Биографии Характеристики Анализ

Какой правитель делал несколько дел одновременно. Ученые: Цезарь не умел делать несколько дел одновременно

Дина Фомина
Картотека упражнений для развития мотивационной сферы

Упражнения для развития мотивационной сферы

Возраст: подростковый, взрослый.

Упражнения помогут развивать мотивационную сферу для тех, кто впал в апатию или хочет чего-то добиться, но понимает, что не хватает силы воли, не может достаточно себя замотивировать. Особенно полезно перед (или вовремя) экзаменами или аттестациями, а также для тех, кто подвержен прокрастинации.

Упражнение 1. Активизируй воображение

Это упражнение разработано на основе идей НЛП. Для его выполнения нужно активизировать свое воображение: чем ярче вы способны вообразить успех, славу и счастье в будущем, чем более крепкую связь установите с определенными формами деятельности - тем более сильным будет эффект от упражнения. Основная идея - сформировать новое отношение к вашей деятельности, сделать ее более интересной и привлекательной для вас. Одноразового выполнения упражнения, конечно же, недостаточно. Чем чаще вы выполните предложенные вам задания, тем сильнее они повлияют на вашу мотивационную сферу.

Задания

1. Вообразите как можно ярче, что вы достигли своей цели, что

ваша мечта осуществилась, что успех, слава, богатство и счастливая жизнь наконец стали реальностью. Создайте картинку приятного, счастливого будущего.

2. Вообразите, как вы настойчиво (но с удовольствием) много

работаете ради вашей цели. Следует как можно ярче «прокрутить» в воображении картинки того, как вы с огромным наслаждением занимаетесь определенной деятельностью (например, это может быть учеба или профессиональная деятельность). Иногда эта деятельность достаточно сложна, вы ощущаете трудности, но вам интересно и вы стремитесь преодолеть препятствия и достичь своей цели.

3. Попробуйте эти две картинки связать друг с другом. Например, как результат длительной работы и значительных усилий - успех, счастье, богатство и слава. Пытайтесь сочетать эти картинки в определенной последовательности.

Упражнение 2. Успех в прошлом

Использование позитивных эмоций, которые связаны с успехами в прошлом, для формирования новых мотивационных отношений.

Задания

1. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали значительный успех. Закройте глаза и представьте себе это ярко. Создайте картинку в воображении. Обратите внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые создают или сопровождают ее.

3. Разместите в воображении эту картинку туда же, где была и предыдущая. Ваше задание заключается в том, чтобы эти две картинки наложить друг на друга. Стремитесь пережить радость, удовлетворение от будущего успешного завершения дела (достижение цели) так, как вы ощущали это в прошлом.

Упражнение 3. Эмоциональное насыщение

Предметы и объекты, которые нравятся человеку, наделяются позитивными эпитетами. Определенные слова связываются в вашем воображении с успехом, красотой, совершенством. Они имеют позитивный эмоциональный смысл (например, слова «замечательно!», «прекрасный», вызывают позитивные эмоции. Используя эти эпитеты, «привязывая» их к предметам и к отдельным элементам, можно сформировать интерес к ним. Вследствие эмоционального насыщения (сочетание с позитивными, «приятными» эпитетами и эмоциями) определенные предметы становятся для вас более привлекательными и интересными. Для того чтобы сформировалось соответствующее позитивное отношение к предметам (объектам) вашей деятельности, процесс эмоционального насыщения должен быть достаточно длительным.

Задания

1. Выпишите 20 слов, которые вам больше всего нравятся, которые вызывают позитивные эмоции.

2. Запишите 15-20 прилагательных (эпитетов, которыми вы наделяете нравящиеся вам предметы (например, «чудесный», «прекрасный»).

3. Запишите 10 компонентов (структурных компонентов или параметров) предмета (объекта, к которому вы хотите сформировать интерес. Например, если это автомобиль, то среди элементов могут быть мотор, тормоза, руль, корпус, дизайн. А если вы стремитесь развить свой интерес к психологии, то в качестве компонентов могут выступать психические процессы и функции (память, внимание, воображение, мышление, мотивация и т. п.).

4. Каждый компонент (элемент) вашей деятельности (из десяти записанных) насыщайте позитивными (приятными для вас) эпитетами. Охарактеризуйте каждый элемент (структурный компонент) с позитивной стороны.

Упражнение 4. Новое имя

Имя, как и любое другое слово, которое часто употребляется, имеет психологическое влияние на человека. Меняя его (или прибавляя к нему определенные эпитеты или характеристики, которые становятся неотъемлемыми атрибутами имени, можно изменить и мотивацию субъекта. Достаточно только называть себя в течение определенного времени новым именем (не обя-зательно требовать этого же от окружающих).

