Биографии Характеристики Анализ

Ленин в мавзолее почему не похоронят ленина. Почему Ленина не похоронили сразу после смерти? Мнения историков

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Наше издание уже рассказывало об участии животных во Второй мировой войне. Однако использование братьев наших меньших в военных действиях берет своё начало в незапамятные времена. И одними из первых были привлечены к этому суровому делу собаки…

Кому суждено сгореть, тот не утонет. Эта мрачная пословица прекрасно проиллюстрировала перипетии судьбы астронавта Вирджила Гриссома, который входил в экипаж американского космического корабля «Аполлон-1».

Реализовывавшийся с 1921 года план ГОЭЛРО вывел Советский Союз в промышленно развитые державы. Символами этого успеха стали открывшая перечень масштабных строек Волховская ГЭС и крупнейшая в Европе Днепровская ГЭС.

Первая в мире канатная дорога появилась в Швейцарских Альпах в 1866 году. Это было что-то вроде аттракциона «два в одном»: короткое, но захватывающее дух путешествие над пропастью и одновременно доставка туристов на смотровую площадку с открывающимся оттуда великолепным видом.

…Громкий раскатистый шум сделал то, что казалось невозможным, - он заставил меня высунуть голову из спального мешка, а потом и вовсе выползти из тёплой палатки на мороз. Казалось, будто бы одновременно загремели тысячи барабанов. Их эхо раскатилось по долинам. Моё лицо обдал свежий холодный утренний воздух. Вокруг все обледенело. Тонкий слой льда покрывал палатку и траву вокруг неё. Теперь моё жилище явственно напоминало эскимосское иглу.

Разнообразие и оригинальность масонских орденов и их ритуалов порой просто поражают. Масоны готовы использовать в своих служениях чуть ли не все религиозные обряды. Один из таких любящих оригинальничать орденов, к примеру, задействовал исламский и арабский колорит.

Июнь 1917 года ознаменовался сенсацией: на русско-немецком фронте в составе Российской армии появились женские воинские подразделения с устрашающим названием «батальоны смерти».

Как известно, участниками выступления 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге были в основном молодые офицеры гвардии или флота. А вот среди членов тайного общества, действовавшего при Московском университете в начале 1831 года, - почти все вольнодумцы числились студентами старейшего вуза. «Дело», которое вели жандармы с июня 1831-го по январь 1833 года, осталось в архивах. Иначе история МГУ обогатилась бы сведениями о студентах, выступивших против «николаевской деспотии».

Вот уже исполнилось 90 лет, как скончался изменивший ход русской истории в прошлом веке человек, которого одни люди превозносят как бога, а другие - проклинают. Это - В. И. Ленин. Но до сих пор не умолкают споры о том, почему Ленина не похоронили?

Судьбе этих споров в отечественной истории и посвящена данная статья.

Исторические факты о смерти Ленина

Владимир Ульянов (Ленин) умер в возрасте 53 лет в январе 1924 года. Перед смертью лидер молодого советского государства тяжело болел и был фактически парализован. Ухаживала за ним его жена - «верный друг и соратник» (как напишут историки позже) - Н. К. Крупская.

Смерть произошла на даче Ленина в Горках (это один из районов Подмосковья). Год совпал с началом передела власти между его соратниками, который закончился безоговорочной победой Сталина.

Церемония похорон

Через два дня после смерти - 23 января - тело вождя было привезено в Москву. Стал решаться вопрос о похоронах.

В итоге 27 января забальзамированное тело Ленино было положено в наспех созданном мавзолее. Реакция современников на такие необычные похороны была неоднозначной.

Безусловно, сам Ленин неоднократно высказывался о том, что пролетарская революция изменит все сферы жизни: язык, религию, семью, традиции. Получается, что и его необычные похороны были частью новой системы.

Но обо всем поподробнее.

Кто решил сохранить тело Ленина?

