Биографии Характеристики Анализ

Какой корабль спустил на воду николай 2. Император Николай I (линкор)

Делали действительно серьёзные вещи и в царские времена. Просто Советская власть по понятным причинам не считала нужным пиарить подвиги расстрелянного царя. Поэтому про какой-нибудь ДнепроГЭС мы слышали много, а про аналогичные проекты Николая II знают только узкие специалисты.

Для исправления ситуации на Руксперте была создана статья «Крупные российские проекты Николая II». Выкладываю её сюда. Рекомендую сравнить перечень построенного с тем, что строилось при Ельцине и при Путине. Так как при определении размера проектов инфляция была учтена, сравнение получится довольно занимательным.

Если вам лень сравнивать, вот вам мой вывод: несмотря на впечатляющий технический прогресс двадцатого века, разница между экономиками Российской Империи и Российской Федерации не так значительна, как казалось мне до настоящего времени.

(Крейсер «Рюрик» с еще не снятым парусным вооружением в Нагасаки (Япония), 1890-е)

Броненосный крейсер «Рюрик»

Первый в линейке крупнейших крейсеров своего времени, построенных Россией для борьбы, в случае чего, с британским судоходством в дальней океанской зоне. Корабль стал последним русским крейсером, имевшим паруса, которые, впрочем, вскоре демонтировали. Назван в честь древнерусского князя - основателя династии Рюриковичей. «Рюрик» (и последовавшие за ним «Россия» и «Громобой») строились исходя из того, чтобы иметь дальность достаточную для прямого перехода с Балтики до Дальнего Востока без использования промежуточных портов. При этом несмотря на небольшую для крейсера скорость «Рюрик» имел мощное вооружение и бронирование. Предполагалось, что такое сочетание позволит практически безнаказанно действовать в дальних морях и на Тихом океане, где вероятность нарваться на сильного и быстрого противника была минимальной. Платой за такую универсальность стала большое водоизмещение и, соответственно, большая стоимость корабля. Заложен в мае 1890 г., спущен на воду в октябре 1892 г., введен в строй в октябре 1895 г. Стоимость корабля составила 7,6 млн рублей в ценах 1890 г. (что можно оценить примерно в 18 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Корабль героически погиб в августе 1904 г. в битве при Ульсане, позднее тем же именем назван еще один броненосный крейсер .

(Крейсер «Россия» в доке Владивостока)

Броненосный крейсер «Россия»

Корабль, представлявший собой значительно улучшенную за счет применения новейших на то время технических решений и несколько увеличенную версию «Рюрика», стал сильнейшим крейсером своего времени, который современники не без оснований считали выдающимся достижением отечественного судостроения (наример, очень лестно отзывается о крейсере в своих воспоминаниях служивший в то время на флоте великий князь Кирилл Владимирович). Заложен в ноябре 1893 г., спущен на воду в апреле (мае по новому стилю) 1895 г., введен в строй в сентябре 1897 г. Точную стоимость корабля найти не удалось, но, судя по аналогам, она могла достигать 10 млн рублей в ценах тех лет (20 млрд рублей в ценах 2012 г.).

(Средний винт и руль крейсера «Громобой»)

Броненосный крейсер «Громобой»

Последний в серии дальних броненосных крейсеров, «Громобой» получил по сравнению с «Россией» лучшие механизмы и лучшую броневую защиту. Водоизмещение и стоимость при этом снова выросли, однако огромный урон, нанесенный врагу крейсерами этого типа во время Русско-Японской войны, вполне оправдал их постройку, даже с учетом потери «Рюрика». Заложен в мае 1898 г., спущен на воду в мае 1899 г., введен в строй в октябре 1900 г. Точную стоимость крейсера найти не удалось (кроме отдельных статей расходов: корпус - 4,1 млн рублей; машинная установка - 3,1 млн рублей; броня 0,7 млн рублей), но по аналогам ее можно оценить примерно в 10 млн рублей (18 млрд рублей в ценах 2012 г.)

Броненосный крейсер «Баян»

Последний крейсер судостроительной программы 1895 г., позднее вошедший в объединенную судостроительной программы «Для нужд Дальнего Востока». Строился во Франции с российским вооружением и отдельными компонентами. Заложен в июне 1899 г., спущен на воду в мае 1900 г., вошел в стирой в январе 1903 г. В ходе войны корабль показал себя лучшим среди русских крейсеров ноых проектов, поэтому позднее по немного улучшенному проект крейсера были построены еще три корабля. Стоимость проекта 7,0 млн рублей (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).

(Крейсер «Аврора» типа «Диана» в Санкт-Петербурге, 2013 г.)

Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Диана»

Крейсера этого типа предназначались для разведки при эскадре, а также борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от своих берегов. Строились они по судостроительной программе 1895 г. специально для Тихого океана. Общая стоимость каждого корабля составила 6,4 млн рублей (11 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено три корабля этого типа:
* «Паллада» - заложен в мае 1897 г., спущен на воду в августе 1899 г., введен в строй в мае 1901 г.
* «Диана» - заложен в мае 1897 г., спущен на воду в октябре 1899 г., введен в строй в декабре 1901 г.
* «Аврора» - заложен в мае 1897 г., спущен на воду в мае 1900 г., введен в строй в июне 1903 г., позднее в 1984-1987 гг. подвергся крупной реконструкции.

(Крейсер «Варяг» в довоенной окраске)

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»

Крейсер строился в США с целью изучить передовую практику строительства кораблей этого типа в мире, а также экстренно усилить силы на Тихом океане, где Япония также скупала корабли по всему миру. Дополнительным фактором при этом, по видимому, послужило то, что все стапеля Санкт-Петербургских кораблестроительных заводов к этому моенту были заняты строительством других кораблей. Вооружение и часть комплектующих были российскими. Заложен в 1898 г., спущен на воду 19 октября 1899 г., из-за волны всеобщих стачек и забастовок, охвативших в то время в США, передан заказчику с опозданием в сентябре 1900 г., фактически введен в эскплуатацию в 1901 г. Общая стоимость корабля 5,9 млн рублей (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Впоследствии прославился на весь мир, приняв вместе с канонерской лодкой «Кореец» неравный бой с блокровавашей его до объявления войны в нейтральном порту японской эскадрой.

