Биографии Характеристики Анализ

Коммуникативные качества речи (качества хорошей речи). Темы практических занятий по курсу русский язык и культура речи

Страница 3

Краткость речи. Это умение передавать мысль наименьшим количеством слов, не дублируя их. Стилистически является не верным, если повторяется уже сказанное, или объясняется и без того понятное.

Полнота речи. Недостатком речи, противоположным краткости, является неполнота. Причиной данной ошибки является то, что пишущий переносит в текст навыки устной разговорной речи. Так при визуальном контакте многие выражения являются понятными и не требуют дополнительных пояснений. Письменный же процесс предполагает более полное развернутое выражение мысли.

Логичность речи. Под логикой речи можно понимать с одной стороны закономерный ход рассуждений и умозаключений, с другой – разумность, внутреннюю закономерность в построении текста. Таким образом, предполагается логика вывода и логика текста.

Реферат заканчивается списком использованной литературы.

Последним этапом работы над рефератом является либо его защита в виде выступления во время семинарского занятия, либо реферат сдается на проверку преподавателю.

Реферат либо печатается на компьютере, либо пишется от руки.

Титульный лист реферата оформляется в соответствии с образцом.

Объем реферата должен составлять 10–12 страниц формата А4, набранных (написанных) с одной стороны листа.

Набор текста осуществляется с использованием редактора Word, шрифта Times New Roman 14 кеглем, межстрочный интервал должен составлять 1 пункт. Абзацный отступ – 1,25 мм.

Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм. Основной текст реферата выравнивается по ширине.

Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста реферата. Для акцентирования внимания на определениях, терминах, важных моментах можно использовать компьютерные возможности: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, подчеркивания и другое.

Заголовки структурных частей реферата «введение», «глава», «заключение», «литература» печатаются прописными буквами в середине строк с использованием полужирного шрифта размером на 2 пункта больше, чем шрифт основного текста.

Заголовки разделов печатаются строчными буквами полужирным шрифтом размером на 1 пункт больше, чем шрифт основного текста (Пример: «Архитектура Беларуси в XVI–XVIII вв.»).

В конце заголовков глав, разделов и подразделов точку не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой (точками).

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно составлять 2 межстрочных интервала. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в 1 межстрочный интервал. Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует, должно составлять 3 межстрочных интервала.

Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей реферата является титульный лист, который включается в общую нумерацию страниц реферата. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.

Список использованной литературы помещается в конце работы. Он содержит библиографические записи либо в алфавитном порядке, либо по мере появления ссылок в тексте. Приведение одной и той же работы в списке литературы допускается только один раз.

Пример оформления списка литературы реферата

Характеристика источника

Пример оформления

Бардах Ю. Штудыі з гісторыі Вялікага княства Літоўскага. – Мінск: ТАА «Типография ПОЛИТМАГ», 2002. – 459 c.

Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. – М.: «Юридическая литература», 1980. – 559 с.

Сям’я і сямейны быт беларусаў/пад рэд. В.К. Бандарчыка [і інш.]. пад агульн. рэд. В.К. Бандарчыка – Мн.: Навука і тэхніка, 1990. – 256 с.

Глава из книги

Чаквін І.У. Этнаграфія беларусаў эпохі Скарыны: сямейны і грамадскі побыт, матэрыяльная і духоўная культура // Скарына і яго эпоха /пад. рэд. В.А. Чамярыцкага – Мінск: Навука і тэхніка, 1990. – 280 с.

Отдельный том многотомного издания

Беларусы: у 9 т. Т. 5: Сям’я/В.К. Бандарчык, Г.М. Курыловіч Т.І. Кухаронак; пад рэд. В.К. Бандарчыка [і інш.]. – Мінск: Бел. навука, 2001. – 375 с.

Статья из журнала

Дзярновіч А. Да праблемы акта як рознавідавой крыніцы: дыпламатычнае справаводства канца XV – першай паловы XVI стагоддзяў ў Цэнтральнай і Усходняй Еўропе // Архівы і справаводства. – 2000. – №5. – С. 86–92.

Статья из продолжающегося издания

Сліж, Н. Шляхецкія тэстаменты 16–17 стст./Н. Сліж, М. Гардзееў // Гістарычны альманах. – Гародня, 2000. – Т. 3. – C. 89–110.

Статьи из сборников тезисов докладов и материалов конференций

Сліж, Н. Ул. Міжсаслоўны шлюб: выпадак з судовай справы 1583 г./Н. Сліж // Актуальные проблемы из исторического прошлого и современности в общественно-гуманитраных и социо-религиоведческих науках Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья: материалы междунар. науч.-теоретич. конф. в 3-х ч. Ч. 2., Витебск, 19–20 апреля 2007 г./УО «Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова»; под ред. В.А. Космач и [др.]. – Витебск, 2007. – С. 152–153.

Ресурсы удаленного доступа

Эйке из Репкова Саксонское зерцало. В 2-х ч. Ч. 1: Земское право. В 3-х книгах. Кн. 3. /пер. Л.И. Дембо. – М.: Наука, – 1985. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Germany/XIII/Sachsenspiegel/ frametext3.htm. – Дата доступа: 08.01.2007

Новое о педагогике:

Опытно – экспериментальная работа и ее результаты
Технологии использования элементов проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по модулю «Средства массовой информации» для студентов 2 курса ТЭФ, Государственного технического университета г. Комсомольск-на-Амуре: В результа...

Самостоятельная работа учеников у технологии модульно-рейтинговой учебы
Существующая традиционная технология учебы в школах, которая построена на пассивных информационных смысловые и методах учебы, не стимулирует систематическую самостоятельную учебную деятельность учеников. Потому учебный процесс должен быть...

