Биографии Характеристики Анализ

Карл Дёниц. История и этнология

Одной из первых заметок о подводных асах в моем журнале стал который помимо своих успехов в уничтожении союзного тоннажа, также известен своей женитьбой на дочери Карла Деница Урсуле.


На этом фото запечатлена семья Хесслеров - Гюнтер Хесслер, его жена Урсула (урожденная Дениц). В самом низу снимка фотограф захватил в объектив лишь часть головы мальчугана, который очень походит на Карла Деница, и потому может быть предположительно сыном Гюнтера и Урсулы, а также, разумеется, внуком будущего гросс-адмирала и последнего рейх-президента Германии. Полагаю, что многие кто видел это фото задавались таким вопросом. Сегодня на него можно получить ответ, как и на другие вопросы, связанные с семьей Карла Деница.

Карл Дениц родился 16 сентября 1891 года. 27 мая 1916 года молодой 24-летний морской офицер Карл Дениц сочетался браком с медсестрой Ингеборгой Вебер. История их знакомства достаточна интересна и можно сказать, что причиной ему послужила Первая Мировая Война.

Ингеборга Вебер родилась 10 февраля 1893 года в семье офицера императорской армии Германии Эриха Пауля Вебера, будущего генерала от инфантерии. Вебер, более известный по своему прозвищу "Паша", оставил определенный след в истории Первой Мировой Войны. В 1914 году Вебер в чине полковника в составе немецкой военной миссии был отправлен в Стамбул в качестве "военного инженера и специалиста по оборонительным сооружениям". 18 апреля 1915 года получил звание генерал-майора и прозвище "Паша". Принимал участие в боевых действиях на полуострове Галлиполи. Не нашел общего языка с генералом Лиманом фон Сандерсом и был переведен в Германию. В 1916 году командир 50-й пехотной дивизии, принимавшей участие в сражении у Вердена. Позже командир 9-й пехотной дивизии, которой командовал до конца войны. После капитуляции Германии продолжал службу в Рейхсвере. Вышел в отставку в 15 июня 1921 в звании генерала инфантерии. Скончался в 1933 году.

Генерал Эрих Пауль Вебер, тесть Карла Деница

Уезжая в Турцию, Вебер взял с собой свою семью. Так Ингеборга оказалась в Стамбуле, где она работала в госпитале медсестрой. Именно там состоялось её знакомство с молодым офицером с крейсера "Бреслау" Карлом Деницем, вскоре который сделал ей предложение. После получения разрешения на брак от Командования ВМС и доказывания Деницем, что его доход, как флотского офицера, достаточен для содержания семьи, Ингеборга и Карл были обвенчаны в Стамбуле священиком посольства, а в будущем священиком Кайзермарине графом фон Люттихау.


Офицеры крейсера "Бреслау" после награждения Железными Крестами. Карл Дениц на переднем плане сидит по "турецки" скрестив ноги (слева). На этом снимке также присутствует другая известная личность в немецком флоте. Третий справа в ряду стоящих офицеров, находиться артиллерийский офицер крейсера капитан-лейтенант Карльс, будущий генерал-адмирал Кригсмарине.


Часть группового снимка на линейном крейсере "Гебен". Карл Дениц держит на коленях собаку.

Первой у семейной четы Дениц родилась дочь Урсула (к сожалению, дату её рождения установить не удалось. Приблизительный год рождения 1917-1920). Затем с разницей в два года у Деница родились два сына: Клаус (14 мая 1920) и Петер (20 марта 1922). Можно предположить, что Карл и Ингеборга были счастливы в браке, хотя Ингеборге пришлось вкусить всю "прелесть" жены военного моряка, особенно в годы войны, так как у её мужа практически не было времени на семью. Сначала он попал в плен к британцам, затем вновь вернувшись на флот, уходил в кругосветные плавания, пропадал в море на долгое время на учениях со своей флотилией подводных лодок. А после этого началась война, закончившаяся капитуляцией Рейха и 10 летней отсидкой Деница в Шпандау по приговору Нюрбергского трибунала.


