Биографии Характеристики Анализ

Кто такие варяги? Норманская теория. К вопросу о происхождении варягов Кто такие Варяги

Которые наводят ужас на местное население. Так как викинги в основном являлись выходцами из скандинавских стран, особенно из Дании, то после близкого с ними знакомства, их стали называть данами. История говорит, что примерно в то же время на исконно славянских землях начали появляться варяги, которых в настоящее время принято считать теми же викингами.

Если тщательно проанализировать все дошедшие до нас документы, касающиеся появления и призвания варягов на Руси, можно заметить странную нестыковку. Если викингов в той же Европе ненавидели, то среди славян к варягам относились, как правило, уважительно. Это вызывает большие сомнения в достоверности версии о том, что варяг – это тот же викинг.

Появление варягов на Руси

Первые упоминания о варягах встречаются ещё в Повести временных лет. Представители этого народа появились в славянских землях примерно с 9 века. Как правило, в то время варяги были богатыми торговцами, которые в огромных количествах приходили на Русь. В крупных славянских городах этих торговцев было столько, что они образовывали крупные общины, которые часто преобладали даже над местным населением.

После того, как в 10-11 веках русские князья начали усиленно призывать к себе на службу варяжские дружины, количество этих чужеземцем ещё более увеличилось. Дошло до того, что Новгород, исконно считавшийся славянским городом, после массового призвания варягов, стал считаться варяжским городом. Огромное количество варяжских торговцев и наёмников неоднократно фиксировалось и в древних киевских документах.

Даже один из первых походов дружин князей Аскольда и Дира на Царьград стал возможен благодаря собранному в Киеве варяжскому ополчению. Кстати, по легендам, даже столица Руси была основана именно варягами. Культ Перуна, который являлся главным богом варягов, служит подтверждением этих преданий.

Упоминания о варягах в древней европейской истории

При анализе редких сохранившихся источников Европы времён раннего средневековья можно найти упоминания о варягах, датируемые началом 9 века. Исследуя эти документы, можно видеть, что варяги приходили в Европу с территории славян ещё задолго до призвания варягов на княжение в Новгород.

Например, в 839 году в Константинополь прибыли посланцы от народа, называемого русью. После решения своих вопросов, они были отправлены вместе с византийским посольством в Германию, где встретились с Людовиком Благочестивым. Немецкие источники явно указывают на шведское происхождение славянского посольства, что намекает о том, что послы являлись чистокровными варягами.

Примерно в то же время варяги упоминаются и в арабских источниках. Восточные летописцы достаточно подробно описали военные походы Руси на берега Чёрного моря. Те же воины, которые нападали на побережья, часто приезжали на Восток по торговым делам. В начале 10 века варяги настолько освоились в Чёрном море, что в византийских документах оно часто называется «русским», так как кроме варягов в нём практически никто больше так массово не плавал.

Секрет происхождения варягов и Руси

Древнерусские варяги, скорее всего, не являлись славянами. Это было какое-то родственное скандинавам племя. Если опять обратиться к Повести временных лет, то там под варягами понимаются все германские народы, такие как:

  • Нореги;
  • Даны;
  • Готы;
  • Англы и так далее.

Скорее всего, варягами назывались племена, которые жили на южных и северных побережьях Варяжского (Балтийского) моря. В 11 веке византийцы называли варягами наёмников, которые служили в качестве личной гвардии императора.

Что касается происхождения, то по одной из версий считается, что варяги – это искажённое слово «варанг», происхождение которого до конца не ясно. Это слово употреблялось в древнем скандинавском языке.

По другой версии, которая тоже не подтверждена, первые варяги были названы так от того, что они почитали волка своим покровителем. Причём это название было дано им другими народами. Варг – это чудовищный волк Фенрир из скандинавской мифологии. Варгами также назывались и его сыновья – Сколь и Хати. Получается, что варяги – это дети варгов. В отличие от славянских народов, которые относились к лесному волку, как к вору, скандинавы почитали полярных волков, которые были значительно крупнее лесных.

О неславянском происхождении варягов говорят и немецкие источники 11 века, повествующие о польском походе на русские земли. Немецкие воины рассказывали летописцам, что на Руси множество людей, которые являются данами. Можно быть уверенными, что немцы точно не перепутали бы своих соплеменников данов с другими народами. Кроме того, в Швеции часто находят древние могильные камни, на которых имеется информация о военных морских путешествиях на славянские земли.

Наиболее распространённые древние скандинавские источники и саги, которые можно сравнивать с русскими летописями о варягах, прямо указывают на то, что скандинавы часто ходили на Гардарику. Интересно то, что Гардарикой, то есть «царством городов» саги называют древнюю Русь. Это косвенно указывает на то, что большие торговые славянские города закладывались именно варягами.

Кроме того, все легенды о призвании варягов на Русь утверждают, что именно они основали государство, именуемое Русью. Первый варяг, призванный на княжение со своей дружиной и братьями Синеусом и Трувором, известен всем под именем Рюрика. Если сравнить это имя со скандинавскими источниками, то становится ясно, что это никто иной, как Хрёрек. Другие русские князья тоже имеют искажённые скандинавские имена:

  • Трувор – это Thorvardr;
  • Олег – Helgi;
  • Ольга – Helga;
  • Оскольд – Hoskuldr;
  • Дир – Dyri.

В 10 веке все арабские и византийские летописи о варягах чётко разграничивали такие два народа, как славяне и варяги. А название Русь изначально обозначало не государство, а отдельный воинственный народ, который господствовал над славянами. Да и битвы первых русских князей с древлянами и прочими коренными славянами косвенно указывают на то, что это совершенно разные народы.

Образование правящей военно-торговой элиты в стране

Именно варяги, которые имели скандинавское происхождение и стали основой для зарождения военно-торгового класса в крупных славянских городах. Хотя многие авторы часто ассоциируют варягов с викингами, это совершенно разные понятия. Викинги – это союз воинов, состоящий из представителей разных народов. По своей сути – это прообраз Запорожской Сечи, то есть огромный разбойничий ветреп. Максимум, что только могли сделать викинги полезного для других – это наняться на службу в качестве наёмников или охранников.

В битвах воины Норвегии проявили себя лучшими бойцами своего времени, а вот что касается честности, то норманны и норвежцы прославились как коварные и бесчестные противники. Часто ради выгоды, скандинавские воины, служившие князю, могли отказаться драться или даже напасть на своего работодателя.

Варяги, пришедшие с берегов Балтийского моря, не вызывали у славян негативного отношения, так как они торговали в основном честно. Богатые купцы, которые были вооружены до зубов и умели прекрасно обращаться с оружием, как правило закупались на Руси мехами, после чего отправлялись в далёкую Византию, чтобы выгодно продать свои товары. С византийских рынков на Русь шли ткани, пряности, одежда, обувь и другие товары.

Кроме того, в сохранившихся преданиях и легендах, выходцы с русского моря, которое называлось в то время Варяжским, часто фигурировали как смелые разбойники. Множество сказаний об удалых купцах, которые в дороге не гнушались ограбить или даже убить купца-иноземца, прекрасно характеризуют варягов. О том, что именно варяги занимались торговлей, свидетельствуют некоторые сохранившиеся в русском лексиконе слова. Варягом в императорской России часто называли мелкого торговца, а выражение «варяжить» означало заниматься мелким торгом.

Часто боевые дружины варягов прикидывались торговыми караванами, при этом ни у кого не вызывало подозрений, что варяжские купцы вооружены до зубов. Вот несколько исторических фактов, которые подтверждают это:

  • Князь Олег смог выманить Аскольда и Дира из Киева, прикинувшись богатым купцом с охраной;
  • Великий скандинавский герой Святой Олаф, который долгие годы служил Великому князю Владимиру Святославовичу, при возвращении на родину тоже прикинулся купцом.

Как пишут новгородские летописцы, свой путь варяги начинали с наёмников и охранников торговых караванов, а разбогатев, сами становились купцами. Таким образом именно варяги образовали класс купцов-воинов, которые развивали торговлю на Руси.

Установление варяжского владычества на Руси

Если верить старинным источникам, варяги после образования в городах торговых вооружённых кланов, начал постепенно захватывать власть в свои руки. Со временем города, которые управлялись варяжскими князьями, превратились в мощные вооружённые пункты, вокруг которых группировалось местное население. Так как до этого славяне находились под игом хазар и платили им дань, самовольный захват власти варягами расценивался местным населением, чуть ли не как избавление.

