Биографии Характеристики Анализ

Луначарский анатолий васильевич - биография. Вложения для луначарский анатолий васильевич

Луначарский Анатолий Васильевич (псевдонимы - Воинов, Анютин, Антон Левый и др.) (11 ноября 1875, Полтава - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - русский и советский политический и государственный деятель, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик, академик АН СССР (1930).

Родился в семье киевского чиновника. Уже в гимназии, в 14 лет, познакомился с идеями марксизма и будучи гимназистом, руководил подпольной организацией учащихся киевских средних школ (200 человек), изучавшей сочинения демократов 1860-х и народников, устраивавшей маевки. В 1892 вошел в социал-демократическую группу (1892), работал агитатором в рабочем квартале Киева. Как политически неблагонадежный, не получил разрешения учиться в столичных университетах, поэтому уехал в Цюрих, где стал учеником философа-идеалиста, эмпириокритика Р.Авенариуса. Там же познакомился с П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич, которые входили в марксистскую «Группу освобождения труда»; восхищался Г.В.Плехановым, который приобщил его к изучению классической философии, а также работ К.Маркса и Ф.Энгельса.

Атмосфера родительского дома определила выбор жизненного пути.

Луначарский Анатолий Васильевич

В 1897 вернулся в Россию, был избран членом Московского комитета РСДРП, но вскоре был арестован и сослан в Калугу. Там он вместе с другими социал-демократами, особенно - с А.А.Богдановым, оказавшим на него сильное влияние, развернул пропагандистскую работу. Вновь был арестован, сослан в Вологду, затем Тотьму (1901-1903). После II съезда РСДРП стал большевиком. С 1904 - в эмиграции в Женеве, где включен в состав редакций газет «Вперед!» и «Пролетарий». В том же 1904 издал свой первый труд - Основы позитивной эстетики. Считался крупным журналистом РСДРП; на III съезде РСДРП выступал с обоснованием важности организации вооруженного восстания, однако уже тогда у него возникли философские разногласия с В.И.Лениным, ставшие причиной отхода Луначарского от большевизма после участия в Штуттгартском конгрессе II Интернационала 1907.

Опубликовав в 1908 большой труд Религия и социализм, стал основным теоретиком «богостроительства» - богословско-философского переосмысления идей марксизма в духе философии Маха и Авенариуса (обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса). Луначарский полагал, что «философия Маркса есть философия религиозная» и «вытекает из религиозных мечтаний прошлого».

В декабре 1909 стал одним из организаторов группы «Вперед!» (Богданов, Г.А.Алексинский, М.Н.Покровский, В.Р.Менжинский и др.), действовавшей в среде русских политических эмигрантов и выступавшей против использования думской трибуны и других полулегальных и легальных возможностей для партийной революционной работы РСДРП. В своей работе Мещанство и индивидуализм (1909) пытался примирить марксизм с эмпириокритицизмом и религией, что вызвало резкую отповедь со стороны Ленина. В 1910-1911 принимал участие в работе фракционных партийных встреч и «школ» в Италии.

В 1912 отошел от «впередовцев», вошел в 1913 в состав редколлегии газеты «Правда». С началом Первой мировой войны определился как интернационалист, выступал против шовинизма в политике и искусстве. События 1917 застали его в Женеве, где, выступая на митинге 9 января, он утверждал, что «Россия должна сейчас воспользоваться бессилием правительства и усталостью солдат, чтобы с помощью революции произвести коренной переворот». После Февральской революции 1917, оставив жену и сына в Швейцарии, вернулся в Россию, был делегатом первого всероссийского съезда Советов, начавшего работу 3 июня 1917, но 13 июня арестован Временным правительством, заключен в тюрьму «Кресты». Заочно избран в почетные председатели VI съезда РСДРП (август 1917). 8 августа освобожден из тюрьмы, введен в редакции газеты «Пролетарий», журнала «Просвещение». В октябрьские дни 1917 работал в составе Петербургского комитета РСДРП(б).

С октября 1917 и до 1929 - народный комиссар просвещения. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического обучения. Во время Гражданской войны 1918-1920 выезжал на фронты, вел агитацию. Много сделал для сохранения старых памятников архитектуры, культуры в условиях строительства «нового быта».

