Биографии Характеристики Анализ

Каспар фридрих вольф в биологии. Каспар Фридрих Вольф и его «теория зарождения

(1733-01-18 ) Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Каспа́р Фри́дрих Вольф (нем. Kaspar Friedrich Wolff , 18 января (17330118 ) , Берлин - 22 февраля , Санкт-Петербург), немецкий и российский анатом и физиолог .

Сын портного, переселенца из Бранденбурга. С девятнадцати лет учился в Медико-хирургической академии в Берлине ; в 1756 году продолжил обучение в университете в Галле и в 1759 году защитил диссертацию «Theoria generationis», положившую начало современной эмбриологии . В науке в это время господствовало учение о преформации , или эволюции, по которому с самого начала развития в яйце находятся уже готовыми все органы зародыша. Вольфа фактически поддержал в его работе член Леопольдины Андреас Бюхнер . В своей диссертации Вольф, опираясь на точные наблюдения, научно обосновал учение об эпигенезисе , постепенном развитии зародыша из прочного зачатка. Вольф не был первым учёным, который отрицал теорию преформации, но он был первым, кто сформулировал серьезную теорию, основанную на непосредственном наблюдении. Опровергая господствующие воззрения, Вольф навлёк на себя ожесточённые нападки учёных, особенно Бонне и Галлера .

Со введением в науку идей Вольфа и Гёте о метаморфозе растений на действительно научную почву стала морфология растений .

Женился перед прибытием в Санкт-Петербург. Имел троих детей: Луиза, Мария, Карл. Жил на Васильевском острове .

Каспар Фридрих Вольф скончался 22 февраля года от инсульта в Санкт-Петербурге.

Рукописи его хранятся в Академии Наук. Опубликованные работы Вольфа использовал при написании «Идей к философии истории человечества» И. Г. Гердер .

Сочинения

  • Вольф К.Ф. Предметы размышлений в связи с теорией уродов. Перевод с латинского языка Ю. Х. Копелевич и Г.А.Лукиной. Л., 1973.
  • Вольф К. Ф. Теория зарождений. М., 1950.

Напишите отзыв о статье "Вольф, Каспар Фридрих"

Литература

  • Бляхер Л.Я. История эмбриологии в России (с середины XVIII до середины XIX в.). М., 1955.
  • Гайсинович А. Е. К. Ф. Вольф и учение о развитии организмов (в связи с общей эволюцией научного мировоззрения). М.: Изд-во АН СССР, 1961.
  • Вольф, Каспар-Фридрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гангнус А. А. Рискованное приключение разума. - М.:«Знание», 1982. - 208 с.
  • Uschmann G. Caspar Friedrich Wolff. Ein Pionier der modernen Embryologie. Jena, 1955.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Вольф, Каспар Фридрих

