Биографии Характеристики Анализ

Кот ученый лукоморье. Александр Пушкин — У лукоморья дуб зеленый: Стих

Да если бы нынче случилось такое, то избрали бы наверняка, а мы все еще не ведаем, кто же он такой, откуда явился, и что в нем вообще такого особенного.

А история эта началась в избушке Яги в заповедном лесу, когда доблестный воин изловил и принес туда кота чудесного из тридевятого царства, тридесятого государства.

Как он это делал, и на какие хитрости пошел, вы из любой сказки узнаете, но когда сбежал кот Баюн от царя Гороха, не ужился он в царском дворце, то поселился в избушке на курьей ноге у Яги.

Так он и стал тем, кем его гений запечатлел, ходил в своем лукоморье по дубу священному, пойдет направо – песнь заводит, налево сказку говорит.

Только все когда-нибудь кончается, вот и кончилась беззаботная жизнь кота Баюна. Как раз когда он нашему гению стихи продиктовал про Лукоморье, она и кончилась.

Потом Лукоморье то исчезло где-то в тумане, а коту Баюну вовсе не хотелось пропадать вместе с ним.

И предупреждал его Велес, что если сбежит он с Таинственного острова, то чары на него черные падут, сам себя он тогда не признает и никогда прежним не станет.

И пусть, - упрямо твердил огненный кот, который уже пылать начал-воспламенился.

Станешь ты там черным –пречерным, как ночь без звезд и луны, - не отступал от упрямого кота Велес.

И пусть, - не отступал от бога всего живого и Баюн, шерсть его полыхала все сильнее.

Сказки свои и песни забудешь, таким как они станешь, в келье с черным монахом будешь жить, да от скуки помрешь раньше срока.

Не стану.
- Как миленький станешь, хорошо если еще парочку таких же героев отыщешь, а то и вовсе один в чужом мире останешься, а уж монахи эти уморят и не такого кота, поверь своему богу, строптивец рыжий (он в первый раз назвал кота не огненным, а рыжим, это обидно было слышать, но кот стерпел).

Не останусь, меня все везде любят, это монахи будут под мою дудку плясать.

Они тебя полюбят, так, что мало не покажется, дорогу назад забудешь, - как самое последнее и веское пугало заявил Велес.

А это еще мы поглядим.
Беседа эта длилась долго, не хотелось богу всего живого кота сказочного отпускать, но тот так упрям был как сто чертей. Запретил Велес любому черту с ним идти, в знак наказания за упрямство.

Только пусть кто-то из вас попробует с котом отправиться.

Это было слишком жестоко, но кто же с богом поспорит.

Посмотрел кот на бесов, все думали, что это его остановиться, ведь одиночества кот не переносил.

Но Баюн только помедлил немного и все-таки отправился.

Ты куда? – крикнул Велес одному из бесов, - хорошо подумал, знаешь, что назад не приму?

Не одному же коту оставаться, - буркнул полосатый черт, первый друг Бегемота.

Все остальные обступили своего бога и стали его просить, чтобы он на кота и беса не сильно серчал.

Может они всех нас и Лукоморье еще спасут, - твердил кто-то.

Они спасут, потом их самих там спасать еще придется, - ворчал Велес, но в глубине души он радовался тому, что один из бесов кота не оставил, не побоялся его гнева и угроз, значит и для них для всех не все потеряно.

№№№№№№№№

Бес Коровьев увязался за Баюном, чтобы не скучно было коту ученому в чужом, черном мире, должна же и там быть хоть одна родственная близкая душа.

Но только они вышли из тумана, как тут же бес прямо отпрыгнул от него в ужасе.

Ты чего, Рогатый? –удивился кот.
- Это все-таки ты, а я думал бегемот какой-то жуткий

Какой бегемот? – еще больше удивился кот.
- Азазелло рассказывал про черного и огромного животину. Как же ты стал на него похож.

Не поверил ему Баюн, благо рядом было озеро. Он туда и заглянул, лучше бы совсем не заглядывал. Черный, громадный, толстый, страшный такой, что ночью приснится, и не проснешься – вот тебе и огненный кот ученый.

Все пророчества Велеса сбылись. А он сомневался в том, что так будет, думал, что тот его только пугает.