Воспоминания соратников Ленина по-разному сообщают нам о том, кто был инициатором данного решения. Так, Троцкий считает им Сталина. Он свидетельствует, что Сталин еще в 1923 году на заседании Политбюро говорил о необходимости сохранения тела вождя по примеру сохранения мощей святых в православной христианстве.

Троцкий, Каменев и Бухарин (по воспоминаниям самого Троцкого) тогда воспротивились этой идее Сталина.

Однако если принимать во внимание лютую ненависть Льва Давидовича к выгнавшему его из страны Сталину, то нужно с осторожностью относится к его высказываниям по этому вопросу.

Вряд ли стоят доверия и версии некоторых историков о том, что Ленин и Сталин были объединены одной идей: Сталин хотел предложить своему народу новую религию, где Ленин бы стал богом, а он - царем.

Есть версии, согласно которым на вопрос, почему Ленина не похоронили, а забальзамировали, ответ звучит так: среди большевиков находились люди, которые верили в то, что наука в скором будущем сможет найти способ воскрешать людей из мертвых, поэтому они и способствовали тому, чтобы сохранить в целостности тело своего вождя.

Отношения родственников Ленина к его бальзамированию

Жена лидера большевиков - видная представительница этой партии - Н. К. Крупская, судя по ее собственным воспоминаниям, сопротивлялась подобному способу захоронения своего супруга.

Она пыталась доказать необходимость привычного погребения. Однако слова вдовы никто не услышал. Также не были услышаны протесты брата и сестер Ленина, которые также имели вес в партии большевиков.

Крупской было приказано выдать вещи мужа, что она со слезами на глазах и сделала.

Позже она так и не смогла сходить в мавзолей. Но это решился младший брат Ленина - Дмитрий Ульянов. Однако и он долго не выдержал печального зрелища и, увидев внутри, вышел оттуда со слезами. Видеть своего брата в виде безжизненной куклы Дмитрий Ильич не мог.

версия о последней воле вождя

В конце 80-х гг. прошлого века, когда слава Ленина померкла в сердцах советских граждан, стали появляться версии о том, что он сам желал быть погребенным рядом со своей матерью - Марией Александровной (сейчас на этом месте похоронены две незамужние сестры Ленина).

Автором этой версии был историк А. Артюнов. Он полагал, что большевики, по-своему распорядившись телом вождя, фактически нарушили волю умирающего человека. Год смерти Ленина был тяжелым для страны, в прессе тогда было опубликовано много писем «простых советских людей» о необходимости сохранения тела вождя. Однако историк считал, что не граждане, а сам Ленин был вправе решать о том, быть ли ему забальзамированным или все-таки удостоится обычного кладбищенского покоя.

Но сегодня эта версия не выдерживает критики потому, что не сохранилось никаких письменных свидетельств ни самого Ленина, ни его близких, которые бы давали ясно понять, что В. И. Ульянов хотел быть погребен с матерью.

Возможно, будучи атеистом, Ленин вообще не придавал значения месту своего захоронения.

Необычные похороны как элемент создания мифа о Ленине

Сразу же после Октябрьской революции, захватив телеграф и СМИ, большевики поставили перед собой задачу широкой агитации своих идей. Эта деятельность им удавалась на славу. Многие люди поверили в коммунистические мечты благодаря налаженной системе пропаганды.

Сразу же пресса, входящая в сферу влияния партийных деятелей, стала создавать образ грозного вождя - несокрушимого Владимира Ильича, друга народа и мужественного борца за его свободу.

Подобное возвеличивание образа Ленина продолжалось всю его жизнь. Максиму Горькому приписывают высказывание, согласно которому новая советская Россия нуждалась в новой вере, новой религии, и образ Христа и занял образ Ленина - борца и страдальца за народное счастье. Поэтому и Ленин должен был быть бессмертным, он должен уметь воскреснуть из мертвых.

Сознательно или бессознательно, но члены партии большевиков очень много сделали в создании мифа о вожде. Когда тело Ленина не было предано земле, миф о нем стал только сильнее.