Старался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, оградить ученых от преследований со стороны ВЧК. Тем не менее, был причастен к сносу части памятников культуры и созданию новых, посвященных деятелям революции и их предшественникам, путем переделки их из уже существующих. Был сторонником организации «философского парохода» 1922 (массовой высылки крупнейших русских ученых и мыслителей за рубеж), увольнениям старых профессоров из советских вузов по политическим мотивам. Бывший автором огромного числа работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, антирелигиозной пропаганды, он не смог предотвратить и фактически санкционировал разгром старой Академии наук во имя создания Коммунистической академии как противовеса традиционному высшему образованию.

(настоящая фамилия - Чарнолуцкий)

(1875-1933) русский писатель, критик, политический и государственный деятель

Даже краткое перечисление всего того, чем занимался Анатолий Васильевич Луначарский, дает представление о его неординарной личности и огромной трудоспособности. Он был профессиональным революционером, блестящим публицистом и оратором, крупным политическим и государственным деятелем, двенадцать лет занимавшим пост народного комиссара просвещения.

Анатолий Луначарский родился в тихом украинском городе Полтаве, с которым связана и судьба прекрасного русского писателя Владимира Короленко . Когда мальчику исполнилось четыре года, мать ушла от своего мужа к статскому советнику А. Антонову, жившему в Нижнем Новгороде. Как позднее вспоминал Луначарский, именно атмосфера родительского дома определила выбор его жизненного пути.

В 1885 году после смерти Антонова от неудачной операции семья Луначарских переехала в Киев. Там Анатолий поступил в Первую гимназию - лучшую в городе. Еще в гимназии он вступает в социал-демократическую организацию и вскоре становится руководителем группы учащихся, изучавших нелегальную социал-демократическую литературу. Одновременно Анатолий Луначарский выступал в рабочих кружках. Когда ему было всего семнадцать лет, в газете, выпущенной гектографическим способом, появилась его первая статья. Поскольку он считался политически неблагонадежным, в аттестате при выпуске ему поставили четверку по поведению.

В то время это закрывало путь для продолжения образования в России. Поэтому Луначарский уезжает в Швейцарию и становится студентом Цюрихского университета. Он получает специальность юриста и одновременно знакомится с руководителями международной социал-демократии Р. Люксембург и Георгием Плехановым .

Анатолий Васильевич Луначарский проучился в Цюрихе два года и в 1897 году вернулся в Москву. Он снова начал работать агитатором и пропагандистом, писать прокламации. Его деятельность привлекла внимание полиции, и вскоре последовал арест. Поскольку Луначарский был достаточно молод, его продержали в тюрьме два месяца и передали на поруки отцу с обязательством не покидать Полтаву и не выступать публично.

Однако Анатолий Луначарский сразу же возвратился в Москву, а через несколько месяцев последовал новый арест. На этот раз молодой революционер просидел в тюрьме восемь месяцев, а затем был выслан в Вологодскую губернию.

Отбыв ссылку в Тотьме, Луначарский вновь устанавливает контакты с большевиками и в 1904 году приезжает в Киев. Там он несколько месяцев работает в городской газете «Киевские отклики», а осенью 1904 года по вызову Ленина приезжает в Женеву. С этого времени и начинается его работа профессионального революционера.

В Женеве ярко проявились ораторские способности Анатолия Луначарского. Он участвовал в работе третьего съезда РСДРП и осенью 1905 года по просьбе Ленина возвратился в Россию, где начал работать в большевистской газете «Новая жизнь». Уже после публикации первых статей становится очевидным, что именно Луначарский является главным публицистом газеты. Но власти очень скоро прерывают его активную публицистическую деятельность, через несколько месяцев Луначарского снова арестовывают и приговаривают к новой ссылке. Однако осенью 1906 года он совершает побег и сразу же покидает Россию.

К этому времени его мировоззрение существенно изменилось. Анатолий Луначарский не принимает того политического экстремизма, к которому призывают большевики вместе с Лениным. Он считает, что власть следует завоевать только парламентским путем.

Эволюция взглядов Луначарского и явилась причиной последующих обвинений в увлечении идеалистической философией и в прочих «смертных», с точки зрения большевиков, грехах.

Постепенно Анатолий Васильевич Луначарский переходит от большевистской публицистики к литературной критике. Он чутко следит за всеми новинками литературы и искусства. Так, в статье «Футуристы» им впервые была показана авангардистская сущность данного течения.