Уселся на берегу кот, которого уже Баюном язык не повернется назвать, бес издалека за ним наблюдал, внимательно смотрел. Он один теперь знал тайну Баюна и мог опознать его и свидетельствовать перед всеми в каком теле спрятан ученый славянский кот.

Потом стало ему жаль кота, когда тот вздохнул:
- Не обманул Велес, все так и сбылось, - вздохнул Бегемот.

Подошел бес, по жесткой шерсти его погладил, решил успокоить:

Ничего, черти всегда такими же страшными были, живут и в ус не дуют, и ты проживешь, не все же время огненным и рыжим оставаться, иногда надо черным и толстым побыть немного. А там, сморишь, все перемениться, и заполыхаешь еще сильнее, ведь все в мире течет, все изменяется, я сам это от Велеса слыхал.

Кот покосился на него:
-Ты меня все-таки обругал, а не похвалил, я так понимаю.

Да какая разница.
- Разница есть.
Но все его огорчения стали испаряться, он почувствовал, что ум его остался прежним, чувство юмора тоже при нем было.

Ничего, будем пугать их всех, пусть только мяукнут, вякнут, что-нибудь, они тогда увидят, каков кот Бегемот.

Вот и ладно, - обрадовался бес, - а то без слез не глянешь, - такой ты мне даже больше нравишься, чем тот рыжий.

Ты меня похвалить все-таки хотел, - не сдавался Баюн, хотя до конца он в том не был уверен.

Вот так вот черный кот Бегемот и появился в мире, где он был, что делал до того времени, пока с Мастером и остальными не встретился, кто его знает. Может он однажды сам о том, расскажет. А потом он уже по воле судьбы или рока оказался около Люцифера, узнал, что и тому повезло не больше, чем ему самому, а когда находишь друзей по несчастью – жить становится проще и веселее. С тех пор они вместе и были, черные монахи где-то скрылись, а Люцифер- хранитель утренней звезды в далеком прошлом, а теперь повелитель тьмы, с ним остался, и скучно им вместе никогда не было.

№№№№№№

И в один из мрачных осенних дней, когда дождь все шел и шел и не собирался переставать – бывают такие унылые дни на земле, так вот в такой день они и узнали о том, что все пусть не скоро можно вернуть.

Для этого на славянских землях, но в мире снегов и льдов в самом центре Сибири им нужно отыскать прях.

Откуда там теперь пряхи? – первым подпрыгнул Бегемот, - он больше всех хотел на свой дуб вернуться, потому особенно болезненно относился к тому, что все это может стать обманом.

Долго они думали, судили, рядили, пока Бегемоту одна из прях не приснилась.

Он подскочил и вцепился в Фагота когтями:
- Нашел, Эврика! – визжал Бегемот,
- А мы вроде с тобой потеряться еще не успели, - отвечал ему Коровьев.

Да я не о тебе, я о пряхах, - продолжал карябать его острыми когтями Бегемот.

И где же ты их нашел, пока на печке дрых, так, что храпел даже.

Какой ты трудный, как все запущено, - Бегемот очень уважал новые словечки, собирал их повсюду, употреблял к месту и не к месту.

Может расскажешь, все брюхо мне от усердия пропорол, - ворчал сердито бес, и поглаживал боевые раны.

Я видел во сне пряху, она –писательница. А что удивительного, ведь и золотая цепь не та цепь, что здесь считать принято, и пряха другую пряжу прядет.

Пряха-писательница, а ты мухоморов не ел давича, когда мы по сибирскому лесу гуляли, говорят они тут самые крутые будут, вождей недаром сюда отправляли, а они потом дурели совсем.

Не ел, кто еще может прясть в этом мире свои строки, обрывать их где захочет, сюжет закручивать? Да и Книгу судеб написать надо было, и как я сам не допер, а еще ученым считаюсь.

Считался, - уточнил Фагот.
- Чаво?
- Чаво, ученый ты наш.
И вдруг Фагот громко засмеялся, да так, что остановиться не мог.

И чего ты ржешь, - возмутился кот и снова свои стальные когти растопырил, чтобы подраться с бесом, в чувства его привести.