Варяжские князья, в отличие от жадных хазар, не грабили местных жителей. Повесть временных лет рассказывает, что князья Аскольд и Дир, подойдя к Киеву, и узнав, что местные жители платят дань хазарам, остались в нём править. Затем они набрали сильное войско, состоящее преимущественно из соплеменников, и стали захватывать близлежащие полянские городки. Вскоре все эти земли признали власть варяжских князей.

Князь Олег, который захватил власть в Киеве, призвал всех окрестных варягов и местных полян к оружию, приступил к дальнейшему расширению сферы влияния. Так ему удалось подчинить смоленских кривичей. Местные жители особо не сопротивлялись, хотя те же древляне долго не желали подчиняться варягам.

Образование варяжских княжеств

Постепенно варяжская власть на Руси значительно укрепилась. Пришельцы стали ассимилироваться с местным населением, так как почти все они брали жён и наложниц среди славян. Захват власти в крупных городах проходил внезапно. Сначала варяги отгораживали свой торговый двор от любопытных глаз, и начинали копить оружие и силы. В один прекрасный момент купцы превращались в воинов, и смещали или убивали местное руководство. Для решения подобного вопроса, варягам достаточно было одной сильной дружины.

Естественно, что такое положение вещей не нравилось киевским князьям, которые постепенно начали считать себя коренными славянами. Это положило начало княжеским междоусобицам, которые терзали русские земли на протяжении многих веков. В борьбе друг с другом, князья не гнушались приглашать не только наёмные варяжские дружины, но и викингов-скандинавов.

Правда скандинавы не упускали своей выгоды, и часто в самый ответственный момент могли переметнуться на сторону противника или убить своего нанимателя. Тем не менее, часто эти методы оказывались довольно эффективными. Например, князь Владимир, который прославился тем, что крестил Русь, призвал из-за моря огромное количество варягов и викингов. С их помощью он хотел одолеть своего брата Ярополка, который был киевским князем.

Нельзя сказать, что Владимир не знал нрава скандинавов, так как он был женат на дочери одного из знаменитых в то время ярлов. Но даже Владимир едва не попал в западню, когда привлечённые рассказами о несметных богатствах Киева, викинги потребовали отдать им город на разграбление. «Город наш, и мы желаем взять откуп, а не желаешь, тогда сами возьмём!», — такими словами ответили они князю. Оставив только свою варяжскую дружину и викингов своего тестя, Владимир отправил остальных жадных скандинавов на службу в Царьград.

Некоторые из наиболее умных варяжских князей не только захватывали города, но и образовывали целые княжества. В 9 веке на Руси их было несколько:

  • Самым известным стало Новгородское княжество Рюрика (он же Хрёрек ярл);
  • На Белом озере обосновался князь Синеус;
  • В Изборске княжил Трувор;
  • Аскольд – в Киеве.

В 10 веке появилось Полоцкое и Туровское княжества. Можно сказать точно, что подобных княжеств было значительно больше, но в летописях они никак не отметились. С усилением власти киевских князей другие варяжские княжества постепенно потеряли свою власть и вошли в состав Киевской Руси.

). Если по древнерусским источникам варяги представляли собой наёмников «из-за моря» (с берегов Балтики), то византийцы вносят в название явный этнический оттенок с размытой географической локализацией этого этноса. Скандинавские источники заимствуют понятие варягов от византийцев, хотя большинство версий этимологии слова варяги исходит из германских языков.

Следует также отметить, что в рассказе о призвании варягов в «Повести временных лет» существует перечисление варяжских народов, в числе которых наряду с русью (предполагаемым племенем Рюрика) оказываются свеи (шведы), норманны (норвежцы), англы (датчане) и готы (готландцы): Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. . Обращает на себя внимание и перечисление тех же народов вместе с варягами в списке потомков Иафета: Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ,русь, аглянѣ…

В современной историографии наиболее часто отождествляют варягов как скандинавских «викингов», то есть варяги - славянское наименование викингов. Существуют иные версии этнической принадлежности варягов - как финнов , пруссов , балтийских славян и варяги «руського» (то есть соляного) промысла Южного Приильменья .

Под «варяжским вопросом» принято понимать совокупность проблем:

  • этническая принадлежность варягов в целом и народа русь как одного из варяжских племён;
  • роль варягов в развитии восточнославянской государственности;
  • значение варягов для формирования древнерусского этноса;
  • этимология этнонима «русь».

Попытки разрешения сугубо исторической проблемы часто политизировались и привязывались к национально-патриотическому вопросу. С ответом на вопрос, какой народ принёс восточным славянам правящую династию и передал своё название - славянский (восточные, западные или балтийские славяне (бодричи)) или германский - оппоненты могли связывать ту или иную политическую заинтересованность исследователя. В XVIII-XIX веках «германская» версия («норманизм ») полемически увязывалась с превосходством германской расы. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если не подтверждали образования Руси без участия скандинавов или славян-бодричей.

Данные по варягам довольно скупы, несмотря на частое их упоминание в источниках, что позволяет исследователям строить различные гипотезы с упором на доказательство своей точки зрения. Данная статья полно излагает известные исторические факты, связанные с варягами, без углубления в решение варяжского вопроса.

Этимология

Ретроспективно русские летописцы конца XI века относили варягов к середине IX века («призвание варягов »). В исландских сагах варяги (væringjar ) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века . Византийский хронист 2-й половины XI века Скилица впервые сообщает о варягах (варангах) при описании событий 1034 года , когда варяжский отряд находился в Малой Азии. Понятие варяги также зафиксировано в сочинении учёного из древнего Хорезма Аль-Бируни ( г.): «От [океана] отделяется большой залив на севере у саклабов [славян] и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу. » Аль-Бируни узнал о варягах скорее всего через волжских болгар от славян, так как только последние называли Балтику Варяжским морем . Также одно из первых синхронных упоминаний варягов относится ко времени правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054) в «Русской Правде» , где выделялся их правовой статус на Руси.

  • Известный специалист по Византии В. Г. Васильевский , собрав обширный эпиграфический материал по истории варягов, отметил сложности в разрешение загадки происхождения термина варяги :

"Тогда нужно будет принять, что имя варангов образовалось в Греции совершенно независимо от русского «варяги» и перешло не из Руси в Византию, а наоборот, и что наша первоначальная летопись современную ей терминологию XI и XII веков перенесла неправильным образом в предыдущие столетия. … Пока гораздо проще предполагать, что сами Русские, служившие в Византии, называли себя Варягами, принеся с собою этот термин из Киева, и что так стали называть их те Греки, которые прежде всего и особенно близко с ними познакомились. "

  • Австриец Герберштейн , будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века , одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов:

…поскольку сами они называют Варяжским морем Балтийское… то я думал было, что вследствие близости князьями у них были шведы, датчане или пруссы. Однако с Любеком и Голштинским герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия, так что, как полагают, Балтийское море и получило название от этой Вагрии ; так как … вандалы тогда не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими язык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них и верой, и обычаями, и языком.

По предположению Герберштейна, «варяги» - есть искажённое на Руси именование славян-вагров, причём он следует распространённому в средние века мнению, что вандалы были славянами.

Варяги на Руси

Варяги-русь

В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей, «Повести временных лет» (ПВЛ), варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь , названном так по имени варяжского племени русь . Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века , но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.

Когда, согласно летописной версии, союз славяно-финских племён решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие [народы] называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. […] И от тех варягов прозвалась Русская земля. »

В западноевропейских источниках X века имеются не всегда ясные упоминания о Рутении, находящейся на балтийском поморье . В Житиях Оттона Бамбергского, написанных спутниками епископа Эбоном и Гербордом, имеется много сведений о языческой «Рутении», граничащей на востоке с Польшей, и о «Рутении», примыкающей к Дании и Поморью . Говорится, что эта вторая Рутения должна находиться во власти архиепископа датского. В тексте Герборда описывается смешение восточных и балтийских рутенов:

«С одной стороны на Польшу нападали чехи, моравляне, угры, с другой - дикий и жестокий народ рутенов, которые, опираясь на помощь флавов, пруссов и поморян , очень долго сопротивлялись польскому оружию, но после многих понесённых поражений принуждены были вместе со своим князем просить мира. Мир был скреплён браком Болеслава с дочерью русского короля Святополка Сбыславой, но ненадолго».