Гросс-адмирал Кригсмарине. 1944 г.


Карл Дениц. Нюрбергский трибунал 1946 г.


Окончание срока заключения в Шпандау. Карл и Инге Дениц. 1956 г.

Клаус и Петер, пошедшие по стопам отца, выбрали карьеру офицеров Кригсмарине и оба погибли во время войны. Лейтенант цур зее Петер Дениц погиб на U 954 в Атлантике.

Оберлейтенант цур зее Клаус Дениц был убит на борту немецкого ТКА S 141 в Ла Манше. Его смерть была нелепой. По правилам действовавшем в германском флоте, если старший офицер имел несколько сыновей и терял одно из них на фронте, то его другие сыновья могли после этого оставить службу. Клаус после гибели Петера оставил флот и поступил в Тюбингенский университет на медицинский факультет. Но он не переставал поддерживать связей со своими бывшими сослуживцами и в день своего 24-летия он встретился со своими офицерами в Шербуре. Для развлечения он решил сходить на катере S 141 в качестве гостя в боевой поход. Катер был обнаружен и потоплен кораблями союзников. Фрегат "Стейнер" и ЭМ "Ла Комбатант" сумели поднять из воды только 6 немецких моряков. Тело Клауса Деница море отдала лишь через некоторое время, выбросив его на побережье Франции.

Старший сын Клаус


Младший сын Петер

Урсула вышла замуж в 1937 году за офицера Кригсмарине Гюнтера Хесслера, в последствие командира подлодки U107 и будущего подводного аса. В браке у них родились трое детей: старший сын Петер (1939), дочь Уте (1942) и Клаус (1945).

Семья Карла Деница.
Стоят (слева на право): Клаус (младший внук, 11 лет), Петер (старший внук, 17 лет), жена Ингеборга, дочь Урсула, зять Гюнтер Хесслер. Сидят Карл Дениц и Уте (внучка, 14 лет). 1956 г.

Вполне вероятно, что Ингеборга Дениц в предвоенные годы и годы войны продолжала работать медиком, так как после войны и во время нахождения Карла Деница в Шпандау, она с 1947 по 1956 год работала в больнице Гамбурга сначала, как медсестра, а затем регистратором у профессора медицины Генри Кюнстмана. С выходом Карла Деница из Шпандау в октябре 1956 года, Ингеборга оставила медицину и остаток своих лет провела с мужем и внуками. Скончалась Ингеборга Дениц 2 мая 1962 года в возрасте 69 лет.. Карл Дениц пережил свою супругу на 18 лет и умер в возрасте 89 лет 24 декабря 1980 года.


Карл и Инге Дениц.

Зять Деница Гюнтер Хесслер после войны открыл свое дело и стал впоследствии хозяином фабрики. Однако в возрасте 58 лет Хесслер умер 4 апреля 1968 года.Для Карла Деница это было трудное время, когда сначала он стал вдовцом, а затем овдовела и его дочь. О дальнейшей судьбе Урсулы Дениц нет каких-либо упоминаний, в том числе и о её смерти. Вполне возможно, что она еще жива, хотя сейчас ей может быть уже за 90 лет.

Возвращаясь к вопросу снимка семьи Хесслеров, не остается сомнений, что на малыш на фото, никто иной, как старший внук Карла Деница Петер.

В качестве небольшого дополнения добавлю, что стала известна причина гибели старшего брата Карла Деница Фридриха (о нем я писал ). Фридрих погиб во время одной из бомбардировок Берлина союзниками.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.


Участие в войнах: Первая мировая война. Вторая мировая война.
Участие в сражениях: Битва за Атлантику.

