Биографии Характеристики Анализ

Кто развязал холодную войну? Кто развязал «холодную войну»? Вина ссср в холодной войне.

Все мы имеем представление о холодной войне, то есть о нескольких десятилетиях глобальной конфронтации, которая наблюдалась в мире между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР и его союзниками, с другой. Уникальность этой конфронтации заключалась в её комплексном характере (то есть она проявлялась в экономической, военной, идеологической, пропагандистской и других сферах), который при этом не привёл к открытому военному широкомасштабному столкновению. Но, несмотря на длительность противостояния, стороны никогда не забывали о своих разногласиях, которые и составили причины холодной войны.

Что сделал СССР для холодной войны

Разумеется, каждая из сторон старалась свалить вину за возникновение и развитие конфликта на соперника, причём этот идеологический и исторический спор продолжается до сих пор. Впрочем, более или менее объективные учёные признают, что холодная война является последствием действий обоих противостоявших лагерей. Что касается Советского Союза, то его вклад в зарождение холодной войны был как идеологическим, так и геополитическим. Во-первых, западные страны не могла не настораживать разница в идеологиях с бывшим союзником по антигитлеровской коалиции. Так как Советский Союз был носителем коммунистической идеологии, причём в революционной, то есть активной её форме. Это означало, что СССР может воспользоваться удобной ситуацией (многократным повышением международного авторитета страны и конкретно её правящей партии как победителя фашизма) для распространения идей о мировой революции.

В условиях, когда демократические страны имели пусть приблизительное, но всё же адекватное представление о репрессивном характере тоталитарного сталинского режима, это порождало у их правительств естественное желание защититься от распространения такой политической и государственной системы. Во-вторых, Советский Союз набрал невиданную прежде геополитическую активность в первые месяцы и годы после окончания во Второй Мировой войне. Воспользовавшись тем, что Красная Армия освободила Восточную и Юго-Восточную Европу от гитлеровцев, СССР стал фактически насаждать, где-то более явно, где-то менее явно, родственные и контролируемые правительства в освобождённых странах. Таким образом, распространение коммунизма по миру перешло из теоретической и идеологической областей во вполне практическую сферу, что и породило многие ответные шаги Запада.

Что сделал Запад для холодной войны

Однако представлять западные страны, особенно США, исключительно миролюбивой стороной, которая только и делала, что пыталась защищаться от агрессивного СССР, тоже будет неверным. Чтобы убедиться в этом, нужно вспомнить предысторию Второй Мировой войны, когда агрессия Гитлера стала возможной во многом потому, что западные страны стремились использовать нацистов для борьбы с Советским Союзом. Собственно, планы по созданию в Восточной Европе некоей буферной зоны из союзных государств, которые будут сдерживать активность СССР и при необходимости представлять для него потенциальную угрозу, не отменялись западными странами даже в ходе совместной с Советским Союзом борьбы с Третьим Рейхом. Так что попытка Москвы упрочить своё геополитическое положение и защитить себя от возможных агрессивных проявлений с Запада тоже имела объективное основание.

К тому же вступление в конфронтацию с СССР ещё и Америки усугубило конфликт. Американцы решили сделать ставку на свою экономическую и военную мощь и вести разговор с Москвой с позиции силы. Действительно, промышленная мощь США за годы войны выросла в несколько раз, существенно укрепились их позиции в плане производства сельскохозяйственной продукции, а уж в плане военной промышленности американцы были явными мировыми лидерами. Добавить сюда факт наличия у США атомного оружия – и получаются все условия, чтобы диктовать свою волю СССР. Поэтому в первые послевоенные годы действия США и их союзников были далеки от дипломатических тонкостей или даже от желания найти приемлемый компромисс, хотя даже в американском правительстве были политики, которые призывали мирно договориться с СССР о разделении сфер интересов и наладить взаимовыгодное сотрудничество. Когда же стало очевидно, что с позиции силы с Советским Союзом уже не очень-то и поговоришь (особенно после появления у него в 1949 году своей атомной бомбы), время и возможности для конструктивного диалога уже были утеряны. С обеих сторон началось формирование системы военно-политических союзов, запустилась гонка вооружений, а идеологическо-информационная война бушевала уже вовсю.

Тема урока: Кто развязал «холодную войну»?

«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».

Цель урока: развитие критического мышления у учащихся в процессе изучения исторических событий и причин их появления, умение видеть проблему и решать ее.

1.развитие навыков активной работы учащихся в процессе получения новых знаний посредством работы с мемуарной, исторической и документальной литературой;

2.развитие умения учащихся делать самостоятельные выводы по теме урока через сопоставление исторических документов;

3.продолжить формирование умение отстаивания своей точки зрения и уважение к мнению других.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа с понятием «холодная война».

3.Работа учащихся по группам. Работа с документами, таблицей.

4. Обсуждение работ групп.

5.Выводы по теме урока «Кто развязал холодную войну?».

6.Оценивание работы учащихся.

8.Рефлексия.

9.Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя: Повторение.

После окончания 2 мировой войны произошли большие изменения в мире. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.

Назовите эти государства (США и СССР)?

Биполярный мир. Что такое биполярный мир?

Распределить по группам:

Капиталистический лагерь. Социалистический лагерь: лагерь:

США СССР; Апрель1949г. НАТО Май 1955г. ОВД;

США, Канада и др. страны СССР, Албания, Болгария,

Страны Западной Европы. Венгрия, Польша, Румыния, ЧССР.

На чем строилось их могущество?

Ответы: США: экономическая мощь, доллар – международная единица, международный валютный банк, атомная бомба, военно-техническое могущество, 60% -всей мировой пром. продукции.

