Биографии Характеристики Анализ

Кинь ты русь живи в раю я. Гой ты, Русь, моя родная! Анализ

понятов александр матвеевич казарновский, понятов александр матвеевич пешковский
25 марта 1892(1892-03-25)

Алекса́ндр Матве́евич Понято́в (англ. Alexander Matveevich Poniatoff, 25 марта 1892 года - 24 октября 1980 года) - электроинженер (родом из Российской Империи), внедривший ряд инноваций в области магнитной звуко- и видеозаписи, телерадиовещании. При его руководстве созданной им компанией Ampex в 1956 году выпущен первый коммерческий видеомагнитофон.

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Работа в США
  • 2 Признание и память
  • 3 Интересные факты
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Ранние годы

Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Казанского уезда Казанской губернии (ныне - деревня Русско-Татарская Айша Высокогорского района Татарстана) в зажиточной семье. Его отец - Матвей Понятов - происходил из крестьян, но занявшись лесоторговлей, стал купцом первой гильдии. Понятовым принадлежали склады из природного камня, дом, пасека, мельница.

По окончании Первого реального училища в Казани А. М. Понятов в 1909-1910 годах проучился в Императорском Казанском университете на математическом отделении физико-математического факультета. Потом он переводится в Императорское Московское техническое училище, возможно, из-за увлечения авиатехникой.

Опасаясь преследований со стороны властей за участие в студенческих сходках в Москве, А. М. Понятов переезжает учиться в Карлсруэ, где получил образование в Высшей технической школе. На учёбу в Германию он уезжал с рекомендациями профессора Н. Е. Жуковского.

Когда в 1913 году родители пересылают ему повестку о призыве на военную службу, А. М. Понятов возвращается в Российскую империю. Накануне Первой мировой войны он успел окончить школу лётчиков, и некоторое время прослужил пилотом военного гидросамолёта; однако после аварии получил тяжёлое ранение и долго лечился.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах А. М. Понятов служил в Белой армии, после поражения которой эмигрировал в Китай, где до 1927 года работал в электроэнергетической компании в Шанхае. После этого он некоторое время прожил во Франции, после чего переехал в США.

Работа в США

В конце 1920-х годов А. М. Понятов прибыл в США, а в 1932 году получил американское гражданство.

Первое время он работал в научно-исследовательском отделе компании General Electric в Нью-Йорке.

После переезда в Калифорнию А. М. Понятов женился на американке Хейзел (Hazel) и жил в пригороде Сан-Франциско Атертоне (англ.)русск., где работал инженером в компании Pacific Gas and Electric. Потом Понятов перешёл в компанию Dalmo-Victor Westinghouse, разрабатывавшей электрооборудование для самолётов.

А. М. Понятов также экспериментировал с электроникой в собственном гараже. Там в 1944 году он учредил собственную фирму Ampex (до 1946 года - Ampex Electric and Manufacturing Company, до 1953 года - Ampex Electric Corporation, после - Ampex Corporation). Название фирмы представляет акроним, образованный от первых букв имени создателя и слова «экспериментальный» - Alexander М. Poniatoff EXperimental. Впоследствии, окончание «ex» в названии фирмы стали трактовать как сокращение от слова «превосходный» (англ. exellence), обозначавшее высокое качество выпускаемой фирмой продукции.

Ampex изготавливала электромеханические устройства для точного следящего привода радиолокационных антенн. Во время Второй мировой войны фирма являлась поставщиком электродвигателей для электроприводов авиационных радаров, производимых Dalmo-Victor.

После войны деятельность фирмы была переориентирована на перспективное направление - разработку устройств магнитной звукозаписи. Этому способствовала встреча Понятова с Гарольдом Линдсеем (H. W. Lindsay, 1909-1982), рассказавшем о трофейном немецком магнитофоне фирмы AEG, использованном Джеком Муллином (Jack Mullin, 1913-1999) для демонстрации в Сан-Франциско 16 мая 1946 года преимуществ магнитной звукозаписи. Г. Линдсей стал главным конструктором первого магнитофона Ampex. Работы по совершенствованию магнитной ленты велись под началом Д. Муллина.

В 1947 году был создан прототип аудиомагнитофона - Model 200A - продемонстрированный в Голливуде. том же году фирме Ampex удалось привлечь инвестиции известного артиста Бинг Кросби в размере $50 000. следующем году фирма Ampex выпускает несколько студийных магнитофонов, которые стали применять радиовещательные компании для трансляции сигнала с задержкой (broadcast delay). C 25 апреля 1948 года компания ABC с помощью Model 200A начинает регулярное профессиональное использование магнитозаписей.

В последующем фирма Понятова выпускает ряд успешных моделей магнитофонов: в 1949 году - Model 300; в 1950 году - Model 400 (низкой стоимости для независимых радиостанций); с 1953 года - Model 350 и Model 400; в 1954 году - Model 600 (портативный). Понятовым в фирму приглашались перспективные специалисты, например, 16-летний Рей Долби (1933-2013).

Схема поперечно-строчной видеозаписи (Quadruplex system) Студийный видеомагнитофон Ampex VR-1000A

В 1951 году 59-летний Понятов и его главные технические советники Чарльз Гинзбург (1920-1992), Вейтер Селстед и Мирон Столяров (Myron Stolaroff, 1920-2013) решили разработать видеозаписывающее устройство, использующее принцип поперечно-строчной записи вращающимися головками (такой способ позволял совместить высокую скорость движения магнитной головки относительно ленты, необходимую для записи полосы частот телевизионного сигнала (несколько МГц), с низкой скоростью движения самой ленты, необходимой для приемлемой продолжительности записи на одном рулоне).