Считается что под «рутенами» имеются ввиду язычники, которые опирались на племена Прибалтики . Однако не исключается, что это род рутенов (латинское «рыжие»).

Варяги в качестве наёмной военной силы участвуют во всех военных экспедициях первых русских князей, в завоевании новых земель, в походах на Византию. Во времена Вещего Олега под варягами летописец подразумевал русь , при Игоре Рюриковиче русь начала ассимилироваться со славянами, а варягами называли наёмников с Балтики («послал за море к варягам, приглашая их на греков »). Уже во времена Игоря в Киеве находилась соборная церковь, так как среди варягов по сообщению летописца было много христиан.

Крупнейшим «городищем и могильником варягов» в Киевской Руси IX-XII веков, по всей видимости, является «Шестовицкий археологический комплекс» под Черниговом.

На русской службе

Хотя в ближайшем окружении киевского князя Святослава были воеводы со скандинавскими именами, летописец не называет их варягами. Начиная с Владимира Крестителя , варяги активно используются русскими князьями в борьбе за власть. У Владимира служил будущий норвежский конунг Олав Трюггвасон . Один из самых ранних источников по его жизни, «Обзор саг о норвежских конунгах» (ок. г.), сообщает о составе его дружины на Руси: «его отряд пополняли норманны, гауты и даны ». С помощью варяжской дружины новгородский князь Владимир Святославич захватил престол в Киеве в 979 году , после чего постарался избавиться от них:

«После всего этого сказали варяги Владимиру: „Это наш город, мы его захватили, - хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека “. И сказал им Владимир: „Подождите с месяц, пока соберут вам куны “. И ждали они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: „Обманул нас, так отпусти в Греческую землю “. Он же ответил им: „Идите “. И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам. Владимир же ещё прежде них отправил послов к царю с такими словами: „Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам, а сюда не пускай ни одного “.»

Хотя русские наёмники служили в Византии и раньше, именно при Владимире появились свидетельства о крупном контингенте русов (ок. 6 тысяч) в византийском войске. Восточные источники подтверждают отправку Владимиром воинов на помощь греческому императору, называя их русами. Хотя не известно, относятся ли эти «русы» к варягам Владимира, историки предполагают, что от них в Византии вскоре произошло название варанги (Βάραγγοι) для обозначения отборного воинского подразделения, состоящего из различных этносов.

Сколько варягов удавалось привлечь князьям из-за моря, можно оценить по дружине Ярослава Мудрого , который в 1016 году в поход на Киев собрал 1000 варягов и 3000 новгородцев. Сага «Прядь об Эймунде» сохранила условия наёма варягов в войско Ярослава. Предводитель отряда в 600 воинов Эймунд выдвинул такие требования за год службы:

«Ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах, какие нам нужны […] Ты должен платить каждому нашему воину эйрир серебра […] Мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране […] И если будет какая-нибудь военная добыча, вы нам выплатите эти деньги, а если мы будем сидеть спокойно, то наша доля станет меньше.»

Таким образом ежегодная фиксированная плата рядового варяга на Руси составляла около 27 г (1 эйрир) серебра или немногим больше ½ древнерусской гривны того периода, причём воины могли получить оговоренную сумму только в результате успешной войны и в виде товаров. Наём варягов не выглядит обременительным для князя Ярослава, так как после захвата великокняжеского престола в Киеве он выплатил новгородским воинам по 10 гривен. После года службы Эймунд поднял плату до 1 эйрира золота на воина. Ярослав отказался платить, и варяги отправились наниматься к другому князю.

Варяги и немцы

Варяги в Византии

Наёмники

Впервые варяги на византийской службе отмечены в хронике Скилицы в 1034 году в Малой Азии (фема Фракезон), где они размещались на зимних квартирах. Когда один из варягов попытался силой овладеть местной женщиной, та в ответ заколола насильника его собственным мечом. Восхищённые варяги отдали женщине имущество убитого, а его тело выбросили, отказав в погребении.

Как свидетельствует византиец Кекавмен , в 1-й половине XI века наёмники-варяги не пользовались особой благосклонностью императоров:

«Никто другой из этих блаженных государей не возводил Франка или Варяга [Βαραγγον] в достоинство патриция, не делал его ипатом, не поручал ему наблюдения за войском, а разве только едва кого производил в спафарии . Все они служили за хлеб и одежду.»

О этническом понимании византийцами слова «варяги» свидетельствуют жалованные грамоты (хрисовулы) из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. Грамоты императоров освобождают Лавру от воинского постоя, в них перечисляются контингенты наёмников на византийской службе. В хрисовуле № 33 от 1060 года (от императора Константина X Дуки) указаны варяги, русы, сарацины , франки . В хрисовуле № 44 от 1082 года (от императора Алексея I Комнина) список меняется - русы, варяги, кулпинги , инглины, немцы. В хрисовуле № 48 от 1086 года (от императора Алексея I Комнина) список значительно расширяется - русы, варяги, кулпинги , инглины, франки , немцы, болгары и сарацины . В старых изданиях хрисовулов соседние этнонимы «русы» и «варяги» не были разделены запятой (погрешность копирования документов), в результате чего термин ошибочно переводился как «русские варяги». Ошибка устранена после появления фотокопий оригинальных документов.

Гвардия императоров

Варяги в Византии. Иллюстрация из хроники Скилицы.

В византийских источниках XII-XIII века наёмный корпус варягов часто именуется секироносной гвардией императоров (Τάγμα των Βαραγγίων). К этому времени сменился его этнический состав. Благодаря хрисовулам стало возможным установить, что приток в Византию англичан (инглинов) начался видимо после 1066 года , то есть после завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Вскоре выходцы из Англии стали преобладать в варяжском корпусе.

Чужеземцы и раньше использовались в качестве дворцовой стражи, но только варяги приобрели статус постоянной личной гвардии византийских императоров. Начальник варяжской гвардии именовался аколуфом , что означает «сопровождающий». В сочинении XIV века Псевдо-Кодина даётся определение: «Аколуф является ответственным за варангов; сопровождает василевса во главе их, поэтому и зовётся аколуфом ».

В саге о Хаконе Широкоплечем из цикла «Круг Земной» повествуется о битве в 1122 году византийского императора Иоанна II с печенегами в Болгарии. Тогда «цвет войска», отборный отряд верингов в 450 человек под началом Торира Хельсинга первым ворвался в лагерь кочевников, окружённый повозками с бойницами, что позволило византийцам одержать победу.

После падения Константинополя известия о варягах-воинах в Византии отсутствуют, однако этноним «варяг» постепенно превращается в патроним, составную часть личного имени. В документах XIII-XIV вв. отмечены греки видимо скандинавского происхождения с именами Варанг, Варангопул, Варяг, Варанкат, из которых один был владельцем бань, другой врачом, третий церковным адвокатом (экдиком). Таким образом, воинское ремесло не стало наследственным делом у потомков варягов, осевших на греческой земле.

Варяги в Скандинавии

На рунических камнях, возводимых скандинавами в IX-XII вв., слово «варяги» не встречается. На севере Норвегии недалеко от российского Мурманска есть полуостров Варангер и одноимённый залив . В тех местах, населённых саами , найдены воинские погребения, датируемые эпохой поздних викингов. Впервые варяги как væringjar (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке . Верингами называли наёмников в Византии.

«Сага о Ньяле» рассказывает об исландце Кольскегге, который примерно в 990-е годы:

«отправился на восток, в Гардарики [Русь], и пробыл там зиму. Оттуда он поехал в Миклагард [Константинополь] и вступил там в варяжскую дружину. Последнее, что о нём слышали, было, что он там женился, был предводителем варяжской дружины и оставался там до самой смерти».

«Сага о людях из Лососьей долины» несколько противоречит в хронологии «Саге о Ньяле», называя Болли в 1020-е годы первым исландцем в варягах:

«После того как Болли провёл зиму в Дании, он отправился в дальние страны и не прерывал своего путешествия, пока не прибыл в Миклагард. Недолго пробыл он там, как вступил в варяжскую дружину. Мы никогда не слышали раньше, чтобы какой-нибудь норвежец или исландец до Болли, сына Болли, стал дружинником короля Миклагарда [Константинополя]» .

