Биографии Характеристики Анализ

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Фергюсона34

Утверждения

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

Мне не с кем поговорит

Для меня невыносимо быть таким одиноким

Мне не хватает общения

Я чувствую, будто никто не понимает меня

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне

Нет никого, к кому бы я мог обратиться

Я сейчас больше ни с кем не близок

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

Я чувствую себя покинутым

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

Я чувствую себя совершенно одиноким

Мои социальные отношения и связи поверхностны

Я умираю от тоски по компании

В действительности никто как следует не знает меня

Я чувствую себя изолированным от других

Я несчастен, будучи таким отверженным

Мне трудно заводить друзей

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.
Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» - на 2, «редко» - на 1 и «никогда» - на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Интерпретация

высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов,

от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества,

от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.

Чувства, которые ассоциируются с одиночеством

Факторный анализ эмоциональных состояний одинокого человека

отчаяние

депрессия

невыносимая скука

самоуничижение

Отчаяние

Нетерпеливость

Ощущение собственной непривлекательности

Подавленность

Никчемность

Беспомощность

Опустошенность

Желание к перемене

Ощущение собственной глупости

Напуганность

Изолированность

Скованность

Застенчивость

Утрата надежды

Жалость к себе

Раздражительность

Незащищенность

Покинутость

Меланхолия

Неспособность взять себя в руки

Отчужденность

Ранимость

Тоска по конкретному человеку

Факторный анализ причин одиночества

свобода от привязанностей

отчужденность

уединенность

вынужденная изоляция

перемена места

Отсутствие супруга

Чувствую себя «белой вороной»

«Прихожу домой в пустой дом»

Привязанность к дому

Пребывание вдали от дома

Отсутствие партнера

Непонимание со стороны других

«Всеми покинут»

Прикован к постели

Новое местоработы или учебы

Разрыв отношений с супругом,
с любимым

Никчемность

Отсутствие средств

Слишком частые переезды или передвижения

Отсутствие близких друзей

Частые разъезды

Факторный анализ реакций на одиночество

печальная пассивность

активное уединение

прожигание денег

социальный контакт

Учусь или работаю

Транжирю деньги

Звоню другу

Делаю покупки

Иду к кому-нибудь в гости

Сижу и размышляю

Слушаю музыку

Ничего не делаю

Делаю зарядку

Переедаю

Принимаю транквилизаторы

Занимаюсь любимым делом

Смотрю телевизор

Хожу в кино

Пью или «отключаюсь»

Читаю
Музицирую

Люди веками пытались избежать одиночества или привыкнуть к нему. Несогласный – проклинал одиночество, смирившийся – не замечал, мудрый – наслаждался. Одиночество существовало, и значит оно необходимо.

Первые психологические исследования одиночества сосредоточивали внимание на личностном самовосприятии этого состояния. Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств. Он считал, что, стремясь к признанию и любви, люди зачастую показывают себя с внешней стороны и поэтому становятся отчужденными от самих себя. Уайтхорн поддержал это мнение: «Некоторое существенное несовпадение между самоощущением «Я» и реакцией на «Я» других порождает и обостряет чувство одиночества; этот процесс может стать порочным кругом одиночества и отчуждения».

Таким образом, Роджерс и Уайтхорн полагают, что одиночество порождается индивидуальным восприятием диссонанса между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие.

Эта идея была проверена немногими исследованиями. Эдди выдвинул гипотезу о том, что одиночество связано с несоответствием между тремя аспектами самовосприятия: самовосприятием личности (актуальное «Я»), идеальным «Я» личности и представлением личности о том, как ее видят другие (отраженное «Я»).

Зачастую низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, которая мешает установлению или поддержанию удовлетворительных социальных взаимоотношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они более склонны относить неудачи в общении за счет внутренних, самообвиняющих факторов. Люди, невысоко себя оценивающие, ожидают, что другие тоже считают их ненужными. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нем. В целом низкая самооценка зачастую воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и поведения, которая искажает социальную компетентность, подвергая людей риску одиночества.

Чувствовать себя одиноко можно и наедине с собой, в толпе людей и даже рядом с любимым человеком. Решение проблемы одиночества в том, что надо определить, какого именно общения и с кем не хватает, какой информации и каких впечатлений не достает, и именно этот недостаток восполнять.

Насколько ты одинок?.. Тест на чувство одиночества. Методика субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона.

5 Rating 5.00 (2 Votes)

Опросник предложен Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.

Цель методики: исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

Испытуемому предлагается рассмотреть ряд утверждений последовательно и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к его жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда" (табл. 10).

