Биографии Характеристики Анализ

Кэр-паравел. Влияние на другие работы

Девочка рассказала про Нарнию, но ей никто не поверил. Случайно они встречаются и решают вернуться в Нарнию. Предварительное название ленты «Хроники Нарнии: Серебряное Кресло» (The Chronicles of Narnia: The Silver Chair). Законченная весной 1953 и опубликованная в 1956 году, Последняя битва описывает конец мира Нарнии. До того, как Эдмунд вернулся, Аслан посвятил Питера в рыцари Нарнии.

Дети снова должны спасти Нарнию и помочь нарнийцам вернуть трон законному правителю Каспиану. Книга Серебряное кресло была закончена в 1951 году и опубликована в 1953. В ней Юстас и его одноклассница Джил Поул, убегая от школьников, попадают в Нарнию.

Дигори Керк и его подружка Полли Пламмер попадают в другие миры в результате эксперимента дяди Дигори, встречают Джадис (Белую Колдунью) и становятся свидетелями создания Нарнии.

Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому что она заинтересовалась помадой. Льюис же не одобряет этого. То ли он не любил женщин вообще, то ли просто его отталкивала сексуальность, по крайней мере, в тот период, когда он писал книги о Нарнии. Основанием послужило отрицательное представление других рас и религий, особенно тархистанцев, как врагов Аслана и Нарнии.

Хроники Нарнии: Принц Каспиан - вышел в 2008 году. Вторым фильмом сделали «Принца Каспиана», поскольку в другом случае актёры успели бы вырасти. Хроники Нарнии: Покоритель Зари» вышел в декабре 2010 года. У фильма меняется режиссёр, новым режиссёром становится Майкл Эптид. Её не было полдня (столько, по её мнению, она была в Нарнии), хотя в реальном мире прошло несколько секунд.

Однако дом профессора Керка является промежуточным звеном между нашим миром и миром Нарнии

Ночью Люси снова пошла в шкаф и попала в Нарнию, а за ней тихо, чтобы остаться незамеченным, пошёл её брат Эдмунд. В Нарнии после короткого выяснения отношений и примирения они отправляются к фавну Тумнусу и узнают, что его арестовала полиция Белой колдуньи (только тогда звучит её имя - Джадис). От них они узнают, что существует пророчество - когда придут два сына Адама и две дочери Евы, они победят Колдунью и вернут в Нарнию мир. Там же в первый раз они слышат имя Аслана.

Он объяснил, что в новом мире только они вдвоём испытывают горе: Дигори за свою больную маму, а он за зло, проникшее в Нарнию

После небольших титров Люси интересуется у профессора Кёрка, вернутся ли они в Нарнию ещё. Он отвечает положительно и прибавляет - вернутся тогда, когда не будут этого ожидать. Действие фильма происходят в двух мирах; соответственно, все предметы и костюмы делятся на предметы из нашего мира и предметы из мира Нарнии.

Аслан поручает найти сына Каспиана - принца Рилиана, который был похищен 10 лет назад. Юстас и Джил вместе с кваклем Хмуром отправляются на поиски принца в северные земли, населённые великанами. Законченная весной 1950 года и опубликованная в 1954, Конь и его мальчик - первая книга, которая не является прямым продолжением предыдущей.

Но распространено мнение, что предпочтителен первоначальный порядок, который сначала вводит основные терминывселеннойНарнии и позже объясняет их в приквелах. Льюис, как эксперт в области аллегорий, утверждал, что книги не были аллегориями, и предпочитал называть христианские аспекты в них «предположительными». Как в том, что мы называем альтернативной историей (фантастикой). Хеншер и Пулман также обвинили «Хроники Нарнии» в разжигании расизма.

Проснувшись, она узнаёт, что Нарния уже сто лет находится под властью Белой колдуньи, которая требует каждого человека отдавать ей. Тумнус отводит девочку к тому месту, где они встретились

Эдмунд, оказавшись в плену, видит там Тумнуса. Потом она превращает Тумнуса в изваяние и едет вслед за Люси, Питером и Сьюзи, которые вовремя сбежали с бобрами. Тем временем Белая Колдунья, гнавшаяся следом, превращает в изваяние лиса, и отдаёт приказ собрать своё войско против Аслана. А Питер, Сьюзи, Люси и бобры приходят в лагерь к Аслану, чтобы увидеть его. Дети сообщают правду про Эдмунда, и Великий Лев обещает помочь, что он и сделал.

Действие в нашем мире происходит в 1940 году, и стилистика соответствует тому времени

Она напоминает про Тайную Магию и говорит, что в соответствии с её предписаниями Эдмунд - чья кровь теперь достояние ведьмы - должен быть казнён. Ночью он идёт по лесу, и его находят Люси и Сьюзен в подавленном состоянии.

Затем они мчатся в ледяной дворец и оживляют всех существ, которых Джадис заморозила (в том числе и фавна Тумнуса). Очень любил книги в детстве. Однако не все животные и мифические существа в фильме - ненастоящие.

Первый вид - оружие, которое было сделано так же, как делалось в Средневековье. Съёмки начались 28 июня 2004 года, первой сценой были дети в вагоне поезда. Производство фильма закончилось в декабре 2004, с перерывом на Рождественские и новогодние праздники, но потом было ещё три недели съёмок. Аслан отправил Дигори и Полли в сад, где росло дерево Вечной молодости. Он показал Питеру замок Кэр-Паравел, и в этот момент по лагерю разнёсся звук рога Сьюзан.

В мире Нарнии есть почти все мифологические существа, когда-либо придуманные» - рассказывает Ричард Тейлор. Вот и закончились приключения в платяном шкафу. Но если Профессор всё-таки прав, то приключения в Нарнии только начинаются». Пробыв в Нарнии целых пятнадцать лет, в реальном мире они отсутствовали меньше минуты.

Нарния - мир в стиле фэнтези, созданный англо-ирландским автором Клайвом Стейплзом Льюисом как декорация для его Хроник Нарнии , серии из семи сказок для детей.