Я только кивнула в ответ, решив оставить вести разговор ей, так как не знала, что ещё могло бы её огорчить и совсем не хотела этого пробовать.
– Смотри, это было вчера – уже веселее сказала Стелла.
И мир перевернулся с ног на голову… Хрустальный город исчез, а вместо него полыхал яркими красками какой-то «южный» пейзаж… У меня от удивления перехватило горло.
– И это тоже ты?.. – осторожно спросила я.
Она гордо кивнула своей кудрявой рыжей головкой. Было очень забавно за ней наблюдать, так как девочка по-настоящему серьёзно гордилась тем, что ей удалось создать. Да и кто не гордился бы?!. Она была совершенной крошкой, которая, смеясь, между делом, создавала себе новые невероятные миры, а надоевшие тут же заменяла другими, как перчатки... Если честно, было от чего прийти в шок. Я старалась понять, что же здесь такое происходит?.. Стелла явно была мертва, и со мной всё это время общалась её сущность. Но где мы находились и как она создавала эти свои «миры», пока что было для меня совершенной загадкой.
– Разве тебе что-то непонятно? – удивилась девочка.
– Говоря честно – ещё как! – откровенно воскликнула я.
– Но ты же можешь намного больше? – ещё сильнее удивилась малышка.
– Больше?.. – ошарашено спросила я.
Она кивнула, смешно наклонив в сторону свою рыжую головку.
– Кто же тебе всё это показал? – осторожно, боясь чем-то её нечаянно обидеть, спросила я.
– Ну, конечно же бабушка. – Как будто что-то само собой разумеющееся сказала она. – Я была в начале очень грустной и одинокой, и бабушке было меня очень жалко. Вот она и показала мне, как это делается.
И тут я, наконец, поняла, что это и вправду был её мир, созданный лишь силой её мысли. Эта девочка даже не понимала, каким сокровищем она была! А вот бабушка, я думаю, как раз-то понимала это очень даже хорошо...
Как оказалось, Стелла несколько месяцев назад погибла в автокатастрофе, в которой погибла также и вся её семья. Осталась только бабушка, для которой в тот раз просто не оказалось в машине места... И которая чуть не сошла с ума, узнав о своей страшной, непоправимой беде. Но, что было самое странное, Стелла не попала, как обычно попадали все, на те же уровни, в которых находилась её семья. Её тело обладало высокой сущностью, которая после смерти пошла на самые высокие уровни Земли. И таким образом девочка осталась совершенно одна, так как её мама, папа и старший брат видимо были самыми обычными, ординарными людьми, не отличавшимися какими-то особыми талантами.
– А почему ты не найдёшь кого-то здесь, где ты теперь живёшь? – опять осторожно спросила я.
– Я нашла… Но они все какие-то старые и серьёзные… не такие как ты и я. – Задумчиво прошептала девчушка.
Вдруг она неожиданно весело улыбнулась и её милая мордашка тут же засияла ярким светлым солнышком.
– А хочешь, я покажу тебе, как это делать?
Я лишь кивнула, соглашаясь, очень боясь, что она передумает. Но девчушка явно не собиралась ничего «передумывать», наоборот – она была очень рада, найдя кого-то, кто был почти что её ровесником, и теперь, если я что-то понимала, не собиралась так легко меня отпускать... Эта «перспектива» меня полностью устраивала, и я приготовилась внимательно слушать о её невероятных чудесах...
– Здесь всё намного легче, чем на Земле, – щебетала, очень довольная оказанным вниманием, Стелла, – ты должна всего лишь забыть о том «уровне», на котором ты пока ещё живёшь (!) и сосредоточиться на том, что ты хочешь увидеть. Попробуй очень точно представить, и оно придёт.
Я попробовала отключиться от всех посторонних мыслей – не получилось. Это всегда давалось мне почему-то нелегко.
Потом, наконец, всё куда-то исчезло, и я осталась висеть в полной пустоте… Появилось ощущение Полного Покоя, такого богатого своей полнотой, какого невозможно было испытать на Земле... Потом пустота начала наполняться сверкающим всеми цветами радуги туманом, который всё больше и больше уплотнялся, становясь похожим на блестящий и очень плотный клубок звёзд… Плавно и медленно этот «клубок» стал расплетаться и расти, пока не стал похожим на потрясающую по своей красоте, гигантскую сверкающую спираль, конец которой «распылялся» тысячами звёзд и уходил куда-то в невидимую даль… Я остолбенело смотрела на эту сказочную неземную красоту, стараясь понять, каким образом и откуда она взялась?.. Мне даже в голову не могло прийти, что создала это в своём воображении по-настоящему я… И ещё, я никак не могла отвязаться от очень странного чувства, что именно ЭТО и есть мой настоящий дом…

