Биографии Характеристики Анализ

Конспект сюжетно–ролевой игры в старшей группе «Жаворонки прилетите, Весну — красну принесите! Занятие- развлечение на тему "Встреча весны. Жаворонки" Дети самостоятельно делают жаворонков

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек: жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

В нашей группе « Солнышко» большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. В группе было проведено тематическое занятие "Жаворонки". Дети из солёного теста сами лепили жаворонков, выносили их на улицу и закликали птиц:

Жаворонки, прилетите!

Весну красную принесите!

Нам зима-то надоела,

Весь наш хлебушек поела!

Цель нашего занятия : Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками.

Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. А на полдник детям испекли настоящих жаворонков!

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.




Тематическое занятие в старшей группе «Сороки-жаворонки».


Цели и задачи:
расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа;
развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;
закреплять знания детей о перелетных птицах; создать атмосферу русского гостеприимства за столом и группе;Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Давно Вас жду поджидаю, праздник не начинаю!
- Долго длиться зимняя пора. Уже пронеслись веселые праздники: Рождество и Масленица, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд - закликание весны. В народе так и говорили об этом дне:
- Когда вода разольется, когда лес зазеленится
- Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.
Хоровод: "Веснянка"
Дети читают стихи:
1. Благослови, мати, весну закликати!
2. Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
3. Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла! Игра"Два мороза","Гори ясно"
4. Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила,
Холодом измучила!
Воспитатель: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Дети: Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся на север отправляйся!
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года, споем весеннюю закличку:
Весна, весна, весенний денек,
Весенний денек, где зарождается?
В долинах, оврагах зарождается,
Меж двух гор весна появляется!
Воспитатель: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.
Дети читают стихи.
1. Солнышко, выгляни красное высвети!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

2. Гори солнце, ярче! Лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.

3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко!
Выгляни из-за горы, да до весенней поры! (Выходит девочка, на груди у нее солнышко)
Солнышко:
Я - солнышко лучистое, тепло и свет несу,
Улыбки возвращаю вам, и радость всем дарю!
Воспитатель: Спасибо солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у нас гостем дорогим. А мы весну встречаем, птичек закликаем! Недаром в народе говорили:"Сорок сороков летят, весну несут. "
- Ребята давайте с вами поиграем в народную игру " Ручеёк."


Воспитатель : А ну-ка, отгадайте, какие птицы вестники весны? Послушайте загадки:
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу - дворец, во дворце - певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает... (Кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)
Воспитатель : Но больше всего люди любили звонкого певца - жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. Детишки лепили птиц из глины, мастерили из тряпочек. Празднично одетые девушки и дети ходили по деревне и пели песни - заклички.
- Ребята, я тоже испекла вам жаворонков. Держите их.
- Давайте и мы с вами споем весенние заклички. Поднимите своих жаворонков вверх.
1. Жаворонушки, прилетайте!
Весну красную закликайте.
Чтобы снеги покатились,
В речке воды появились.
2. Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
3. Птички прилетайте!
Гнездышки свивайте
Летите, залетайте,
Весну прославляйте!


Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами зиму и мороз проводили.
- Весну красную и солнце ясное встретили, весенних птичек закликали.
Хоровод "Вот уж зимушка проходит".

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Центр развития ребенка»

Конспект открытого занятия для старшей группы

«ЧТО НА РУСИ ОЗНАЧАЛО СЛОВО «ЖАВОРОНКИ»

Подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории

Парфентьева Людмила Ивановна

г. СЕРГИЕВ ПОСАД, 2011

Программное содержание: воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички.

Используемая музыка:

  1. «Русский хоровод» исп. Оркестр народных музыкальных инструментов, дирижер В. Красноярцев.
  2. «Жаворонок» муз. П. И. Чайковского.
  3. «Красный сарафан» муз. А. Варламова
  4. «Веснянка» муз. Т. Потапенко.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Звучит «Русский хоровод».

1 ребенок: 22 марта(9 марта по старому стилю) в православной России отмечается праздник «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них – жаворонок. В этот день хозяйки пекли из простого теста «жаворонков».

2 ребенок: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.

3 ребенок: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

4 ребенок: На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…(Василий Жуковский)

5 ребенок: Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне…(Евгений Баратынский)

6 ребенок: Согласно легенде жаворонки вынимали колючки тернии из тернового венца распятого Христа. Не только поэты, но и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте одно из них.

Звучит «Жаворонок» П.И. Чайковского.

Ведущий: Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала:

(девочка держит в руках тарелку с выпеченными жаворонками)

Ой, вы жаворонки, жавороночки

Летите в поле, несите здоровье

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

А дети бежали на улицу и кричали:

6 ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам зима холодной надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Ведущий: Во многих местах печенье выпекали в форме крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весною, во время сева, их бросали в особое решето (сетево), из которого сеяли зерно. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйки хмеля или монетку. Зерно к богатству, чешуйка хмеля или монетка – к веселью.

