Биографии Характеристики Анализ

Краткая биография блока. Краткая биография александра блока Блок александр александрович биография краткая для детей


По праву считается одним из известных поэтов, классиков русской литературы. Он жил в интересное, насыщенное историческими событиями время. Жизнь этого человека была насыщена интересными событиями, яркими впечатлениями, что и нашло отражение в его творчестве. Давайте поближе познакомимся с этой неординарной личностью, истинным представителем российской интеллигенции и одним из лучших литераторов своего времени.
Александр Александрович Блок появился на свет в 1880 году, 16 ноября в столице Российской империи г. Санкт-Петербурге. Семья будущего поэта была из старой российской интеллигенции – отец профессор, мать переводчица. Брак родителей распался ещё до момента рождения сына, и Александра воспитывал дед А. Бекетов (он был ректором университета). Поэтому и большинство детских воспоминаний Блока связано именно с их родовым имением в Шахматове, где мальчик проводил ежегодно летние каникулы. Пристрастие к литературе проявилось у Александра ещё в раннем детстве, когда в пять лет он начал сочинять свои первые стихи.
Мать Блока после развода снова вышла замуж в 1889г. (её избранником стал гвардейский офицер). В этом же году Александра определили на учёбу в гимназию. После её окончания в 1898г. юноша поступил в университет с твёрдым убеждением стать юристом. Но проучившись три года, он понял, что юриспруденция точно не для него. Поэтому молодой человек выбрал другую стезю и перевёлся на факультет историко-филологический, который и закончил успешно в 1906г.

Ещё будучи студентом, в 1900г. будущий поэт знакомится с известными в то время символистами Д. Мережковским, З. Гиппиус, А. Белым, В. Брюсовым. В это же время расцветает и поэтический талант молодого человека. В 1903г. в жизни Блока произошло знаменательное событие – бракосочетание с Любовью Менделеевой, дочкой знаменитого российского учёного-химика Д. Менделеева. И уже в 1904г. была опубликована книга «Стихи о прекрасной даме».
Произошедшая в 1905г. революция сыграла значимую роль в формировании нового мировоззрения поэта. Меняется и характер творчества поэта. На смену романтической прекрасной даме приходит мятежная незнакомка. В это время сочинения Блока пронизаны мотивами бунтарства, образы необузданной стихии, метели занимают центральное место в его стихотворениях. В 1907г. Блок публикует свои сборники стихотворений «Снежная маска», «Нечаянная радость», « Земля в снегу». В 1908г. поэт обращается к театру и пишет драмы «Незнакомка», «Балаганчик» и др. Он приобретает известность, становится успешным литератором.
Весной 1909г. А. Блок вместе с женой уезжает на отдых за границу. Они побывали в Италии, посетили Германию. Время этого интересного путешествия для поэта становится своего рода этапом переоценки ценностей. Как результат поездки, увидел свет сборник «Итальянские стихи». В конце 1909г. Александр получает наследство от отца, которое позволило поэту временно не задумываться о литературном заработке и сосредоточиться на работе над крупными сочинениями. 1911г. ознаменовался выходом в свет сборника «Ночные часы». А в 1912-13гг. написана пьеса «Роза и крест».
В июле 1916г. поэта призвали в армию. В 1917г., после Февральской революции он возвращается в Петроград, работает в составе следственной комиссии, расследовавшей преступления царизма. Результаты этой работы отражены в документальном сборнике «Последние дни императорской власти». И уже следующая октябрьская революция 1917г. вызвала новый взлёт творчества Блока. Им написаны известные поэмы «Скифы», «Двенадцать».
Но в то же время литератор видит и несоответствие между своими представлениями о новой жизни и надвигающимся тоталитарным режимом, где нет места свободе художника. Всё это вводит поэта в состояние депрессии, у него обнаруживается заболевание сердца. Прошение Блока о выезде за границу на лечение было отклонено новым правительством. И в 1921г., 7 августа поэт скончался.

Тема:Александр Блок.

Тема: Александр Блок. Личность и творчество.

Цели: познакомить учащихся с полной душевных бурь и событий жизнью А.Блока; раскрыть истоки культуры поэта, сложность пути к революции; глубокий лиризм стихотворений; на стихотворениях из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» раскрыть своеобразие раннего поэтического мира поэта.

Оборудование: портрет, альбом с фотографиями, учебник «Русская литература 11класс», сборник стихов, «Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях»,презентация биографии.

Предшествующее задание: выучить стихи из сборника «Стихи о Прекрасной Даме»; «Русь», «Россия», «Фабрика», «Сытые».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Лекция учителя.

(Учащиеся записывают тезисный конспект лекции в тетрадь).

Александр Александрович Блок жил и писал на рубеже веков. Он оказался последним великим поэтом дооктябрьской России. Но поэтическая Россия начала ХХ века – это тоже его время.

М.Горький вспоминал: «А.Блок был изумительно красив как поэт и как личность… Блок был невысокого роста, ладный, с шапкой тёмно-медных вьющихся волос и малоподвижным античным лицом. В людных собраниях держался он обособленно и с подчёркнутой корректностью. Стихи читал усталым медленным голосом с равными паузами между словами, и это монотонное чтение в согласии с обликом поэта до конца дней своих запоминали те, кому посчастливилось слушать его».

