Биографии Характеристики Анализ

Когда андрей николаевич туполев создал самолет. Авиация россии

В 1908 г. поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ), в 1918 г. окончил его с отличием. С 1909 г. член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910).

В 1916-18 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918-36 годах - член коллегии и заместитель начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 "Максим Горький" и рекордный АНТ-25.

Был необоснованно репрессирован и в 1937-41 годах, находясь в заключении, работал в ЦК.Б-29 НКВД. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

Предлагаю Вашему вниманию отрывок из книги Л.Л. Кербера "Туполев":

"Как могло случиться, что рождение своей 58-й (Ту-2) машины туполевцы отпраздновали в столь необычных условиях (тюрьме)? Кто этому "помог"? Обратимся к широко известным книгам А.С. Яковлева "Цель жизни" и "Советские самолеты"? Из того, что в них сказано о А.Н. Туполеве следует, что АНТ:

своевременно не подготовил замену устаревшим, тихоходным бомбардировщикам ТБ-3;

своевременно не постарался увеличить скорость самолетов СБ, которые стали нести ощутимые потери от модифицированных в ходе войны в Испании немецких истребителей;

Лучшие дня

не создал к началу войны нужный Советской Армии бомбардировщик.

Мог ли быть до такой степени несведущим А.С. Яковлев, авиаконструктор, а с января 1940 года - заместитель наркома по опытному самолетостроению? Мог ли не знать,что:

В 1936 году, т.е. за 5 лет до войны, в КОСОС была подготовлена замена ТБ-3, создан бомбардировщик ТБ-7, имевший скорость в 2 раза большую, чем ТБ-3?

В 1937 году Туполев был отстранен от работы, репрессирован, поэтому в ходе войны в Испании не мог модернизировать СБ?

Что еще в 1940 году Туполев разработал лучший фронтовой бомбардировщик времен Отечественной войны - самолет "103" (Ту-2)?

А.С. Яковлев, не только автор книги по авиации, но и референт вождя по этим вопросам, естественно, охотно делился своими взглядами с ним. При всей известной подозрительности Сталина и его недоверии к старой интеллигенции разве это не подходящая почва для вопроса: а до конца ли лоялен Туполев?

1937 год. В Испании оперативно улучшенные немцами истребители Ме-109 с более мощными моторами начинают активно сбивать туполевские бомбардировщики СБ. Сталин крайне огорчен: опять пороки у машин этого "старого специалиста". Почему он вовремя не улучшил свой СБ, ведь Яковлев доказал, что это возможно. Необыкновенно быстро созданный им двухмоторный самолет Як-4 с теми же моторами, что у СБ, летает на 100 км быстрее!

Срочно запустив ББ-22 в серию, военные вскоре убедились, что безоружный Як-4 им не нужен, а при установке на него всего двух оборонительных пулеметов и необходимого оборудования выигрыш в скорости исчез. Несколько сотен ББ-22 снимают с вооружения, в войне с немцами они не пригодны.

1942 год. В Омске налажен выпуск самолетов Ту-2, максимум примерно 2-2,5 самолета в сутки, то совсем неподалеку были два авиазавода, выпускавшие уже устаревшие Ил-4. Обладавшие большей дальностью и приемлемой скоростью (меньшей, чем у Ту-2), Ил-4 отличались одним существенным недостатком: слабым оборонительным вооружением (всего два ШКАС). Потери этих машин были так велики, что пришлось их перевести на ночное бомбометание, которое было малоэффективным.

Возникала естественная мысль о переводе заводов, выпускавших Ил-4 на Ту-2. Однако вскоре пришла телеграмма за подписью Сталина: производство Ту-2 прекратить, взамен их наладить выпуск истребителей Як"

Мое примечание: Производство самолетов Ту-2 было восстановлено только в 1943 году. За период 1942-1945 г.г. было построено всего 1216 самолетов Ту-2, по некоторым данным 800 самолетов за годы войны (80 самолетов первоначально). Для сравнения аналогичный самолет Люфтваффе Ju-88 был выпущен в количестве 15200 самолетов.

Самолет был действительно хорош и нужен нашей армии. Создание Ту-2 коллективом осужденных - несомненно выдающаяся победа, победа несломленного духа.

В послевоенный период под руководством Туполева (с 1956 года он генеральный конструктор) создан ряд военных и гражданских самолётов: Ту-4 (копия американского В-29) , Ту-12, Ту-95, Ту-16, Ту-22. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А. А. Туполевым).

