Биографии Характеристики Анализ

Калин-царь


1. Исторический прототип

Собака Калин царь - это болгарский царь Калоян , правивший в Болгарии в 1197-1207 гг.
Царь успешно воевал с крестоносцами и разбил императорское войско (латинского константинопольского императора Балдуина) в битве при Адрианополе. За крайнюю жестокость к грекам, которые не хотели подчиняться "освободителям" был прозван ромеоктон ("убийца ромеев") и
и еще через издевательскую переделку имени, Калоян в "Скилоиоан " - "собака Иоанн " (подразумев. "собака Калоян ").

В 1207 г. царь Калоян осадил греческий город Фессалоники (по русски Солунь), но во время осады неожиданно умер сам или стал жертвой заговора. Болгарское войско сняло осаду и отступило.

2. Мифологизация образа

Неожиданная смерть Калояна породила много слухов. На основе их родилась в частности легенда о том, что Калоян был убит святым Дмитрием солунским, покровителем города, который ночью явился ему в шатре и поразил копьем в сердце.

Как видим, иконописцы, а следовательно и зрители, жители Москвоии 15-16 века легко допускали аллегорическое толкование византийского сюжета о царе собаке Иоанне (Калояне) применительно к событиям мировой и русской истории. Посетителям храмов, среди которых были, несомненно авторы духовных стихов и былин, образ Калояна, убиваемого любимым на Руси святым, ассоциировался с поганым татарином, и особенно с Мамаем, о котором действительно известно было, что войско его бежало с Куликова поля после помощи небесного полка, в числе святых воинов которого был и Дмитрий Солунский.

О чем я писал недавно здесь.

Эти ассоциации и привели сказителей к идее заимствования образа царя-собаки Калояна в былину о битве русского богатыря с татарами. Имя Калин является упрощением труднопроизносимого имени Калоян (Калуян) в многократной устной передаче.

4. Сюжет былины

Использование исторических сведений о нашествии Мамая в былине, привело к существенной трансформации сюжета. Подчеркивается огромность и многонациональность его войска (сорок царей и сорок королей). Перед походом высылается посол с требованием непомерной дани. Сражение происходит в чистом поле, а не у стен города. В былине Калина не убивают, он, как и Мамай, только бежит (иногда правда пленен), зарекаясь ходить на Русь.

Особое место в былинах занимают какие-то подкопы и смоляные ямы, в которые проваливается Илья в конце битвы. Его уже связанного ведут на казнь, когда в последний момент, ему удается освободиться и перебить татар. Это место в былине очень напоминает реальные обстоятельства битвы на Куликовом поле, когда ход уже практически проигранного сражения резко меняется в результате выступления засадного полка, а в летописной повести о Куликовской битве - небесного полка в составе архангела Михаила, св. Дмитрия Солунского и проч.

Описанные в этом месте подкопы и смоляные ямы, в принципе могли бы быть воспоминанием о каком-то моменте боя, в ходе которого русское войско было оттеснено в овраги. Но врядли известие о такой детали могло сохраниться столь долго, не попав в другие источники. Поэтому полагаю, что образ смоляной ямы был заимствован в былину в результате непосредственного созерцания клейма иконы.
На иконе под ногами царя Калояна в большом числе вариантов разверзается ад, изображенный в виде черной ямы. В нее чуть ли не падает с конем и сам святой. Собственно ад, тартар, бездна, в которой неугасимый огонь черен и смоле подобен, где «Сия мука смола кипящая», и могла подать сказителю идею описать в былине подкопы черные и ямы смоляные, которые были там где стояло войско царя Собаки.

(иначе Галин, Каин) - эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами. Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. К. осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Освободителем города, по одним былинам, является Илья Муромец, по другим - его племянник Ермак Тимофеевич. Илья едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда К. не соглашается, начинает избивать его войско. Татары делают подкопы, в которые попадает с конем Илья Муромец. Когда, скрутив его чембурами, татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую. Калин бежит с позором и заклинается впредь ходить на Русь. Иногда в роли К. выступает Мамай. Былины о К. принадлежат к числу тех, в которых сохранились яркие следы отношений Руси к татарам. Соображения о происхождении имени К. см. под словом Илья Муромец. Разбор былин о нем см. в исследовании акад. А. Н. Веселовского "Южно-русские былины" (I, стр. 40 и след.) и в книге проф. М. Халанского "Великорусские былины киевского цикла" (стр. 51-57).