Но тот во время отпрыгнул на приличное расстояние.
- А того, если прях найти не могли, хотя их сейчас единицы остались, где же мы с тобой писательниц найдем, их как поганок после дождя развелось, что каждую попавшуюся хватать станем? А как отличить простую стихоплетку от пряхи твоей?

Кот опешил, солнце перестало светить, радость померкла вместе с ним, что ни говорить, а тут Фагот был совершенно прав.

Найдем как–нибудь, - махнул он лапой.

Но заснуть до утра Бегемот не мог. Фагот конечно, гад ползучий, он любую великую радость испортить может, но в одном он прав – писательниц столько, что и бессмертия не хватит, чтобы нужных найти.

Тогда он снова подскочил, как ужаленный громадной пчелой:

Придумал, точнее понял, их должно быть три сестры.

Это ты сейчас придумал, или тебе приснилось? – ехидно спросил Фагот.

Да так и есть, раз три пряхи там, значит и тут их должно быть три. И они в каких-то родственных отношениях остаются во все времена - сестры, скорее всего.

Три сестры, это уже лучше, чем ничего. Россия большая, Сибирь уже поменьше будет, но и здесь трех сестер писательниц, думаю не так много, будем искать.

А то, - самодовольно заявил кот, - что бы ты без меня делал?

Спал бы спокойно до утра, а утро вечера мудренее, но это ученый Баюн знал, а тебе неведомо видно. Как же время над тобой поработало, другой раз страшно даже становится, Велес на тебя без слез не глянет

И мне ведомо, только я бы забыл до утра, может мне такой сон и прежде уже снился, а проснешься, и забудешь, только сейчас и вспомнил вот.

Так все и определилось самой собой. В прошлый раз они нашли Маргариту, а теперь нужно было лапы и копыта до дыр стереть, а писательницу отыскать, а лучше сразу трех, так точнее будет.

№№№№№№№№№№
Как они отыскали Викторию, даже Воланду, наверное, неизвестно, просто они появились в нужное время, в нужном месте и стали смотреть то, что она написала.

Когда же выяснилось, что есть еще ее младшая сестра Алина, и тоже пишет сказки, кот с опаской спросил о третьей сестре.

Виктория посмотрела на него удивленно:
-Радмила, да конечно, только она журналист, ее репортажи с тусовок и рассказики о светских львицах серебряного века вряд ли пригодятся.

Значит, вас трое, о чем будет писать третья, понятия не имею, но как же долго я вас искал, - говорил кот, и так тяжело вздыхал, что листья на соседнем цветке (он сидел на подоконнике) начали раскачиваться.

Ладно, сначала надо с тобой и с твоим романом разобраться, а потом уже и к Алине переберусь, - деловито заявил кот.

А тот памятный летний вечер он почувствовал себя настоящим пупом земли.

Глава 18 Тайна золотой цепи

Кстати о золотой цепи.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
- Что это такая за золотая цепь на дубе том образовалось,- спросил ангел у Алины, он в последнее время стал еще любопытнее, чем при жизни.

Вспомнил, как какой-то наивный художник нарисовал цепь, которой был связан дуб, по ней ходит наш кот ученый. А на другой детской иллюстрации эта самая золотая цепь вообще была поводком для кота, на шее у него оставался ошейник, он с цепью и ходил как домашний пес – вот уж действительно сами не ведают, что творят. Велес бы посмеялся, если бы узрел такое, но коту было не до смеха. Хорошо, что он художника того не нашел, трудно представить, что он бы с ним сотворил в ярости лютой.

А ведь это как нынче крылатые выражения, если их понимать буквально, то настоящий бред получается.

Надо искать какую-то тайну.
Бегемот тогда внимательно прислушался к рассуждениям Алины, готов был вмешаться, если она тоже про цепь рассказывать начнет.

Но она была вполне подготовлена:
-Так называлось древнее письмо мудрейших волхвов, дорогой, - услышал Бегемот ее голос и подпрыгнул от неожиданности.

Алина же продолжала:
- Оно на самом деле было на драгоценных металлах начертано, эти древние письмена –золотая цепь называли, и хранились в тайниках и имели ценность во всех смыслах. И наш кот и охранял и читал эту древнюю книгу – оттуда его сказки и песни и берутся.

