Биографии Характеристики Анализ

Кипренский бедная лиза где хранится. Кипренский. Бедная Лиза






Портрет написан по рассказу Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". В то время, когда художник писал свою «Бедную Лизу», в устав императорской Академии художеств был введен новый пункт, по которому запрещалось принимать в академию детей крепостных, или, как они были названы в указе, «русских рабов». Художник, естественно, был возмущен этим фактом. Ответом его стал портрет бедной Лизы. К тому времени, когда появился этот портрет, интерес к одноименной повести Карамзина, написанной еще в XVIII веке, в 1792 году, заметно поутих. Однако художник счел возможным еще раз напомнить публике о трагической судьбе девушки.
Сюжет: После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет. Влюблённые проводят вместе все вечера, разделяют постель. Однако, с потерей невинности Лиза потеряла для Эраста и свою притягательность. Однажды он сообщает, что должен вместе с полком выступить в поход и им придётся расстаться. Спустя несколько дней Эраст уезжает. Проходит несколько месяцев. Лиза, оказавшись в Москве, случайно видит Эраста в великолепной карете и узнаёт, что он помолвлен (он проиграл в карты своё имение и теперь вынужден жениться на богатой вдове). В отчаянии Лиза бросается в пруд. Правда, соблазнителя - Эраста, виновника самоубийства Лизы, Карамзин заставляет умереть от раскаяния.
Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших девушку. Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов.
Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей должно расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок - символ любви. Весь пафос карамзинской повести, послужившей источником для этой работы, заключён в одной фразе: «И крестьянки любить умеют!».

СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПОВЕСТИ

Н.М.КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

Урок-исследование (2 урока)

Цели:

1. Продожить работу над анализом повести, системой образов, выявить его основные лейтмотивы

    Оценить значение произведения для современного читателя.

    Сделать выводы о соответствии повести требованиям сентиментализма.

    Развивать навыки устной монологической речи, продолжить наблюдение над стилем писателя.

    Развивать логическое мышление, навыки сравнения произведений разных видов искусства (литературное произведение, живопись, мультипликация, хореография и т.д)

    Формировать нравственно-этические качества личности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

    картина Л.В.Боровиковского «Портрет М.И.Лопухиной»

    иллюстрации учащихся к повести;

    картина И.М.Долматова «Портрет сестры»;

    запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года».

    Мультфильм по мотивам повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», 1978 год

    Ролик новостей НТВ о хореографической новелле Российского Государственного Театра Наций под руководством Евгения Миронова, 2011 год

1. Вступительное слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Чем интересна она современному читателю, насколько актуальна? Давайте же продолжим работу над произведением и обратимся к лейтмотивам повести Карамзина «Бедная Лиза».

Лейтмотив – (нем) Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея. Перен.

1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.

Где мы видим об этом упоминание в тексте?

    Информация о ландышах

Латинское название «ландыш» в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд.

В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.

Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие.

В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.

У А.Фета есть лирическое стихотворение «О первый ландыш»

2 . Чтение стихотворения «О, первый ландыш» А.А.Фета (1854), его короткий комментарий:

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает

О чем - неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Слова как будто о нашей героине, Лизе, нежной, робкой, наивной и доверчивой девушке. Стиль Фета очень похож на стиль Карамзина, особенно фразы:

    «девственная нега»;

    «душистая чистота»;

    «воспламеняющая весна»

    «робкий вздох благоухает»

Этот стиль вычурной, нежной и красивой прозы существенно отличается от современного стиля СМС, общения в Чатах… Нам очень не хватает современных образцов настоящей русской речи. Итак, мы видим, что Карамзин не случайно упоминает в своемпроизведении именно ЛАНДЫШ, а не иной какой-то цветок. У Ореста Кипренского, русского художника-портретиста, есть картина «Бедная Лиза». Интересна история ее написания .

Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Если писатель сентиментален в изображении своей бедной Лизы, то Кипренский романтичен. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал крепостную мать, ее судьбу, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана.

Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок - символ любви, у которой нет будущего. Кстати, у Лизы Кипренского в руках красный цветок, очень похожий на наш украинский «чернобрывец».