(Крейсер «Богатырь»)

Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Богатырь»

Первый корабль серии были построен в Германии с российским вооружением и отдельными компонентами. В дальнейшем передж войной он был признан наиболее удачным из всех заказывавшихся в качестве «образцов» импортных крейсеров («Аскольд», «Варяг», "Баян"). В результате в России по данному проекту было построено еще три крейсера (четвертый, который должен был стать вторым в серии, достроен не был, так как погиб при пожаре в деревянном эллинге в низкой степени готовности). Стоимость головного крейсера составила 5,509 млн рублей (с учетом данных по стоимости 1900 г. и инфляции это позволяет оценить его стоимость практически ровно в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.), стоимость остальных составила 7,36 млн рублей (13 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено 4 корабля, из них в этот период было введено в строй три:
* «Богатырь» - заложен в декабре 1899 г., спущен на воду в январе 1901 г., введен в строй в августе 1902 г.
* «Кагул» (позднее переименовывался в «Память Меркурия» и «Коминтерн») - заложен в августе 1901 г., спущен на воду в мае 1902 г., введен в строй в 1905 г.
* «Олег» - заложен в июле 1902 г., спущен на воду в августе 1903 г., введен в строй в июне 1904 г.

Морские порты

Военно-морская база Порт-Артур

(Панорама Порт-Артура в первые годы XX века - видны корабли Тихоокеанской эскадры)

15 марта 1898 г. в Пекине было подписано соглашение, согласно которому Квантунсий полуостров и расположенный на нем сильно устаревший к тому моменту порт-крепость Порт-Артур передавались в аренду России на 25 лет с првом соединения этой территории с КВЖД с помощью отдельной ветки. Порт-Артур имел стратегическое значение по двум причинам: во-первых, это был первый доступный Российскому Императорскому флоту незамерзающий порт на Тихом океане, а во-вторых он, в отличие от Владивостока и всех других военных портов России того времени, позволял свободный выход флота в мировой океан. Также большие надежды в экономическом плане возлагались на заложенный неподалеку коммерческий порт Дальний (который к настоящему моменту развился в крупный мегаполис Далянь).

В оборудование базы, первая очередь которой должна была быть окончательно введена в строй в 1909 г., в 1901-1904 гг. было инвестировано 11 млн рублей (20 млрд рублей в ценах 2012 г.) из 14 требовавшихся. При этом на организацию ее обороны (строительство фортификационных сооружений крепости Порт-Артур) в 1900-1904 гг. было потрачено около 4,25 млн рублей при необходимых 15 млн рублей. По-видимому также значительные средства были вложены в развитие самого города, так как за 5 лет его население возросло с 7 до 51,5 тыс. человек.

В дальнейшем в ходе войны крепость с честью выдержала полугодовую осаду - несмотря на неоправданную мягкость коменданта при переговорах о сдаче, в целом оборона Порт-Артура может рассматриваться как героическая, достаточно вспомнить первоклассные крепости в Европе, которые были взяты за куда меньший срок, чем недостроенный Порт-Артур. Как метко заметил один из участников тех событий, под Порт-Артуром каждый русский солдат «схватился с пятью японцами и двоих из них убил». Отдавая должное духу наших воинов, здесь все же следует признать, что врядли они могли бы противостоять многократно превосходящему противнику не будь у них построенных перед войной укреплений. И неизвестно, не пришлось бы России лишиться вообще всего Дальнего Востока, не продержись Порт-Артур достаточно долго, пока по недостроенному Транссибу перевозили войска на восток.

(Панорама строящегося порта Дальний)

Дальний

Коммерческий порт и одноименный город на арендованной у Китая территории, построенный с нуля неподалеку от военно-морской базы Порт-Артур в рамках проекта Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) . К сожалению, в те времена министру финансов таки удалось убедить руководство страны урезать военные расходы в пользу коммерческих, поэтому к началу войны с Японией в 1904 г. этот порт был практически отстроен (и даже стал считаться самых благоустроенных городов Империи), в то время как гораздо более необходимые для обороны региона Транссиб, КВЖД и военно морская база Порт-Артур находились в полузаконченном состоянии. В результате порт, который в дальнейшем мог стать одним из крупнейших на Тихом океане и принести стране огромные прибыли, достался японцам. К настоящему времени он превратился в китайский город Далянь с населением более 6 млн человек. Объем инвестиций в проект в 1898-1904 гг. составил по разным сведениям от 18,9 до 30 млн рублей (34-54 млрд рублей в ценах 2012 г.). По-видимому разброс цен обусловлен тем, что в меньшей сумме учтены только затраты Общества Китайско-Восточной железной дороги, оставшаяся сумма может приходиться на прочие инвестиции в сам город.

Порт Александра III

Военный порт (морская крепость) в Либаве (ныне Лиепая) строился с 1890 г., поскольку этот порт был единственным почти незамерзающим портом Империи на Балтийском море, а обстановка требовала постоянного присутствия кораблей Балтийского флота в Мировом океане. Сложность строительства была обусловлена отсутствием естественной гавани, мелководностью и низкой прочностью грунта дна, в связи с чем гавань приходилось искусственно углублять. Стоимость первоначального проекта оценивалась 15,55 млн рублей в ценах 1892 г. (порядка 40 млрд рублей в ценах 2012 г.). Основная часть этих работ была выполнена. Первые суда порт принял осенью 1898 г. Во время Русско-Японской войны служил передовым пунктом базирования Балтийского флота, в котором осуществлялось дооснащение кораблей, отправшихся на Дальний Восток, а также ремонт вернувшихся из плавания кораблей и «отверточная» сборка импортных подводных лодок для обороны Владивостока.

Железные дороги

На эти годы приходится один из двух (наряду с годами Первой мировой войны) железнодорожного строительства в стране. Ни до, ни после царствования Николая II таких темпов работ в России не наблюдалось - только за период 1894-1904 гг. было построено 28 тысяч километров железных дорог, т.е. в среднем по 2,8 тысячи километров в год, объем инвестиций же оценивался в 2,24 млрд рублей, что составляет порядка 5 триллионов рублей в ценах 2012 г. За исключением Великого сибирского пути (Транссиба) все проекты раздела приведены примерно в хронологическом порядке ввода в строй.

Примечание Ф.М. Краткий перечень построенных в первую половину царствования Николая II железных дорог занимает 17 (!) страниц, поэтому из-за ограничений ЖЖ я был вынужден его опустить. Рекомендую хотя бы бегло ознакомиться с ним на основной странице статьи:

Там будут, например, впечатляющий мост через Обь, единственный в мире вокзал из мрамора и знаменитая Транссибирская магистраль, общая длина которой составляла в те годы более 9 тысяч вёрст.