«Родословную» души А.Блока можно вести и от непосредственных впечатлений, навеянных родной природой, - «звонами ледохода на торжественной реке» - Неве, на берегу которой он родился, и далями, расстилавшимися вокруг скромного дома в подмосковном Шахматове, где

по холмам и по ложбинам,

Меж полосами светлой ржи

Бегут, сбегаются к овинам

Тёмно-зелёные межи,

Стада белеют, серебрятся

Далёкой речки рукава

Белеет церковь над рекою,

За ней опять – леса, поля…

Блоковскому детству можно позавидовать. «Музыка старых семей» звучала вокруг ребёнка. Родственники А.Блока – «сплав гениев России»:

отец Александр Львович – профессор Варшавского университета, философ, музыкант, «тонкий стилист»; дед Блока по матери Андрей Николаевич Бекетов – учёный-ботаник, ректор Петербургского университета; бабушка Елизавета Григорьевна – дочь известного исследователя Средней Азии Г.С.Карелина, знала несколько языков, Занималась литературой, научными и художественными переводами; мать Александра Андреевна и две её сестры занималась литературными переводами; жена Любовь Дмитриевна Менделеева - дочь известного учёного-химика, актриса, любовь к которой он пронесёт через всю жизнь, не смотря ни на что.

«Благоуханная глушь» Шахматова – обычной летней «резиденции» семьи – казалось, была прочно отгорожена от всего печального и тревожного. И сама прелесть окрестной природы удваивалась оттого, что многие прогулки Блок совершал вместе с дедом, посвящавшим внука в тайны растительного мира.

Как в сказочном королевстве, ребёнок растёт в этой профессорско-дворянской семье в обстановке всеобщей любви, всеобщей заботы, всеобщим кумиром и баловнем, среди литературы и музыки.

Когда А.Блоку было 13 лет, мать повела его на утренний спектакль в Александрийский театр. Впервые увиденный спектакль, таинственная обстановка театра произвели на мальчика сильнейшее впечатление. Театр навсегда вошёл в жизнь Блока.

«Сочинять» стал чуть ли не с 5лет. А в 14лет вместе с двоюродными и троюродными братьями начал издавать рукописный журнал «Вестник»,

который выходил по 1 экземпляру в месяц в течение 3х лет. Блок был редактором и деятельным сотрудником: писал стихи, рассказы, иллюстрировал его своими рисунками. Он всегда к делу относился чрезвычайно серьёзно и аккуратно.

С 1898 – 1906г. заканчивает гимназию, поступает в Петербургский университет на юридический факультет, затем переводится на историко-филологический. Серьёзно занимается литературой. Печатает многие стихи, статьи. Увлекается философскими трудами В.С.Соловьёва.

В начале творческого пути А.Блоку наиболее близким оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Юный Блок пытался постичь красоту окружающего мира, проявлял «приверженность к лирическому субъективизму», верил в возможность проникновения за предел земного.

В конце Х I Х – начале ХХ века в европейских странах и в России самым значительным течением был символизм.

Кто нам расскажет, что это за литературное течение?

(Учащиеся вспоминают определение символизма, которое они знают по первым урокам литературы ХХ века.).

Да, символисты имели двойственное представление о мире и о назначении в нём поэта. Поэтическое слово рассматривалось поэтами-символистами как условный знак, символ потустороннего, прекрасного, полного тайн, непознаваемого разумом мира. И задача поэта – связать этот мир, полный мистики, с реальным, «страшным» миром. А.Блок был знаком с поэзией В.Соловьёва, В.Брюсова. Дружба и взаимопонимание связывали его с Д.Мережковским, З.Гиппиус, А.Белым. Но сумбурная мистика всегда тяготила А.Блока.

Исследователи творчества А.Блока справедливо отмечают, что в отличие от собратьев по перу, символистов-мистиков, у А.Блока во всех стихах на символику «накладывается реальный мир». Получается, что действительность в переживаниях лирического героя выступает не как «отблеск инобытия», а как жизненный процесс. Наиболее отчётливо «двуплановость» в идейно-образной системе сказалась в «Соловьином саде», а в стихах «Фабрика», «Незнакомка», «На железной дороге», «Россия» поэт «выходит в мир». «Двуликость» образа лирического героя А.Блока объяснил поэт-символист и теоретик поэзии Валерий Брюсов. Он писал: «Таинственность иных стихотворений А.Блока происходит не оттого, что они говорили о непостижимом, о тайном, но лишь оттого, что поэт многое в них не договаривал. Это была не мистичность, а недосказанность. А.Блоку нравилось вынимать из цепи несколько звеньев и давать изумлённым читателям отдельные разрозненные части целого».

Несомненно, что он продолжил лучшие реалистические традиции поэзии Х I Х – начала ХХ века.

Одной из отличительных черт Блока была искренняя и глубокая любовь ко всему русскому и недружелюбное, иногда даже неприязненное чувство к «загранице». Россия представляется ему сказочной и таинственной…

(Учащийся читает наизусть стихотворение «Русь»).

или нищей, забитой, обманутой и в то же время невыразимо прекрасной и полной обещаний…

(Учащийся читает наизусть стихотворение «Россия»).

Первая книга поэта – «Стихи о Прекрасной Даме», - появившаяся накануне революции 1905года, казалась многим современникам совершенно чуждой окружающей жизни и вдохновлённой любовью, принявшей характер религиозного служения.

(Учащийся читает ст. «Кто-то шепчет и смеётся…»).