СССР: мощная армия, развитая военная промышленность, неоспоримый авторитет.

Причины конфликта:

Идеологические разногласия: капитализм и социализм.

Мировое сообщество находилось в состоянии новых локальных войн и ожидания новой мировой войны.

Годы с 1946 – 1991 принято называть периодом «Холодной войны».

Что означает этот термин?

Один влиятельный американский журналист назвал конфликты между великими державами «холодной войной». Пресса подхватила это словосочетание и оно быстро вошло в обиход.

«Холодная война» - система международных отношений, основанных на политическом, идеологическом противостоянии двух мировых сверхдержав США и СССР и их союзников, балансировавших на грани настоящей войны. (Запись в словарь)

Холодная война - страшный период в мировой истории - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Биполярный мир, противоборствующими сторонами в котором были приверженцы диаметрально противоположных взглядов, сделал историю того периода чередой конференций и споров, интриг и уступок. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств в дипломатических переговорах, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.

Период не был однообразен. Периоды оттепелей и примирений, сменяли периоды напряжения и накала такой силы, что мир стоял на пороге мировой войны. Страны разрабатывали планы ядерных атак с невероятным количеством бомб, намечали цели бомбардировок, создавали целые подземные города, для жизни в условиях ядерной войны, просвещали население. И если бы хоть 1 из этих планов был бы реализован, мир бы погрузился в следующий период… период ядерной зимы.

Почему это произошло? Кто виноват в обострении международной обстановки? Можем ли мы сегодня дать объективную оценку деятельности политиков ведущих государств мира, тех, кто определял климат на планете?

2. переход к изучению нового материала.

Какую главную проблему мы должны рассмотреть на уроке? « Кто виноват в развязывании холодной войны»

3. Практикум .

Существуют разные точки зрения по данному вопросу. Вопросы о том, что послужило причиной «холодной войны» и связанной с ней гонки ядерных вооружений, можно ли было ее избежать, кто первым вступил на путь конфронтации, уже десятилетия дискутируется в зарубежной литературе. А в нашей стране эти проблемы стали подниматься с конца 80-х годов XXв.

Ответить на некоторые из этих вопросов мы попытаемся сегодня, опираясь на мнения современников тех событий, политиков, современных историков.

Итак, вашему вниманию предлагались 3 точки зрения на проблему. Нам необходимо обсудить эти позиции и сформулировать свой взгляд на проблему. Что для этого необходимо сделать? – Объективно рассмотреть аргументацию в пользу всех позиций. Для этого

каждая группа получает документы, выдержки из мемуаров, исторических документов, прорабатывает их и делает выводы.

На основании фактов и аргументов сделать выводы:

Из предложенных документов выберите тот, который больше отвечает вашему мнению.

Основные факты записываем в таблицу.

На доске пример таблицы:

(1 колонка: аргументы против СССР; 2 колонка: аргументы против США

4. Практикум.Роль США и СССР в развязывание «холодной войны»

1-я точка зрения:
виновны США

    Создание атомной бомбы и разработка плана «Дропшот»

    Фултонская речь У. Черчелля

    Доктрина Трумэна

    Создание военных баз вдоль границы СССР

    Создание ФРГ

    Создание НАТО

    Участие в Корейской войне

Доктрина Трумэна предполагала:

    Оказание экономической помощи странам Европы

    Создание военно-политического союза западных стран под руководством США

    Размещение вдоль границ СССР сети военных баз США

    Поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы

    Использование ядерного оружия

2 проект

Виновен СССР

    Курс Сталина на противостояние с Западом и новую войну

    Установление советского контроля над странами Восточной Европы

    Блокада Западного Берлина

    Участие в Корейской войне, Карибском кризисе и войне в Афганистане.

    Создание атомной бомбы и включение в гонку вооружений

    Руководство международным коммунистическим движением

    Проект

виновны СССР и США

    раздел мира на сферы влияния

    гонка вооружения

    острая идеологическая борьба и создание образа внешнего врага;

    борьба за сферы влияния в мире и локальные вооруженные конфликты

раздел мира на сферы влияния

5. Вывод: Одностороннее обвинение не несостоятельно, обе сверхдержавы внесли свою лепту в развязывание «холодной войны». В подтверждение цитаты из статьи американского ученого Геддиса: «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

6. Итак, что мы узнали на уроке?

Заключение:

Многие события холодной войны, о которых мы говорили на наших уроках, подтверждает наши выводы по изучаемой проблеме.

Д.З. 1. «Холодная война» по воспоминаниям

моих близких.

2. Изображение эпохи в виде эмблемы-символа.

Приложение 1.

Текст №1. Отрывок из статьи советских историков Д.Безыменского и В.Фалина «Кто развязал «холодную войну»? (1998г).

«…Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать землю по крайней мере на 85% (выражение Г.Трумэна) похожей на американский эталон. Холодная война не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных человеческих жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению…»

Текст №2. Г.М. Корниенко. Статья «Холодная война: истоки, причины, последствия».

«..Сталин и тогдашнее руководство страны не приложили достаточно усилий для развития благоприятных отношений с США. СССР дал втянуть себя в гонку вооружений после 2 мировой войны, не всегда используя в должной мере политические средства, хотя бесспорно, главная ответственность за развязывание холодной войны лежит на США».

Приложение 2.

Текст №3. Отрывок из текста учебника «Новейшая история.»20в. А.А.Кредер.

^ Идея коллективной безопасности.

В основе нового миропорядка лежала старая идея коллективной безопасности. Ее олицетворением стала ООН, а реализация осуществлялась через наделение широкими полномочиями 5 ведущих держав, выступающих в роли «мировых полицейских».

