Биографии Характеристики Анализ

Кто поучает всех, когда сам ничего не знает.

  1. Неграмотными людьми 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться. Алвин Тоффлер
  2. Нельзя научиться у того, кто постоянно с тобой соглашается. Дадли Филд Малоун
  3. Иди по жизни так, будто впереди всегда есть чему научиться и ты точно это сможешь сделать. Вернон Говард
  4. Образование состоит в основном из того, что мы забыли. Марк Твейн
  5. Я всегда учусь. Надгробный камень будет моим дипломом. Эрта Китт
  6. Думать, что всё знаешь, останавливает тебя от того, чтобы учиться новому. Клод Бернард
  7. В конце концов имеет значение только то, чему ты научился и что по-настоящему усвоил. Гарри С. Труман
  8. За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь. Клэй П. Бедфорд
  9. Жизнь похожа на прилюдную игру на скрипке, когда ты учишься во время самой игры. Сэмюэль Батлер
  10. Сейчас мы можем сказать, что учиться - это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание - это научить людей учиться. Питер Друкер
  1. Главная цель обучения - научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множество мыслей других людей. Джон Дьюэй
  2. Мудрые люди учаться на ошибках других, а глупые - на своих. Автор неизвестен
  3. Есть три метода обучения мудрости. Первый - через подражание, и он самый благородный. Второй - через повторение, и он самый простой. Третий - через опыт, и он самый горький. Конфуций
  4. Жизнь - это опыт обучения, только если вы учитесь. Йоги Берра
  5. Мудрость - в умении научиться пропускать незначительное. Уильям Джеймс
  6. Обучение - это, на самом деле, когда ты вдруг что-то понимаешь, что ты понимал всю свою жизнь, но иначе. Дорис Лессинг
  7. Обучение - это не зрительский спорт. Д. Блочер
  8. Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни - это сохранять свой разум молодым. Генри Форд
  9. Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Ллойд Александр
  10. Умные люди перестают учиться... потому что они слишком многое вложили, чтобы уверить всех в том, что они знают всё, и теперь не могут себе позволить выглядеть незнающими. Крис Аджирис

  1. Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться. Альберт Эйнштейн
  2. Для нашего развивающегося ума весь мир - это лаборатория. Мартин Фишер
  3. Ничему из того, что действительно стоит знать, нельзя научить. Оскар Уайлд
  4. Если держать кошку за хвост, то можно узнать много нового, что вы бы не смогли узнать при других условиях. Марк Твен
  5. Я слышу - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю. Конфуций
  6. Я всегда делаю то, что я не умею делать, в том порядке, который помогает мне научиться это делать. Пабло Пикассо
  7. Мы понимаем геологию на следующее утро после землетрясения. Ральф Валдо Эмерсон
  8. Человеческий разум, который познал новую идею, больше никогда не вернётся в своё старое состояние. Оливер Венделлл Холмс мл.
  9. Обучение - это не то, что получаешь случайно. А то, к чему стремишься со страстью и делаешь с усердием. Эбигейл Адамс
  10. Никто по-настоящему никогда не перестаёт учиться. Иоганн Гёте

  1. Человек, который слишком много читает и слишком мало использует свой мозг, заканчивает ленивой привычкой слишком много думать. Альберт Эйнштейн
  2. Любое обучение связано с эмоциями. Платон
  3. Любопытство - это фитиль в свече обучения. Уильям А. Ворд
  4. Я знаю большое количество людей, которые наполнены знаниями, но не имеют ни одной своей мысли. Уилсон Мизнер
  5. Обучение - это не средство достижения цели, это сама цель. Роберт Хайнлайн
  6. Обучение необязательно и не нужно для выживания. В. Эдвардс Деминг
  7. Наши знания останавливают нас от продолжения обучения. Клод Бернард
  8. Все люди вокруг и всё, что тебя окружает - это твои учителя. Кен Кейс
  9. Ты живешь и учишься. Во всяком случае ты живешь. Дуглас Адамс
  10. Живи так, как будто завтра умрёшь. Учись так, как будто собираешься жить вечно. Ганди

  1. Чтение само по себе лишь дает материал для знания, но именно процесс размышления дает нам возможность усвоить эти знания. Джон Лок
  2. Одна из причин, по которым люди перестают учиться, - это страх ошибаться. Джон Гарднер
  3. Ты ничему не учишься, пока болтаешь. Линдон Б. Джонсон
  4. Что угодно может стать важным обучающим опытом, если относиться ко всему с интересом. Мэри МакКракен
  5. Никогда не останавливайте других. Скорость движения неважна, главное - само движение вперед. Платон
  6. Незнание не стыдно, стыдно не стремиться к знаниям. Бенджамин Франклин
  7. Предполагать хорошо, добраться до истины лучше. Марк Твен
  8. Развивайте страсть к обучению. Если у вас получится, то вы всегда будете расти. Энтони Жд. ДиАнжело
  9. Мы учимся, когда мы что-то делаем. Джордж Херберт
  10. Заполнить свой разум миллионов разных фактов, но при этом ничему не научиться вполне возможно. Алек Борн.

Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.

Из выступления:
"Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах.
Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя, "чего не зрят равнодушные очи". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут.
Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть.
Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Жизнь ничего лёгкого не представляет. Она требует от человека очень многого. Возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог". Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда. Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали."

Чему же учатся люди?
Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу."

рТЕЦДЕ ЧУЕЗП РПЪЧПМШФЕ РПЪДТБЧЙФШ ЧБУ У ФЕН, ЮФП ЧЩ ОБИПДЙФЕУШ Ч УФЕОБИ хОЙЧЕТУЙФЕФБ, Й У ОБЮБМПН ОБЫЕК У ЧБНЙ ТБВПФЩ.

хОЙЧЕТУЙФЕФУЛПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЛБЛ Й ЧУСЛПЕ ЧЩУЫЕЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ПЪОБЮБЕФ ЙОХА УФХРЕОШ РП УТБЧОЕОЙА УП УТЕДОЕК ЫЛПМПК. й ПДОБ ЙЪ ПУПВЕООПУФЕК ЬФПК УФХРЕОЙ Ч ФПН, ЮФП ЪДЕУШ ХЦЕ ОЕФ ЧЕТИБ Й ОЙЪБ - ХЮЙФЕМЕК Й ХЮЕОЙЛПЧ - ЪДЕУШ ЧУЕ ЛПММЕЗЙ, Ф.Е. МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ТБВПФБАФ ЧНЕУФЕ. чЕДШ ТБВПФБ ЧЩУЫЕЗП ХЮЕВОПЗП ЪБЧЕДЕОЙС УПУФПЙФ Ч УПФТХДОЙЮЕУФЧЕ, Ф.Е. ЛПЗДБ ПДОЙ ИПФСФ ХЮЙФШУС, Б ДТХЗЙЕ ЙН РПНПЗБАФ Ч ЬФПН. рТЙОХЦДЕОЙЕ, ПВСЪБФЕМШОЩК "ОБУЙМШУФЧЕООЩК" ЛПОФТПМШ ПУФБМЙУШ ОБ ОЙЪЫЕК УФХРЕОЙ ПВТБЪПЧБОЙС. й ПФОПЫЕОЙЕ РТЕРПДБЧБФЕМЕК Л ЧБН ВХДЕФ ЙОПЕ. ьФП ВХДЕФ ПФОПЫЕОЙЕ ЛПММЕЗЙ Л НМБДЫЕНХ ЛПММЕЗЕ.

оП ЬФП ПЪОБЮБЕФ ОЕ ФП, ЮФП УФБОЕФ МЕЗЮЕ, Б ФП, ЮФП УФБОЕФ ФТХДОЕЕ. й ЧППВЭЕ, ОЙЮЕЗП МЈЗЛПЗП Ч ИПТПЫЕН ДЕМЕ ВЩФШ ОЕ НПЦЕФ. ьФП ВХДЕФ ФТХДОПЕ ДЕМП, РПФПНХ ЮФП ОЕФ ЛПОФТПМЈТБ УФТПЦЕ, ЮЕН УБН ЮЕМПЧЕЛ (ЕУМЙ ОЕФ ФБЛПЗП ЧОХФТЕООЕЗП ЛПОФТПМЈТБ, ФП ОЕФ ЧЩУЫЕЗП ПВТБЪПЧБОЙС). рТБЧДБ, ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ ФБЛПК МЙОЙЙ, ЛПФПТБС ПФТЕЪБМБ ВЩ ПФ ОБУ ДЕФУФЧП, ПФТЕЪБМБ РПФПН АОПУФШ... й ЬМЕНЕОФЩ УТЕДОЕК ЫЛПМЩ Й ДЕФУФЧП ЮБУФП ЧФПТЗБАФУС Ч ХОЙЧЕТУЙФЕФ: ОЕ ВХДЕН ДЕМБФШ УЕЛТЕФБ ЙЪ ФПЗП, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ УФХДЕОФЩ РПДУЛБЪЩЧБАФ ДТХЗ ДТХЗХ Й ДБЦЕ ЧЙДСФ ОЕЛПФПТЩК УРПТФ Ч ФПН, ЮФПВЩ РПНЕОШЫЕ ЧЩХЮЙФШ Й РПМХЮЫЕ РПМХЮЙФШ. ьФП ЫЛПМШОЩК РПДИПД. оП ЫЛПМШОЩК РПДИПД ОПТНБМЕО МЙЫШ Ч УЧПЈ ЧТЕНС: "уНЕЫПО Й ЧЕФТЕООЩК УФБТЙЛ, УНЕЫПО Й АОПЫБ УФЕРЕООЩК ".

х ЧБУ УЕЗПДОС НПЦЕФ ОБЮБФШУС ДТХЗПК ЧПЪТБУФ. чПЪТБУФ - ЬФП ОЕ ЛПМЙЮЕУФЧП РТПЦЙФЩИ ЧБНЙ ДОЕК, Б РПЧЕДЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ЧЩ НПЦЕФЕ ПУХЭЕУФЧМСФШ.

