Биографии Характеристики Анализ

Конь с розовой гривой сюжет. Читательский дневник по рассказу В.П.Астафьева Конь с розовой гривой

Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги. В такие дни я всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», - говорила она. У Левонтия меня охотно принимали и жалели как сироту. Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одалживала.

Жило левонтьевское семейство бедно. Вокруг их избы не было никакого хозяйства, даже мылись они у соседей. Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. На бабушкины попрёки Левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».

С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывать на коня с розовой гривой. Я уже набрал несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку - старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к Фокинской речке. Тут-то они и заметили, что у меня земляника осталась. Съесть её меня «на слабо» подбил левонтьевский Санька, после чего я вместе с остальными отправился на речку.

О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. Возвращаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, Катерина Петровна, не тётка Васёна, от неё враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». Санька меня и научил: натолкать в туес травы, а сверху рассыпать горсть ягод. Вот эту «обманку» я и принёс домой.

Бабушка меня долго хвалила, а ягоды пересыпать не стала - решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице я рассказал всё Саньке, и он потребовал от меня калач - как плату за молчание. Одним калачом я не отделался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью я не спал, мучился - и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.

Проснувшись, я обнаружил, что проспал - бабушка уже уехала в город. Я жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. От нечего делать я пошёл с Санькой на рыбалку. Через некоторое время я увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.

Домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «налажена» временная «постель из половиков и старого седла». Свернувшись калачиком, я жалел себя и вспоминал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «Ее затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. Я вспомнил, как мучилась бабушка, пока река не отпустила маму.

Проснувшись утром, я обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения. Вдоволь посрамив и пообличав, бабушка усадила меня завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой».

А коня бабушка мне всё же привезла. С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Конь с розовой гривой. Будем рады, если вы прочитаете этот рассказ целиком.

Меню статьи:

1968 год – время написания рассказа со странным названием «Конь с розовой гривой», краткое содержание которого мы представим ниже. Автор рассказа – Виктор Астафьев. Этот рассказ писатель включил в другой текст, созданный специально для детей, а именно: «Последний уклон».

Тематика «Коня с розовой гривой» – это процесс развития ребенка, когда дети становятся взрослыми. Виктором Астафьевым раскрываются проблемы трансформации мировоззрения ребенка, который покидает детство. Кроме того, рассказ включает элементы автобиографии, потому что Астафьев описывает эпизоды из собственного детства.

Для начала, мы скажем несколько слов о ключевых персонажах рассказа, без краткой характеристики которых трудно перейти к содержанию произведения.

Действующие лица «Коня с розовой гривой»

Речь ведет рассказчик, который одновременно выступает в тексте главным героем. Мальчик, рассказывающий читателям историю, приходится внуком Екатерине Петровне. Главный герой лишился родителей, мальчика воспитывает бабушка.

Также в повествовании выделяется фигура Саньки – сына Левонтия, который жил с рассказчиком по соседству. У Левонтия были и другие дети, но Санька – самый злой из ребят. Сам же Левонтий в прошлом служил моряком, но те времени бесследно исчезли. В рассказе описана также супруга мужчины – Васена.

Витя – главный герой произведения – с виду крепкий мальчик. Писатель сравнивает рассказчика с грибом-боровиком. Известно, что деревня, где живут Витя, бабушка и дедушка, расположена в глубине тайги. Бабушка Вити – крепкий орешек, женщина трудно поддается на жалость и слезы. Также Катерина Петровна тонко чувствует обман и ложь. Бабушка строже дедушки, старается держать внука в условиях дисциплины, требуя отчитываться о поступках. Шалости Катерина Петровна не поощряет.

Санька – соседский мальчик-хулиган – плохо влияет на Витю, обучая того нецензурным словам, грубости, проказам. Бабушке не нравится, что внук водит дружбу с детьми соседа, потому что влияние ребят способно испортить Витю. Соседские дети обманывают маму, грубят, ругаются, ссорятся, но Витя не привык лгать Катерине Петровне.