В Нарнии животные могут говорить, живут мифические создания, и магия в порядке вещей. Сериал показывает историю Нарнии от её зарождения до конца. Главные герои - люди (как правило, дети), которые попадают туда из «нашего мира».
География
Нарния - это и весь изолированный мир, и страна в его центре, наиболее соответствующая этому миру. На территории этой страны впервые в этом мире появилась жизнь. Все остальные территории были населены выходцами из Нарнии либо пришельцами с Земли.
Нарния

Название «Нарния» связано не только с Нарнийским миром, но особенно со страной Нарния внутри этого мира, которую создатель Аслан - Великий Лев - наполнил говорящими животными и мифическими существами. Нарния - страна гор и равнин, в основном покрыта лесом. На востоке страну ограничивает Восточный Океан, на западе - огромные горы, на севере - река Шриббл, и на юге - континентальный раздел.

Экономическое сердце страны - Великая Река Нарнии, которая входит в страну на северо-западе и на востоко-юго-востоке впадает в Восточный Океан. Резиденция правительства - Кэр Паравел, в устье Великой Реки. Другие города на реке (с востока на запад): Беруна, Плотиная Дамба и Чиппингфорд.
Архенланд, или Орландия

Архенланд - гористая страна на юг от Нарнии. На севере ограничена континентальным разделом, а на юге Ветренной рекой. Резиденция правительства в Анварде, в сердце страны. Анвард - это одновременно имя столицы и столичного замка. Других городов или деревень в Архенланде не упоминается. Архенланд в хороших отношения с Нарнией.

Заселён младшим сыном одного из нарнийских королей.
Калормен, или Тархистан

Калормен (буквально Страна цветных ) - это Империя на юге Нарнийского мира. На большей части страны засушливый климат. Наиболее заметные георгафические объекты - вулкан Великая Гора Лагура и Великая Пустыня. Великая Пустыня находится на севере страны и является естественным барьером, в течение веков защищавшим Архенланд и Нарнию от агрессивных калорменцев. Культурный центр Калормена - Река Калормен, которая течет с запада на восток вдоль южного края Великой Пустыни. Столица - Ташбаан - расположена на острове в дельте реки. Город Азим Балда расположен на пересечении основных путей страны и является центром торговли и коммуникаций.

Основан группой беглых преступников, пришедших из Орландии.
Тельмар

Территория к западу от Нарнии. В 300-м году освоены Тархистаном. В 460-м территорию захватывают пираты, попавшие на Земле на необитаемый остров и обнаружившие проход между мирами. В 1998 году от создания Нарнии, Тельмар захватывает Нарнийское королевство. Потомки тельмарских императоров начинают новую династию нарнийских королей.
Восточный Океан

Множество островов и архипелагов усеивают Восточный Океан. Наиболее значимые из них: Галма, Семь Островов и Одинокие Острова. Все перечисленные - принадлежат Нарнийской Короне. Есть также Теребинтия, независимый остров. На дальнем конце Восточного Океана география становится фантастической (Нарнийский мир - плоский) и небо встречается с землей. Считается, что в этих местах лежит путь в страну Аслана.
Другие земли

К северу от Нарнии лежит Эттинсмур и Дикие Земли Севера, населённые великанами. Наиболее значимое поселение - Дом Харфанга, сообщество великанов, живущее в руинах некогда великого города. Земли к западу от Нарнии необитаемы. Подземелье расположено в глубоких пещерах под Нарнией. Страна Бисм лежит ниже этих пещер.
Обитатели
Люди

Сыны Адама и Дочери Евы входили в Нарнию несколько раз из собственного мира. Они и их потомки населяют страны Нарнийского мира.
Гномы

Гномы - нарнийская раса. Аслан назвал их «Сыновьями Земли», в противовес людям - «Сыновьям Адама» и «Дочерям Евы». Среди гномов существует как минимум две расы: Чёрные Гномы и Рыжие Гномы; различие между ними - цвет волос. Рыжие гномы поддерживают Аслана, Чёрные - более самолюбивы и воинственны. Все упоминаемые гномы - мужского пола, хотя известно, что от них может зачать и человеческая женщина.

Откуда взялись гномы, не известно. Однако, когда Аслан созвал первый совет, когда миру «ещё не было и пяти часов от роду», он попросил представиться Мастера Гномов («Племянник Чародея», гл.10).
Говорящие животные

В Нарнии также можно встретить многих животных нашего мира. Кроме того, там есть много говорящих видов этих животных. Когда Аслан дохнул на первые пары животных, некоторые из них не только обрели разум и речь, но и изменились в размере. Мелкие животные (грызуны, птицы и небольшие млекопитающие) крупнее своих неговорящих родственников, а более крупные животные - чуть меньше размером. Говорящие Звери делятся на четыре основные категории: птицы, копытные, млекопитающие и рептилии. Продолжительность их жизни такая же как у человека. Говорящих рыб и насекомых нет.
Ведьмы

В книгах Нарнии упоминаются только две ведьмы - это «Белая ведьма» (также известная как Джадис, императрица Чарна) и «Зелёная ведьма». Джадис - последний представитель королевского рода Харн; также говорится (в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»), что её прародительницей была первая жена Адама Лилит, и что в её венах течёт кровь Джинна и Великана. Несмотря на то, что она выглядит как высокая женщина, в ней нет человеческих кровей.

Зелёная Леди способна превращаться в змееподобного Червя и поступает так дважды в книге «Серебрянное Кресло». В первый раз, когда она убивает мать Принца Рилиана, в другой раз, когда она пытается убить самого Рилиана и его спутников. Никто не знает откуда она, единственное, что упоминается, так это то, что она - Джадис (), из «той же самой шайки Северных ведьм».

Также есть менее привлекательные колдуньи (как, например одна, которую Никабрик привёл на совет на Эсланово Взгорье в книге «Принц Каспиан»), и более злобные существа, которые могут классифицироваться как ведьмы в нашем культурном сознании. Они - определённо колдуньи более низкого ранга по сравнению с Белой ведьмой.
Мифические существа

Прочие обитатели Нарнии основаны на известных мифических существах: Домовые, Кентавры, Лютые, Драконы, Дриады, Гномы, Ифриты, Эттины, Фавны, Упыри, Грифоны, Ведьмы, Гамадриады, Жути, Демоны, Менады, Минотавры, Наяды, Огры, Оркнии, Пегасы, Поганочные люди, Фениксы, Сатиры, Морские змеи, Лешие, Духи, Феи, Люди Звёзд, Единороги, Оборотни, Воузы и Призраки.
Другие существа и обитатели

Нарния населена Кваклями-Бродяклями и Одностопами (существа выдуманы Льюисом). Есть также единичные персонажи, которые встречаются или населяют Нарнию, например: Азоп, Дионисий, Дед Мороз, Отец-время, Помона, Силений, и Таш.
Космология
Общая характеристика

Мир Нарнии - это плоский мир в геоцентрической вселенной. Его небо - купол, за пределы которого ни один смертный не может проникнуть.