Функционирование такой системы могла быть обеспечена только на основе искреннего стремления всех великих держав принимать решения единогласно.

Однако дальнейшее развитие событий показало, что советское руководство после неудачного опыта 30-х годов не верило в возможность коллективной безопасности. С 1939г. Сталин твердо встал на традиционный путь обеспечения безопасности – путь силовой политики, территориальной экспансии и создания сфер влияния, и неуклонно следовал по этому пути.

Тревога на Западе.

Все это не могло остаться незамеченным. СССР явно стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это не могло не вызвать тревогу, если учитывать положение в Европе. Во Франции и Италии компартии стали крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и еще в ряде стран Западной Европы, коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после выхода из Европы американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу. Все это благоприятствовало планам советского руководства.

Приложение 3.

Документ №4. Из воспоминаний В.М.Молотова:

«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».

«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!

Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».

Я ему: « Не дадут!» - «А ты, попробуй!»

Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!.. Аргументировать было трудно.

На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».

«В тоже время Азербайджан претендовал – увеличить их республику за счет Ирана почти в 2 раза. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка кроме этого попробовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то грузинское население. И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно…Но попугать – попугали крепко».

Приложение 4.

Документ №5. Б.Грайнер, западногерманский историк.

«…В Вашингтоне имелась группа, коей совершенно

безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это – разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 года они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948- 1949гг считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бомбами его 70 городом и индустриальных центров. С маниакальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954г. командование стратегических военно-вооруженных сил видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось обрушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение 2 часов превратить его в «дымящиеся радиактивные руины» По этому сценарию США никак не пострадали бы».

«Русским нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».

«… США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными».

Наши основные цели в отношении России:

А) свести мощь и влияние Москвы до пределом, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

Б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых поддерживается правительство, стоящее у власти в России;

В) речь идет прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящими вне его контроля…

Г) война начнется до 1апареля 1949г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно.

Приложение 5.

Текст №7.

Цитаты из статьи американского ученого Дж. Геддиса:

«…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

«…Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала холодной войны, и США, и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща…

Вопреки распространённому в бывшем СССР мнению, её развязал Советский Союз - с его непомерными геополитическими аппетитами. Лишь ядерная монополия США, которая сохранялась и после 1949 года, спасла советский народ от втягивания в дополнительные войны, не нужные ни для чего, кроме того, чтобы потешить честолюбие фюрера Кобы.

Если Берлинская стена и Карибский кризис стали визитными карточками холодной войны, то проект Ливийской ССР и американские танки в Чехословакии - события не столь известные, но не менее интересные.

Кто первый начал

В СССР и России считалось и, в основном, до сих пор считается, что холодная война началась с Фултонской речи Черчилля, произнесенной 5 марта 1946 года. В ней политик призвал англоязычный мир объединить усилия против распространяющейся по миру коммунистической угрозы и констатировал факт, что над Европой опустился «железный занавес», за которым Москва насаждает в восточноевропейских странах свой диктат (выражение «железный занавес» придумано не Черчиллем, но именно благодаря его речи в Фултоне оно прославилось).

Менее известна речь Сталина, сказанная месяцем ранее Фултоновской речи Черчилля - 9 февраля 1946 года. Она была не такая яркая, как у Черчилля, но в ней Сталин сказал, что коммунизм и капитализм несовместимы, поэтому война неминуема. И спрогнозировал, что конфликт возникнет в ближайшие годы, когда Америка будет переживать тяжелый экономический кризис. Вот это уже больше похоже на начало холодной войны.

Но, конечно же, к масштабному противостоянию привели не слова, а действия. И об этих действиях вполне откровенно сказал Молотов в беседе со своим биографом Чуевым в 1974 году: «Из части Германии сделать свою социалистическую Германию, а Чехословакия, Польша, Венгрия, Югославия - надо было везде наводить порядок. Прижимать капиталистические порядки. Вот и холодная война». Ведь западные союзники, признавая Восточную Европу сферой влияния СССР, не давали согласия на советизацию региона.

После победы в 1945 году Сталин не собирался ограничиваться присоединением к Советскому Союзу разрушенного Кёнигсберга, Южного Сахалина и прочих мелочей. Планы вождя были грандиозны. Еще не закончилась Вторая мировая война, а СССР уже выдвинул территориальные претензии к Турции (к слову говоря, в войне не участвовавшей), требуя не только вернуть области, отданные большевиками в 1921 году, но и домогаясь огромного куска восточной Турции. Также Советский Союз требовал от своего южного соседа предоставления военно-морской базы в Дарданеллах.

Но даже на этих нескромных требованиях к нейтральному государству СССР не планировал останавливаться. В беседах с югославскими товарищами Молотов и Вышинский (глава МИД) упомянули «о перспективе сбрасывания Турции с Балканского полуострова, а также выхода на Эгейское море».

В итоге Сталин добился противоположного эффекта. Турецкий кризис в августе 1946 года привел к тому, что американское командование разработало первый серьезный план ядерной войны против СССР, и советское руководство отказалось от эскалации конфликта. Поскольку советские претензии сохранялись, в 1952 году Турция в поисках более эффективной защиты вступила в НАТО.