Называя себя новым именем, прибавляя к своему имени эпитеты или характеристики, со временем можно ожидать определенных изменений в своей мотивации. Например, Виктор во внутреннем диалоге стал называть себя настойчивый Виктор, а Артур дополнил свое имя словом «труженик» и, обращаясь к себе, называл себя Артур-труженик.

Задания

1. Придумайте себе соответствующее имя, которое символизировало бы настойчивость, целенаправленность, силу воли в достижении цели и имело бы мотивационное влияние на вас.

2. Придумайте 4 варианта имени (в соответствии с заданиями, которые вы ставите перед собой). Несколько вариантов являются необходимым во избежание нежелательного автоматизма в использовании обычных для вас штампов (ведь бывает, что слова, которые часто употребляются, становятся штампами и не вызывают ни образов, ни эмоций).

3. Вообразите несколько ситуаций, связанных с новым для вас именем. Желательно, чтобы слово или характеристика вызывало у вас конкретные образы (ситуации). Избегайте абстрактных понятий, «пустых слов», которые не вызывают никаких образов и эмоций. Запишите несколько воображаемых (но вполне возможных) ситуаций, связанных со своим новым именем.

4. Называйте себя так в течение определенного времени во внутреннем диалоге, в обращении к самому себе. Для того чтобы это упражнение имело существенное психологическое влияние, должно пройти длительное время, в течение которого вы будете называть себя новым именем и будете выполнять задания, связанные с этим. Зафиксируйте, сколько раз в день удалось обращаться к себе по-новому и какое влияние это имело на вашу мотивацию.

5. Используя новое имя, напишите несколько коротких рассказов о себе (реальных, с прошедшими или теперешними успехами, или фантастических, с мечтами о достижении в будущем). Приблизительная тематика рассказов:

1. Как я (с новым именем) настойчиво работаю и достигаю успехов.

2. Я (с новым именем) обязательно достигну успехов.

Упражнение 5. Составь наставления другим людям

Обучая других - мы учимся также и сами, убеждая других - мы убеждаем также и самого себя, побуждая или мотивируя других - мы побуждаем, мотивируем и самого себя. Исходя из этой закономерности, можно предложить следующее задание.

Вы должны убедить другого участника группы (вообразите, что перед вами ваш подчиненный или ребенок, который нуждается в ваших установках, что с заданием можно легко справиться. Стремитесь внушить уверенность в успехе. Запишите свою речь.

Пример: Андрей, выполняя данное упражнение, выбрал несколько изречений, которые ему больше всего нравились и которые имели наибольшее влияние на него.

Успех приходит к тому, кто верит в него, кто много работает и не отклоняется от своей цели.

Ты обязательно достигнешь успеха, если всю энергию направишь на ее достижение.

Исключи из своего лексикона слово «невозможно». Если настойчиво работать, шаг за шагом приближаясь к цели, - все возможно.

Сначала он выбрал для девиза первое изречение. Впоследствии для разнообразия нанес на табличку еще одно изречение.

Ты обязательно достигнешь успеха, если всю свою энергию направишь на достижение своей цели.

Выбрав несколько девизов, Андрей нанес их на табличку, которую расположил на своем рабочем столе. Такая работа (в комплексе с другими упражнениями мотивационного тренинга) содействовала заметному росту его мотивации достижения.

Упражнение 6. Указывая ошибки - отметьте улучшения

Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше.

2. Пусть трудностей еще немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед.

3. Пусть не все еще удается, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.

Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения определенных аспектов деятельности. Некоторые родители и воспитатели склонны считать, что если ребенку указать на его ошибки, то он будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает нежелательный эффект: если указывать ребенку только на недостатки, не поощряя, не подбадривая его, то со временем у него появляется отвращение к такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного процесса: к учителю, воспитателю или родителям). Для того чтобы побуждать ребенка к учению (или взрослого к работе, следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у человека получается лучше.

Задание

Укажите на недостатки, ошибки ученика (подчиненного, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону.

Упражнение 7. Сформируй позитивный образ «Я»

Часто чувство собственной беспомощности, низкая самооценка являются следствием негативного самовосприятия: человек видит в себе много нежелательных черт характера, недостатков, слабостей. Такой образ своего «Я» оказывает негативное влияние на мотивацию и деятельность личности.