А.Н.Туполев почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Ему присуждены премии Н. Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль ФАИ (1958), премия им. Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971). Лауреат Ленинской премии (1957), Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). Награжден 8 орденами Ленина, Суворова 2-й степени.

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии (области) в многодетной семье. Мать его была из дворян, отец - из разночинцев.

В 1906 году Андрей Туполев окончил гимназию в городе Тверь.

В 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище (позже МВТУ). Во время учебы под руководством Николая Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. В 1910 году совершил первый полет на планере, в постройке которого участвовал.

В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции.

В 1916-1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

В 1918 году Туполев с отличием окончил МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах - член коллегии ЦАГИ.

С 1922 года - председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого КБ.

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава - кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году - первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году - первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года - заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года - начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года - заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

Андреем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным.

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.

В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов - стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с Алексеем Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка авиационной компании "Аэрофлот", эксплуатировались в десятках стран.

Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

Награжден восемью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями, а также иностранными орденами. Почетный гражданин Парижа (Франция), Нью-Йорка (США) и города Жуковский Московской области.

Туполев был женат на Юлии Николаевне Туполевой (1894-1962). В семье было двое детей. Сын - Алексей Туполев, профессор, генеральный конструктор ОКБ "Туполев" (1973-2001). Дочь - Юлия Туполева, врач

Имя Андрея Туполева носят продолжатель традиций ОКБ А. Н. Туполева - ОАО "Туполев", входящее в ОАО "Объединенную авиастроительную корпорацию", Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря.

Именем Андрея Туполева названа набережная в Москве, улицы в Киеве (Украина), Ульяновске, Кимрах, Жуковском и других городах. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал Андрей Туполев, установлены мемориальные доски.

В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева. В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень.

Андрей Николаевич Туполев (1888-1972),

авиаконструктор, академик.

Родился в селе Пустомазово Тверской губернии. Начальное образование получил дома, окончил Тверскую классическую гимназию и поступил на механическое отделение Высшего московского технического училища.
В 1909 году поступил в воздухоплавательный кружок. Работал по постройке планеров, совершал на них полеты.


АНТ-1 на испытаниях.



А.Н.Туполев (в центре) у АНТ-1

Ученик и сотрудник Николая Жуковского. В 1918 году вместе с Жуковским основал Центральный аэрогидродинамический институт.
В 1918-1935 гг. Туполев — заместитель руководителя института, возглавляет опытное конструкторское бюро, деятельность которого связана с проектированием самолетов, торпедных катеров и аэросаней.

Всего под его руководством создано более 100 видов военных и гражданских самолетов, 70 из которых строились серийно, в том числе АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский).

На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. Чкаловым и М. Громовым на АНТ-25 через Северный полюс в США.
Туполев стал академиком, генеральным конструктором.

Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря. В городе Кимры Тверской области установлен бюст Туполеву.
Сын Туполева, Александр Андреевич Туполев — также известный авиаконструктор, академик.

Фотогалерея самолетов ТУ:

ТУ - 134



ТУ - 144







ТУ - 154



ТУ - 204


В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции.

В 1916-1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

В 1918 году Туполев с отличием окончил МВТУ и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1936 годах — член коллегии ЦАГИ.

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого КБ.

В 1922-1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (АНТ-4, 1925).

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

С 1930 года он был главным конструктором ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, с 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства.

С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.

21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).

19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева.

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

Андреем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода "Челюскин" на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции "Северный полюс" во главе с Иваном Папаниным.

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.

В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов — стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с Алексеем Туполевым).

Самолеты Туполева стали основой парка авиационной компании "Аэрофлот", эксплуатировались в десятках стран.

Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). ОКБ А. Н. Туполева — ОАО "Туполев", входящее в ОАО "Объединенную авиастроительную корпорацию", Казанский технический университет, остров в Обской губе Карского моря.

Именем Андрея Туполева названа набережная в Москве, улицы в Киеве (Украина), Ульяновске, Кимрах, Жуковском и других городах. На зданиях в Москве и Омске, в которых работал Андрей Туполев, установлены мемориальные доски.

В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева. В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Биография

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич , советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968). Трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945, 12.07.1957, 22.11.1972). Герой Труда РСФСР (1926).