Это очень важная глава. «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все»(Вольтер). В одном докладе мы никогда не исчерпаем нашу тему, а только исчерпаем тер­пение наших слушателей. Совет Лютера молодому про­поведнику: «Коль поднимаются, да рот пошире откры-вают, то люди уши затыкают. За четверть часа напропо- ведуют гораздо больше, чем сделают за 10 лет. Если по­чувствовал, что люди слушают прилежнее, тут же закан­чивай свою проповедь. Вот тогда у тебя будут слушате­ли». Лютер отвергал риторику, как стремящуюся искусно приукрашивать дела словами. Он выступал против многословного краснобайства и в одной застольной речи сказал: «Если занимаются риторикой и употребляют мно­го слов, не имея фундамента, значит, за этим ничего нет, это только разукрашенная вещь, вырезанный и размале­ванный идол».

Различие между скупой на слово диалектикой и мно­гословной риторикой Лютер показал на следующем при­мере: «Диалектика говорит: дай мне есть; риторика гово­рит: я весь день шла трудной дорогой, я устала, больна, голодна и так далее, мне нечего есть; дай мне хоть кусочек мяса, хорошо прожаренного, дай мне выпить кружку пива».

Марк Твен рассказал: однажды ему так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен пони­зил свое подаяние на половину доллара. Проповедь про­длилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать свою потерю времени.

Древние спартанцы были врагами многословия. Од­нажды в голодное время посланец другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: «Мы забы­ли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца».

Второй посланник показал пустой мешок и только сказал: «Вы видите: он пуст; пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь». Спартанец исполнил желание, но не без поучения: «В следующий раз говори короче. Что ме­шок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, мо­жешь не упоминать».

«Берегись многословия!» Это последнее высказыва­ние справедливо и сегодня. «Чтобы быть скупым на сло­ва, нужно овладеть полнотой понимания. Но эта полно­та достигается долгим упорным размышлением, которое предки называли медитацией»(Науманн).

«Истинное красноречие состоит в том, чтобы ска­зать все, что необходимо; но сказать только то, что необходимо» (Ларошфуко в своих «Максимах»).

Многословие равнозначно скуке. Самая сокруши­тельная критика речи, какую я знаю, заключена в одном предложении: «Доклад начался в восемь, когда в один­надцать я взглянул на часы, была половина девятого» Скучного оратора не ценили никогда и нигде. «Дорогой друг, - ехидно сказал политический противник чрезмер­но молчаливому Шефтсбери (1671-1713). - Вы не рас­крыли рта ни на одном заседании парламента!» «Вы оши­баетесь, дорогой друг, - парировал Шефтсбери невозму­тимо. - Пока вы говорили, меня одолевала зевота».

Из Аргентины сообщали (1962) , что политик Луис Мигель вызвал одного врача на дуэль - драться на саб­лях. Причина: Мигель узнал, что медик прописывал сво­им пациентам его речи в качестве снотворного.

У одного британского премьер-министра во время скучной речи закрылись глаза. Оратор: «Мне кажется, до­сточтимый премьер-министр заснул». Тот медленно от­крыл глаза и тяжело вздохнул: «Как бы я хотел, чтобы так и было».

И сегодня в некоторых странах практикуются усып­ляющие длинные речи. На партийном съезде христианс­ких демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Моро говорил в течение шести часов. Рекордсме­ном «долгих речей» в Германии стал депутат Антрику: в 1911 г. в рейхстаге он держал восьмичасовой ораторс­кий день. Но потом этот рекорд побил его австрийский коллега Лехер, который «без точек и запятых» в рейх­стаге на земле прекрасной Вены говорил в течение 14 часов. Чтобы избежать дальнейших рекордов, ограничи­ли время выступления.

Говорят, скорее всего шутливо: оратору позволено го­ворить обо всем на свете, но только не больше часа. И евангелист Матфей предупреждает, цитируя речь

Христа к фарисеям: «Говорю же вам, что за всякое праз­дное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда» (Матф. 12, стих 36).

Можно говорить гораздо короче и выразительнее, чем мы думаем. Речь не должна подменять книгу. Мы легко вкладываем в речь слишком многое. Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - результат недостаточной подготовки.

«Это письмо длиннее обычного, потому что у меня не было времени сделать его короче», - признался однажды другу Паскаль. Вместо «письмо» зачастую можно сказать «речь».

И подумайте при составлении речи о старой театраль­ной мудрости: то, что вычеркнуто, провалиться не может.

«Говори кратко!» - так написано в кабинках для теле­фонов. Это напоминание следует не только вывешивать в залах заседаний, но и принимать во внимание самым се­рьезным образом.


Это очень важная глава. «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все»(Вольтер). В одном докладе мы никогда не исчерпаем нашу тему, а только исчерпаем тер­пение наших слушателей. Совет Лютера молодому про­поведнику: «Коль поднимаются, да рот пошире откры-вают, то люди уши затыкают. За четверть часа напропо- ведуют гораздо больше, чем сделают за 10 лет. Если по­чувствовал, что люди слушают прилежнее, тут же закан­чивай свою проповедь. Вот тогда у тебя будут слушате­ли». Лютер отвергал риторику, как стремящуюся искус-

но приукрашивать дела словами. Он выступал против многословного краснобайства и в одной застольной речи сказал: «Если занимаются риторикой и употребляют мно­го слов, не имея фундамента, значит, за этим ничего нет, это только разукрашенная вещь, вырезанный и размале­ванный идол».

Различие между скупой на слово диалектикой и мно­гословной риторикой Лютер показал на следующем при­мере: «Диалектика говорит: дай мне есть; риторика гово­рит: я весь день шла трудной дорогой, я устала, больна, голодна и так далее, мне нечего есть; дай мне хоть кусочек мяса, хорошо прожаренного, дай мне выпить кружку пива».