Когда вы чувствуете себя беспомощными и бессильными в определенной деятельности, то, как правило, не будете прилгать значительных усилий; ваша мотивация в таком случае будет низкой. А когда вы уверены в себе, то ваше отношение к деятельности будет совсем иным.

1. Поразмышляйте и запишите ваши положительные черты характера (5 вариантов, особенности личности, которые помогают вам в работе (учебе) и в жизни.

2. Вспомните и запишите ваши успехи (5 вариантов). Поразмышляйте, какие ваши особенности (способности) обусловили эти достижения.

3. Поразмышляйте (или посоветуйтесь с психологом) относительно перспектив, возможностей и методов развития некоторых способностей и навыков, важных для вашей деятельности. Всегда есть возможности для совершенствования, а осознание путей и методов развития даст вам значительный мотивационный заряд.

4. Вспомните и запишите позитивные высказывания, одобрения в ваш адрес со стороны друзей, родителей, учителей, руководителей (3 варианта). Какое мотивационное влияние они имели?

5. Выберите человека с низкой самооценкой, которому вы могли бы помочь приобрести позитивный образ «Я». Вспомните его положительные черты и особенности. Поразмышляйте и запишите, каким образом, используя их, можно было бы поддержать, подбодрить человека, который разочаровался в своей деятельности, и помочь сформировать у него позитивный образ «Я».

6. Поразмышляйте, как можно было бы усовершенствовать ваши методы работы, что можно было бы улучшить, продумайте перспективы и возможности развития. Вы способны придумать много нового, что может не только изменить вас, но и помочь другим (в первую очередь это касается вашей профессиональной деятельности). Осознание перспектив, возможностей усовершенствования является не только существенным мотивационным фактором, но и повышает смооценку и влияет на позитивность образа «Я». Запишите шесть вариантов.

Упражнение 8. Похвала самому себе

Научиться одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя, поскольку это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

Задания

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т. п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъем, в котором пребывали в ситуации успеха и победы.

2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов. Например: «Молодец! Чудесная работа/ Так и дальше держать!»

Упражнение 9. Источник энергии

Вообразите вашу деятельность (к которой стремитесь развить интерес) как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т. п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.

Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные клетки.

Вдыхайте, воспринимайте эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как легкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.

Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга.

Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.

Литература: С. Занюк "Психология мотивации"

Большинство людей считают, что они хорошо могут справляться с выполнением нескольких дел одновременно, но исследование, проведенное в университете Юты (University of Utah), показывает, что люди, которые чаще других делают несколько дел одновременно, включая разговоры по сотовому телефону во время управления автомобилем, справляются с этим хуже других.

«Что нас настораживает, так это то, что люди, разговаривающие по сотовому телефону во время управления автомобилем, имеют тенденцию хуже других справляться с одновременным выполнением нескольких задач», - говорит Дэвид Санбонматсу (David Sanbonmatsu), профессор психологии и ведущий автор исследования. «Согласно нашим данным, тем людям, которые, управляя автомобилем, разговаривают по телефону, возможно не следует этого делать. Мы продемонстрировали, что люди, которые чаще других выполняют несколько дел одновременно, оказываются теми, кто меньше всего способен к эффективному одновременному выполнению нескольких задач».

Дэвид Стрэйер (David Strayer) другой ведущий автор и профессор психологии в университете Юты добавляет: «Людям наиболее склонным к многозадачности, кажется, что их к этому способность лучше, чем у других, в то время как в действительности их способность нисколько не лучше, а часто даже хуже среднего уровня».

Цитируя известную фразу юмориста Гэррисона Кейлора (Garrison Keillor) о детях в вымышленном родном городе Кейлора, Стрэйер говорт что люди, пользующиеся сотовыми телефонами за рулем «все считают, что живут в Lake Wobegon [Лэйк Вобегон], где все выше среднего уровня. Но это статистически невозможно».

В исследовании участвовало 310 студентов-психологов, которым предстояло пройти ряд тестов и заполнить ряд анкет, чтобы измерить их действительную способность к допуску ошибок, воспринимаемую способность к допуску ошибок, использование сотового телефона во время управления автомобилем, использование широкого спектра средств информации и измерить личностные особенности, такие как импульсивность и стремление к острым ощущениям.

Ключевые открытия:

· «Люди, наиболее способные к эффективному одновременному выполнению нескольких задач не входят в число тех, кто чаще всего прибегает к одновременному выполнению нескольких дел». Вместо этого, те, кто получил высокие отметки в тестах на настоящую способность к многозадачности, склонны не выполнять одновременно несколько дел, так как им лучше удается сосредоточиться на выполняемом задании.