Звёзды Нарнии - пылающие человекоподобные существа. Созвездия являются результатом волшебного танца на небесах, исполняемого звездами для провозглашения трудов Аслана, создателя Нарнии.

Солнце представляет собой пылающий диск, совершающий ежедневно оборот вокруг мира. У солнца своя экосистема, населённая огромными белыми птицами. Растительность на солнце обладает лечебными свойствами. Например, экстракт одного из огненных цветков, найденного в горах, может излечить любую болезнь или рану, а огневика (огненная ягода), растущая в долинах, будучи съеденной, работает против эффектов старения.

Земля Нарнии (имеется в виду та, что под ногами) - живой организм. Поверхность земли покрыта «мёртвой» почвой (так же, как и шкура или кожа живых существ покрыта ороговевшим слоем мертвых клеток), но более глубокие слои скальных породы живут жизнью, а многие из них даже съедобны. Нарнийские гномы прозваны «Сынами Земли».
Многомирие

Мир Нарнии - один из бесчисленных миров, в которые входит и наш с вами мир, и мир Харна. Миры эти соединяются посредством мета-мира, или соединяющей комнатой, известной также как Лес Между Мирами. Не много известно об этом лесе, но он является как бы местом (побочным эффектом многомерной системы миров), которое принимает форму густого леса с водоемами. С помощью волшебства (или устройства, например, колец, сделанных из деревьев, растущих в этом месте) через водоемы можно попасть в другие миры.
Время

Британские посетители Нарнии заметили, что течение времени, в то время как они отсутствовали в своём измерении, ведёт себя абсолютно непредсказуемо. Обычно время в мире Нарнии течёт быстрее чем в их родном мире, но это не всегда обязательно. Исходя из того факта, что Аслан способен создавать переходы между Землёй и Нарнией, скорее всего, все другие порталы подвластны ему и он может контролировать их направления и течение времени. Это значит, что время должно течь в обоих мирах независимо друг от друга.
История
Создание Нарнии

Великим Львом - Богом, который является создателем всего мироздания. Почитание Аслана является истинной религией, которую исповедуют нарнийцы, отступление от которой ведёт к различным пагубным последствиям.

В различные времена на территории Нарнии или вблизи неё действовали Колдуньи, которые отвергали почитание Аслана, и преследовали за веру в Аслана или её утверждение. Нечисть Нарнии, существовавшая в разные периоды её развития, отдалена от Аслана и противится ему.

На юге нарнийского мира, в Тархистане, существует отвратительный по нарнийским представлениям культ Таш - богини, которая требует человеческих жертв. Её главный храм находится в Ташбаане. В храме выставлена статуя Таш, сделанная из камня и покрытая золотом, с алмазами, вставленными в глазницы. У неё туловище человека, голова хищной птицы и четыре руки. Пальцы заканчиваются когтями, напоминающи птичьи клювы. Среди почитателей Таш существует поверье, что взглянувший в лицо Таш немедленно умирает. При этом считается, что в такой смерти и заключена цель жизни любого верующего.

Сам Аслан замечает, что Таш является его религиозным антиподом. Если Аслан символизирует Жизнь, Свет, Радость, Правду, то Таш - это Смерть, Тьма, Горе, Ложь. Более того, человек, поклявшийся именем Таш и сдержавший клятву, на самом деле служит Аслану. И наоборот, призвавший Аслана лжец на самом деле служит Таш.

Также в Тархистане известно почитание Зардинах - владычицы мрака и девства, которой приносили жертву девушки, которые собирались выйти замуж.

В разные периоды своего развития в Нарнийском мире появлялись всплески атеизма. Например, у гномов в Нарнии подобная тенденция (атеизма или религиозной индифферентности) наблюдалась несколько раз достаточно явно. Также атеизм мог быть свойственен тархистанцам, во всяком случае, такое явление зафиксировано в поздний период.

География

Нарния - это и весь созданный вторичный мир, и страна, как очевидно, в его центре. На территории этой страны впервые в этом мире появилась жизнь. Все остальные территории были населены выходцами из Нарнии и/или пришельцами с Земли/возможно, иных миров.

Нарния

Название «Нарния» связано не только с нарнийским миром, но особенно со страной Нарния внутри этого мира, которую Творец - Аслан - наполнил говорящими животными и мифическими существами. Нарния - страна гор, равнин и холмов, достаточная часть страны покрыта лесом. На востоке страну ограничивает Восточное Море , на западе - огромные горы , на севере - река Шриббл, на северо-северо-западе находятся равнины и те же горы, и на юге - иные горы, отделяющие Нарнию от Орландии.

Замки, города и поселения. Резиденция Королей - замок Кэр-Параваль, в устье Великой Реки. Известны замок Мираза и замок Белой Колдуньи. Города на реке - Беруна, Бобровая Плотина и Чиппингфорд (поздний период Нарнии).

Королями Нарнии могут быть только люди (или существа, имеющие доминирующую человеческую кровь) - «дети Адама и Евы».

Человеческое население европеоидного (англосаксонского и, вероятно, с такими же последующими примесями) типа. Роды первоначальной королевской династии и аристократии смешивались с наядами и дриадами, лесными и речными богами.

Орландия

Орландия - горная страна на юге от Нарнии. На севере ограничена горами, во многом из которых и состоит территория Орландии, а на юге - рекой Орлянка. Резиденция короля в замке Анвард, в сердце страны. Другие города или поселения в Орландии не упоминаются. Орландия во всех текстах Хроник в союзе с Нарнией.

Начало Орландии дано переселенцами из Нарнии, о каких-либо внешних вторжениях в антропологический/национальный облик орландцев неизвестно.

Первым королём Орландии был младший сын одного из нарнийских королей.

Тархистан

Тархистан (англ. Calormen , от лат. calor «жара») - это империя на юге нарнийского мира. На большей части страны субтропический и умеренный климат . Великая Пустыня находится на севере страны и является естественным барьером, в течение веков защищавшим Орландию и Нарнию от могущественных тархистанцев. Культурный центр Тархистана - река, которая течёт с запада на восток вдоль южного края Великой Пустыни. Столица - Ташбаан - расположена на острове в середине течения реки.