Крупнейшие мосты

(Троицкий мост в Санкт-Петербурге в начале XX века)

Троицкий мост через Неву, г. Санкт-Петербург

Разводной мост с поворотным пролетом через Неву, оформленный в модном в то время стиле «модерн». Строился на месте бывшего наплавного моста с 1897 г., введен в строй в 1903 г. Позднее подвергся разводная часть моста подверглась серьезной реконструкции в 1965-1967 гг., после чего разводной пролет стал подъемным. Стоимость проекта 6,1 млн рублей в ценах тех лет (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Трубопроводный транспорт

Керосинопровод Баку-Батум (первая, вторая и третья очереди)

Строившийся с 1897 г. крупнейший трубопровод своего времени, окончательно введенный в строй позднее в 1907 г., вводился в строй по частям. Трасса трубопровода пролегала непосредственно вдоль путей Закавказской железной дороги. В этот период введены в строй участок Михайлово - Батум (1900 г., 215 верст), продленный в октябре 1903 г. до 240 верст и в начале 1905 г. до 373 верст.. Учитывая общую стоимость керосинопровода в 22 млн рублей в ценах тех летпри длине 820 верст, стоимость учаска Михайлово - Батум можно оценить в 5,7 млн рублей (несколько более 10 млрд рублей в ценах 2012 г.), всегно же введенные в это время в строй участки можно оценить в 10 млн рублей в ценах тех лет (около 17 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Нефтяные месторождения

(Нефтяные вышки в Баку в начале XX века раскрашенное фото с открытки тех лет)

Развитие Бакинского нефтяного района

В этот период происходит активное развитие нефтедобычи в на Апшеронском полуострове (как тогда писали "на Абшероне"). С 1894 г. до 1904 г. число рабочих в нефтяной отрасли в России увеличилось с 7 до 27 тыс. чел., из которых 24,5 тыс. работали на промыслах и заводах Бакинского нефтяного района. Нефтедобыча с 1894 до 1901 увеличилась с 311 до 672 млн пудов, что в 1901 г. составляло 95% российской и более половины мировой добычи нефти. Только с 1898 по 1903 г. и только английскими предпринимателями в развитие нефтедобычи в этом районе было вложено 60 млн рублей (около 107 млрд рублей в ценах 2012 г.).

(Доменный цех Надеждинского металлургического завода)

Металлургия

Надеждинский металлургический завод

Крупнейший и современнийший по тем временам на Урале металлургический завод (ныне Металлургический завод им. А.К.Серова) строился вместе с поселком Надеждинский завод в Богословском горном округе (ныне г. Серов Свердловской обл.) с мая 1894 г., в январе 1896 года была получена первая сталь, в марте 1896 г. прокатаны первые железнодорожные рельсы, а 15 сентября того же года перваяя партия в 8000 тн рельсов сдана заказчику в Тюмени. На полную мощность предприятие вышло в 1898 г., а к 1905 г. производство рельсов возросло до 38 тыс. тонн в год. Завод имел доменный, мартеновский, прокатный (со станом 850)и обслуживающий цеха. Также в рамках проекта была построена Богословско-Сосьвинская узкоколейная (875 мм) железная дорога общей протяженностью порядка 130 верст (140 км). По началу предприятие занималось производством рельсов для Транссибирской магистрали и кровельного железа. В 1904-1906 гг. введен в строй сортопрокатный цех со станами 450 и 320. В 1900 г. на заводе работало 3300 человек. Точной стоимости завода найти не удалось, но, судя по стоимости аналогичных проектов, речь может идти о сумме порядка 5-8 млн рублей в ценах тех лет (12-20 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Машиностроение

Большинство даже крупных заводов того времени не дотягивали до планки в 10 млрд рублей в ценах 2012 г., причем найти сметы инвествиций в них зачастую практически невозможно. Приведенные ниже проекты являются одними из самых крупных в машиностроении того времени и однозначно могут быть оценены никак не менее, чем в десяток миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Техническое перевооружение Обуховского сталелитейного завода в Санкт-Петербурге

В эти годы завод активно модернизировался, при этом монтировалось весьма дорогостоящее оборудование - крупнейшая в стране на тот момент мартеновская печь, несколько крупных прессов и т.д. Например, установленный в 1897 г. пресс стоил свыше миллиона рублей в ценах тех лет. Всего же только одно двухлетнее переоборудование завода во второй половине конце 1890-х гг под новые заказы Морского министерства потребовало 7 млн рублей инвестиций в ценах тех лет (около 13 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Техническое перевооружение Путиловского завода в Санкт-Петербурге

Крупнейший на 1900 г. по производственной мощности в России и один из крупнейших в Европе машиностроительный завод (на начало 1905 г. на заводе трудилось 12500 рабочих) за 1890-е гг. поднял выработку в несколько раз, что подразумевало вложение в производство, по видимому, не менее, чем 10 млн рублей (20 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Гидротехническое строительство

Реконструкция Мариинской водной системы

Основная на тот момент система каналов между Волгой и Балтийским морем, построенная в 1810 г. и проходившая по реке Шексне, к 1890-м гг. полностью исчерпала пропускную способность, поэтому в 1890-1896 гг. подверглась серьезной реконструкции. В ходе работ был углублен и расширен входивший в систему Белозерский канал, построены увеличенные шлюзы, кроме того двухкамерные шлюзы заменились однокамерными. Все эти мероприятия позволили заметно сократить время прохода судов по системе и увеличить пропускную способность системы за навигацию с 500 тыс. тонн до 2 млн тонн. позднее в 1964 г. после масштабной реконструкции по трассе Мариинской системы прошел Волго-Балтийский водный путь. Стоимость проекта составила 12,4 млн рублей (порядка 27 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Развитие сетей фиксированной телефонной связи

В это время активно развивалась фиксированная телефонная связь, причем как местная связь, устаннавливаемая еще с начала с 1880-х гг., так и междугородняя. Линии междугородней связи стали открываться после ввода в строй в декабре 1898 г. четвертой в мире по длине на тот момент телефонной линии Санкт-Петербург - Москва. К 1 января 1905 г. в сетях телефнной связи использавалось 138694 верст телефонных проводов и обслуживалось 59613 абонентов. Для сравнения в начале 1894 г. длина телефонных линий составляла всего 26 тысяч верст, т.е. в пять раз меньше. К 1 января 1905 г. эксплуатировалось 10 междугородних и 1296 местных сетей. При этом только на реконструкцию одной Киевской сети в 1901-1904 г. ушло 400 тыс. рублей в ценах тех лет. Исходя из платы за подключение к одной из частных сетей в 1902 г. в 750 рублей, даже считая что всего половина из этой суммы пошла на создание сети, стоимость проекта можно оценить по количеству абонентов в 22,4 млн рублей в ценах 1902 г. (39 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Мероприятия по перевооружению армии и флота