оП ДБЧБКФЕ РПДХНБЕН! с ОЕ УМХЮБКОП ФБЛ УЛБЪБМ, ЬФП УМПЧП МАВЙМ ЖЙМПУПЖ уПЛТБФ. уЧПЙИ ХЮЕОЙЛПЧ уПЛТБФ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХЮЙМ РТБЧЙМШОПНХ, ОЙЛПЗДБ ОБ ЧПРТПУ ХЮЕОЙЛПЧ ОЕ ПФЧЕЮБМ: "рПУФХРБКФЕ ФБЛ". пО ЗПЧПТЙМ: "дБЧБКФЕ РПДХНБЕН!". б ЮФП ЪОБЮЙФ "РПДХНБЕН"? - чЩ ОЕ ЪОБЕФЕ, ЛБЛ РПУФХРЙФШ, С ФПЦЕ ОЕ ЪОБА, ЛБЛ ЧБН РПУФХРЙФШ. чЩ РТЙЫМЙ ОЕ ЛБЛ ЫЛПМШОЙЛЙ, РПМХЮЙФШ РТБЧЙМШОЩК ПФЧЕФ, ЧЩ РТЙЫМЙ Л ЛПММЕЗЕ РПУПЧЕФПЧБФШУС, РПДХНБФШ ЧНЕУФЕ. б ЧНЕУФЕ ДХНБФШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП МХЮЫЕ. йНЕООП ТБЪМЙЮЙС ЧП НОЕОЙСИ РПНПЗБАФ РТПДЧЙЗБФШУС Л ЙУФЙОЕ.

рПУНПФТЙФЕ, ЧПФ ЛФП НЩ У ЧБНЙ? нПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП НЩ ПЮЕОШ ХНОЩЕ Й ИПТПЫЙЕ НБЫЙОЩ. нЩ ХНЕЕН ДЕМБФШ НОПЗП ТБЪОЩИ ЧЕЭЕК. оП ЛБЛБС ПУПВЕООПУФШ Х ЛБЦДПК НБЫЙОЩ? - х ЧУЕИ ТБЪОЩЕ МЙГБ. б ЪБЮЕН? лБЪБМПУШ, ВЩМП ВЩ РТПЭЕ, ЮФПВЩ Х ЧУЕИ ВЩМЙ ПДЙОБЛПЧЩЕ МЙГБ. вЩМП ВЩ МЕЗЮЕ ЧП НОПЗПН, НПЦЕФ ВЩФШ, ВЩМП ВЩ НЕОШЫЕ ПЫЙВПЛ... оП ДМС ЮЕЗП-ФП ОХЦОП, ЮФПВЩ Х ОБУ ВЩМЙ ТБЪОЩЕ МЙГБ, ТБЪОЩЕ ИБТБЛФЕТЩ, ТБЪОЩК ПРЩФ, ЮФПВЩ НЩ ЧУЕ ВЩМЙ ТБЪОЩНЙ МАДШНЙ.