Бабушка – сильная женщина, на плечах которой держится все хозяйство. Женщина много трудится и устает. Вите жаль бабушку, встающую с рассветом. После того, как Витя обманул бабушку, совесть мучила его. Этот урок показал мальчику, что ложь и мошенничество – плохие товарищи. Писатель, однако, упоминает, что Катерина Петровна – женщина строгая, изредка практикующая даже легкие телесные наказания за проступки. Катерина Петровна тревожится, что из-за общения с левонтиевской бандой из внука вырастет арестант и плут.

Бабушка любит пошуметь, ведет себя громко, а когда произносит слова, то кажется, что «гремит». Достается как Вите, так и дедушке, который даже дал жене прозвище – генерал. Катерина Петровна – пожилая женщина, однако бабушка сохранила прежнюю бойкость, энергичность, трудолюбие. Женщина не любит алкоголиков, тунеядцев, ленивых людей.

Катерина Петровна – хорошая рассказчица. Героиня часто делится с соседями свежими историями и новостями. Проступок внука тоже превращатся в историю, в анекдот.

Дедушка героя, напротив, человек спокойный и тихий, герою свойственна мягкость и доброта. Витя чувствует комфорт рядом с дедушкой, свободу. Однако большую часть лета старичок проводит на земельном участке, расположенном вдалеке от дома, поэтому с внуком видится редко. Витя скучает по дедушке. Бабушка часто ругается на мужа, потому что тот балует внука, потакая шалостям мальчика. Катерина Петровна склонна много говорить, поэтому муж, уходя от конфликта, находит себе занятия, чтобы не слушать болтовню супруги.

Краткий пересказ повествования о коне с розовой гривой

Писатель начинает рассказ изложением истории из детства. Бабушка главного героя отправляет внука собрать землянику на увале. Мальчик решил выполнить задание бабушки вместе с друзьями – соседскими ребятишками.

Чтобы мотивировать внука, бабушка пообещала мальчику купить на вырученные от продажи земляники деньги пряник в форме коня.

Сладость была похожей на произведение искусства: розовая глазурь, детализация в изображении формы лошади, копыт, гривы. Обладание таким пряником означало, что соседские мальчишки будут оказывать почет тому, у кого есть такая сладость. Поэтому покупка пряника стала мечтой ребят.

Поход за земляникой

В поход за ягодами главного героя сопроводили дети соседа – Левонтия. Сосед занимался заготовкой леса, и когда получал оплату за труды, то семья Левонтия могла расплатиться с долгами, а также устроить роскошный пир для детей. Рассказчик старался в этот момент попасть в гости к соседям, чтобы попробовать вкусной еды. Бабушке главного героя не нравились поползновения внука гостить у Левонтия, так как женщина считала, что не стоит «объедать» пролетарскую семью. Однако соседи радушно относились к рассказчику, желая осиротевшего мальчика.

Семья Левонтия

Деньгам, принесенным Левонтием, быстро приходил конец, поэтому жена героя брала взаймы деньги у соседей. Бедность постоянно преследовала семью Левонтия. Хозяйства семья не держала. Кроме того, для того, чтобы помыться левонтьевскому семейству приходилось ходить в баню к соседям. Вместо забора весной ставили худой тын, который использовался в качестве дров осенью. Бабушка упрекала Левонтия за такой образ жизни, однако мужчина отвечал, что ему по нраву слободская жизнь. Частично это оправдывалось былыми привычками Левонтия к стилю жизни матроса.

Жизнь матросов отпечаталась на Левонтие. Тоскуя по былым временам, мужчина выпивал, когда получал деньги, а по вечерам семейство напевало моряцкие песни.

В одной из песен рассказывалась история о привезенной африканской обезьянке, которая чувствовала тоску по горячей родине. Застолья, которые устраивал Левонтий по случаю получки, заканчивались тем, что глава семьи буянил и пугал детей и жену.

Супруга с ребятишками убегали из дому, пока Левонтий бил посуду, стекло, кричал и плакал. Протрезвев утром, герой принимался за починку поломок в доме.

