Биографии Характеристики Анализ

Майор привез мальчишку на лафете художественные средства. Дети и война


Билет №19.

1.Расскажите о судьбах детей на войне. Прочтите наизусть стихотворение К.М Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…» или А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Война, развязанная Германией, принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, превратила в руины города и села. Весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях солдаты проявляли чудеса героизма; их матери, жены и дети, заменив мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна жила одной мыслью: «Все для фронта! Все для победы!».

Тема «Дети и война» особенная в литературе того периода. В книгах В. П. Катаева «Сын полка», К. Симонова «Сын артил­лериста», А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и других показано, как дети наравне со взрослыми вы­стояли в тяжелых условиях войны.

У людей, прошедших жернова войны, никогда не утихнет боль души за не вернувшихся из боя, сгоревших в пожарах, рас­стрелянных, сожженных в печах фашистских концлагерей.

Герой стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста» - наш ровесник. Он обычный мальчишка: шаловливый, любопытный, непоседливый. Рассказчик даже не знает его имени. Поступок, который совершил мальчик, можно назвать подвигом, потому что его помощь танкисту решила исход боя и, может быть, спасла ему жизнь.

Дети на войне наравне со взрослыми совершали подвиги. Поэтому танкист благодарит мальчика как взрослого, как равного. Мальчик воспринимает свой поступок не как подвиг, а как свой долг. Таких безымянных героев во время войны среди детей было очень много.

В стихотворении Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» лирический герой рассказывает не о сражении, а об одной встрече на дорогах войны, в самом ее начале. Можно только представить себе, что пришлось пережить мальчику в крепости, которая первой приняла на себя удар фашистов в июне 1941 года. Седой мальчишка заставил вспомнить о своем сыне, который был далеко от войны. Но, идя в бой, он понимает, что сражается за всех детей.

^ Своим стихотворением поэт говорит: война не должна калечить детские судьбы, детские души, поэтому он и не может «домой вернуться», пока не выполнит свой долг.

Дополнительно можно рассказать о героях самостоятельно прочитанных произведениях, например о герое повести Катаева «Сын полка», или о ком-нибудь из пионеров-героев.


  1. Укажите, какими средства достигается юмористический эффект в произведениях Саши Черного?
Рассказы Саши Чёрного - юмористические произведения. Юмористический эффект в рассказе «Кавказский пленник» достигается следующими средствами.

Во-первых, юмористический эффект создается названием произведения.

Рассказ называется «Кавказский пленник», и мы сразу же вспоминаем произведение Л.Н.Толстого с таким же названием. Мы ждем сюжета, чем-то напоминающего историю Жилина и Костылина, а в рассказе Саши Чёрного сначала описывается городской сад, а потом мы знакомимся с маленькими девочками, играющими в «кавказского пленника». Несоответствие ожидаемого и того, что мы прочитали в рассказе, и создаёт комический эффект.

^ Эпитеты - «Захолустная речонка, А речка была славная

Метафора - …Переливалась солнечной чешуёй вода», дворняжка Тузик – лохматая серая муфта с хвостиком…

^ Сравнение - «…вынесли длинную-длинную лёгкую гичку, будто пила рыба …купаться пошла…».

точно скворец её куклу клюнул или через форточку пышку с маком унёс».

^ Олицетворение - «Скворец …на ветке внимательно склонил голову: знакомая песня! В прошлом году слышал…».

В-третьих, смешны главные героини рассказа – Валя и Катюша. Девочки опечалены судьбой главных героев только что прочитанного ими рассказа Толстого. Они воспринимают события, описанные в произведении, как реальность, поэтому стараются придумать продолжение судьбе Жилина и Костылина: «…больно-пребольно высечь… крапивой» татар, прислать Дине русскую азбуку, женитьба Жилина и Дины.

В-четвертых, комический эффект создает описание игры девочек, которые пытаются точно воспроизвести события полюбившегося им рассказа. Но роль Костылина, которым никто не хотел быть, исполнил Тузик, а у Дины появилась подружка, а потом девочки решили быть Диной по очереди. Да и условия в «плену» были такие, что ни «Жилин», ни «Костылин», не захотели покидать яму, и обе «Дины» присоединились к «пленным».

Смешной и финал рассказа. Вернувшись домой вместе с мамой, девочки перестают грустить о судьбе Жилина и Костылина, ведь им было так весело, когда они нграли в кавказского пленника.