Марк Твен рассказал: однажды ему так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен пони­зил свое подаяние на половину доллара. Проповедь про­длилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать свою потерю времени.

Древние спартанцы были врагами многословия. Од­нажды в голодное время посланец другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: «Мы забы­ли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца».

Второй посланник показал пустой мешок и только сказал: «Вы видите: он пуст; пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь». Спартанец исполнил желание, но не без поучения: «В следующий раз говори короче. Что ме­шок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, мо­жешь не упоминать».

«Берегись многословия!» Это последнее высказыва­ние справедливо и сегодня. «Чтобы быть скупым на сло­ва, нужно овладеть полнотой понимания. Но эта полно­та достигается долгим упорным размышлением, которое предки называли медитацией»(Науманн).

«Истинное красноречие состоит в том, чтобы ска­зать все, что необходимо; но сказать только то, что необходимо» (Ларошфуко в своих «Максимах»).

Многословие равнозначно скуке. Самая сокруши­тельная критика речи, какую я знаю, заключена в одном предложении: «Доклад начался в восемь, когда в один­надцать я взглянул на часы, была половина девятого» Скучного оратора не ценили никогда и нигде. «Дорогой друг, - ехидно сказал политический противник чрезмер­но молчаливому Шефтсбери (1671-1713). - Вы не рас­крыли рта ни на одном заседании парламента!» «Вы оши­баетесь, дорогой друг, - парировал Шефтсбери невозму­тимо. - Пока вы говорили, меня одолевала зевота».

Из Аргентины сообщали (1962) , что политик Луис Мигель вызвал одного врача на дуэль - драться на саб­лях. Причина: Мигель узнал, что медик прописывал сво­им пациентам его речи в качестве снотворного.

У одного британского премьер-министра во время скучной речи закрылись глаза. Оратор: «Мне кажется, до­сточтимый премьер-министр заснул». Тот медленно от­крыл глаза и тяжело вздохнул: «Как бы я хотел, чтобы так и было».

И сегодня в некоторых странах практикуются усып­ляющие длинные речи. На партийном съезде христианс­ких демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Моро говорил в течение шести часов. Рекордсме­ном «долгих речей» в Германии стал депутат Антрику: в 1911 г. в рейхстаге он держал восьмичасовой ораторс­кий день. Но потом этот рекорд побил его австрийский коллега Лехер, который «без точек и запятых» в рейх­стаге на земле прекрасной Вены говорил в течение 14 часов. Чтобы избежать дальнейших рекордов, ограничи­ли время выступления.

Говорят, скорее всего шутливо: оратору позволено го­ворить обо всем на свете, но только не больше часа. И евангелист Матфей предупреждает, цитируя речь

Христа к фарисеям: «Говорю же вам, что за всякое праз­дное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда» (Матф. 12, стих 36).

Можно говорить гораздо короче и выразительнее, чем мы думаем. Речь не должна подменять книгу. Мы легко вкладываем в речь слишком многое. Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - результат недостаточной подготовки.

«Это письмо длиннее обычного, потому что у меня не было времени сделать его короче», - признался однажды другу Паскаль. Вместо «письмо» зачастую можно сказать «речь».

Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где автор вместо точных количественных значений употребляет слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Необходимы:

Строгая последовательность изложения (в соответствии с планом и содержанием).

Полная согласованность между собой смежных предложений, особенно располагающихся в разных абзацах.

Требование к соответствию приводимых данных и статистических выкладок реальным событиям и фактам.

Это значит, что научный текст отличает прагматическое построение. В нём всё направлено на решение поставленной во введении цели. Используемые в научном тексте средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью.

Варианты

Домашних заданий

1. Какой закон классической формальной логики задействован в рассуждении: «Нормальный. Это говорят, когда кто-нибудь нормальный и про кого нельзя сказать, что он ненормальный» (Шекспир «Генрих IV»):

a) тождества; b) двойного отрицания; c) простой контрапозиции; d) достаточного основания?

2. Восстановите энтимему: «Луна вращается вокруг Земли, т. к. вокруг Земли вращаются звёзды». Семантическим способом проверьте правильность полученного простого категорического силлогизма.

3. Выясните, какого рода следование имеется в рассуждении: «Лебеди бывают только белыми, потому что учёные европейцы до какого-то времени иных нигде не встречали».

4. Вычислите вероятность осуществления событий, высказывание о которых фиксируется формулой (aÉe), при условии осуществления событий, фиксируемых формулой (((aÙbÙc)Ée)Ù((aÙd)Ée)Ù((bÙc)ÉØe)Ù((dÙb)ÉØe)).

5. В рассуждении «Когда дует ветер, деревья качаются, когда он не дует, они не качаются; при этом установлено, что ветер дует, когда никаких деревьев нет совсем; следовательно, качание деревьев вызвано ветром» использован метод:

a) остатков; b) соединённый метод сходства и различия; c) уподобления; d) сопутствующих изменений.

6. Запишите на языке классической логики предикатов высказывание, являющееся первым импликативным суждением в рассуждении, приведённом в предыдущем задании.

7. В каких отношениях находятся суждения: А) «Все львы - хищники», В) «Некоторые львы - хищники»; С) «Все змеи не теплокровны», D) «Некоторые рыбы и не только они не теплокровны»?

8. Осуществите противопоставление субъекту и противопоставление предикату высказывания D из предыдущего задания.

9. Формализуйте, используя язык классической логики предикатов, рассуждение: «Поскольку неверно, что некоторые лебеди обладают белым оперением, постольку верно, что все лебеди не обладают белым оперением». Постройте доказательство полученной формулы.