Только после смерти Сталина в 1953 году СССР заявил об отказе от территориальных претензий к Турции. В 1946 году случился Иранский кризис. В 1941 году, после гитлеровского нападения на СССР, советские и британские войска оккупировали Иран, чтобы установить надежный путь западных поставок в Советский Союз (он-то и был всю войну основной артерией ленд-лиза). Договорились вывести войска сразу после окончания войны. Англичане так и поступили, Советы же уходить не торопились. Ьолее того, советские танковые колонны начали движение к столице Ирана Тегерану, а также к границам с Турцией и Ираком. У Сталина были планы присоединить северный Иран - уже были созданы Южно-Азербайджанская и Мехабадская республики. Но встретив жесткую реакцию Запада, обладавшего таким неоспоримым аргументом, как атомная бомба, Сталин вынужден был отступить. 9 мая 1946 года последние советские части покинули Иран.

Турецкий и иранский кризисы привели Запад к сплочению и пониманию, что экспансионистские устремления СССР можно остановить только силой. Американские позиции в Европе и на Ближнем Востоке усилились. Пожалуй, самой экстравагантной территориальной претензией Сталина было требование в 1946 году отдать СССР Ливию. Судьба этой бывшей колонии Италии, союзницы Гитлера, долгое время была не определена. В 1974 году Молотов сообщил своему биографу: «Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: „Давай, нажимай!“». Ну, Молотов и нажал. Причем так, что, по его воспоминаниям, Бевину, главе британского МИДа, на переговорах стало плохо. Западные союзники как-то не могли соотнести Советский Союз и Ливию. А СССР во что бы то ни стало хотел закрепиться в Средиземноморье.

Как бы там ни было, а Ливию союзники большевикам (каким большевикам? Последних большевиков перебили в конце 30-х - прим. ) не отдали.

Стремление СССР в НАТО

В 1949 году был основан Североатлантический альянс. В этом же году Сталин через главу советского МИДа Вышинского предложил обсудить участие СССР в альянсе. Запад ответил отказом. Раздраженный Сталин назвал блок «подкопом под ООН».

После смерти Сталина Советский Союз повторно делает попытку стать членом НАТО. В 1954 году Хрущев направил ноту, в которой говорилось, что «советское правительство выражает готовность рассмотреть совместно с заинтересованными правительствами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре». Причем предлагалось включить в НАТО также Украину и Белоруссию как отдельные, «независимые» страны, чтобы у СССР в альянсе было больше голосов.

В 1944 году, во время создания ООН, этот фокус прошел. На этот раз НАТО отказало в членстве всем трем странам, объяснив, что участие Советского Союза в европейской организации было бы несовместимо с демократическими целями альянса и вообще «нереальная природа предложения не заслуживает обсуждения».

Когда на самом деле исчезла ядерная монополия США?

В 1945 году США стали эксклюзивными обладателями ядерного оружия. А в 1949 году советским учёным - при деятельной помощи советской разведки и помогавших ей американских учёных - удалось скопировать американскую ядерную бомбу, таким образом «разрушив ядерную монополию США», как сообщала об этом советская пропаганда. Правда, это была не совсем бомба, а стационарный заряд: во время испытаний его сбрасывали с вышки. Вряд ли американцы позволили бы Советам строить на своей территории вышки для сбрасывания ядерных зарядов, поэтому игра в одни ворота, несмотря на заверения советской пропаганды, продолжалась.

Специалисты легендарного «Арзамаса-16», главного разработчика советского ядерного оружия, отмечают, что даже восемь лет спустя, в 1957 году, «США уже обладали ядерным потенциалом в 5,543 боезаряда с совокупным мегатоннажем 17,500 Мт. Практически это означало, что территория СССР могла быть превращена в радиоактивную пустыню. Ядерный арсенал СССР в это время был на несколько порядков меньше и не представлял реального оружия устрашения для США как по своему объему, так и по возможностям средств доставки».

Реальная ликвидация ядерной монополии США произошла лишь через 18 лет после первого испытания этого оружия - в 1963 году, когда на боевое дежурство были поставлены комплексы советских межконтинентальных баллистических ракет 8К-64. Отныне в случае ядерного конфликта США и СССР могли гарантированно уничтожить друг друга.

«Пражская весна»: американские танки в Чехословакии

5 января 1968 года к власти в Чехословакии пришел Дубчек, и начался период демократических реформ и преобразований в стране. Этот период либерализации и построения «социализма с человеческим лицом» получил название «Пражская весна». Наконец, у руководства Советского Союза не выдержали нервы (слишком уж «дурной» пример подавали чехи советским гражданам и прочим обитателям соцлагеря), и 21 августа 1968 года в Чехословакию вторглись войска СССР и других стран Варшавского договора. «Пражская весна» закончилась, началось возвращение к прежним порядкам.

Одним из поводов к вторжению послужила информация об американских танках, находящихся в Чехословакии: мол, «мы теряем страну, войска НАТО уже там, надо действовать решительно». Советская пропаганда часто использовала прием: «Если бы мы не ввели войска в [название страны], то там бы через пару часов/дней/лет были танки НАТО». Но, как ни удивительно, в 1968 году в Чехословакии были американские танки.

Дело в том, что американцы снимали фильм «Ремагенский мост» - о боях за рейнские мосты в конце Второй мировой войны. Власти ФРГ снимать на Рейне не разрешили из-за интенсивного судоходства. Тут неожиданно разрешение на съемки дала Чехословакия, на короткое время открывшаяся миру во время «Пражской весны». Тогда-то и появились в стране американские танки. Правда, в мизерном количестве и времен Второй мировой. А американских солдат (да и немецких тоже) играли чешские статисты.

Советскому руководству спецслужбы показали фотографии с места съемок, что еще больше утвердило его в правильности решения о вторжении. В КГБ знали, что никаких войск НАТО в Чехословакии нет. Но кого это волнует? Сработало же!