Когда же в марксистской литературе начинается обсуждение ленинского учения о диктатуре пролетариата, Луначарский опять начинает выступать в партийной печати. Постепенно его взгляды снова меняются, и на некоторое время он опять сближается с большевиками. В то время он живет за границей, прекрасно понимая, что на родине будет тотчас арестован и не сможет заниматься литературной и общественной деятельностью.

В 1914 году Анатолий Луначарский публикует цикл статей по истории литературы, где впервые ставит проблему взаимоотношений пролетариата и интеллигенции. Он считает, что интеллигенция вполне может стать союзником пролетариата, особенно когда речь идет о культурной революции.

Статьи талантливого критика сразу же получают восторженную оценку Миксима Горького и на несколько лет определяют литературную политику большевиков. Заметим, что в наши дни Луначарского часто считают посредственным и не совсем профессиональным критиком. Конечно, на его творчество оказывала влияние большевистская идеология, но тем не менее в ряде своих произведений он сумел блестяще предугадать развитие литературы. Некоторые оценки Луначарского отличаются глубиной и тонкостью суждений, как, например, в его статьях о Горьком.

Анатолий Васильевич Луначарский вернулся в Россию в мае 1917 года и сразу же включился в политическую деятельность. Однако он продолжал убеждать товарищей в необходимости мирного захвата власти, что вновь привело к полемике с большевистским руководством. Луначарский становится сотрудником газеты «Новая жизнь», созданной Горьким. Там появляются его острые критические статьи. В числе прочего они были направлены и против войны. Это привело к новому аресту, на сей раз уже со стороны Временного правительства, хотя это и не закончилось тюремным заключением. Популярность Анатолия Луначарского не позволила применить к нему крайние меры. Тем не менее на некоторое время он скрывался в подполье.

После Октябрьской революции Луначарский был назначен народным комиссаром просвещения. Вначале он не жалел усилий для того, чтобы привлечь деятелей культуры самых различных направлений для пропаганды новых идей. Вокруг созданного им журнала «Пламя» объединились писатели с самыми разными взглядами. Он и сам включается в активную писательскую деятельность. Правда, ни его обработки, скажем, Ф. Шиллера, ни оригинальные пьесы, как «Фауст и город» или «Канцлер и слесарь», нельзя считать удачными. Они носили сиюминутный, прикладной характер.

Вместе с тем Анатолий Луначарский яростно выступал против любых перегибов в области культуры. Впервые он заявил о своем несогласии с большевиками и желании выйти из правительства в 1918 году. Он сказал, что не может работать с теми, кто призывает к разрушению старой русской культуры. Но при этом его позиция была позицией стороннего наблюдателя. Он считал, что любые культурные течения имеют равное право на существование.

Анатолий Луначарский первым выступил и с призывом сохранения старых культурных ценностей и даже составил программу подобных мероприятий. Признавая за интеллигенцией право на самостоятельность, он старался защищать ее крупнейших представителей от произвола властей. Именно он отпустил многих деятелей культуры в Европу. Подобная «неразборчивость» не могла пройти незамеченной.

С приходом к власти Сталина , Луначарского начинают постепенно отстранять от руководящих постов. Изгнание из культурной жизни страны сильно сказалось и на состоянии его здоровья. К тому же произведения Луначарского, в которых звучала мысль о недопустимости человеческих жертв и террора, оказались под запретом.

С 1924 по 1932 год он работал председателем бюро по связям с зарубежными писателями. А вскоре он отправился за границу как заместитель главы советской делегации на конференции Лиги Наций по разоружению. Но и там ни на день не прерывал связи с Наркомпросом. А отношение властей к руководимому им наркомату менялось к худшему. Луначарский выступил решительным противником чрезмерной технизации образования, доказывая, что оно должно быть всесторонне сбалансированным. Нарком считал, что только интеллигенция может стать проводником культуры в массах. Поэтому к ней следует относиться с уважением и не преследовать деятелей культуры и искусства.

В феврале 1928 года, Анатолий Луначарский направил Сталину письмо, в котором писал о том, что в высших учебных заведениях существует дискриминация в отношении детей из семей интеллигенции. Он доказывал, что нельзя исключать из вуза на основании одного лишь социального происхождения. Понятно, что это письмо осталось без ответа.