К слову сказать, когда через много лет скончался И. В. Сталин, его также забальзамировали и положили в мавзолее. Правда, Ленин и Сталин лежали вместе недолго: после разоблачений Хрущева тело Сталина было тайно захоронено около

Сегодня мавзолей и лежащее в нем тело вождя до сих пор вызывает острые споры среди современников. Многие из них уже и не могут ответить на вопрос о том, почему Ленина не похоронили? Но сам образ Мавзолея их раздражает. Другая же часть населения страны относится к мавзолею со смешенными чувствами: от любопытства до высказывания уважения к памяти вождя.

Заслужил ли вождь такой участи? Тоже не совсем понятно.

Поживем - увидим. И к этим словам более ничего добавить нельзя.

" М. Зыгарь

Похоронить Ленина

В 1999 году в Кремле был разработан четкий план по захоронению Ленина. Его тело предполагалось вынести из Мавзолея на Красной площади и увезти в Санкт-Петербург глубокой ночью, в обстановке строжайшей секретности. Утром все проснулись, а Ленина уже нет на Красной площади.

Точно так же, 38 годами ранее, поздним осенним вечером из Мавзолея вынесли тело Сталина – его, правда, далеко не увезли, а похоронили рядом, у Кремлевской стены. Для Никиты Хрущева, тогдашнего советского лидера, это было символом десталинизации и развенчания культа личности.

Перезахоронение Ленина должно было пройти «достойно и без хамства», вспоминают сотрудники кремлевской администрации. Просто после этого нужно было бы на пару месяцев взять в оцепление Волковское кладбище в Санкт-Петербурге (место, где похоронены мать и сестры Ленина и, по легенде, завещал похоронить себя основатель Советского государства). И потерпеть несколько месяцев протестов партии коммунистов. После этого страсти улеглись бы: планировалось разобрать Мавзолей и построить на этом месте памятник жертвам тоталитаризма, чтобы никому неповадно было его сносить. Это должно было стать решающим ударом по коммунистической идеологии. На тот момент для Кремля это была важнейшая задача: не допустить советского реванша и победить коммунистов.

Кабинет главы кремлевской администрации Александра Волошина находился примерно в 10–15 метрах от саркофага Ленина в Мавзолее. Рассказывают, что Волошин любил шутить: «От меня до трупа не больше 15 метров по прямой. Он там лежит, я тут работаю. Мы друг другу не мешаем».

На самом деле Ленин очень мешал. Президенту Борису Ельцину он мешал покончить с прошлым – для него захоронение вождя стало бы символом того, что настали новые времена и случившиеся перемены необратимы, как и захоронение Сталина для Хрущева 36 лет назад. Впервые похоронить Ленина предложил еще в 1991 году первый мэр Петербурга Анатолий Собчак, но и тогда, и в последующие годы Ельцин не мог выполнить его просьбу – не хотел идти на ненужный конфликт с коммунистами.

Для Волошина же Ленин был не столько символом, сколько конкретным, всегда живым игроком в актуальной политике. Борьба с коммунистической партией была важнейшей частью каждодневных забот главного стратега Кремля. Ленин был для него козырем в рукаве, возможностью дать противнику под дых. Коммунисты стали главной силой в парламенте и поэтому имели возможность торпедировать любую критически важную реформу. А после кризиса 1998 года коммунисты фактически контролировали и правительство, которое возглавлял 69-летний Евгений Примаков, бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС и бывший министр иностранных дел России.

До истечения президентского срока Бориса Ельцина, прописанного в конституции, оставалось чуть больше полутора лет – и, казалось, никогда коммунисты еще не были так сильны. Компартия запустила процедуру импичмента президента Ельцина, обвинив его по пяти пунктам: развал СССР, разгон парламента в 1993 году, война в Чечне, развал армии и геноцид русского народа. Премьер-министр Примаков, за которого коммунисты проголосовали единогласно, занимал первое место в рейтинге самых популярных политиков страны и казался самым перспективным кандидатом в президенты.