См. также

  • Варяжская улица в Старой Ладоге

Примечания

  1. Повесть временных лет
  2. В. Н. Татищев , И. Н. Болтин
  3. Летописания с XVI века, начиная со «Сказания о князьях Владимирских »
  4. А. Г. Кузьмин , В. В. Фомин
  5. Анохин Г. И."Новая гипотеза происхождения государства на Руси" ; А. Васильев: Издание ИРИ РАН «С. А. Гедеонов Варяги и Русь». М.2004.с.-476 и 623/ Л. С. Клейн «Спор о варягах» С-пб.2009.С.-367/ Сборник ИРИ РАН «Изгнание Норманов из Русской Истории» М.2010.С.-300; Г. И. Анохин: Сборник Русского Исторического Общества «Антинорманизм». М.2003.С.-17 и 150/ Издание ИРИ РАН «С. А. Гедеонов Варяги и Русь». М.2004.с.-626/ И. Е. Забелин «История русской жизни» Минск.2008.С.-680/ Л. С. Клейн «Спор о варягах» С-пб.2009.С.-365/ Сборник ИРИ РАН «Изгнание Норманов из Русской Истории» М.2010.С.-320.
  6. Термин «руський промысел» (добыча соли) относится к тексту великокняжеской грамоты: «Город соли - Старая Русса в конце16 - середине 18 вв.» Г. С. Рабинович, Л.1973 - с.23.
  7. См. История норманизма в советское время
  8. Сообщение Скилицы повторяется византийским автором XII века Кедриным .
  9. Аль-Бируни, «Обучении началам астрономической науки». Идентификация варанков с варягами общепризнана, например А. Л. Никитин, «Основания русской истории. Мифологемы и факты»; А. Г. Кузьмин, «Об этнической природе варягов» и др.
  10. Васильевский В. Г., Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. // Васильевский В. Г., Труды, т. I, С-Пб., 1908
  11. Примечания к Эймундовой Саге : Сенковский О. И., Собр. соч. СПб., 1858, т. 5
  12. Книга историка Василия Татищева Российская история. Варяги какой народ и где был
  13. Этимологический словарь Фасмера
  14. А. Г. Кузьмин развивает гипотезу о кельтских корнях племени русь :
  15. А. Васильев «О древнейшей истории славян до времен Рюрика и откуда пришел Рюрик и его варяги» Спб.1858.с.70-72. и К Варягом к Роусе от 862
  16. «Город соли - Старая Русса в конце16 - середине 18 вв.» Г. С. Рабинович, Л.1973 - с.27,45-55.
  17. «Город соли - Старая Русса в конце16 - середине 18 вв.» Г. С. Рабинович, Л.1973 - с.45-55.
  18. Сборник. Россия XV-XVII вв.глазами иностранцев. С.Герберштейн «Записки о Московии» Л.1986. - с36
  19. «Город соли - Старая Русса в конце16 - середине 18 вв.» Г. С. Рабинович, Л.1973 - с.23.
  20. Т. Н. ДЖАКСОН. ЧЕТЫРЕ НОРВЕЖСКИХ КОНУНГА НА РУСИ
  21. См. статью Вандалы (народ)
  22. Повесть временных лет в переводе Д. С. Лихачёва
  23. в Новгородской I летописи эта вставка отсутствует , там буквально: И реша к себе: «князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами ». см. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.,изд-во АН СССР, 1950, с.106
  24. Джаксон Т. Н., Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X - первой половины XI в. - М.: Языки русской культуры, 2002
  25. Повесть временных лет . В год 6488 (980).
  26. См. подробнее в статье Владимир I Святославич
  27. Новгородская первая летопись младшего извода. В год 6524 (1016).
  28. Сага «Прядь об Эймунде» (или Эймундова сага) сохранилась в составе «Саги об Олаве Святом» в единственной рукописи «Книге с Плоского острова», 1387-1394 гг.
  29. Сага «Прядь об Эймунде» : в пер. Е. А. Рыдзевской
  30. Мирный договор князя Ярослава Владимировича с немецкими послами ок. 1190 г. Обнаружен в архиве Риги.
  31. также и «Тверская летопись». ПСРЛ.т.15 М.2000.с.-291.
  32. Лаптев А. Ю., Яшкичев В. И. Старая Русса апостола Андрея. - М.:Агар,2007. - С.32 - 36.
  33. «Софийская Вторая летопись» М.2001.с.-206; и «Новгородская Четвёртая летопись по списку Дубровского» М.2000.с.-512. и за море К Варягом к Роусе от 862
  34. Типографская, Воскресенская летописи
  35. Второе послание шведскому королю Иоганну III. Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951, с. 157-158
  36. Из хроники: «В это время один из тех, кого называют фарганами, поравнявшись с оленем, обнажил меч». Событие относится к 886 году .
  37. «В это время случилось и другое событие, достойное памяти. Один из Варангов, рассеянных в теме Фракисийской для зимовки, встретив в пустынном месте туземную женщину, сделал покушение на её целомудрие. He успев склонить её убеждением, он прибег к насилию; но женщина, выхватив (из ножен) меч этого человека, поразила варвара в сердце и убила его на месте. Когда её поступок сделался известным в окружности, Варанги, собравшись вместе, воздали честь этой женщине, отдав ей и все имущество насильника, а его бросили без погребения, согласно с законом о самоубийцах»
  38. И. Скилица , «Обозрение историй»: по изданию: S. Blondal, The Varangians of Byzantium, 1978, Cambridge, p. 62
  39. Кекавмен, 78 : Издание 1881 г. : Советы и рассказы византийского боярина XI века. С комментариями В. Веселовского
  40. «Летопись Картли »
  41. Спафарий - средний воинский чин в Византии, не предусматривающий самостоятельного командования. Спафарий - дословно „меченосец“ (от греч. spathe - широкий меч); византийский титул между спафарокандидатом и ипатом. (Словарь исторических имен, названий и специальных терминов (С.Сорочан, В.Зубарь, Л.Марченко))
  42. Кекавмен, 243
  43. М. Пселл: «племя тех, кто потрясает секирой на правом плече» (Хронография. Зоя и Феодора)
  44. Скандинавский мир в византийской литературе и актах : статья М. В. Бибикова, д.и.н., руководителя центра истории восточно-христианской культуры Института всеобщей истории РАН
  45. Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. //Васильевский В. Г., Труды, т. I, С-Пб., 1908
  46. Васильевский В. Г.
  47. Саксон Грамматик не называет датских телохранителей термином варяги , но историки XVIII века Л. Хольберг В. Н. Татищев в своих трудах определили их как варяг.
  48. Доклад М. В. Бибикова на XIII конференции скандинавистов, 1997 г., Петрозаводск
  49. Анна Комнина, «Алексиада», 2.9
  50. Никита Хониат. История. Царствование Алексея Дуки Мурцуфла.
  51. Дата первого ретроспективного упоминания варягов в сагах вычисляется по синхронно действующим историческим героям: норвежскому ярлу Хакону Могучему (970-995 гг.) и датскому королю Свену Вилобородому (ок. 985-1014 гг.)
  52. «Сага о Ньяле», LXXXI

Вопрос о происхождении термина «варанг/варяг» основательно запутан. К числу наиболее распространенных относятся два заблуждения: что этот термин возник в древней Руси и что он обозначал преимущественно скандинавов. Между тем то и другое неверно. На Руси слово «варяг» не раньше второй половины XI в., то есть позднее, чем в Византии и даже на арабском Востоке. Более того, анализ источников показывает, что первое в средневековой литературе упоминание народа «варанков» и «моря Варанк» («Варяжского моря») принадлежит арабоязычному автору — среднеазиатскому ученому аль-Бируни («Канон об астрономии и звездах», 1030 г.), который почерпнул свои сведения из Византии.

В свою очередь, скандинавские саги тождество «варягов» и викингов. Древнерусский термин «варяг» был известен в Скандинавии в форме «вэринг» (vaering). Но слово это пришло в скандинавские языки извне. И более того, вэринги в сагах в большинстве случаев отличаются от норманнов-викингов.