Летом 1929 года Луначарский и несколько других членов коллегии Наркомпроса отказались участвовать в провозглашенной в то время «культурной революции» и подали в отставку. Она сразу же была принята. С уходом Луначарского интеллигенция лишилась защитника и посредника между ней и режимом. Известность Анатолия Васильевича Луначарского не позволяла открыто осудить его, и было решено отправить его в «почетную ссылку».

В то время он уже был тяжело болен, и в 1932 году в Берлине ему был удален правый глаз. Ненадолго Анатолий Луначарский вернулся в Москву, но работать там он практически не смог. Вскоре по настоянию врачей он вновь отправился в Германию на лечение.

А уже через несколько месяцев, в 1933 году, его назначили послом СССР в Испании. Практически это означало негласное указание оставаться за границей.

Летом того же года Луначарский отправился в Париж, где наступило обострение болезни, и врачи настояли на немедленном отъезде в санаторий. Анатолий Васильевич Луначарский поселился в небольшом французском городке Ментона на Лазурном берегу. Там он неожиданно скончался всего за несколько дней до отъезда в Мадрид.

Большая советская энциклопедия: Луначарский Анатолий Васильевич , советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вел пропаганду в рабочих кружках. В 1895-98 - в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда». С 1898 вел революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведен в Вологду, Тотьму (1900-04). Конец 19 - начало 20 веков для Л. - период внутренне противоречивого процесса выработки марксистского мировоззрения и увлечения идеалистической философией Р. Авенариуса, что позднее нашло отражение и в его философских взглядах и эстетических воззрениях: с одной стороны, подчеркивание роли субъективных и биологических факторов, влияние эмпириокритицизма («Основы позитивной эстетики», 1904), с другой - выдвижение на первый план социальных, классовых критериев («Марксизм и эстетика. Диалог об искусстве», 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В ссылке вел пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 Л. по предложению В.И. Ленина уехал за границу, вошел в состав редакций большевистских газет «Вперед», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Л. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооруженном восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала. В 1904-07 Л. играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьезные философские разногласия, которые в годы реакции 1908-10 углубились. Л. вошел в группу «Вперед», стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства («Религия и социализм», т. 1-2, 1908-11; «Атеизм», 1908; «Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Л. были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в эстетике Л. оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М. Горького и др.).
В период 1-й мировой войны 1914-18 - интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП(б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917-29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918-20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.
Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Л. внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования. Л. много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Л. тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы. Л. был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внес огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Л. впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Л. острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Л. одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Л. с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р. Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, Л. «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан) за рубежом.
Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Л. на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.

Человек исключительного и разностороннего таланта - политик, дипломат, оратор, критик, публицист, исследователь, драматург и поэт, которому воздавали должное не только друзья, но даже и враги, - он обладал редкими знаниями в самых разнообразных областях гуманитарных наук, был сведущ в отдельных областях естествознания, биологии, физики, химии и являлся крупнейшим и исключительным эрудитом в области литературы и искусства.


Сын крупного чиновника. Учился в Цюрихском университете. Был близок к группе "Освобождение труда". В 1897 вернулся в Россию, член Московского комитета РСДРП. Несколько раз арестовывался и высылался.

С 1904 в эмиграции. В Женеве входил в редакцию газет "Вперед" и "Пролетарий". В 1907 отошел от большевизма, сторонник группы "Вперед" и "богостроительства". В 1912 отошел от "впередовцев" и в 1913 вошел в состав редколлегии газеты "Правда".

Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического образования. Во время Гражданской войны постоянно выезжал на фронты, вел агитацию и пропаганду в войсках. Пытался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, старался оградить ученых от преследований со стороны ВЧК.

С начала Октябрьской революции, в течение двенадцати лет, он был первым народным комиссаром просвещения. Человек исключительного и разностороннего таланта - политик, дипломат, оратор, критик, публицист, исследователь, драматург и поэт, которому воздавали должное не только друзья, но даже и враги, - он обладал редкими знаниями в самых разнообразных областях гуманитарных наук, был сведущ в отдельных областях естествознания, биологии, физики, химии и являлся крупнейшим и исключительным эрудитом в области литературы и искусства. Тонкий ценитель всех видов искусства, он одинаково глубоко изучал скульптуру классической древности и живопись Возрождения, готическую архитектуру и средневековые примитивы, классическую музыку и историю театра, гравюру и балет. Но совершенно изумительна была его компетентность в области истории новейшего искусства и литературы. Ни одно более или менее заметное явление в области западноевропейского и русского искусства, театра, музыки, кино, живописи, скульптуры, архитектуры не прошло мимо него. Его многочисленные книги и очерки по этим вопросам представляют документальную энциклопедию культуры, искусства и литературы XX в.