2-я группа. Проанализировать лейтмотив «лучи солнца», характеризующий душевное состояние героини.

Избранный нами мотив может показаться поначалу второстепенным и бледным, но стоит представить себе героиню, Лизу, как лучи солнца хлынут целыми потоками, раскрывая душевное состояние главной героини.

Таким образом, мы видим, что природа играет очень большое значение в раскрытии образов героев, раскрывает душу героини. Здесь много ярких и сочных пейзажей, полных жизни. Состояние героев соответствует состоянию природы. Она также дает оценку поступкам героев. Вся история любви героев написана на лоне природы.

Если лучи солнца – символ чистоты, света, то деньги – это символ богатства, власти, алчности, корысти. Убедимся на примерах:

3-я группа. Рассказать о губительной силе денег.

(Примеры из текста)

    Эраст покупает цветы за деньги, пытаясь заплатить за них больше, чем они того стоят (искушают Лизу, ее мать)

    Дает деньги матери (сколько?)

    Считает, что за деньги можно купить даже любовь

    Лиза передает подругой деньги для матери

4-я группа. Доказать, что слезы тоже являются лейтмотивом повести. Сколько раз в тексте упоминается понятие? Почему? Так как это произведение мы соотносим с направлением «СЕНТИМЕНТАЛИЗМ».

СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ПОВЕСТЬ ТРЕБОВАНИЯМ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА?

2) изображение мирной, идиллической жизни на лоне природы.

3) резкое противопоставление деревни как средоточия нравственной чистоты, естества – городу с его злом, суетой, условностями.

5) основная тема – любовная.

6) основная идея – протест против испорченности аристократического общества.

7) черты:

подчёркнутая субъективность подхода к миру;

культ чувства;

культ природы;

культ нравственной чистоты, неиспорченности;

утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий

5-я группа . Мотив несчастной любви

Отказавшись от любви, герой не находит личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении.

В образе Лизы много черт, которых лишен Эраст. Работа с текстом, подбор и зачитывание цитат

    Лиза отказывается от денег,

    Отказывает зажиточному жениху, который сватался за нее

    Эраст ради денег отказывается от любви, он не умеет любить по-настоящему

    (Примеры беззаветной любви Лизы)

    Трагическая кончина героини

«Ибо и крестьянки любить умеют…» - Карамзин . Одна из самых драматических сцен в повести. Автор: : “Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слёзы катятся по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?” Карамзин уверен, что любовь часто бывает трагична

Слово учителя.

Часто на уроках литературы мы сравниваем художественное произведение и другие виды искусства. Проследим наличие лейтмотивов повести в отрывке мультфильма, созданного по мотивам «Бедной Лизы».

В какой мере удалось авторам фильма передать идею произведения и какими средствами это достигнуто?

Просмотр фильма

    Музыка Алексея Рыбникова из оперы «Юнона и авось» (особая лиричность, прекрасное чувство – любовь)

    Ни единого слова. Невербальные средства общения (взгляд, жест – очень большое значение для раскрытия характеров Лизы и Эраста), слова и не нужны!!!

    Использование режиссером света и тени, хотя тона примерно одинаковы,

    С карамзинской изысканностью отображена эпоха ХУШ века

    Наиболее понравившиеся сцены:

    • У пруда (полумрак, интимность отношений героев, томный взгляд, легкая улыбка)

      Лиза качается на качелях – как бы «взлетает» на крыльях любви, развевающиеся волосы, застывшие взгляды Эраста и Лизы

      Лиза со свечой (горящая свеча- символ любви, преданности, она мерцает в темноте, икона Божьей матери, особенно глаза, которые показаны мельком, явно как укор Лизе).

Слово учителя

Мы видим, что сюжет «Бедной Лизы» и ее проблематика актуальны и в наше время. В апреле 2011 года в Киеве Российским Государственным Театром Наций под руководством Евгения Миронова была представлена хореографическая новелла по мотивам повести. Леонид Десятников написал камерную оперу, будучи еще студентом, в 70 годы, а известная ныне балетмейстер Алла Сигалова поставила эту композицию на сцене. Это неожиданная и смелая постановка, экпериментальный спектакль, где главные партии исполняют драматическая актриса Чулпан Хаматова и солист Большого театра Андрей Меркурьев. Это сплав пластики и движения, тоже без единого слова, потому что язык тела не требует особого комментария.