жЙМПУПЖ тХУУП, ОБРЙУБЧЫЙК УБНХА ПФЛТПЧЕООХА ЛОЙЗХ Ч ЙУФПТЙЙ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ, ЗДЕ ОЕ РТПУФП ТБУУЛБЪБМ П УЕВЕ, П УЧПЙИ РПМПЦЙФЕМШОЩИ Й РМПИЙИ ЛБЮЕУФЧБИ (ЙНЙ ФПЦЕ НПЦОП ЗПТДЙФШУС, ЕУМЙ ФБЛПК ИБТБЛФЕТ), ПО ТБУУЛБЪБМ П УЧПЙИ УФЩДОЩИ РПУФХРЛБИ, ПО ЧУЕЗП ПФЛТЩМ УЕВС, ОБРЙУБЧ УЧЕТИХ: "ч ЛПЦЕ Й ВЕЪ ЛПЦЙ". ч ЬФПК ЛОЙЗЕ ПО ОБРЙУБМ: с фблпк, лбл чуе, й с ой об лпзп ое рпипц. ьФП ПЮЕОШ ЗМХВПЛПЕ ЪБНЕЮБОЙЕ: ЮЕМПЧЕЛ, ЧП-РЕТЧЩИ ФБЛПК, ЛБЛ Й ЧУЕ ДТХЗЙЕ МАДЙ, Б ЧП-ЧФПТЩИ, ПО ЙОДЙЧЙДХБМЕО, ПО ПДЙО ФБЛПК Й ДТХЗПЗП ФБЛПЗП ЦЕ ОЕФ. рПЬФПНХ ПО НПЦЕФ УЛБЪБФШ ЮФП-ФП ФБЛПЕ, ЮЕЗП ДТХЗЙЕ ОЕ ЪОБАФ. й РПФПНХ ЧУС ОБЫБ ЦЙЪОШ, ЧУЈ ОБЫЕ ПВХЮЕОЙЕ ОБИПДЙФУС ОБ ДЧХИ ДПТПЗБИ. рП ПДОПНХ РХФЙ НЩ ТДЈН, ЮФПВЩ ВЩФШ ФБЛЙНЙ, ЛБЛ ДТХЗЙЕ, ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПОЙНБФШ ДТХЗЙИ МАДЕК Й ЮФПВЩ ПОЙ НПЗМЙ РПОЙНБФШ ОБУ. оП ОБДП ЙНЕФШ Ч ЧЙДХ Й ФП, ЮФП ДТХЗПНХ НЕОС ОЕ ФБЛ МЕЗЛП РПОСФШ... чПФ РТБЧЙМБ ХМЙЮОПЗП ДЧЙЦЕОЙС ЧУЕ РПОЙНБАФ ПДЙОБЛПЧП, ЛТПНЕ ФЕИ, ЛФП ЙИ ОЕ ЪОБЕФ ЙМЙ РМПИП П ОЙИ ПУЧЕДПНМЈО. б рХЫЛЙОБ ЧУЕ РПОЙНБАФ ПДЙОБЛПЧП? - оЕФ, ЧУЕ РП-ТБЪОПНХ. й ОЕ ЗПЧПТЙФЕ, ЮФП ПДОЙ ЕЗП РПОЙНБАФ РТБЧЙМШОП, Б ДТХЗЙЕ - ОЕРТБЧЙМШОП. рХЫЛЙО РЕТЕД ЛБЦДЩН ЧЩУФХРБЕФ ФБЛ, ЛБЛ ВХДФП ПО УЕКЮБУ Й ЙНЕООП ДМС ОЕЗП ОБРЙУБМ. й ЧЩ ЧУЈ ЧТЕНС ЙНЕЕФЕ ЧПЪНПЦОПУФШ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ЗЕОЙБМШОЩН ЮЕМПЧЕЛПН, ЛПФПТЩК УБН ИПЮЕФ ЧБН ЮФП-ФП УЛБЪБФШ. фПМШЛП ПФЛТПКФЕ ХЫЙ, ФПМШЛП ВХДШФЕ ЧОЙНБФЕМШОЩ! зМБЧОБС ВЕДБ ОБЫЕЗП ЧЕЛБ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП Х ОБУ ЪБЛТЩФЩ ЗМБЪБ Й ХЫЙ. й ЪОБЮЙФЕМШОБС ЮБУФШ ЧБЫЕЗП ПВТБЪПЧБОЙС УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ ПФЛТЩФШ ЗМБЪБ Й ХЫЙ Й ХЧЙДЕФШ, ЛБЛ ЗПЧПТЙМ зПЗПМШ, ЮЕЗП ОЕ ЪТСФ ТБЧОПДХЫОЩЕ ПЮЙ...

й ФХФ НЩ РПДИПДЙН Л ПДОПК ЧЕЭЙ, ЛПФПТБС ЧБН ЙЪЧЕУФОБ РП ОЕ ПЮЕОШ МЙФЕТБФХТОПНХ, ОП ЧУЕН РПОСФОПНХ УМПЧХ - "ОБРМЕЧБФШ": "б НОЕ ОБРМЕЧБФШ!". пРТЕДЕМЙФШ ЛХМШФХТХ ЮЕМПЧЕЛБ НПЦОП РП ПДОПНХ РТЙЪОБЛХ: ОБ ЮФП ЕНХ ОЕ ОБРМЕЧБФШ, ЮФП ЕЗП ОЕ ФТПЗБЕФ.

цЙЪОШ ЛБЦДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ РТПИПДЙФ Ч ОЕЛЙИ ЙЪПМЙТПЧБООЩИ ЛТХЗБИ. пДЙО ЦЙЧЈФ Ч НБМЕОШЛПН ЛТХЦЛЕ, ДТХЗПК - Ч ЛТХЗЕ РПВПМШЫЕ, ФТЕФЙК - Ч ЕЭЈ ВПМШЫЕН. чЕМЙЮЙОБ ЧБЫЕЗП ЛТХЗБ ПРТЕДЕМСЕФУС НОПЗЙНЙ РТЙЪОБЛБНЙ: ЮФП ЧБН МАВПРЩФОП, ЮФП ЧЩ ЪОБЕФЕ, ЮФП ЧБУ ЙОФЕТЕУХЕФ Й - ЕЭЈ ПДЙО Й ПЮЕОШ ЧБЦОЩК - ЮФП ЧБН ВПМШОП? пДОПНХ, ОБРТЙНЕТ, ВПМШОП, ЛПЗДБ ЕЗП ХДБТСФ, Б ДТХЗПК ОБ ЬФП ФПМШЛП УЛБЦЕФ: ОХ РП НПТДЕ, ЬФП ОЕ ПРБУОП, МЙЫШ ВЩ ОЕ ХВЙМЙ. лТХЗ РПВПМШЫЕ, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ОБ ПУЛПТВМЕОЙЕ ПФЧЕЮБМ ДХЬМША, Й ЗПЧПТЙМ, ЮФП ПУЛПТВМЕОЙЕ ИХЦЕ, ЮЕН УНЕТФШ: УНЕТФШ ОЕ НПЦЕФ ХОЙЪЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ, Б ПУЛПТВМЕОЙС С ОЕ РЕТЕОЕУХ. дТХЗПК УЛБЦЕФ, С ОЕ РЕТЕОЕУХ ПУЛПТВМЕОЙС МАДЕК, ЛПФПТЩИ С МАВМА: С ОЕ ДБН ПВЙЦБФШ НПЙИ ДЕФЕК, ОЕ ДБН ПУЛПТВМСФШ УЧПА НБФШ, ОП ЧПФ ЮХЦПЗП ЮЕМПЧЕЛБ... рПНОЙФЕ, ЛБЛ Х зПЗПМС, "ЮЕЗП ОЕ ЪТСФ ТБЧОПДХЫОЩЕ ПЮЙ ". лПЗДБ ВПМШОП ПФ ЮХЦПК ВПМЙ - ЬФП Й ЕУФШ УБНЩК ВПМШЫПК ЛТХЗ, ЛТХЗ ЛХМШФХТОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