Итак, рассказ Саши Черного «Кавказский пленник» - юмористическое произведение.

Билет №20


  1. Расскажите о балладе как лиро-эпическом жанре на примере баллады Р.Л Стивенсона «Вересковый мед». Прочтите наизусть отрывок.
1.Баллада - лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. В основе сюжета баллады, как правило, какая-то тайна. Сюжет баллады развивается в диалоге.

Сюжет обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

2.В англо-шотландской народной поэзии жанр баллады сложился в XIV-XVI в.в. Баллады эти были наполнены трагизмом, таинственностью, в них обязательно присутствовал драматический диалог.

Каждый житель Шотландии гордится своей историей, историей своих предков и очень хорошо знает балладу Стивенсона “Вересковый мёд”.

^ 3.Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет.

Сюжет баллады составляют несколько картин- эпизодов:

1) Экспозиция – 1-6 строфы

2) Завязка – 7 - 10 строфы.

3) Развитие действия - 11 -13 - .

г) Кульминация – 14 - 20 .

д) Развязка – 21- 23

^ 4.Баллада – это лироэпическое произведение. Чьи же чувства она выражает?

А) Как выражаются чувства героев.

Какие чувства владели королём?

Какие чувства владели пиктами?

Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных? (1-2 строфы).

(Король “безжалостный к врагам”, “глядит угрюмо”, “гневно промолвил”, пикты же – “малютки медовары”, “бедные пикты”, “маленькие люди”).

5. Найдите черты баллады в “Вересковом мёде”.

(исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка).

2. Проследите литературную композицию в рассказе К.Г Паустовского «Заячьи лапы».

Композиция произведения – это его построение. Особенности соединения элементов сюжет: завязки, развития действия, кульминация, развязка - определяют композицию произведения.

Например, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» имеет обратную композицию . События в нем не следуют одно за другим, по порядку, последовательно. Сначала мы узнаём о том, как дед и внук пытаются вылечить больного зайца. А потом из рассказа деда мы узнаем, почему дед так заботится о зайце. Оказывается, этот заяц спас ему жизнь.

Завязка действия – Кульминация – Развязка – (привести примеры по тексту рассказа).

Повествование ведётся от третьего лица. В композицию рассказа включен еще один рассказ: дед рассказывает о то, как он чуть не убил зайца, а тот потом спас ему жизнь.

Такое построение рассказа делает его интересным, немного таинственным, помогает нам правильно понять произведение.

Работа с текстом.

Чтение по частям с анализом и словарной работой.

О чем это стихотворение?(Судьба ДЕТЕЙ в годы Великой отечественной войны.). Мы определили тему стихотворения.

Любое произведение имеет свое особенное построение. Это называется композицией.

На сколько частей можно разделить это стихотворение? (Стихотворение можно разделить на две части: первая - рассказ о встрече с мальчиком; вторая - обращение к человеку, читателю, который не был на фронте (женщине)).

А) Выразительное чтение и анализ первой части.

Кто главный герой стихотворения? («Седой мальчишка»).

Сколько лет мальчику? (10 лет). А почему седой? (В каком возрасте люди седые: в старости, много прожили, пережили. (Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе - смерть матери. Это горе не под силу порой выдержать и взрослому человеку, а здесь с ним столкнулся практически ваш ровесник).

Есть ли имя у мальчика? (Имени в стихотворении мы не находим. Автор показывает этим, что таких детей было много).

Из стихотворения мы узнаем, откуда мальчик? («Из крепости, из Бреста»)(18 слайд)

- Брестская крепость? Вы слышали о ней? Брестская крепость - это крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу.
Поэта-рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста.

- В тексте встретилось незнакомое слово: лафет, что оно означает ?(19 слайд) (Запись в тетрадь: лафет - станок артиллерийского орудия. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал.)

Б) Выразительное чтение и анализ второй части.

- Как вы понимаете слова: "Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой..."

(Автор вспоминает, вероятно, о жене, которая уговаривает его не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...)

(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне понаслышке и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу).

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца" . Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут "домой прийти... до конца": они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои). Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенок, вернувшись вместе с ними домой после победы, "поцелует горсть своей земли".)

- Что же называет Константин Симонов домом солдат, которые столкнулись с этим мальчишкой? (Домом солдат во время ВОв были те места, которые нужно было защищать от немецких солдат.)