Ролик-анонс спектакля (просмотр, обсуждение) Беседа о роли невербальных средств общения в искусстве.

    Литературные реминисценции в искусстве.

Словарная работа . РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - Слово это имеет латинские корни и несёт в своей основе значение «воспоминания, припоминания, напоминания», в общем – всего, что связано с нашей памятью, а точнее действиями, ей производимыми.

Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам.

5

(Кадры из кинофильма, постановки, мультфильма по повести)

6. Заключительное слово учителя

Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги.

Именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»

Не всегда путь к любви усыпан лепестками роз. Как правило, судьба посылает нам много испытаний, помните строчки из стихотворения А.С.Пушкина:

    Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет!

Сердце в будущем живет,

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет,

Что пройдет, то будет мило.

8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

9. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. «Прожитый мною урок»

Литературные реминисценции

    Сентиментальная повесть «Несчастная Лиза» неизвестного автора (опубликована в журнале «Аглая» в 1810 году)

    Сюжет «Бедной Лизы» явно отражён в повестях А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель», причём в первом случае история отношений крестьянки и барина раскрывается как комедия, во втором - как трагедия

    История Эраста и Лизы обыграна в именах героев и сюжете романов Бориса Акунина «Азазель», «Весь мир театр».

Инсценировки

1989 - мюзикл «Бедная Лиза» - театр «У Никитских ворот», режиссёр Марк Розовский Камерная опера «Бедная Лиза » - Государственный театр наций, режиссёр Алла Сигалова, композитор Леонид Десятников, в ролях Чулпан Хаматова, Андрей Меркурьев.

Экранизации

1978

«Бедная Лиза», режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников

1998

«Бедная Лиза», режиссёр Слава Цукерман, в ролях Ирина Купченко, Михаил Ульянов.

О. Кипренский. Бедная Лиза, 1827. Фрагмент | Фото: gallerix.ru
В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.

О. Кипренский. Автопортрет, 1809 | Фото: tretyakovgallery.ru
Название «Бедная Лиза» действительно отсылает в первую очередь к повести Карамзина. К тому времени, когда был написан портрет – 1827 г. – интерес к этому произведению уже поутих, однако художник посчитал нужным напомнить публике о трагической судьбе девушки. Есть версия, что эта картина была данью памяти Карамзину, ушедшему из жизни в 1826 г. По сюжету повести, после смерти отца бедная крестьянка вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продавала ландыши в Москве и познакомилась там с молодым дворянином Эрастом. Между ними вспыхнули чувства, но вскоре юноша охладел к соблазненной им девушке и оставил ее. А позже она узнала, что он собирается жениться на пожилой богатой вдове, чтобы поправить свое состояние. В отчаянии Лиза утопилась в пруду.

О. Кипренский. Автопортрет (с розовым шейным платком), 1809 | Фото: gallerix.ru
Повесть Карамзина стала образцом русской сентиментальной литературы, а в начале XIX в. на смену сентиментализму пришел романтизм. Романтики провозгласили торжество чувства над разумом, духовного над материальным. В русской живописи того времени постепенно становится доминирующей тенденция выявлять в портретируемом не столько его социальный статус, сколько раскрывать психологическую глубину персонажа. Кипренский изобразил Лизу тоскующей, с красным цветком в руках – символом ее любви. Однако переживания девушки были близки и понятны художнику не только из-за способности сопереживания литературному персонажу, но и по личным причинам.

О. Кипренский. Портрет А. К. Швальбе (Портрет отца), 1804 | Фото: gallerix.ru
Точных данных о дате рождения и отце Кипренского не сохранилось. Биографы предполагают, что он был внебрачным сыном помещика Дьяконова и его крепостной Анны Гавриловой. Чтобы скрыть этот факт, после рождения сына помещик выдал девушку замуж за дворового человека Адама Швальбе и дал им вольную. От Швальбе художник принял отчество, он всю жизнь называл его своим отцом. А вот по поводу фамилии Кипренский существует несколько версий. Согласно одной из них, она происходит от названия местечка Копорье, близ которого на берегу Финского залива находилось поместье Дьяконова. По другой версии, своей фамилией Кипренский был обязан тем, что родился под «звездой любви» и назван в честь богини Киприды (Афродиты) – покровительницы влюбленных.