На Руси термин «варанг/варяг», прежде чем приобрести расширительное значение «выходец из заморья», прилагался преимущественно к жителям славянского Поморья. Так, во вводной части «Повести временных лет» варяги «приседят» к морю Варяжскому, в соседстве с ляхами, пруссами и чудью — населением южного берега Балтики. В Никоновской летописи «варяжская русь» Рюрика приходит «из немец». В договоре 1189 г. Новгорода с Готским берегом этими же «немцами» предстают варяги — жители ганзейских городов Балтийского Поморья, то есть бывших славянских земель, колонизованных в XI-XII вв. германскими феодалами. Наконец, Ипатьевская летопись (Ермолаевский список) прямо сообщает в статье под 1305 г., что «Поморие Варязское» находится за «Кгданьском» (польским Гданьском, немецким Данцигом), то есть опять же в бывшем славянском Поморье.

Арабские писатели в своих известиях о народе «варанков» практически русских летописцев. По их представлениям, народ «варанков» жил на южном побережье Балтийского моря, в его славянском регионе. Наконец, византийский хронист Никифор Вриенний во второй четверти XII в. записал, что варанги-«щитоносцы» происходили «из варварской страны вблизи Океана и отличались издревле верностью византийским императорам». Оборот «вблизи Океана» подразумевает именно южный, а не скандинавский берег Балтики.

Однако, несмотря на то, что термин «варанг/варяг» наделялся определенным этническим содержанием, славянского племени с таким названием никогда не существовало. Между тем слово «варяг» бытовало прежде всего в славянской среде Балтийского Поморья и, более того, обладало неким символическим смыслом. В одном месте у Саксона Грамматика можно прочитать о славянском князе Варизине (Warisin, то есть Варязин, Варяг), побежденном датским конунгом Омундом в Ютландии вместе с шестью другими славянскими князьями. Употребление слова «варяг» как имени собственного убедительно свидетельствует о его священном значении у славян.

Прояснить это значение помогает одна филологическая находка графа И. Потоцкого, который в 1795 г. опубликовал в Гамбурге словарь еще сохранявшегося в XVIII в. древанского наречия (древане — славянское племя, на чьей земле возник Гамбург). В нем среди уцелевших древанских слов оказалось слово «варанг» (warang) — «меч» (Гедеонов С. А. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. 1862-64. Т. II. С. 159-160. Он же. Варяги и Русь. СПб., 1876. С. 167-169 ).

Слову «варанг» суждены были долгие приключения.

Византийцы, по-видимому, познакомились с ним достаточно рано, услыхав его из уст поморских славян, поступавших вместе с русами на византийскую службу, или от самих русов. Впрочем, в Константинополе оно не было в ходу, по крайней мере, до конца Х в. («варанги» еще отсутствуют в списке императорских наемников у Константина Багрянородного). Но звучное иностранное слово не осталось незамеченным. На рубеже X - XI вв. константинопольское простонародье сделало его нарицательным, что явствует из слов византийского писателя Иоанна Скилицы о том, что варанги «назывались так на простонародном языке». В пользу этой датировки говорит и употребление слова «варанк» в «Каноне об астрономии и звездах» аль-Бируни.

Отсюда следует, что термин «варанг» для обозначения отряда наемников возник в Византии, а не на Руси и не в Скандинавии. Из сообщений средневековых авторов известно, что славяне и русы почитали меч в качестве священного предмета; в частности, на нем приносились клятвы. Поэтому известие Потоцкого дает право считать, что под варангами греки подразумевали меченосцев, давших клятву верности на мече, иначе говоря, славянских дружинников-телохранителей (отсюда славянское слово «варить» — оберегать, защищать). Чиновники императорской канцелярии лишь узаконили это словечко из местного «арго» в качестве официального термина государственных документов — хрисовулов* , а византийские писатели XII столетия ввели его в «высокую» литературу. Между тем в греческом языке оно ничего не означает и, следовательно, является заимствованием. Буквальное его совпадение с древанским «варанг» доказывает, что на рубеже Х - XI вв. наемные славяне-венды в Византии стали называться по роду их оружия «меченосцами» — «варангами»**. Подтверждением тому служат и сведения средневековых арабских писателей, почерпнутые большей частью от византийцев, о «народе варанк» на южном берегу Балтики.

*Хрисовулы — указы византийских императоров. Варанги упоминаются в хрисовулах 60 - 80-х гг. XI в., которые освобождали дома, поместья, монастыри, по просьбе их владельцев и настоятелей, от постоя наемных отрядов. Последние перечислены в следующем порядке: хрисовул 1060 г. указывает «варангов, рос, саракинов, франков»; хрисовул 1075 г. — «рос, варангов, кульпингов [древнерусских колбягов], франков, булгар или саракинов»; хрисовул 1088 г. — «рос, варангов, кульпингов, инглингов, франков, немицев, булгар, саракин, алан, обезов, “бессмертных” (отряд византийской гвардии, чей численный состав всегда оставался неизменным — выбывшие из него воины немедленно заменялись другими. — С. Ц .) и всех остальных, греков и чужеплеменников». Примечательно, что, варанги постоянно соседствуют с росами, как выходцы из одного региона.
**Здесь уместно заметить, что характерным оружием викингов и вообще народов Северной Европы был не меч, а секира. Наемников-норманнов византийские писатели называют «секироносцами»; они же именуют кельтов с Британских островов — «секироносными бриттами».

Видимо, потребность в новом термине появилась у греков в связи с необходимостью различать старых «росов-франков» от новых — многочисленного корпуса киевских русов, направленных в 988 г. князем Владимиром на помощь императору Василию II.

В дальнейшем слово «варанг» в Византии получило значение «верный», «принесший клятву верности» — от обычая поморских славян клясться на мече. В этом значении оно и вошло в византийские хроники. Со второй половины XI в., когда приток поморских славян в Константинополь резко сократился, имя варангов было перенесено на жителей Британских островов, преимущественно кельтов-бриттов. По словам Скилицы, «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков».

В свое время В. Г. Васильевский убедительно показал, что норманнское завоевание Англии в 1066 г. должно было вызвать значительную англо-саксонскую эмиграцию. Но островные бритты испытывали еще большие притеснения, так как наряду с национальным угнетением их коснулись еще и религиозные гонения. В 1074 г. папа Григорий VII предал анафеме женатых священников. Это был выпад не столько против греческой церкви, сколько против церкви бритто-ирландской, которая жила по особому уставу, позволявшему, в частности, монахам жить с семьями и передавать кафедры по наследству от отца к сыну. Спустя еще десятилетие, в 1085 г., Григорий VII фактически ликвидировал самостоятельность бритто-ирландской церкви. Поэтому массовая эмиграция в первую очередь коснулась не англо-саксов, а бриттов и других кельтов, продолжавших придерживаться своих верований (см.: Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. Труды. СПб., 1908. Т. 1 ).

Бритты, естественно, вливались в славянский корпус варангов на протяжении многих лет и далеко не сразу получили в нем численное преимущество. Важную роль в «оваряживании» бриттов сыграла их конфессиональная принадлежность. Славянские наемники, как правило, принимали в Константинополе христианство греческого образца. Русы, а потом и варанги имели в византийской столице особую церковь, которая называлась Варяжской Богородицей и была расположена при западном фасаде храма Святой Софии. Найдены свидетельства, что она принадлежала Константинопольскому патриархату.
Преследуемые Римской церковью бритты, поступая в корпус варангов, также молились в этом храме и вообще легко находили общий язык с православием, чему способствовали некоторые общие черты ирландской и греческой Церквей: допущение брака для священников, причащение мирян под двумя видами (вина и хлеба), отрицание чистилища и т. д. Конфессиональная близость бриттов православию привела к тому, что они унаследовали прозвище славян-вендов — «варанги», в значении «верные», ибо никакие другие наемники в Византии не исповедовали греческой веры.

Византийские авторы XII столетия уже позабыли об этнической принадлежности первых, настоящих варангов-меченосцев и сохранили только смутные воспоминания, что они жили в какой-то «варварской стране близ Океана» и что они чем-то родственны «росам», рядом с которыми варанги и продолжали упоминаться в исторических сочинениях и документах. Зато арабские писатели, получившие в XI в. от византийцев сведения о варангах (поморских славянах), закрепили эти знания в качестве устойчивой литературной традиции о «море варанков» и «народе варанков» — «славянах славян», живущих на южном побережье Балтики (такая обработка и передача из поколения в поколение известий, полученных однажды из первоисточника, вообще характерна для арабской географической и исторической литературы об отдаленных землях и народах).