лПОЕЮОП, ОЕМШЪС УДЕМБФШ ФБЛ: С УЕЗПДОС РТПУОХМУС, ЪБИПФЕМ УФБФШ ЛХМШФХТОЩН Й ОБЮБМ УПЮХЧУФЧПЧБФШ ХОЙЦЕООЩН Й ПУЛПТВМЕООЩН. фБЛ ОЕ ВЩЧБЕФ, Й УБНЩЕ ДПВТЩЕ ОБНЕТЕОЙС ЪДЕУШ ОЕ РПНПЗХФ. оБДП ЧЩТБВБФЩЧБФШ ДХЫХ.

еУФШ НОПЗП РТЙЪОБЛПЧ, ПФМЙЮБАЭЙИ ЮЕМПЧЕЛБ ПФ ЦЙЧПФОПЗП. с ОЕ Л ФПНХ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ХНОЩК, Б ЦЙЧПФОПЕ ЗМХРПЕ. цЙЧПФОПЕ УПЧУЕН ОЕ ЗМХРПЕ. цЙЧПФОПЕ ПВМБДБЕФ ВПМШЫЙН ХНПН, ОП ЕЗП ХН ЧУЕЗДБ УЧСЪБО У ПРТЕДЕМЈООПК УЙФХБГЙЕК. ъОБЕФЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ: "лБЛ ВБТБО РЕТЕД ОПЧЩНЙ ЧПТПФБНЙ". ьФП ОЕ ЪОБЮЙФ, ЮФП ВБТБО - ЗМХРПЕ ЦЙЧПФОПЕ. вБТБО ПВМБДБЕФ ЧЩУПЛЙН ХТПЧОЕН ЙОФЕММЕЛФБ. оП ЕЗП ЙОФЕММЕЛФ РТЙЛПЧБО Л ПРТЕДЕМЈООПК УЙФХБГЙЙ, ПО ФЕТСЕФУС. б ЮЕМПЧЕЛ ЧУЕЗДБ ОБИПДЙФУС Ч ОЕРТЕДЧЙДЕООПК УЙФХБГЙЙ. й ФХФ Х ОЕЗП ЕУФШ ФПМШЛП ДЧЕ ОПЗЙ: ЙОФЕММЕЛФ Й УПЧЕУФШ. лБЛ УПЧЕУФШ ВЕЪ ТБЪЧЙФПЗП ЙОФЕММЕЛФБ УМЕРБ, ОП ОЕ ПРБУОБ, ФБЛ ПРБУЕО ЙОФЕММЕЛФ ВЕЪ УПЧЕУФЙ.