Но после 1905года в творчестве А.Блока наступает перелом. Окружающая действительность находится в трагическом противоречии с идеальным воззрением писателя. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество А.Блока.

(Учащийся читает ст. «Фабрика»).

Появляется настойчиво повторяющаяся тема ожидания будущих тревог и потрясений. Поэт отражает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы и ощущает себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринял, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу с царством социального бесправия, насилия и пошлости.

(Учащийся читает ст. «Сытые»).

Революция 1905года лишь вплотную подвела А.Блока к большим темам Родины, России, помогла определить чёткую критическую позицию по отношению к самодержавию. Затем, в пору реакции, А.Блок, осознавший своё гражданственное призвание, оказался на трудном перепутье. Сохраняя верность своим свободолюбивым устремлениям, он видел трагическую безвыходность для трудового народа. С большой тревогой поэт говорит о порабощении духа, о торжестве пошлости. Выходят циклы стихотворений «Распутья», «город», «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы».

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт, охваченный тревогой за её судьбу, возвращает себе способность чувствовать. Мир человеческой жизни соотносится в высшей гармонии, которая мыслится как некая музыкальная цивилизация, сталкивающаяся с «безмузыкальной» буржуазной цивилизацией. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

В 1911 – 1912гг. А.Блок перебрал свои сборники стихов в трёхтомное «Собрание стихотворений». Все стихи, все произведения зрелого блока написаны от лица сына «страшных лет России», обладающего отчётливой исторической памятью и обострённым предчувствием «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» будущего.

Характерно, что в разгар империалистической войны А.Блок занял позицию, в корне отличную от позиции многих своих друзей, охваченных шовинистическим угаром. В 1915г. он создаёт сборник «Стихи о России», куда вошёл цикл «На поле Куликовом», где предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Единство времени, пространства, переживаний передаётся иногда символами:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…

В 1916г. А.Блок выехал в действующую армию в качестве табельщика инженерно-строительной дружины Союза земств и городов, расположившихся в Белоруссии. Здесь застала А.Блока Февральская революция. Крах императорской власти А.Блок воспринял как пробуждение к жизни, как начало новой эпохи.

Для того, чтобы понять глубину отношения А.Блока к Октябрьской революции, необходимо вспомнить о своеобразном «музыкальном» восприятии Блоком мира, что он считал, что внешняя сущность окружающего скрывает глубокую внутреннюю музыкальную стихию, немеркнущее, вечно бушующее пламя.

А.Блок страстно призывал интеллигенцию: «Всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Блок шёл в революцию безоговорочно, сурово и честно. Он всей душой устремился навстречу её музыке, её безжалостному вихрю и презирал всех, кто эмигрировал.

Когда в первые же дни правления новой власти ВЦИК призвал петроградских деятелей культуры в Смольный, на этот призыв откликнулись всего несколько человек. Среди них был А.Блок.

К.И.Чуковский вспоминает: «Много нужно было героического правдолюбия ему, аристократу, эстету, чтобы в том кругу, где он жил, заявить себя приверженцем нового строя. Он знал, что это значит для него – отречься от старых друзей, остаться одиноким, быть оплёванным теми, кого он любил, отдать себя на растерзание своре бешенных газетных борзых, которые ещё вчера так угодливо виляли хвостами, но я никогда не забуду, какой счастливый и верующий он стоял под этим ураганом проклятий. Сбылось долгожданное, то, о чём пророчествовали ему кровавые зори. В те дни мы встречались с ним особенно часто. Он буквально помолодел и расцвёл. Оказалось, что он, которого многие тогдашние люди издавна привыкли считать декадентом, упадочником, словно создан для борьбы за социальную правду».

Больше всего А.Блок ценил в людях беспокойство духа и сам жил беспокойно, совестливо, мучительно и вдохновенно.

9 января 1918г. выходит его статья «Интеллигенция и революция».

А.Блок воспринимал революцию как огромное вселенское потрясение. Тема революции вылилась в творчестве поэта в самую значительную и вдохновенную его поэму «Двенадцать», где слились гармонично его внутренняя «тема душевных переживаний» - тревожность, стихийность, рок, любовь – и внешняя тема, всем понятная и всех волнующая, - крушение старого мира. В этом сила «Двенадцати», в этом её своеобразие.

Но А.Блок не был аскетом, хмурым политиком, он был живым, увлекающимся, романтиком…Он мог увлечься, влюбиться…,но влюбиться больше в образ, в мечту, т.к. сердце его навеки принадлежало жене, его любимой Любушке, его Прекрасной Даме…

В конце 1906года в театре В.Ф.Комиссаржевской, где ставили его «Балаганчик», Блок познакомился с актрисой Натальей Николаевной Волоховой. А.Блок увлёкся ею,… «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюблёнными в огни и мглу моего снежного города», и другие стихи, обращенные к актрисе:

И под знойным снежным стоном

Расцвели черты твои,

Только тройка мчит со звоном

В снежно-белом забытьи.

Ты взмахнула бубенцами,

Увлекла меня в поля…

Душишь чёрными шелками,

Распахнула соболя…

И о той ли вольной воле

Ветер плачет вдоль реки,

И звенят, и гаснут в поле

Бубенцы да огоньки?...