(Karl Dönitz) Немецкий государственный и военный деятель, гросс-адмирал (1943). Командующий подводным флотом (1935-1943), главнокомандующий военно-морским флотом Германии (1943-1945), глава государства и главнокомандующий вооруженными силами Германии с 30 апреля по 23 мая 1945 года

16 сентября 1891 года в Грюнау под Берлином, в семье инженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в знаменитой фирме Карла Цейса, родился Карл Дениц. Дети рано остались без матери. После окончания гимназии Карл Дениц учится в реальном училище. В 1910 году юный Дениц поступил в военно-морское училище в Киле, а после его окончания он был зачислен на службу.

В 1912 году Карл Дениц получил назначение на легкий крейсер «Бреслау» на должность вахтенного офицера, а осенью следующего года Дениц был произведен в лейтенанты.

Начало Первой мировой войны «Бреслау» встретил в Средиземном море. Уйдя в Турцию, крейсер присоединился к оттоманскому флоту и воевал в Черном море против русской эскадры. Неоднократно корабль участвовал в рейдах на русские морские базы. Но нападения немецких крейсеров не остались безнаказанными. В 1915 году «Бреслау» подорвался на мине. В 1916 году Деницу присвоили звание обер-лейтенанта и отозвали на родину.

В Германии Дениц переучился на офицера подводного флота и в 1918 году получил под командование подводную лодку UC-25. Подлодка Деница была направлена в Средиземное море.

К этому времени надежды германского командования на то, что с помощью подводной войны удастся подорвать мощь британского флота, рухнули. Англичане разработали надежную систему конвоев. Мощные глубинные бомбы несли смерть немецким подводникам. Тем не менее Карл Дениц смог торпедировать пять кораблей противника, что было очень неплохим результатом. За успешные действия Дениц был награжден орденом Дома Гогенцоллернов и переведен на более современную субмарину. Но 4 октября 1918 года экипажу подводной лодки, которой командовал Дениц, пришлось сдаться в плен. Впрочем, поврежденная подлодка была затоплена и не досталась врагу.

В 1919 году Дениц, вернувшись в Германию, продолжил службу в надводном флоте, поскольку по условиям Версальского договора немецким ВМС было запрещено иметь подводные лодки.

Возрождение германского подводного флота началось только в 1935 году, когда Гитлер приказал начать строительство подводного флота, отказавшись выполнять условия Версальского мирного договора, ограничивавшие военные возможности Германии. В 1936 году Карл Дениц был произведен Гитлером в контр-адмиралы и назначен командующим подводными силами, насчитывавшими к тому времени всего 11 небольших субмарин.

В качестве командующего подводным флотом Деницу сразу пришлось вступить в борьбу со сторонниками «больших кораблей». Дениц доказывал, что Великобритания крайне зависима от морской торговли и потому уязвима. Потеря торгового флота крайне тяжело отразится на состоянии экономики и как следствие вооруженных сил. Одним из наиболее эффективных средств уничтожения транспортных судов являлись как раз подводные лодки. Деницу все же удалось убедить руководство ОКМ в том, что у подводного флота есть будущее.

К 1938 году Деницу потребовались субмарины океанского типа для действий на коммуникациях противника. После долгих споров Карл Дениц в очередной раз добился своего и получил разрешение на строительство лодок такого типа, в дальнейшем игравших ключевую роль в действиях германских ВМС в Атлантике.

Гросс-адмирал Редер, увлеченный крупными надводными кораблями, совсем не уделял внимания строительству подводного флота. В отличие от своего начальника Дениц считал, что 300 субмарин способны выиграть войну с Англией.

Несмотря на все усилия Деница, к началу Второй мировой войны в его распоряжении находилось всего 56 подводных лодок, из которых только 22 были пригодны для действий в океане. Тем не менее к концу первого месяца войны Дениц на деле доказал, что подводный флот является весьма эффективным орудием ведения войны.

Даже при относительной слабости подводных сил, германский военный флот с энтузиазмом начал войну против Англии. Основные усилия немецких ВМС были сосредоточены на уничтожении английского торгового флота. Первыми жертвами немецких субмарин стали суда, возвращавшиеся в свои страны - Англию и Францию. Эти корабли не были вооружены и не могли бороться с подлодками. Но вскоре торговые суда стали получать вооружение и гидролокаторы. Кроме того, англичане перешли к системе охранения транспортных судов боевыми кораблями и самолетами; нередко конвои проводились в стороне от обычных морских коммуникаций.