Академик Российской академии наук Каспар Фридрих Вольф известен в мировой науке как один из основоположников эмбриологии и защитник развитого им учения об эпигенезе. Его работы изменили господствующие в то время метафизические представления о неизменяемости видов, утверждали идею развития.
Вольф Каспар Фридрих родился в 1734 г. в Берлине в семье портного. Все выдающиеся представители немецкого Просвещения были выходцами из класса возрождающейся буржуазии. Первые 6 лет жизни Вольфа протекали при деспотическом короле Фридрихе Вильгельме Первом. В 1740 г. король умер, а его сын Фридрих Второй начал войну с Австрией, которая продолжалась до 1745 г. Большая часть Германии была разорена. О жизни К.Ф.Вольфа в эти годы ничего неизвестно. Известно, что Вольф закончил гимназию, а высшее образование получил сначала в Берлине в Медико-хирургической Коллегии. Это учебное заведение готовило военных хирургов. Коллегия была основана в 1724 г., ею руководила Прусская академия наук. Профессора Коллегии являлись действительными членами Академии и публиковали свои работы в издании Академии. Во главе Коллегии стоял профессор И.Т.Эллер (1680-1760). Это был один из наиболее известных немецких ученых. Вольф был зачислен слушателем Коллегии в 1753 г. В Берлине Вольф начал работу в области анатомии под руководством известного анатома И.Ф.Меккеля Старшего (1714-1774 гг.). Основным предметом преподавания была анатомия человека. Преподавалась также фармакогнозия, т.е. перечень лечебных трав и других лечебных средств. Ботанику преподавали М.М.Людольф и И.Гледик. Ботаники в теперешнем понимании тогда еще не существовало: это была смесь фармацевтической химии, ботаники и рецептурного искусства. В 1754 г. Вольф уезжает в Галле для завершения в университете общего медицинского образования. Вольфа не привлекала карьера практикующего врача, его занимали чисто научные вопросы, далеко выходящие за пределы интересов Коллегии. Для ученой карьеры необходимо было защитить диссертацию на звание доктора. Университет в Галле был наиболее передовым в Пруссии. В Галле Вольф впервые начал свои самостоятельные наблюдения за развитием растительных и животных организмов. Вольф был зачислен в университет в мае 1755 г., а 28 ноября 1758 г. он уже защищал диссертацию. Диссертацию Вольф назвал «Theoria generationis». На русском языке она известна как «Теория зарождения». Это важнейшая работа Вольфа была издана по-русски только в 1950 г.
Диссертация была очень большого объема. Написанная по всем правилам немецкой схоластической учености по-латыни сухим догматическим языком с отступлениями в различные области медицины и философии, диссертация была очень трудна для понимания. Друзья рекомендовали Вольфу изложить материал по-немецки в более доступной форме. После защиты Вольф сделал это, но рукопись не была опубликована, и только впоследствии в 1764 г. Вольф издал популярное изложение своей диссертации по-немецки.
В вводных положениях диссертации Вольф резко критикует преформационные системы, не объясняющие явления зарождения и развития.
До XVIII века в биологии господствовало мнение о наличии в зачатковых клетках полностью сформированного зародыша (учение о преформации), считалось, что в процессе развития происходит лишь увеличение в размерах и уплотнение прозрачных, ранее невидимых тканей. Учение о преформации развивали известные швейцарские ученые Альбрехт Галер (1708-1777) и Шарль Бонне (1720-1793). Вольф в своей диссертации, опираясь на точные наблюдения, научно обосновал учение об эпигенезе - постепенном развитии из простого зачатка. Учение о преформизме и эпигенезе XVIII века сильно отличались от современных толкований этих понятий.
Диссертация Вольфа начинается с рассмотрения вопросов «зарождения растений». Это наложило свой отпечаток на всю «теорию зарождения». Явления развития у животных и растений существенно различаются. У растений трудно провести границу между ростом и развитием. Растения растут всю жизнь, у них нет резко отграниченных эмбриональных и постэмбриональных периодов, которые так легко распознать у животных. Выбирая растения, как объект подтверждения «теории зарождения», Вольф учел, что процесс развития от самых ранних стадий развития на растениях наблюдать просто и удобно. Он был уверен, что растения послужат образцом для разработки более трудного исследования развития животных.