но она не была в него влюблена, хотя принимала его ухаживания. Да и сам А.Блок, не столько свой внутренний мир соотносил с реальностью, сколько требовал от реальности и искал в ней соответствия своему внутреннему миру. Н.Волохова стала героиней цикла «Снежная маска», «Фаина».Но разлука была неминуема, потому что он создал, выдумал её, как свою Незнакомку, а это не соответствовало действительности. Вот, что пишет М.А.Бекетова: «…поэт не прикрасил свою «снежную деву». Кто видел её тогда, в пору его увлечения, тот знает, какое это было дивное обаяние. Высокий тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, чёрные волосы и глаза, именно «крылатые» чёрные, широко открытые «маки злых очей». И ещё поразительна была улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что её глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму. Другие говорили: «раскольничья богородица». Но странно: всё это сияние длилось до тех пор, пока продолжалось увлечение поэта. Он шёл, и она сразу потухла. Таинственный блеск угас – получилось так себе – хорошенькая брюнетка».

Сезон 1913-1914года ознаменовался новой встречей и увлечением, которое затем перерастёт в дружбу. В Музыкальной Драме Блок увидел в роли Кармен известную артистку Любовь Александровну Дельмас. «Образ её, неразрывно связанный с обликом Кармен, отразился в цикле стихов, посвященных ей. –пишет М.А.Бекетова. – Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии её высокого, гибкого стана, пышно золотое руно её рыжих волос, обаятельно неправильное переменчивое лицо, неотразимо – влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах. В этом пленительном облике нет ничего мрачного или тяжёлого. Напротив – весь он солнечный, лёгкий, праздничный. От него веет душевным и телесным здоровьем и бесконечной жизненностью…. Это увлечение, отливы и приливы которого можно проследить в стихах Блока, не только цикла «Кармен», но и цикла «Арфы и скрипки», длилось несколько лет. Отношения между поэтом и Кармен были самые лучшие до конца его дней».

В Петрограде 20х годов жители испытывали много бытовых трудностей (нет электричества, дров, голод, холод…), но поэт много работает, хотя болезнь начинает прогрессировать, и А.Блок жалуется на крайнюю усталость. «Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди»,- напишет он в своём дневнике 18.06.1921г. Родные и близкие уговаривают его о поездке за границу на лечение, но А.Блок категорически отказывается. Он не видел разницы между эмигрантством, которое ненавидел, и поездкой для лечения.

III. Раннее творчество А.Блока.

Сегодня мы обратимся к ранним стихам А.Блока, к его «Стихам о Прекрасной Даме».

В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» А.Блок раскрыл тайну своей жизни, тайну любви, которую пронёс через десятилетия, несмотря ни на что. «Стихи о Прекрасной Даме» - книга символистская, в которой любовь и земная жизнь мира воссоздаются в обобщённо-преображённом виде, повествуют об извечных драматических отношениях возлюбленных, в который надежды сменяются отчаянием, обожествление граничит с самоуничижением, а всё вместе звучит гимном человеку, природе, жизни.

Я вышел в ночь – узнать, понять

Далёкий шорох, близкий ропот,

Несуществующих принять,

Поверить в мнимый конский топот.

Дорога под луной бела,

Казалось, полнилась шагами…

Конечно, это стихи мистически настроенного символиста, но ведь в ту пору, на рубеже веков, как остроумно определил Борис Пастернак «символистом была сама действительность, которая вся была в переходах и брожении; вся что-то скорее значила, нежели составляла, и скорее служила симптомом и знамением, нежели удовлетворяла».

Лирический сюжет большинства стихов раннего Блока – ожидание встречи лирического героя и Прекрасной Дамы.

Рузиль прочтёт нам стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы…», где слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда – появление ЕЁ.

Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздаёт в отвлечённых или предельно обобщенных символистских образах.

Давайте послушаем стихи о Прекрасной Даме.

(Учащиеся читают наизусть стихи: «Сумерки, сумерки вешние…», «Целый день передо мною…», «Она стройна и высока…», «Я долго ждал, ты вышла поздно…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Предчувствую тебя, года проходят мимо…», «Ветер принёс из далёка…», «Я стремлюсь к роскошной воле…»…

Сегодня мы узнали, что в поэзии Блока на символику «накладывается реальный мир», что символ у него становится «знаком иного мира». Символизм не отвергал повседневного, но стремился дознаться его скрытого смысла. Мир и всё в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности. Постичь этот мир становится возможным лишь мистически, символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн. И лирика Блока показала это очень ярко.

I V . Самостоятельная работа.

Проанализируйте любое стихотворение А.Блока.

Дома: 1) закончить анализ стихотворения;

Родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Отец - Александр Львович Блок (1852-1909), профессор. Мать - Александра Андреевна, (1860-1923) - дочь ректора Бекетова. В 1898 году окончил Введенскую гимназию. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери химика Менделеева. В 1906 году окончил славяно-русское отделение Петербургского университета. Умер 7 августа 1921 года в возрасте 40 лет. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Основные произведения: поэма «Двенадцать», стихи «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «На железной дороге», «На поле Куликовом», «Скифы» и другие.

Краткая биография (подробно)

Александр Блок – один из величайших поэтов России, драматург и литературный критик. Он также был одним из ярчайших представителей эпохи Символизма в литературе. Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, в семье юриста и профессора Варшавского университета и дочери ректора Санкт-Петербургского университета. Родители недолго были вместе, так как вскоре мать Блока вторично вышла замуж. Будущий поэт воспитывался в семье деда, известного в те времена ректора Андрея Бекетова.