Использование подводных лодок против военно-морского флота противника, как правило, не сулило успеха. Но были и исключения. В ночь с 14 на 15 сентября субмарина капитан-лейтенанта Гюнтера Прина проникла на внутренний рейд английской военно-морской базы Скапа-Флоу и потопила линкор «Ройял Оук». Столь успешно проведенной операции предшествовала тщательная подготовка. Самолеты-разведчики смогли обнаружить узкий проход в многочисленных заграждениях у входа на базу. Получив эти данные, Дениц спланировал весь боевой поход субмарины.

Спустя три дня, поврежденный торпедами другой немецкой подводной лодки, в Бристольском заливе потонул английский авианосец «Корейджиес». Дениц питал надежду, что весной его лодки снова выйдут на коммуникации противника, но Редер приказал ему поддержать вторжение в Норвегию. Операцией в Норвегии закончился первый период борьбы подводных лодок в одиночку.

Имеющиеся на вооружении типы субмарин вполне себя оправдали. Способные быстро погружаться и маневрировать, они обладали большим радиусом действия, были небольшими по размеру, малозаметными в ночное время, простыми и надежными в обслуживании. Немаловажным фактором была удивительная живучесть при атаках глубинными бомбами, позволявшая экипажам уходить от преследования и с каждым новым выходом в море получать опыт, который подводники других воюющих стран приобретали очень дорогой ценой.

И до и во время сражения за Норвегию планомерных операций, предусматривавших скоординированные действия групп субмарин, не проводилось. Но когда нескольким подлодкам случалось действовать совместно, разработанная Карлом Деницем тактика взаимодействия всегда оказывалась верной.

После разгрома Франции по настоянию Редера морская война против Англии возобновилась. Немецкая авиация и флот теперь имели все предпосылки для успешных действий против торгового флота противника.

После падения Франции Карл Дениц получил новые базы, расположенные гораздо ближе к британским коммуникациям. Путь немецких субмарин сократился в три раза. С июня по декабрь Англия испытывала огромные затруднения. Было потеряно 343 корабля. Все порты на южном и восточном побережье Великобритании были парализованы.

Серьезные затруднения испытывала и Германия. К этому времени у Деница оставалось всего 57 подводных лодок, многие с различными повреждениями, полученными ото льда и глубинных бомб. Начинал сказываться крайне низкий темп производства подводных лодок. Только к концу 1940 года производство субмарин было доведено до шести в месяц. В течение первых двенадцати месяцев войны вступило в строй всего 29 новых субмарин, тогда как было потеряно 28.

Но помимо улучшения стратегического положения на море в пользу немецких подводников играла и тактика совместных действий подлодок, разработанная Деницем. Против групп кораблей союзных конвоев действовали немецкие подводные лодки, также объединенные в группы - «волчьи стаи». Развернувшись в цепь, подлодки выжидали появления неприятельских судов. Как только какая-либо субмарина замечала вражеский конвой, она сразу же сообщала об этом другим подлодкам. Координируя свои действия друг с другом, а также с авиацией, там где это было возможно, немецкие подводники достигали значительных успехов.

К концу 1941 года обстановка складывалась в пользу Германии, которой за два года удалось потопить столько судов, сколько британские и канадские верфи производили за четыре. Но после нападения японцев на Пёрл-Харбор Гитлер объявил войну США. После вступления США во Вторую мировую войну для немецкого подводного флота наступили тяжелые дни.

Однако американцы не были в полной мере готовы к войне. Первое время корабли США ходили в одиночку, без эскорта, с горящими огнями. 15 января 1942 года Дениц отдал приказ топить суда противника у берегов Америки.