нЩ ЦЙЧЈН Ч ПЮЕОШ ЙОФЕТЕУОПЕ ЧТЕНС. й ИПФС ОЕЙОФЕТЕУОЩИ ЧТЕНЈО ОЕФ, ВЩЧБАФ ФБЛЙЕ ЧТЕНЕОБ, Ч ЛПФПТЩИ ЙУФПТЙЛЙ, ПУФБЧМСС ЮЙУФЩЕ УФТБОЙГЩ, ПФНЕЮБАФ, ЮФП ОЙЮЕЗП ОЕ РТПЙЪПЫМП. б ФЕ УФТБОЙГЩ, ЛПФПТЩЕ РПМОПУФША ЙУРЙУБОЩ, Ч ФБЛПЕ ЧТЕНС ЦЙЪОШ ОЙЮЕЗП МЈЗЛПЗП ОЕ РТЕДУФБЧМСЕФ. пОБ ФПЗДБ ФТЕВХЕФ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ ПЮЕОШ НОПЗПЗП. юЕМПЧЕЛ РЕТЕУФБЈФ ВЩФШ ЧЙОФЙЛПН, Х ОЕЗП ЧПЪОЙЛБЕФ НОПЦЕУФЧП УЙФХБГЙК, ЛПЗДБ РПСЧМСЕФУС ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВПТБ: РПУФХРЙФШ ПДОЙН ЙМЙ ДТХЗЙН УРПУПВПН. лБЛЙН? - оБ ЬФП ЕНХ ДБОБ УПЧЕУФШ Й РПФПНХ ЕЗП НПЦОП УХДЙФШ. оЕМШЪС УХДЙФШ ЛБНЕОШ ЪБ ФП, ЮФП ПО РБДБЕФ ЧОЙЪ, ОП ОЕ ЗПЧПТЙФЕ УЕВЕ: "с ВЩМ Ч ФБЛПН РПМПЦЕОЙЙ, С ОЙЮЕЗП РМПИПЗП ОЕ ИПФЕМ, ОП ВЩМЙ ФБЛЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ, С ЙОБЮЕ РПУФХРЙФШ ОЕ НПЗ"... ьФП ОЕРТБЧДБ! оЕ ВЩЧБЕФ ПВУФПСФЕМШУФЧ, ЛПЗДБ ОЕМШЪС РПУФХРЙФШ ЙОБЮЕ. б ЕУМЙ Х ОБУ ФБЛЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ЧУЈ-ФБЛЙ ОБИПДСФУС, ЪОБЮЙФ Х ОБУ ОЕФ УПЧЕУФЙ. уПЧЕУФШ - ЬФП ФП, ЮФП ДЙЛФХЕФ, ЛБЛ РПУФХРЙФШ, ЛПЗДБ ЕУФШ ЧЩВПТ. б ЧЩВПТ ЕУФШ ЧУЕЗДБ... чЩВПТ - ЧЕЭШ ФСЦЈМБС, РПЬФПНХ ДХТБЛПН ВЩФШ МЕЗЮЕ, У ДХТБЛБ ОЕФ УРТПУХ: "нОЕ РТЙЛБЪБМЙ, Б ЮФП С НПЗ УДЕМБФШ?", "нЕОС РТЙЧЕМЙ, Б ЧЩ ВЩ УБНЙ РПРТПВПЧБМЙ..."

с ОБРПНОА УМПЧБ ДЕЛБВТЙУФБ рХЭЙОБ, ДТХЗБ рХЫЛЙОБ, УЛБЪБООЩЕ ЙН Ч ТБЪЗПЧПТЕ У ГБТЈН. юЕМПЧЕЛ, Х ЛПФПТПЗП ТХЛЙ ВЩМЙ УЛПЧБОЩ, ОБ ЧПРТПУ оЙЛПМБС: "лБЛ ЧЩ ТЕЫЙМЙУШ ОБ ФБЛПЕ ДЕМП?" - ПФЧЕЮБМ: "йОБЮЕ С ВЩ УЮЙФБМ УЕВС РПДМЕГПН". ьФЙН ПО ЗПЧПТЙМ: Х НЕОС ЕУФШ УПЧЕУФШ, ЕУФШ ЧЩВПТ: МЙВП ЬФЙ ТХЛЙ Ч ЬФЙИ ГЕРСИ, МЙВП С УБН cЕВС ВХДХ УЮЙФБФШ РПДМЕГПН. йУФПТЙС РПЛБЪБМБ, ЮФП ЧЩУПЛБС ОТБЧУФЧЕООПУФШ ЬФЙИ МАДЕК РПНПЗМБ ЙН РЕТЕОЕУФЙ УБНЩЕ ФСЦЛЙЕ ЙУРЩФБОЙС, ЧЩРБЧЫЙЕ ОБ ЙИ ДПМА Ч уЙВЙТЙ. й ЖЙЪЙЮЕУЛЙ ПОЙ УПИТБОЙМЙУШ МХЮЫЕ, ЮЕН ФЕ, ЛФП Ч ФХ ЦЕ ОЙЛПМБЕЧУЛХА ЬРПИХ УЧПЙИ ДТХЪЕК РТЕДБМ, РПФПН УДЕМБМ ЛБТШЕТХ, Й ЧУЈ Х ОЙИ ЧОЕЫОЕ ЫМП ИПТПЫП Й ЮХДОП...

йФБЛ, ЮЕНХ ЦЕ ХЮБФУС МАДЙ? мАДЙ ХЮБФУС ъОБОЙА, МАДЙ ХЮБФУС рБНСФЙ, МАДЙ ХЮБФУС уПЧЕУФЙ. ьФП ФТЙ РТЕДНЕФБ, ЛПФПТЩЕ ОЕПВИПДЙНЩ Ч МАВПК ыЛПМЕ, Й ЛПФПТЩЕ ЧПВТБМП Ч УЕВС ЙУЛХУУФЧП. б ЙУЛХУУФЧП ЬФП РП УХФЙ УЧПЕК лОЙЗБ рБНСФЙ Й уПЧЕУФЙ. оБН ОБДП ФПМШЛП ОБХЮЙФШУС ЮЙФБФШ ЬФХ лОЙЗХ. с. ОБДЕАУШ, ЮФП НЩ ДМС ЬФПЗП Й УПВТБМЙУШ ЪДЕУШ.

ъБРЙУБМ д.лХЪПЧЛЙО.

// а.н. мПФНБО Й ФБТФХУЛП-НПУЛПЧУЛБС УЕНЙПФЙЮЕУЛБС ЫЛПМБ. н.:зОПЪЙУ, 1994. у. 459-462.