На Руси термин «варанг» в форме «варяг» сделался известен в первой половине XI в., то есть в то время, когда он еще обозначал наемников из славянского Поморья. В пользу такой датировки говорят некоторые древнерусские тексты, как Ермолаевский список Ипатьевской летописи, в котором «Поморие Варяжское» равнозначно землям поморских славян.
Память об их присутствии поморских «варягов» сохранилась в средневековом названии нынешнего поселка Черноморское — Варанголимен (Varangolimen). В «Книге о древностях Российского государства» (конец XVII в.) также говорится о варягах, живших еще до основания Киева на берегах Теплого (Черного) моря.

Но затем в связи с исчезновением славян-вендов из византийского варяжского корпуса и начавшимся активным онемечиванием славянского Поморья прежнее его значение было забыто. Для Нестора «варяг» — это уже «наемный воин» или просто «выходец из заморья». Впрочем, и в XII в. все еще сохраняется неясное воспоминание об этническом значении термина: летопись помещает варягов, как этнос, на южное побережье Балтики, к западу от ляхов и пруссов, а новгородцы в договорной грамоте с Готским берегом именуют варягами ганзейских купцов, обитающих опять же на территории бывшего славянского Поморья.
Однако характерно, что русские люди XII столетия уже не могут четко отделить новые значения слова «варяг» от старого. Поэтому, когда Нестор попытался определить Рюрикову «русь» посредством термина «варяги», причем взятом в современном для летописца значении «житель заморья» («ибо звались те варяги «русь», яко другие зовутся «свеи», другие же «урманы», «англяне», иные «готы»), этот непредумышленный анахронизм стал причиной многовекового историографического заблуждения, породив пресловутый «варяжский вопрос», который, по удачному выражению кого-то из историков, сделался настоящим кошмаром начальной русской истории.

Кто такие варяги?

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Кто такие варяги: славяне, норманны или кто-то еще? Однозначно ответить на этот вопрос практически не возможно. В зависимости от того, на какие исторические источники опираться, можно выделить два основных определения кто такие варяги. Большинство ученых считает, что варяги это нормандцы, выходцы из Скандинавии. Другая часть уверяет, что это славянское мореплаватели. Очевидно, что в этом вопросе все не столь однозначно, поэтому давайте разбираться.

Норманская теория

Согласно древним записям в русских летописях восточные славяне в давние времени называли Балтийское море не иначе, как Варяжским. Согласно сохранившимся записям господствовали в этом море представители трех народов: Дании, Швеции и Норвегии. Эти три нации у славянских племен назывались Норманнами или викингами. Они совершали морские походы, отличавшиеся особой жестокостью, которые наводили страх и ужас на всю Европу. В Европейских летописях осталось не мало упоминаний об этих воинах. При этом каждый народ называл их по-разному: англичане – датчанами, немцы – аскеманами, византийцы – варангами, а русские - варягами.

Варяжскими племенами правили вожди, которых называли конунгами . Родиной этих племен является Скандинавский полуостров, отличительной чертой которого можно назвать суровый северный климат. Вследствие чего там были не плодородные почвы. Отсутствие необходимой для жизни земли и заставляло местных жителей объединяться в дружины и отправляться на поиски богатств в далекие страны. Они были отличными мореплавателями и кораблестроителями, в следствие чего относились к кораблю не как представители других наций. Для них корабль был не просто средством передвижения, но еще и домом. В одном корабле могло разместиться до 150 воинов. При этом корабль не терял своей устойчивости и маневренности, благодаря чему они могли заходить в устья рек.

Именно по славянским рекам и проходил знаменитый путь из варяг в греки. Норманская теория, как бы, подводит нас к выводу, что викинги и варяги это одно и тоже. Русичи же по этой теории были не в состоянии управлять своими землями самостоятельно, поэтому и обратились к сильным норманом за помощью.

Славянская теория.

Получили ли мы ответ из предыдущей версии на вопрос, кто такие варяги? Навреное, нет, поскольку в этой версии много очень слабых мест, которые не выдерживают ни какой критики.

Есть и другая теория, согласно которой русские варяги не имеют ничего общего с викингами. По не многочисленным записям, сохранившимся в летописях, в том числе и в летописи Нестера, русские варяги преподносятся, как славянские разбойники! Время было не спокойное, отчетливых признаков государственности не было. Это и побуждало людей объединяться в дружины и заниматься морским разбойничьим промыслом. Более того, согласно этой теории, такие группы людей не только занимались морским разбоем, но и совершали это совместно с викингами. Именно они вместе с викингами совершали набеги по всей Европе (Германия, Англия, Ирландия, Италия, Византия и пр.), наводя ужас на местных правителей.

Восточные славяне в древности располагались вблизи Новгорода, что побуждало местных жителей подниматься на север. Ближе к морю. Именно по этой причине наши предки именовали Балтийское море Варяжским. Не из-за норманов, а из-за славянских разбойников. Оттуда же и пошло название торгового пути «путь из варяг в греки». Название этому пути дали не норманские викинги, а Варяжское море, которое служило началом этого пути. Знаменитый путь начинался от города Ладога. Вот здесь проявляется и еще один факт, который буквально сам наводит на мысль, что норманская теория сама по себе не состоятельна.

Викинги всегда славились своими морскими путешествиями. Да, у них были маневренные корабли, но пройти полностью путь из варяг в греки на них было не возможно, поскольку корабли были тяжелыми и не маневренные. Русские же в основном строили корабли для разбоя на реках, что позволяло их кораблям легко маневрировать в пологих реках.

Норманская теория имеет массу слабых мест, поскольку трудно представить, что российское государство добровольно позвало управлять собой правителей других стран (что по сути означает оккупацию), а также эта идея каким-то чудом просто взяла и объединила викингов и варяг, которые до этого в летописях описывалась, как отдельные народы.

Под «варяжским вопросом» принято понимать совокупность проблем:

  • этническая принадлежность варягов в целом и народа русь как одного из варяжских племён;
  • роль варягов в развитии восточнославянской государственности;
  • значение варягов для формирования древнерусского этноса;
  • этимология этнонима «русь».

Попытки решения сугубо исторической проблемы часто политизировались и объединялись с национальным вопросом. В XVIII- первой половине XX вв. норманнская теория («норманизм ») обвинялась в воспевании превосходства германской расы; в настоящее время эта связь отвергнута как ненаучная. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если предполагали скандинавов среди основателей Русского государства.

Этимология

Ретроспективно русские летописцы конца XI века относили варягов к середине IX века («призвание варягов »). В исландских сагах варяги (væringjar ) появляются при описании службы скандинавских воинов в Византии в начале XI века . Византийский хронист 2-й половины XI века Скилица впервые сообщает о варягах (варангах) при описании событий 1034 года , когда варяжский отряд находился в Малой Азии. Понятие варяги также зафиксировано в сочинении учёного из древнего Хорезма Аль-Бируни ( г.): «От [океана] отделяется большой залив на севере у саклабов [славян] и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу. » Также одно из первых синхронных упоминаний варягов относится ко времени правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054) в «Русской Правде» , где выделялся их правовой статус на Руси.