К этому времени ВМС Германии располагали уже 260 подводными лодками, и ежемесячно вступали в строй еще около 20. К 10 мая уже было потоплено 303 корабля, при этом немцы потеряли лишь одну подлодку. Понесенные потери, наконец, заставили американцев присмотреться к опыту противолодочной борьбы, накопленному англичанами. Вскоре они также начали формировать конвои. Была усилена оборона побережья и прилегающих к нему морских районов. В результате германские подлодки во второй половине 1942 года были вынуждены вернуться в Атлантический океан.

В начале 1943 года Редер вышел в отставку. Деницу присвоили звание адмирала флота и 30 января назначили главнокомандующим ВМФ. Однако к тому времени флот уже был на грани поражения. Быстро росли потери, а количество и тоннаж потопленных судов союзников неуклонно снижались. В марте 1943 года немецкие субмарины потопили 120 кораблей противника, но сами потеряли 11 субмарин. В следующем месяце 15 подлодок не вернулись на базу, а в мае союзники потопили 41 подлодку противника. Карл Дениц отдал приказ о выведении субмарин из Атлантического океана. В следующие три месяца удалось потопить 60 торговых судов противника, Германия потеряла 79 подводных лодок.

Последнее сражение с участием немецких подлодок развернулось у берегов Франции в дни высадки союзного десанта. В бою участвовало 36 субмарин, более половины которых погибли. Всего же за лето 1944 года германские ВМС лишились 82 подлодок, потопив лишь 21 корабль противника. Общие потери немецких субмарин, с 1939 по 1945 год принимавших участие в «битве за Атлантику», составили 781 подлодку. А из 39 000 личного состава субмарин не вернулись домой 32 000 подводников.

В завещании, написанном 29 апреля 1945 года, Гитлер назначил своим преемником Деница. О новом назначении адмирал Дениц узнал 30 апреля из радиограммы. Взяв на себя номинальное руководство Германией, Дениц перестал подчиняться директивам из Берлина. 2 мая он перенес столицу рейха в Мюрвик под Фленсбургом. Дениц приложил все усилия, чтобы прекратить войну с Западом. Все остававшиеся суда были направлены в балтийские порты, находившиеся еще под контролем вермахта. Войска получили приказ прикрывать эвакуацию мирного населения, а затем до последней возможности отступать на Запад.

23 мая по приказу Дуайта Эйзенхауэра , согласованному с советским командованием, правительство Деница было расформировано и арестовано. Вскоре Карл Дениц предстал перед Международным военным трибуналом. Его обвиняли в ведении тотальной подводной войны, не предусмотренной международным законодательством. Но Деницу в какой-то мере помог американский адмирал Нимиц , заявивший об аналогичных действиях американского флота.

В итоге Карл Дениц был осужден как военный преступник и приговорен к десяти годам тюремного заключения. В 1956 году он был освобожден из тюрьмы Шпандау.

После освобождения Карл Дениц поселился в небольшом городке в Западной Германии.

Би ография адмирала Карла Деница

Карл Дениц (рожд. 16 сентября 1891 г. — смерть 24 декабря 1980 г.) - немецкий государственный и военно-политический деятель, гросс-адмирал, командующий немецким подводным флотом, главнокомандующий ВМФ Третьего Рейха.
Происхождение. Обучение. Начало службы
Карл Дениц родился в 1891 году в Грюнау под Берлином, в семействе инженера-оптика Эмиля Деница, работавшего в известной фирме Карла Цейса. Дети рано остались без матери. По окончании гимназии Карл Дениц учится в реальном училище. 1910 год — юный Дениц поступил в военно-морское училище в Киле, закончив его он был зачислен на службу.
1912 год — Карл Дениц получил назначение на легкий крейсер «Бреслау» на должность вахтенного офицера, а осенью следующего года Деница произвели в лейтенанты.
Первая мировая война
Начало Первой мировой войны «Бреслау» встретил в Средиземном море. Уйдя в Турцию, крейсер соединился с оттоманскоим флотом и воевал в Черном море против русской эскадры. Неоднократно крейсер принимал участие в рейдах на русские морские базы. Но нападение немецких крейсеров не осталось безнаказаным. 1915 год — «Бреслау» подорвался на мине. 1916 год — Деницу было присвоено звание обер-лейтенанта и его отозвали на родину.
В Германии Карл переучился на офицера подводника и в 1918 г. получил под командование подводную лодку UC-25. Субмарина Деница была направлена в Средиземное море.
К тому времени надежды немецкого командования на то, что при помощи подводной войны удастся подорвать мощь британского флота, рухнули. Англичанами была разработана надежная система конвоев. Мощные глубинные бомбы несли смерть немецким подводным лодкам. Тем не менее Дениц смог торпедировать 5 неприятельских судов, что было довольно неплохим результатом. За успешные действия Дениц был награжден орденом Дома Гогенцоллернов и переведен на более современную субмарину. 1918 год, 4 октября — экипажу подлодки, которой командовал Дениц, пришлось сдаться в плен. Впрочем, поврежденная подводная лодка была затоплена и не досталась врагу.