Возвращение к походу за земляникой

Итак, с детьми Левонтия главный герой и отправился в сторону увала в надежде собрать достаточно ягод, чтобы получить заветный пряник в виде розовогривой лошади. Однако соседские мальчишки, компаньоны рассказчика в походе за земляникой, подрались, потому что старший сын Левонтия увидел, как браться не собирают ягоды, а едят. Как следствие ссоры, собранные ягоды рассыпали и съели, после чего мальчики спустились к реке. Водоем назывался Фокинская речка. Но перед этим ребята заметили, что ягоды, собранные в банку рассказчиком, остались на месте. Мальчишки подначивали главного героя, чтобы тот тоже съел землянику. Когда рассказчик сдался, все пошли к реке.

Вечером, нагулявшись, рассказчик опомнился: банка пуста, ягод нет. Мальчику стало стыдно, что бабушка разочаруется в нем. Санька – сын Левонтия, научил мальчика, как обмануть Катерину Петровну. Обман состоял в том, что в сосуд для ягод мальчики насыпали травы, лишь на верхушку – немного земляники. С этой «добычей» мальчик и пришел домой.

Обман и плата за молчание

Катерина Петровна не проверила корзинку с ягодами. Тщательно похвалив внука, бабушка подумала, что поутру отвезет туес на рынок. Рассказчик поделился успехом с Саней, но мальчик потребовал заплатить за то, чтобы сохранить проделку в тайне. В качестве платы рассказчик должен был принести Сане калач. Однако одного калача оказалось мало, поэтому Саня поедал калачи, пока не насытился. Рассказчика мучила совесть: обман бабушки, кража выпечки. Утром, проснувшись, мальчик решил: надо признаваться.

Но было поздно: Катерина Петровна забрала корзинку и увезла на рынок – на продажу. Рассказчик испугался, подумав, что хотелось бы погостить у дедушки. Характер дедушки отличался мягкостью, а бабушку мальчик побаивался. Страшась возвращения бабушки, главный герой отправился рыбачить в компании Саньки. Во время рыбалки из-за холма показалась лодка, в которой находилась бабушка героя. Катерина Петровна злилась и показывала проказнику кулак.

Возвращение домой

Рассказчик боялся возвращаться домой, ведь бабушка выглядела очень разгневанной. Вернувшись поздно вечером, главный герой спрятался в кладовой, которая служила мальчику временным пристанищем. Тут даже была приготовлена импровизированная постель, вымощенная половиками на старом седле. Устроившись в кладовой, рассказчик грустил о погибшей маме. Торговля ягодами – семейное дело. Мать главного героя тоже собирала землянику и возила ягоды на рынок – на лодке. Однажды лодка перевернулась – ее перегрузили вещами. Мать мальчика упала в воду, зацепившись косой. Женщина не смогла выбраться, утонув в реке. Вода долго не отпускала несчастную утопленницу – это мучило Катерину Петровну.

Дорогие любители русской литературы! Предлагаем вашему вниманию Виктора Астафьева.

Утром рассказчик проснулся и понял, что дедушка дома. Дедушка нашел внука в кладовой, поговорил с мальчиков, объяснив, что следует извиниться перед бабушкой. Катерина Петровна долго ругала и срамила нерадивого внука, после чего покормила завтраком. Поступок мальчика превратился в шутку.

С особенной ностальгией писатель вспоминает, что бабушка подарила пряник в виде коня, несмотря на невыполненные условия «договора». Рассказ заканчивается горечью воспоминания, потому что с момента этой истории прошли десятки лет, бабушка с дедушкой умерли, писатель – пожилой старик, который до сих пор помнит чудесного розовогривого коня.

Специфика «Коня с розовой гривой»

Рассказ о прянике на самом деле скрывает глубину воспоминаний и жизненный урок, повлиявший на всю жизнь главного героя – мальчика, проказника, устыдившегося нравственно некрасивого поступка. Рассказ включает лейтмотивы, которые внимательный читатель найдет также в «Последнем уклоне». Это воспоминания о смерти матери, об образах бабушки и дедушки, об отношениях с соседским семейством, в частности, с мальчиком по имени Санька.