14 апреля 1956 года фирма Ampex демонстрирует в Чикаго на конвенте NAB первый коммерческий видеомагнитофон (videotape recorder) VR-1000, использующий для записи видеосигнала магнитную ленту формата Q. Вскоре в телеэфир США вышли первые передачи в записи (30 ноября 1956 года CBS транслирует видеозапись «Doug Edwards and the News»; 13 октября 1957 года произведена видеозапись передачи «The Edsel Show» для ретрансляции в западной части страны).

До 1955 года А. М. Понятов занимал должность директора компании Ampex, а после был избран председателем совета директоров. Возглавлямая им фирма долгое время являлась ведущим производителем видеомагнитофонной техники.

Когда в 1970 году А. М. Понятов вышел в отставку, за ним сохранялась должность почётного председателя совета директоров. Он умер в 1980 году.

Признание и память

Заслуги А. М. Понятова отмечены рядом наград, в том числе медалями Американской ассоциации электроники (AeA) («За достижения», 1968), Национальной ассоциации промышленников (NAM) («Пионер творческой промышленности») и почётным членством Общества звукоинженеров (AES). Он также был избран действительным членом Института инженеров электротехники и электроники (IEEE).

В 1961 году компания AMPEX и её руководитель получили премию Оскар за вклад в технологию.

Разработки его фирмы отмечены многочисленными премиями Emmy Awards, присуждаемыми американской Академии телевизионного искусства и науки (Academy of Television Arts and Sciences).

После смерти Понятова, отмечая его выдающийся вклад в развитие телевизионной техники, Американское общество инженеров кино и телевидения (SMPTE) в 1982 году учредило «Золотую медаль им. Понятова» (SMPTE Poniatoff Gold Medal), присуждаемую за заслуги в области магнитной записи электрических сигналов.

В Стенфордском университете открыт музей магнитной записи (Ampex Museum of Magnetic Recording) с материалами, посвящёнными Понятову и его фирме.

Имя Александра Понятова было мало известно в СССР. Одним из первых в российской массовой печати о А. М. Понятове рассказал В. Г. Маковеев, советский и российский деятель телевидения и радиовещания, который провёл изыскания в архивах Казани и Москвы. 1993 году он же помог М. А. Таратуте сделать выпуск телепередачи «Америка с Михаилом Таратутой», посвящённой Понятову.

9 апреля 2012 года в Музее истории Казанского университета прошли мероприятия, связанные с празднованием 120-летия со дня рождения Александра Матвеевича Понятова: открытие выставки, выступления учёных-физиков, родственников А. М. Понятова.

  • Основным конкурентом Ampex в разработке устройств видеозаписи первое время была компания Давида Сарнова (David Sarnoff, 1891-1971) RCA, производившая телевизионные камеры. Свой первый коммерческий видеозаписывающий аппарат (TRT-1A) компания RCA выпустила на год позже (в 1957 году) и назвала «Television Tape Recorder», так как слово «videotape» (рус. видеолента, видеоплёнка) было зарегистрировано Ampex как торговый знак.
  • Летом 1959 года на американской выставке в Сокольниках демонстрировался видеомагнитофон VRX-1000. На ней первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву подарили видеоленту Ampex с записью его встречи с вице-президентом США Р. М. Никсоном. Видеозапись была направлена во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНАИЗ, ныне - ВНИИТР), но воспроизвести её было не на чем.
  • Осенью 1959 года во время визита Н. С. Хрущёва в США он встречался с А. М. Понятовым.
  • У главного входа представительств фирмы Ampex в различных странах, по распоряжению А. М. Понятова, высаживали берёзы.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Изобретатель видеозаписи учился в Казанском университете // Казанские ведомости. - 7 апреля 2012 года.
  2. Ольга Любимова. Ценное видео // «Аргументы и Факты - Казань». - № 16. - 13 апреля 2012 года.
  3. 1 2 3 4 5
  4. Ampex History. www.ampex.com. Проверено 9 апреля 2016.
  5. 1 2 3 4 5 6
  6. Маковеев В. Г. Гений из села Русская Айша! // Проект «TVMUSEUM.RU» - Музей радио и телевидения в Интернете.
  7. Сегодня в КФУ почтут память изобретателя видеомагнитофона, уроженца Казанской губернии // «Аргументы и Факты - Казань». - 9 апреля 2012 года.

Литература

  • In Memoriam Alexander M. Poniatoff // Journal of the Audio Engineering Society. - 1981. - Vol. 2: № 3, March. - P. 221.
  • Дунаевская Н. В., Урвалов В. А., Шульман М. Г. Вклады Бориса Рчеулова и Александра Понятова (Из истории магнитной видеозаписи) // Электросвязь. - 1999. - № 12. - С. 46-49.
  • Маковеев В. Г. Александр Понятов - создатель видеомагнитофона. 110 лет со дня рождения // Broadcasting. Телевидение и радивещание. - 2002. - № 1. - С. 86-90.
  • Афанасьев А. В. Первый видик придумал русский // «Russiandigital». - 2002. - август-сентябрь.
  • Лейтес Л. С. Разработчики первых профессиональных видеомагнитофонов // Техника кино и телевидения. - 2003. - № 1. - С. 84-87.
  • Самохин В. П. Александр Понятов и его Ampex // Звукорежиссёр. - 2008. - № 4. - С. 75-79.
  • Лейтес Л. С. Вклад Александра Понятова в создание первых профессиональных магнитофонов и форматов видеозаписи // Журнал «625». - 2009. - № 1 (45). - С. 72.
  • Patrick Seitz. Alexander Poniatoff Made Tape Recorders Roll // Investor’s Business Daily. - 2009, September 9.
  • Piero Scaruffi. Alexander Poniatoff // A History of Silicon Valley. - 2011. - 537 p. - ISBN 978-0-9765531-8-2
  • Самохин В. П. Александр Матвеевич Понятов (120-лет со дня рождения) // «Наука и образование: электронное научно-техническое издание». - 2012. - № 4.