Таблица 10. Опросник "Шкала одиночества"

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

Мне не С кем поговорить

Для меня невыносимо быть таким одиноким

Мне не хватает общения

Я чувствую, будто никто

действительно

не понимает меня

Я застаю себя

в ожидании, что люди

позвонят или напишут

Нет никого, к кому я мог бы обратиться

Я сейчас больше ни с кем не близок

Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи

Я чувствую себя покинутым

Я неспособен

раскрепощаться

и общаться с теми, кто

меня окружает

Я чувствую себя совершенно одиноким

Мои социальные отношения и связи поверхностны

Я умираю по компании

В действительности никто как следует не знает меня

Я чувствую себя изолированным от других

Я несчастен, будучи таким отверженным

Мне трудно заводить друзей

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка результатов: подсчитываете количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов "часто" умножается на три, "иногда" на два, "редко" - на один и "никогда" - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества -60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.

Тест "Незаконченные предложения"

Этот тест относится к методикам, изучающим мотивационную сферу и направленность личности (рис. 16). Мотивы - это побуждения, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить, случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Рис. 16.

Мотивы отличаются друг от друга видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются.

Центральным элементом мотивационной сферы личности является ее направленность. Направленность - это система осознанных целей, которые активно достигаются в процессе деятельности. К. К. Патонов выделяет следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень - это общественная значимость направленности человека, зависящая от того, в какой мере цели деятельности личности соотносятся с общественными идеалами. Это качество направленности связано с моральным обликом и идейностью личности.

Широта направленности связана с разнообразием целей, которые ставит перед собой человек.

Интенсивность направленности определяется степенью оформленности, осознанности и активности, лежащих в основе ее побуждений.

Устойчивость направленности - это ее устойчивость во времени, степень сопротивляемости отвлекающим воздействиям. Устойчивость направленности связана с волевыми свойствами личности.

Действенность - это степень реализации целей направленности в практической деятельности.

Целью теста является исследование направленности индивида, системы его отношений. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 60 незаконченных предложений, каждое из которых направленно на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и притязаний.

Обработка результатов. Все предложения в соответствии с ключом (табл. 11) разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке, где графически изображается профиль личности.

Таблица 11. Ключ к тесту "Незаконченные предложения"

Показатели уровня субъективного ощущения одиночества по методике Фергюсона, Рассела

Младшая возрастная группа

Старшая возрастная группа

Проведенное исследование выявило, что показатели ощущения одиночества у мужчин в обеих возрастных группах соответствуют низкому уровню, а у женщин - среднему уровню. При этом различия между мужчинами и женщинами не являются статистически значимыми. Также заметна тенденция у мужчин к снижению средних показателей ощущения одиночества от младшего к старшему возрасту. Возможно, с годами у людей происходит привыкание к своей жизненной ситуации, снижается острота переживания и происходит принятие всего того, что было прожито и проживается в настоящий момент.

Особенно высокий уровень одиночества выявлен у лиц старшей возрастной группы, проживающей в интернате. Показатели в этой группе соответствуют среднему уровню ощущения одиночества по шкале Рассела-Фергюссона. У мужчин он составляет 22,6 балла (для сравнения: у мужчин, проживающих в семьях-10,1 балла). У женщин проживающих в интернате- 33 балла, у проживающих в семьях-13,4 балла.

Описание: Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.

Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.

Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, "кто я такой в этой жизни". Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Текст опросника (вопросы).

Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
1 Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
2 Мне не с кем поговорит
3 Для меня невыносимо быть таким одиноким
4 Мне не хватает общения
5 Я чувствую, будто никто не понимает меня
6 Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне
7 Нет никого, к кому бы я мог обратиться
8 Я сейчас больше ни с кем не близок
9 Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
10 Я чувствую себя покинутым
11 Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
12 Я чувствую себя совершенно одиноким
13 Мои социальные отношения и связи поверхностны
14 Я умираю от тоски по компании
15 В действительности никто как следует не знает меня
16 Я чувствую себя изолированным от других
17 Я несчастен, будучи таким отверженным
18 Мне трудно заводить друзей
19 Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
20 Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.

Сумма ответов «часто» умножается на 3,
«иногда» - на 2,
«редко» - на 1
и «никогда» - на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Методика создана Д. Расселом и М. Фергюссоном и направлена на выявление переживания одиночества.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл), «никогда» (0 баллов). Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой. Текст опросника 1.Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.

6. Я часто застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14. Я умираю по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов. Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Интерпретация. Высокой степени одиночсетва соответствуют 41-60 баллов, средней - от 21 до 40 баллов, низкой - от 0 до 20 баллов.