  • - Титул монарха, лицо, носящее этот титул...

    Россия. Лингвострановедческий словарь

  • - хутор в Урус-Мартановском районе Чечни, в настоящее время нежилой. Хутор находился на северо-западе с.Алхазурово. В результате роста населения хутор практически слился с с.Алхазурово...

    Топонимический словарь Кавказа

  • - офиц. звание главы гос-ва в России и Болгарии. Ц. принято называть и монархов древних гос-в: Вавилонии, Ассирии, Китая, Индии, Ирана, Греции, древнейшего Рима, эллинистич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - официальное звание главы государства в России и Болгарии...

    Исторический словарь

  • - у Русских термин получившийся при сокращении римско - византийского слова "цесарь"; уже в самых древних летописях встречается как основа наименования г. Константинополя: Цесарь-город, Царь-город, Царьград...

    Казачий словарь-справочник

  • - Rex. I. Значение греческой царской власти явствует из слов Гомера: ει̃́ς κοίρανος "έστω, ει̃́ς βασιλεύς, в которых ясно выражен принцип монархии в противоположность полиархии...

    Реальный словарь классических древностей

  • - в России в 1547–1721 гг. официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом «император», но неофициально существовал наравне с ним. От лат. Сaesar – связано с Юлием Цезарем...

    Судьба эпонимов. Словарь-справочник

  • - 1. А там, в полях необозримых, Служа Небесному Царю, Чугунный правнук Ибрагимов Зажег зарю. Цв914 ; Ты, прохожая красота, Будь веселою им невестой. Потруди за меня уста, - Наградит тебя Царь Небесный! Цв916 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - как и в др. древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. термин, обозначающий Ц. - раджа, - встречается еще в "Ригведе"...
  • Словарь юридических терминов

  • - в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный...

    Большой юридический словарь

  • - сост. "Основы счетоводства земских банков", препод. бухгалт. СПб. петровск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - царь фракийский, сын реки Стримона и музы Евтерпы или Каллиопы. Был под Троей в качестве союзника троянцев...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Из стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Кали́н-царь царь поганых, персонаж русск. народн. творчества. Согласно Фасмеру, из прозвища "толстяк", от кыпч., алт., казах. kаlуŋ "толстый", крым.-тат., тур., тат., уйг., караим...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - ...

    Формы слова

"Калин-царь" в книгах

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ МОСКВА. ТАРУСА ГЛАВА 1. ДОМА. МАРИНИНА ОБИДА. ГИМНАЗИЯ ПОТОЦКОЙ. ДРУЖБА С ГАЛЕЙ ДЬЯКОНОВОЙ И АНЕЙ КАЛИН. У ИЛОВАЙСКИХ

Из книги Воспоминания автора Цветаева Анастасия Ивановна

4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан

Из книги автора

4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царём Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное

2. Царь Чёрный Харапин в болгарских песнях и Царь Мануил Комнин в византийской истории

Из книги автора

2. Царь Чёрный Харапин в болгарских песнях и Царь Мануил Комнин в византийской истории В песнях о Коляде в качестве царя Ирода выступает царь Чёрный Харапин. Причём голова у Харапина - РУСАЯ, см. выше. В истории Андроника-Христа Иродом является царь Мануил Комнин. О

Илья Муромец и Калин-царь

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Илья Муромец и Калин-царь Во славном во Киеве-городеБыл сильныя славныя богатырь Илья Муромец,Он ездил далече-далече во чистом поли,Он ездил много времени.Цветно платье его истаскалося,Золота казна у него издержалася.Приезжает во Киев-град,Захотел он с пути, с дорожки

2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор

Из книги автора

2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор Прежде чем перейти к отражениям царя Ивана IV Грозного в Библии, сделаем отступление от библейской темы и напомним о повторе, обнаруженном нами в русской истории. Оказывается, романовская история царя

Глава 1 Триумф Ахеменидов Кир II Великий "Царь стан, царь царей"