Какова основная мысль второй части? (Во второй части автор обращается к своей жене и сообщает ей, что война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Тот, кто столкнулся с этим мальчишкой, не сможет развернуться и уйти домой. Солдат вернется домой только тогда, когда «тот мальчишка вернется вместе с нами и поцелует горсть своей земли» ).

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Берёзка»

Школа

Открытый урок литературы в 5 классе

Тема урока: Дети и война. К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Тип урока: комбинированный

Основные технологии: личностно-ориентированное

Обучение, компьютерные

Технологии

Учитель русского языка и

Литературы: Синицына Т.И.

2014-2015 уч.год

Урок литературы в 5-м классе.

Тема урока: Дети и война. К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Цель:

1) Показать, что война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

2) Обучать выразительному чтению, развивать навыки анализа, закреплять понятие «баллада»;

3) Развивать у учащихся чувство исторической памяти, осмысления значения войны для нашего народа, показать несовместимость радости детства и горя войны.

Наглядность: видеоролик «Дети войны» и песня Тамары Гвердцители; презентация к уроку, фонохрестоматия 5 кл.

Виды деятельности: рассказ учителя, прослушивание грамзаписи, устное словесное рисование, рассматривание иллюстрации, беседа,

Эпиграфы к уроку: Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Л.Н. Толстой

Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети.
Ираида Мордовина

Ход урока

1.Постановка цели и задачи урока: просмотр видеоролика «Дети войны». Тамара Гвердцители.

Итак, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его тему? (Дети и война).

Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о детях во время Великой Отечественной войны. Наша задача- узнать, почувствовать, как поэты передали эту тему, какие мысли и чувства пробуждают произведения о Великой Отечественной войне, как художники в своих произведениях отразили это время.

Запись темы урока в путевой лист .

Какими они были, дети войны? Героями?

Герой слово особое. Его не каждому присвоишь. Были самыми обыкновенными мальчишками.

Вот адресованное матери фронтовое письмо:

«Хочется обнять тебя, поцеловать свою милую маму.

Знаю, что каждый день ты переживаешь обо мне. Я вынес с поля боя немолодого солдата. Он умирал у меня на руках и звал свою маму и с этими словами умер»

2.Подготовка к восприятию:

Какие ассоциации у вас вызывают эти два ключевых слова: ДЕТИ и ВОЙНА (запись ассоциаций в путевой лист). (Сл.1. презентации)

Обратим внимание на эпиграфы: (Сл.2. презентации)

Читаем, думаем, почему они, такие разные, поставлены рядом?

(Детство- самая лучшая пора, радостная, когда все тебя любят, мир полон красок, а война- это горе и смерть, надо воевать ради жизни, дети и война несовместимы.)

Звучит песня «Священная война» (1 куплет) ". (Сл.3. презентации)

Какой названа в песне война? (священная, народная, идет смертный бой)

Почему же народ весь поднялся на борьбу с фашизмом? Что нес фашизм нашей стране? Рассмотрим иллюстрацию картины А.А. Пластова «Фашист пролетел».

Что вы увидели? Что произошло?

(русская осень, бредут коровы, воет вслед улетающему самолету собака, а на переднем плане лежит убитый мальчик- пастушок.)

Что вы почувствовали, глядя на эту картину?

(боль, жалость, сострадание к убитому)

Чем ужасна война, по мнению художника?

(несет страдания, гибель, и больше всего страдают самые беззащитные- дети).

(Разве должно быть таким ДЕТСТВО?!!)

3. Новый материал

В годы войны многие поэты и писатели были на фронте, видели горе, страдания, смерть. Агния Барто, Маргарита Алигер, Самуил Маршак, Константин Симонов многие стихи о войне, о любви к Родине посвятили детям, они писали о несовместимости войны и детства, показывали бесчеловечность фашизма. Трудной теме «Дети и война» посвятил свое стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» поэт К. Симонов.

1) Выступление подготовленного ученика: (Сл.4. презентации)

- Константин Симонов родился в Петрограде (сейчас- Санкт-Петербург), но все детство провел в далеких военных городках, так как отчим был военным, и семья часто переезжала. Своего родного отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мама научила его любить литературу и поэзию. Симонов закончил школу, получил рабочую специальность токаря, но стал писать стихи, публиковать их в газетах и журналах, затем учился в Литературном институте. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом на фронте, его стихи солдаты переписывали, учили наизусть: «Жди меня, и я вернусь», «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие. После войны Симонов писал романы, пьесы, воспоминания. Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

Запись в путевой лист: факты из жизни К. Симонова.