Тест -«Тоска по нежности»

Тест взят из книги: Женская психология / Сост. Н. А. Литвинцева. - М„ 1994. В тесте изменены мною вопросы 4,10 и 16 для того, чтобы им могли пользоваться и лица мужского пола.

Инструкция. Люди, открыто или подсознательно, тоскуют по нежности, чувствуют потребность в ней, и им кажется, что сами они в состоянии одарить ею. Однако



522 Приложение

самому это трудно оценить. Чтобы облегчить эту самооценку, ответьте на следующие вопросы (для вопросов 1-17 ответы только а) да, б) нет).

1. Будучи ребенком, вы охотно давали себя целовать дядям и тетям?

2. Были ли нежны к вам ваши родители?

3. В детстве вы много имели плюшевых игрушек?

4. Испытываете ли вы зависть или грусть, когда видите целующихся влюбленных?

5. Любите ли вы танцевать?

6. Предпочитаете ли вы медленные танцы?

7. Есть ли у вас привычка грызть карандаш?

8. Удается ли вам добиваться всего, что планируете?

9. Нравится ли вам смотреть на себя в зеркало в неглиже?

10. Имеете ли вы что-либо против, когда в кафе, ресторане, транспорте, кино за вас платят?

11. Как вы едите: скорее медленно, чем поспешно?

12. Хотели бы вы иметь (а может, имеете?) больше, чем троих детей?

13. Очень ли вы чувствительны к шуму?

14. Любите ли вы без всякого стеснения восхищаться красивыми детьми, людьми, предметами?

15. Знают ли вас как человека, дающего поручения и делающего замечания?

16. Охотно ли вы избавляетесь от игрушек своего детства, особенно которые были вами любимы?

17. Считаете ли вы, что можно быть нежным без эротических намерений?

18. Как вы оцениваете нежность других?

а) она стесняет вас;

б) считаете, что ее можно проявлять всегда и везде;

в) относитесь сдержанно.

19. Какая порода собак вам больше нравится? а)гончая;

б) пудель;

в) спаниель;

20 Как вы поступаете с любовными письмами?

а) сохраняете их на «вечную память»;

б) выбрасываете их немедленно;

в) храните их, пока влюблены. Обработка результатов

По 3 очка засчитывается за ответы: 1а, 2а, За, 5а, 6а, 9а, 10а, 12а, 17а, 186, 19г.

По 2 очка засчитывается за ответы: 4а, 7а, 136, 19в, 20а.

По 1 очку дается за ответы: 8а, 11а, 14а, 15а, 16в, 18в, 196, 20в.

Выводы

Если вышло менее 20 очков. Вы не совсем так нежны, как о себе думаете. Правда, вы хотели бы, чтобы те люди, которые вас окружают, были бы ласковы с вами, но сами не хотите проявлять теплые чувства. Для этого вы просто холодны, слишком трезвы, слишком часто руководствуетесь разумом, а может быть, вы просто не умеете проявлять чувства? Вероятно, так вас воспитали. Ведь ребенок сначала должен

Приложение 523

узнать нежность, чтобы потом ей научиться. И только потом сможет одаривать ею других.

Если набралось 20-35 очков. Если бы за нежность ставили оценки, то вы получили бы три с плюсом, и даже еще больше при условии, что смогли бы переломить страх и стеснение в проявлении своих чувств.

Если очков более 35 Вы человек, полный нежности, не способный скрывать свои сердечные чувства. У окружающих не видите недостатков, у вас облегчены отношения с людьми.

Если в этом тесте вы получили более 45 очков, то это значит, что вы идеальная мать или идеальный отец.

Методика «Самооценка эмоциональных состояний^

Методика предложена Г. Айзенком. В предлагаемом варианте взяты две шкалы из четырех, относящиеся к эмоциональным состояниям.

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит к вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл, если совсем не подходит, то 0 баллов.

Текст опросника

1. Не чувствую в себе уверенности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен. 4..Легко впадаю в уныние.

5. Беспокоюсь о только еще воображаемых неприятностях.

6. Меня пугают трудности.

7. Люблю копаться в своих недостатках.

8. Меня легко убедить.

9. Я мнительный.

10. С трудом переношу время ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18. Чувствую растерянность перед трудностями.

19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.

20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

Обработка результатов опроса. Подсчитайте сумму баллов, набранную по каждой шкале: шкала тревожности - ответы «да» на вопросы 1-10; шкала фрустриро-ванности - ответы «да» на вопросы 11-20.

Постановка диагноза. 0-7 баллов - низкая выраженнось склонности к данному состоянию, 8-14 баллов - средняя выраженность склонности, 15-20 баллов - высокая выраженность склонности к состоянию.