Когда к концу съемок фильма в Чехословакию вторглись советские войска, съемочная группа вынуждена была в спешном порядке уезжать на такси в Австрию и Италию.

Большинство коммунистов - на стороне США

В это трудно поверить, но во время холодной войны в какой-то момент на стороне США коммунистов стало куда больше, чем на стороне СССР.

Развенчание Хрущевым культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 году вызвало недовольство Мао Цзэдуна. Произошел раскол в советско-китайских отношениях, кульминацией которого стал пограничный конфликт на острове Даманский в 1969 году.

Расколом между двумя коммунистическими гигантами воспользовались США. В 1971 году Китай посетил советник по национальной безопасности США Киссинджер, а в 1972 году состоялся визит президента Никсона. Эти визиты, дополненные «пинг-понговой дипломатией» (встречи китайских и американских игроков в настольный теннис), привели фактически к дружбе США и Китая против СССР.

Так на стороне Соединенных Штатов оказался 870-миллионный коммунистический Китай - это было больше, чем СССР со всеми своими союзниками и сателлитами.

учитель истории Ленинского филиала МБОУ «Новопокровская СОШ» Мордовского района Тамбовской области.

Урок с элементами технологии проблемного обучения

в 11 классе по Новейшей истории.

(УМК: учебник «Всеобщая история. Новейшая история. А.А. Улунян, Е. Ю. Сергеев, под редакцией А.О. Чубарьяна, 11 кл., М. изд. «Просвещение», 2010 г.;

«История России XX -нач. ХХI века» Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. М. изд. «Русское слово», 2012 г.)

Оборудование: экран, проектор, ноутбуки-6 (папки с документами), историческая карта «Внешняя политика СССР после Второй мировой войны», учебник, тетрадь.

Тема урока:

«Холодная война»: случайность или закономерность?

Кто прав? Кто виноват?

Цели урока:

  1. Усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
  2. Развивать мыслительные навыки: анализировать исторические события; аргументировано доказывать свою точку зрения, определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны» на основе представленных документов;
  3. Развивать умения у обучающихся работать с различными источниками информации, критически анализировать их, делать аргументированные выводы;
  4. Формировать логичность мышления, способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).

Опорные знания по теме:

Понятия: «холодная война», «железный занавес», локальные войны, социалистический и капиталистический лагерь, «план Маршалла», «доктрина Трумэна», СЭВ, НАТО, ООН.

Имена: И.В. Сталин, В.М. Молотов, Г. Трумэн, У. Черчилль, Дж. Маршалл, А.А. Жданов.

1947 г . – создание Коминформбюро .

1948-1949 гг.– первый Берлинский кризис.

1949 г . – создание Организации Североатлантического договора (НАТО).

1949 г . - создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

1951 – 1953 гг. – война в Корее.

Фрагмент урока по изучению нового материала.

Вступительное слово учителя.

Ряд вопросов в исторической науке до сих пор является дискуссионным. Мы сегодня поговорим на одну из таких тем. Я предлагаю вам самим сформулировать тему сегодняшнего урока.

Прежде чем мы ее назовем, я прошу сосредоточить свое внимание на тех иллюстрациях, которые я вам сейчас покажу на экране . Постарайтесь их рассмотреть и по возможности прокомментировать. Вспомните материал прошлого урока и ранее изученный материал 9 класса.

Внимание на экран!

  • Флаги США и СССР;
  • Плакат «Бегущие люди: на груди надписи СССР и США». Какое-то соревнование, соперничество Советского Союза и Америки.
  • Земной шар, ракеты и флаги США и СССР. Скорее всего, это означает тоже самое, что и вторая иллюстрация: соперничество, противостояние двух сверхдержав с накоплением оружия массового уничтожения. Мы здесь видим, что ракеты направлены друг на друга.
  • Здесь изображены политические лидеры трех государств: Америки- президент Джон Кеннеди, Куба- Фидель Кастро, СССР- Н.С. Хрущев.

Это скорее всего, Карибский кризис, когда было напряженное противостояние между Советским Союзом и Соединенными Штатами в октябре 1962 года. Тогда СССР разместил на острове Куба военные части, технику, вооружение и ядерное оружие.

  • Стена, граница. «Железный занавес».

Это такое политическое клише, которое означает информационный, политический барьер, возведенный в 1919- 1920 –х годах, на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада. Окончательно железный занавес стал рассыпаться к концу 1980-х годов вследствие политики гласности и открытости, проводившейся в СССР и восточноевропейских странах. Символом окончательного падения железного занавеса стало разрушение Берлинской стены.

Официальной датой завершения политики железного занавеса стало 20 мая 1991 года, когда был принят закон «О порядке выезда из СССР»,

  • Президент США Гарри Трумэн; и Гос секретарь США Джордж Маршалл.

Что известно вам о них?

«Доктрина Трумэна» - сдерживание коммунизма; «План Маршалла»- программа помощи Европе после Второй Мировой войны.

Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, о каком историческом событии сегодня пойдет наш разговор?

-Эти иллюстрации можно объединить одним общим понятием – «Холодная война».

Назовите, пожалуйста, ключевые слова, фразы, ассоциирующиеся с понятием - «холодная война». Давайте составим коллективную «корзину ассоциаций» и проанализируем, что же мы знаем об этом событии.

(Ребята говорят)

  • Конфронтация, противостояние, противоречие капиталистической и социалистической систем, идеологии;
  • соперничество, гонка вооружений,
  • биполярность мира,
  • Карибский кризис 1962 года,
  • Доктрина Трумэна, план Маршалла;
  • отсутствие прямых военных действий, поэтому не «горячая», а «холодная»
  • «Железный занавес»…

Что такое «холодная война», ее предпосылки, когда она началась и кто ее «виновники»? На уроке нам предстоит разобраться в её истоках и сущности, поставить себя на место западных и советских историков той эпохи, и с позиции сегодняшнего дня попытаться решить поставленные проблемы.