Сочинять стихи поэт начал довольно рано, в возрасте 5 лет, а более серьёзные творения вышли в свет в 1900 году. В 1903 году его работы уже печатались. Тогда же, он женился на Любови Менделеевой, дочери выдающегося русского химика Дмитрия Менделеева.

В 1906 году Блок окончил славяно-русский факультет в Санкт-Петербургском университете. В 1916 году писателя призвали в армию табельщиком. По возвращении, он присоединяется к Театрально-литературной комиссии.

На творчество писателя оказал большое влияние поэт, религиозный мыслитель и философ XIX века – Владимир Соловьев. Блок любил экспериментировать с поэтическим ритмом и старался изобрести новые формы. Первый сборник поэта назывался «Стихи о прекрасной даме», написанный под влиянием первой любви и начала семейной жизни с Любовью Менделеевой. Последующие поэтические сборники были более религиозной тематики. Поздние поэмы Блока полны надежд и отчаяния относительно будущего России.

Для того, чтобы понять и осмыслить Октябрьскую революцию 1917 года, писатель написал поэму «Двенадцать». В 1919 году он был арестован по подозрению в антисоветском заговоре. Однако, вскоре после допросов, его отпустили. В 1921 году поэт заболел и подал прошение о выездной визе для лечения за границей. В визе было отказано и 7 августа того же года, он умер в своей квартире в Санкт-Петербурге от воспаления сердечных клапанов. Ему было всего сорок лет. Перед смертью, он сознательно уничтожил некоторые свои записи.

Александр Блок был похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище рядом с родственниками, но в 1944 году останки были перенесены на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

Е. А. Дудукалова,
учитель русского языка и литературы
МОАУ " СОШ №22" г Новотроицк
НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА: Литература
КЛАСС:11
УМК: "Русская литература ХХ века.11 класс" (ч.1,2) для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. "Просвещение", 2005г.).
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: базовый
ТЕМА УРОКА: Александр Блок: судьба и творчество.
Темы и образы ранней лирики. "СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ".
ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к личности поэта; расширения круга чтения
одиннадцатиклассников; развитие умственной частично­поисковой
познавательной деятельности
ЗАДАЧИ УРОКА:
­ обучающая: познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Блока;
отметить своеобразие поэтического мира раннего Блока, проявление его творчества в
символизме; рассмотреть основные темы и образы первого сборника "Стихи о Прекрасной
Даме".
­ воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к поэтическому слову
­ развивающая: способствовать формированию последовательного, логического
мышления, устной и письменной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, компьютер,
портреты А. Блока
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский.
ФОРМЫ РАБОТЫ: лекция с элементами беседы, просмотр презентации, фрагментов из
ВИДЫ РАБОТЫ: индивидуальная (реализация индивидуального домашнего задания);
кинофильма, выразительное чтение стихов и их краткий анализ.
коллективная.
ХОД УРОКА(СЛАЙД 1)
Как памятник началу века,
Здесь этот человек стоит…
А. Ахматова
I. Оргмомент
Приветствие.
II. Создание эмоционального настроя
Прослушивание аудиозаписи.
"Ночь. Улица. Фонарь. Аптека".
III. Слово учителя:
Рубеж веков. Начало 20 века…
­ Вспомните, что в это время переживает Россия? Что вы узнали об этом из
предыдущих уроков?
Слушаем ответы учащихся
Вот как об этом времени и о поколении тех лет скажет А. Блок…
Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.

Мы ­ дети страшных лет России ­
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы­
Кровавый отсвет в лицах есть.
…Александр Александрович Блок, пожалуй, самый яркий и неповторимый поэт
"серебряного века", ставший легендой еще при жизни. Поэт, который своим творчеством
завершил поэтические искания 19 века и открыл путь поэзии века нового, соединив в своём
творчестве русскую классику и новое искусство. О нём много писали и его почитали люди
разных политических партий, убеждений, представители разных литературных течений.
Например, известно высказывание М. Горького о Блоке: "Блоку верьте. Это настоящий,
волею Божьей - поэт и человек бесстрашной искренности...". Анна Ахматова назвала его
"трагическим тенором эпохи".
­ А что вы знаете об этом поэте? Какие стихи читали? Как понимаете слова
А. Ахматовой, взятые эпиграфом к уроку? (слушаем ответы учеников). (СЛАЙД 2)
И в наше время наследие А. Блока не теряет своего значения. Вот что пишет доктор
филологических наук профессор Л.Ф. Алексеева: "Опять, как и в 1910­1920­е годы,
выделяется на многообразном и пестром фоне литературы этих исторических
десятилетий поэтический голос Александра Блока. В нём не только предельная
искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной
личности, свидетеля эпохи, воспринимающего её всеми силами души, но и глубокое
предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности
голоса грядущего".
В чём же притягательность поэзии А. Блока, в чём своеобразие? Сегодня нам
предстоит ответить на эти вопросы.
Итак, запишите тему урока в тетради: "Александр Александрович Блок. Жизнь и
творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. "Стихи о прекрасной Даме".
Прошу вас делать необходимые записи по ходу урока.
Обратимся к истокам творчества поэта. Познакомимся с очерком жизни поэта.
Сообщение ученика (СЛАЙД 3­8)
16 ноября (28 ноября) 1880 г. Александр Блок родился и воспитывался в
высококультурной дворянско­интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вёл
свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из
Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре
государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком
литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной
того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, была
вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А.Л. Блок возвращается в Варшаву, а А.А.
Бекетова­Блок остаётся в Петербурге в доме своего отца, Андрея Николаевича
Бекетова, известного учёного­ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт­
Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным
трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно­
популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась
переводами научных и художественных произведений. "Список её трудов громаден", ­
вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и её
дочери ­ мать Блока и его тётки.
Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нём
становится "редактором­издателем"
непреодолимую тягу к поэзии.
домашнего рукописного журнала "Вестник", готовит переводы, пародии, рецензии,
В 1894 г.