Рассказчика зовут так же, как автора, – Виктором. Вчитавшись повнимательнее в текст рассказа, нетрудно заметить, что произведение распадается на две части. Первая часть повествует о поступке Вити, об обмане бабушки, вторая – рассказывает о стыде, раскаянии, которые способствуют духовному становлению главного героя. Эти части одновременно представляют и центральные проблемы рассказа.

Особенности композиции рассказа Виктора Астафьева

Рассказ не отличается оригинальностью композиции, однако произведение характеризуется определенной спецификой размещения сюжетных элементов. Классическая схема изложения событий в последовательности развертывания сюжета тут нарушается. Сначала идет завязка, однако за этим элементом следует изложение экспозиции, характеристика развития событий рассказа, кульминации и, наконец, развязки. Автор – признанный мастер лаконичных, сдержанных пейзажей и портретов, похожих на эскизы больше, чем на законченные картины. Художественный минимализм придает рассказу изюминку, литературную выразительность.

Развязка произведения состоит в просьбе Катерины Петровны принести земляники. Экспозиция рассказа представлена описанием семейства Левонтия, характеристикой отношений семьи Вити (рассказчика) и соседей. События развиваются, когда мальчики отправляются за ягодами. Рассорившись, съев собранную землянику, дети Левонтия убеждают Витю обмануть бабушку. Придя домой, рассказчик волнуется, заметит ли Катерина Викторовна то, что в корзине ягоды лежат только сверху, а внизу – трава. Развязка произведения наступает, когда бабушка обнаруживает обман и отчитывает внука. Приезжает дедушкаа рассказчика, призывая мальчика попросить у бабушки прощение. Витя мирится с Катериной Петровной и семья завтракает.

Виктор Астафьев написал произведение в 1963 году, когда в литературе торжествовал реализм, поэтому рассказ можно смело отнести к этому направлению.

По следам истории создания рассказа

Как мы упоминали выше, писатель создавал произведение, учитывая собственный опыт, биографию, переживания прошлого. Перед нами – реконструкция памяти автора «Коня с розовой гривой».

Мать Виктора Астафьева умерла, когда мальчику было 7 лет. Женщина погибла так, как описано в рассказе: лодка, в которой находилась мать автора, перевернулась, женщина утонула в реке. После этого отец мальчика нашел другую жену, отправив сына жить в детском доме. Тот факт, что читатель, пробегая глазами текст рассказала, касается реальных событий, делает произведение трогательным и грустным.

После смерти матери у мальчика остались двое близких людей – бабушка и дедушка. С бабушкой, Потылицыной Екатериной Петровной, Виктора связывали по-особенному тесные отношения.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в основе которого реальный случай из жизни писателя.

Также Витя общался с соседями – семьей бывшего моряка Левонтия. Соседское семейство писатель тщательно выводит на страницах рассказа. Деревня, многодетная семья Левонтия, дружба с Санькой – левонтиевским сыном, рыбалка, купание в реке, приключения, в которые часто попадали мальчишки, отпечатались в памяти будущего писателя.

Символы рассказа и значение повествования о прянике

Символике названия рассказа стоит уделить отдельное внимание. Писатель использует образ пряника в виде розового коня, который напоминает о людях, оставшихся в сердце навсегда, о событиях детства, о беззаботности и непосредственности, свойственной детям, пусть даже пережившим тяжелые испытания и боль.

Проблема детства, взаимоотношений между поколениями – важные мотивы произведения Виктора Астафьева. Писатель стремится продемонстрировать читателям необходимость иметь чистую совесть по жизни, без которой не достичь покоя. Чистая совесть приобретается, когда человек учится говорить правду, избегать лжи, не совершать поступков, за которые потом будет стыдно.

Воспоминание об этом эпизоде детства – это исповедь уже пожилого человека, воспоминания которого свежи, будто события рассказа произошли вчера.