Ссылки

  • History of The Early Days of Ampex Corporation. As recalled by John Leslie and Ross Snyder - брошюра о ранних годах деятельности компании Ampex

понятов александр матвеевич казарновский, понятов александр матвеевич пешковский

100 великих русских эмигрантов Бондаренко Вячеслав Васильевич

Александр Понятов (1892–1980)

Александр Понятов

Александр Матвеевич Понятов родился 25 марта 1892 г. в селе Русская Айша Казанской губернии в семье крестьянина. После учебы во 2-м Казанском реальном училище юноша поступил на физико-математический факультет Казанского университета, а год спустя, в 1910-м, перевелся в Московское высшее техническое училище. Там под влиянием «отца русской авиации» профессора Н. Е. Жуковского Понятов увлекся авиаполетами, а в 1911-м по совету наставника отправился продолжать образование в политехнический институт Карлсруэ (Германия).

О дальнейших полутора десятилетиях жизни Александра Матвеевича известно немногое. Начало Великой войны 1914–1918 гг. застало его в Германии, откуда он через Бельгию с большим трудом добрался до России. Служил в береговой артиллерии Балтийского флота в Ревеле, затем перешел в морскую авиацию, но воевать ему тогда не пришлось. В 1919–1920 гг. Понятов участвовал в Белом движении в Сибири, служил в авиации Сибирской армии, познал тяготы Сибирского (Ледяного) похода. С 1922 г. обосновался в Шанхае, где трудился переводчиком в агентстве «Рейтер», пробовал заниматься торговлей лесом, а затем устроился инженером-электриком на Шанхайскую электростанцию.

В 1927 г. Понятов переехал в США. Визу в Америку ему пришлось дожидаться семь лет (!), а затем долго доказывать иммиграционным чиновникам законность своего въезда в страну. В США Понятов поначалу устроился в гражданскую авиацию, работал пилотом гидросамолетов на коммерческих рейсах. Однако затем Александр перешел в дочернюю фирму корпорации «Вестингауз», занимавшуюся разработкой бортового электрооборудования. В 1932-м он получил американское гражданство.

В 1944 г. талантливый инженер основал в калифорнийском городе Редвуд-Сити собственную компанию, название которой придумал сам: «Ampex» (сокращение от «Александр Матвеевич Понятов» плюс английское слово «excellent» - «превосходный»). Сначала фирма размещалась в старом гараже и производила сельсины - электромеханические устройства для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн. Однако после завершения Второй мировой войны фирма переориентировалась на изучение трофейной немецкой технологии магнитной записи электрических сигналов. Другие американские компании считали ее тогда слишком дорогой и бесперспективной, а новорожденной «Ампекс» терять было нечего. Успех не приходил вплоть до того момента, когда знаменитый американский певец Билл Кросби решил использовать магнитофон во время записи в студии. После такой рекламы спрос на продукцию «Ампекс» резко подскочил и оставался стабильным многие десятилетия.

Александр Понятов (справа) и инженер Гарольд Линдмей демонстрируют видеомагнитофон Ampex. 1963 г.

Но главным изобретеним Понятова и его компании стал видеомагнитофон. Презентация новинки состоялась 14 марта 1956 г. в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго. Модель VRX-1000 произвела настоящую революцию в мире телевидения - в ноябре 1956 г. в эфире телекомпании CBS впервые вышел выпуск новостей в записи. В 1957-м «Ампекс» была награждена высшей телевизионной премией «Эмми», а еще год спустя видеомагнитофоны «Ампекс» начало использовать американское космическое агентство NASA. Другим важным изобретениям Понятова стала технология дистанционного управления телевизором.

Став необходимым телевизионному бизнесу, «Ампекс» не стояла на месте: в 1967 г. на рынке появился аппарат замедленного воспроизведения сигналов «Ampex HS-100», который оценили прежде всего спортивные комментаторы - ведь теперь самые острые моменты матчей можно было повторить в замедленном темпе. В 1975-м, с появлением первых видеоклипов, эта технология обрела второе рождение. За четыре года до того началось широкое производство бытовых видеомагнитофонов (первая модель стоила 1500 долларов), а в середине 1980-х они стали привычной принадлежностью практически любого дома.

В 1955–1970 гг. Понятов занимал пост председателя совета директоров «Ампекса». Выйдя в отставку, он активно участвовал в общественной и научной жизни США: основал кафедру физики при Стэнфордском университете, был председателем Общества русских летчиков США, Общества друзей Дома Святого Владимира, попечителем нескольких благотворительных фондов.

Уже будучи преуспевающим американским бизнесменом, Александр Понятов не оставлял надежд на открытие филиала своей компании в СССР. В 1974 г. он даже встречался по этому поводу с представителями советского Гостелерадио, но, увы, «Ампекс» в Советском Союзе так и не заработала. Это глубоко ранило Александра Матвеевича. О его любви к Родине свидетельствует красноречивый факт: перед входом в любой филиал своей компании он велел сажать две березки. Посадили их даже в Африке. В тамошнем климате они не прижились, и тогда Понятов приказал посадить деревца под стеклянными колпаками, где поддерживались постоянная температура и влажность.