Возрождение подводного флота Германии
1919 год — Карл Дениц, возвратившись в Германию, продолжил службу в надводном флоте, потому как по условиям Версальского договора немецким ВМС запрещалось иметь подводные лодки.
Возрождение немецкого подводного флота началось лишь в 1935 г., когда Адольф Гитлер приказал начать строительство подводного флота, отказавшись выполнять условия Версальского мирного договора, которые ограничивали военные возможности Германии. 1936 год — Гитлер произвел Деница в контр-адмиралы и назначил командующим подводными силами, насчитывавшими к тому времени всего 11 небольших подводных лодок.
Командующий подводным флотом
В качестве командующего подводным флотом адмиралу Деницу сразу довелось вступить в борьбу со сторонниками «больших кораблей». Командующий смог доказать, что Великобритания крайне зависима от морской торговли и поэтому уязвима. Потеря торгового флота крайне тяжело может отразится на состоянии экономики и как следствие вооруженных сил. Одним из эффективнейших средств уничтожения транспортных кораблей являлись как раз подлодки. Адмирал смог убедить руководство ОКМ в том, что у подводного флота есть будущее.
1938 год — Карлу Деницу понадобились подлодки океанского типа для действий на коммуникациях противника. После долгих споров адмирал в очередной раз добился своего и получил разрешение на строительство субмарин такого типа, в дальнейшем сыгравших ключевую роль в действиях германских ВМС в Атлантике.
Гросс-адмирал Редер, увлеченный крупными надводными кораблями, вовсе не уделял внимания строительству подводного флота. В отличие от своего начальника Дениц полагал, что 300 подводных лодок способны выиграть войну с Англией.

Вторая мировая война
Несмотря на все усилия Деница, к началу Второй мировой войны в его распоряжении было только 56 субмарин, из которых лишь 22 были пригодными для действий в океане. Тем не менее к концу первого месяца войны Дениц на деле смог доказать, что подводный флот является довольно эффективным орудием ведения войны.
Даже при сравнительной слабости подводных сил, германский военный флот с энтузиазмом начал войну против Англии. Основные усилия немецких ВМС были направлены на уничтожении английского торгового флота. Первыми жертвами немецких подводных лодок стали корабли, возвращавшиеся в свои страны - Англию и Францию. Эти суда не имели вооружения и не могли бороться с субмаринами. Однако в скором времени торговые корабли начали получать вооружение и гидролокаторы. Кроме этого, англичане перешли к системе охранения транспортных судов боевыми кораблями и самолетами; нередко конвои проводились в стороне от обычных морских коммуникаций.
После падения Франции адмирал получил новые базы, находящиеся гораздо ближе к британским коммуникациям. Путь немецких подлодок сократился в три раза. С июня по декабрь Англия испытывала огромные затруднения. Было потеряно 343 судна. Все порты на южном и восточном побережье Великобритании были парализованы.