Вот тебе и котик, - улыбнулся Ангел, - но теперь, где же кот и где та золотая цепь?

Цепь спрятана где-то очень далеко, кот преобразился и стал иным(Алина не стала пока выдавать тайну Бегемота), но если мы сможем пройти этот лабиринт, то он вернется вместе с нами туда в свое Лукоморье, и вспомнит то место, где хранится цепь и где «Царь Кащей над златом чахнет».

Так он именно над тем златом чахнет, а может он и есть тот самый кот, если Баюн в кого-то преобразился?

Нет, Кащей не кот, он появился в этом мире значительно раньше, он бог зимы и морозов, которые и понадобились для того, чтобы остановить вероломных людей, за той цепью рвущихся, и ради злата и серебра готовых ее расплавить на кольца и слитки. Иванам не знающим родства и Рода иное золото и драгоценности нужны были всегда. Только так их можно было оставить. А кот оставался котом, только иным сделался. Отправился он на поиски тех, кто ничего не забыл, и может вернуть и Лукоморье и золотую цепь в этот странный мир, не мог усидеть в уснувшем, окаменевшем мире, ему ведь во все времена покой только снился.

На этом разговор Ала с Алиной и оборвался.
Бегемот понимал, почему ему так хотелось, наконец, вернуться в Лукоморье, убедиться в том, что цепь цела, и, наконец, и самому вспомнить и прочитать те древние послания славян этому миру.

Как все оказывается и просто и сложно в этом мире.
Тысячу лет, и ни одной ночи не было, чтобы он не видел залитое солнечными лучами Лукоморье, не вспоминал какие-то обрывки тех сказок, былин, преданий, записанных золотой цепью на золотой цепи. Только все это были именно обрывки, какие-то кусочки, из которых, как он не старался, никак не мог хотя бы одну песнь сложить.

Но может и правильно, что не мог. Если можно смириться с тем, что кот Бегемот покупает билет в трамвае, то распевающего древние былины кота уж точно отправили бы в психушку. Не могут даже самые умные и продвинутые из рабов божьих понять многого, как –то расширить границы своего познания, а потому все и должно было замкнуться в этом странном мире.

Но ничего, эпоха черных чудовищ уже прошла, наступает совсем иное время, и кот Бегемот вместе с остальными чудовищами немало сделал для того, чтобы Лукоморье оставалось в этом мире. Они пройдут славянский лабиринт, - самый таинственный и длинный из всех, доберутся до него. И вот тогда золотая цепь и засияет новым светом, и спасет, наконец, этот несчастный, истерзанный мир.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Анализ стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» Пушкина

«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

Лукоморье - одно из первых географических названий, которые мы узнаем в жизни. На современных картах его не найти, зато оно есть на картах XVI века. Упоминание Лукоморья есть и в «Слове о полку Игореве», и в русском фольклоре.

Что значит слово «Лукоморье»

Слово «лукоморье» звучит для нас загадочно и даже сказочно, но этимология его достаточно прозаична. Оно происходит от старославянского «лѫкъ» и «море». Слово «лука» означает изгиб. Однокоренные с ним слова - «лук», «излучина», «лука» (у седла). То есть «лукоморье» переводится как изогнутый берег моря, бухта.

Лукоморье у Пушкина

О Лукоморье мы узнаем из пролога к первому большому произведению Александра Пушкина, поэме «Руслан и Людмила». У Пушкина Лукоморье описывается как некое условно-сказочное место «где Русью пахнет», где стоит памятный каждому дуб со златой цепью и ходящим по ней ученым котом.

Важно, что пролог был написан уже ко второму изданию поэмы, которое было опубликовано через 8 лет после первого издания - в 1828 году. Это многое может прояснить в происхождении пушкинского Лукоморья.

К этому времени Пушкин уже побывал в южной ссылке, где вместе с Раевскими побывал и в Приазовье, и в Крыму. Генерал Раевский из Горочеводска восторженно писал дочери Елене: «Тут Днепр только что перешел свои пороги, посреди его - каменные острова с лесом, весьма возвышенные, берега также местами лесные; словом, виды необыкновенно живописные, я мало видал в моем путешествии, кои бы мог сравнить с оными».