  • Известный специалист по Византии В. Г. Васильевский полагал, что греческое название «варанги» (Βάραγγοι ) и русское «варяги» образовались независимо друг от друга. Первое он полагал произошедшим от греческих слов «фаранги» (ϕάραγγοι ), то есть франки или «маранги» Μαράγγο , то есть «пришелец с моря» , а второе - пришедшим из языка крымских готов и, через норманнов, заимствованным русскими наёмниками на службе Византии . Впоследствии, в результате ошибки летописца, два этих термина слились в один .
  • Переводчик саг с древнеисландского О. И. Сенковский высказал следующие версии происхождения слова «варяги». По его мнению «варяги» означали искажённое в славянском самоназвании дружины викингов - félag . Возникшая позднее в Византии лексема «веринги» (væringjar) могла быть заимствованием от русов, то есть искажённые «варяги».
  • Татищев также предполагал, ссылаясь на Страленберга, происхождение от varg - «волк», «разбойник»
  • Другая распространённая версия - «варяги» произошло от др.-герм. wara (присяга, клятва), то есть варягами были воины, давшие клятву. Макс Фасмер , придерживаясь в целом этой этимологии, производит слово от предполагаемого скандинавского *váringr, vœringr, от vár «верность, порука, обет», то есть «союзники, члены корпорации»
  • По мнению А. Г. Кузьмина слово происходит от кельтского var (вода), то есть под варягами понимали жителей (по версии Кузьмина: ославяненных кельтов) побережья вообще (аналог этимологии в русском: поморы). По его же мнению слово «варяги» восходит к этнониму «варины» или «варны», через промежуточный этноним «варанги», от которого выводит др.-русск. «варяги» и «Варяжское море», и возможно «вагры» и «варны» (в германской передаче имена некоторых племён балтийских славян).
  • Историк XIX века С. А. Гедеонов нашёл ещё одно близкое значение в балтийско-славянском словаре древанского наречия, опубликованном И. Потоцким в 1795 г. в Гамбурге: warang «меч».
  • Герберштейн , будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века , одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов:

…поскольку сами они называют Варяжским морем Балтийское… то я думал было, что вследствие близости князьями у них были шведы, датчане или пруссы. Однако с Любеком и Голштинским герцогством граничила когда-то область вандалов со знаменитым городом Вагрия, так что, как полагают, Балтийское море и получило название от этой Вагрии ; так как … вандалы тогда не только отличались могуществом, но и имели общие с русскими язык, обычаи и веру, то, по моему мнению, русским естественно было призвать себе государями вагров, иначе говоря, варягов, а не уступать власть чужеземцам, отличавшимся от них и верой, и обычаями, и языком.

Варяги на Руси

Варяги-русь

В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей, «Повести временных лет» (ПВЛ), варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь , названном так по имени варяжского племени русь . Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века , но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.

Когда, согласно летописной версии, союз славянских и финно-угорских племён решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие [народы] называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. […] И от тех варягов прозвалась Русская земля. »

На русской службе

Последнее упоминание о варягах-наёмниках в составе русского войска помещено под 1036 г., когда они участвовали в сражении под стенами Киева с печенегами.

Варяги и немцы

Варяги в Византии

В византийских источниках варяги под собственным именем появляются в XI веке , иногда совместно с русами. Начиная с IX века в греческих хрониках упоминаются фарганы (φαργανοι), как стражники императора: в «Псамафийской хронике», документе 1-й половины X века , и в «О церемониях» Константина Багрянородного

Наёмники

Впервые варяги на византийской службе отмечены в хронике Скилицы в 1034 году в Малой Азии (фема Фракезон), где они размещались на зимних квартирах. Когда один из варягов попытался силой овладеть местной женщиной, та в ответ заколола насильника его собственным мечом. Восхищённые варяги отдали женщине имущество убитого, а его тело выбросили, отказав в погребении.

Об этническом понимании византийцами слова «варяги» свидетельствуют жалованные грамоты (хрисовулы) из архива Лавры св. Афанасия на Афоне. Грамоты императоров освобождают Лавру от воинского постоя, в них перечисляются контингенты наёмников на византийской службе. В хрисовуле № 33 от 1060 года (от императора Константина X Дуки) указаны варяги, русы, сарацины , франки . В хрисовуле № 44 от 1082 года (от императора Алексея I Комнина) список меняется - русы, варяги, кулпинги , инглины, немцы. В хрисовуле № 48 от 1086 года (от императора Алексея I Комнина) список значительно расширяется - русы, варяги, кулпинги , инглины, франки , немцы, болгары и сарацины . В старых изданиях хрисовулов соседние этнонимы «русы» и «варяги» не были разделены запятой (погрешность копирования документов), в результате чего термин ошибочно переводился как «русские варяги». Ошибка устранена после появления фотокопий оригинальных документов.

Гвардия императоров

В византийских источниках XII-XIII века наёмный корпус варягов часто именуется секироносной гвардией императоров (Τάγμα των Βαραγγίων). К этому времени сменился его этнический состав. Благодаря хрисовулам стало возможным установить, что приток в Византию англичан (инглинов) начался видимо после 1066 года , то есть после завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Вскоре выходцы из Англии стали преобладать в варяжском корпусе.

Чужеземцы и раньше использовались в качестве дворцовой стражи, но только варяги приобрели статус постоянной личной гвардии византийских императоров. Начальник варяжской гвардии именовался аколуфом , что означает «сопровождающий». В сочинении XIV века Псевдо-Кодина даётся определение: «Аколуф является ответственным за варангов; сопровождает василевса во главе их, поэтому и зовётся аколуфом ».

В саге о Хаконе Широкоплечем из цикла «Круг Земной» повествуется о битве в 1122 году византийского императора Иоанна II с печенегами в Болгарии. Тогда «цвет войска», отборный отряд верингов в 450 человек под началом Торира Хельсинга первым ворвался в лагерь кочевников, окружённый повозками с бойницами, что позволило византийцам одержать победу.

После падения Константинополя известия о варягах-воинах в Византии отсутствуют, однако этноним «варяг» постепенно превращается в патроним, составную часть личного имени. В документах XIII-XIV вв. отмечены греки видимо скандинавского происхождения с именами Варанг, Варангопул, Варяг, Варанкат, из которых один был владельцем бань, другой врачом, третий церковным адвокатом (экдиком). Таким образом, воинское ремесло не стало наследственным делом у потомков варягов, осевших на греческой земле.

Варяги в Скандинавии

Слово Værings встречается на рунических камнях XI века Ög 111 и Ög 68 . На севере Норвегии недалеко от российского Мурманска есть полуостров Варангер и одноимённый залив . Впервые варяги как væringjar (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке . Верингами называли наёмников в Византии.

«отправился на восток, в Гардарики [Русь], и пробыл там зиму. Оттуда он поехал в Миклагард [Константинополь] и вступил там в варяжскую дружину. Последнее, что о нём слышали, было, что он там женился, был предводителем варяжской дружины и оставался там до самой смерти».

В «Саге об Олаве Святом» и «Житии Олава Святого» варяги предстают в несколько ином качестве: вэрингом назван раб-кузнец в Новгороде норвежского происхождения .

В «Саге об Эгиле Скалагримссоне» Эгиль в одной из вис называет себя и своих людей «вэрингами» (væringja) .

Варяги в топонимии Европы

Россия/Украина

  • Varangolimen - залив в западной части Крыма. Впервые появляется на морской карте Пьетро Висконте 1311 г.
Украина
  • «Варяжский остров» - один из островов при впадении р. Трубеж в Днепр в 1223 г.;
  • Varandigo - топоним встречается только на карте Конте Оттомани Фердуччи 1497 г.
Франция
  • Сент-Пьер де Варенжвилль (Saint Pierre de Warengiville) около Дьепа, Нормандия. Первое упоминание - 1154-164 как Warengiervilla.
  • Варенжвиль-сюр-Мер (Varengeville sur mer) около Дьепа, Нормандия. Первое упоминание - 1035 г. как Waringivilla.
  • Варинжеваль (Waringueval), современная д. Зотё около Дьепа. Первое упоминание - 1173 г. .
  • Варенгзель (Waringzelle) севернее Булони на мысе Гри-Не, Нормандия. Первое упоминание - Waringueselle, 1583 г.
  • Варенктен (Warinchtun) севернее Булони на мысе Гри-Не, Нормандия.
Голландия
  • Виринген (Wieringen) - коммуна и одноименый остров в Нидерландах в группе Западно-Фризских островов. Первое достоверное упоминание - 1184 г.
Англия
  • Уоррингтон (Warrington) в устье Мерси, Ланкашир. Самое раннее упоминание - под 1086 г. в "Книге Страшного суда": Walentune.
  • Уоллингфорд (Wallingford), графство Оксфорд. Один из бургов короля Альфреда Великого, построенный против норманнов. Первое упоминание - 1086 г. в "Книге Страшного суда": Warengeford.
Швеция
  • Вэрингсё (Väringsö), остров в Швеции на главном фарватере в Стокгольм (Рослаген). Первое упоминание - 1561 г.