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 1 Триумф Ахеменидов Кир II Великий "Царь стан, царь царей" История полна парадоксов. Стоит только посмотреть на карту Древнего Востока и это станет ясно всякому. Египетское царство, Нововавилонское царство, могущественное Мидийское царство занимали на ней громадные

4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН

автора

4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царем Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное

2. ЦАРЬ ЧЕРНЫЙ ХАРАПИН В БОЛГАРСКИХ ПЕСНЯХ И ЦАРЬ МАНУИЛ КОМНИН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

2. ЦАРЬ ЧЕРНЫЙ ХАРАПИН В БОЛГАРСКИХ ПЕСНЯХ И ЦАРЬ МАНУИЛ КОМНИН В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИИ В песнях о Коляде в качестве царя Ирода выступает царь Черный Харапин. Причем голова у Харапина – РУСАЯ, см. выше. В истории Андроника-Христа Иродом является царь Мануил Комнин. О

2. БИБЛЕЙСКИЙ ЦАРЬ САМУИЛ – ЭТО РУССКО-ОРДЫНСКИЙ ЦАРЬ-ХАН МИФ ХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТВЕРСКОЙ XIV ВЕКА

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

2. БИБЛЕЙСКИЙ ЦАРЬ САМУИЛ – ЭТО РУССКО-ОРДЫНСКИЙ ЦАРЬ-ХАН МИФ ХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТВЕРСКОЙ XIV ВЕКА 2.1. СТРУКТУРА БИБЛЕЙСКОЙ БИОГРАФИИ САМУИЛА И ИМЕНА ЕГО РОДИТЕЛЕЙ Начнем с того, что имя МИХАИЛ или МИСАИЛ (как часто говорили раньше, заменяя Х – Ш на С и наоборот, Михаил =

Глава VIII. ЦАРЬ АЗИАТСКИЙ, ЦАРЬ МАКЕДОНСКИЙ,ВЛАДЫКА ГРЕЧЕСКИЙ…

Из книги Александр Македонский автора Шифман Илья Шолеймович

Глава VIII. ЦАРЬ АЗИАТСКИЙ, ЦАРЬ МАКЕДОНСКИЙ,ВЛАДЫКА ГРЕЧЕСКИЙ… В начале 324 г. без особых приключений Александр прибыл в Пасаргады. Здесь он снова столкнулся с самоуправством, бесчинствами, насилиями сатрапов, которые, уповая на неизбежную гибель Александра на далеком

2. Ассиро-вавилонский царь Навуходоносор - это русский царь Иван Грозный

Из книги автора

2. Ассиро-вавилонский царь Навуходоносор - это русский царь Иван

IV. Илья Муромец и Калин-царь

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

IV. Илья Муромец и Калин-царь Былины из цикла «Илья Муромец и Калин-царь» (иначе его называют «Илья Муромец и татарское нашествие») занимают центральное место во всем русском эпосе. В.Я. Пропп пишет: «Песни об отражении татар - самое значительное из того, что в области эпоса

В мире есть царь: этот царь беспощаден, / Голод - названье ему

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

В мире есть царь: этот царь беспощаден, / Голод - названье ему Из стихотворения «Железная дорога» (1864) Н. А. Некрасова (1821 - 1877).Цитируется, когда хотят оправдать какой-либо поступок, указывая на то, что он был совершен вынужденно, в силу тяжелых жизненных обстоятельств и т.

Илья Муромец и Калин-царь

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Илья Муромец и Калин-царь Тихо, скучно у князя в горнице.Не с кем князю совет держать, не с кем пир пировать, на охоту ездить…Ни один богатырь в Киев не заглядывает.А Илья сидит в глубоком погребе. На замки заперты решётки железные, завалены решётки дубьём, корневищами,

8. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9. с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре царя против пяти

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

8. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9. с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре

Наговорили злые люди-завистники князю Владимиру на старого богатыря Илью Муромца, будто похвалялся Илья выжить князя из Киева и на его место сесть. Рассердился Владимир и приказал заточить Илью в тюрьму подземную, в погреба глубокие. Не поспорил Илья с князем. Попрощался со своим конём любимым, Бурушкой косматым, и дал увести себя в подземелье сырое, холодное, тёмное.