10. Какая ошибка совершена при использовании в аргументативном процессе рассуждения: «То, что Иванов не брал взаймы у Сидорова, очевидно, поскольку они никогда не совершали между собой денежных сделок»:

a) переход в другой род; b) ложность оснований; c) от сказанного с условием к сказанному безусловно; d) довод к человеку).

11. Определите вид и состоятельность вывода: «Первый блин был комом, второй блин был комом, третий блин был комом, значит, все выпекаемые мной блины будут иметь форму комка».

12. Назовите основные виды эвристик, используемые в натуральном исчислении высказываний.

13. Докажите, что |- (((АÙВ)ÉС))É((ВÙØС)ÉØА)).

14. Предметное значение «логичности» в высказывании «Логично, что во время полнолуния наблюдаются самые высокие приливы» соответствует:

a) логике как науке; b) объектной логике; c) субъектной логике; d) диалектической логике.

15. Осуществите все возможные выводы по логическому квадрату из суждения, приведённого в предыдущем задании.

16. Чем является утверждение «Гнейсы имеют органическое происхождение»:

a) умозаключением по аналогии; b) частной гипотезой; c) общей гипотезой; d) ничем из перечисленного выше?

17. Подберите два несравнимых суждения, соответствующие модельной схеме:

U S + , M +
18. Констатация «Из ложного высказывания следует какой угодно вывод» - это формулировка:

a) закона тождества; b) закона пронесения квантора; c) закона идемпотентности; d) закона Дунса Скотта?

1. Какой вывод и при помощи какого метода можно сделать, согласно схеме:

______________ .

2. Определите табличным способом вид формулы: ((a&b)Éc)É(aÉ(bÉc)).

3. Восстановите энтимему «Все преступления наказываются, значит, неуплата налогов - преступление» в полный силлогизм и проверьте его правильность.

4. К ошибкам в основаниях доказательства не относится:

a) порочный круг; b) мнимое следование; c) основное заблуждение; d) ничто из перечисленного выше.

5. В чём заключается ошибка: «Несомненно, это растение - белладонна, ведь без труда можно ощутить неприятный, одуряющий запах, идущий от её цветов».

6. Осуществите доказательство формулы (((cÉa)Ù(dÉb))Ù(ØaÚØb))É(ØcÚØd)) и определите вид данного умозаключения.

7. Сформулируйте правила доказательного рассуждения, относящиеся к аргументам. Приведите примеры из практики связей с общественностью.

8. Определите, какое требование к теоретическому обоснованию гипотез было нарушено: «Во время гражданской войны в одной из сибирских деревень по ночам на воротах сочувствовавших Советской власти крестьян стали появляться гигантских размеров дегтярные отпечатки, получившие прозвище “дьявольской лапы”, поскольку местные старухи уверяли, что воочию видели “врага рода человеческого” за этим делом. Устроенная засада обнаружила, что отпечатки оставлял при помощи специально скроенной гигантской перчатки ярый противник установления Советской власти в данной деревне».

9. Основоположником какой из разновидностей логики является Лейбниц:

a) математической; b) паранепротиворечивой; c) формальной; d) диалектической?

10. Дайте определения: 1) полной (неистинной) и 2) научной индукции.

11. Сформулируйте смысл и запишите схемой: 1) «правило введения дизъюнкции»; 2) «правило исключения импликации».

12. Осуществите все возможные умозаключения по логическому квадрату из высказывания «Верно говорят, что в Москве кур доят».

13. Используя язык классической логики предикатов, осуществите запись выражений: 1) Всякий, кто понимает законы логики, может ими воспользоваться; 2) Ни один из слушателей лектора не забыл законов логики.

14. Схемой (АÚØА) выражается закон:

a) достаточного основания; b) исключенного третьего; c) контрапозиции; d) Дунса Скотта.

15. Семантическим способом подтвердите или опровергните наличие логического следования в простом категорическом силлогизме, восстановленном согласно требованию задания № 3.

16. К видам несовместимости суждений относится:

a) тождество; b) субконтрарность; c) контрарность;d) подчинение.

17. Определите вид и состоятельность умозаключения: «Если у больного гипотония, то у него пониженное артериальное давление, но у данного больного не пониженное артериальное давление, значит, у данного больного гипотония отсутствует».

18. В структуру умозаключения по аналогии входит:

a) модель; b) большая посылка; c) консеквент; d) пропонент.

1. Сформулируйте правила доказательного рассуждения, относящиеся к тезису.

2. В силлогизме «Меркурий светит отражённым светом, так как Меркурий - планета, а все планеты светят отражённым светом» 1) укажите термины суждений; 2) определите и изобразите отношения между терминами; 3) определите распределённость терминов.

3. Дайте определение: 1) значения понятия и 2) содержания понятия.

4. Какая из схем соответствует «обращению»:

a) S есть P ___________________ ; S не есть не- P b) S есть P ___________________ ; не- P не есть S c) S есть P ___________ ; P есть S d) не -Р не есть S ___________________ . не -Р есть не -S.

5. А., желая избавиться от В., зная, что она не умеет плавать, покупает ей путёвку на курорт на Чёрное море в надежде, что В. утонет. В. действительно тонет в Чёрном море. Есть ли причинно-следственная связь между действиями А. и смертью В.?

6. Определите вид умозаключения: «У нас в Будеёвицах несколько лет назад на базаре, - рассказывал Швейк, - случилась небольшая ссора и проткнули одного торговца скотом, некоего Бржетислава Людвика. А у него был сын Богуслав, - так тот куда, бывало, ни придет продавать поросят, у него никто ничего не покупает. Каждый, бывало, говорил: “Это сын того, которого проткнули на базаре. Тоже, небось, порядочный жулик!”» (Я. Гашек «Приключения бравого солдата Швейка»).