Замены массовых видов вооружений в крупнейшей армии мира того времени легко тянули на звание крупнейших проектов эпохи. В этот период выполнены следующие мероприятия:

(Забайкальские казаки с винтовками обр. 1891 г. (мосинками) во время Русско-Японской войны)

Перевооружение армии на трехлинейную винтовку образца 1891 г.
К началу 1890-х гг на вооружении Российской Императорской Армии состояла однозарядная крупнокалиберная (10,67 мм) винтовка Бердана № 2 под патрон с дымным порохом. Назревавший переход на использование бездымнго пороха, уменьшенного калибра и магазинного заряжания сдерживался техническим несовершенством первых образцов таого оружия. Однако к 1891 г. Комиссия для выработки образца малокалиберного ружья общими усилиями доработала винтовку капитана Мосина до удовлетворившего основным требованиям состояния. Официально оружие получило название «трёхлинейная винтовка образца 1891 года», однако широко известно до сих пор под сокращенными наименованиями «мосинка» и «трехлинейка». После того, как в 1892 г. было начато производство винтовки, фактически стартовал проект по полному перевооружению ею и карабинами на ее основе (то есть ее укороченными версиями) армии и флота. Перевооружение войск первой очереди завершено в 1897 г., остальной армии - практически завершено к концу 1901 г. Только французам за дополнительные 500 тыс. шт. заплатили 12 млн рублей (30 млрд рублей 2012 г.), а всего к концу перевооружения их было выпущено 3645339 боевых и 53835 учебных винтовок, т.е в сумме мероприятие может быть оценено не менее чем в 150 млрд рублей в ценах 2012 г.

Перевооружение батарей полевой артиллерии первой очереди на скорострельные трехдюймовые орудия

В феврале 1900 г. было принято решение о заказе 1500 трехдюймовых (76 мм) орудий новейшей по тем временам системы Путиловскому заводу, успешно применившему закупленные им в то время патенты на самые передовые технические решения в конструкции своих орудий. Позднее вместо орудия образца 1900 г. заводом выпускались более совершенные орудия образцов 1901 и 1902 гг. В рамках этого заказа предполагалось перевооружить «всю полевую артиллерию Квантунской области, Приамурского и Виленского военных округов, а также большую часть артиллерии Варшавского военного округа и 2 артиллерийские бригады Петербургского военного округа». Перевооружение первой очереди было практически завершено к концу 1902 г. «Общий денежный расход для изготовления упомянутых орудий 1-й очереди с материальной частью определен примерно цифрой в 33,75 млн руб. с подразделением необходимых ассигнований: в 1900 г. - 6,5 млн руб., в 1901 г. - 9,25 млн руб. и в 1902 г. - 18 млн руб.», что составляет около 60 млрд рублей в ценах 2012 г.

PS . Если вы заметите какую-нибудь опечатку в статье, правьте её прямо на проекте:

PPS . Дискуссию о важности сильной власти с экспертами ИА «Rex» можно считать завершённой.

Нужно отметить, что яхту «Штандарт» отличал очень высокий уровень комфорта, но при этом, совсем не комфорту в ущерб, она же имела и высокие мореходные качества и справедливо считалась лучшей яхтой такого класса во всем мире из таких судов. В книге американского писателя Роберта Мэсса «Николай и Александра» о ней написано так: «Где бы ни швартовался «Штандарт» - на Балтике или у крымских скал, - он был образцом морской элегантности. Размером с небольшой крейсер, оснащённый паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно. Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на чёрном фоне, устремлённый вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера. Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Над надраенными палубами были натянуты белые парусиновые тенты, затеняющие от солнца плетёные столы и стулья. Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с паркетным полом, хрустальными люстрами, канделябрами, бархатными портьерами. Помещения, предназначенные для царской семьи, были задрапированы ситцем. Помимо судовой церкви и просторных кают для императорской свиты на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того, на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра и балалаечников».

Императорская яхта «Штандарт». На рейде Ялты, 1898 год.

В присутствии на «Штандарте» августейших особ яхту всегда сопровождал эскорт из 2-3 миноносцев. Некоторые из них могли стоять неподалеку от яхты, тогда другие неторопливо курсировали на горизонте.


Императорский салон.


Кабинет Николая Второго.

Днем яхта медленно плыла между скалистыми островами, щедро рассыпанными природой у берегов Финляндии, периодически углубляясь в живописные прибрежные заливы, окаймленные по берегу стволами высоких корабельных сосен. К вечеру бросали якорь в какой-нибудь укромной безлюдной бухте, а утром пассажиры «Штандарта» уже любовались ее тихой прозрачной водой, дном с жёлтым песком и валунами из красного гранита, поросшими густым кустарником.


Салон императрицы.


Столовая членов императорской семьи.

Императрица, страдавшая от частных недомоганий, на берег сходила редко, а большую часть времени проводила на палубе. С 1907 года ее фрейлиной стала Анна Александровна Вырубова, и теперь вместе с Александрой Фёдоровной на яхте «Штандарт» она проводила много времени и оставила об этом интересные воспоминания. Когда было тепло императрица и фрейлина грелись на солнышке в креслах на палубе, музицировали, писали письма и любовались морскими пейзажами. По вечерам же, когда Николай Второй играл со своими адъютантами на бильярде или же курил на палубе набитые им собственноручно папиросы, Александра Фёдоровна и Вырубова занимались тем, что читали друг другу вслух или же шили при свете электрической лампы.


Спальня наследника-цесаревича.


Обед нижних чинов.

В хорошую погоду Николай II имел обыкновение совершать долгие прогулки вместе с дочерьми по финским лесам, что росли по берегам бухт. При этом он часто отпускал сопровождавшую их охрану и гулял с ними один. Девочки занимались тем, что собирали букеты цветов, лесные ягоды, грибы, росший на скалах седой мох и сверкающие волшебными искорками маленькие кусочки кварца. На яхту путешественники, полные впечатлений, возвращались к полуденному чаю, который им подавали на верхней палубе под марши, которые исполнял духовой оркестр, или под виртуозную игру группы балалаечников, входящих в штат персонала яхты.


Княгини Ольга и Татьяна на борту «Штандарта».

По вечерам императорская яхта превращалась в настоящую колыбель. Её лёгкое покачивание на воде всех убаюкивало. Так что, когда стюарды начинали накрывать в гостиной стол к ужину, есть его очень часто было просто некому: вся императорская семья уже крепко спала.