Больше всего А. В. Луначарский однако работал в области теории и истории литературы, мировой и русской. Его неоднократно издававшиеся и разошедшиеся в огромных тиражах «Литературные силуэты», курс по истории западноевропейской литературы, «Критические этюды», сборник «Мещанство и индивидуализм», равно и огромная масса его несобранных работ, разбросанных по журналам, сборникам, энциклопедиям (их количество превышает тысячу), содержат широко обобщенные, глубокие, страстные, захватывающие оригинальные характеристики главнейших явлений русской литературы XVIII-XX вв. и мировой литературы с греко-римской эпохи до наших дней.

«Литературная энциклопедия», основателем и главным редактором которой был А. В. Луначарский, с его смертью понесла незаменимую утрату. Он был как бы создан для руководства этим сложным и трудным делом. Громадные знания, политический такт помогали ему избегать тех крайностей, в которые за эти годы не раз впадало литературоведение. А как человек и товарищ исключительной чуткости, внимательности, простоты и обаятельности он умел группировать около себя нужных для дела людей.

С 1927 привлекался к дипломатической работе, зам. руководителя советской делегации на конференции по разоружению. В 1929 оставил пост наркома и назначен председателем Ученого комитета при СНК СССР.

В 1933 Луначарский был назначен полпредом в Испании, но по дороге тяжело заболел и вскоре скончался.

Партия

Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский (11 ноября , Полтава , Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона , Франция) - российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь 1929 года - первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года . Академик АН СССР (01.02.1930) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ LUNACHARSKY Луначарский - О задачах народного просвещения

    ✪ А. Новиков-Прибой - Солёная купель

Субтитры

Биография

Анатолий Луначарский родился в 1875 году в Полтаве , от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829-1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842-1914), принадлежавшей к роду Ростовцевых . Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого , в свою очередь, - результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский » (происходит от дворянского рода Чарнолусские). Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки, при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса ; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса , а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда ».

Вместе с другими «вперёдовцами» (ультиматистами) участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье ; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов ; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», ). Развивал идеи богостроительства .

В конце 1915 года переехал со своей семьёй из Парижа в Швейцарию.

В 1917 году

Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо!

Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного , Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше.

На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её . Был сторонником «однородного социалистического правительства» , но, в отличие от В. Ногина , А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года .

После Октябрьской революции

Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров.

Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе - неизбежен.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм ; первая из них - «Королевский брадобрей» - написана в январе в тюрьме; в создана драма «Пять фарсов для любителей», в - «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (), «Оливер Кромвель» ( ; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине , о событиях 1917 года в России).

Сочинения

Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.