Плохо пришлось бы там богатырю. Да, к счастью, пожалела его княжна молодая, дочь Владимира: тайком от отца послала она в подземелье подушки пуховые, одеяла шелковые, тёплое платье да сытную пищу. Живёт богатырь в подземелье.

А над Киевом беда собирается: пишет недруг-татарин, Калин-царь, что придёт он скоро свойском к Киеву; требует, чтобы встречали его в каждом переулке сладкими винами, полными бочками. Попросил Владимир-князь у Калина отсрочки на три года, на три месяца, чтобы к приходу его приготовиться. Согласился Калин-царь. А прошёл срок назначенный - и заплакал, затужил князь киевский:

— Нет у нас больше славного богатыря Ильи Муромца! Некому за родную землю постоять, некому Киев спасти! И зачем я его в погребах погубил!

А княжна молодая и говорит отцу:

— Жив, батюшка, Илья Муромец! Не погиб он в погребе!

Бросился Владимир в подземелье, а Илья там: жив, здоров, обут, одет. Обрадовался князь, повёл богатыря в свои палаты белокаменные, угощать принялся, упрашивать:

— Обошёл собака Калин-царь наш Киев-град. Помоги, Илья, постой за отечество, пойди против войска вражьего!

Стал собираться в поход Илья Муромец. Любимый слуга молодой ему все эти годы коня берёг. Выехал Илья в чисто поле. В поле войска татарского видимо-невидимо. А в другой стороне стоят шатры белые: живут в них двенадцать русских богатырей. Стал их Илья уговаривать вместе с ним ехать против царя Калина. Говорит ему богатырь Самсон Самойлович:

— Не хотим мы помогать Владимиру: он своих слуг-бояр кормит, жалует, а нам, богатырям, ничего от князя нет.
Как ни просил Илья товарищей — никто не хочет ехать защищать князя Владимира. Отправился Илья один в чисто поле.

Несчастлив был его выезд: бил он, топтал врагов, а под конец к ним в плен попался. Привели его татары к царю Калину. Калин-царь встретил Илью ласково. Уговаривать начал:

— Не служи ты, Илья, князю Владимиру. Служи мне, царю Калину. Дам тебе одежду драгоценную, золотой казны без счета дам.

Отвечал ему Илья Муромец:

— Не нужны мне твои дары богатые. Буду не тебе служить, а родной земле!

И уйти хотел. А татары теснят его, не выпускают. Схватил тогда Илья одного татарина, начал им, как дубиной, других колотить. Пробился в чисто поле, вскочил на коня и поскакал. Был у него лук тугой, стрелы калёные. И пустил он стрелу в ту сторону, где богатыри, его товарищи, шатры поставили. Спали богатыри в шатрах. Прилетела стрелка, пала на грудь Самсона Самойловича. Мигом проснулся богатырь, других разбудил.

Славные богатыри святорусские,видно, Илье плохо приходится: прилетела от него стрелочка калёная. Надо ему на помощь спешить. Садились богатыри на своих добрых коней, Илью Муромца выручать кинулись. Вышли они все вместе с Ильёй против войска татарского. Войско перебили, царя Калина в плен забрали. Голову ему отрубить хотели, да Илья удержал:

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова калин-царь

Википедия

Калин-царь

Калин-царь (иначе Галин , Каин , Калин царь Калинович ) - эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами.

Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей (всего - 3 200 000), и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Освободителем города, по одним былинам, является Илья Муромец, по другим - его племянник Ермак Тимофеевич.

Илья едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда Калин не соглашается, начинает избивать его войско. Татары делают подкопы, в которые попадает с конём Илья Муромец. Когда, скрутив его чембурами, татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую.

Калин бежит с позором и заклинается впредь ходить на Русь. Иногда в роли Калина выступает Мамай. Былины о Калине принадлежат к числу тех, в которых сохранились яркие следы отношения Руси к татарам.

Этимологический словарь Фасмера возводит имя «Калин» к тюркоязычному прозвищу «толстяк». Возможно, у данного персонажа существовал определенный исторический прототип, но о том, какой именно, сколь-нибудь определённого единого мнения не существует.