пФ ТЕДБЛГЙЙ. дБООЩК НБФЕТЙБМ ТБЪНЕЭЕО ОБ УБКФЕ Ч ПЪОБЛПНЙФЕМШОЩИ ГЕМСИ. дПУФХРОБС ТЕДБЛГЙЙ ЛПРЙС ДБООПЗП НБФЕТЙБМБ ОБИПДЙФУС ОБ УБКФЕ Vivos Voco - vivovoco.nns.ru.

- Надоело! Поучают, поучают,
Надоело! Поучают, поучают!
- Поучаем, поучаем...
- Поучайте лучше ваших паучат!

Из к/ф «Приключения Буратино»

Женщина в очереди к кассе поучает молодую маму с ребенком: «Ты неправильно его воспитываешь. Надо вот так говорить с ребенком». Если попытаться ей возразить, то в ответ услышишь: «Да она еще пререкается! Надо же, какая умная! Вот поживешь с моё, тогда узнаешь».

Подруга позвонила и начала менторствовать? Опять «учит», как вести себя с мужем: «А ты знаешь, каково бывает?», «Да ты что, так же нельзя!», «Ты ничего не понимаешь». После чего подробно рассказывает, что и как надо делать, в характерном поучительном тоне.


Отец поучает сына: «Ну, кто так делает?! Это все неправильно. Слушай отца, папа плохого не посоветует». «Твой дед меня учил, теперь я тебя учу, как поступить и как надо жить». А потом в конце еще добавит: «Делай как я - станешь таким же умным!»

Мать наставляет дочь: «Он тебе не пара. Тебе нужен муж, чтобы и кран умел починить, и гвоздь забить. А с этого что взять? Не подходит он тебе. И это в нем не так и то не эдак».

Знакомые ситуации? Может быть, ты со всех сторон слышишь надоедливые нравоучения? Наставляют, дают назидательные советы, как вести себя? Навязывают свое мнение? Так и хочется сказать в ответ: «Ну что ты лезешь в мою жизнь? Со своей сначала разберись». Если это прохожий или знакомый, то так можно ответить и уйти поскорее, не слушая дальше ворчания по этому поводу.

А если это твои близкие, родные? Тяжелее всего слышать от них постоянные нравоучения, что ты сделал что-то не так: «Ты не так варишь суп. Ты не так одеваешь ребенка. Ты не так убираешь квартиру. Ты не те продукты покупаешь». И все время ты все делаешь НЕ ТАК. А как, они-то уж знают и прочтут тебе наставления со «знанием дела» о том, как надо делать правильно.

Если ты поступаешь по-своему, тебя в скором времени начнут упрекать: «Ты не слушаешь мать», - или: «Отец старается, учит тебя, пытается сделать из тебя человека, а ты такой неблагодарный, не пользуешься советами». И если, не дай бог, вышло что-то не так, как ты планировал, то вслед летит замечание: «Ну, я же говорила, что так будет. Надо было маму слушать». Твоя жизнь превращается в полную диктатуру.

Почему они так любят поучать другого, - как жить, указывать, как поступить правильно? Кто же эти люди, которые навязывают свое мнение, дают подчас бесполезные советы?

Кто любит поучать

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, существует восемь типов психики, которые называются векторами. Каждый из векторов проявляется своими свойствами и желаниями.

Передавать знания, умения, опыт следующим поколениям - это природное желание человека с анальным вектором , которое полностью обеспечивается свойствами и возможностями его обладателя. То есть человек с анальным вектором обеспечен всем, чтобы удовлетворить свое желание обучения. Что значит, - удовлетворить желание? Это значит, получить наслаждение от того, что он делает, ведь человек - это проявление принципа наслаждения.

Поучают, указывают, как поступить, «учат жить» тоже люди с анальным вектором. Так проявляется то же самое желание обучения и передачи опыта. Давайте разберемся, почему одни люди могут передавать знания и умения, а другие могут только давать бесполезные советы и поучать.

Чтобы передавать опыт и знания, человеку надо самому выучиться. И обладатели анального вектора просто созданы для этого, так как обладают всеми свойствами для успешного обучения. Они усидчивы, сосредоточенны на деталях, обстоятельны. Обладают аналитическим мышлением и хорошей памятью, что, несомненно, необходимо для учебы.

Дети с анальным вектором прекрасно учатся в школе, так как любят это делать. Так они удовлетворяют свое желание обучения. Они анализируют и обобщают всю входящую информацию, переспрашиваю и уточняют, чтобы как можно глубже и точнее усвоить материал. Это настоящие отличники, любимцы педагогов. Они так обучаются, чтобы потом передать свой опыт и знания подрастающему поколению.

Человек с анальным вектором может стать прекрасным мастером своего дела, который будет обучать подмастерьев. Он может стать экспертом, досконально знающим предмет, учителем, педагогом, преподавателем, тренером, ученым.