стихотворные и прозаические опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и
троюродных братьев. В 1894­1897 годах гимназист Блок выпускает 37 номеров
журнала. "Тогда уж меня пленила в нём (Блоке) любовь к технике литературного дела
и особенная аккуратность", ­ вспоминал Сергей Соловьёв, кузен Блока, будущий поэт­
младосимволист.
В юности Александр Блок мечтал стать актёром, занимался декламацией,
участвовал в любительских спектаклях.
1 августа 1898 г., будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и
познакомился со своей будущей женой, дочерью (великого русского химика Дмитрия
Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира "Гамлет". Роль
Гамлета исполнял Блок, роль Офелии ­ Любовь Менделеева. Так начиналась история
любви. (СЛАЙД 9)
Выразительное чтение стихотворения "Мы встречались с тобой на закате"
Просмотр кадров из фильма " Стихи о Прекрасной даме" (1972) (приложение)
Слово учителя
История любви Блока и Менделеевой не была безмятежной. Были и недопонимания,
и разрывы отношений. Но Л.Д. Менделеева на всю жизнь останется его поэтической Музой.
В 1898 г. Блок стал студентом юридического факультета Петербургского
университете, но вскоре переводится на историко­филологический ф­т. В этом же году он
начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник "Стихи о Прекрасной даме".
(СЛАЙД 10­11) В 1903 г. в книге "Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства
"Скорпион" опубликован цикл из 10 стихотворений "Стихи о Прекрасной Даме".
Состоялся литературный дебют Блока. Это лирика любви и природы, полная неясных
предчувствий, таинственных намёков, иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение
идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона,
учившего, что кроме реального мира, есть ещё некий " сверхреальный", высший "мир идей".
Им овладели, по его же собственному признанию, острые мистические переживания,
волнение беспокойное и неопределённое. Он начал видеть в природе и в окружающей
действительности какие­то непонятные ему, но тревожащие душу "знаки".
Такие ощущения были характерны для целого круга тогдашних молодых людей,
попавших под влияние древней и новой идеалистической и религиозно – мистической
философии.
Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские
сочинения Владимира Соловьёва.(СЛАЙД15)
Вопросы учащимся:
­Что вы знаете о Владимире Соловьёве?
­Вспомните, что такое символизм?
­К какому литературному направлению примыкал А. Блок?
­Назовите основные признаки символизма.

Книга "Стихи о Прекрасной даме" вышла в октябре 1904 г. в издательстве "Гриф"
(93 стихотворения). .(СЛАЙД13)
1.Как вы думаете, почему поэт так назвал свой сборник стихотворений? Какие
ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: "Стихи о Прекрасной Даме"?
2. Какое слово можно было бы добавить?
3. Кто избирал Дам сердца и в какие времена?