Основан группой беглых преступников, пришедших из Орландии и, очевидно, переселенцами с Земли/иного мира ирано-афганского и/или семито-аравийского (арабид) антротипа (или иных близких типов).

Тельмар

Территория к северо-западу от Нарнии. В 300-м году освоена Тархистаном. В 460-м земли захватывают пираты, попавшие на Земле на необитаемый остров и обнаружившие проход между мирами. В 1998 году от сотворения Нарнии Тельмар совершает захват Нарнийского королевства. Тельмаринские короли начинают новую династию нарнийских королей.

По данным Хроник, тельмаринцы чистого европеоидного типа, как и орландцы и первоначальные (до Великой Зимы и прихода тельмаринцев) нарнийцы.

Восточное Море

После появление Тельмарин некоторые животные перестали быть говорящими.

Колдуньи

В книгах о Нарнии упоминается Белая Колдунья , некогда королева Чарна .

Белая Колдунья (Джадис) появляется в четырёх книгах серии: «Племянник чародея», «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», « Серебряное кресло», мельком упоминается в книге «Принц Каспиан»

Джадис - последняя правительница мира Чарн, погубившая этот мир (об этом рассказывается в книге «Племянник чародея»); в Нарнию она попала из-за действий героя первой книги Дигори; также говорится (в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»), что её прародительницей была Лилит , и что в её венах течёт кровь джиннов и великанов. Джадис выглядит очень высокой, прекрасной и холодной женщиной.

На момент событий, происходящих в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», Колдунья держит в повиновении Нарнию на протяжении ста лет, сковав её вечной зимой. Именно с ней приходится сражаться четвёрке детей, попавших в Нарнию.

В книге «Серебряное Кресло» описывается иная Колдунья - предстающая в образе Зелёной Дамы, способной превращаться в огромную змею. Происхождение её не совсем понятно, рассказчик упоминает, что это та самая Колдунья, что сковала Нарнию льдом, но Белая Колдунья, по всей видимости, окончательно погибла в битве с Асланом (конец книги «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»). Возможно всё же, что это возрождённая Джадис, о возможности возвращения которой говорили ведьма и оборотень (в книге «Принц Каспиан»)

Среди обитателей Нарнии известны ведьмы, но это существа иного, несравнимо меньшего уровня, чем колдуньи.

Мифические существа

Прочие обитатели Нарнии имеют прообразы в земной мифологии: Кентавры , Драконы , Дриады , Наяды , Фавны , Менады , Минотавры , Пегас , Феникс , Сатиры , Морские змеи, Оборотни ,Ведьмы, Единороги, Грифоны, боги рек, лесов и т. д. (несмотря на то, что Льюис был христианином) и т. д.

Есть подобие ангельской иерархии - народ Звезд.

Космология

Астрономия

Созвездия неба Нарнии отличаются от земных. Упоминаются летние созвездия Корабль, Молот, Леопард. Северная полярная звезда неба Нарнии носит название Острие Копья и ярче Полярной звезды Земли. Принцу Каспиану показали сближение планет Тарвы, Лорда Победы, и Аламбил, Леди Мира. Планеты видны в южной части неба (что исключает внутренние планеты), и сошлись на угловое расстояние меньше градуса. Такое сближение можно увидеть лишь раз в двести лет. На небе Нарнии ярко светит луна. Нарния обладает магнитным полем достаточной напряженности, чтобы можно было пользоваться магнитным компасом.

Многомирие

Мир Нарнии - один из бесчисленных миров, в которые входит и наш с вами мир, и мир Чарна. Миры эти соединяются посредством Леса-Между-Мирами . Это место с особой магией, для одних усыпляющей и умиротворяющей, для других опасной. Проникать из одних миров в другие через Лес-Между-Мирами возможно при помощи особых артефактов.

Время

Посетители Нарнии заметили, что течение времени, в то время как они отсутствовали в своём измерении, ведёт себя абсолютно непредсказуемо. Обычно время в мире Нарнии течёт быстрее чем в их родном мире, но это не всегда обязательно. Исходя из того факта, что Аслан способен создавать переходы между Землёй и Нарнией, скорее всего, все другие порталы подвластны ему и он может контролировать их направления и течение времени. Это значит, что время должно течь в обоих мирах независимо друг от друга.

Способы попасть в Нарнию

Платяной шкаф

  • Через Лес-между-мирами c помощью особых, обладающих магией возвращения жёлтых и зелёных колец, через магию таинственного вещества - песка, принадлежавшего культуре затонувшей Атлантиде , из которого и были сделаны данные кольца. Так попали Дигори и Полли в первой хронике «Племянник чародея ». После приключений в Нарнии Дигори закопал кольца в саду. В последней книге серии «Последняя битва » герои хотели выкопать кольца, чтобы отправить Юстаса и Джил на помощь Тириану в Нарнию, но погибают и переносятся в Нарнию по воле Аслана.
  • Через Платяной шкаф . Так попала сначала Люси , а потом и другие дети Певенси в Нарнию во второй хронике Лев, Колдунья и Платяной шкаф .
  • Через пещеру на одном из островов. Таким образом пираты попали в Нарнию и поселились в стране Тельмар.
  • Если кто-то вызовет из Нарнии. Вызвать может Аслан или же тот, кто обладает Рогом Сьюзен . Так вызвал Каспиан X детей Певенси в хронике «Принц Каспиан».
  • Через картину . В хронике « » Эдмунд , Люси и Юстэс попадают в Нарнию через картину, на которой изображено море.
  • Через каменную дверь на холме за школой Юстеса и Джил . Именно через эту дверь они и попадают в Нарнию в книге «Серебряное кресло »
  • Умерев в своём мире. В конце хроники «Последняя битва » все главные герои из Англии погибают в железнодорожной катастрофе и переносятся в истинную Нарнию.
  • Также в Нарнию можно попасть, используя некоторые галюциногенные препараты, антидепрессанты, наркотики. Грибы, по поверию нарнийцев, использовал сам Аслан, когда создавал сей прекрасный мир.

Все описанные способы, кроме жёлтых и зелёных колец, являются непостоянными и, скорее всего, одноразовыми. Также Аслан упоминал, что в Нарнию нельзя попасть одним и тем же путём.

Наиболее значимые события в истории Нарнии

1 Сотворение Нарнии. Животным дарована речь. Дигори сажает Древо Защиты. Белая Колдунья оказывается в Нарнии, но вынуждена бежать на Север. Франциск I воцаряется в Нарнии.