Серьезные затруднения были и у Германии. К тому времени у Деница оставалось только 57 субмарин, многие с разными повреждениями, полученными ото льда и глубинных бомб. Начинал сказываться крайне низкий темп производства подлодок. Лишь к концу 1940 г. производство подводных лодок было доведено до шести в месяц. На протяжении первых 12-ти месяцев войны вступило в строй всего 29 новых подлодок, тогда как было потеряно 28.
К концу 1941 г. обстановка складывалась в пользу Германии, которая за два года потопила столько кораблей, сколько британские и канадские верфи производили за 4. Но после нападения японцев на Перл-Харбор фюрер объявил войну Америке. После вступления американцев во Вторую мировую войну для нацистского подводного флота наступили тяжелые дни.
Но Америка не была в полной мере готова к войне. Первое время американские корабли ходили в одиночку, без эскорта, с горящими огнями. 1942 год, 15 января — Дениц приказал топить корабли противника у берегов США.
В начале 1943 г. Редер вышел в отставку. Карлу Деницу было присвоено звание адмирала флота и 30 января его назначили главнокомандующим ВМФ. Но к тому времени флот уже был на грани поражения. Быстро возрастали потери, а количество и тоннаж потопленных кораблей союзников неуклонно снижались. 1943 год, март — немецкие подлодки потопили 120 судов противника, но сами потеряли 11 подводных лодок. В следующем месяце 15 подлодок не возвратилось на базу, а в мае союзники потопили 41 немецкую субмарину. Карл Дениц отдал приказ о выведении подлодок из Атлантического океана. В следующие три месяца было потоплено 60 торговых судов противника, немцы потеряли 79 подлодок.

Последнее сражение с участием немецких субмарин развернулось у французских берегов в дни высадки союзного десанта. В бою принимало участие 36 подлодок, больше половины которых погибло. Всего же за лето 1944 г. немецкие ВМС лишились 82 подводных лодок, потопив лишь 21 корабля противника. Общие потери немецких подлодок, с 1939 по 1945 гг. принимавших участие в «битве за Атлантику», составили 781 субмарина. А из 39 тыс. личного состава подводников не возвратилось домой 32 тыс. моряков.
В завещании, написанном 29 апреля 1945 г., фюрер назначил своим преемником Деница. О новом назначении Дениц узнал 30 апреля из радиограммы. Взяв на себя номинальное руководство Германией, Дениц перестал подчиняться директивам из Берлина. 2 мая он перенес столицу рейха в Мюрвик под Фленсбургом. Адмирал приложил все усилия, чтобы прекратить войну с Западом. Все остававшиеся суда были направлены в балтийские порты, находившиеся еще под контролем Третьего рейха. Войска получили приказ прикрывать эвакуацию мирного населения, а потом до последней возможности отступать на Запад.

Нюрнбергский процесс
23 мая по приказу Дуайта Эйзенхауэра, согласованному с советским командованием, правительство Деница было расформировано и арестовано. В скором времени Карл Дениц предстал перед Международным военным трибуналом. Его обвиняли в ведении тотальной подводной войны, не предусмотренной международным законодательством. Однако нацистскому адмиралу в какой-то степени помог американский адмирал Нимиц, заявивший об аналогичных действиях флота США.
В результате Деница осудили как военного преступника и приговорили к 10-ти годам тюремного заключения. 1956 год — он был освобожден из тюрьмы Шпандау. После освобождения бывший адмирал поселился в небольшом городке в Западной Германии.
Смерть
Карл Дениц умер от сердечного приступа 24 декабря 1980 г. Его похоронили 6 января 1981 г. на кладбище Вальдфридхоф без военных почестей. Многие бывшие военнослужащие и иностранные военно-морские офицеры присутствовали на похоронах, чтобы отдать ему дань уважения. Но им запрещалось присутствовать в военной форме на похоронах.
Ю. Лубченков