Татьяна в матроске.

Находясь на борту «Штандарта» Николай II продолжал заниматься государственными делами, так что к нему на миноносцах и катерах прибывали для докладов и министры, и чины тайной полиции. График своего ежегодного июньского двухнедельного отпуска на борту яхты император выстраивал таким образом, чтобы два дня в неделю работать, а пять дней - отдыхать. В это время отдыха ни министрам, ни высоким чинам тайной полиции подниматься на борт яхты не разрешалось. Но важные донесения, а также различные документы и прессу на «Штандарт» из Санкт-Петербурга доставлялись ежедневно курьерским катером.


Императорская семья на борту яхты «Штандарт».

В своих мемуарах Вырубова подробно рассказала о том, что происходило на яхте «Штандарт» в ее присутствии. Например, о том, что пока дочери императора были еще маленькими, за каждую из них отвечал специальный матрос-нянька (как их называли на «Штандарте» - дядька), которые занимались тем, что следили за тем, чтобы доверенный его заботам ребёнок не упал бы за борт.


Саблин Н.П. – автор мемуаров о службе на «Штандарте» в обществе великих княжон и офицеров яхты.

Потом великие княжны подросли и получили родительское разрешение купаться в море самостоятельно, однако «дядьки» при этом не отменялись. Просто, чтобы их не смущать во время водных процедур, они находились на берегу поблизости и, стоя на какой-нибудь возвышенности, наблюдали за ними в бинокль.


Императорская яхта «Штандарт» в Ревельском заливе. Король Эдуард VII и император Николай II.

Понятно, что чем не старше становились княжны, тем сильнее тяготила их эта опека и они стремились, как и все дети, показать, что они уже «не маленькие». Бывало, что княжны своих дядек и дразнили, и даже устраивали им разные каверзы. Однако Николай II никогда не вмешивался в эти отношения между своими дочерьми с яхтенными матросами-няньками. Но всем дядькам каждый год за их нелёгкий и весьма деликатный труд от императора в подарок давались именные золотые часы, то есть оценивался он весьма высоко.


Король Эдуард VII и император Николай II на борту «Штандарта» в 1908 году.

Случается, вспоминала Вырубова, что «Штандарт» бросал якорь в водах владений как русской, так и финской знати. И их владельцы нередко могли поутру встретить на пороге своего дома русского императора, который вежливо спрашивал их разрешения поиграть у них на теннисном корте. Кстати, Николай II был прекрасным теннисистом, что отмечала не она одна.

Жизнь императорской семьи на яхте проходила легко и беззаботно. Это был ее собственный мир, мир вдали от бед и печалей, мир в «башне из слоновой кости».


Александра Федоровна с царевичем Алексеем.


Великая княжна Мария Николаевна и британская принцесса Виктория на борту яхты «Штандарт» в Ревеле.

Начальник канцелярии Министерства Императорского двора А.А. Мосолов в своих записках «При дворе последнего Российского императора», опубликованных в 1993 году, писал: «Сама государыня становилась общительной и весёлой, как только она ступала на палубу «Штандарта». Императрица участвовала в играх детей и подолгу разговаривала с офицерами. Офицеры эти, очевидно, занимали очень привилегированное положение. Часть их каждый день приглашалась к высочайшему столу. Государь и его семья нередко принимали со своей стороны приглашение на чай в кают-компании... Младшие офицеры «Штандарта» мало-помалу присоединялись к играм великих княжон. Когда те выросли, игры превратились незаметно в целый ряд флиртов - конечно, вполне безобидных. Слово «флирт» я употребляю не в том вульгарном смысле, который ему теперь дают; - офицеров «Штандарта» лучше всего было сравнивать с пажами или рыцарями средневековья. Много раз эта молодежь потоком проносилась мимо меня, и никогда я не слышал ни одного слова, могущего вызвать нарекание. Во всяком случае эти офицеры были чудесно вышколены...»


Царевич Алексей и его дядька Андрей Деревенько.

А Вырубова вспоминает о том, как «… проходя мимо двери цесаревича Алексея Николаевича, я увидела императрицу-мать, сидящую на его кроватке: она бережно чистила ему яблоко, и они весело болтали».


Государь-император с супругой на борту яхты «Штандарт».

В любом случае император, оказавшись на своей яхте, старался как можно больше времени находиться со своими детьми. Причем, большие размеры яхты превращали ее в отличную игровую площадку. Юные княжны, например, катались по ее палубе на роликовых коньках!


Княжна Анастасия играет с котятами…


Княжны Мария и Татьяна играют с котятами, 1908 г.

Но нельзя сказать, что «Штандарт» был лишь своего рода плавучим домом для царской семьи. Яхта очень часто использовалась для участия в различных дипломатических и представительских мероприятиях. В то время в Европе не было такого императора, короля или президента, который хотя бы один раз не был бы на этом судне, не ступал на его сверкающую чистотой палубу и не любовался ее декором, бравым экипажем и интерьером.


Мария, Ольга, Анастасия и Татьяна… О том, какая в будущем их ожидает судьба, они еще не знают…


«Приехали по делам». Министр Императорского двора барон В.Б. Фредерикс и председатель Совета министров П.А. Столыпин на палубе яхты «Штандарт». Финляндия, 1910 г.

В 1909 году Николай II именно на борту «Штандарта» предпринял свой последний визит в Англию, во время которого король Эдуард VII в честь своего венценосного гостя устроил парад королевского военного флота. Оба государя находились на борту королевской яхты «Виктория и Альберт», которая проплывала между тремя линиями броненосцев и дредноутов. При этом на английских военных кораблях перед яхтой приспускали флаги, корабли салютовали орудийными выстрелами, а оркестры на палубах играли гимны «Боже, царя храни!», и «Боже, храни короля!». Король Эдуард VII и император Николай в форме английского адмирала стояли рядом на палубе и отдавали честь, а тысячи британских моряков кричали им громкое «ура».


Николай II проводит смотр линейным кораблям-додредноутам Черноморского флота.

Что касается Николая II и кайзера Вильгельма, то в последний раз им довелось встретиться в июне 1912 года и опять-таки на борту яхты «Штандарт». Тогда и «Штандарт», и яхта императора Вильгельма - «Гогенцоллерн», встали на якорь борт о борт в порту Ревель (ныне Таллин). 30 июня 1912 года Николай написал в письме к матери: «Император Вильгельм гостил три дня, и всё прошло вполне удачно. Он был чрезвычайно весел и приветлив... дал хорошие подарки детям и Алексею подарил много настольных игр... Он пригласил в последнее утро к себе на яхту на закуску с шампанским всех офицеров "Штандарта". Этот приём продолжался полтора часа, после чего он рассказал мне, что наши офицеры выпили 60 бутылок его шампанского».