События войны дали обширный материал для стихотворений. Героями их становились юные участники войны. Одно из них посвящено героям Брестской крепости.

2) В ыступление подготовленного ученика: Послушайте некоторые исторические справки, запишите в путевой лист одно предложение , что это за город Брест . (Сл.5-6. презентации)

- Брестская крепость находилась на границе Советского Союза, с первого дня войны гарнизон вместе с жителями оказался в окружении врага, но не сдался, а продолжал воевать, не хватало боеприпасов, еды, люди гибли, но не сдавались. Спастись удалось немногим. Среди солдат были и дети.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете". Читает заслуженный арт. А. Симановский. Обратите внимание, как актёр голосом пытается передать трагичность ситуации, душевное состояние героя. (Сл.6. презентации)

3) Анализ произведения

Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оставило стихотворение? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)

(откройте учебники стр.148)

Назовите тему этого произведения (о чём оно)?

Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

( многие погибли, как мать мальчишки, трудные военные дороги, раненый отец; поседевший от горя, увидевший смерть мальчик спал, привязанный к станку артиллерийского оружия. " Седой мальчишка")

Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"? (Сл.7. презентации)

(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)

(Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)

Запись в путевой лист : лафет - станок артиллерийского орудия. (Сл.8. презентации)

Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, "За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?

(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.)

(Обращается к тем, кто не был на фронте, знает войну со слов других, а тем, кто участвовал в боях, видел отступление, чувство сострадания проникло глубоко в душу, они мечтают вернуть Родину, увидеть, как ребенок возвратится домой.)

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

(Такое не забывается. Сколько бы ни миновало мирных лет, этот эпизод войны будет постоянно напоминать о прошлом.)

Обратите внимание, что лирический герой как бы к кому-то обращается: "Ты говоришь, что есть еще другие, "Твой мальчик спит.» К кому? Ведь собеседника нет?

(У лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах - боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг.)

(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации (Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.), тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.

Но если не вернется??? (ЗАЧИТАЙТЕ ) если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну, т.е. детей и их мам, от врагов.)

С историей мальчишки и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме внутреннего монолога (записать в путевом листе определение) .

Прочти определение баллады, докажите, что это стихотворение – баллада. (стр. 279)

(в основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря- юный участник войны- мальчик.)

Зачем Симонов рассказал эту историю? (Сл.9. презентации)

Стихотворение К. Симонова - это монолог мужчины-воина, его горькие размышления. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети, и взрослые.

4) Рассказ подготовленного ученика. (Сл.10 Презентации) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Твардовский родился в 1910 году в семье кузнеца, человека начитанного. Мать происходила из дворян. С самого раннего детства познакомился с русской классикой

Заветной книгой был томик Некрасова.

В 1930 году поступает в Смоленский институт. Во время войны 1941-45г. был военным корреспондентом, пишет стихотворения о войне, написал поэму «Василий Тёркин»

5) Чтение наизусть учеником стихотворения «Рассказ танкиста» (Сл.11 Презентации)

6) Анализ стихотворения

Можно ли это стихотворение назвать балладой?

Как характеризует мальчика Твардовский?

Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

Можно ли поступок мальчика назвать геройским?

Как рассказчик поблагодарил мальчика?

Как вы понимаете строки:

А) Всё нынче как спросонку…

Б) Бедовый, из тех, кто главарями у детей

В) А он гвоздит – не выглянуть из башен…

Г) И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Мы знаем … и не знаем о войне. Знаем, потому что читаем о ней, смотрим фильмы. А не знаем, потому что не осознаём, что наше счастье с лихвой оплачено кровью тех, кому в 41-м было даже меньше 17лет.

4. Синквейн. (Сл.12-13 Презентации)

Составьте в путевых листах синквейн по теме урока.

(Детям понятие синквейн знакомо, определиться с темами помогает учитель.)

(Сл. 13 Презентации)

5. Итоги урока.

Стихотворение О. Фокиной «Подснежники» читает учитель. (Сл.14 Презентации)

Матери, отца совсем не помнил.