См. также

  • Варяжская улица в Старой Ладоге

Примечания

  1. , с. 225.
  2. , с. 226.
  3. , с. 227.
  4. Повесть временных лет
  5. Н. М. Карамзин. «История государства Российского» Глава IV РЮРИК, СИНЕУС И ТРУВОР. Г. 862-879
  6. История русского языка Лекция А. А. Зализняка
  7. В. Н. Татищев , И. Н. Болтин
  8. Летописания с XVI века, начиная со «Сказания о князьях Владимирских »
  9. А. Г. Кузьмин , В. В. Фомин
  10. Анохин Г. И."Новая гипотеза происхождения государства на Руси" ; А. Васильев: Издание ИРИ РАН «С. А. Гедеонов Варяги и Русь». М.2004.с.-476 и 623/ Л. С. Клейн «Спор о варягах» С-пб.2009.С.-367/ Сборник ИРИ РАН «Изгнание Норманов из Русской Истории» М.2010.С.-300; Г. И. Анохин: Сборник Русского Исторического Общества «Антинорманизм». М.2003.С.-17 и 150/ Издание ИРИ РАН «С. А. Гедеонов Варяги и Русь». М.2004.с.-626/ И. Е. Забелен «История русской жизни» Минск.2008.С.-680/ Л. С. Клейн «Спор о варягах» С-пб.2009.С.-365/ Сборник ИРИ РАН «Изгнание Норманов из Русской Истории» М.2010.С.-320.
  11. Термин «руський промысел» (добыча соли) относится к тексту великокняжеской грамоты: «Город соли - Старая Русса в конце16 - середине 18 вв.» Г. С. Рабинович, Л.1973 - с.23.
  12. И. Эверс . Предварительные критические исследования для российской истории. . - Перевод с немецкого. - Москва: Московское общество любителей истории и древностей Российских, 1825. - Т. 1. - С. 213. - 366 с.
  13. Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар (История южно-русских степей IX-XIII вв.) . - К. : Университ. тип. И. И. Завадского, 1884. - С. 51.
  14. П. В. Голубовский . Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX-XIII вв. . - Киев: Унивирситетская типография (И. И. Завадского), 1881. - С. 110. - 91 с.
  15. Степенная книга. I. 50: «Киевстии князи Осколд и Дир … пленяху римлянскую страну, с ними бяху роди нарицаемии руси, иже и кумани, живяху во Евксинопонте (на берегу Чёрного моря), и с теми русь царь Василий I Македонянин сотвори мирное устроение…». Никоновская летопись считает Аскольда и Дира князьями именно этих «роди нарицаемии руси, иже и кумани, живяху во Евксинопонте…» (I. С. 21). То же приведено в русско-славянской редакции перевода Паралипоменона Зонары (ЧОИДР. 1847. № I. С. 99-103). Сербская редакция того же памятника, не упоминая об Аскольде и Дире, пишет: «руси, кумане сущи, живяху во Евксине и начете пленовати страну рымскую…» (Starine. Knj. XIV. S. 138-139).
  16. Фомин В. А. Варяго-русский вопрос в историографии.
  17. См. История норманизма в советское время
  18. В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция IX.
  19. Эверс рассматривал хазар как культурно-политическую общность разных племён, включая славян Великой Степи, но полагал, что точную этническую принадлежность Русского рода мы никогда не узнаем, и это вообще не важно.
  20. В. Я. Петрухин. Варяги и хазары в истории Руси. 2017
  21. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. «Легенда о призвании варягов» в сравнительно-историческом аспекте // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии / редкол.: Ю. В. Андреев и др. - М., 1989. - Вып. 1. - С. 108-110.
  22. Петрухин В. Я. Глава 4. К начальной истории Русского государства // Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв.. М. , 1995.
  23. Петрухин В. Я.Легенда о призвании варягов и балтийский регион // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 2 (32). С. 41-46.
  24. Мельникова Е. А. Ряд в Сказании о призвании варягов и его европейские и скандинавские параллели // Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия: Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. - С. 249-256.
  25. Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. - М.: ФОРУМ: Неолит, 2014.
  26. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г / Отв. ред. Т. М. Калинина. - М. : Вост. лит., 2000. - 494 с. - 1000 экз. - ISBN 5-02-018133-1 . .
  27. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций Данилевский И. Н.
  28. К. Тиандер. Датско-русские исследования. Петроград. 1915
  29. Сообщение Скилицы повторяется византийским автором XII века Кедриным .
  30. Аль-Бируни, «Обучении началам астрономической науки». Идентификация варанков с варягами общепризнана, например А. Л. Никитин, «Основания русской истории. Мифологемы и факты»; А. Г. Кузьмин, «Об этнической природе варягов» и др.
  31. Васильевский В. Г., Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. // Васильевский В. Г., Труды, т. I, С-Пб., 1908
  32. В. В. Фомин . Глава 1 Антинорманизм XIX века // Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу . - Москва: Панорама, 2005. - 123 с. - ISBN 5-93165-132-2 .
  33. Васильевский В. Г., Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. // Васильевский В. Г., Труды, т. I, С-Пб., 1908
  34. Примечания к Эймундовой Саге : Сенковский О. И., Собр. соч. СПб., 1858, т. 5
  35. Книга историка Василия Татищева Российская история. Варяги какой народ и где был
  36. Этимологический словарь Фасмера
  37. А. Г. Кузьмин развивает гипотезу о кельтских корнях племени русь :
  38. Повесть временных лет в переводе Д. С. Лихачёва
  39. в Новгородской I летописи эта вставка отсутствует , там буквально: И реша к себе: «князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами ». см. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.,изд-во АН СССР, 1950, с.106
  40. Джаксон Т. Н., Четыре норвежских конунга на Руси: из истории русско-норвежских политических отношений последней трети X - первой половины XI в. - М.: Языки русской культуры, 2002
  41. Повесть временных лет . В год 6488 (980).
  42. См. подробнее в статье Владимир I Святославич
  43. Сага «Прядь об Эймунде» (или Эймундова сага) сохранилась в составе «Саги об Олаве Святом» в единственной рукописи «Книге с Плоского острова», 1387-1394 гг.
  44. Сага «Прядь об Эймунде» : в пер. Е. А. Рыдзевской
  45. Мирный договор князя Ярослава Владимировича с немецкими послами ок. 1190 г. Обнаружен в архиве Риги.
  46. также и «Тверская летопись». ПСРЛ.т.15 М.2000.с.-291.
  47. Лаптев А. Ю., Яшкичев В. И. Старая Русса апостола Андрея. - М.:Агар,2007. - С.32 - 36.
  48. «Софийская Вторая летопись» М.2001.с.-206; и «Новгородская Четвёртая летопись по списку Дубровского» М.2000.с.-512. и за море К Варягом к Роусе от 862
  49. Типографская, Воскресенская летописи
  50. Второе послание шведскому королю Иоганну III. Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951, с. 157-158
  51. ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР. О ГОСУДАРСТВЕ РУССКОМ
  52. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён / С. М. Соловьёв. - 2-е изд. - СПб. : Товарищ. «Общественная польза», 1851-1879. - Т. 1,Глава 3.
  53. В. Фомин. Варяги в переписке Ивана Грозного со шведским королём Юханом III.
  54. Из хроники: «В это время один из тех, кого называют фарганами, поравнявшись с оленем, обнажил меч». Событие относится к 886 году .
  55. Constantini Porphyrogeneti imperatoris de Ceremoniis aulae byzantinae libri II, graece et latine, e recensione Jo. Jac. Reiskii, cum ejusdem commentariis integris… Accedit Hieroclis Synecdemus cum Bandurii et Wesselingii commentariis. Recognovit Immanuel Bekkerus. Impensis E. Weberi, 1840 с.576
  56. Цитата по книге Ю. Венелина «Скандинавомания и ея поклонники, или столѣтния изыскания о Варягах: Историко-критическое разсуждение Юрия Венелина» Москва 1842 г: «В числе посланных войск в Лонгобардию во время императора Романа Лакапина, 8-го индикта, из наемников были: из большой этерии 31, из средней 46, из Фарганов 45.»
  57. «В это время случилось и другое событие, достойное памяти. Один из Варангов, рассеянных в теме Фракисийской для зимовки, встретив в пустынном месте туземную женщину, сделал покушение на её целомудрие. He успев склонить её убеждением, он прибег к насилию; но женщина, выхватив (из ножен) меч этого человека, поразила варвара в сердце и убила его на месте. Когда её поступок сделался известным в окружности, Варанги, собравшись вместе, воздали честь этой женщине, отдав ей и все имущество насильника, а его бросили без погребения, согласно с законом о самоубийцах»