Фотография царевича Алексея Николаевича России с матросами, 1908г.

Интересно, что его бело-золотая яхта «Гогенцоллерн» имела водоизмещение 4000 тонн и потому была значительно меньше «Штандарта», и кайзер не мог скрыть своей зависти, глядя на это прекрасное судно. «Он говорил, - писал Николай II матери, - что был бы счастлив получить её в подарок...». Но… сколько он не намекал Николаю, как было бы это хорошо, тот его намекам не внял и «Штандарт» в итоге так при нем и остался.


Машинный отсек яхты «Штандарт».

Одно из плаваний в шхерах закончилось аварией. Вот ее описание, сделанное Робертом Мэсси в 1907 году, то есть сразу после происшествия: «Яхта выходила узким проливом в открытое море. Пассажиры сидели на палубе. Внезапно с оглушительным треском яхта ударилась о подводную скалу. Опрокинулась посуда, упали стулья, попадали на палубу музыканты. Вода устремилась в трюм, «Штандарт» накренился и стал оседать. Взвыли сирены, матросы стали спускать на воду шлюпки. В этот момент не оказалось трёхлетнего цесаревича, и оба родителя просто обезумели от горя. Оказалось, что матрос-нянька Деревенько при ударе «Штандарта» о скалу схватил Алексея на руки и перенес его на нос яхты, считая вполне правильно, что с этой части судна ему будет легче спасать наследника при полной гибели яхты.

Николай II всё время находился у лееров, следя за спуском шлюпок. Он часто смотрел на часы, подсчитывая, на сколько дюймов в минуту опускается в воду «Штандарт». По его оценкам, оставалось 20 минут. Однако благодаря своим герметичным переборкам яхта не затонула. И позднее была отремонтирована».


«Яхта «Штандарт» - «яйцо» Фаберже.

Сестра Николая II Ольга вспоминала, что пока «Штандарт» чинился, матросов с яхты часто приглашали в Мариинский театр исполнять там роли рабов и воинов, например, в опере «Аида». «Было смешно видеть этих высоких мужчин, стоящих неловко на сцене, одетых в шлемы и сандалии и показывающих свои голые волосатые ноги. Несмотря на неистовые сигналы режиссёра, они таращили глаза на царскую ложу, широко и весело улыбались нам».


«Яхта «Штандарт» - «яйцо» Фаберже. Крупным планом.

В советское время из яхты «Штандарт» сделали минный заградитель «Марти», но это уже совсем другая …

116 лет назад под залпы салюта на верфи Нового Адмиралтейства Николаем II был спущен на воду крейсер «Аврора». Бронепалубное двумачтовое судно с водоизмещением 6,7 тонн, длинной 127 метров и шириной около 17 метров было оснащено 8 орудиями калибра 152 мм, 24 орудиями калибра 77 мм, 8 орудиями калибра 37мм, 2 орудиями калибра 63,5 мм и тремя 381-мм торпедными аппаратами.

Крейсер получил свое название в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в времена Крымской войны: в 1854 году 44-пушечный фрегат «Аврора» отбил город от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса.

Кстати, во время спуска на верхней палубе судна в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на той самой «Авроре».

16 июня 1903 года корабль официально вошел в состав Российского императорского флота. Свое первое боевое крещение корабль получил уже через несколько лет в Цусимском сражении в годы Русско-японской войны, однако был серьезно поврежден перекрестным огнем японских кораблей. В результате одного одного из попаданий начался пожар в близости от бомбового погреба. Лишь благодаря героической самоотверженности моряков «Авроры» удалось предотвратить угрозу взрыва и уничтожения корабля.

В том сражении погиб командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получив смертельное ранение в голову от осколков снаряда. Скончались 14 матросов, 8 офицеров и 74 нижних чина получили ранения.

Судну удалось вырваться из окружения противника и взять курс на юго-запад. 21 мая выжившие корабли «Аврора», «Жемчуг» и «Олег» бросили якорь в филиппинском порту Манила, находящимся под контролем США. Согласно директиве, полученной американским командованием из Вашингтона, русские корабли должны были либо снять все вооружение, либо покинуть порт в течение 24 часов.

Так, 26 мая 1905 года с крейсера были сняты все замки орудий и сданы в американский арсенал. На этой ноте война для «Авроры» закончилась.

В 1906 году «Аврора» вернулась в Балтику и после ремонта переведена в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, в Африку, Таиланд и Индонезию

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота. Перед бригадой поставили задачу несения дозорной службы в устье Финского залива с целью своевременного обнаружения германских дредноутов.

11 октября 1914 года «Аврора», можно сказать, во второй раз избежала уничтожения — на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» обнаружила два русских крейсера «Палладу» и «Аврору. Оценив обстановку и сделав вывод, что новый отечественный крейсер представляет собой более ценную добычу, нежели ветеран русско-японской войны, командир германской подлодки принял решение торпедировать именно «Палладу». В результате попадания снаряда, на судне произошел взрыв в погребе боезапаса и крейсер затонул вместе со всем экипажем. «Авроре» же удалось развернуться и укрыться.

В последствие «Аврора» отправилась в Петроград на ремонт.

7 ноября 1917 , согласно легенде, произошло знаковое событие — из пушки холостым выстрелом был отдан сигнал к штурму Зимнего дворца и начале Октябрьской революции.

В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. К 1922 году «Аврора» в очередной раз становится учебным судном, а в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы и использовались для защиты Ленинграда от фашистов.

30 сентября 1941 года «Аврора» была обстреляна и потоплена в порту Ораниенбаума. Уже после войны судно подняли, отреставрировали и поставили в Санкт-Петербурге на вечную стоянку.

Крейсер «Аврора» - филиал Центрального военно-морского музея. / фото: planetadorog.ru

В 1992 году на флагштоке «Авроры» появилось полотно Андреевского военно-морского корпуса.

1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Кстати, корабль является объектом культурного наследия Российской Федерации.

А в сентябре 2014 года корабль был отправлен в Кронштадт на прохождение очередной ремонт работ. Планируется, что крейсер вернётся в состав флота 16 июля 2016 года.

При Николае II рождаются новейшие перспективные рода войск, ставшие основными силами войн будущего: авиация, подводный флот, авианосцы, автоматическое оружие, бронемашины и многое другое.