180 Принц Коль, младший сын нарнийского короля Франциска V, ведет своих соратников в незаселенную Орландию и становится её первым королем.

204 Группа преступников бежит из Орландии через Южную Пустыню и основывает Тархистан,

300 Тархистанская Империя захватывает новые земли. Среди них - Тельмар к западу от Нарнии.

302 Нарнийский король Гейл освобождает Одинокие острова от дракона. Благодарные жители избирают его императором.

460 Пираты из нашего мира захватывают Тельмар.

898 Белая Колдунья возвращается в Нарнию с Дальнего Севера.

900 Начинается Долгая Зима.

1000 В Нарнии появляются четверо Певенси. Предательство Эдмунда. Самопожертвование Аслана. Поражение Белой Колдуньи и конец Долгой Зимы. Питер становится Верховным Королем Нарнии.

1014 Королева Сьюзен и король Эдмунд посещают двор Тархистанского Тисрока. Орландский король Лум находит своего потерянного сына принца Кора и отражает предательское нападение тархистанского царевича Рабадаша.

1015 Четверо Певенси охотятся на Белого Оленя и исчезают из Нарнии.

1998 Тельмаринцы нападают на Нарнию и завоевывают её. Королем Нарнии становится Каспиан I.

2290 Рождение принца Каспиана, сына Каспиана IX. Мираз убивает своего брата Каспиана IX и узурпирует трон.

2303 Принц Каспиан бежит от своего дяди Мираза. Гражданская война в Нарнии. С помощью Аслана и Певенси, которых Каспиан призывает Волшебным Рогом королевы Сьюзен, ему удается победить Мираза. Каспиан воцаряется под именем Каспиана X.

2306-2307 Великое плавание Каспиана Х к Краю Света.

2310 Каспиан Х берет в жены дочь волшебника Раманду.

2325 Родился принц Рилиан.

2345 Королева гибнет от укуса змеи. Рилиан исчезает.

2356 Юстэс и Джил появляются в Нарнии и спасают принца Рилиана. Смерть Каспиана X.

2555 Обман Хитра (ослик, одетый в львиную шкуру, выдаётся им за Аслана). Тархистанцы проникают в Нарнию. Короля Тириана спасают Юстэс и Джил. Нарния захвачена тархистанцами. Последняя битва. Конец Нарнии.

Ссылки

  • Narnia News - один из крупнейших русскоязычных сайтов и форумов, посвящённых Хроникам Нарнии.
  • Нарния-страна Аслана - сайт, посвящённый Хроникам Нарнии. Все о Нарнии на русском.
  • - онлайн-книга из серии Хроник Нарнии «Лев, колдунья и платяной шкаф».
  • - онлайн-книга из серии Хроник Нарнии «Плавание Утреннего Путника».
  • Cair Paravel - El Portal a Narnia (исп.)
Племянник чародея
(1955)
Лев, колдунья и платяной шкаф
(1950)
Конь и его мальчик
(1954)
Принц Каспиан
(1951)
Покоритель зари, или Плавание на край света (1952) Серебряное кресло
(1953)
Последняя битва
(1956)
Персонажи Аслан · Питер · Сьюзен · Эдмунд · Люси · Юстэс · Джил · Дигори · Полли · Каспиан · Рилиан · Шаста · Белая Колдунья · Мираз · Хмур Мир Нарния · Обитатели Нарнии · Государство Нарния · Орландия · Тархистан · Одинокие Острова · Тельмар · Кэр-Паравель · Беруна · Анвард · Чарн · Лес-между-мирами · Паграхан · Равнина Фонарного столба Предметы Жёлтые и зелёные кольца · Платяной шкаф · Фонарный столб · Рог Сьюзен · Покоритель Зари Фильмы Walden Media Лев, колдунья и волшебный шкаф (2005) · Принц Каспиан (2008) · Покоритель Зари (2010) Сериал Би-би-си

Начинается земля, как известно, от столба. Если бы у жителей Нарнии возникла необходимость в «нулевом километре», им наверняка стал бы Фонарный столб, произрастающий в самом сердце волшебной страны. Во все стороны света на многие дни пути отсюда раскинулись удивительные земли, населенные пестрыми народами и полные диковинных достопримечательностей. Одни описаны, другие только названы, третьи и вовсе нигде не упоминаются - о них мы можем только гадать.

Клайва С. Льюиса часто сравнивают с Джоном Р. Р. Толкином, а «Хроники Нарнии» - с летописями Средиземья, но в подходе писателей к придуманным ими мирам есть как минимум одна принципиальная разница. Толкин посвятил проработке своей вселенной почти всю жизнь, его изданные черновики и наброски занимают полтора десятка томов, - при должной усидчивости мы можем познакомиться с Ардой во всех ее мелочах. Для Льюиса важнее не достоверность и не полнота декораций, а идейное наполнение книг, их неочевидный символизм. Мир Нарнии не назовешь детально проработанным. Простейший пример: все здешние обитатели (а также колдунья Джедис, прибывшая из иной вселенной) говорят на одном и том же английском языке, прекрасно понимая друг друга. Поэтому, рассказывая о вселенной Льюиса, мы должны стремиться не в подробностях описать имеющиеся здесь страны и народы, а разобраться, что они значат в идейном плане.

Мир Нарнии устроен иначе, чем наш. Он плоский и накрыт небесным куполом, по которому движутся огненный диск солнца и луна. На солнце есть жизнь: в книгах упоминаются белые птицы, цветы, ягоды. Звезды - человекоподобные существа, которые танцуют на небе, образуя созвездия и предвещая будущее. Материк, скорее всего, только один, и он занимает западную часть мира. Восточный океан вздыблен по краю диска десятиметровой волной, какие бывают на гребне водопада. За нею видна страна Аслана, которая, однако, уже не относится к миру Нарнии.

Вопреки ожиданиям, данное описание вовсе не соответствует средневековым христианским представлениям об устройстве вселенной. Уже на заре нашей эры большинство образованных европейцев были убеждены в сферичности Земли. Миф о том, что в Средние века нашу планету считали плоской, появился только в 19 веке и ко времени создания «Хроник» был неоднократно развенчан. Скорее всего, размещая Нарнию на диске, Льюис хотел показать, насколько разнообразной может быть Мультивселенная, созданная Творцом, абсолютно не ограниченным в собственных возможностях.