С работами по анатомии и физиологии растений К.Ф.Вольф познакомился по книгам Хр.Вольфа, которые служили учебными пособиями в университете в Галле. Чтобы изучить питание растений, Вольф исследует их микроскопическое строение. Сущность питания и роста растений, считает Вольф, заключается в загустении соков и превращении их в части растущего организма. При элементарной микроскопической технике того времени Вольф плохо разбирается в содержимом растительных клеток. Клетки ему представляются пузырьками, через которые передвигается сок. Принципиальной разницы между клетками и сосудами Вольф не находит. Что сосуды сами состоят из клеток, Вольф не понял, поэтому его представления не соответствуют современной клеточной теории, роль в которой ему часто приписывают. При скрупулезном исследовании растений Вольф впервые установил гомологию листьев и цветков. Впоследствии (уже в Петербургский период) в работе 1767 г. он завершает свое учение о метаморфозе листьев. Это крупнейшая историческая заслуга Вольфа.
Для завершения своей «универсальной теории зарождения» растений Вольфу необходимо было дать объяснение процесса «возобновленного роста», происходящего при прорастании семени в результате оплодотворения. Явления оплодотворения и роль пыльцы были не поняты Вольфом. Он истолковывает их с точки зрения процессов питания. Именно его ошибочные взгляды на процесс оплодотворения нанесли большой ущерб общим представлениям Вольфа и сыграли значительную роль в отрицательной оценке современниками его «теории зарождения» в целом. Свою «теорию зарождения», установленную на растениях, Вольф распространил и на развитие животных. Это был механический перенос, и он имел отрицательные последствия. Вторая часть диссертации посвящена животным.
Развитие животных Вольф изучал на курином яйце. Его интересовали в первую очередь ранние стадии развития зародыша - состояние зародыша «до начала развития». Но в курином яйце начало развития увидеть невозможно. Вольф вскрыл 500 куриных яиц на разных стадиях насиживания. Рассматривая при слабом увеличении поверхность желтка с расположенным на нем зародышем, Вольф все внимание сосредоточил на «кольцах», окружающих зародыш. Эти «кольца» являются сложной проекцией процессов развития, протекающих в зародыше. В этих чрезвычайно сложных процессах Вольф не смог разобраться, он пытался объяснить их как доказательство процессов питания зародыша, при которых желточные зерна проникают в него. Вольф уверен, что жизнь зародыша животного едва отличается от жизни растения, и механизм питания обоих зародышей прекрасно охватывается в их аналогии. Изучая животных, он понял, что его «теория зарождения» не закончена и применима лишь к тем частям животных, которые состоят из сосудов и каналов.
Третья часть диссертации - теоретическая. В ней много глубоких мыслей и мелких замечаний, но именно в этой части особенно проявилась зависимость Вольфа от антимеханических настроений того времени. Конкретных данных, как протекала защита, не сохранилось, но сохранился экземпляр, где вклеены дополнения и исправления. Этот экземпляр хранится в библиотеке имени Ленина.
Несмотря на успешно защищенную диссертацию, «теория зарождения» в целом была не принята. Места в университете в Галле Вольф не получил. Вольф возвращается в Берлин.
В 1761 г. Вольф, оказавшись без работы во время Семилетней войны (1756-1763 гг.), вербуется в качестве врача в Прусскую армию и отправляется в Бреславский лазарет. Обязанности полевого врача он исполняет недолго, так как вскоре ему предлагают читать лекции по анатомии молодым хирургам. Вольф преподавал остеологию, миологию и спланхнологию. Впоследствии Вольф признавался, что занятия в Бреславском госпитале принесли ему большую пользу. По окончании Семилетней войны Вольф вернулся в Берлин.
Еще в 1762 г. Вольф, не оставляя мысли о получении профессорской кафедры, обращается к директору Медико-хирургической Коллегии Котениусу с просьбой разрешить ему чтение лекций по физиологии и получает это разрешение.
По возвращении в Берлин Вольф организует «приватные» курсы по логике, физиологии, патологии и терапии. Лекции Вольфа резко отличались от общепринятых. Это вызвало негодование профессоров Коллегии и увеличило число врагов. Вольф читал лекции с 1763 по 1766 г. В 1764 г. в Коллегии появились две вакансии, но Вольф не был допущен на штатное место.