· Чем чаще люди делают несколько дел одновременно, разговаривая по телефону за рулем или одновременно используя несколько средств информации, тем больше им недостает настоящей способности к многозадачности, а их воспринимаемая способность к одновременному выполнению нескольких дел «оказывается значительно завышенной». Фактически, 70 процентов участников считали, что их способность к многозадачности была выше среднего, что статистически невозможно.

· Люди с высокими уровнями импульсивности и стремления к острым ощущениям сообщали о выполнении сразу нескольких дел чаще других. Однако, было исключение: Те, кто разговаривает по телефону, управляя автомобилем не склонны к импульсивности, что указывает на то, что использование сотового телефона является осознанным выбором.

· Согласно исследованию, люди, прибегающие к одновременному выполнению нескольких дел, часто делают это не потому что у них есть к этому способность, а «потому что им труднее блокировать отвлекающие факторы и сосредотачиваться на одном задании».

Подводя итог, ученые говорят, что: «Негативная связь общения посредствам сотовой связи во время управления автомобилем и способности к одновременному выполнению нескольких задач дает дополнительные основания для введения ограничений на законодательном уровне на использование сотовых телефонов во время управления автотранспортным средством».

Санбонматсу и Стрэйер проводили исследования с соавторами из университета Юты Джейсоном Ватсоном (Jason Watson), адъюнкт-профессором психологии и Нейтоном Мидейрос-Вордом, докторантом психологии. Исследование финансировалось фондом безопасности дорожного движения (Foundation for Traffic Safety) американской автомобильной ассоциации (American Automobile Association).

Как проводилось исследование

Ученые говорят, что в то время, как люди часто делают несколько дел одновременно, «относительно мало известно о том, когда и почему люди прибегают к одновременному выполнению больше чем одного задания, требующего внимания. Относительно этого, мало известно о том, кто наиболее склонен к одновременному выполнению нескольких дел».

Участниками эксперимента стали 310 студентов-психологов университета Юты – 176 участниц женского пола и134 мужского со средним возрастом 21 год, которые решили добровольно помочь предмету своего факультета за дополнительные баллы к своим оценкам.

Для того чтобы измерить фактическую способность к допуску ошибок, участники выполняли тест под названием Operation Span (рабочий диапазон) или OSPAN. Тест включает выполнение двух типов задач: запоминание и математические вычисления. Участники должны были запомнить от двух до семи букв, каждая из которых отделена от другой математическим примером, который участники должны определить как правильный или неправильный. Простой пример вопроса: 2+2=6?, г, 3-2=2?, а, 4х3=12?». Ответ: верно, г, неверно, а, верно.

Участников также просили сообщить уровень своей способности к одновременному выполнению нескольких задач, которым, по их мнению, они обладали по шкале от нуля до 100 со средним значением в 50%.

Участники сообщили, как часто они пользуются сотовым телефоном во время управления автомобилем и сколько процентов времени проводимого за рулем они разговаривают по телефону. Они также ответили на вопросы о том какие средства информации используют и в течение какого количества часов, включая печатные средства, телевидение, видео, компьютерное видео, музыку, аудиоматериалы не являющиеся музыкой, видеоигры, телефон, моментальные и смс сообщения, электронную почту, интернет и другое программное обеспечение, такое как текстовые редакторы. Результаты были использованы для составления индекса многозадачности для средств информации.

Кто выполняет по несколько дел сразу и почему?

Исследователи искали значимые связи между результатами различных тестов и опросных листов.

«Люди, которые чаще других делают несколько дел одновременно, чаще всего импульсивны, жаждут острых ощущений, слишком уверены в своих способностях к многозадачности и чаще всего хуже других справляются с одновременным выполнением нескольких дел», - говорит Стрэйер, обобщая итоги.

25 процентов человек, которые лучше всего справились с тестом OSPAN на проверку способностей к многозадачности «являются теми, кто меньше всего склонен к одновременному выполнению нескольких задач и чаще всего выполняет одно дело за раз», - говорит Санбонматсу.

Напротив, 70 процентов участников заявили, что их способность к многозадачности выше среднего уровня и они были более склонны к выполнению нескольких дел сразу.

«Одной из основных причин, по которым люди прибегают к выполнению нескольких дел одновременно является то, что они считают, что хорошо с этим справляются», - говорит Санбонматсу. «Но наше исследование показывает, что способности людей редко оказываются столь же хорошими как им кажется».

Способности людей к одновременному выполнению нескольких дел, выявленные в ходе теста OSPAN имеют сильную и негативную связь с одновременным использованием средств информации и разговорами по сотовому телефону во время управления автомобилем, что означает, что люди, которые чаще других делают несколько дел одновременно, имеют наименьшие к этому способности.