Нарния

Страна, название которой обычно распространяют на весь мир, весь цикл и вообще все, что связано с семью повестями Льюиса, занимает весьма скромное место на материке. Нарнию можно пересечь из конца в конец за несколько дней пешего пути, а для всадника здешние расстояния и вовсе игрушечные. Страна расположена на поросшей лесом холмистой равнине, по обоим берегам Великой реки. С востока Нарния ограничена побережьем Восточного океана, с севера - рекой Шриббл и пустошами Эттинсмура, с запада - массивным хребтом, а с юга переходит в горы Орландии. Северо-западная часть страны резко отличается от остальной территории: к югу от Шриббл тянутся безграничные болота, где обитает хмурый народ кваклей.

Основные достопримечательности Нарнии сосредоточены вдоль Великой реки. В ее верхнем течении находится равнина Фонарного столба - точка отсчета не только в географическом, но и в хронологическом смысле. Здесь гости с Земли наблюдали за сотворением Нарнии (а Джедис бросила в Аслана обломок столба, из которого в итоге и вырос фонарь), здесь было посажено дерево, хранящее страну от всех бед, здесь во время Столетней зимы встретились Люси Пэвенси и фавн Тумнус, здесь развернулась и Последняя битва. Эдмунд Пэвенси носил титул герцога равнины Фонарного столба.

Там, где Великая река впадает в Восточный океан, стоит замок Кэр-Паравел . Судя по всему, он был основан как столица еще первой королевской династией Нарнии, и с тех пор дважды приходил в запустение: во время Столетней зимы и тельмаринского владычества. В «Принце Каспиане» замок назван одним из трех магических мест Нарнии, наряду с Фонарным столбом и курганом Аслана. В правление Каспиана X у стен Кэр-Паравела вырос город. Помимо этого поселения, упоминаются еще три, все у Великой реки: Беруна, Бобровая запруда и Чиппингфорд. Живут в городах по преимуществу люди: разумные звери и волшебные существа, составляющие львиную долю нарнийцев, предпочитают каменным домам леса, реки и норы.

Замыкает тройку нарнийских мест силы Каменный стол - мегалитическое сооружение в полудне пути от Беруны, где Аслан принес себя в жертву и тем самым освободил народ Нарнии от Столетней зимы и власти Белой колдуньи. Со временем над Каменным столом возвели курган, испещренный лазами и пещерами. Недалеко от него находится Танцевальная поляна - традиционное место празднеств и собраний. Символика Фонарного столба (свет веры?) и Кэр-Паравела (Камелот?) не столь очевидна, зато курган Аслана «прочитывается» без труда - это, конечно, Голгофа.

К северу от Великой реки неподалеку друг от друга стоят еще две крепости: резиденция Белой колдуньи, выстроенная из обледенелого камня, и замок короля Мираза. Последний воздвигнут прапрадедом Каспиана X и был столицей в заключительный период тельмаринского завоевания. В экранизации «Принца Каспиана» рядом с замком находится городок, однако в книгах Льюиса это поселение не упоминается.

Символ Нарнии - алый лев, монеты носят название «львы» и «дубы». Государственный строй с самого сотворения мира и до конца света остается одним и тем же - это абсолютная монархия. Случались здесь периоды «дикого деспотизма» - при Белой колдунье, тельмаринцах, - однако большинство королей были просвещенными, справедливыми, благородными людьми. Именно людьми: настоящим правителем Нарнии может стать только человек из нашего мира. Впрочем, при всех положительных качествах, короли и не думали поступаться своими исключительными правами, а время от времени объявляли войну оборотням, ведьмам, злым великанам - по сути, тем же волшебным существам, только оказавшимся по другую сторону баррикад. Судя по всему, именно такими Льюис видел идеальных христианских государей.

Подземье

Как и всякий уважающий себя фэнтезийный мир, вселенная Нарнии разрослась не только вширь, но и вглубь. Громадная система взаимосвязанных пещер, описанная в «Серебряном кресле», известна под названием Подземье. Сюда входят и неглубокие подземелья, такие, как зал, где спит Отец Время, так и царство Бисм, расположенное в двух километрах от поверхности. В Бисме текут огненные реки, где плещутся саламандры, а рубины и алмазы там живые, из них можно выжимать сок. Несмотря на то, что в «Серебряном кресле» Подземье нарисовано преимущественно в унылых тонах (сама собой напрашивается параллель с мраком безверия), его обитатели - не менее жизнерадостные существа, чем остальные нарнийцы.

Орландия

Государство, также называемое Арченланд, - ближайший сосед и вернейший друг Нарнии. Орландия расположена в горах, тянущихся вдоль южной нарнийской границы. Среди гор выделяются Вершина бурь, охраняющая перевал на север, и двухглавый пик Олвин. Про Олвин рассказывают, что некогда это был двухголовый великан, поверженный королем Орландии и обратившийся в камень. Вдоль южного склона гор течет быстрая и холодная река, а за ней начинается Великая пустыня, отделяющая Орландию от Тархистана.

По существу, Орландия - та же Нарния, только поменьше и не с такой бурной историей. Большинство жителей здесь также составляют нечеловеческие существа, при этом короли и знать - людского племени. Из поселений упоминаются только столичный Анвард - замок недалеко от Вершины бурь - да жилище отшельника у южных границ страны. Правят Орландией потомки второго сына первого нарнийского короля, причем, в отличие от Нарнии, здесь династия не прерывалась как минимум до событий повести «Конь и его мальчик».

Тархистан

Крупнейшее из известных нам государств мира Нарнии, также именуемое Калормен. Тархистан во много раз крупнее Нарнии и Орландии; говорят, что эти государства, даже взятые вместе, не превосходят самую маленькую из тархистанских провинций. К счастью для северян, между Орландией и Тархистаном лежит Великая пустыня, непреодолимая для большого войска. Иначе южная империя давно поглотила бы соседей: ее армии многочисленны и постоянно при деле. Это позволяет предположить, что в мире существуют и другие страны, возможно, к югу или западу от Тархистана, с которыми тот ведет войну.