В 1764 г. Вольф по материалам своей диссертации пишет популярный трактат, где допустил довольно резкие высказывания против сторонников преформации А.Галера и Т.Бонне, - это не могло не восстановить против него его современников. Вольфу пришлось каяться и отказаться от дальнейших дискуссий. Все объяснения процессов развития, чем особенно гордился Вольф, отвергались, как неприемлемые с религиозно-философской точки зрения. Вольф, не отказываясь от теории эпигенеза, отвергает участие Бога в таинстве зарождения. На пути к признанию теории Вольфа и его дальнейшей карьере возникло грозное препятствие - противоречие с официальной религиозно-церковной догмой. Пути к получению кафедры были закрыты.
Неожиданное спасение пришло из России. По ходатайству Л.Эйлера Вольф в 1766 г. был приглашен в Петербургскую Академию наук на вакантное место. Л.Эйлер дает Вольфу лестную характеристику, подчеркивая широту его научных интересов. Петербургская Академия наук, основанная в 1725 г., в течение всего XVIII века была заинтересована в молодых ученых, которые, лишенные возможности вести научную работу у себя на родине, соглашались навсегда уехать в Россию, и тогда они получали все возможности для своего научного развития. Среди академиков Петербургской академии наук преобладали немцы. Это объяснялось тем, что раздробленная на множество княжеств и герцогств Германия не могла требовать от своих граждан соблюдения национальных интересов. Вольф был приглашен на кафедру анатомии в октябре 1766 г., но приехал в Россию он только в мае 1767 г. Вольф подписывает текст клятвы: «Служить верно и непритворно и с полным послушанием до последней капли крови». В Петербурге у Вольфа появились исключительные возможности для научной работы. Первая работа К.Ф.Вольфа, опубликованная в самом начале его научной деятельности в России: «Наблюдения, проведенные на насиженных яйцах, в особенности об образовании кишечника, а также о ложном амнионе и других наблюдавшихся частях куриного зародыша». Эта работа резко отличалась от его «Теории зарождения» немецкого периода. Он уже понял, что его теория не всеобъемлющая и не может быть применена к животным. Но аналогия развития растений и животных его по-прежнему увлекает. Конечности животных подобны стеблям и листьям растений - они развиваются сходно путем «произрастания». Для Вольфа понятие листка было связано с возможностью отождествления процессов формообразования у растений и животных. Таково происхождение понятия «Зародышевых листков», развитое в дальнейшем К.Бэром. Эмбриологические работы не смогли опровергнуть преформационные представления его современников. И тогда Вольф начинает исследовать явления ненормального развития. С августа 1767 г. Академия поручила ему исследовать анатомические препараты Кунсткамеры. Он изучает коллекцию уродов-монстров. Одновременно Вольф принимает активное участие в разнообразной деятельности Академии наук: заведует с 1770 по 1774 г. Академическим ботаническим садом; ведет в 1770-1773 г. занятия в академической гимназии по химии, анатомии, ботанике. Занятия проводятся на латинском и немецком языках. В течение 25 лет он ежегодно публикует в трудах Петербургской академии наук результаты своих исследований. Объекты его исследований весьма разнообразны. Всего Вольфом опубликованы 34 работы. Более 13 статей Вольф посвятил мышцам сердца. Доказать свою «теорию зарождения», Вольф попытался в тератологических исследованиях. Он борется за разработку «теории уродств» с точки зрения эпигенеза. Труды по тератологии остались незавершенными и не опубликованы. Последние годы своей жизни Вольф занимался скрупулезными анатомическими исследованиями.
Скончался К.Ф.Вольф от кровоизлияния в мозг 22 февраля 1794 г. Из некролога: «Любимый и почитаемый своими сотоварищами как за его познания, так и за прямоту и мягкость, он умер на 61 году своей жизни к прискорбию всей Академии, деятельным и трудолюбивым, сочленом которой он был в течение 27 лет». Посмертную славу Карлу Фридриху Вольфу принесли учение о метаморфозе у растений и принципы зародышевого развития животных. Учение об эпигенезе сыграло свою историческую роль, преодолев догму преформации, в этом заслуга К.Ф.Вольфа, обеспечившего тем самым возникновение и развитие современной эмбриологии.