Санька посоветовал ему натолкать в туес травы, а сверху наложить ягод. Витя повздыхал, чуть не заплакал, но натолкал в туес травы, а сверху набрал ягод.
Бабушка не раскрыла его обман и даже похвалила, а потому после обеда Витя снова убежал к ребятам. Санька стал грозить, что все расскажет бабушке, и Витя принес ему калач, потом второй, третий, пока Санька не нажрался.
Ложась спать Витя долго ворочался, его мучила совесть и он все порывался рассказать бабушке правду. Но потом решил сделать это с утра и заснул.
А утром оказалось, что бабушка уплыла в город.
Витя пошел с Санькой на рыбалку. Тот насадил червяка и закинул удочку. Долго не клевало и Санька погнал своих собирать щавель, дикую редьку и прочую травку. Левонтьевские умели кормиться с земли.
Пока ребята собирали траву. Санька выловил несколько рыб и стал жарить. Левонтьевские жадно ждали и потом быстро съели рыбу почти сырой.
Витя смотрел на Енисей и думал, что скоро приплывет бабушка. Выхода не было и он это знал. Дедушка бы заступился за него, но он был на заимке.
Санька заметил страх Вити и предложил ему не ходить домой, а где-нибудь спрятаться. Тогда бабушка испугается и простит его. Но Витя не хотел так поступать
Вдруг показалась лодка и Витя издали заметил розовую кофту бабушки. Он дал деру к яру, а вслед за ним летел крик: "Явишься, мошенник!"
Витя не хотел идти домой и пошел к Кеше, своему двоюродному брату, который жил на другом конце села. Там он проиграл в лапту да самого вечера, пока тетя Феня не стала отправлять его домой. Витя пытался отговориться, что бабушка уплыла в город, но тетя Феня понемногу все вытянула из мальчика и, взяв за руку, отвела домой.
Тетя Феня втолкнула Витю в кладовку, где была летняя кровать, а сама долго разговаривала с бабушкой. Потом она ушла.
Стало тихо. Бабушка не ходила, наверное сильно устала. Витя стал думать о бабушке и все ждал, когда она придет. Ему было жалко бабушку и он даже хотел, чтобы она его наказала. Он вспомнил, что когда утонула мама, бабушка шесть дней бросала с моста волосы, пытаясь задобрить реку и дозваться Лидочку. Потом ее отвели в дом и она упала прямо посреди избы. Потом, очнувшись, сказала, что не дозваться ей Лидочки. Мама утонула, когда перевернулась маленькая лодка, в которую набралось восемь человек. Они тоже собирали землянику и та, красная как кровь, текла по реке.
Утром Витя проснулся и увидел полушубок дедушки. Он обрадовался. В избе бабушка рассказывала, как она продавала в городе землянику и как вскрылся обман Вити. Она называла мальчика жиганом и вечным арестантом.
В то утро к ним приходило много гостей и каждому бабушка рассказывал, что натворил ее малой.
Потом она заглянула в кладовку и сказала, что Витя не спит. Витя продолжал лежать, веря, что бабушка скоро уйдет из дома и тогда он встанет.
В кладовку заглянул дедушка, погладил мальчика по голове. Витя заплакал и дедушка подтолкнул его к двери - или, проси прощения.
Витя вошел в дом и начал что-то бормотать. Бабушка велела ему сесть за стол. Витя стал грызть краюху хлеба, а бабушка плеснула ему молока.
Ох и срамила она мальчика, ох и обличала!. Она должна была выплеснуть душу, чтобы успокоиться, а потому называла Витю шаромыжником и разбойником, и предлагала раскаяться пока не поздно.
Наконец бабушка устала. Витя разглаживал заплатку на штанах, не зная как жить дальше, а когда поднял голову, увидел что по столу скачет конь с розовой гривой.
Бабушка сказала ему взять пряник и напоследок пригрозила, чтобы больше не смел ее обманывать
Прошло много лет, но Виктор все не может забыть того самого пряника в виде коня с розовой гривой.

В. П. Астафьев относится к числу писателей, на чью долю выпало тяжелое детство в нелегкие предвоенные годы. Выросший в деревне, он был хорошо знаком с особенностями русского характера, нравственными устоями, на которых веками держится человечество.

Этой теме посвящены его произведения, составившие цикл «Последний поклон». В их числе рассказ «Конь с розовой гривой».