«Холодная война» -?

Вспомним, какую войну называют «холодной»?

(словарь по новейшей истории-стр. 307)

В современной исторической науке принято толковать термин «холодная война» как состояние экономической, идеологической и полувоенной конфронтации между двумя системами. При этом следует иметь ввиду, наличие у противоборствующих сторон оружия массового поражения, применение которого могло бы уничтожить человеческую цивилизацию. 5 марта 1946 год- 26 декабря 1991 год.

Так же как и другое явление в истории - ВОЙНА не может возникнуть на пустом месте, ниоткуда.

Для этого необходимы определенные условия. Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

Любая война есть непонимание.

Английский писатель, историк Т. Карлейль

Каковы были истоки «Холодной войны», почему она началась после второй мировой войны?

(видео о планах Великобритании)

Выводы по видео:

После второй мировой войны пол-Европы оказалось в зоне влияния СССР, там возникали просоветские режимы…. СССР после Победы стремился окружить себя поясом дружественных государств.

Я просила подготовить краткий обзор исторической ситуации после Второй мировой войны - Иванова Виталия.

Послушайте, каковы были внешнеполитические цели США и СССР после Второй мировой войны?

  • (работа с исторической картой-показать государства и коротко-события)

Германия - можно сказать, что она исчезла на время с карты мира как суверенное государство. До 1949 года- когда произошло создание ФРГ и ГДР (под влиянием СССР)

Великобритания после Второй Мировой войны вышла существенно ослабленной. Просто разваливалась на глазах: у них начался хозяйственный кризис, национально- освободительное движение в колониях. Она финансово зависела от США. Они стали проводить политику, направленную на создание «особых отношений с США»

Больше всего из наших союзников пострадала Франция . Там внутри страны началась борьба левых, правых партий, коммунистов. Наблюдается соперничество между Францией и Великобританией.

В США : тоже произошли значительные изменения. И военный, и экономический потенциал увеличился, т.к. экономика меньше пострадала. Это позволяло им претендовать на ведущую роль. Они начали интервенцию во Вьетнам, Лаос.

СССР : после войны мы показали военно- политическую мощь, укрепился престиж в мире, усиливали свое влияние коммунистические партии в странах Восточной Европы.

Под нашим контролем была Финляндия, сложные отношения с Венгрией, Чехословакией.

СССР в 1946–1947 усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море, что могло быть прелюдией к захвату страны.

Учитель: В этих условиях Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма. «Холодная война» началась.

И США, и СССР негативно относились к усилению позиций в том или ином регионе мира каждой из сторон.

Понятна тревога и США, и СССР о дальнейшем расширении своих сфер влияния.

Нам сегодня предстоит поговорить о том, является ли

«Холодная война»: случайностью или закономерностью?

Кто виноват в ее развязывании?

На этот проблемный вопрос мы и постараемся сегодня ответить.

А теперь на основе ваших опорных знаний по данной теме, моего рассказа и текста учебника, давайте осмыслим нашу «корзину ассоциаций», которая поможет нам разобраться в сущности рассматриваемого вопроса

  • Советский союз освобождал Европу от немецкой оккупации, одновременно восстанавливал свое разрушенное хозяйство и оказывал безвозмездную материальную помощь европейским странам.
  • Советский Союз стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением данного статуса стало участие СССР в создании ООН (26 июня 1945 г.),
  • Определено было и наше место: мы были одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности. По этому поводу нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов в феврале 1946 г. заявил: « Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР».
  • Но уже к концу войны отношения между союзниками стали меняться. В годы войны значительно возросло могущество США, они превратились в международного кредитора, от которого экономически зависели многие страны. Но возросший авторитет СССР становился препятствием для внешнеполитических планов США.

Вот это состояние мира, образовавшееся после войны, (о котором мы с вами сейчас начали говорить) быстрее других осознал английский политик, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951- 1955 годах Уинстон Черчиль.

Я предлагаю вам обратиться к документальной хронике «Речь Черчиля в Фултоне» 5 марта 1946 г.

Прослушайте и сделайте выводы. Напоминаю, это слова премьер- министра Великобритании - бывшего союзника СССР по антигитлеровской коалиции, которую он произнёс 5 марта 1946 г., то есть уже через полгода после окончания второй мировой войны!

(видео)

Ваши комментарии?

Ответ ученика может быть таким:

Бывший премьер-министр Великобритании в своей речи 5 марта 1946 г. обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Здесь звучит призыв к борьбе с коммунизмом. Это могло послужить началом к развязыванию «Холодной войны».

Учитель: Действительно, эта речь дала толчок к началу новой войны – «холодной», которая определила биполярность мира на предстоящие десятилетия.

Казалось бы, после победы над государствами-агрессорами во Второй мировой войне у человечества появились все основания надеяться на долгую и мирную жизнь.

Однако противостояние капиталистической и социалистической систем вылилось в иную войну- «холодную», войну без прямого столкновения армий, даже без разрыва дипломатических отношений.

Главной особенностью Холодной войны была гонка вооружений между государствами - членами Варшавского договора и НАТО. Несмотря на свою разорительность, она привела к существенным научным открытиям во многих технологических и военных областях.

Сообщение о гонке вооружений (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

  • РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ:

А сейчас я предлагаю вам поработать с документами: (созданы папки с документами в ноутбуках на рабочих столах)

  • речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1946 г;
  • воспоминания В.М. Молотова;
  • речь Дж. Маршалла 5 июня 1947 г.;
  • доклад Берия и Курчатова на имя Сталина.