«Когда вы видите, что кто-то часто делает по нескольку дел одновременно, вы можете решить, что они это хорошо умеют», - говорит Стрэйер. «На самом же деле, чем чаще они к этому прибегают, тем более вероятно, что они плохо с этим справляются».

Санбонматсу добавляет: «Наши результаты показывают, что люди прибегают к выполнению нескольких дел одновременно, потому что им сложно сосредотачиваться на выполнении одного задания. Они вовлекаются в новые дела. … Им становится скучно и поэтому они хотят, чтобы разговор по телефону стимулировал их, в то время как они управляют автомобилем».

Участники исследования сообщали, что тратят на разговоры по сотовому телефону 13 процентов времени управления автомобилем, что приблизительно соотносится с государственными подсчетами, согласно которым в любой момент времени один из десяти водителей разговаривает по телефону.

Одновременное использование нескольких средств информации, за исключением разговоров по телефону за рулем, в значительной мере было связано с импульсивностью и в частности с неспособностью к концентрации и необдуманными действиями. Импульсивные люди больше ориентированы на быстрый результат и более склоны к принятию рисков, и поэтому они могут меньше беспокоиться о цене одновременного выполнения нескольких дел, говорят ученые.

Многозадачность же с учетом разговоров по телефону за рулем в значительной мере была связана со стремлением к острым ощущениям. Некоторые делают сразу по несколько дел, потому что это дает им больше стимула, так интереснее, труднее и менее скучно, хотя это и может пойти на вред общему результату.

Два профессора университета Юты, Дэвид Санбонматсу и Дэвид Стрэйер и автомобильный симулятор, который они использовали в части своего исследования о использовании сотового телефона во время управления автомобилем. В ходе нового исследования Санбонматсу и Стрейер выявили, что люди, которые наиболее часто прибегают к одновременному выполнению нескольких дел имеют наименьшие к этому способности. Это относится и к тем, кто разговаривает по телефону, управляя автомобилем.

Таким вопросом я задалась, изучая последние новомодные методики планирования.

Гуру тайм менеджмента горячо спорят по этому вопросу - одни утверждают, что многозадачность - это способ успеть больше, другие возражают, что невозможно качественно выполнить сразу несколько дел.

Кому верить больше?

Мой вывод из собственного опыта такой - все зависит от каждого конкретного человека, его характера и темперамента. Например, женщины более многозадачны - вести авто, красить губы и говорить по телефону - это наша чисто "девочковая" фишка.

Если вы умеете быстро и без потерь выполнять сразу несколько важных задач - это крутой навык, его можно и нужно использовать!

Например, я отношусь к той самой породе Юлиев Цезарей, которым просто скучно делать что-то одно. Но при этом мне иногда очень сложно сосредоточиться на важной задаче, чтобы довести ее до конца. Это серьезный недостаток, над которым приходиться работать уже в ручном режиме.

Итак, многозадачность - классная штука, если соблюдать несколько простых правил:

  1. Старайтесь совмещать занятия из разных областей - например, физическую и умственную активность - слушать аудиокниги во время утренней пробежки, мыть посуду и продумывать планы на день, говорить по телефону и вытирать пыль. Это чисто женский совет, основанный на возможности задействовать сразу два полушария головного мозга. И это очень выручает в ежедневной рутине.
  2. Одно из выполняемых дел обязательно должно быть навыком, доведенным до автоматизма. То есть, выполняя его, вы вообще не должны задумываться ЧТО и КАК делаете - руки сами выполняют нужные манипуляции. Тогда можно спокойно добавить еще одно дело.
  3. Используйте "помощников". Например, одновременно приготовить обед и вести переговоры с клиентом по скайпу - моя ежедневная практика. Благодаря такому чудо-устройству, как мультиварка.
  4. Одно из выполняемых дел - всегда в приоритете. То есть, если вы замечаете, что запарились, нужно оставить второстепенные вещи и довести до конца основное. Как правило, это задача с временным ограничением или та, от которой зависит работа других. Ее вы не можете не выполнить.
  5. Оценивайте результаты по окончанию работ. Устраивает ли вас качество выполнения? Если бы вы делали только одно из двух дел - было бы оно выполнено лучше?
  6. Ну и наконец, мое личное правило - не совмещать игры и занятия с ребенком и работу. Лучше увлечь малыша чем-то интересным и выполнить свои дела, чем, перекрикивая плач и возмущения, пытаться сделать все сразу.