Дёниц Карл. Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам поставить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, недалеко от Берлина. Младший сын инженера-оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он рано остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно-морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно-морское училище в Мюрвике, затем для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера “Бреслау” и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса “Бреслау” участвовал в блокаде Черногории. К началу мировой войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года “Бреслау” подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонт, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U-39 капитан-лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц хорошо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили командовать на Средиземном море UC-25, минным заградителем, который можно было использовать и в торпедном варианте. В первом походе молодой командир потопил пароход, затем проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодка села на мель, и пришлось просить помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, вероятно, потонули. Наблюдать их гибель моряк не мог: приходилось уходить от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили командовать более современной UB-68. 4 октября 1918 года командир атаковал британский конвой, потопил транспорт “Упэк”, но при погружении из-за неопытности экипажа лодка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, поставить рули в горизонтальное положение и дать ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее атаковали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер-лейтенант приказал экипажу оставить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее вернуться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие настолько натурально, что лагерное начальство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер-лейтенант вернулся в Германию и служил на военно-морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как договор запрещал Германии иметь подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца Т-157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан-лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно-торпедно-разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, после окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера “Нимфе” на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4-й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, моряк на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, “разгромив” конвой условного противника, и обратил на себя внимание контр-адмирала Вальтера Гладиша, который руководил тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии моряк побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен-капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал английский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера “Эмден”.

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно-морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал начать строительство подводных лодок, через 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили “фюрером подводных лодок”. Он возглавил 1-ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в “капитаны цур зее”.

Опираясь на собственный опыт, а также на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам руководил конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков-подводников. У него были две основные военные концепции. Во-первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая особенно значительную роль в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны действовать устойчивыми группами, которые Дёниц называл “волчьи стаи”. По его настоянию началась постройка подводных лодок 7-й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карлс. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны против Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны выиграть войну.

Дёниц поставил целью создать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали также обычный флот и армия. К началу Второй мировой войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли вести боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U-47 Прина по плану Дёница в ночь на 14 октября потопила линкор “Ройал Оук” в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс-адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр-адмиралы.

Верфи выпускали лишь 2 подводные лодки в месяц. Вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось заменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343 610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла выдержать. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки с взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда после падения Франции подводные лодки Дёница стали выходить из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и резко возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало угрожать безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице-адмирал Дёниц перенес штаб-квартиру в Париж, откуда было удобнее руководить подводниками. Он вел скромную, размеренную жизнь, заботился о быте моряков, встречал их после походов, давал возможность отдохнуть и снять нервное напряжение, за что его любили и называли “Папа Карл” или “Лев”.

Лишь к концу 1940 года число выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года еще насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали использовать противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали расти.

Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин направить на Средиземное море, это ухудшило возможность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после Пёрл-Харбора резко ухудшило положение Германии, ибо германский флот не был в состоянии справиться с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что возможно, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2 015 252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов одновременно действовали лишь 10-12 субмарин. Дёниц чувствовал свое бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим Кригсмарине с чином гросс-адмирала. Сверх того, моряк продолжал отвечать за развитие немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь преимущество на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и определять места расположения “волчьих стай”.

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался использовать корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал руководить действиями подводников, которыми теперь командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года “волчьи стаи” потопили 120 судов (627 300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс-адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из-за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался строить как можно больше подводных лодок и использовать их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил развитие научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21-й серии, способные, по мнению главнокомандующего, добиться победы, начали вступать в строй слишком поздно. Немецкие подводники, которые почти выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли эффективно ограничить грузопотоки через океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка атаковать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно использовать субмарины уже не могли принести успех. Из 820 лодок, участвовавших в “битве за Атлантику” с 1939 года, погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, потому фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс-адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прекратить войну с Западом и как можно больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союз ные эксперты признавали, что американский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс-адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый мягкий из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсию и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле один. Почти все время моряк посвятил писательской деятельности, написав книги “10 лет и 20 дней” (1958), “Моя захватывающая жизнь” (1968), “Германская военно-морская стратегия во Второй мировой войне” (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.