Родился в семье нотариуса. В 1906 г. окончил Тверскую гимназию. В 1908 г. поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где под руководством Н.Е. Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. Студентом участвовал в проектировании и строительстве аэродинамических труб, постройке планёра, на котором совершил свой первый полёт. По окончании в 1918 г. МВТУ он вместе Н.Е. Жуковским стал одним из организаторов Центрального Аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где являлся заместителем начальника ЦАГИ. В 1922 г. он сформировал в составе ЦАГИ и возглавил Опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием авиационной промышленности (тяжёлые боевые и гражданские самолёты), судостроением (торпедные катера), а также с проектированием аэросаней.

В 1922-1924 гг. Туполев руководил работами по внедрению дуралюмина в самолётостроение, что позволило авиапромышленности СССР перейти от биплана к свободнонесущему моноплану. В 1923 г. им был создан лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 г. - первый советский цельнометаллический самолёт (АНТ-2), в 1925 г. - первый боевой цельнометаллический самолёт (АНТ-3), строившийся серийно и поступивший на вооружение как разведчик Р-3. В том же году им был создан самолет АНТ-4, поступавший на вооружение как бомбардировщик ТБ-1. С 1930 г. - главный конструктор ЦАГИ. С 1931 г. - заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. Выдающимся достижением конструкторской мысли стали самолеты АНТ-7 (разведчик Р-6), тяжелый бомбардировщик ТБ-3, использовавшийся советскими летчиками во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне, скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40). Авиационная техника, разработанная Туполевым и его ОКБ, позволила в 1930-е годы значительно повысить авторитет СССР на мировой арене, чему способствовал целый ряд перелётов по СССР, Европе и в Америку. Наиболее известны: в 1934 г. спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4; беспосадочные перелёты в США экипажей В.П. Чкалова (Москва - Северный полюс - Ванкувер; 18-20.06.1937) и М.М. Громова (Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто; 12-14.07.1937) на АНТ-25; воздушные экспедиции по организации, высадке и снятию научных экспедиций «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным.

С 1936 г. - 1-й заместитель начальника и главный инженер Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, одновременно возглавлял выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156). В 1937 г. А.Н. Туполев по ложному обвинению в организации и руководстве «Русско-фашистской партией», а также в шпионаже в пользу Франции, был арестован и до 1941 г., находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. Здесь им создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2) - один из лучших самолетов Второй мировой войны. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. А.Н. Туполев был досрочно освобожден со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 г. Но реабилитирован он был только в 1955 г. определением Военной коллегии Верховного суда СССР.

С началом Великой Отечественной войны эвакуирован в Омск, где назначен главным конструктором завода № 166 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Основной задачей в годы войны стали доработка и серийное производство бомбардировщика Ту-2. Всего в Великой Отечественной войне участвовали созданные Туполевым бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2, разведчик Р-6, торпедные катера Г-4, Г-5. В 1943 г. он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где и была создана главная база ОКБ А.Н. Туполева. В августе 1944 г. ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

В послевоенный период под руководством Туполева создано семейство военных самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4 (1947), первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик Ту-12 (1947), турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1956), дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16 (1953), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959) и многие другие. В августе 1947 г. ему было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы. В 1956 г. А.Н. Туполева назначают Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР. В 1956-1957 гг. КБ Туполева занималось разработкой беспилотных летательных аппаратов. Были созданы крылатые ракеты, беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб». Велись работы по ракетоплану «Проект 136» («Звезда»). С 1955 г. в КБ велись работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 с подобной силовой установкой. Одновременно широко развивалось и гражданское авиастроение. На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 г. был создан первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114 (1957), ближние и средние магистральные самолёты Ту-110 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1967), Ту-154 (1970), а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с А.А. Туполевым). Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов. Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й ст. (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Как ученый А.Н. Туполев внес значительный вклад в такие разделы механики как аэромеханика и гидромеханика, воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. Он являлся почётным членом Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института авиации и космонавтики (1971). Удостоен Большой золотой медали Международной Авиационной Федерации (ФАИ), золотой медали им. Н.Е. Жуковского «За лучшую работу по теории авиации» (1958), премии им. Леонардо да Винчи (Италия), золотой медали основоположников авиации (Франция). Имя Туполева увековечено в названии Авиационного научно-технического (научно-производственного) комплекса в Москве. Учреждена Золотая медаль им. А.Н. Туполева. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден 8 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями, а также болгарским орденом Георгия Димитрова.