ЛЮБОВНЫЕ ТАЙНЫ ВЛАСТИТЕЛЕЙ МИРА

“Ищите женщину”, - говорят французы. “Любовь, что движет солнце и светила”, - писал великий Данте о главной движущей силе мировой истории. В самом деле, почти все, что мы знаем о прошлом человечества, так или иначе завязано на любовных драмах. Не будь любовной составляющей в истории цивилизации, мы были бы совсем другими сегодня. К сожалению, история учит только тому, что она никого и ничему не учит. Тем не менее знать прошлое, чтобы лучше понимать настоящее, нам всем необходимо. Именно поэтому “Мир новостей” предлагает читателям цикл эксклюзивных исторических материалов, объединенных общей темой: “Любовные тайны властителей мира”.

Что мы знаем о великом римском полководце Юлии Цезаре?

“Пришел, увидел, победил” - это об одной из его войн. “Жребий брошен” - это о переходе через речку Рубикон, что послужило началу кровопролитной гражданской войны в Римской республике.

А еще мы по школе знаем восклицание: “...и ты, Брут?!” Это о ноже в спину Цезаря со стороны обласканного им парня (кстати, сына его роковой любовницы!).

И конечно же мы помним самый раскрученный и красочный сюжет всех времен и народов - Цезарь и Клеопатра. Баллады, фильмы, пьесы, поэмы, сплетни - чего только не было пущено в массы за истекшие две тысячи лет на тему роковой любви египетской царицы и диктатора Рима!

А уж произведений на тему злодейского убийства Юлия Цезаря и не счесть...

Но в жизни этого деятеля были очень интригующие и малоизвестные моменты, которые оказали огромное влияние на его становление как величайшей исторической личности.

Почему, кстати, величайшей? Да потому, что без диктаторства Цезаря не пал бы республиканский Рим и не было бы могущественной Римской империи - прародительницы современной культуры и цивилизации. Без него не было бы многого - от юстиции и юлианского календаря до образцов военной стратегии, которую изучают до сих пор.

И если говорить о том, что же сначала Цезаря возвеличило, а потом и погубило - о его роковых страстях, - то надо начинать конечно же с его юности.

МОЛОДОЙ ЦЕЗАРЬ: ПОИСК ОРИЕНТАЦИИ?

Скандалы сексуального характера сопровождали Юлия всю жизнь. Как только он стал добиваться успехов на военном и гражданском поприще, в римское общество был ловко вброшен слух о гомосексуальной связи Цезаря с царем Вифинии (совр. территория Турции) Никомедом. История достоверно знает только одно: да, старому царю Никомеду и его супруге очень понравился молодой патриций Юлий, они подолгу принимали его у себя во дворце, делали дорогие подарки. Но, как говорится, с факелом над ложем никто не стоял. Тем не менее многие политики того времени использовали этот момент, чтобы унизить и оболгать набирающего силу соперника.

Юлия Цезаря в речах называли “царевой подстилкой” и “царицыным разлучником”.

Доходило до еще больших грубостей. Цезарь, мол, - это “злачное место Никомеда” и “вифинское блудилище”. Один из главных противников Цезаря (некто Бибул) называет его вообще “вифинской царицей”. Но больше всего фантазия разыгралась у величайшего оратора и публициста Цицерона. Тот тоже с факелом не стоял над Цезарем и Никомедом, зато красочно описывал в некоторых своих письмах, дескать, ...царские служители отвели Цезаря в опочивальню, он в пурпурном одеянии возлег на золотом ложе, и растлен был в Вифинии цвет юности этого потомка Венеры...

(Кстати, заметим: Юлий Цезарь вел свой род от Юла, одного из сыновей богини Венеры, и поэтому считал себя достойным царства.)

Дошло вообще до гротеска. Когда Цезарь покорил Галлию, то во время триумфа его воины распевали:

Галлов Цезарь покоряет,
Никомед же - Цезаря:
Нынче Цезарь торжествует, покоривший Галлию, -
Никомед не торжествует,
покоривший Цезаря.

В общем, при всем своем мужестве и уме Цезарь не мог просто так отмахнуться от обвинений в мужеложстве (хотя, по большому счету, в Риме это не считалось аморальным).

Для набирающего вес политика, как и сегодня, это могло оказаться фатальным. А ведь тогда Рим был еще республикой, и управленцев римляне выбирали почти что честным голосованием!

В общем, Юлий решил показать Риму, что он точно выбрал свою сексуальную ориентацию, что его никто не собьет с правильного пути и что он большой поклонник женского пола.

