- Я вам так скажу: ежедневный уход за этой лошадью - уже большой поступок. Это не чао-чао. 1 января вы можете отдыхать, а казак рано утром просыпается и идёт чистить коня. Для вас это поступок, а для нас - норма.

Московский казачий отряд специального назначения имени св. Александра Невского первоначально был создан как отдельная казачья застава специального назначения в г. Москве из казаков Кубанской казачьей Ассоциации (ККА) приказом по Кубанской казачьей Ассоциации в 2000 году. Атаманом заставы был утвержден генерал-майор Ткачев Александр Федорович. Подписал приказ Атаман ККА генерал-лейтенант В. И. Каюда.
В 2004 г. казачья застава особого назначения была реорганизована в Московский отряд специального назначения им. Святого Александра Невского. Атаманом отряда был утвержден генерал-майор Казачьих Войск Ткачев Александр Федорович. Основные задачи, которые ставит перед собой отряд, можно проследить через расшифровку названия:

1) “МОСКОВСКИЙ…” - указывает на то, что отряд базируется в Москве и создан для разворачивания деятельности в Московском регионе.

2) “КАЗАЧИЙ…” - указывает на суть отряда. И на его задачи:

Вести работу по возрождению казачества и его традиций;

Объединять в своих рядах казаков Москвы и Подмосковья;

Взаимодействовать с Казачьими Войсками и казачьими организациями различных регионов России и Зарубежья;

Вести пропаганду казачьего движения.

Отряд, как и казачество в целом, не является политической организацией, не связывает себя узкими партийными и идеологическими рамками. Но и не объявляет себя вне политики (поскольку в наше время любое организованное, а порой и частное действие, мнение, образ мыслей - уже политика). Отряд поддерживает те политические партии, общественные организации, движения, которые соответствуют традиционным казачьим ценностям - устоям Православия и патриотизма. И противодействует тем из них, которые в прямой или завуалированной форме враждебны этим принципам.

Отряд им. св. Александра Невского не признает и не поддерживает деления казаков на “белых”, “красных” и тому подобных размежеваний. Потому что общее оказывается неизмеримо выше частных надуманных различий во взглядах.

3) “ОТРЯД…” - указывает на то, что он является не случайным и аморфным собранием казаков, а структурированной организацией. И если, например, термин “станица” может означать объединение по бытовому, хозяйственному, производственному признакам, по месту жительства, то “отряд” - воинский термин. Казаков всегда называли - воины Христовы. Настоящий казак служит всю жизнь. Призывает его Господь - по самому званию казака. И отставку ему дает только Господь.

Отряд им. св. Александра Невского предоставляет казакам, чувствующим в себе такое призвание, возможности для службы, организует и направляет ее. Дает возможности проявить себя, реализовать свои лучшие качества. Любая деятельность казаков в рамках отряда и его задач считается казачьей службой.

Задачами отряда также являются:

Создание и поддержание духа казачьего воинского братства;

Повышение боеготовности казаков, выработка и укрепление казачьей организации и дисциплины;

Поддержание и совершенствование воинских навыков старших казаков, усвоение их молодыми казаками, обеспечение традиционной для казаков воинской преемственности;

Взаимодействие с армейскими, флотскими, пограничными структурами, организациями спецназа и антитеррора.

Взаимодействие с ветеранскими организациями;

Военно-исторические исследования, пропаганда воинской славы казачества и России;

Военно-патриотическая работа среди молодежи.

4) “СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ…” - указывает на то, что отряд является не произвольно набранным контингентом, а особым, элитным формированием, “казачьим спецназом”. В отличие от многих других казачьих организаций, принимающих всех желающих, отряд им. св. Александра Невского не гонится за количеством казаков. Упор делается на качество, что обеспечивает и сплоченность, и дееспособность, и крепость рядов. Прием новых казаков в отряд осуществляется по рекомендациям казаков, уже служащих в нем. Осуществляется проверка кандидатов, назначаются испытательные сроки, в каждом конкретном случае командование отряда вправе подойти индивидуально. Лица, проявившие себя недостойно, нарушившие принципы казачества, из отряда исключаются.

Специальное назначение отряда реализуется по двум направлениям:

4.1. Костяк его составляют участники войн и военных конфликтов, заслуженные ветераны спецназа, Пограничных Войск, Советской и Российской Армии, Военно-Морского Флота, Внутренних Войск. Они формируют традиции отряда, передают свой опыт молодым казакам, способствуют выполнению воинских задач (см. п.3)

4.2. Но в наше время для защиты Отечества и Православия чисто воинских методов и навыков оказывается далеко не остаточно. Жестокая борьба идет за умы и души. Поэтому отряд им. св. Александра Невского объединяет в своих рядах и интеллектуальную элиту казачества. В составе отряда состоят: академики, профессора, доктора наук, писатели, поэты, журналисты, художники, театральные деятели. Задачи отряда в данном направлении:

Борьба за утверждение патриотических и православных ценностей в отечественной культуре;

Тесное взаимодействие с Объединением журналистов казачества, выпуск и распространение газеты «Преображение»;

Участие в казачьих культурных мероприятиях, поддержка и развитие традиций казачьей культуры;

Участие в научных конференциях и иных мероприятиях, научные разработки, направленные на укрепление Отечества, разоблачение антироссийских, антиказачьих и антихристианских фальсификаций;

Работа по созданию литературных, публицистических, поэтических, художественных и иных произведений, противостоящих попыткам разрушения Отечества, казачества, национальной морали и культуры, мобилизующих казаков и русский народ к сопротивлению.

5) “ИМЕНИ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО” - святой покровитель отряда был защитником нашего Отечества. Причем в один из самых тяжелых моментов истории, в эпоху, разлада и распада Руси, ее порабощения и монголо-татарского ига - что вполне сопоставимо с нынешним временем. Св. Александр Невский являлся не только доблестным воином и талантливым полководцем. Чтобы спасти и уберечь Русь, он выступал политиком, дипломатом, агитатором. Что также соответствует разноплановой и разносторонней деятельности отряда. Наконец, св. Александр Невский имел прямое отношение к истории казачества - по его инициативе и его усилиями в 1261 г. была создана Сарско-Подонская епархия, окормлявшая казаков. Обеспечившая их единство с Русской Православной Церковью, а через Церковь - нерушимую духовную связь с Российским государством. И имя св. Александра Невского в названии отряда указывает на его задачи:

Обращение казаков к Вере Православной, ее пропаганда и утверждение;

Сотрудничество с Православной Церковью, взаимодействие с различными православными организациями и структурами;

Любовь к Отечеству и его защита даже в самых трудных, способных показаться безнадежными, обстоятельствах.

Как сказал св. благоверный князь: “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля”. А скептикам и малодушным, опускающим руки, полезно вспомнить другие слова св. Александра Невского: “Не в силе Бог, но в правде!”