Природа Тархистана весьма разнообразна. Помимо пустыни на севере, упоминаются озера, горы, в том числе вулкан - «пламенеющая гора Лагора», соляные копи, даже такое экзотическое место, как «Дол тысячи запахов». Очевидно, в стране имеется достаточно плодородных земель, чтобы прокормить немаленькое население. Столица, город Ташбаан , расположена на южном рубеже Великой пустыни, на острове посреди реки. Отсюда всего два дня пути до Орландии, но чтобы добраться до дальних провинций Тархистана, потребуется несколько недель верхом. Ташбаан во много раз больше любого из городов северных государств. Он утопает в садах, его здания уступами поднимаются по склонам холма, увенчанного царским дворцом и храмом Таша. На краю пустыни рядом с Ташбааном находятся усыпальницы древних правителей. Другой город, который упоминается в «Хрониках», - Азим-Балда в центральной части империи, где сходятся все основные дороги страны и расположена штаб-квартира почтовой службы. От прочих поселений нам известны только названия: Техишбаан, Тормунт.

Тархистан - вотчина людей. Считается, что он был основан изгнанниками из Орландии, однако некоторые исследователи допускают, что здесь не обошлось без других переселенцев из нашего мира. Разумных зверей и волшебных существ тут почти нет: к первым тархистанцы относятся как к простым животным, вторых боятся. У жителей Тархистана смуглая кожа и светлые глаза, они носят вычурные одежды и говорят витиеватым языком. Во главе государства стоит Тисрок, который опирается на знатных тарханов и военных. В самом низу социальной лестницы находятся рабы. На севере считается, что тархистанцы умны, ленивы, жадны и коварны; в Тархистане полагают северян необразованными варварами, которые водятся с нелюдями. Тархистанцы - единственный в этом мире народ, у которого есть полноценная религия: пантеон возглавляет покровитель смерти Таш , которому приносят человеческие жертвы; среди других богов упоминаются Азарот и Зардина, «владычица мрака и девства»; есть и другие небожители.

Именно этот политеизм позволяет нам допустить, что под Тархистаном Льюис, возможно, не подразумевал ислам. Действительно, местная религия больше похожа на верования жителей Карфагена или Финикии. Однако описания - внешности, одежды, привычек, вооружения, городов тархистанцев, даже их денег-полумесяцев - утверждают обратное. Строго говоря, Тархистан - выражение западных, в значительной мере христианских стереотипов о чуждом и враждебном арабском мире.

Острова

В Восточном океане рассеяно множество островов - как известных в Нарнии и Тархистане издавна, так и обнаруженных Каспианом X в его плавании на «Покорителе зари». Ближайший к нарнийскому побережью остров - Гальма , славящийся мореходами. К юго-востоку от него лежит Теребинтия , где растут деревья, похожие на дубы. Если же плыть от Гальмы на северо-восток, можно достичь Семи островов , из которых, однако же, по именам известны только два: Муйл и Бренн, где находится главный порт архипелага - Алая гавань. Наконец, к востоку от побережья Тархистана находятся Одинокие острова - самые оживленные во всем океане. Местная столица - Узкая гавань на острове Дорн. Здесь расположена резиденция губернатора, а также идет бойкая торговля между островитянами, нарнийцами и тархистанцами. Остров Авра известен виноградниками, а большую часть Фелимата занимают сельские угодья. Все перечисленные земли составляют Двенадцать островов - заморские владения нарнийских королей. Когда в результате тельмаринского завоевания мореходство в Нарнии пришло в упадок, Двенадцать островов фактически стали независимыми, однако были возвращены под власть короны Каспианом X.

Дальнейшие острова, посещенные командой «Покорителя зари», сильно отличаются от Двенадцати. На Драконьем острове есть пещера с сокровищами, возжелавший которых становится монстром. Один из двух источников Острова мертвой воды обращает все предметы в золото. На Острове охлотопов обитает могущественный волшебник Кориакин, друг Аслана. На Темном острове сбываются сны - самые жуткие кошмары. Последний из описанных островов - владение звезды в отставке Раманду, - а за этим клочком суши вплоть до самого края мира простирается Последнее море . Каждый из дальних островов становится местом того или иного морального урока, который в традициях нравоучительных романов преподносит читателям Льюис.

Страна Аслана

Это не просто место, где Лев отдыхает между визитами в Нарнию и не просто еще один уголок Мультивселенной. Страна Аслана - цветущая, радостная земля на вершине высочайших гор - это все миры сразу, доведенные до абсолютного идеала, до непорочного совершенства. Кто знает: не проникни зло в Нарнию в момент ее сотворения, возможно, она получилась бы именно такой, идеальной?

Когда Нарнии приходит конец, Аслан судит ее жителей, и достойные обретают вечную жизнь в его стране. Царство Небесное? Да, но не только. «Все настоящие страны - только отроги Великих гор Аслана». Страна Льва - еще и платоновский мир идей, где собраны представления обо всем сущем как в нашем, физическом мире, так и в мифологической реальности Нарнии.

Дикий север

За рекой Шриббл начинается Эттинсмур - негостеприимные вересковые пустоши, которые тянутся на многие дни пути на север. Здесь обитают великаны - тупые невоспитанные гиганты, чье основное развлечение - пошвырять валуны да поколотить друг друга каменными молотами. Дикари, одним словом. А еще севернее, за очередной рекой, в горном замке Харфанг живут уже цивилизованные великаны. У них есть король с королевой, приемы, выезды на охоту и пиры, на которых роль главного деликатеса играют люди. Или квакли - великаны непривередливы. Мораль проста: образованный и обаятельный мерзавец куда опаснее примитивного, грубого варвара.

* * *

Как известно, средневековые бестиарии были скорее духовными, нежели зоологическими книгами. Собранные в них удивительные животные служили иллюстрациями тех или иных морально-этических норм, определенных аспектов христианства. Подобным образом следует расшифровывать и книги Клайва С. Льюиса. Эти детские повести далеко не так просты, какими кажутся - особенно с киноэкрана. Филип Пулман, к примеру, считает «Хроники Нарнии» шовинистической и реакционной литературой. Да и соответствуют ли книги Льюиса традиционным христианским ценностям, - вопрос вовсе не праздный. В конце концов, если бы смысл повестей лежал на поверхности, стали б мы сегодня, через пятьдесят с лишним лет после их появления, читать эти детские сказки?

Фантастические миры создавали многие писатели. Обычно они настолько проникались свои детищем, что на свет появлялись несколько книг, рассказывающих историю волшебной страны от начала и до конца. Так вышло и с Нарнией. Вы не знаете, что такое Нарния? О, тогда у вас все впереди! Вам предстоят просто невероятные открытия и приключения, а пока мы просто попробуем рассказать, с чем вы столкнетесь на просторах этой уникальной сказочной страны.