«Холодная война»: случайность или закономерность?

Кто виноват в ее развязывании? Попробуем выяснить это на основании тех данных, что у нас имеются.

Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Я вам предлагаю выяснить: кто прав, кто виноват?

Я предлагаю одной группе выступить в роли западных историков, другой - в роли советских. (группа по 6 человек).

Составьте хронологию, факты, события, которые способствовали развязыванию войны со стороны обеих государств.

Определите свою позицию к виновникам развязывания «Холодной войны». Выскажите свое мнение, аргументируя его.

Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. На подготовку- 2 мин.

  1. советские историки, доказывающие вину США – 1 группа.

Американские историки, доказывающие вину СССР- 2 группа

Итак, перед вами хронология (аргументы) развёртывания «Холодной войны» со стороны обеих государств. К какому выводу мы можем прийти?

И СССР, и США внесли свой вклад в развязывание «холодной войны » и несут свою долю ответственности.

Однако инициатива принадлежала США (видеохроника, документы и стр. 13 учебника).

Какие выводы мы можем сегодня сделать для себя, чтобы не повторить ошибок прошлого?

  • Конфликты надо решать мирным способом; (Накапливать опыт мирного разрешения конфликтов)
  • Учиться на ошибках предшествующих поколений;
  • Быть толерантными, терпимыми.
  • Да и вообще, в любой ситуации оставаться человеком.

ВЫВОД:

Пережившие страдания, лишения, горечь утраты близких, люди в десятках стран мира, мечтали, чтобы закончившаяся Вторая Мировая война была последней в истории человечества. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Отношения между державами – победительницами стремительно ухудшались. Их соперничество, названное «холодной войной» привело к гонке вооружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира, росту числа локальных конфликтов и созданию системы военных союзов. Полемика о причинах, мотивах и характере «холодной войны» до сих пор не прекращается. Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава - США, стремящаяся усилить свое влияние в мире. И возвращаясь к эпиграфу нашего урока: «Любая война есть непонимание». Ясно одно, что вы, молодое поколение, не должны больше допустить повторения подобного. Благополучие нашей планеты Земля зависит от общих усилий всего человечества. Призываю вас быть толерантными, гибкими, мудрыми!

Предлагаю выразить своё отношение к изученному событию:

На экране вы видите мое утверждение, что “Холодная война” продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение .

Работу по данной теме мы с вами продолжим на следующем уроке.

Ребята, вам - спасибо за работу!

Гостям - спасибо за внимание!

Приложение.

Правила ведения дискуссий

  1. Внимательно выслушай мнение оппонента,
  2. Не перебивай выступающих,
  3. Стремись понять точку зрения оппонента,
  4. В выступлении не допускай оскорблений унижений человеческого достоинства оппонента,
  5. Излагай мысль точно и кратко,
  6. Помни, что время выступления регламентировано.

Памятка №1.

1. Аргументированно докажите вину СССР в развязывании «Х.в.», для этого подберите факты подтверждающие:

Экспансию социализма после войны в станах Восточной Европы.

Использование идеологического давления на страны «народной демократии» (через СЭВ и Информбюро)

Участие СССР в одной из сторон в региональных конфликтах

Вмешательство в проблему гос.устройства Германии.

Попытку укрепить позицию в странах «3 мира».

2. Использование в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют, учитывая вышеназванное и т.д.

3. Сделай вывод: Кто виноват.

Памятка №2.

1. Аргументированно доказать вину стран Запада (США, Великобритания) в развязывании «Х.в.» для доказательства используйте следующие факты:

Идеологическое давление на ООН

Нарушение прежних договоренностей с СССР

План Маршалла

Создание военно-политических союзов

Ядерный шантаж (план Дропшота, план «Баруха»)

Вмешательство во внутренние дела Германии.

2. Используйте в своем выступлении словосочетаний: проведя экспертный анализ, следует учесть, неоспоримо доказательство, данные факты свидетельствуют, учитывая вышеназванное и т.д.

3. Сделайте вывод: Кто виноват.

4. Подготовить выступление на 2-3 минуты.

Свидетельство №1

Из мемуаров бывшего замминистра иностранных дел А. А. Громыко.

«На лондонской сессии министров иностранных дел советская делегация высказалась за то, чтобы СССР передали опеку на Триполитанией. Во время дебатов Молотов ушел из зала заседаний с намерением прервать свое участие в нем, чтобы склонить присутствующих к решению вопроса в пользу СССР.

Из ноты совет.правительства правительству Турции, 7 августа 1946 г. « Совет. правительство предлагает Турции совместно организовать оборону проливов Босфор и Дарданеллы.»

Свидетельство № 2.

Отрывок из речи Черчилля в Фултоне, 1946 г.

Старая доктрина равновесия сил теперь непригодна. Мы не можем позволить себе – насколько это в наших силах – действовать с позиций малого перевеса.

Если население Британского Содружества и Соединенных Штатов будет действовать совместно, то будет исключен тот неспокойный, неустойчивый баланс сил. Напротив, будет совершенная уверенность в безопасности.

Если силы Британии объединятся с силами США в братском союзе, то откроются широкие пути в будущее.

Свидетельство № 3.

1946 г. в комиссии ООН по атомной энергии СССР предложил:

1) Не применять ядерное оружие,

3) Уничтожить в трехмесячный срок весь запас произведенной продукции ядерного оружия.