Особую популярность принес ему яркий антиамериканский жест – разворот над Атлантикой. 24 марта 1999 года Примаков летел в Вашингтон, когда ему позвонил вице-президент Альберт Гор и сообщил, что США начинают бомбардировки Югославии с целью прекращения конфликта в Косово. Возмущенный Примаков развернул свой самолет и вернулся в Москву. Российская пресса – прокремлевская и либеральная – раскритиковала Примакова за популизм, заигрывание с коммунистическим электоратом. Первая в СССР и главная на тот момент в России деловая газета «Коммерсантъ» уверяла, что из-за демарша Примакова Россия потеряла $15 млрд, которые могла бы заработать в результате подписания подготовленных в Вашингтоне соглашений: «Тем самым премьер-министр России сделал свой выбор – выбор настоящего коммуниста. Большевика, готового полностью пренебречь интересами своей Родины и народа в угоду интернационализму, понятному только ему и бывшим членам КПСС», – негодовал «Коммерсантъ».

Разворот над Атлантикой стал первым жестом государственного антиамериканизма в 1990-е годы и показал, насколько он может быть популярен среди лишенного чувства национальной гордости населения. Он же стал и началом решающей схватки за власть: консерваторов-антизападников, знаменем которых стал Примаков, и либеральных и прозападных сил, требующих не допустить советского реванша, у которых не было лидера, но имелся тайный координатор – глава кремлевской администрации Александр Волошин.

В этой ситуации коммунистов надо было вывести из равновесия. И ритуальным сокрушительным ударом могло стать перезахоронение Ленина. Но помешало законодательство. По действующему законодательству, перенести тело Ленина можно было в одном из трех случаев. Либо по прямой воле потомков – но родственники Ленина были категорически против. Либо по решению местных властей (т. е., по сути, мэра Москвы Юрия Лужкова) «при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения» – а он готовился вступить в борьбу за власть явно не на стороне Кремля и либералов. Либо если могила мешала проезду общественного транспорта. Но никак не по прямому указу президента. Нарушение этого закона считалось уголовным преступлением. Добавлять к пяти пунктам обвинений против президента, которые выдвинули коммунисты в парламенте, еще и вандализм было слишком рискованно. Поэтому в Кремле решили совершить другой резкий ход – ударить не по Ленину, а по Примакову.

12 мая 1999 года, за три дня до голосования по импичменту в Государственной думе, Примакова отправили в отставку с официальной формулировкой «за отсутствие динамизма в реформах при решении экономических проблем». 15 мая коммунисты не набрали необходимых 300 голосов для начала процедуры импичмента – администрация президента качественно поработала с парламентариями, почти все независимые депутаты проголосовали против. Это была тактическая победа Волошина, но она не отменяла главного вопроса. Как предотвратить победу альянса коммунистов и Примакова через год, когда второй президентский срок Ельцина истечет?

Главной сложностью было то, что вокруг Ельцина практически не было политиков, обладающих хоть каким-то политическим рейтингом. Рейтинг самого престарелого президента Ельцина был почти отрицательным – во многом из-за обвинений, которые пресса и оппозиция (в первую очередь коммунисты) выдвигали в адрес его семьи. В тот период пресса писала слово «Семья» с большой буквы, имея в виду, что семья президента имеет особый, иногда даже непропорционально большой вес в государстве, а возможно, и в бизнесе. Под Семьей понимали в первую очередь Таню и Валю (их пресса называла обычно сокращенными именами, но все сразу понимали, о ком речь), т. е. Татьяну Дьяченко (дочь президента) и Валентина Юмашева (бывшего главу его администрации). Тогда они еще не были женаты – поженятся Таня и Валя только в 2001 году. В более широком смысле в Семью включали также самых близких к Тане и Вале олигархов: Бориса Березовского и Романа Абрамовича. Наконец, душеприказчиком Семьи был Александр Волошин – руководитель администрации президента Ельцина, именно ему приходилось разруливать ту почти безвыходную ситуацию, в которой оказался Кремль.

Волошина в Кремле иногда называли «отмороженным» за его жесткость и решительность в тех вопросах, которые казались ему принципиально важными, вроде идеи вынести Ленина из Мавзолея.