7. Укажите количественно-качественную характеристику суждений: 1) Все S есть P; 2) Ни одно S не есть P. Определите отношение между этими суждениями.

8. Рассуждение «Поскольку в случае обнаружения невежества следует устранять его причины, а люди заняты устранением причин невежества, значит, невежество обнаружило себя» является:

a) софизмом; b) паралогизмом; c) ни софизмом, ни паралогизмом; d) леммой.

9. Постройте доказательство формулы (("x"yA(x,y))É("y"x A(x,y))).

10. Произведите операции: 1) превращения и 2) противопоставления субъекту применительно к суждению «Некоторые суждения являются ложными».

11. Сформулируйте смысл и запишите схемой: 1) «правило введения конъюнкции»; 2) «правило исключения отрицания».

12. К логическим константам логики высказываний не относятся:

a) понятие; b) логические союзы; c) сравнение; d) пропозициональное отрицание.

13. Определите вероятность высказывания формы (аÉd), при осуществлении высказывания формы (((aÙb)Éd)Ù((aÙс)Éd)).

14. В каком отношении находятся понятия «движение» и «развитие»:

a) тождества; b) соподчинения; c) подчинения; d) несравнимости?

15. Назовите виды гипотез по степени общности. Приведите примеры из теории связей с общественностью, соответствующие каждому из этих видов.

16. Формулы (aÉа) и (aÚØa) не являются:

a) тождественно-истинными; b) правильно построенными; c) противоречащими; d) несовместимыми.

17. Какой принцип классической формальной логики нарушен в рассуждении: «Когда говорят, что соответствует действительности положение дел, описываемое в суждении “не всё то истинно, что правдиво”, а суждение “всё правдивое истинно” объявляют ложным, то заблуждаются, поскольку забывают о том, что возможно и ни то, ни другое».

18. В чём заключается отличие позитивной силлогистики от силлогистики негативной?

1. С помощью «логического квадрата» определите отношение между суждениями: 1) Некоторые S есть P; 2) Некоторые S не есть P.

2. Определите табличным способом вид формулы: ((pÉ(qÉr))É((aÙq)Ér)).

3. Какой метод установления причинной связи отвечает формуле: (((aÚq)ÙØa)Éq)?

4. Что является правильным модусом I фигуры ПКС:

a) EIO; b) AIO; c) AOO; d) ОАI?

5. Докажите, что |- (АÉ(ВÉС))É(ВÉ(АÉС)).

6. Является ли и почему правильной дилемма: «Если философ - дуалист, то он не материалист. Если философ - диалектик, то он не метафизик. Этот философ - материалист или метафизик. Значит, он не дуалист или не диалектик»?

7. Энтимема - это:

a) сложносокращенный простой категорический силлогизм; b) сложный категорический силлогизм; c) сокращенный простой категорический силлогизм; d) условное умозаключение.

8. Осуществите опровержение тезиса «Никто не читал здесь написанное» посредством доказательства антитезиса.

9. Дайте определения сравнимым и несовместимым суждениям.

10. Основоположником какой из разновидностей логики является Аристотель:

a) диалектической; b) формальной; c) математической; d) неклассической?

11. Назовите правила ввода в классическом натуральном исчислении высказываний.

12. Выразите посредством языка классической логики предикатов умозаключения «по логическому квадрату» в отношении несовместимых простых категорических суждений.

13. Вычлените: 1) общую, 2) частную и 3) единичную гипотезы: «Древнегреческий философ Анаксимандр полагал: Солнце - это землистое тело, которое раскалилось от своего быстрого движения; начало и основа всего сущего есть некое “беспредельное”; люди произошли от рыб».

14. Дайте словесную формулировку и запишите в виде формул классической логики высказываний 1) закон непротиворечия, 2) закон сложной контрапозиции.

15. Выразите при помощи модельных схем логическую структуру высказываний: 1) Часть планет не имеет спутников; 2) Кровеносные сосуды - это естественные органические трубки, по которым движется кровь.

a) предикаторы; b) предложения; c) кванторы; d) имена предметов.

17. Определите характер следования, вид и состоятельность умозаключения: «Александр Македонский был стойким и мужественным, и Дмитрий Донской был стойким и мужественным, и Кутузов был стойким и мужественным, и Эйзенхауэр был стойким и мужественным; поскольку же известно, что Александр Македонский, Дмитрий Донской, Кутузов и Эйзенхауэр были полководцами, то каждый полководец является стойким и мужественным».

18. Вычислите условную вероятность заключения предшествующего задания.

1. С помощью «логического квадрата» определите отношение между суждениями: 1) Некоторые птицы являются перелётными; 2) Некоторые камни не падают с неба; 3) Всё, что падает с неба, является камнями.

2. Определите табличным способом вид формулы: ((aÉ(bÉc))É((a&b)Éc)).

3. Какой метод установления причинной связи отвечает формуле:

(((aÚb)&Øa)Éb).

4. Среди перечисленных модусов I фигуры простого категорического силлогизма правильный - это:

a) EIO; b) AIO; c) IOE; d) AOO.

5. Какая из схем соответствует «противопоставлению субъекту»:

не- P не- P не есть S d) S есть P __________________ . P не есть не -S

6. Основоположником какой из разновидностей логики является Аристотель:

a) паранепротиворечивой; b) математической; c) формальной; d) диалектической?

7. Является ли необходимым и почему умозаключение: «Если некоторые кошачьи - львы, а все львы - хищники, то некоторые хищники - кошачьи»?