На человека военного эти пейзажи произвели неизгладимое впечатление. На поэта Пушкина они просто не могли не повлиять.

А что же Лукоморье?

Однако пейзажи пейзажами, но что с Лукоморьем? Откуда у Пушкина мог выкристаллизоваться этот образ, который войдет не только в историю русской литературы, но и в подсознание каждого русского человека?

Источник первый: Арина Родионовна.
Как известно, сюжеты нескольких пушкинских сказок были навеяны поэту его няней. Историк литературы пушкиновед Павел Анненков писал, что многие эпизоды из сказок Арины Родионовны по-своему излагаются Пушкиным и переносятся из произведения в произведение. Вот отрывок из «Сказки о царе Салтане», как он рассказан Анненковым: «Так, у ней был кот: «У моря-лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет».

Как мы видим, кот ходит у няни Пушкина вверх-вниз, то есть мы имеем дело с типичным для финно-угорской традиции описанием мирового древа. Кот здесь является одновременно и хранителем границы между мирами, и медиатором между ними.

Источник второй: «Слово о полку Игореве».
Ещё в лицейские годы Пушкина А. И. Мусиным-Пушкиным было издано «Слово о полку Игореве». О Лукоморье в «Слове» сказано:

«А поганого Кобяка изъ луку моря
от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ
яко вихръ, выторже:
и падеся Кобякъ въ градѣ Киевѣ,
в гридницѣ Святъславли».

В летописи сообщалось, что русские постоянно сталкивались с кочевниками в южной степи: «юкоже преже в луцѣ морА быю хусА с ними крѣпко».

Обитателями Лукоморья по летописям были половцы, с которыми киевские князья постоянно враждовали. Лукоморьем же называлась территория Северного Приазовья.

Это мнение, как полагает С. А. Плетнева, подтверждается тем, что «можно проследить лукоморских половцев и по каменным статуям (идолам), обнаруженным в районе нижнего Днепра. Они относятся к развитому периоду половецкой скульптуры, ко второй половине XII-началу XIII веков».

Таким образом можно сказать, что Лукоморьем (которое воспел Пушкин) называлась излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем. В топонимике Приазовья и сегодня можно встретить отзвуки этой исторической памяти: две степных реки Большой и Малый Утлюк. «Утлюк» - «Отлук» - «Лука» переводится с тюркского как «выгон, луг».

Что за дуб?

Небезынтересно понять также, что за дуб описывал Пушкин:

«И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый».

Путешествуя по Приднепровско-Азовской степи во время южной ссылки, Пушкин мог от старожил услышать легенду о знаменитом Запорожском дубе, который рос на острове Хортица.

О нем писал еще византийский император Константин Багрянородный: «Пройдя это место, руссы достигают острова святого Григория (остров Хортица) и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай».

Уже в 70-х годах XIX века запорожский историк-краевед Я. П. Новицкий также упомянул об этом дубе: «Лет пять тому назад на острове Хортице засох священный дуб.Он был ветвист и колоссальной толщины, стоял в стапятидесяти саженях от Остров-Хортицкой колонии».

Где ещё искать Лукоморье?

Лукоморье встречается не только в летописях, «Слове о полку Игореве» и поэме Пушкина, но ещё и в русском фольклоре. Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отметил, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба. Карамзин также писал, что слово Лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют.
Так или иначе, в фольклорном восприятии Лукоморье - это некая условная земля на границе ойкумены, чаще всего располагающаяся на севере.

Лукоморье на картах

Лукоморье можно было бы считать историческим и полусказочным анахронизмом, если бы не западноевропейские карты XVI-XVII веков, на которых месторасположение Лукоморья точно определено.И на картах Меркатора (1546 год), и на картах Гондиуса (1606 год), а также на картах Масса, Кантелли и Витсена Лукоморьем названа территория на правом (восточном) берегу Обской губы.

Европейские картографы сами в этих местах не бывали. Скорее всего, при составлении карт они опирались на описание этой местности путешественников, в частности Сигизмунда Герберштейна. Он дал его в «Записках о Московии»: «в горах по ту сторону Оби», «Из Лукоморских гор вытекает река Коссин. Вместе с этой рекой берет начало другая река Кассима, и протекши через Лукоморию, впадает в большую реку Тахнин».