  • Этюды критические и полемические. - Москва : «Правда», 1905.
  • Королевский брадобрей. - СПБ : «Дело», 1906.
  • Отклики жизни. - СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906.
  • Пять фарсов для любителей. - СПБ: «Шиповник», 1907.
  • Идеи в масках. - М.: «Заря», 1912.
  • Культурные задачи рабочего класса. - Петроград: «Социалист», 1917.
  • А. Н. Радищев , первый пророк и мученик революции. - Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
  • Диалог об искусстве. - М.: ВЦИК , 1918.
  • Фауст и город. - Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 1918.
  • Маги. - Ярославль : изд. Тео Наркомпроса , 1919.
  • Василиса премудрая. - Петроград: Гиз, 1920.
  • Иван в раю. - М.: «Дворец искусства», 1920.
  • Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. - М.: Гиз, 1920.
  • Канцлер и слесарь. - М.: Гиз, 1921.
  • Фауст и город. - М.: Гиз, 1921.
  • Искушение. - М.: Вхутемас, 1922.
  • Освобожденный Дон-Кихот. - Гиз, 1922.
  • Фома Кампанелла. - М.: Гиз, 1922.
  • Этюды критические. - Гиз, 1922.
  • Драматические произведения, тт. I-II. - М.: Гиз, 1923.
  • Основы позитивной эстетики. - М.: Гиз, 1923.
  • Искусство и революция. - М.: «Новая Москва», 1924.
  • История западно-европейской литературы в её важнейших моментах, чч. 1-2. - Гиз, 1924.
  • Ленин. - Л.: Госиздат, 1924.
  • Медвежья свадьба. - М.: Гиз, 1924.
  • Поджигатель. - М.: «Красная новь», 1924.
  • Театр и революция. - М.: Гиз, 1924.
  • Толстой и Маркс. - Ленинград: «Academia», 1924.
  • Критические этюды. - Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925.
  • Литературные силуэты. - Л.: Гиз, 1925.
  • . - Севастополь: «Пролетарий», 1925
  • Судьбы русской литературы. - Л.: «Academia», 1925.
  • Этюды критические (Западно-европейская литература). - М.: «ЗИФ», 1925.
  • Яд. - М.: изд. МОДПиК, 1926.
  • На Западе. - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • На Западе (Литература и искусство). - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • Н. Г. Чернышевский , Статьи. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • О Толстом , Сборник статей. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
  • Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским . - М.: изд. «Безбожник», 1928.
  • Максим Горький . - М.-Л.: Гиз, 1929.
  • Пушкин и современность. - «Красная нива», 1929, № 46.
  • Спиноза и буржуазия
  • «Религия и просвещение» (rar)
  • О быте: молодежь и теория стакана воды
Книги Луначарского, изъятые из библиотек в 1961 году
  • Луначарский А. Бывшие люди. Очерк истории партии эсеров. М., Гос. изд., 1922. 82 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Великий переворот (Октябрьская революция). Ч. 1. Изд. изд-ва З. И. Гржебина. Пг., 1919. 99 с. 13 000 экз.
  • Луначарский А. В. Воспоминания. Из революционного прошлого. [Харьков], «Пролетарий», 1925. 79 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Гр. Гиацинт Серрати или революционно-оппортунистическая амфибия. Пг., Изд. Коминтерна, 1922. 75 с.
  • Луначарский А. В. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. М.-Л., Гос. изд., 1927. 134 + с. 35 000 экз.
  • Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М., «Работник просвещения», 1925. 47 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная и пролетарская. Подготовлена к печати В. Д. Зельдовичем. Пг., «Путь к знанию», 1923. 141 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.-Л" «Красная новь», 1924. 209 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Искусство и революция. Сборник статей. [М.], «Новая Москва», 1924. 230 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Итоги решений XV съезда ВКП(б) и задачи культурной революции. (Доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 г.) М.-Л., «Моск. рабочий», . 72 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Культура в капиталистическую эпоху. (Доклад, сделанный в Центральном клубе Моск. пролеткульта им. Калинина.) М., Всерос. пролеткульт, 1923. 54 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Литературные силуэты. М-Л., Гос. изд., 1925. 198 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Наши задачи на фронтах труда и обороны. Речь на заседании Совета рабочих, крестьянских и красноармейских и казачьих депутатов 18-го августа 1920 г. в Ростове на Дону. Ростов на Дону, Гос. изд., 1920. 16 с.
  • Луначарский А. В. Очередные задачи и перспективы народного образования в республике. Свердловск, 1928. 32 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Очерки марксистской теории искусств. М., АХРР 1926 106 с 4 000 экз.
  • Луначарский А. В. Партия и революция. Сборник статей и речей. ГМ.1, «Новая Москва», 1924. 131 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Просвещение и революция. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1926. 431 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Пять лет революции. М., «Красная новь», 1923. 24 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Революционные силуэты. Все издания по 1938 г. включительно.
  • Луначарский А. В. Социальные основы искусства. Речь, произнесенная перед собранием коммунистов МК РКП(б). М., «Новая Москва», 1925. 56 с. 6 000 экз.
  • Луначарский А. В. Третий фронт. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1925. 152 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. и Лелевич Г. Анатоль Франс. М., «Огонек», 1925. 32 с. 50 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Покровский М. Н. Семь лет пролетарской диктатуры. [М.], «Моск. рабочий», 1925. 78 с. Моск ком. РКП(б). 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Скрыпник Н. А. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. Доклады на VII съезде Союза работников просвещения. М., «Работник просвещения», 1929. 168 с. 5 000 экз.
Собрания сочинений