Выходец из бизнеса, проработавший в 1990-е годы в десятках компаний с разной репутацией, Волошин считался убежденным государственником, отстаивавшим интересы государства в том виде, в каком он их видел. Рыночная экономика казалась ему абсолютной жизненно важной ценностью, а права человека и свобода слова – не всегда полезной, иногда избыточной деталью.

Ситуацию, в которой оказался Волошин как главный менеджер Кремля, осложняло то, что у Семьи был очень сильный противник – мэр Москвы Юрий Лужков. Хозяин Москвы долгое время считался естественным наследником, хоть и антиподом Ельцина – как мэр Парижа Жак Ширак при престарелом президенте Франции Франсуа Миттеране. Его знала вся страна, но не как либерала или консерватора – никакой идеологии у Лужкова не было, – его знали как «крепкого хозяйственника».

Лужков хотел власти для себя лично и почти никогда этого не скрывал. Собираясь в президенты в 1998 году, Лужков создал свое движение «Отечество». В Кремле у него была группа сторонников, которая уговаривала Ельцина сделать ставку именно на Лужкова и выбрать его своим преемником. Но Ельцину Лужков не нравился.

С ним провели предварительные переговоры. Сейчас Лужков вспоминает, что в качестве эмиссара Семьи с ним встретился Березовский, который сказал, что его могут поддержать при выполнении двух условий: гарантии неприкосновенности для всей Семьи и гарантии незыблемости итогов приватизации. Лужков отказался, и ровно поэтому впоследствии, по его словам, против него была развязана информационная война.

Лужков был абсолютно уверен, что дела Семьи плохи и ей вряд ли что-то поможет. По слухам, глава следственного управления Генпрокуратуры уже подписал ордера на арест Тани и Вали. Настроение в Кремле недоброжелатели описывали так: успеют они или не успеют при случае доехать до аэропорта Шереметьево. Лужков вполне логично не хотел вступать в борьбу на стороне тех, кого он считал проигравшими. Он хотел объединяться с победителями.

Волошин, едва возглавив администрацию, пытался оказывать Лужкову знаки внимания, приезжал к нему в гости, пил с ним чай. Но эти чаепития ни к чему не приводили: Лужков не мог сдержаться и, когда видел слабость президента Ельцина, инстинктивно переходил в атаку. Однако информационная война между Лужковым и Семьей почти уничтожила и его рейтинг. Поэтому мэр Москвы решил схитрить. Он поддержал Примакова в расчете пропустить вперед престарелого патриарха нации, чтобы за его спиной переждать бурю, а через четыре года избраться самому.

Михаил Ходорковский, нефтяной олигарх, который в тот момент тесно общался и с Лужковым, и с Примаковым, уверен, что бросить вызов самому Ельцину они бы не решились, будучи глубоко системными людьми. По мнению Ходорковского, целью их борьбы было все же добиться от Ельцина права стать его преемниками. Однако на втором уровне – против окружения президента и его Семьи – битва шла всерьез.

Никакого противовеса популярному отставнику Примакову у Кремля не было. За год до окончания ельцинского срока Семья начала кастинг на должность преемника Ельцина. Он закончился только к августу – премьер-министром был назначен директор ФСБ Владимир Путин. Молодой, никому не известный, чекист, бывшая правая рука Анатолия Собчака, растерявшего былую популярность демократа первой волны.

За два дня до его назначения боевики из Чечни вторглись в соседнюю северокавказскую республику Дагестан. Так Путин стал первым премьером, которому не пришлось заниматься проблемами экономики и терять из-за этого рейтинг – он боролся с внешним врагом и только зарабатывал на этом очки. Месяц спустя террористы взорвали два дома в Москве – это стало ударом по позициям мэра Лужкова и еще немного помогло Путину.