Однажды Илья Муромец сильно поссорился с князем Владимиром Красное Солнышко. Приказал князь наказать богатыря - посадить в погреб глубокий, не давать ему ни есть ни пить. Узнала о жестоком решении своего мужа его жена Апраксия и поняла, что большая беда может случиться, если нападут на Русь враги, не устоит Киев, попадут в полон его жители.

Подговорила Апраксия верных людей сделать поддельные ключи от погреба, в котором томился Илья, а потом приказала тайно отнести ему одеяла теплые, еду сытную, питье обильное и одежду новую.

Услышали о жестоком наказании Ильи Муромца его храбрые собратья богатыри и отказались служить Владимиру, покинули Киев.

Слухи о ссоре князя со своими богатырями дошли до татарского хана, Калин-царя. Узнал он, что главный богатырь Руси Илья Муромец сидит в погребе, а двенадцать его собратьев богатырей покинули Киев. Нет у города теперь защитников. Обрадовался Калин-царь, решил захватить стольный град.

Направил Калин-царь князю Владимиру посланца с грамотой, в которой с насмешкой написал, что собирается захватить стольный град Киев, и потребовал от Владимира сдать город без боя. А не сдаст добром, отнимет у него все силой. Повырубит всех бояр, мужиков, спалит все церкви божеские, а самого князя с женой в полон возьмет. Сильно опечалился князь Владимир, не знает, что делать ему. А жена Апраксия подсказала:
- Выпусти из погреба богатыря русского Илью Муромца.
- Как же я его выпущу, коли помер он без еды и питья?! - воскликнул князь.
- А ты сходи и посмотри,- ответила Апраксия.
Спустился в погреб князь Владимир, а там встречает его Илья Муромец, здоровый и невредимый. Стал просить у него прощения князь Владимир, но Илья на него даже не посмотрел. Апраксия и рассказала Илье, какая беда грозит Киеву и его жителям, просила его защитить город, постоять за людей русских.
- Готов постоять я за христианскую веру, за землю Русскую, за детей, вдов и сирот, но не за князя Владимира,- ответил Илья.

Вскочил он на своего верного коня Бурушку, выехал в чисто поле, увидел вражьи полчища - видимо-невидимо. Загрустил Илья, не одолеть ему одному эту вражью силу. Нашел он в чистом поле шатер богатырский, в нем своих собратьев, рассказал им о силушке невиданной, но только отказались богатыри помочь Илье. Не хотели они больше служить князю Владимиру. Очень обидел он их.

Отправился тогда к войску татарскому Илья Муромец в одиночестве. Стал он их мечом рубить да копьем колоть, а число врагов не убавлялось. Вдруг его конь Бурушко заговорил человеческим голосом:
- Калин-царь сделал три тайных подкопа. Из двух мы сумеем выбраться, а из третьего нет.
Как сказал конь, так и случилось. Попали они в первый подкоп, вынес из него Бурушко Илью. Попали во второй, из него конь верный снова вынес Илью, а вот из третьего не сумел, сам выскочил, а Илья остался.
Схватили его татарские воины, привели к Калин-царю. Стал тот уговаривать русского богатыря перейти на его сторону, обещал золота, серебра, драгоценных каменьев. Отказался от всего Илья, плюнул и не стал говорить. Вывели его в чисто поле, собрались стрелять в него из луков.

Тут Илья поднатужился, разорвал веревки, его связывавшие, схватил одного татарина за ноги и стал бить им войско татарское. Но только понял он, что одному ему не справиться. Схватил лук, пустил стрелу в сторону собратьев своих, богатырей русских. Поймали они его стре-
лу и поняли, что попал Илья в беду, надо ему помочь, направили своих коней к татарскому войску. Началась большая сеча.

Тринадцать богатырей русских топтали войско вражеское, кололи его копьями. И увидел Калин-царь, что приходит ему конец, некому оборонять его. Собрал он остатки верных воинов и ускакал из чиста поля. А Илья и двенадцать его собратьев богатырей с победой вернулись в стольный град Киев.

В этой былине в обобщенном виде отражена борьба русского народа против монголо-татарского нашествия. В образе Калин-царя воплощены черты предводителей татар, Мамая и Батыя.