Часто «кресты» давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички:

1 ребенок: Крестики, крестики, жавороночки,

2 ребенок: Крестик подают и водой обдают,

3 ребенок: Половина-то «говина» перевалится,

4 ребенок: Кадка с молоком перекатится

Ведущий: Девицы также совершали свои заклички, глядя на восток:

Мальчик: Весна, Весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Хоровод «Стало ясно солнышко припекать».

Ведущий: Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу (выставляли в миски овсяный кисель, на краю поля или на крыльцо) приглашали отведать кушанье:

Мороз-Мороз, не тронь мой овес.

Приходи кисель есть.

Под музыку входит Весна. Звучит «Красный сарафан».

Весна: Я весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

7 ребенок: Здравствуй, здравствуй,

Красавица, Весна!

Птичий домик у нашего окна

Скоро в домике будет веселье,

У крылатых жильцов новоселье!

Игра «Птички», р.н.м.

Ведущий: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.

Дети:

Пословицы, поговорки:

Зима весну пугает, да все равно тает.

Весна днем красна, да и то не сполна.

Весною оглобля за ночь травой обрастает.

Приметы:

Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Дружная весна – жди большой воды.

Увидал скворца – весна у крыльца.

Хоровод «Веснянка».

Весна раздает детям угощение.


В старшей группе

«Жаворонки прилетели»

Задачи

Учить лепить птиц из двух частей: туловище, крылья, придавать форму, сходную с оригиналом, выделять глаза, клюв крылья, хвост используя дополнительные материалы.

Продолжать формировать познавательный интерес.

Развивать навыки построения высказываний- рассуждений

Воспитывать интерес к народным традициям, желание передавать свои впечатления.

Материал : тесто, зерна крупы, мука, стеки, доски,салфетки форма для выпечки, иллюстрации птиц, рисунок жаворонка.

Предварительная работа . Наблюдение птиц во время прогулки, Игры с деревянными народными игрушками птицами, рассматривание и анализ игрушки.

Ход занятия

1 Организационный момент

В. Дети,послушайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает –

Когда это бывает?

Воспитатель. А почему вы решили,что это весна?

(Солнышко стало светить ярче и греть теплее, снег тает,бегут ручьи.)

Воспитатель. А, что бывает только весной?

(Прилет птиц)

Показ иллюстраций

Посмотрите на картинки и назовите птиц? Ответы дтей

(Стук в окно)

Воспитатель. Дети что за птичка прилетела к нам.

(Ответы детей)

Воспитатель. Это жаворонок.

Основная часть

Ребята! Сегодня у всех жаворонков праздник. Их ждут в каждый дом, вот и к нам прилетел такой долгожданный гость.

А как мы должны встречать гостей?

(Ответы детей)

Мы должны быть гостеприимными и предложить гостю самое удобное место.
Есть примета, когда прилетают жаворонки, наступает настоящая весна. Еще издавна в день 22 марта, пекли из теста жаворонков,

угощали всех, читали заклички пели песни.

Мы, сегодня на занятии будем учиться лепить жаворонка.

А сначала давайте закличку выучим!

Дети встают в хоровод и проговаривают в месте с воспитателем слова

Жаворонки прилетите.

Холодную зиму унесите,

Теплую весну принесите!

(хоровое повторение)

Воспитатель. А, еще есть примета такая, что если утром есть мороз, значит сразу 20 морозов до мая отходят, жди тепла.

Чтобы помочь весне победить зиму, давайте поиграем в игру «Зима и весна»

(выбираются двое детей –зима и весна, надеваются шапки). Остальные становятся в круг говорят хором:

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит,

Снег и холод прочь уводит,

весну красную приводит.

Весна и зима бегают из круга в круг. На последних словах дети в круге приседают. Если Весна не поймала зиму, сменяют.

Воспитатель. Молодец Весна, теперь Зима уже точно не вернется.

Ну, а теперь ребята приготовимся к лепке жаворонка. Давайте еще повнимательнее рассмотрим птицу.

Назовите из каких частей состоит жаворонок?

Ответы детей; голова, клюв глаза, крылья, хвост, лапы.)

В. Разделим тесто на две части. Для туловища и для крыльев нужно взять больше теста. А как сделать глаза, крылья хвост?

В. Как можно изобразить хвост перышки птицы? А глаза?

Ответы детей

(частичный показ).

Ну теперь можно приступать работе.

Сначала обмакните руки в муку. Зачем мы это сделали?

Ответы детей (чтобы тесто не липло к рукам)

Самостоятельная работа.

Молодцы,ребята справились с работой!

В. А теперь ребята всех птичек давайте поместим в форму, пусть они подсохнут.

Итог занятия .

Анализ готовых работ детей.

Рассказы детей у кого птичка самая красивая

(показ пиктограмм)

Что мы лепили?