8. Сорит - это:

a) сокращённый простой категорический силлогизм; b) сложный категорический силлогизм; c) разделительный силлогизм; d) сокращённый полисиллогизм.

9. Нестрогое дизъюнктивное суждение ложно, если:

a) ложен один из дизъюнктов; b) истинны все дизъюнкты; c) ложны все дизъюнкты; d) не соблюдено ни одно из вышеперечисленных условий.

10. Дайте определения: 1) несравнимым, 2) совместимым суждениям.

11. Докажите, что |- ((АÉВ)ÙА)ÉВ).

12. Констатация «В рассуждениях можно идти от отрицания последующего к отрицпнию предшествующего» - это формулировка:

a) закона исключённого третьего; b) закона пронесения квантора; c) закона идемпотентности; d) закона исключения импликации.

13. Осуществите операцию: |- Ø$xØP(x,y)É"xP(x,y).

14. Что не входит в состав процесса аргументации:

15. Какое заключение следует из посылок: «Вы говорили, что если люди бывают весьма разумны в детстве, то под старость делаются великими глупцами. И если это правда, то Вы были в младенчестве превосходный разумник». Формализуйте данное рассуждение.

16. Определите вид доказательства и запишите формулой классической логики высказываний: «Поскольку из утверждения о том, что все тела имеют массу покоя следует вывод о её наличии у нейтрино, чего нет в действительности, то истинным следует признать утверждение, что некоторые тела не имеют массы покоя».

17. Осуществите вычисление условной вероятности в высказывании из предыдущего задания.

18. Определите вид гипотезы: «В конце прошлого века физики столкнулись с проблемой излучения абсолютно чёрного тела, поглощающего всё падающее на него излучение и ничего не отражающего. Чтобы избежать не имеющих физического смысла бесконечных величин излучаемой энергии, Планк предположил, что энергия излучается не непрерывно, а отдельными дискретными порциями - квантами».

1. Назовите логические операции, при помощи которых, как и при помощи операции «сравнение», формируются понятия.

2. Проанализируйте доказательство, укажите ошибки: «Рабство - естественное учреждение; всё, что естественно, - справедливо; уничтожать то, что справедливо, будет несправедливостью; следовательно, было бы несправедливостью уничтожать рабство».

3. Запишите табличное определение истинности импликативных суждений.

4. Формула (((aÉb)ÙØa)ÉØb) является:

a) тождественно-истинной; b) тождественно-ложной; c) выводной, но не тождественно-истинной; d) формулой логики предикатов.

5. Что означает термин «логика» в высказывании «Логично, что жизнь и смерть неразделимы, ведь всё существует в единстве и борьбе противоположностей:

a) необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений; b) закономерности в связи и развитии мыслей; c) науку - определённую систему знаний, рассматривающую логику мышления; d) пустое понятие?

6. Каков вид ошибки, связанной с выходом за пределы логики, допущен в утверждении «Читающий это задание слабо разбирается в его проблематике, т.к. не читал первоисточников по логике, среди которых следует особо выделить логический труд Дхиан-Когана, созданный им до пралайи вселенной, которая предшествовала нашей»:

7. Какой закон логики и почему нарушен в рассуждении «Молчит, значит, согласен; ведь не зря говорят, что молчание - знак согласия»?

8. Какая схема соответствует противопоставлению предикату? Подберите рассуждение, отвечающее соответствующей схеме:

a) S есть P __________________ ; S не есть не- P b) S есть P ___________ ; P есть S c) S есть P ___________________ ; не- P не есть S d) S есть не- P _______________ . P есть не- S

9. Суждения вида Е и А не могут быть:

a) одновременно истинными; b) одновременно ложными; c) противоположными; d) несравнимыми.

10. Дайте определения: 1) субъекта, 2) предиката суждения.

11. Докажите, что |- (АÙØА)ÉВ.

12. Определите характер следования и разновидность умозаключения «Когда дует ветер, то деревья раскачиваются, когда ветер не дует, то деревья не раскачиваются. Следовательно, качание деревьев вызвано ветром». Запишите данное рассуждение формулой классической логики высказываний.

13. Какой тип следования и вид умозаключения имеет место: «Английский философ Г. Спенсер полагал, что функции административных органов в классовых обществах подобны тем, что возникают при разделении функций между органами живого тела»:

a) правдоподобное следование и полная индукция; b) дедуктивное следование и один из канонов Милля; c) правдоподобное следование и вульгарная аналогия; d) логическое следование и нестрогая аналогия?

14. Выявите структурные элементы аргументационного процесса: «Я заявляю, что всё живое происходит от живого, ведь именно так появлялись и появляются все известные нам организмы, и ещё никому не удалось наблюдать или экспериментально осуществить то, что называют самозарождением живого из неорганической материи».

15. Осуществите операцию обращения в отношении суждения: «Не всё законно, что ненаказуемо».

16. Докажите формулу: Øх$А(х)É"хØ А(х).

17. Какой принцип логики нарушен: «Верно и то, что все люди добры, и то, что я сам несомненно злое существо»?

18. Выявите семантические категории в выражении: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».

1. Запишите на языке классической логики высказываний: 1) закон исключения дизъюнкции; 2) закон исключения импликации.

2. Сформулируйте основные законы (принципы) формальной логики.

3. Запишите табличное определение истинности дизъюнктивных суждений.

4. В каком отношении находятся понятия «Солнце» и «звезда»?

5. Что не входит в состав процесса аргументации:

a) аудитория; b) тезис; c) пропонент; d) оппонент?

6. К видам совместимости суждений относится:

a) субординация; b) контрарность; c) контрадикторность; d) несравнимость.