Конечно же Цезарь, как и положено аристократу, для начала выгодно женился на патрицианке Корнелии Цинниле. Но через некоторое время он становится вдовцом - Корнелия умирает при родах.

Второй женой Цезаря становится Помпея Сулла - внучка знаменитого кровавого диктатора Суллы (68 до н.э. - 62 до н.э.).

РАЗГУЛ ВЛАСТИ И СЕКСУАЛЬНЫХ ПОДВИГОВ

Третьей женой Цезаря стала Кальпурния - дочь одного из влиятельных римских консулов. Брак был заключен по политическому расчету. Цезарь уверенно шел вверх. Сам он сумел ловко устроить другой важный брак - своей единственной дочери с могущественным полководцем Рима Гнеем Помпеем.

Потом он организовал с зятем Помпеем и полководцем Марком Крассом трумвират негласных правителей Рима.

И вот теперь-то Цезарь мог без особых опасений предаться сексуальной распущенности.

Античные историки пишут, что “он был любовником многих знатных женщин”. Он не побоялся включить в свой гарем даже жен своих могущественных товарищей по триумвирату - Тертуллу, жену Красса, и Муцию, жену Помпея. Помимо этого не обошел он вниманием и иных жен видных патрициев - Постумию, Лоллию...

Но самой главной, более того, роковой любовницей Цезаря стала знатная римлянка Сервилия. Она была матерью того самого знаменитого, из поговорки, Брута. Сегодня трудно доподлинно утверждать, что лжива легенда, будто Брут был сыном самого Цезаря. У Сервилии был свой законный муж, однако родить она могла и от Цезаря.

Ведь предательство Брута, который в числе двух десятков заговорщиков вонзил в Цезаря кинжал, может быть мотивировано не только политически. Брут мог затаить на Юлия обиду за то, что Цезарь плохо обошелся в итоге с его матерью Сервилией, бросил ее и не признавал свое отцовство.

Да и сама Сервилия, обиженная на Цезаря, участвовала в заговоре и вполне могла направлять кинжал своего сына в сердце бывшего любовника.

Но поначалу Юлий Цезарь воспылал к Сервилии неподдельной сексуальной страстью, хотя она и была женщиной очень дурного и злобного характера. Цезарь купил для нее уникальную жемчужину, стоившую 6 миллионов сестерциев, а в гражданскую войну, не считая других подарков, он продал ей с аукциона богатейшие поместья за бесценок.

ВТОРАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ РОКОВАЯ СТРАСТЬ ЦЕЗАРЯ

Во время своих военных походов великий полководец конечно же давал волю своей половой распущенности. В провинциях он никогда не оставлял в покое чужих жен. Его легионеры, любя Цезаря, тем не менее могли петь сначала гнусную песенку о Никомеде, а потом еще более актуальную:

Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника.

Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии.

После завоевания Галлии - страны будущих французов - Цезарь был вынужден вступить в борьбу за единоличную власть над Римом с Гнеем Помпеем, которого в итоге разгромил.

В те годы среди его любовниц были даже царицы - например, мавританка Эвноя, жена Богуда: и ему, и ей он делал многочисленные подарки.

Однако в последние годы жизни больше всех Цезарь полюбил египетскую царицу Клеопатру. История их отношений хорошо известна. Он осыпал ее дарами (а она - его), они пировали до рассвета, на ее корабле с богатыми покоями он готов был проплыть через весь Египет до самой Эфиопии.

Но страсть к Клеопатре стала для Цезаря роковой именно тогда, когда он пригласил ее в Рим, а затем отпустил с великими почестями и богатыми дарами, позволив ей назвать сына его именем.

Тогда в Риме стали распространяться злые слухи: мол, Цезарь хочет стать царем, Клеопатру (чужестранку!) сделать царицей, а для продолжения династии у них уже и готовый наследник есть по имени Цезарион...

Увы, часто больше правды именно слухи влияют на общество. Покушение на Цезаря и его преждевременная смерть стали итогом как его роковых страстей, так и его политических ошибок.

Интересно, кстати, что даже во время великой любви с Клеопатрой Цезарь, уже провозглашенный диктатором Рима, не оставлял своей привычки к половой распущенности.

Народный трибун Гельвий Цинна признавался, что у него по приказу Юлия был подготовлен законопроект. По этому закону Цезарю позволялось брать жен сколько угодно и каких угодно для рождения наследников. А патриций Курион в одной из своих речей назвал Цезаря “мужем всех жен и женой всех мужей”.

И эта фраза вошла в историю вслед за самим великим Юлием.