Конечно же каждое из этих направлений претерпело эволюцию. Одно поколение самолетов или подводных лодок сменялось другим и современные боевые единицы напоминают Николаевские уже только отдаленно. Однако Николаю удалось не только реализовать становление перспективных направлений, но и создать боевые единицы опередившие время на десятки лет.

О созданной Николаем технике будущего мы и поговорим в этой статье.

Подводная лодка проекта «Барс»

Самая многочисленная серийная подводная лодка Николаевского времени.

Последняя лодка этого типа выведена из состава флота только в 1955. Уже в Ядерную эпоху!

Участвовала в двух мировых войнах!

(Императорская подводная лодка «Пантера» проекта «Барс» в составе Советского Флота)

Технологии эпохи Николая безусловно опередили время. Только представьте: в 1915 году подводная лодка с 12 торпедными аппаратами (калибра 457 мм), крупнокалиберными пулеметами, и двумя артиллерийскими установками).

Эти лодки прославили себя в Первую Мировую. Например всего одна лодка «Волк» за один день смогла захватить и затопить три немецких судна – небывалый успех.

(Подводная лодка “Волк” топит германский корабль “Гера”. 1916 г.)

В составе флота последняя лодка этого типа находилась до 1955 года, пережив не только создателей, но еще и целых несколько последующих эпох.

Линкоры типа «Севастополь»

Как и лодки серии барс, эти корабли прошли две мировые войны.

Ради уничтожения этого корабля 4 апреля 1942 г. немцами было поднято одновременно 33 самолета, однако безуспешно.

Одна из 4 башен основного калибра линкора «Севастополь» серии «Севастополь»

(Всего на корабле было установлено 28 крпунокалиберных орудий)

Флагман Серии «Севастополь» участвовал в сражениях с Гитлеровцами в Крыму. Корабль был грозным оружием. Вот итоги лишь одного боя: 8 ноября 1941 года линкор первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. Корабль открыл огонь по боевым порядкам врага. Линкором было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузамии до полубатальона пехоты.

Корабль также участвовал в отражении 21 атаки авиации противника, сбив 3 самолёта; в результате эффективных мер, принимаемых командованием флота и лично командующим Черноморской эскадрой, корабль не получил ни одного серьёзного повреждения.

(Спуск на воду Севастополя. 1911 год.)

«Ермак». Первый в мире ледокол арктического класса.

Опередившие время технологии не ограничивались военной сферой. При Николае II был создан первый в мире ледокол арктического класса, прослуживший более половины столетия. Он пережил и создателей и эпоху Ленина и эпоху Сталина.

Картина М. Г. Платунова«Первое полярное плавание ледокола Ермак»

Корабль был мобилизован и использовался под военные нужды в двух мировых войнах.

14 ноября 1914 года ледокол был зачислен в состав Балтийского флота и осуществлял проводку кораблей и судов в Финском заливе. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в Гельсингфорс. Вскоре в походе из Гельсингфорса в Кронштадт «Ермак» вместе с другими ледоколами провел 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив. Руководитель похода и одновременно наморси Балтийского флота - каперанг Щастный тем самым спас всё боевое ядро Балтийского флота. За участие в «ледовом походе» «Ермак» был награждён почётным революционным Красным знаменем ВЦИК. Щастный как это водилось в советском союзе, в знак благодарности расстрелян.

4 октября 1941 года «Ермак» вновь был мобилизован. На него установили два 102-мм, четыре 76-мм орудия, четыре 45-мм зенитных орудия, четыре пулемёта. Он участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива, проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки.

В июне 1944 г. ледокол был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.

В 1955 году в июле-сентябре провел по Северному морскому пути караван кораблей во главе с крейсером «Адмирал Сенявин» (в состав каравана входили крейсер «Дмитрий Пожарский», 10 подводных лодок и около 15 гражданских судов).

В 1963 году ледокол был списан. Не смотря на многочисленные просьбы сохранить Первый в мире ледокол как музей, большевики не хотели оставлять могущественное наследие Николая II и корабль разпилили на металл.

Крупнокалиберные Гаубицы

Самым большим артиллерийским калибром Советской Армии в Великой Отечественной были царские 305-мм гаубица образца 1915 года .

Эти гаубицы били немцев в 2 мировых войнах. При царе таких гаубиц было выпущено минимум 40 единиц.

Эти гаубицы использовались в ВОВ например при взятии Кёнигсберга.

Армейские и дивизионные орудия

В Великой Отечественной Войне применялось более минимум 16 280 пушек царской армии образца 1902-1910 гг., прошедших определенную модернизацию.

76-мм пушка обр. 1902 года. 4350 ед.

76-мм горная пушка обр. 1909 года. 1121 ед.

122-мм гаубица образца 1909 года. 900 ед.

122-мм гаубица образца 1910 года. 5 900 ед.

152-мм гаубица образца 1909 года. 2 600 ед.

107-мм пушка образца 1910 года. 863 ед.

152-мм осадная пушка образца 1910 года. 546 ед.

Всего в Великой Отечественной в распоряжении СССР было 141 000 пушек различных видов из которых 16 280 были николаевскими. (11,5%)

Зенитная артиллерия

В 1913 проект оружия против воздушных целей был одобрен Главный Артиллерийским Управлением, и в 1914 был передан для непосредственной разработки на Путиловский завод.

В конце 1914 года было изготовлено четыре опытных образца 76-мм зенитной пушки.

В феврале 1915 они прошли успешные испытания на Петроградском полигоне.

Разработчики еще не знали, что менее чем за год, с нуля, создали оружие, которое будут использовать более чем пол века.

Зенитной установке сразу решили придать подвижную основу и специально для нее разработали бронеавтомобиль Руссо-Балт Серия Т

В начале лета 1915 года первые бронеавтомобили, вооруженные этим оружием отправились на фронт.

17 июня 1915 года, отражая налёт девяти немецких самолётов, зенитчики сбили два из них, открыв счёт самолётов противника, уничтоженных российской зенитной артиллерией

Во время Великой Отечественной царские зенитные пушки использовались для борьбы с фашистами.

76-мм пушка образца 1915 года, установленная как памятник советским десантникам, участвовавшим в битве за Крым в Великой Отечественной войне.

Спасатель подлодок «Волхов».

Артиллерия, корабли и подлодки Николая опередили свое время на пол века, и участвовали в двух мировых войнах, но есть примеры технологий, опередивших время на еще более долгий срок.

Николаевский спасатель подлодок «Волхов» ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАЧИ ДО СИХ ПОР! БОЛЕЕ ВЕКА!

В 1922 году судно переименовано в «Коммуна». Это название корабль носит до сих пор.