Автобиографическая основа произведения

В семилетнем возрасте Виктор Астафьев потерял мать - она утонула в реке Енисей. Мальчика взяла на воспитание его бабушка, Катерина Петровна. До конца жизни был благодарен ей писатель за заботу, доброту и любовь. А еще за то, что она сформировала в нем истинные нравственные ценности, которых внук никогда не забывал. Одному из важных моментов своей жизни, навсегда врезавшихся в память уже повзрослевшего Астафьева, и рассказывает он в своем произведении «Конь с розовой гривой».

Повествование ведется от лица мальчика Вити, живущего с бабушкой и дедом в таежной сибирской деревне. Его ежедневные будни похожи друг на друга: рыбалка, игры с другими ребятишками, походы в лес за грибами и ягодами, помощь по хозяйству.

Особое внимание уделяет автор описанию семейства Левонтия, жившего по соседству. В рассказе «Конь с розовой гривой» именно их дети сыграют немаловажную роль. Пользовавшиеся неограниченной свободой, мало представлявшие, что такое истинная доброта, взаимопомощь и ответственность, они подтолкнут главного героя к совершению поступка, о котором он будет помнить всю жизнь.

Завязкой сюжета становится известие бабушки о том, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой. Она просит внука пойти с ними, чтобы потом продать в городе собранную им ягоду и купить мальчику пряник. Конь с розовой гривой - эта сладость была заветной мечтой каждого мальчишки!

Однако поход на увал заканчивается обманом, на который идет Витя, так и не собравший земляники. Провинившийся мальчик всячески пытается отсрочить раскрытие проступка и последующего за этим наказания. Наконец, из города с причитаниями возвращается бабушка. Так мечта о том, что у Вити появится чудный конь с розовой гривой, обернулась сожалением о том, что он поддался на уловки левонтьевских детишек. И вдруг раскаявшийся герой видит перед собой тот самый пряник… Сначала он не верит своим глазам. К действительности его возвращают слова: «Бери… Глядишь, … когда омманешь баушку…».

Много лет минуло с той поры, но так и не смог забыть этой истории В. Астафьев.

«Конь с розовой гривой»: главные герои

В рассказе автор показывает период взросления мальчика. В разоренной гражданской войной стране всем приходилось трудно, и в непростой ситуации каждый выбирал свой путь. Между тем, известно, что многие черты характера формируются в человеке еще в детские годы.

Знакомство с жизненным укладом в доме Катерины Петровны и Левонтия позволяет сделать вывод, насколько эти семьи были различны. Бабушка во всем любила порядок, поэтому все у нее шло своим, заранее определенным чередом. Такие же качества она прививала внуку, рано оставшемуся сиротой. Вот и конь с розовой гривой должен был стать для него наградой за труды.

Совсем другая атмосфера царила в соседском доме. Безденежье чередовалось с пиром, когда Левонтий накупал на полученные деньги разной всячины. В такой-то момент и любил бывать у соседей Витя. Тем более что подвыпивший Левонтий начинал вспоминать его погибшую мать и подсовывал сироте лучший кусок. Бабушке эти походы внука в дом соседей не нравились: она считала, что у них самих ребятишек много и часто есть нечего. Да и сами дети не отличались воспитанностью, чего доброго, могли оказать дурное влияние на мальчика. Они действительно толкнут Витю на обман, когда тот отправится вместе с ними за ягодой.

Рассказ «Конь с розовой гривой» - попытка автора определить причину того, чем может руководствоваться человек, совершающий в жизни дурные или хорошие поступки.

Поход на увал

Писатель довольно подробно описывает дорогу за земляникой. Левонтьевские ребятишки все время ведут себя неразумно. По пути они успели забраться в чужой огород, надергать лука и пустить его на свистульки, передраться друг с другом…

На увале все принялись собирать ягоду, но левонтьевских хватило ненадолго. Лишь герой добросовестно складывал землянику в туесок. Однако, после того как его слова о прянике вызвали у «друзей» лишь насмешки, желая показать свою независимость, и он поддался общему веселью. На какое-то время Витя забыл и о бабушке, и о том, что еще недавно главным его желанием был конь с розовой гривой. Пересказ того, что веселило ребятишек в тот день, включает и убийство беззащитного чижа, и расправу над рыбой. Да и сами они постоянно ссорились, особенно старался Санька. Он и подсказал герою перед возвращением домой, как нужно поступить: набить туесок травой, а сверху выложить слой ягод - так бабушка ничего не узнает. И мальчик последовал совету: ведь левонтьевским-то ничего не будет, а вот ему несдобровать.