Николас Витсен, опубликовавший в XVIII веке свою «Carte Novelle de la Tartarie», располагал графическим материалом. На его карте длина Обской губы соответствует действительности, и поэтому «Lucomoria» - обозначение самого залива Карского моря. В русской исторической картографии топонима «Лукоморье» не было, но очевидно, что западноевропейские картографы признавали Лукоморье как древнее название Обской губы.

Сказочное Лукоморье позаимствовано Пушкиным из фольклора восточных славян. Это заповедное северное царство на краю мира, где люди впадают в зимнюю спячку и просыпаются с первыми лучами весеннего солнца. Там находится Мировое древо («У Лукоморья дуб зеленый»), по которому, если идти вверх, можно попасть на небо, если вниз - в подземное царство.

Реальное же Лукоморье, вопреки детской песне со словами «Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути», изображено на многих старинных западноевропейских картах: это территория, прилегающая к восточному берегу Обской губы, в районе современной Томской области.

Вообще же «лукоморье» в старославянском языке означает «изгиб морского берега», и в древнерусских летописях этот топоним упоминается не на Крайнем Севере, а в районе Азовского и Черного морей и низовьев Днепра. Летописное Лукоморье - одно из мест обитания половцев, которые иногда так и назывались - «лукоморцы». Например, в связке с этими областями Лукоморье упоминается в «Слове о полку Игореве». В «Задонщине» в Лукоморье отступают остатки армии Мамая после поражения в Куликовской битве.

Остров Буян

Сказочный Буян также стал широко известен благодаря Пушкину: на острове Буяне хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям, и растет волшебный дуб (Мировое древо). Многие народные заговоры и заклинания начинались со слов: «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Священный камень алатырь в славянской мифологии обозначал центр мира.

Реальный Буян - немецкий остров Рюген на Балтике. В древности на острове жило западнославянское племя руянов, и в их честь остров назывался Руян. На острове находилась Аркона - главное языческое святилище балтийских славян. В последующие века в славянском фольклоре название трансформировалось в Буян.

А сказочный «бел-горюч камень Алатырь» - меловая скала «Королевский трон», возвышающаяся над морем. По традиции претендент на руянский престол должен был один ночью взобраться по отрогам скалы на самую вершину (что, видимо, было сложно и страшно).

Тмутаракань

Часто, когда хотят сказать о каком-то далеком, труднодоступном месте, говорят, что это «тмутаракань какая-то».

Тем не менее это вполне реальный город - столица одноименного древнерусского княжества, существовавшего в X-XI веках. Город и правда находился вдалеке от остальных княжеств Древней Руси - в районе Керченского пролива, на месте современной Тамани.

После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом город Тмутаракань перешел под власть Киевской Руси, постепенно став самостоятельным русским княжеством. Но удалгнное от Руси положение сыграло свою роль: после 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. Территория переходит к Византии, а позже к Генуе.

Бразилия

Легендарный Хай-Бразил - остров блаженных в ирландской мифологии, кельтский аналог библейскому раю. Его населяли герои и просто хорошие люди. С приходом в Ирландию христианства Хай-Бразил стали населять монахи и праведники.

Остров окружен туманом, который расступается раз в семь лет, тогда только его и можно увидеть. По другой версии, остров раз в семь лет всплывает на поверхность океана. По легенде, остров останется на поверхности океана навсегда, если его коснется огонь.

Этот мифический остров в Атлантике был нанесен на многие старинные карты и располагался западнее Ирландии. Поэтому, когда в 1500 году португальцы достигли неизвестных берегов в Западном полушарии, они решили, что это и есть легендарная земля Хай-Бразил. Страна так до сих пор и называется: Бразилия.

Авалон

На этом волшебном острове из кельтских легенд жила фея Моргана и был похоронен король Артур. Авалон, известный также как Яблоневый остров, был еще одним кельтским аналогом рая и располагался в легендах то ли где-то на западе, среди бескрайних вод Атлантики, то ли у берегов Британии.