Но все равно поверить в то, что скомпрометировавшая себя Семья сможет выиграть выборы, было невозможно. «Примаков – человек обреченный на то, чтобы выиграть президентские выборы» – так говорил в эфире главный телеведущий страны, председатель совета директоров телеканала НТВ Евгений Киселев всего за три месяца до Нового года, в сентябре 1999 года. Рейтинг Примакова был наибольшим, его поддерживал мэр Москвы Лужков и почти все российские губернаторы. Его финансировали две крупнейшие нефтяные компании страны, «Лукойл» и ЮКОС, ему давал деньги Владимир Евтушенков, которого называли «русским Биллом Гейтсом», его поддерживал «Газпром» и главный медиамагнат страны Владимир Гусинский, поэтому Примакова и хвалили на НТВ, самом авторитетном телеканале страны.

Главное даже не это. Три месяца оставалось до парламентских выборов. Прокремлевская партия ни разу еще не выигрывала думских выборов, а на этот раз все обстояло еще хуже. Никакой своей партии у Кремля не было. А вот у Примакова имелась партия, которая рассчитывала выиграть парламентские выборы. В нее входили почти все губернаторы страны, а значит, административный ресурс по всей стране был именно на стороне Примакова. «Отечество – вся Россия», или сокращенно ОВР, была абсолютным фаворитом.

Мечты о захоронении Ленина снова пришлось отложить. Борьба с наследием коммунизма отошла на второй план – сначала нужно было победить бывшего коммуниста Примакова.

Зашел в коменты что бы сказать что к середине уже напрочь про Ленина забыл, такой захватывающий сюжет,а тут у всех так)

Что характерно в те времена все это не казалось таким интересным, т.к зачастую события развивались медленно и взаимосвязь происходящего, простому обывателю проследить было не всегда возможно

Когда я в первый раз был в Москве, а точнее - на Красной Площади, случайно услышал занимательный диалог девочки лет десяти и ее мамы. Девочка все никак не могла понять, почему в этом домике, Мавзолее, лежит какой-то дядя Ленин , ведь когда люди умирают, их хоронят . И видно было, что маме самой сложно для себя ответить на вопрос, почему «этот дядя Ленин» лежит в усыпальнице, будто египетский фараон, а не там, где обычно лежат после смерти.

Я попытался разобраться в этом вопрос. И все узнал. Как обычно, все оказалось интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Почему не хоронят Ленина

Для начала некоторые результаты всероссийского опроса 2016 года на эту тему:

  • Не видят ничего плохого в том, что Ленин в Мавзолее 53% россиян.
  • Категорически против захоронения 32%.
  • Захоронить надо, но не сейчас : 24%.

А теперь подробнее. Когда Ленин умер, а это случилось 21 января 1922 года, как обычно в таких случаях, была назначена дата похорон на 27 января. Однако как оказалось, желающих посетить похороны катастрофически много . Со всего мира в Москву начали съезжаться делегации, и поток этот все не заканчивался. Многие желающие проститься с Лениным не успевали приехать в Москву.


А кроме того, один из первых людей страны, Лев Троцкий, тоже не успевал в Москву , будучи на Кавказе. Поэтому в спешном режиме был сооружен временный мавзолей . Планировалось, что до конца января все желающие успеют приехать, простятся с Лениным, после Ильича похоронят. Даже получили согласие на это жены Ленина, Надежды Крупской.

Оказывается, идею не хоронить Ленина , (еще когда сам Ленин был жив, но уже сильно болел) на заседаниях Политбюро в 1923 году потихоньку внедрял в умы руководства большевиков Сталин , видимо, решивший еще тогда создать нечто вроде новой большевистской религии , если это можно так назвать. Об этом позже вспоминал Лев Троцкий.


Ну и плюс к этому, ряд ученых, которые в то время осуществляли бальзамирование тела Ленина и контроль над ним, верили в возможность науки в будущем оживлять умерших людей , при условии сохранения умершего тела. Вот так и получилось, что был создан Мавзолей, и забальзамированный Ленин оказался там.