Скончался русский изобретатель и бизнесмен Александр Понятов 24 октября 1980 г. в калифорнийском городе Пало-Альто, в возрасте 88 лет. А основанная им компания «Ампекс» до 1995 г. держала стопроцентное мировое лидерство в области разработки и совершенствования видеомагнитофонов.

Из книги Краткое содержание произведений русской литературы I половины XX века (сборник 2) автора Янко Слава

Палата № 6 Повесть (1892) В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в

Из книги 100 великих любовников автора Муромов Игорь

ИОСИП БРОЗ ТИТО (1892-1980) Президент Югославии (с 1953), председатель Президиума СФРЮ (с 1971), маршал (1943), трижды Народный герой Югославии (1944, 1972, 1977), Герой социалистического труда Югославии (1950). В 1915 году оказался в России как военнопленный. Работал в Москве в Коминтерне (1935-1936).

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора

Мэй УЭСТ (1892–1980), американская киноактриса и писательница Каждый мужчина, которого я встречала, хотел меня защитить. Не могу понять, от чего. * * * Неважно, сколько мужчин было в моей жизни, – важно, сколько жизни было в моих мужчинах. * * * Не помню, сколько у меня было

Из книги 100 великих врачей автора Шойфет Михаил Семёнович

Брюкке (1819–1892) Эрнст Вильгельм Риттер фон Брюкке (E.W.R. Br?cke) - выдающийся австрийский физиолог, директор Института физиологии, составляющего часть колледжа Венского университета, в котором он сначала стал деканом медицинского факультета, а затем ректором университета.

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

Мейнерт (1833–1892) Теодор Мейнерт (Meynert) - не только великолепный ученый медик; родившись 15 июня 1833 года в Дрездене, в семье театрального критика и певца придворной оперы, Теодор писал стихи, сочинял баллады, знал историю, театральную критику, владел полдюжиной языков, на

Из книги 100 великих диктаторов автора Мусский Игорь Анатольевич

ЙОЖЕФ СИГЕТИ /1892-1973/ Когда в 1967 году Сигети исполнилось 75 лет, немецкая газета «Die Welt» писала: «Он принадлежит к одному поколению и стоит в одном ряду с Фрицем Крейслером, Карлом Флешем, Жаком Тибо, Мишей Эльманом, Яшей Хейфецем… но, прибавим, не похож ни на одного из них… Его

Из книги 100 великих разведчиков автора Дамаскин Игорь Анатольевич

ХАЙЛЕ СЕЛАССИЕ I (1892–1975) Император Эфиопии в 1930–1974 годах. До коронации Тэфэри Мэконнын возглавлял борьбу против итальянских захватчиков во время итало-эфиопской войны 1935–1936 годов. В сентябре 1974 года низложен. В августе 1975 года убит (задушен военными армии Менгисту Хайле

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

ТИТО ИОСИП БРОЗ (1892–1980) Президент Югославии с 1953 года, председатель Президиума СФРЮ с 1971 года, маршал (1943). В 1945 году возглавил правительство Югославии. Выступал поборником внеблоковой политики, был одним из лидеров Движения неприсоединения.Иосип Броз родился 25 мая 1892

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

ВИЛЬГЕЛЬМ ШТИБЕР (1818–1892) Вильгельм Штибер, знаменитый мастер шпионажа, был соратником «Железного канцлера» Бисмарка (получившего это прозвище за то, что в своих речах требовал проводить политику «железом и кровью»), который однажды назвал его «королём шпионов». Историки

Из книги 100 великих русских эмигрантов автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Статуя Эроса (1892 г.) Пиккадилли - это не только знаменитая площадь Лондона, так называется и прилегающий к ней квартал и его главная улица. Само название родилось предположительно в XVII веке, когда здесь бойко торговали кружевными воротниками - «пиккадиллс». Лондонцы

Из книги 100 знаменитых москвичей автора Скляренко Валентина Марковна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Елена Антипова (1892–1974) Елена Владимировна Антипова родилась 25 марта 1892 г. в Гродно в семье командира роты 101-го пехотного Пермского полка, штабс-капитана (впоследствии генерал-лейтенанта) Владимира Васильевича Антипова и его жены Софьи Константиновны, урожденной

Из книги автора

Александр Алехин (1892–1946) Александр Александрович Алехин (его фамилия пишется через «е», распространенный вариант «Алёхин» - ошибка) родился 19 октября 1892 г. в Москве в семье чиновника, к концу жизни дослужившегося до чина действительного статского советника. Когда Саше

Из книги автора

Алехин Александр Александрович (род. в 1892 г. – ум. в 1946 г.) Русский шахматист, четвертый в истории чемпион мира. Шахматный литератор и теоретик, доктор права. Шахматный мир всегда боготворил своих чемпионов. Их шахматным вкусам и творчеству стремятся подражать не только

Из книги автора

«Иоланта» (1892) одноактная опера по драматической поэме датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене», муз. П. И. Чайковского, либр. Модеста Ильича Чайковского (1850–1916) 845 Кто может сравниться с Матильдой моей? Ария

Из книги автора

«Паяцы» (1892) итальянская опера, либр. и муз. Руджиеро Леонковалло (1857–1919), рус. текст И. П. Прянишникова (1893) 857 Смейся, паяц, над разбитой любовью! // Ridi, Pagliaccio <…>! Д. I, сцена 4, ариозо Канио 858 Комедия окончена. // La commedia ? finita. Д. II, сцена 2, заключительное восклицание Тонио? «Finita