В строю более 100 лет!

Спуск на воду. При спуске о корпус разбила шампанское княжна Романова.

Первый раз корабль-спасатель был задействован по боевому расчету летом 1917 года, когда в Аландских шхерах осуществил подъем подводной лодки АГ-15 .

Первый боевой подъем затонувшей лодки «Единорогъ» состоялся 24 сентября 1917 года спасательным кораблем с глубины 13,5 метра.

«Волхов» принимал участие в революции и гражданской войне,палуба этого военного корабля омыта в крови царских морских офицеров, которые были преданы смерти на борту.

В годы Великой Отечественной войны служило в составе Балтийского флота.

Сейчас входит в состав Черноморского Флота РФ.

Боевая техника Николая II служила Родине в двух Мировых Войнах. Технологии царской России опередили время. Кроме десятков мировых рекордов, поставленных во времена царя, эти боевые единицы еще и бьют рекорды по срокам службы.

Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.

О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше.

«Аврора» — несомненно, везучий корабль. Крейсер, чьи технические характеристики значительно уступали самым современным кораблям того времени, не просто сумел уцелеть в сражении, но и избежал позорной участии спускания флага перед победившим противником.

Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны , был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших.

Новейших, но отнюдь не самых совершенных. Проблемы с «Авророй» начались на стадии проектирования и не заканчивались никогда. Сроки выполнения работ по постройке судна неоднократно срывались, а когда дело дошло до испытаний, то инженеры хватались за голову от огромного количества недочётов и недоделок. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы по её строительству велись в спешке и одновременно при недостатке рабочих рук.

Машины и котлы «Авроры» оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости, было немало вопросов и к вооружению корабля.

  • © blackseafleet-21.com / Первый русский военный корабль - фрегат «Орел».

  • © Public Domain
  • Питер Пикарт
  • Корабль «Лефорт». Неизвестный художник
  • И. К. Айвазовский. «Гибель корабля

  • К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.

  • И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.

  • © Public Domain

  • © Public Domain / «Варяг» после сражения 1904 года. Виден крен на левый борт.

  • © Public Domain

  • © Public Domain / Взрыв «Корейца».

  • © Public Domain

  • © Shutterstock.com

  • © Public Domain

  • © Public Domain

  • © РИА Новости

  • © Public Domain

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

  • © Commons.wikimedia.org

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

  • © РИА Новости

Первый поход

Испытания крейсера в начале 1903 года продолжались, и для доведения «Авроры» до ума требовалось ещё немало времени, но его не было. Обострившаяся обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры, для чего на Балтике формировался специальный отряд кораблей. Морское министерство намеревалось включить в этот отряд и «Аврору», для чего было приказано завершить испытания как можно скорее.

16 июня 1903 года «Аврора» официально вошла в состав Российского императорского флота и практически сразу была включена в состав отряда контр-адмирала Вирениуса , сосредотачивавшийся на Средиземном море для скорейшего следования в Порт-Артур.

25 сентября 1903 года «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга Сухотина покинула Большой Кронштадский рейд, отправившись на соединение с отрядом Вирениуса.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года. Фото: Commons.wikimedia.org

В этом походе у «Авроры» возникла масса технических неисправностей, в том числе очередные проблемы с машинами, вызвавшие крайнее недовольство у командования. Находясь в Суэце, экипаж вынужден был устранять проблемы с рулевым приводом. В Джибути 31 января 1904 года «Аврору» застало известие о начале войны с Японией, а 2 февраля — высочайшее повеление о возвращении в Россию.

До русской военной базы в Либаве «Аврора» добралась 5 апреля 1904 года, на чём и завершился её первый поход.

Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня»

Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.

На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев .

2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».

Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга.

В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.

Рекордсмены по погрузке угля

Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.

Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от "Авроры" самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».

Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.

Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.

Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.

Капитан «Авроры» погиб одним из первых

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.

В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.

Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.

С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.

Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.

В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.

Экипаж не уронил честь флага

Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата.

Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.

Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.

Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.

К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина.

К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.

Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.

Погибших похоронили в море

В результате крейсеры взяли курс на юго-запад, выйдя из Корейского пролива и оторвавшись от миноносцев противника.

Ночь была жаркой для врачей «Авроры»: те, кто в горячке боя не обращал внимания на раны, потянулись в лазарет. Оставшиеся в строю занимались мелким ремонтом, ожидая новых атак японцев.

За время Цусимского сражения «Аврора» выпустила по врагу 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

В полдень 15 мая на «Аврору» перешёл адмирал Энквист со штабом, приняв командование над потерявшим командира крейсером. Около четырёх часов дня в море были похоронены погибшие и умершие от ран матросы; тело капитана Егорьева собирались похоронить на берегу.

Через два часа с «Авроры» заметили военную эскадру, которую первоначально приняли за японцев, однако корабли оказались американскими — филиппинский порт Манила находился под контролем США. В тот же день «Аврора» и другие русские корабли бросили якорь в порту Манилы.

Повреждения «Авроры», полученные в Цусимском бою. Фото: Commons.wikimedia.org

Заложники Манилы

Соединённые Штаты в русско-японской войне официально занимали нейтральную позицию, однако негласно выражали поддержку Японии. Поэтому 24 мая находившийся в Маниле американский адмирал Трэн получил директиву из Вашингтона — русские корабли должны либо разоружиться, либо покинуть порт в течение 24 часов.

Адмирал Энквист запросил Петербург и получил следующий ответ: «Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай».

В данной ситуации это решение было единственно правильным — повреждённые русские корабли уже никак не могли изменить ситуацию, сложившуюся после поражения при Цусиме. Война подходила к неутешительному для России итогу, и требовать от моряков новых жертв было уже бессмысленно.

26 мая 1905 года команда «Авроры» дала американской администрации подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях, с крейсера были сняты и сданы в американский арсенал замки орудий. Война для экипажей русских судов завершилась.

40 раненых с «Авроры» были отправлены в американский госпиталь. Спустя несколько дней нанятые местные рабочие приступили к ремонту крейсера.

Возвращение

Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.

Ремонт «Авроры» был завершён в августе 1905 года, незадолго до того, как в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. Русские суда начали подготовку к возвращению домой. Новым командиром «Авроры» был назначен капитан 2-го ранга Барщ.

10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей.

Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.

Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации. После этого «Аврора» превратилась в настоящий «крейсер дембелей» — из экипажа самой «Авроры» должны были демобилизоваться по возвращению в Россию около 300 нижних чинов.

В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.

19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней.

10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.

До главного выстрела крейсера оставалось 11 с половиной лет…