Наверняка вы слышали об этой стране, даже если не читали книг, описывающих ее историю. По их мотивам было снято несколько красочных фильмов. Но если вы действительно не знаете, что такое Нарния, то мы с удовольствием откроем для вас эту тайну.

Уникальную страну создал на страницах своих книг писатель Клайв Льюис. Он написал целую серию произведений, полностью описывающих историю фантастической Нарнии от ее создания до гибели. С первых же строк книга погружает читателя в сказку. В более широком смысле Нарния понимается не как отдельная страна, а как целый мир, созданный одним Творцом, населившим его удивительными созданиями. Поклонники творчества Льюиса утверждают, что семь книг читаются буквально на одном дыхании. Они способны не только захватить воображение детской аудитории, для которой и предназначались, но и поразить взрослых, уставших от серых будней.

Немного о появлении Нарнии

Нельзя говорить о сказочной стране, не отметив ее создателя. был удивительным человеком. Достаточно упомянуть, что автор Нарнии являлся богословом и прославился своими проповедями на радио. Родившись в Ирландии, Льис был глубоко верующим человеком, но в подростковом возрасте потерял веру в Бога и вернулся в церковь только под давлением своего друга Дж. Р. Р. Толкиена.

Именно в этот период появились первые книги о фантастическом мире. Многие поклонники Льюиса пытались отыскать особое значение слова "нарния", сравнивая его с жизнью самого автора и проводя параллели с различными примерами из его проповедей. Но сам автор признавался, что название страны родилось после просмотра старинного географического атласа. Там на карте Италии отмечен небольшой городок Нарни, ставший прототипом некоторых регионов волшебной страны.

Евреи видят в Нарнии созвучие со словом, которое в переводе с иврита означает "Божья свеча". Неизвестно, чем руководствовался автор, приступая к написанию книги, но никто не может отрицать, что ее содержание несет в себе самый глубокий сакральный смысл, о котором хочется поговорить подробнее.

Описание Нарнии

Чтобы понять, что такое Нарния, фото картинок из книг будет недостаточно. Вам понадобится проникнуть в сам этот мир, наполненный любовью и ненавистью, злом и добром. Многие литературные критики считают, что, создавая свой мир, Льюис проводил параллель с нашим миром и постарался в своем произведении простым и красочным языком рассказать историю жизни и смерти, которую проживает каждый из нас.

Трудно в нескольких словах дать определение, характеризующее, что представляет собой Нарния. Значение данного произведения Льюиса в мировой литературе неоценимо. Оно возглавляет собой списки книг, рекомендованных к прочтению детям. Если описывать мир в стиле фэнтези, то стоит упомянуть, что автор уделил в книгах большое внимание рассказу о его создании. Нарнию создал великий Творец, предстающий в виде льва Аслана. Он сотворил мир, растения и всех живых существ, населивших земли этой уникальной страны.

Нарния довольно густо населена - здесь живут обычные животные, разумные говорящие звери, относящиеся к особому виду, мифические создания и потомки людей, когда-то попавших в Нарнию. Создав их всех, Аслан установил правила, которые должны соблюдать нарнийцы. Время от времени он появляется в жизни различных народов и вмешивается в происходящие события. Но Аслан выполняет скорее функцию наставника - мудрого и справедливого.

Нарния и христианство

Обывателю кажется невероятным, что фантастическая книга может быть тесно связана с христианской религией, но на самом деле это именно так. Не стоит забывать, что Льюис был богословом и в свое время потерял веру в Творца, прочитав массу религиозных книг, излагавших материал сухо и без эмоций. Автор Нарнии считал, что дети, изучающие обычную христианскую литературу, теряют живую веру. Они становятся условно верующими, имеющими хорошие теоретические знания о религии, но абсолютно лишенными религиозного "огня" в сердце. Именно этот факт вдохновил Льюиса на создание Нарнии. Он вложил в нее все свои представления о Боге и сумел передать их в понятном для детей виде.

Что значит Нарния с точки зрения христианства?

Тем, кто знаком с Библией, нетрудно будет уловить сходство с ней в истории о Нарнии. Чего стоит один Аслан, предстающий добрым Творцом всего живого! Он готов всегда направить и утешить, но он не оберегает своих любимцев от трудностей и неприятностей. Аслан проводит каждого героя книги своим путем, в конце которого трудно оставаться прежним. Ведь, преодолевая трудности, герои совершенствуются, в их душах просыпаются новые чувства и эмоции.

Удивительно, но автор эпопеи о Нарнии сумел не просто описать создание мира и место Творца в нем, но и поведать о глубокой радости, которая охватывает каждого, кто с этим Творцом встречается. Причем все это ненавязчиво читается практически в каждой строке литературного произведения. Льюис сумел простым языком рассказать о борьбе со злом, жертвенности и воскрешении. В некоторых книгах проводится даже явная параллель между вечной схваткой Бога и Сатаны за души людей. В этой роли выступает Аслан и культ богини Таш. Она символизирует собой смерть, горе и ложь, тогда как Аслан несет мир, любовь и свет.

Каждая из семи книг о Нарнии раскрывает определенные этапы развития этого мира, на всем протяжении существования которого зло пытается победить. И так же, как в Библии, повествование обрывается на гибели мира, или Апокалипсисе. Но конец мира является его началом, ведь всегда остается надежда.

Современные дети и Нарния: стоит ли читать эпопею о волшебном мире

Феномен книг Льюиса заключается в том, что священнослужители, которые всегда крайне отрицательно отзываются о литературе в жанре фэнтези, рекомендуют Нарнию для прочтения современным детям. Ведь книга учит добру и может дать малышу первые представления о том, как устроен тонкий духовный мир. Причем читать книгу стоит вместе с родителями, которые ненавязчиво могут провести параллель между событиями в Нарнии и библейским сюжетом. В этом случае ребенок лучше поймет все происходящее и легче адаптирует историю к реалиям современного мира. Это тем более актуально сейчас, когда и взрослые, и дети имеют мало возможностей повысить свою духовность и сделать правильный выбор между светом и тьмой.

Конечно, вы можете и не увидеть весь этот глубокий смысл в произведениях о Нарнии. Но в любом случае мы советуем вам познакомиться с этим удивительно добрым миром, напоминающим глоток свежей родниковой воды в выжженной солнцем пустыне.