Какой материал мы использовали в своей работе?

Ребята, жаворонку нужно спешить в детский сад « Солнышко» поздравить детей с приходом весны. Скажем ему до свидания!

Когда птички высохнут, вы заберете их домой и поздравите своих родных с приходом весны.

Программные задачи:

Образовательные.

  • Актуализировать знания детей о смене времен года, о приметах весны.
  • Расширить знания детей о птицах.

Развивающие.

  • Продолжать развивать у детей: логическое мышление, фонетический слух, внимание.
  • Формировать умение работать с пластичным материалом.

Воспитательные.

  • Создать эмоциональный настрой детей.
  • Воспитывать бережное отношение к птицам и природе в целом.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательность.

Ход.

Незаметно для детей включается запись пения птиц.

Дети : Что это?

Воспитатель: Не знаю. Кто-то поет.

Дети: Мы знаем, это птицы поют.

Воспитатель : Да, верно, давно их не было слышно. Интересно, а почему они раньше не пели?

Дети: Потому что зима была.

Воспитатель: Ну и что? Почему они зимой не могут петь так?

Дети: Потому что им холодно.

Воспитатель : А сейчас разве не зима.

Дети : Нет, весна пришла!

Воспитатель: А откуда вы знаете, что пришла весна?

Дети: Расцвели цветы, на деревьях появились почки, на улице стало тепло и т.д.

Воспитатель : Совершенно верно. А знаете ли вы, какие птицы самыми первыми прилетают в родные края?

Ответы детей.

Воспитатель: Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку грача крупным планом и репродукцию А.К. Саврасова «Грачи прилетели»). Они прилетают, когда на земле еще лежит снег и только, только начинают появляться первые проталины. Это очень хорошо изобразил знаменитый русский художник А.К. Саврасов его картина так и называется «Грачи прилетели».

Рассматривают картину.

Воспитатель : После грачей, вторыми прилетают скворцы (показ картинки скворца). Для них люди изготавливают специальные домики. Как они называются?

Дети : Это скворечники.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, какую птицу считают настоящим предвестником весны, после ее возвращения все птицы прилетают в родные края?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте послушаем пение этой птички.

Слушают аудиозапись пения жаворонка.

Воспитатель : Понравилось вам пение птицы?

Дети: Да, красиво поет.

Воспитатель : А зовут эту птицу жаворонок (показ картинки). Какую птичку знакомую вам он напоминает?

Дети: Он на воробья похож, только чуть-чуть больше.

Воспитатель: Совершенно верно. Живет жаворонок в основном в степи, на полянках, редко на опушке леса. Гнездо вьет в небольшой ямке в траве, которую сам роет. Поет он обычно на лету, питается, подбирая корм с земли и склевывая его с низких растений, куда можно дотянуться клювом. Добытая жаворонками пища состоит почти исключительно из насекомых, а также семян сорняков и падалицы культурных растений. Съедая, семена сорняков он очень помогает культурным растениям. Жаворонок всегда был любим и почитаем на Руси, о нем сложено много песен и стихов:

«Жаворонок»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

Воспитатель: С жаворонком связаны многие народные приметы, ему посвящены народные праздники. Существует древняя легенда, по которой в жаворонков превратились души сорока христиан-мучеников, казненных, но не отрекшихся от своей христианской веры. С тех пор считается, что если ко Дню Сорока мучеников, который отмечается на Руси 22 марта, прилетят жаворонки, год будет удачным, урожай хорошим, лен длинным! В народе этот праздник называют попросту — Сороки, считается, что в этот день прилетает сорок птиц, и впереди всех летит жаворонок.

Накануне этого праздника в деревнях пекли «жаворонков», на утро — раздавали детям и те, своими песнями, зазывали настоящих жаворонков, кликали весну: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите, зима нам надоела, весь хлеб у нас поела».

Воспитатель: А хотите сами слепить из теста жаворонков и испечь их?

Ответы детей.

Воспитатель показывает детям тесто, из которого они будут лепить жаворонков. Дети моют руки, одевают фартуки и колпаки (косынки) на голову и по объяснению воспитателя лепят жаворонков.

Способ лепки жаворонка: (тесто, мука).

1. Небольшой кусочек теста разминают в форму прямоугольника.

2. Завязывают его узелком, так чтобы получилось два хвостика.

3. Один хвостик оставляют прямоугольным.

4. Из второго хвостика лепят голову жаворонка в форме шара и вытягивают небольшой клюв.

5. На хвостике, который остался прямоугольником, делают небольшие надрезы вдоль него.

Жаворонков относят на кухню и выпекают.

Продолжение этой деятельности можно использовать на прогулке, где дети зазывают жаворонков.

Используемые источники информации:

1. http://florofauna.ru/birds/gavoronock.php.

2. http://days.pravoslavie.ru/Life/life598.htm.