Ну а в наше время вопрос о его похоронах вообще усложнился. В России очень много людей голосуют за коммунистов, около 20% россиян . И они, в большинстве своем, категорически против захоронения Ленина. Реальная попытка захоронить его может привести к серьезным социальным волнениям.

Министр культуры Владимир Мединский в очередной раз поднял вопрос о захоронении трупа Ленина. «Я как считал, так и считаю, что тело должно быть предано земле. Я соблюл бы все необходимые ритуалы. Поскольку это высшее должностное лицо, если такое решение будет принято, захоронение должно быть произведено со всеми подобающими государственными ритуалами, почетом, воинским салютом, на достойном месте», - передает слова Мединского Regions.ru .

По словам министра, решение о захоронении до сих пор не принималось потому, что на выборах это наверняка убавило бы голоса для власти. «Добавит это немного, а убавит электората точно много», - считает Мединский. По его мнению, в случае захоронения тела Ленина Мавзолей должен остаться частью ансамбля Красной площади. «Его надо оставить. Возможно, сделать открытый музей советской истории — это был бы очень посещаемый музей с дорогими билетами», - сказал министр.

В.Мединский, напоминает издание, не впервые затрагивает эту тему: в январе 2011-го, накануне годовщины смерти Ленина, еще будучи депутатом Госдумы, он сказал: «Я считаю, что каждый год мы должны поднимать один и тот же вопрос о выносе останков тела Ленина из мавзолея. Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади. Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело - главное дух. Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость. Многих оскорбляют рок-концерты на Васильевском спуске, но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство - концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. (…) Общеизвестно, что сам Ленин не собирался возводить себе никаких мавзолеев, и его живые родственники - сестра, брат и мать были категорически против. Они хотели похоронить его в Санкт-Петербурге вместе с матерью. Но коммунистам было наплевать на желания и на самого вождя и на его родственников. Им было необходимо создать культ, подменяющий религию и сделать из Ленина нечто, замещающее Христа. Нечто не получилось. С этим извращением необходимо заканчивать».

В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросом: Почему вопрос о захоронении Ленина постоянно обсуждается, но не решается?

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил эпизод из Ветхого завета: «На закате Иерусалимского царства один из царей позволил во внутреннем дворе Иерусалимского храма поставить языческие статуи, идолы. И за это Иерусалимское государство было захвачено завоевателями и разорено. Так пишет священная история. Что такое Красная площадь? Это внутренний двор, святилище под открытым небом. Лобное место - это алтарь, раньше большие скопления людей стояли там на Пасху и молились. И то, что сейчас для людей, одержимых борьбой с Церковью, принципиален вопрос оставления этого языческого по сути капища в виде Мавзолея, где лежит мумия Ленина, это искажение сакрального пространства святой Руси и Москвы как центра святой Руси. Для верующих это тоже принципиальный вопрос: восстановить то самое сакральное пространство в центре Москвы. Но не ценой скандалов, провокаций и дестабилизации общества. Это должен быть всеобщий акт примирения».

«Я как православный выступаю "за" захоронение Ленина, но и знаю, насколько мы далеки от этого момента. Если общество созреет, то и произойдет так, как мы хотим. Поэтому я с Мединским согласен: думаю, он достаточно мудр, чтобы добиваться захоронения не любой ценой и не большевистскими методами, поскольку сейчас у нас очень нестабильная и тревожная обстановка, идут настойчивые попытки организовать беспорядки и реализовать "оранжевый" сценарий - в этих условиях не надо подкидывать поводы скандалить», - считает священник.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что все дело в психологии чиновников - «как бы чего не вышло», и их желания «усидеть на нескольких стульях». «Они себя так двойственно ведут, например, и по вопросу о строительстве новых храмов. Они вроде бы не против, но почему-то ничего не хотят делать. Высшие ценности их на самом деле не интересуют, только место, ради которого они и маму с папой продадут. Сама же эта мумия дорога только выжившим из ума престарелым коммунистам - им уже ничего не объяснишь. Но это абсолютное меньшинство. А почему эту гадость мы все должны терпеть? Никаких перемен к лучшему у нас не будет, пока мы не откажемся от имен воров и убийц на наших улицах и не выбросим эту мумию. Ее не хоронить надо, а выстрелить ею из пушки. Если она кому нужна, пусть забирают. Пусть Г.А.Зюганов ее у себя в квартире хранит», - считает о.Сергий.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, считает, что «когда неразложившееся тело палача и губителя России лежит на почетном месте - это оскверняет не только Красную площадь, но и является продолжением оскорбления всего русского народа и православного сообщества». «Нет здесь никакой связи с электоратом, да и ближайшие выборы только через 6 лет», - заметил он. «Конечно, во многом этот вопрос предпочитают не трогать, чтобы сохранить голоса пожилых людей. Но, думаю, главная проблема в полном релятивизме и идейной дезориентации наших властей, которые добро не могут назвать добром, а зло - злом, а также ориентируются на продажные мнимые западные ценности», - считает пастырь.