Остров приобрел реальные очертания в конце XII века, когда на Холме святого Михаила (бывшем, кстати, в доисторические времена вулканом) в графстве Сомерсет была обнаружена могила. Надпись на могиле гласила, что здесь, на острове Авалон, покоится король Артур со своей женой Гвиневрой. В захоронении обнаружили останки крупного мужчины и невысокой женщины.

В древности возвышавшийся над болотистой местностью холм напоминал остров, а во время частых наводнений превращался уже в настоящий остров. Останки позже были перезахоронены в построенной тут же часовне. В Гражданскую войну в XVII веке могила была вскрыта, а кости разбросаны.

Остров Туле

Загадочный остров впервые описал древнегреческий путешественник Пифей из Массилии (современный Марсель) в IV веке до нашей эры. Он совершил путешествие в Северную Европу, и, помимо острова Туле, рассказал про северное сияние, море, скованное льдом, и полярную ночь.

Сначала Неведомая Южная земля занимала весь юг, превращая Индийский океан в озеро. Но по мере географических открытий она становилась все меньше, сдвигаясь к югу. Северными оконечностями Terra Incognita объявлялись Огненная Земля, Австралия и Новая Зеландия. Даже маленькие одинокие острова, затерянные в океане, иногда принимали за берег Неведомой Южной земли.

После своего неудачного плавания в 1772 году Джеймс Кук, так и не нашедший таинственную южную землю, заявил, что, если южный континент и существует, то лишь вблизи полюса, поэтому не представляет никакой ценности. После чего южный континент вообще перестали изображать на картах.

Наконец в 1820 году русской экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева была открыта Антарктида. И существовавшая до этого только гипотетически Terra Australis перестала быть Incognita. На карте появился шестой материк.

Сказ-шутка о том, кто в Лукоморье живёт,
от кого свой род ведёт...
(По мотивам русских сказок)

Кот Василий

Жил да был Василий Кот,
Чёрной масти, не урод,
В многочисленной родне
Мог запутаться вполне
Королевский звездочёт,
Если б взялся за учёт...
Васька жил не при дворе-

Не какой-то шейх персидский,
Иль какой-то сноб английский,
Или- боже упаси-
Из Сиама близнецы,
Или города отцы
Тем котярою владели,
Нет, с кошачьей колыбели

Васька жил у древней бабки,
Спал за печкою у кадки,
С аппетитом жрал сметану,
Молоко пил до отвалу...
Раз, пресытившись сметанкой,
Выпил он настой из банки-
Нет, Васёк не заболел-
Мышку в банке углядел...

Может статься, и лягушку,
Факт, что кот исподтишка
Хлебанул из склянки лишку -
Всю литровку усидел,
Мышь со дна на закусь съел,

А потом лежал пластом -
Только шевелил хвостом...
Дня так два орал истошно-
Видно было очень тошно,
Всё ж таки не околел,
Лишь немного окосел
Да местами облысел...
Дальше номер отмочил-
Васька-кот заговорил!

И такому вот явленью
Есть простое объясненье-
Бабка та жила в глуши,
Если заплутал прохожий,
Иногда варила щи-
Из прохожего, похоже-
Очень тёмная была...
Ветхая её изба
На болотине стояла,
Курьи ноги поджимала-
Ревматизмом застарелым
Из-за сырости страдала...

Бабка от такой напасти
Травок, склянок несть числа
В доме про запас держала-
Травки летом собирала,
Наговоры сочиняла:
От простуды, от прострела,
С хреном, с мёдом что-то ела,
Избу пичкала, кота,
Да зайдёт кто- иногда...

Жабьи шкурки, волчья сыть,
Что он мог в себя залить-
В общем, травка-девясил,
Васька-кот заголосил...
Никого б не удивил-
На дворе стоял марток,
По приметам-"семь порток,
От любви душа поёт,
А на крыше кот орёт..."

Васька начал русским матом-
"Человечьим" языком,
Вот что сдеялось с котом...
Да каналья рифмовал,
Что с рожденья и доселе
Никаких хлопот не знал-
Жил в довольстве и уюте,
Для зарядки мышь гонял,
А теперь вот бес попутал
И в сомнения вогнал...