07.04.2016

60 лет назад в Чикаго был продемонстрирован первый коммерческий видеомагнитофон VR-1000. Его появление стало возможно благодаря идеям советского изобретателя Исупова и бывшего поручика Белой армии, инженера Понятова

Судьбу видеомагнитофонов в СССР определила встреча Никиты Хрущёва с вице-президентом США Ричардом Никсоном 24 июля 1959 года на американской выставке в Сокольниках. Их разговор, так называемые кухонные дебаты, американцы записали на студийный видеомагнитофон фирмы AMPEX и плёнку подарили первому секретарю ЦК КПСС. Вот только аппарат для её воспроизводства в СССР отсутствовал, и посему негодованию Никиты Сергеевича не было предела.

Видеомагнитофоны в конце 1980-х годов - непременный атрибут полуподпольных видеосалонов, где граждане СССР могли увидеть пиратские копии западных «боевиков» и «софт»-эротики. До появления устройства, позволяющего записывать телевизионное изображение и звук на магнитофонную ленту (видеомагнитофона), запись и последующее хранение телепрограмм осуществлялись с помощью так называемых кинорегистраторов видеосигнала. Они представляли собой громоздкие аппараты, состоящие из кинокамеры, синхронизированной с кадровой развёрткой видеомонитора.

«Кинорегистрация» имела массу недостатков. Главный - низкое качество изображения, но она хотя бы давала возможность обмена и продажи телепрограмм. Позже, к началу 1950-х годов, помимо низкого качества, проявился и другой недостаток: телевещатели буквально «сжирали» километры киноплёнки, и уже в 1954 году суммарно потребляли её больше, чем все киностудии Голливуда. Проблему не решало даже то, что появилась система ретрансляции телепрограмм - разные часовые пояса всё равно «оставляли» кинорегистраторы в строю…

Принцип изобретателя Исупова

…В наши дни многие даже и представить себе не могут, что каких-то тридцать лет назад не было всевозможных «гаджетов», что телефоны были стационарными и с диском, «фотки» не вывешивались в соцсетях, а одним из отличительных свойств настоящего фотографа было умение заправить плёнку в бачок для последующей проявки. Что же говорить про «подёрнутые патиной» времени 1930-1940-е годы, когда магнитофоны выпускались в единичных, если не сказать - опытных экземплярах. И наибольших успехов в области записи звука добились… Ну, тут даже гадать не надо: как и во многих других областях и технологиях, в звукозаписи, с перспективой на видеозапись, впереди планеты всей шла Германия. В частности, фирма AEG и её бренд «Телефункен».

Во-первых, немецкие учёные дальше всех продвинулись в создании магнитной ленты. Во-вторых, немцы, сами не чуждые поиску открытий, сделанных учёными других стран, немало приложили усилий, чтобы внедрить предложенный советским изобретателем К.Л. Исуповым ещё в 1932 году принцип записи звука на магнитной ленте поперечными строками при размещении магнитных головок на вращающемся диске. Принцип Исупова, оставшийся нереализованным в СССР, позволял решить важнейшую проблему - скорости промотки плёнки и её объёма. Ведь иной принцип установки магнитных головок для видеозаписи требовал скорости минимум пяти метров в секунду. Таким образом, получалось, что для записи 15 минут видео низкого качества требовалась бобина с плёнкой длиной 4500 метров и шириной почти 13 сантиметров.

Однако в Германии принцип Исупова воплотить в жизнь не смогли. Идею с видеозаписью оставили на будущее, но будущее для немецких производителей видео- и аудиозаписывающей техники сразу после окончания Второй мировой войны выглядело несколько туманным.

И тут в дело вступили американская компания AMPEX и её основатель и главный инженер Алекс Понятофф. Он же Александр Матвеевич Понятов.

Александр Матвеевич был удивительным человеком - потрясающая судьба, выдающиеся открытия, благодарные ученики. В качестве одного из них следует отметить в первую очередь ставшего знаменитым впоследствии, приглашённого для работы в АМРЕХ в возрасте 16 лет Рэя Долби, создателя системы шумопонижения, названной его именем. Причём Долби с «младых ногтей» подключился к разработке видеомагнитофона, ставшего лучшим достижением фирмы АМРЕХ и мистера Понятоффа. Но - по порядку…

Поручик Белой армии

…Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в старообрядческой семье купца 1-й гильдии Матвея Понятова, в селе Русская Айша Казанского уезда Казанской губернии. Окончив в Казани реальное училище, Понятов учится в Казанском университете на физико-математическом факультете, едет в Москву, где продолжает образование в Императорском московском техническом училище (ныне - МГТУ им. Баумана), но участвует в студенческих волнениях и, чтобы избежать возможного преследования со стороны полиции, уезжает в Германию, где в 1913 году в Карлсруэ поступает в Высшую техническую школу. В зачислении сюда Понятову помогает рекомендация «отца» аэродинамики Николая Жуковского, видевшего в молодом Понятове надежду русской науки. Школу в Карлсруэ Александр Понятов закончить не успел - он получил пересланную родителями повестку на военную службу и вернулся в Россию. А вскоре началась Первая мировая война, перед которой он окончил школу лётчиков. Пилотируя опытный образец гидросамолёта, Понятов попадает в аварию, после которой последовало долгое лечение в госпитале, потом - возвращение в строй и участие в боевых действиях.