Страх перед наказанием и раскаяние

Исследовать человеческую душу в решающие моменты жизни - задача, которую часто решает художественная литература. «Конь с розовой гривой» - произведение о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки.

Следующая ночь и весь длинный день, когда бабушка отправилась с туеском в город, превратились для Вити в настоящее испытание. Ложась спать, он решил встать пораньше и во всем сознаться, но не успел. Затем внук, опять находясь в обществе соседских ребятишек и постоянно поддразниваемый Сашкой, со страхом ожидал возвращения лодки, на которой уплыла бабушка. Вечером он так и не решился возвратиться домой и обрадовался, когда удалось лечь в кладовой (тетя Феня привела его домой уже затемно и отвлекла Катерину Петровну). Он долго не мог уснуть, постоянно думая о бабушке, жалея ее и вспоминая, как тяжело она пережила смерть своей дочери.

Неожиданная развязка

К счастью мальчика, ночью с заимки вернулся дед - теперь у него была подмога, и стало не так страшно.

Опустив голову, подталкиваемый дедом, он робко вошел в избу и заревел во весь голос.

Долго срамила его бабушка, а когда она, наконец, выдохлась и наступила тишина, мальчик робко поднял голову и увидел перед собой неожиданную картину. По выскобленному столу «скакал» (это на всю жизнь запомнил В. Астафьев) конь с розовой гривой. Этот эпизод стал для него одним из главных нравственных уроков. Доброта и понимание бабушки помогли сформироваться таким качествам, как ответственность за свои поступки, благородство и способность в любой ситуации противостоять злу.

Сибирский писатель В. П. Астафьев – это многогранный, талантливый автор, написавший огромное количество литературных произведений, сюжеты которых взяты из жизни, в том числе и из собственной. Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» позволит уловить суть и смысл данного шедевра.

Астафьев Виктор Петрович (1924-2001 гг.) – это автор, который написал цикл прозаических произведений «Последний поклон», куда вошло несколько сборников рассказов, в том числе «Конь с розовой гривой».

Это автобиографическое произведение.

Сюжет произведения прост, но немалый его объем занимает описание семейства Левонтия и отвлечение на другие вещи, которые позволяют читателю получить развернутое представление о главном герое и людях, его окружающих.

Фабула рассказа «Конь с розовой гривой»

  1. Катерина Петровна засобиралась в город и послала внука на увал, набрать в туес земляники.
  2. Семилетний мальчик Митя пошел за ягодой не один, а в компании не очень честных и воспитанных соседских детей.
  3. Манипуляции с туеском, травой и горсткой ягодок, больше похожие на мошенничество.
  4. Украденные калачи для «старшого из левонтьевских».
  5. Мучительные раздумья и нереализованное желание поведать правду бабушке.
  6. Рыбалка, уличные игры допоздна и нежелание идти домой.
  7. Ночлег в чулане.
  8. Раскаяние, прощение, награда.

Важно! Повествование ведется от лица семилетнего мальчика, которого автор назвал Митей, хотя, по всем канонам это должен быть Витя, учитывая то, что рассказ «Конь с розовой гривой» — это произведение автобиографическое, что как бы обязывает дать ключевому персонажу свое имя.

Краткое содержание рассказа

Послала меня бабка Катерина набрать земляники, и пообещала, что привезет из города пряничного коня, как продаст собранную мной ягоду. Утром в компании с ребятней дядьки Левонтия, работающего на лесозаготовках, отправился я за ягодой, взяв с собой берестяной туесок.

Левонтьевские орлы — ушлые ребята: они собирали ягоду прямо себе в рот, разбросав заготовленную для лесных даров посуду, за что получили нагоняй от старшего брата Саньки. Завязалась потасовка, в ходе которой остатки земляники были безжалостно растоптаны.

Когда пришла пора возвращаться домой, то перед глазами нарисовался пустой туесок, который я наполнил травой, а для правдоподобия и создания иллюзии приукрасил ягодой.