7. Восстановите энтимему и проверьте семантическим способом состоятельность полученного простого категорического силлогизма: «Все вороны - птицы, значит, они не морские животные».

8. Формула ((aÉb)Ùa)ÉØb) является:

a) тождественно-истинной; b) тождественно-ложной; c) неправильно построенной; d) выводной, но не тождественно-истинной.

9. К какому виду умозаключения следует отнести: «Если перед настоящей охотой устроить её инсценировку, в ходе которой удастся точно поразить орудием охоты муляж зверя, то настоящая охота на такого зверя будет удачной»:

10. Произведите 1) противопоставление предикату, 2) обращение суждения: «Все государства являются подсистемами общества».

11. Докажите, что |- ((АÚВ)ÙВ)ÉА).

12. Формализуйте рассуждение: «Если виден огонь и дым, то это свидетельствует о возгорании, но если есть огонь и нет возгорания, то есть дым».

13. Выясните условную вероятность заключения в предыдущем задании.

14. Рассуждение «Есть мнение, что богатство лексики и гибкость грамматики английского языка в сравнении с любыми другими живыми языками свидетельствуют о том, что носители английского языка более тонко понимают универсум» соответствует:

a) общей гипотезе; b) аксиоме; c) единичному предположению; d) эмпирическому обобщению.

15. Переведите на язык логики предикатов суждения: 1) «Все недогматические философы склонны к рассуждениям», 2) «Некоторые из студентов являются заочниками».

16. Покажите все модельные схемы модуса AAA простого категорического силлогизма.

17. Докажите, что: Ø$х(S(x)ÉP(x))ÉØ"(S(x)ÉP(x)).

18. Какие правила простого категорического силлогизма нарушены: «Все коллекционеры - увлечённые люди, и Иванов - увлечённый человек, значит, Иванов - коллекционер».

1. Восстановите умозаключение до полного категорического силлогизма и семантическим способом проверьте его правильность: «Поскольку все окуни рыбы и ни один окунь не является земноводным, а все лягушачьи и головастики - земноводные, то ни один окунь не головастик».

2. Вычислите значение формулы (Ø((ØxÚy)Ùz)Ér), если значения переменной x - истинно, y - ложно, z - ложно, r - истинно.

3. Назовите методы установления причинной связи.

4. Формулой (аÉа) фиксируется закон:

a) поглощения; b) тождества; c) утверждения консеквента; d) закон де Моргана.

5. К ошибкам в основаниях (аргументах) доказательства не относится:

a) порочный круг; b) мнимое следование; c) основное заблуждение; d) ни одна из этих.

6. По объему понятия не делятся:

a) на несравнимые; b) пустые; c) общие; d) единичные.

7. Дайте определение термину «логическое следование» и приведите по два примера рассуждений, в которых 1) логическое следование отсутствует, 2) логическое следование наличествует.

8. Формула (Ø"хАº$хØА) выражает закон:

a) подчинения; b) отрицания кванторов; c) исключенного третьего; d) закон непустоты предметной области.

9. Приведите пример строгой аналогии свойств.

10. К какому элементу структуры аргументации относится и в чём заключается ошибка, выраженная фразой «Этот человек мудр, потому что очень стар».

11. Выделите из высказывания «Некоторые любят рассуждать о завтрашнем дне, не помня ничего из дня минувшего» элементарные суждения, укажите элементы их логической структуры и круговыми схемами изобразите отношения терминов.

12.Докажите, что: $xAÚ$xØA.

13. Подберите высказывание, соответствующее формуле, приведённой в предыдущем задании, и выделите в нём все семантические категории.

14. Какая из схем непосредственного силлогистического умозаключения соответствует «превращению»:

a) S есть P __________________ ; S не есть не- P b) S есть P ___________ ; P есть S c) S есть P ___________________ ; не- P не есть S d) S есть P ___________________ . P не есть не -S

15. Установите распределённость терминов следующих суждений:

1) Ни один невежда не является человеком без самомнения;

2) Всё доброе следует вознаграждать добром.

16. В чём заключается общее и в чём - различное в субъектном и объектном значениях логики?

17. Сформулируйте правило IV фигуры простого категорического силлогизма.

18. Дайте определение гипотетико-дедуктивного метода.

Контрольные вопросы по курсу

1. Предмет и основные понятия логики.

2. Соотнесённость мышления, языка, логической формы и закона.

3. Основные законы (принципы) формальной логики.

4. Историческое становление логики в виде формальной, диалектической и математической.

5. Понятие о доказательстве.

6. Доказательство и интуиция.

7. Логические приёмы формирования понятий.

9. Общая логическая характеристика понятий.

10. Типы и виды отношений между понятиями.

11. Определение понятий: виды, правила, ошибки.

12. Приёмы, сходные с определением понятия.

13. Деление понятия; классификация.

14. Обобщение и ограничение понятий.

15. Операции с классами (объёмами понятий).

16. Суждение, его виды.

17. Логическая структура суждений.

18. Отношения терминов в суждении; распределённость и нераспределённость терминов

19. Качественно-количественная характеристика суждений.

20. Отношения между суждениями.

21. Сложное суждение и его виды: структура.

22. Пропозициональные связки и их выражение в естественном языке.

23. Табличное определение истинности сложных суждений.

24. Отношения между суждениями по значениям истинности.

25. Суждение как высказывание; принципы и задачи символизации.

26. Синтаксис и семантика языка логики высказываний.

27. Формализм законов логики высказываний.

28. Формализация доказательств в исчислении высказываний.

29. Синтаксис и семантика языка логики предикатов.

30. Исчисление предикатов; натуральная система исчисления.

31. Понятие логического вывода (умозаключения).

32. Специфика дедуктивного способа вывода.