Во время Гражданской войны Александр Понятов служил в Белой армии, после поражения «белых» эмигрирует, до 1927 года работает в электроэнергетической компании Shanghai Power Company в Шанхае, потом некоторое время живёт в Париже, и, наконец, в 1929 году оказывается в США. Там он сначала обосновывается на Восточном побережье, работает в научно-исследовательском отделе компании General Electric, в 1932 году получает американское гражданство и переезжает в Калифорнию. Здесь, работая в компании Westinghouse и занимаясь разработкой первых радаров, совершает два судьбоносных поступка - женится на американке Хейзел и после экспериментов в своём гараже основывает в 1944 году собственную фирму АМРЕХ.

Сначала фирма Понятова называлась Ampex Electric and Manufacturing Company, потом Ampex Electric Corporation, потом Ampex Corporation, но главное в том, что первое слово в названии фирмы происходит от букв имени, отчества и фамилии основателя и двух букв от слова experimental, то есть «экспериментальный». Позже, основываясь на неизменно высочайшем качестве продукции фирмы, «ех» стали рассматривать как первые буквы от слова exеllence, то есть «превосходство». Существующие версии, будто «ех» от слова «превосходительство», ибо Понятов якобы в Белой армии был полковником, критики не выдерживают - Александр Матвеевич службу закончил поручиком и на обращение «Ваше превосходительство» рассчитывать не мог…

…Всё, что выпускал Понятов, действительно был превосходным по качеству. И его первый магнитофон, основанный на конструкции трофейного немецкой фирмы AEG, и его магнитофон Model 200A, в 1947 году продемонстрированный в Голливуде. Model 200A настолько впечатлила знаменитого Бинга Кросби, что певец и актёр тут же вложился в AMPEX 50 тысячами долларов. Кросби не прогадал - все последующие модели магнитофонов Понятова были лучше предыдущих. Понятов выпускал магнитофоны и для крупных радиостанций - Model 300, и сравнительно недорогие, для независимых радио - Model 400, и портативные - Model 600, ставшие любимым средством звукозаписи у репортёров.

Но Александр Понятов был не только выдающимся инженером. Он прекрасно чувствовал конъюнктуру и понимал, что тот, кто разработает видеомагнитофон, не только войдёт в историю, но и заработает миллионы. Кроме того, он обладал удивительным талантом привлекать самых способных инженеров, ничуть не опасаясь, что они захотят откусить от его пирога: пока они работают с ним, наработки - его; хотят в свободное плавание - милости просим. Понятов мог и помочь начать своё дело, а в будущей конкуренции видел только благо.

Поэтому над первым видеомагнитофоном, работа над которым велась с 1951 года, трудились не просто хорошие инженеры, а самые лучшие - Чарльз Гинзбург, будущий член Национальной инженерной академии, и Мирон Столярофф, прославившийся позже не только своими техническими достижениями, но и как основатель психоделического направления в клинической психотерапии…

Первый видеомагнитофон Понятова

…Лучшие умы фирмы AMPEX понимали - для искоренения кинорегистраторов необходимо, используя принцип поперечно-строчной записи вращающимися головками Исупова, совместить высокую скорость магнитной головки относительно ленты с низкой скоростью движения самой ленты, так как иначе нельзя было ни получить качественную запись телевизионного сигнала, ни обеспечить продолжительную видеозапись на одном рулоне плёнки. И у Понятова всё получилось - практически ровно шестьдесят лет тому назад, 4 апреля 1956 года Национальной ассоциацией телерадиовещателей в Чикаго был продемонстрирован первый коммерческий видеомагнитофон VR-1000. Он был тяжёл - почти полтонны, стоил 50 тысяч долларов и не был предназначен для бытового использования. Хотя бы потому, что для его перевозки требовался специально оборудованный автомобиль. Зато качество изображения, записанного и воспроизведённого посредством VR-1000, потрясло видавших виды членов ассоциации. Это был настоящий прорыв. Всего через год Понятов поднимался на сцену, чтобы получить премию «Эмми» за выдающие технические достижения. А когда ему было предложено подготовить один из видеомагнитофонов для американской выставки в Москве, он ответил согласием…

…Хрущёв был потрясён записью его разговора с Ричардом Никсоном, но не знал, что в Ленинграде, на заводе «Ленкинап», в библиотеку которого поступил журнал со статьями инженеров фирмы AMPEX, уже два года велись работы по видеозаписи. Он передал катушку с плёнкой как в Ленинград, так и в Московский институт звукозаписи, где, в отличие от ленинградцев, решили воспроизвести американский формат записи - он позволял как воспроизводить зарубежные записи, так и продавать отечественные за границу. Насколько плотно были использованы наработки Понятова, теперь сказать трудно, но, как бы то ни было, уже 20 февраля 1960 года по Центральному телевидению была показана экспериментальная программа, записанная на ленте. Первый отечественный студийный видеомагнитофон «Кадр-1» выпустили в количестве 160 штук, а видеомагнитофон «Кадр-3», который позволял не только записывать цветные телепередачи, но их монтировать, прослужил до конца 1970-х годов.

Бытовые видеомагнитофоны начали разрабатываться уже после того, как Никита Хрущёв ушёл на пенсию. Первый - в 1967 году, черно-белый «Малахит», выпустил Рижский радиозавод. Далее последовали модели видеомагнитофонов «Электроника» и многие другие, но все они несли на себе печать «советского» отношения к частному потреблению - их отличало низкое качество, очень высокая цена - до двух тысяч рублей.