Неучение - тьма

Однако, как отмечает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, если у человека с анальным вектором с детства отбили охоту к учебе, не давали возможности вдумчиво и подолгу посидеть за книжками, срывали и перебивали (а для него это большой стресс), если родители не помогали, не развили любовь к чтению, письму, то ребенок будет плохо учиться. А так как желание учить, которое дано людям с анальным вектором от природы, осталось, а сам не выучился, он не сможет научить чему-то других, а будет только давать советы, как поступить, навязывая свою точку зрения.

Учить - это передавать знания. А поучать - это навязывать свое мнение окружающим. Поучают люди с анальным вектором, не имеющие знаний, которые можно передать другим. Они часто некомпетентны в вопросе, а говорят и ведут себя так, будто знают все о нем.

Бывает так, что у человека с анальным вектором была в детстве возможность выучиться. Он вырос, но не смог реализовать свое прямое желание передачи знаний и опыта. Попросту не реализовал себя в обществе. Но желание ведь никуда не делось. А так как оно не удовлетворяется в нужном направлении, то выражается в нравоучениях, назидательных советах, давлении и насаждении своего мнения.

Желание поучать возникает у человека с анальным вектором, когда он не может найти то, в чем он смог бы проявить свои способности и знания.

Как избавиться от желания все время поучать?

В современном обществе человек с анальным вектором может с успехом себя реализовать. Даже если у него нет ученого звания, он может состояться в обществе и внести свой вклад в будущее поколение, применить свойства своего вектора в других направлениях, где требуется профессионализм, точность, скрупулезность . Важно знать, куда именно направить свои врожденные свойства, и начать реализовывать их в обществе. И тогда окружающие не будут страдать от его постоянных попыток «учить их жизни».
Как это сделать, подскажет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Уже на бесплатных онлайн-лекциях вы поймете, кто такие люди с анальным вектором, в чем их сильные стороны и куда направить их врожденные способности.

Статья написана с использованием материалов

90-летию со дня рождения Юрия Лотмана, русского литературоведа, семиотика, культуролога и Учителя с большой буквы, отмечает канал «Культура».

«Чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу» - так мог написать только гениальный философ, для которого то, чем он занимался, было, может быть, даже важнее самой жизни. А ее тартуский отшельник с бармалейскими усами очень любил.

В Санкт-Петербурге на Невском проспекте есть дом, который в XIX веке был известен как дом Котонина. Здесь в январе 1837 года Пушкин встретился со своим секундантом Данзасом, и они отправились к месту дуэли, где поэт был смертельно ранен. Через 85 лет, 28 февраля 1922 года, в этом доме, в семье петроградских интеллигентов родился Юрий Михайлович Лотман.

Дело своей жизни он выбрал ещё перед армией, решив заниматься русской литературой первой половины XIX века. Понимая, что для этого ему необходимо знание французского языка, в армию и позже на фронт он взял с собой словарь, который штудировал между боями.

Мы все были молодыми, и нам воевать было весело, - вспоминал Лотман. - Никто не поверит, что есть в этом какое-то веселье, но это было так.

Закончилась война, он вернулся в университет. Но началась борьба с космополитизмом, и еврею Лотману закрыли путь в аспирантуру и на преподавательскую работу. Он поехал в Тарту, где и поселился на всю оставшуюся жизнь. Мог ли кто-нибудь предположить, что маленький эстонский городок со старым университетом станет центром мировой филологии? Но это случилось, потому что там жил, читал лекции, создал свою знаменитую семиотическую школу Юрий Лотман.

Одним из высших свойств человека он считал память. «Я всех помню», - говорил Лотман. Но кроме личной памяти, считал он, есть и общая - культура. И это концептуальное определение культуры как памяти, в которой продолжается жизнь, и есть во многом ключ для понимания творчества этого великого ученого.

Для Лотмана все были живы. И эпоха конца XVIII - начала XIX века, которую он так вдохновенно исследовал, для него длилась. Он продолжал беседы с Пушкиным, сверяя свои выводы с его оценками жизни и культуры. Впрочем, однажды Лотман заметил: «Особенность глубоких вещей, в том числе пушкинских текстов, в том, что каждый берет из них столько, сколько может вместить».

Он смог вместить много - может быть больше чем несколько следующих поколений. Юрмих (как любовно называли его студенты) обладал удивительным даром рассказчика. Ученики терялись: то ли слушать необыкновенно захватывающее повествование педагога, то ли записывать то, что он говорит.

А телевидение - именно то средство массовой информации, где в полной мере раскрылся дар ученого для огромной аудитории. Цикл бесед о русской культуре и русской интеллигенции, появившийся на нашем ТВ в конце 1980-х, стал событием, а открывшие его слова Лотман актуальны, как никогда: «Сейчас господствует то, что я назвал бы сдержанным пессимизмом. Я же хотел бы выразить сдержанный оптимизм. Я полагаю, что, как говорится, «страшен сон, да милостив Бог» и что ожидающие нас трудности, возможно, не так страшны, как нам кажется… Дай Бог не потерять, дай Бог сохранить то, что имеем».

Лотман знал прошлое, чувствовал настоящие и предсказывал будущее. Для него были живы его герои, для нас, сегодняшних, жив он сам.