Цикл "Стихи о Прекрасной Даме" был вдохновлен Любовью Дмитриевной
Менделеевой. Стихи, составившие ядро первой книги лирики А.Блока, написаны в пору
самой горячей и нежной влюбленности поэта. В дневнике 1919 г. Блок написал: "…когда я
носил в себе великое пламя любви". Эта книга – истинное начало, исток всего творчества
А.Блока. .(СЛАЙД14)
В марте 1908 г. поэт писал: "Стихи о Прекрасной Даме" – ранняя утренняя заря, те
сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество,
мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью…. Там все
будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик,
который посещал в видениях над полями и городами….".
Прекрасная Дама – "Царица чистоты", "Вечерняя Звезда" средоточие всего Вечного
и Небесного. .(СЛАЙД15­16)
Традиционная романтическая тема любви­служения получила в"Стихах о
Прекрасной Даме" то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в неё
идеями Вл. Соловьёва о слиянии с Вечно­Женственным в Божественном Всеединстве, о
преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о
Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во
внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, "лунную" символику и
атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник
света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т.д.). Рассмотрим
подробнее стихи этого цикла.
Обратимся к одному из стихотворений "Вхожу я в тёмные храмы"(1901)
(чтение наизусть подготовленным учеником).
1. Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого
произведения?
2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее
состояние?
3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить
конкретные, земные черты облика героини?
4. Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение?
Выразительное чтение стихотворения "Предчувствую тебя. Года проходят
мимо". (1902)
1. Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного
стихотворения?
2. Чем, по­вашему, объясняется страх героя?
1. Сделаем выводы: Какую эволюцию проходит образ Прекрасной Дамы? (ответы
учащихся)
Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной
Женственности. В стихотворении "Вхожу я в тёмные храмы" звучит мотив
оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом
Богоматери. Прекрасная Дама – это "сон" мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и
дрожит в ожидании встречи. Постепенно образ Дамы снижается, становится земным,
приобретает реальные черты. В стихотворении " Предчувствую тебя. Года проходят мимо"
мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием
появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её "привычные
черты" вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.(
СЛАЙД 14­16)
2. Как А. Блок изображает чувство любви?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему­то высшему. Вымышленный мир
противопоставлен событиям реальной действительности.
3.В чём своеобразие ранней лирики А. Блока? (.(СЛАЙД 17)
Основными чертами символистской лирики Блока становятся:
­Музыкальность;
­Возвышенность тематики;
­Многозначность;
­Мистическая настроенность;
­Недосказанность;
­Расплывчатость образов
Слово учителя
Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции
1905­1907 гг., обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого
времени проникает и становится ведущей тема "стихии" (образы метели, вьюги, мотивы
народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини:
Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка­
раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность,
публикуется во всех символистских журналах.
В 1907 г. Блок неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и
близость к традициям демократической литературы. Проблема "народа и интеллигенции",
ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его
статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его
стихи о России, в частности цикл "На поле Куликовом", соединяют образы родины и
любимой (чтение стихотворения "Река раскинулась...").
После февральской революции Блок всё более и более сомневался в
установившемся в стране буржуазно­республиканском режиме, поскольку он не принёс
пароду избавления от преступно развязанной войны, Блока всё более тревожит судьба
революции, и он начинает всё внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они
подкупают его своей ясностью: мир ­ народам, земля ­ крестьянам, власть ­ Советам.
Незадолго до Октября Блок признаётся в разговоре: "Да, если хотите, я скорее с
большевиками, они требуют мира..."
Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в1918 г. Это было страшное время:
позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский
переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания,
первого российского парламента.
А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание
Вслед за "Двенадцатью" было написано стихотворение "Скифы".
Противопоставляя" цивилизованный" Запад и революционную Русь, поэт от имени
революционной "скифской" России призывает народы Европы положить конец "ужасам
войны" и вложить "старый меч в ножны". Стихотворение завершается призывом к единению
(СЛАЙД 20­22)
В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
В русской истории А.Блок увидел залог будущих успехов и подъёма страны.
Россия ­ Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!
Так завершилась "трилогия вочеловечения". Так завершился трудный путь поэта,
путь, исполненный великих художественных открытий и свершений.(СЛАЙД 23­24)
В последние годы жизни1918 ­1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в
учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи "Интеллигенция и
революция" (1918 г.), "Крушение гуманизма" (1919 г.), стихотворения "Без божества, без
вдохновенья" (1921 г.), "О назначении поэта" (1921 г.). В последнем стихотворении"
Пушкинскому дому" проявилось разочарование поэта в происходящем.
Что за пламенные дали
Открывала нам река!
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Весной 1921 г. Блок смертельно заболел. Выехать за границу для лечения ему не
разрешили. 7 августа он умер. Причина смерти осталась неизвестна. Незадолго до смерти
А. Блок написал: " Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем". Закончить урок
хочется строками стихотворения А. Ахматовой, посвящённом А. Блоку.
Он прав – опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит…
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.
Д/з:
1. Биография поэта;
2. Пользуясь материалом лекции и статьи в учебнике на с. 159­162, рассказать, в чём
особенности раннего творчества Блока и стихов цикла "Стихи о Прекрасной Даме";
3. Прочитать статью (с. 162­166 учебника) и ответить на вопрос, какое содержание и
настроение проникает в творчество Блока в 1905­1908 гг.";
4. Выразительное чтение стихотворений: "Незнакомка", "В ресторане", "Фабрика".

Поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей. Любящий и страждущий объять необъятное, человек с широкой душой и трагичной жизнью. Жизнь и творчество Блока заслуживают внимания своей полнотой и трогательностью.

Биография поэта

Блок Александр Александрович, год рождения 1880, 28 ноября. Место рождения - Петербург. Его родители: отец - А.Л. Блок, работал юристом в университете в Варшаве, мать - А.А. Бекетова, дочь знаменитого ученого-ботаника.

Родители мальчика развелись еще до его рождения, поэтому вырасти в полной семье у него не получилось. Однако дедушка по материнской линии А.Н. Бекетов, в семье которого и вырос Александр, окружил ребенка должной заботой и вниманием. Дал ему хорошее образование и старт в жизни. Сам А.Н. Бекетов был ректором университета в Петербурге. Высоко моральная и культурная атмосфера окружающей обстановки наложила свой отпечаток на формирование мировоззрений и воспитание Блока.

С самого детства в него заложена любовь к классике русской литературы. Пушкин, Апухтин, Жуковский, Фет, Григорьев - это те имена, на чьих произведениях маленький Блок рос и приобщался к миру литературы и поэзии.

Обучение поэта

Первой стадией получения образования для Блока стала гимназия в Петербурге. После ее окончания в 1898 году он поступает в Петербургский университет на отделение юристов. Заканчивает юридическое обучение в 1901 году и меняет направление на историко-филологическое.

Именно в университете он окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока.

Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения.

Внешний облик

Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока.

Работа в течение жизни

Жизнь и творчество Блока складывались таким образом, что он, помимо литературы, принимал участие во вполне житейских делах. Так, например:

    был активным участником драматургических постановок в театре и даже видел себя актером, однако литературное поприще привлекло его больше;

    два года подряд (1905-1906 гг.) поэт является непосредственным свидетелем и участником революционных митингов и демонстраций;

    ведет свою колонку обзора литературы в газете "Золотое руно";

    с 1916-1917 гг. отдает долг Родине, проходя службу под Пинском (инженерно-строительная дружина);

    входит в состав руководства Большого ;

    по приходу из армии устраивается на работу в Следственную комиссию чрезвычайного характера по делам царских министров. Работает там редактором стенографического отчета до 1921 года.