Наш «Кадр-1»

…В конце 1980-х годов советские граждане получили доступ к зарубежным бытовым видеомагнитофонам, а также к отечественным, например к знаменитой «Электронике ВМ-12», которая использовала не плёнку, а кассеты формата VHS (тоже, кстати, юбиляр - в 2016 году этому формату исполняется 40 лет). «Электроника» также не была высокого качества, она была «слизана» с зарубежных образцов, но теперь частный потребитель видеопродукции мог не посещать видеосалоны, а смотреть дома - появился и рынок видеозаписей - классику мирового кино.

Появление кассетных бытовых видеомагнитофонов, при том, что начался активный ввоз в страну аппаратов зарубежного производства, повлекло за собой серьёзные последствия. Во-первых, несмотря на попытки остановить поток западной кинопродукции путём внесения в Уголовный кодекс статей об ответственности за распространение порнографии и культа жестокости (статья 228 УК РСФСР), видеомагнитофон дал миллионам советских людей доступ к иностранному киноискусству без идеологического контроля. Во-вторых, видеомагнитофоны сыграли не последнюю роль в крушении отечественного кинопроката и киноиндустрии. Вскоре контроль, даже посредством УК, ушёл в прошлое, «видики» стали ещё более доступными и дешёвыми, видеосалоны уступили место салонам видеопроката. А потом казавшийся незыблемым формат VHS стал анахронизмом - пришла «цифра», так называемые лазерные проигрыватели, которые сейчас уступают место компактным флешкам. Ведь современные телевизоры могут воспроизводить записи напрямую. Да и флешки оказываются ненужными при использовании принципа воспроизведения онлайн, напрямую через Интернет…

…А что же Понятов? Его детище, AMPEX, долгие годы была ведущим производителем студийной видеотехники. К слову, Никита Хрущёв, во время своего визита в США, специально оговаривал встречу с мистером Понятовым. Встреча состоялась, но о чём говорили первый секретарь ЦК КПСС и бывший поручик Белой армии, неизвестно.

Понятов предлагал создать филиал своей компании в СССР, но получил отказ

Пока производятся кассетные видеомагнитофоны, их производители делают лицензионные отчисления на счёт AMPEX, где Понятов был председателем совета директоров до отставки в 1970 году. Он всегда распоряжался высаживать у входа в офисы своей компании берёзки, поддерживал дома престарелых, при приёме на работу предпочтение отдавал инженерам, имевшим русские корни. В самом конце жизни Понятов признавался, что как-то предлагал создать филиал своей компании в СССР, но получил отказ. Александр Матвеевич скончался 24 октября 1980 года в своём доме в Калифорнии. В честь Понятова Американское общество инженеров кино и телевидения учредило памятную золотую медаль. AMPEX существует до сих пор, выпуская небольшими партиями аудио- и видеотехнику эксклюзивного качества. Те, кто пользовался продукцией этой фирмы, считают правильным говорить не «видеозапись», а «ампексирование» в знак того, что качество созданных Понятовым устройств выше всех прочих.



Авторы:

Александр Матвеевич Понятов прославился тем, что изобрел первый в мире видеомагнитофон. Эмигрировав из России после Гражданской войны, он основал в США собственную фирму под названием Ampex, производящую магнитофоны и аппаратуру для студийной записи. В память о родине он распорядился сажать по две березы перед входом в каждый филиал Ampex. В Африке эти деревья даже пришлось накрывать специальными куполами, чтобы создать им нужный климат…

Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Казанского уезда Казанской губернии (ныне - деревня Русско-Татарская Айша Высокогорского района Татарстана) в зажиточной семье. Его отец - Матвей Понятов - происходил из крестьян, но занявшись лесоторговлей, стал купцом первой гильдии. Понятовым принадлежали склады из природного камня, дом, пасека, мельница. Но Александр не захотел идти по его стопам. В семь лет он впервые увидел чудо-техники - паровоз, и с того момента решил стать инженером.

По окончании Первого реального училища в Казани А. М. Понятов в 1909-1910 годах проучился в Императорском Казанском университете на математическом отделении физико-математического факультета, но после перевелся на более прикладную специальность - в Императорское московское техническое училище (теперь МГТУ имени Баумана. Его учителем стал «отец авиации» Николай Жуковский, от которого Понятов заразился любовью к авиации и полетам.


В то время в Москве многие студенты разделяли революционные настроения, и Понятов не стал исключением. Он участвовал в нескольких митингах и, опасаясь преследований со стороны властей за участие в студенческих сходках в Москве, А. М. Понятов переезжает учиться в Карлсруэ, где получил образование в Высшей технической школе, где получил степень бакалавра по электромеханике. На учёбу в Германию он уезжал с рекомендациями профессора Н. Е. Жуковского. .

В 1913 году Александр вернулся на родину - окончил школу летчиков, и во время Первой мировой войны служил пилотом гидросамолета военно-морского флота. В Гражданской войне он выступал на стороне Белой армии и в 1920 году вынужден был эмигрировать. Сначала он работал помощником инженера в шанхайской компании, потом перебрался во Францию, а в 1927 году оказался в США. Сперва он устроился на работу в General Electric, но тяга к полетам привела его в компанию Dalmo-VictorWestinghouse, где он разрабатывал электроприводы для авиационных радаров.

В Калифорнии он наконец знакомится со своей половинкой - американкой Хейзел Хесс. Впрочем, сам он ее называл Еленой... Детей у них не было, и сведений о личной жизни изобретателя сохранилось очень мало.