«Нужна внятная и четкая позиция о добре и зле, которая бы честно и объективно вещалась бы со стороны власти. Но торжество зла пока продолжается, а природа не терпит пустоты, в том числе и природа общественного сознания. Насколько будет плодотворно заявление нынешнего новоназначенного министра, сказать трудно, т.к. не видны изменения в идеологической политике наших властей, но мы молимся, чтобы это состояние не затянулось, иначе последствия могут быть трагическими», - заключил отец Лука.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г.Жуковского Московской области, считает, что «не нам, конечно, судить о степени греховности Ленина, но тот факт, что его тело так много лет выставлено на всеобщее обозрение, наводит на мысль, что грехи его были таковы, что тело все никак не может быть похоронено по-человечески. Столько лет маяться! Есть, видимо, за что». «Мне кажется, что и для самих коммунистов культ Ленина и мавзолея давно уже не актуален. Не хочется предлагать перечитывать Пелевина, но это действительно загадка, почему до сих пор так? Было бы смешно, если бы не было на самом деле так грустно», - заключил он.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «вопрос о присутствии на Красной площади тела Ленина и мавзолея - в каком-то смысле религиозный»: «Ведь очевидно, что в советское время его тело являлось объектом поклонения и почитания. Это символ определенной идеологии. И вот такой очевидно религиозный символ атеистической эпохи, коммунистическая "святыня", по-прежнему украшает главную площадь нашей страны и многими рассматривается как неотъемлемая часть нашей современной жизни. Это неправильно и недопустимо даже с точки зрения современного либерально-демократического общества: явный атрибут языческого религиозного культа делается частью нашей жизни. Поэтому, безусловно, тело Ленина должно быть предано земле. Нужно прекратить его видимое почитание в современном обществе».

«Что же касается мавзолея, то это архитектурный памятник своей эпохи, связанный с именем Щусева. Рушить его не надо, но ничто не мешает его перенесению в другое место - за черту города или на окраину. Более того, надо восстановить и исторический облик Кремля. Это, в частности, восстановление орлов на башнях. Боязнь окончательно решить этот вопрос связана, очевидно, с таким нездоровым консерватизмом нашего общества, который, скорее, отражает наше малодушие, а не верность традиции», - полагает священник.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, считает, что «все-таки у нас еще немало людей, сохраняющих коммунистические убеждения». «Это, конечно, уже люди в основном пожилые, - им, по крайней мере, уже за 50, - продолжил он. - Но для них какие-либо процедуры с телом Ленина и мавзолеем будут казаться кощунственными, почти святотатством, нападением на самое дорогое, что у них осталось. Поэтому сейчас это делать, видимо, нецелесообразно. Спустя определенное время, конечно, нужно будет захоронить».

«Что касается мавзолея, не думаю, что он представляет какую-то культурную ценность. Что делать с этим зданием, пусть решают наши потомки. Когда они разберутся с захоронением, тогда решат, что делать и с мавзолеем. Может быть, его стоит оставить в напоминание о кровавой диктатуре, чтобы этого больше никогда не повторялось», - заключил отец Тихон.