Труды К.Ф.Вольфа, имеющиеся в фондах сети БЕН РАН

1. Вольф Каспар Фридрих. Предметы размышлений в связи с теорией уродов - [Изложение и обоснование принципов или определение теории генерации. Отрывок. Тексты и переводы]. Пер. с латин. Ю.Ч.Копелевич и Т.А.Лукиной. [Предисл. Н.И.Канаева]. Примеч. Т.А.Лукиной. Л., «Наука», Ленингр. отд-ние, 1973.
2. Вольф Каспар Фридрих. Теория зарождения / Общ. Ред. Акад. Е.Н.Павловского. Ред., статья [«К.Ф.Вольф и учение о развитии», с. 363-477] и примеч. А.Е.Гайсиновича. - [М], изд. и 2-я тип. изд-ва Акад. Наук СССР, 1950.
3. Wolff Caspar Friedrieh. Theria generationis. (1759). Т. 1 - Leipzig, Engelmann, 1896 t. (Ostwald"s Klassiker der exakten Wisssenschaften. NN...) Ha mun. .: Caspar Fridrich Wolff’e Theoria generationis.
T.1. Vorrede, Erklarung des Planns, Entwicklung der Pfanzen). 1896. 96 c., I u (... № 84).
T. 2. (Entwicklung der Thiere, Allgemeines). Ubers, und hrag. Von Paul Samanssa. 1896. 98 cvp., I табл. (... № 85).
Wolff, Caspar Friedrich. Theoria generationis. (1759). Т. I. Leipzig, Engelmann, 1896.
t. (Ostwald’s Klassiker der exakten Wissenschaften. NN...)
Ha mum. .: Caspar Friedrich Wolff’s Theoria generationies.
T.I. Vorrede, Erklaerung des Plans, Entwicklung der Pflanzen). 1896. 96 с., 1 илл. (...№ 84).
Th.2. (Entwicklung der Thiere, Allgemeines). Übers, und hrsg.von Paul Samassa. 1896. 98 cтр., 1 табл. (…№ 85).

Список использованной литературы.
1. Биологи: биогр. справочник. - Киев: Наукова Думка, 1984. С. 143.
2. Большой Российский энциклопедический словарь - Москва: Научное изд-во «Большая Рос.энциклопедия». - С. 285.
3. Биологический энциклопедический словарь. - Москва: Советская энциклопедия, 1986.
4. Гайсинович А.Е. К.Ф.Вольф и учение о развитии организмов. - Москва: Изд-во АН СССР, 1961. - С. 548.

Каспа́р Фри́дрих Вольф (нем. Kaspar Friedrich Wolff , 18 января , Берлин - 22 февраля , Санкт Петербург), немецкий анатом и физиолог .

Со введением в науку идей Вольфа и Гёте о метаморфозе растений на действительно научную почву стала морфология растений .