Параллельно он экспериментировал со звукозаписью в собственном гараже. И в 1944 году созрел для создания собственной фирмы - Ampex, от собственных инициалов и слова «экспериментальный» - Alexander M. Poniatoff EXperimental. Сперва фирма была субподрядчиком Dalmo-VictorWestinghouse и поставляла электродвигатели для радиолокационных антенн самолетов. Но после войны заказы прекратились - пришлось искать изобретениям мирное применение. И Александр решил сконцентрироваться на только появившихся тогда устройствах магнитной звукозаписи.

Он начал совершенствовать магнитные ленты, чтобы сохранить все тонкости звучания. Фирме удалось заинтересовать популярного в то время певца Бинга Кросби, который вложил в разработку нового магнитофона 50 тысяч долларов. И за семь лет Ampex стала одним из самых популярных в США производителей звуковой аппаратуры!

Ровно 70 лет назад, 27 января 1948 года поступил в продажу первый бытовой магнитофон Ampex Model 200 (или просто Ampex-200), предназначенный не только для профессионального применения на радиостудиях, в научных организациях или в спецслужбах, но и для широкой продажи частным лицам. Хотя, цена этой первой модели была весьма суровой - 4000 долларов, что соответствовало цене хорошего автомобиля, всего через 8-10 лет магнитофоны подешевели более чем в 20 раз и выпускались десятками компаний в десятках миллионов экземпляров.

Магнитофон Ampex Model 200 с открытыми дверцами

К тому моменту Понятов стал задумываться над тем, как записать на магнитную ленту не только звук, но и картинку. Основной проблемой была продолжительность записи: для короткого двухминутного ролика требовались километры пленки! Вместе с помощниками он начал экспериментировать со способами записи и в конечном итоге остановился на поперечно-строчной записи вращающимися головками. Это позволило совместить высокую скорость записи с низкой скоростью движения самой магнитной ленты. Таким образом изобретатель смог добиться, чтобы на одном рулоне ленты помещался более-менее продолжительный видеоролик.

Если бы тогда я заранее представлял все трудности, которые предстоит преодолеть при создании видеомагнитофона, мы бы никогда не взялись за эту работу! - вспоминал впоследствии Александр Матвеевич. - Ведь сам видеомагнитофон - это лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Поскольку в любой системе записи первичен носитель, то для видеоленты была выбрана более прочная и более тонкая пластиковая основа, разработан более тонкий, малоабразивный и прочный лаковый рабочий слой (температура видеоголовки в месте соприкосновения с магнитной лентой достигает 700 градусов). В механике потребовалось достижение микронных точностей, в электронике - использование новых методов обработки сигнала; этот перечень можно продолжать бесконечно. В итоге видеомагнитофон оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и, чтобы разработать и организовать производство самого аппарата и видеоленты в условиях небольшой фирмы с очень ограниченными средствами, потребовалось сочетание героических усилий с гениальными научно-техническими решениями. В течение семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!

Первый видеомагнитофон AmpexVRX-1000 был продемонстрирован Понятовым в 1956 году в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов. Меньше чем за полгода аппарат стал использоваться во всех ведущих телестудиях страны. Процесс записи видео даже стали называть «ампексированием» - по имени фирмы. А в 1958 году видеомагнитофоны стали использоваться в NASA для записи космических полетов…

В 1959 году видеомагнитофон был продемонстрирован на выставке в Москве. Причем американский инженер, сопровождавший экспозицию, по распоряжению Понятова разрешал фотографировать всю техническую документацию. По воспоминаниям посетителей выставки, специалист охотно показывал техническое описание видеомагнитофона и призывал журналистов и любопытствующих сфотографировать все нужные электрические схемы.

На этой же выставке Хрущеву подарили кассету с записью его встречи с президентом США Никсоном, но в те времена в СССР просто не на чем было ее посмотреть! Поэтому запись просто отправили в архивы Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи… А позже туда пришла и посылка от Ampex с фотокопией всего технического описания видеомагнитофона. Вскоре в Новосибирске запустили серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1», сделанных на основе американской документации.

А Ampex тем временем выпустила линейку портативных видеомагнитофонов для домашнего использования, а также серию техники для видеожурналистики. В 1963 году был разработан видеомагнитофон с монтажными функциями и покадровым просмотром, в 1964-м освоили цветную видеозапись, а в 1967-м появилась функция замедленного просмотра. В том же году компания впервые стала использовать для записи 15-дюймовые диски - тогда их хватало на 30 секунд записи…

Параллельно компания занималась инновационными разработками в области звуко- и видеотехники. Например, в 1978 году Ampex создала систему видеографики, а позже освоила цифровые спецэффекты. К тому времени Понятов уже отошел от дел - за ним сохранилась должность почетного председателя совета директоров. В 1974 году по просьбе Гостелерадио с ним записали небольшую передачу, в которой он сформулировал свои главные правила: «Нужно всю жизнь учиться; ничего не надо считать догмой; необходимо всегда стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник (это будет обязательно замечено); следует избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50 процентов».

Я всего достиг, у меня замечательная фирма, - признавался Александр Понятов в конце жизни, - но у меня нет детей, продолжить мое дело некому. Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но… это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать. И я страдаю... В память о родине изобретатель распорядился сажать березы у входа в филиалы своей комапнии.

В 1980 году Александр Матвеевич скончался. Русская диаспора в Калифорнии до сих пор чтит его за то, что он дал работу тысячам русских эмигрантов. А Американское общество инженеров кино и телевидения учредило медаль имени Понятова, которую ежегодно присуждают за заслуги в этой области. Заслуги инженера отмечены и многими другими наградами."