Цезарь Гай Юлий (Gaius Julius Caesar) (ок. 100 - 44 до н.э.) - Римский патриций, военачальник и государственный деятель. Принадлежал к знаменитому римскому роду Юлиев. Был участником знаменитого триумвирата между ним, Помпеем и Крассом, превратившего республику в частное владение этого трио. После победы над Помпеем - единоличный диктатор Рима. Является одной из самых ярких фигур античной истории. Был хорошим оратором и замечательным писателем - его записки о галльской кампании и о войне с Помпеем до сих пор служат образцом латинской прозы. Юлий Цезарь прослыл большим женолюбом - одной из его любовниц была Клеопатра. При рождении Юлия его матери была сделана операция, которую позже стали называть кесаревым (цезаревым) сечением. “Цезарь” стал официальным титулом римских императоров, от которого затем произошли титулы “кайзер” в Германии и “царь” в России. Личную жизнь Цезаря описывали многие авторы, но наиболее красочное описание дают Светоний в “Жизни двенадцати цезарей” и Плутарх в “Жизнеописаниях”. Убийство Цезаря Брутом легло в основу сюжета пьесы Шекспира “Юлий Цезарь”.

Подготовил Евгений Александров

В начало

На паре:
Препод:-Александр,как Вы можете писать и слушать музыку одновременно?
Александр:-Между прочим,давно доказано что музыка стимулирует мозговую деятельность и помогает усваивать материал
Препод:-Да, я тоже видел передачу в которой говорили о том что благодаря музыке у коров на ферме стали отличные надои...



XX: надо дома организовать

ХХ: что такое полудуплексный обмен данными?
YY: Это последовательный режим - когда один говорит, то второй обязан слушать. Одновременно слушать/говорить друг друга не могут.
XX: надо дома организовать

Откуда пошли поговорки?
Никогда не задумывались, откуда пошли некоторые выражения, ставшие уже
поговорками? Люди слышат где-то броское выражение, запоминают его,
используют сами... И пошло-поехало. Сейчас поговорки рождаются в
основном из реплик героев популярных кинофильмов и высказываний
политиков. В прошлом ситуация была примерно такая же, несчитая того, что
тв и кино не было. Множество поговорок пришло к нам из древнего Рима,
где ораторское искусство было на высоте - соответственно, и языковых
перлов рождалось много. Впрочем, с течением времени многие поговорки
потеряли часть слов, в результате чего их смысл несколько изменился.
Хрестоматийный пример: далеко не все знают, что римская поговорка "В
здоровом теле - здоровый дух" полностью звучала так: "В здоровом теле -
здоровый дух - редкая удача." :)
Ниже речь пойдет о знаменитом высказывании, что "Цезарь может делать
сразу три дела". Недавно выяснил, откуда пошла эта фраза. Ведь казалось
бы, ученые доказали, что человек, в силу особенностей строения мозга,
может одновременно заниматься только одним видом интеллектуальной
деятельности: т.е., скажем, одновременно писать и разговаривать
невозможно. Толком не получится ни то, ни другое. А тут Цезарь, на тебе,
сразу три дела может... Как? Гений?
... В Древнем Риме гладиаторские бои были не просто развлечением, они
несли в себе важную религиозную нагрузку. Фактически, это были
жертвоприношения богам. Поэтому на тех, кто на бои не ходил, смотрели
довольно косо - примерно как в России косо смотрят на тех, кто водку не
пьет:) Гай Юлий Цезарь как раз был из тех, кого гладиаторские бои не
интересовали. Вряд ли из-за того, что он не выносил вида крови, скорее
потому, что после всех проведенных им войн гладиаторские бои смотрелись
так же, как дворовый футбол после чемпионата мира. Однако, как
"пожизненный консул" он на боях вынужден был присутствовать. Популизм в
те годы был куда круче, чем сейчас:) Чтобы не терять времени, Цезарь в
своей ложе занимался работой с корреспонденцией. (В то время главе
государства приходило столько бумажных писем, сколько сейчас нам всем
приходит электронных, но только спама тогда не было:)) Так вот, когда
один из приближенных людей упрекал Цезаря - как он может одновременно и
смотреть бои, и писать письма? - Гай Юлий неизменно отвечал, не отрывая
глаз от письма, что "Цезарь может делать не только два, но и даже три
дела одновременно - и смотреть бои, и писать письма, и разговаривать."
Вот так ОТГОВОРКА со временем стала ПОГОВОРКОЙ.

(Сведения почерпнуты из книжки "Жизнь 12 цезарей" древнего автора Гая
Светония Транквилла).