Помнил он пожары, толпы беженцев,

Мертвецов, которых не хоронят.

Виселицу помнил там, на площади…

При нужде умел, хоть и не вор был

Из-под носа утащить у лошади

Ячменем наполненную торбу.

И машину, бешено летящую,

Мог догнать и намертво вцепиться

В жесткий борт, чтоб унести на кашу

Под рубашкой пригоршни пшеницы.

Рос мальчишка далеко не неженкой,

С малолетства зная лишь потери,

Ненавидел нытиков и «вежливых»,

В доброе добро совсем не верил.

И не шутки ради, а сознательно

Жег себя, угрюмо стиснув зубы,

Он и солнце сделал истязателем,

Наводя на тело через лупу.

Знал, как все дружки его вихрастые,

Разрезаясь в кровь осколком банки,

Будут пятки осенью распластаны

Льдом – куда больнее, чем стеклянкой.

Приходил в порезах и царапинах.

Плакала, над ним склоняясь, бабка.

А мальчишка только зябко вздрагивал,

В камешек сжимался, но не плакал.

Рос мальчишка далеко не неженкой,

Но чего не встретишь в царстве сонном!

И приснились раз ему подснежники,

Синие бубенчики со звоном.

Будто бы бежал он к ним сугробами,

Силою неведомой влекомый,

Листьями какими-то особыми,

Запахом, до радости знакомым.

Будто, издеваясь над мальчишкой,

Бил, царапал, жег его шиповник,

И в лицо бросали сосны шишками,

Словно бы мальчишка был разбойником.

И на снег упал он обессиленный,

Не способный больше к обороне,

А подснежник глазоньками синими

Будто, как живой, мальчишку понял.

Стебельком качая над сугробами,

Сам пришел к мальчишке близко-близко

С листьями, как руки папы, добрыми,

Милый, твои ножки не устали ли?

Сыт ли ты? Твои рубашки чисты ли?

Мама!

И подснежники растаяли.

Папа!

Ни бубенчиков, ни листьев.

Только ветер где-то хлопнул ставнею,

Только бабка охнула тревожно.

…с этой ночи вовсе дома стало

Удержать мальчишку невозможно.

Следом за апрельскими ветрами

Убегал за город в одиночку,

Снег в лесу раскапывал руками,

Каждую осматривая кочку.

Он искал подснежники, конечно,

Синие бубенчики со звоном,

Чтобы пережить любовь и нежность

Наяву, как в дивном царстве сонном.

Солнце все сильнее улыбалось,

Ручейки текли из-под ладоней.

А когда и снега не осталось –

Нет таких цветов – мальчишка понял.

Жизнь мальчишке показалась горше,

И себя мальчишке стало жальче.

Слезы покатились, как горошины,

На мальчишкин хлеб – сосновый пальчик.

Все! Он больше чудесам не верит,

Он уйдет из сладостного плена!

Слишком велика его потеря,

Чтобы можно ей найти замену.

Только все ж на солнечной опушке

Он, вздохнув, нарвал цветов букетик,

Чтобы дома спрятать под подушкой

Голубые, простенькие – эти.

Горсть цветов, наверно, безымянных,

Он сорвал бездумно и небрежно.

Для чего мальчишке имена их?

Не под снегом – значит не подснежники

Значит, не звенят они, не пахнут,

Листьями мальчишку не погладят.

Он не знал, как дома дружно ахнут,

На него, расстроенного, глядя.

Он не знал, что дома, как шальные,

Прямо к потолку его подбросят,

Что ему простят все-все вины его,

Где он был, что делал он, не спросят.

Наш родной, любимый, наш упрямый! –

Две шинели брошены на стулья…

Кончилась война – они вернулись!

Но у этой неизбывной ласки

Быть в долгу мальчишка не захочет.

Он подаст цветы - не без опаски.

Господи, подснежники…

Сыночек!

Домашнее задание (одно по выбору): (Сл.14 Презентации)

3) Что вы знаете о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны?

4) Нарисовать рисунок,

6) «Брестская крепость в художественных образах» - подобрать картины художников о защитниках Брестской крепости.


ПУТЕВОЙ ЛИСТ ученика (цы) 5 класса ________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________________

Запишите ваши ассоциации по этой теме

ДЕТИ-ВОЙНА

  1. Запишите 2-3 запомнившихся факта из биографии К. Симонова.
  1. Словарная работа:

Брест –

Лафет –

Внутренний монолог – художественный приём: воспроизведение речи действующего лица, обращённой к себе или другим, но не произнесённой вслух.