    Раннее творчество Блока

    Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся.

    Любовь и Россия - две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой.

    Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище - сборник стихов - называется "Стихи о Прекрасной Даме", и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается.

    Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в "миры иные".

    Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта.

    Начало разочарования

    Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название "Нечаянная радость" (1906 год).

    Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым.

    В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала "Балаганчик", спустя какое-то время "Король на площади", а завершает это трио испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса.

    Андрей Белый и другие ранее единомышленники по поэзии не принимают перемены в Блоке и критикуют его нынешнее творчество. Блок Александр остается непреклонен. Он разочарован и глубоко опечален.

    "Трилогия вочеловечения"

    В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название "Трилогия вочеловечения".

    Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия:

    1. "Стихи о Прекрасной Даме";

      "Нечаянная радость";

      "Снежная ночь".

    Годом позже он выпускает цикл любовных стихов "Кармен", пишет поэму "Соловьиный сад", посвященные его новому увлечению - певице Л.А. Дельмас.

    Родина в творчестве Блока

    Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как:

      "Осенняя волна";

      "Осенняя любовь";

    • "На поле Куликовом".

    Все эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность.

    Тема России в творчестве Блока, тема родины - одна из самых основополагающих во всей его поэтической жизни. Для него Родина - это нечто живое, дышащее и чувствующее. Поэтому ему слишком тяжело, непомерно тяжело даются происходящие события Октябрьской революции.

    Тема России в творчестве Блока

    После того как революционные веяния захватывают весь его дух, поэт практически полностью теряет лирику и любовь в своих произведениях. Теперь весь смысл его произведений направлен на Россию, его родину.

    Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда.

    Веря в большевиков и их правду, он испытывает жестокой, почти убийственное для него разочарование, когда видит результаты революции. Голод, нищета, разгром, массовое истребление интеллигенции - все это формирует в сознании Блока острое неприязненное отношение к символистам, к лирике и заставляет отныне творить произведения только с сатиристической, ядовитой насмешкой над верой в будущее.

    Однако при этом любовь его к России настолько велика, что он продолжает верить в силу своей страны. В то, что она поднимется, отряхнется и сумеет показать свою мощь и славу. Творчество Блока, Маяковского, Есенина в этом схоже.

    В 1918 г Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо.

    Поэма "Двенадцать"

    Автор начал писать свое произведение "Двенадцать" в начале января. В первый день работы он даже не делал перерыва. В его записях сказано: “Внутри дрожит”. Потом написание поэмы приостановилось, и закончить ее поэт сумел только 28 января.

    После выхода в свет этого произведения резко переменилось творчество Блока. Кратко охарактеризовать это можно следующим образом: поэт потерял себя, наступил застой.

    Основная мысль поэмы каждым признавалась по-разному. Кто-то видел в ней поддержку революции, насмешку над символистическими взглядами. Кто-то, напротив, сатирический уклон и издевку над революционными порядками. Однако сам Блок при создании поэмы имел в виду и то и другое. Она противоречива, как и его настроение на тот момент.

    После издания "Двенадцать" все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Мережковский, Вяч, Прищвин, Сологуб, Пяст, Ахматова и другие.

    В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.

    Послереволюционное творчество

    1. "Возмездие", которое он так и писать.

    Революция прошла, а горечь от разочарования большевистской политики наросла и усилилась. Такой разрез между тем, что было обещано, и тем, что делалось в результате революции, стал для Блока невыносимым. Можно охарактеризовать творчество Блока кратко в этот период: не пишется ничего.

    Как будут писать впоследствии о смерти поэта, "его убили большевики". И это действительно так. Блок не сумел побороть в себе и принять такое расхождение между словом и делом новой власти. Не сумел простить себе поддержку большевиков, свою слепоту и недальновидность.

    Блок переживает сильнейший разлад внутри себя, полностью уходит в свои внутренние переживания и терзания. Следствием этого является болезнь. С апреля 1921 года по начало августа болезнь не отпускает поэта, терзая его все сильнее. Лишь изредка выходя из полузабытья, он пытается утешить свою жену, Любовь Менделееву (Блок). 7 августа Блок скончался.

    Где жил и творил поэт

    Сегодня биография и творчество Блока увлекают и вдохновляет многих. А место, где он жил и сочинял свои стихи и поэмы, превратилось в музей. По фотографиям мы можем судить об обстановке, в которой работал поэт.

    Внешний вид поместья, в котором проводил время поэт, вы можете увидеть на фото слева.

    Комната, в которой поэт провел последние горькие и тяжелые минуты жизни (фото ниже).

    Сегодня творчество поэта любят и изучают, им восхищаются, признают его глубину и целостность, необычность и яркость. Россия в творчестве Блока изучается на школьных занятиях, по этой теме пишут сочинения. Это дает полное право назвать автора великим поэтом. В прошлом символистом, затем революционером и на закате просто глубоко разочаровавшимся в жизни и власти несчастным человеком с горькой, тяжелой судьбой.

    В Санкт-Петербурге установлен памятник, увековечивающий имя автора в истории и отдающий должное уважение его неоспоримому таланту.