О. Кипренский. Бедная Лиза, 1827 | Фото: gallerix.ru
Один из первых биографов художника Н. Врангель писал: «Он всегда был мечтателем не только в искусстве, но и в жизни. Даже происхождение его – незаконного сына, – как в романе, предвещает жизнь, полную приключений». В биографии Кипренского действительно было немало загадок, и одной из первых стала тайна его рождения. Художник знал о бедственном положении своей матери, и поэтому историю бедной Лизы воспринимал как личную, как экстраполяцию истории своей семьи. Его положение в обществе и будущее было весьма неопределенным по милости отца, отдавшего дань Киприде.

О. Кипренский. Автопортрет, 1828 | Фото: tretyakovgallery.ru
По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником. Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу. Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.



О. Кипренский. Рисунок для автопортрета, 1828. Фрагмент | Фото: gallerix.ru


О. Кипренский. Бедная Лиза, 1827.

В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.



О. Кипренский. Автопортрет, 1809

Название «Бедная Лиза» действительно отсылает в первую очередь к повести Карамзина. К тому времени, когда был написан портрет - 1827 г. - интерес к этому произведению уже поутих, однако художник посчитал нужным напомнить публике о трагической судьбе девушки. Есть версия, что эта картина была данью памяти Карамзину, ушедшему из жизни в 1826 г. По сюжету повести, после смерти отца бедная крестьянка вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продавала ландыши в Москве и познакомилась там с молодым дворянином Эрастом. Между ними вспыхнули чувства, но вскоре юноша охладел к соблазненной им девушке и оставил ее. А позже она узнала, что он собирается жениться на пожилой богатой вдове, чтобы поправить свое состояние. В отчаянии Лиза утопилась в пруду.


О. Кипренский. Автопортрет (с розовым шейным платком), 1809

Повесть Карамзина стала образцом русской сентиментальной литературы, а в начале XIX в. на смену сентиментализму пришел романтизм. Романтики провозгласили торжество чувства над разумом, духовного над материальным. В русской живописи того времени постепенно становится доминирующей тенденция выявлять в портретируемом не столько его социальный статус, сколько раскрывать психологическую глубину персонажа. Кипренский изобразил Лизу тоскующей, с красным цветком в руках - символом ее любви. Однако переживания девушки были близки и понятны художнику не только из-за способности сопереживания литературному персонажу, но и по личным причинам.


О. Кипренский. Портрет А. К. Швальбе (Портрет отца), 1804

Точных данных о дате рождения и отце Кипренского не сохранилось. Биографы предполагают, что он был внебрачным сыном помещика Дьяконова и его крепостной Анны Гавриловой. Чтобы скрыть этот факт, после рождения сына помещик выдал девушку замуж за дворового человека Адама Швальбе и дал им вольную. От Швальбе художник принял отчество, он всю жизнь называл его своим отцом. А вот по поводу фамилии Кипренский существует несколько версий. Согласно одной из них, она происходит от названия местечка Копорье, близ которого на берегу Финского залива находилось поместье Дьяконова. По другой версии, своей фамилией Кипренский был обязан тем, что родился под «звездой любви» и назван в честь богини Киприды (Афродиты) - покровительницы влюбленных.


О. Кипренский. Бедная Лиза, 1827

Один из первых биографов художника Н. Врангель писал: «Он всегда был мечтателем не только в искусстве, но и в жизни. Даже происхождение его - незаконного сына, - как в романе, предвещает жизнь, полную приключений». В биографии Кипренского действительно было немало загадок, и одной из первых стала тайна его рождения. Художник знал о бедственном положении своей матери, и поэтому историю бедной Лизы воспринимал как личную, как экстраполяцию истории своей семьи. Его положение в обществе и будущее было весьма неопределенным по милости отца, отдавшего дань Киприде.


О. Кипренский. Автопортрет, 1828

По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником. Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу. Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.