Задание: аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны»

Для доказательства используйте следующие факты:


  • речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне;

  • доктрина Трумэна;

  • план Маршалла;

  • ядерный шантаж;

  • Из статьи Л.Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»;

  • Мнение американского историка Дж.Геддиса;

  • Из статьи западногерманского историка Б.Грайнера.
Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват?» в колонку «Страны Запада»:

«Кто виноват?»


Страны запада

СССР

Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»: «Холодная война» разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 процентов» (выражение г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».

Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «же­лезная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Бу­дапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увели­чивающемуся контролю Москвы... За исключением Бри­танского Содружества наций и США, где коммунизм на­ходится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
Если население Содружества наций, говорящих на анг­лийском языке, добавить к США и учесть, что будет озна­чать подобное сотрудничество на море, в воздухе в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Совет­ская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безгра­ничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...».

^ Документ. 5 января 1946г. новый президент США Г.Трумен гос. секретарю Дж. Бирнсу:

«Русским нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».

«… США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными».

Широко известно высказывание Гарри Трумэна : «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях» («New York Times», 24.06.1941). Америка не опасалась военной угрозы со стороны СССР [ . Угрозой была потеря потенциальных рынков для нагнавшей темпы за войну американской промышленности: прежде всего - рынка европейского, а за ним - и рынков в периферийных странах, освобождающихся от колониальной зависимости.

^ Документ. Из директивы Совета национальной

Наши основные цели в отношении России:

А) свести мощь и влияние Москвы до пределом, в которых она не будет более представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

Б) в корне изменить теорию и практику международных отношений, которых поддерживается правительство, стоящее у власти в России;

В) речь идет прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящими вне его контроля…

Г) война начнется до 1апареля 1949г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно.

^ Доктрина Алена Даллеса, директора ЦРУ.
Директива ЦРУ США 1945 г.
Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей.
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить... Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания...
Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отчуждим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, расследованием (исследованием), что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.
Литература, театры, кино, пресса - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства, мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху, незаметно, но активно и постоянно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности, бюрократизм и волокиту возведем в добродетель. Честность и порядочность будем осмеивать - они никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества...
Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Сделаем из них циников, пошляков, космополитов...

^ Из статьи западногерманского историка Б. Грайнера
В Вашингтоне имелась группа, коей было совершенно безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это - разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 г. они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948-1949 гг., к примеру, считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бом­бами его 70 городов и индустриальных центров. С маниа­кальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954 г. командование стратегических ВВС видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось об­рушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение двух (!) часов превратить его в «дымящиеся радиоактивные руины». Заметим, что по этому сценарию США никак не пострадали бы.

Задание: аргументировано докажите вину СССР за развязывание «холодной войны».

Подберите факты, подтверждающие:

а) экспансию СССР после войны:

объясните понятие «экспансия» (словарь);

покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта);

на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны;

подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;

б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

испытание и усовершенствование ядерного оружия;

в) Практика усиления идеологической борьбы:


  • создание Коминформа;

  • доктрина Жданова;

  • цель Коминформа.
2) Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват?» в колонку

«Кто виноват?»


Страны запада

СССР

^ Документ. Из воспоминаний В.М.Молотова:

«…Сталин рассуждал так: Первая мировая война вырвала одну страну из социального рабства. Вторая мировая создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом».

«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы!

Сталин: « Давай, нажимай в порядке совместного владения».

Я ему: « Не дадут!» - «А ты, попробуй!»

Понадобилась нам Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!.. Аргументировать было трудно.

На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу».

«В тоже время Азербайджан претендовал – увеличить их республику за счет ^ Ирана почти в 2 раза. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка кроме этого попробовать район, примыкающий к Батуми , потому что в этом турецком районе было когда-то грузинское население. И армянам хотели Арарат отдать. Выступать с такими требованиями тогда было трудно…Но попугать – попугали крепко».

^ Доктрина А. Жданова : мир разделен на два лагеря - «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

1947 год. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) - организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу

^ Мнение американского историка Дж. Геддиса
Но, признавая за Западом частичную ответственность за «холодную войну» как результат упомянутых ошибок, мы не должны упускать из виду и ошибки, допущенные советской стороной, а это неизбежно вновь приводит нас к вопросу, а Сталине и созданной им политической системе. Сталин, мягко говоря, не страдал чрезмерной доверчивостью, и дни, когда «культ личности» находился в зените, эта черта его характера не могла не отразиться на советской дипломатии, У Запада были законные основания для тревоги, когда Сталин после июня 1941 г. настаивал на сохранении контроля над территориями, приобретенными им в результате пакта 1939 г. с нацистской Германией. У Запада были основания для тревоги, когда свободные выборы в Польше, обещанные Сталиным на Ялтинской конференции, так и не состоялись. У Запада были основания для тревоги, когда в 1945 г. комму­нистические партии по всей Европе внезапно отказались от линии на сотрудничество с Западом, которой они придержи­вались во время войны.

в) запиши признаки в схему;

Вариант 1.

Вариант 2.

Схема

 «ХВ» 

«холодная война» -

Задание: выяснить понятие «холодной войны» («ХВ»), ее существенные признаки.

а) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «ХВ»;

б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «ХВ»;

в) запиши признаки в схему;

г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «ХВ» и запишите

(оно должно быть кратким, отражающим суть «холодной войны»)

Вариант 1.

«Холодная война» - это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны

Готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как

Противника, соперничали во всех регионах и во всех видах

Вариант 2.

«Холодная война» - это идейно-политическое противостояние между

Бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением

Мира на военно-политические блоки, ведением

Пропагандистской идеологической войны, активным участием в

Боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.