33. Традиционная силлогистика.

34. Умозаключения посредством преобразования структуры суждения.

35. Умозаключения по «логическому квадрату».

36. Понятие о простом категорическом силлогизме (ПКС) и его логической структуре.

37. Фигуры и модусы ПКС.

38. Общие правила ПКС.

39. Специальные правила фигур, модусы ПКС.

40. Понятие о сложных силлогизмах.

41. Понятие о сокращенных силлогизмах.

42. Понятие о сложносокращенных силлогизмах.

43. Условные умозаключения: виды и модусы.

44. Разделительные умозаключения: виды и модусы.

45. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.

46. Косвенные выводы.

47. Принцип обратной дедукции.

48. Понятие о софизмах и паралогизмах.

49. Понятие о логических парадоксах.

50. Понятие об индукции, её видах и правилах; методы сходства и различий, сопутствующих изменений, остатков.

51. Умозаключение по аналогии: строгая, нестрогая, ложная аналогия.

52. Гипотеза, её построение, этапы развития, виды.

53. Способы подтверждения и опровержение гипотезы.

54. Представление об аргументации: формально-логическое применение.

55. Понятие доказательства (структура довода, порядок, виды аргументов).

56. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство.

57. Критика и опровержение: стратегия и тактика.

58. Правила тезиса, аргументов и демонстрации.

59. Логические ошибки в доказательстве и опровержении.

60. Социально-психологическая составляющая в искусстве убеждения.

Простота судебной речи отличается от простоты любой другой публичной речи. Простота - это важнейшее требование,

Предъявляемое к судебной речи. Простота и доходчивость судебной речи - это умение говорить доступно о сложных и серьезных вещах, учитывая особенность аудитории. А поскольку цель судебной речи - установление истины, то она должна быть простой, доходчивой и понятной как судьям, так и подсудимому и всем присутствующим в зале судебного заседания. При соблюдении этих требований речь будет восприниматься легко, я мысль слушателей без всякого затруднения будет следовать за мыслью оратора. Истинную ценность представляют лишь те речи, в которых "самые глубокие мысли сливаются с простейшими словами".

Простота судебной речи в первую очередь зависит от того, насколько хорошо оратор знает предмет своего выступления, аудиторию и, конечно, насколько он владеет словом, насколько умеет найти такую языковую форму, которая наиболее доступна и понятна для данной конкретной, специфической аудитории. Необходимо добиться того, чтобы аудитория не могла не понять выступающего.

Судебным ораторам необходимо помнить, что зал судебного заседания - это не место для словесных упражнений. Здесь неприемлемы пустословие, высокопарность, кокетничанье словами, пустое фразерство. Их выступления должны помогать суду и всем присутствующим полнее и глубже разобраться в материалах дела и сделать из них правильные выводы.

Краткость - это умение освободить речь от всего лишнего и "водянистого". Еще Цицерон утверждал, что "величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно". Краткость заключается в умении оратора излагать мысли точно, сжато и в то же время энергично и эмоционально.

Выступать перед публикой кратко и емко совсем непросто. Этому надо учиться. Как правило, лаконичная судебная речь - следствие отличного знания материалов уголовного дела, общей эрудиции и тщательной подготовки. Многословие же часто как Раз свидетельствует об отсутствии четкого представления о предмете и целях выступления. Иногда бывает, что некоторые ораторы в море слов пытаются утопить отсутствие ясной мыс. ли и собственной точки зрения. В связи с этим А.Ф. Кони писал: "Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при десяти минутах может казаться длинной, утомительной".

Другой причиной многословия является то, что оно нередко проявляется в злоупотреблении плеоназмами, т.е. оборотами, содержащими лишние слова. Это, как правило, однозначные определения, например: "Срочное и не терпящее отлагательства дело...", "Долгое и продолжительное молчание явилось причиной...", "Наш священный и наивысший долг защищать..."» "... человек двадцать людей".

Третьей причиной многословия является тавтология, т.е. повторение сказанного теми же словами, нередко однокоренными. "Следует отметить следующие особенности данного уголовного дела", "в ответ на запрос мы получили ответ о том-то".

Однако самый злейший враг судебной речи - это пространные рассуждения, "разжевывание" всем известных истин. Известно, что современная аудитория вообще не приемлет "общих мест", автоматически отключаясь от восприятия речи, не содержащей для нее ничего нового.

Характерный диалог произошел некогда в Лаконии - области Древней Греции, жители которой были удивительно немногословны. Однажды к ним пришли послы с острова Сомоса и произнесли длинную-предлинную и замысловатую речь. Ответ был краток: "То, что вы сказали в начале, мы забыли, так как это было давно, а конец нам непонятен, так как мы забыли начало...".

Вместе с тем судебная речь прокурора, адвоката не должна быть упрощенно-канцелярской. Наоборот, она должна быть яркой, образной, выразительной. Судебная речь не должна превращаться в телеграфное сообщение или конспективное изложение темы.

Таким образом, судебному оратору, выступая с речью, необходимо помнить, что "краткость - сестра таланта" и она определяется не количеством затраченного времени на ее произнесение, а умением изложить все необходимое, чтобы доказать свою правоту.

В этой связи к месту будет привести классический пример самой короткой речи Ф.Н. Плевако, произнесенной им в защиту священнослужителя: "Он столько раз отпускал вам грехи, неужели вы не отпустите ему его грех?" Речь была короткой, простой, убедительной. И мы знаем, что после этой речи суд присяжных священнослужителя оправдал.

Сила судебной речи - в ее богатом содержании, простоте, ясности. Простота речи - это ее естественность, доступность в понимании, отсутствие всякой напыщенности, ложной красивости и ненужной усложненности.