Рукописи его хранятся в Академии Наук.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вольф К. Ф." в других словарях:

    - (Wolff) Христиан (1679 1754) нем. философ рационалист. Идеолог раннего Просвещения. Проф. в ун тах Галле и Марбурга (где в числе его учеников был М.В. Ломоносов). Сформировался под влиянием идей Р. Декарта, Э. Вейгеля, Э.В. Чирнхауза и особенно Г … Философская энциклопедия

    М. О. (1825 1883) издатель и книгопродавец; получил выучку в лучших книжных магазинах за границей. В 1848 Вольф приехал в Петербург, где поступил в книжный магазин Я. А. Исакова заведующим французским отделом и занялся изданием польских книг.… … Литературная энциклопедия

    Маврикий Осипович (1825 83), российский издатель, книгопродавец, типограф. С 1853 в Санкт Петербурге выпускал научную, детскую и художественную литературу (в том числе переводную), журналы Вокруг света, Задушевное слово и др. В 1882 основал… … Современная энциклопедия

    Вольф М. О. - ВОЛЬФ Маврикий Осипович (1825–83), издатель. С 1853 выпускал в С. Петербурге науч. лит ру (гл. обр. переводную), соч. рус. и заруб. писателей, ж. Вокруг света (с 1861) и др. В 1882 организовал Т во М. О. Вольф (существовало до 1918) … Биографический словарь

    - (Wolff) Каспар Фридрих (1734 94), один из основоположников эмбриологии. По происхождению немец, в России с 1766. Классический труд Вольфа Теория зарождения (1789, русский перевод 1950) сыграл большую роль в борьбе с представлениями о неизменности … Современная энциклопедия

    - (Wolff) Христиан (Кристиан) (1679 1754), немецкий философ. Представитель рационализма, популяризатор и систематизатор идей Лейбница. Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления критической философии И … Современная энциклопедия

    - (Wolf) Макс (1863 1932), немецкий астроном. Пионер фотографического метода в астрономии. В 1891 г. впервые открыл астероид с помощью фотографий («Бручиа», номер 323). Всего он открыл 232 астероида. Кроме того, обнаружил множество туманностей … Научно-технический энциклопедический словарь

    История Философии: Энциклопедия

    - (Wolff) Христиан (1679 1754) немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких… … Новейший философский словарь

    - (Kaspar Friedrich Wolff) знаменитый анатом и физиолог, сынпортного, родился в 1733 г. в Берлине, учился там же и в Галле медицинеи в 1795 г. защитил диссертацию Тheoria generationis , положившуюначало современной эмбриологии. В этой диссертации… …

    - (Маврикий Оcипoвич) основатель петербургскойкнигоиздательской и книгопродавческой фирмы, род. в 1826 г.; с 1848 г.занимался издательской деятельностью, которую с течением временипоставил на широкую ногу, в 1853 г. открыл книжный магазин, умер… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Вольф. Пьесы , Фридрих Вольф. В книгу входят пьесы: "Бедный Конрад", "Матросы из Каттаро", "Профессор Мамлок", "Бомарше, или Рождение…
  • Вольф Эрлих. Собрание стихов , Эрлих Вольф Иосифович. Вольф Эрлих (1902-1937) - известный в свое время и несправедливо забытый в наши дни поэт, друг Сергея Есенина…
  • Мировая литература XX века Мюриэл Спарк Баллада о предместье Memento Mori Криста Вольф Кассандра Медея Робер Мерль Уик-энд на берегу океана Хорхе Ибаргуэнгойтия Убейте льва Августовские молнии комплект из 4 книг , Спарк М., Вольф К., Мерль Р., Ибаргуэнгойтия Х.. Мюриэл Спарк "Баллада о предместье. Memento mori" ."Баллада о предместье" -роман, который критики сравнивают с"…

В сущности, статическая теория преформизма отлично вмещалась в рамки схоластической философии и как общепризнанная наука продержалась вплоть до половины восемнадцатого века, несмотря на то что некоторые исследователи весьма значительно отклонились от нее (Г. Л. Буффо, В. Окэн и другие).