Что, мол, раньше он потомкам
Только гены оставлял,
Про котят не вспоминал
И мамаш не баловал-
Как перчатки их менял...
И зачем коту перчатки?
Сам себя же вопрошал...
А теперь- другое дело,
Раз в сознаньи просветлело:

"У меня же знаний- прорва
И историй целый пруд,-
Плакал слёзно старый плут,-
Да и кто меня проверит,
Даже если и привру...
Что же я- с таким талантом
Так у бабки и помру?"

Бабке было лет под триста,
Да лет сто при ней жил кот-
Как-то зелье отварила,
В чан любимца опустила-

Говорила, что от блох,
Ну, у той везде подвох-
Васька чуть было не сдох...
Как на солнышке просох-

"Ты ещё спасибо скажешь,
Как лет двести отмотаешь...
Мой кому предашь рецептик-
Долго, Вась, не проживёшь-
Сам в настойку попадёшь..."-

Бабка-то тогда шутила,
Как кота в отваре мыла-
Ей же было невдомёк,
Что однажды её кот
Снадобье не то сожрёт...

Вот теперь ясна кручина:
Бабка замкнуто жила,
Разговоры только с печкой
И с котярою вела...
Понаслушались с избытком,
А в ответ- так ни словечка,
Ни Васёк, ни та же печка...

Вася был котяра видный-
С белой грудью, хвост трубой,
А теперь и хвост опущен
И Василий сам не свой...
Понимает- проболтнёшься,
Отвечаешь головой...

Про неё молва стояла-
В печку всех подряд совала...
Кот хоть лично не видал-
За последнее столетье
Мало кто к ней забредал,
Но своей кошачьей шеей
Рисковать-таки не стал,
Чтоб не пропадать таланту-
Он от бабушки сбежал...

Чтоб не кончить на заборе,
Кот подался в Лукоморье...
И, свою спасая шубу,
Порешил прибиться к дубу-
Чем поджав со страху хвост,
Отощать да на погост-
Приискать уж лучше пост...

Дуб огромнейший стоял-
Всякий в Лукоморье знал,
Цепь на дубе том висела-
На ветру слегка звенела,
И была из чиста злата-
"Знайте, как страна богата!"
Кот - вот ведь ума палата!
Враз смекнул:"Чем показать,
Лучше сто раз рассказать..."

Долго он тянуть не стал,
Вмиг портфолио собрал,
Биографию подчистил,
Про сиротство приписал
И портретик чей-то тиснул-
Уши есть-уже пойдёт,
Да и кто ж там разберёт-
Кот и в Лукоморье кот...

Так с тех пор там и живёт-
Самый знаменитый кот,
По цепи вкруг дуба ходит,
Как направо- песнь заводит,
Влево- сказку говорит,
Прямо- так в тени храпит,
Блох на сытом брюхе ловит,
Между делом ненароком
С женским полом шашни водит...

Коли забредёт поэт
Прогуляться на природе-
Тьму сюжетов и совет
Здесь получит для пародий...

Жалко, я там не была-
Всё заботы да дела,
Тут и старость подошла,
Книжку Пушкина нашла-
Внучкам что-то почитала,

А остаток кошка Мурка
Мне на ушко намурчала-
И её пра-пра-прабабка
В Лукоморье проживала,
Ловеласа навещала...

Долголетия рецепт,
К сожаленью, не узнала-
Видно, здорово Наина
Ваську в детстве застращала...

Рецензии

Ольга, замечательно! И рисунок совсем не каракули!
Есть конечно огрехи в стиле стихосложения, но ежели по народному, то вполне нормально - прибауточно:) а по содержанию очень интересно!
Я тоже пробовала сказки в стихах писать, до сих пор бывает задумки приходят, но куража нет... а когда есть - чего откуда берётся? может когда в других сказках про то рассказано или показано было, а по мне - так всё из моей головы!))Ни у кого ничего не заимствовала, а как мысль летела, так и записывала:)
Приятно с Вами познакомиться:)Общий интерес. Буду вдохновляться на сказки, заглядывать. Не бойтесь, я про плагиат так просто написала, когда сходство вдруг находила с чем-то когда-то знакомым. Вот идею у Вас подхватила - народные сказки в стихотворной форме оживлять. Может быть и разовьётся идея-то. Спасибо!:)

С пожеланием успехов,
Наталия