Для этого хватило пару горсточек ягоды. Так сделать мне посоветовал многоопытный Санька.

Бабушка меня расхваливала на все лады, но пересыпать ягоду не стала, решив везти ее в город в моей посудине.

Я поделился своей бедой с Санькой, и за молчание он потребовал с меня несколько калачей, которые мне пришлось украсть. Утром я хотел покаяться перед бабушкой и раскаяться, но не успел – она уже уехала.

Пошли мы с Санькой рыбу удить, и едва у меня клев пошел, как вдруг показалась лодка с тремя мужиками, лихо орудующими веслами, и бабушкой, грозящей кулаком. Я прослонялся до ночи на улице, пока соседка не отвела меня домой.

Мне было стыдно и страшно. Юркнув в кладовку, я пристроился на ночлег на постели-времянке, а утром обнаружил, что кто-то заботливо укрыл меня полушубком. Это был дедушка, приехавший с заимки, который и уговорил меня попросить прощения.

Катерина Петровна была очень сердита, называла меня мошенником и каторжанином, но заветный пряник незаметно появился на столе, и тогда я понял, что прощён.

Краткий пересказ

Мальчик-сирота Митя, проживающий с бабушкой и временно отсутствующим дедушкой, идет за земляникой, но не один, а в компании с соседскими ребятишками.

Чтобы понять характеры и характеристики левонтьевских отпрысков, придется читать «Конь с розовой гривой» полностью, так как краткое содержание не сможет вместить в себя описание семьи Левонтия. За туесок земляники, который должен набрать Митя, бабушка обещает привезти ему из города подарок.

Белый конь с розовой гривой – это пряник, являющийся предметом вожделения деревенских детей.

Придя в лес с сыновьями и дочерьми дядьки Левонтия, Митя попал под их негативное влияние, и раззадоренный старшим из них Санькой, высыпал с трудом собранную ягоду на всеобщее «съедение».

После этого дети посвятили остаток дня своим детским развлечениям.

Митя, не зная, как показаться на глаза бабушке без ягод, послушался совета Саньки: он наполнил туес почти доверху травой, а после насобирал пару гостей земляники и буквально прикрыл ей свой обман.

Когда Митя вернулся домой с туесом, якобы полным ягод, Катерина Петровна наговорила ему кучу приятных слов и пообещала, что пряничный конь с розовой гривой – это будет награда за Митины труды.

Наутро она отбыла на базар, а Митя хотел рассказать ей о своем обмане, но благополучно проспал тот момент, когда Катерина Петровна уехала.

Терзаемый угрызениями совести, чувством вины и нехорошими предчувствиями, главный герой с трудом пережил этот длинный день, который он провел вне дома, потому что сначала Санька сманил его на рыбалку, а потом до наступления темноты они играли в лапту. Домой Мите идти было страшно и стыдно.

Поздним вечером Митю привела домой соседка, которая после о чем-то долго разговаривала с Катериной Петровной. Наутро всякий входящий в дом из первых уст узнавал о Митиной проделке, но у мальчика появился надежный союзник – дедушка, который очень своевременно приехал с заимки.

По совету дедушки «мошенник» попросил «прошшення», за что и получил награду – заветный пряник, и одновременно с ним — хороший урок, который был полностью усвоен.

Эпизоды

Краткий пересказ не позволяет детально рассмотреть эпизоды, когда:

  1. Дети резвятся на Фокинской речке, а после бросают Митю одного в лесу.
  2. Санька заставляет Митю таскать ему калачи, шантажируя его тем, что всё расскажет Катерине Петровне.
  3. Утром приехал дедушка.

Важно! В этих эпизодах сокрыт глубокий смысл, и эти сцены имеют особое значение.

Полезное видео

Подведем итоги

На протяжении всего рассказа герой был неоднократно втянут в тяжкий обман левонтьевским Санькой. Краткий пересказ не содержит также описания деревенского быта и семьи Левонтия, хотя и без этого сюжет произведения вполне понятен, но «лирические отступления» добавляют в него еще больше красок.

Вконтакте