Переходя в креационизм , эта теория отвечала официальным церковным догмам и схоластической философии; это явилось одним из основных факторов, способствующих ее длительному существованию, несмотря на то что уже в то время ряд фактов и наблюдений противоречил ей.

Такое представление - по крайней мере в первоначальной форме - в мышлении исследователей было преодолено лишь в середине восемнадцатого века, благодаря постепенно проникающему учению петербургского эмбриолога Каспара Фридриха Вольфа (1733-1794), а впоследствии, в первой половине девятнадцатого века, окончательно благодаря работам Ганса Христиана Пандера (1794-1865) и Карла Эрнеста фон Баэра (1792-1876).

К. Ф. Вольф , благодаря своим капитальным трудам, стал основоположником современной эмбриологии и новой теории о развитии, так называемой постформационной, или эпигенетической, теории. Основываясь на своих многочисленных экспериментальных наблюдениях, он высказал мнение, что развитие нового организма начинается из несложно организованной живой материи и что органы и все организмы не преформированы в зародыше в миниатюрном виде, а последовательно развиваются из более простых форм в более сложно организованные.

Однако сам Вольф объяснял данное развитие еще идеалистически, предполагая, что оно является результатом воздействия некой „vis essentialis", которая присуща всем живым существам.

Доказательства, приведенные Вольфом , нашли очень широкое распространение в девятнадцатом веке, а теория эпигенеза стала более или менее общепризнанной. Ее основные тезисы о развитии сложного из простого были в полном объеме подтверждены большим количеством материала, накопленного уже в первой половине девятнадцатого века и полученного в результате исследований, проведенных при помощи значительно усовершенствованных микроскопов и на базе более широкого применения экспериментов.

С обнаружением яйца млекопитающих (К. Э. фон Баэр, 1827) был открыт истинный исходный пункт процессов развития и впервые наблюдался ход оплодотворения у низших животных (у морского ежа - Оскар Гертвиг, 1849-1922).

В девятнадцатом веке , в эпоху философского механицизма в естественных науках, к объяснению процессов развития подходили с точки зрения механистического материализма, в свое время очень передового и плодотворного учения. Остатки идеалистических представлений, накопленных за прошлые столетия и удерживающихся в области биологии, стали подвергаться острой критике, возникла тенденция объяснять все биологические явления одними лишь физическими и химическими закономерностями.

В этот период возник и экспериметальный раздел эмбриологии , названный механикой развития. Посредством экспериментальных вмешательств в процесс развития это направление стремилось объяснить биологические процессы, происходящие во время развития, давая им при этом физическую и химическую трактовку.

Основоположником механики развития был Вильгельм Ру (1850-1924). Несмотря на то, что многие выводы этого периода оказались впоследствии неправильными, в результате всех этих усилий эмбриология и биология получили в общем материалистическую основу. Среди многочисленных выдающихся эмбриологов девятнадцатого века достаточно упомянуть лишь некоторых, для того чтобы убедиться, какой громадный вклад в конкретные эмбриологические знания и в развитие эмбриологии внес данный период.

Г. X. Пандер и К. Э. Баэр , оба уже упомянутые выдающиеся эмбриологи, работавшие в России, изучили развитие многих животных - птиц, земноводных, рыб и млекопитающих - и в огромной степени способствовали развитию сравнительной эмбриологии. Подобное значение имеют работы целого ряда иных современников, имена которых неразрывно связаны с интенсивным развитием эмбриологии в прошлом веке и с накоплением большого количества основных и детальных фактов (И. Ф. Меккель, М. Г. Ратке, Э. Ремак, Я. Мюллер, К. Рейхерт, Я. Л. Превост, Я. Б. Дюма, Я. Костэ, Т. Вартон, Ф. М. Балфур, М. Рускони, В. Ру, Г. Дриш, В. Гис и многие другие).