3.Подчеркните те слова, которые отвечают на вопрос: з ачем Симонов рассказал эту историю?

Стихотворение К.Симонова - это монолог мужчины-воина, его горькие размышления. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети и взрослые.

4. Составьте синквейн по теме урока и запишите его.

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

5. Домашнее задание (одно по выбору):

1) Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...".

2) Написать сочинение "След войны в моей семье".

3) Что вы знаете о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны? – письменный ответ или презентация.

4) Нарисовать рисунок, сделать фотоколлаж по изучаемой теме.

5) Сочинение по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя».

6) «Брестская крепость в художественных образах»- подобрать картины художников о защитниках Брестской крепости.


Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

Тема. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. "Майор привёз мальчишку на лафете".

Цель деятельности учителя:

Рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлечённом темой Великой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессии, сумевшем сохранить о себе мнение как о порядочном человеке;

Акцентировать внимание учащихся на изображении героического прошлого России в творчестве К.М.Симонова;

Совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.

Предметные:

Умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Метапредметные:

Личностные:

Знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта.

Регулятивные:

Понимать и сохранять учебную задачу;

Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану.

Познавательные:

Подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер;

Создавать небольшую зарисовку (воспоминания о войне).

Коммуникативные:

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока:

Чтения и изучения произведения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

I. Организационный этап: включение учащихся в деятельность

Длительность этапа - 1мин.

II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний)

Длительность этапа - 10 мин.

III. Открытие нового знания.

Цель: развить умения анализировать поэтические произведения.

Длительность этапа - 20 мин.

IV. Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности.

Длительность этапа - 5 мин.

V. Домашнее задание.

Цель этапа: организация самостоятельной работы учащихся.

Создаёт эмоциональный настрой(Добрый день!Я желаю вам сегодня получить не только новые знания, но и положительные эмоции и заряд активности на весь день). Проверяет готовность к работе

Какое домашнее задание было задано?

Создаёт проблемную ситуацию:

Вы вспомнили об обороне Брестской крепости по презентациям учащихся. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке дальше?

Учитель дополняет рассказ-презентацию о К.М.Симонове.

Учитель выразительно читает стихотворение "Майор привёз мальчишку на лафете".

Работа над анализом стихотворения по плану:

К какому роду литературы относится это произведение? (проза, поэзия, драма)

Назовите тему (о чём?)

Выделите основную мысль (идею текста)

Особенности организации текста (количество строф, стихотворный размер, структура, изобразительное средство)

Что поразило рассказчика и что он хочет сказать своим стихотворением?

Работа над выразительным чтением: учитель помогает расставить логические паузы, ударения, поддерживает соответствующие интонации.

Ответить на вопросы:

Как вы считаете, почему стихотворение К.М.Симонова написано торжественным слогом, каким было бы уместно писать клятву или присягу?

Расскажите о ваших впечатлениях об уроке?

Какие произведения о Великой Отечественной войне, где героями являются дети, вы прочитали?

Что вы узнали о войне?

1. Выучить наизусть стихотворение К.М.Симонова "Майор привёз мальчишку на лафете"или подготовить сообщения, презентации, стихи, песни о Великой Отечественной войне (всё это должно касаться военной темы и семьи учащихся).

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Учащиеся рассказывают наизусть выразительно стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"

Учащиеся показывают свои презентации на тему "Брест-крепость-герой"

Формулируют тему урока, ставят цели урока.

Подготовленный заранее ученик показывает презентацию о К.М.Симонове (учащиеся в произвольной форме записывают в тетрадь информацию о поэте).

Учащиеся слушают выразительное чтение.

Учащиеся анализируют стихотворение, читают его выразительно (частями и в целом)

Учащиеся читают стихотворение выразительно по строфам.

Учащиеся письменно в тетради выполняют задание 2 стр. 161.

Отвечают устно на вопросы

Записывают задание в дневник, уточняют его.

Индивидуаль-ная

Индивидуаль-ная, фронтальная

Индивидуаль-ная

Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: выразительное чтение стихотворения

Регулятивная: целеполагание;

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование цели.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из услышанного

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных умений

Регулятивные: Оценивают свою работу.