Биографии Характеристики Анализ

Михаил баранов биография. Михаил баранов

Начал заниматься йогой в 1995 году, в 1996-2000 посещал семинары Андрея Сидерского (Киев), а также тренинги и регулярные классы множества других преподавателей, доступных в тот момент времени на территории СНГ. В 2002-2010 гг. преподавал в Московском Аштанга Йога Центре, в 2004 – окончил сертификационный курс Андрея Лаппы (1 и 2 уровень Универсальной йоги), в 2002–07 – обучался в Индии под руководством Бал Мукунд Сингха (Дели) – асана и сукшма-вьяяма в традиции школы Дхирендры Брахмачари, и доктора Мадавана (Тамил Наду) – шаткарма, асаны и пранаяма в традиции школы Свами Шивананды, а также на тренингах-интенсивах Шандора Ремете (Австралия), проходивших в 2004 и 2005 году в России, тренингах по аштанга-виньяса йоге Марка и Джоан Дарби (Канада) в России и Индии. В 2008–09 закончил 250-часовой курс повышения квалификации по программе «Йогатерапия и Аюрведа». В 2010 году прошел 40-часовой курс Дэвида Свенсона (сертификационный курс учителей по аштанга-виньяса йоге). 2018 г. – Курс “Основы Эриксоновской гипнотерапии” в Московском Институте Гипнотерапии и Семейной Психотерапии (ИГИСП) под руководством Михаила Гинзбурга.

С 2003 года проводит семинары в России и за рубежом, с 2005 – регулярные курсы по пранаяме, с 2011 – организатор, методист и ведущий преподаватель курса подготовки инструкторов “Йога108″.

Сертификаты: “Universal Yoga – first & second levels” (А.Лаппа, 2004), “Vivekananda Institute of Yoga Therapy” (Dr. M. Madhavan, 2006), «Йога-терапия и Аюрведа» (Академия традиционных систем оздоровления совместно с АЙЦ и Институтом Интегративной Психологии Профессионального Развития).

Автор и разработчик ряда методических программ по асанам и пранаяме разного уровня сложности, многочисленных учебных видеопрограмм по практике хатха-йоги, множества тематических статей и книги “Йогическое питание в средней полосе”. Режиссер документального фильма “Йога: взгляд на традицию глазами современности”.

С 2001 года практикует буддийскую медитацию випассана (с 2007 года – в традиции «Тайская лесная сангха»), с 2006 года практикует пранаяму и медитацию в традиции крия-йоги линии Лахири Махасаи (Шри Шайлендра Шарма, Говардхан). С 2010 г. заместитель главного редактора и постоянный автор международного онлайн-журнала Wild Yogi. В 2011 совместно с Ильей Журавлевым организовал международный фестиваль Йога-Радуга.

Фотогалерея Михаила Баранова

Илья Журавлев


Основатель центра, ведущий преподаватель.

Сертифицированный преподаватель Международной Федерации Йоги. После окончания РГГУ со степенью магистра философии стал преподавать йогу, посещать Индию и жить там подолгу.

Первым учителем йоги был Джаякумар Свамишри из Майсора, он преподавал в традиции Свами Кувалаянанды и Бангалорского йога-института, несколько лет вел группы по йоге в индийском посольстве в Москве. У него начал практику в 1995-96. В 2001 году занимался в Morarji Desai National Yoga Institute в Дели (школа Дхирендры Брахмачари) под личным руководством Бал Мукунд Сингха, в том же году продолжил практику аштанга-виньяса йоги в Майсоре у Б.Н.С. Айенгара (Bramatantra Parakala Mutt) – это был зал на втором этаже храма Хаягривы, именно в нем в 30-е годы преподавал сам Шри Т. Кришнамачарья (учитель Б.Н.С. Айенгара). Также я занимался аштанга-виньясой у В.Шешадри (Mysore Mandala Yogashala). В 2003 году обучался в Ashtanga Yoga Research Institute в Майсоре у Шри К. Паттабхи Джойса и Шарата Рангасвами. Помимо этого посещал занятия йогачарьи Гопала Кришны (Бангалор), в ашрамах Ришикеша (Йога Никетан Ашрам, Йогашала Свами Самарпананды Сарасвати из Бихарской школы) и Пондичерри (Йога-институт Свами Гитананды).

Изучал шаткармы, пранаямы и медитацию в традиции Шивананда йоги под руководством доктора М.Мадавана (Vivekananda Yoga Therapy Institute, Тамил Наду, 2006) и получил из его рук сертификат в 2006. Закончил тренинг подготовки учителей йоги в ашраме Шивананда йоги (2008, Нейяр Дхам, Керала). Участвовал в тренингах-интенсивах Шандора Ремете («Йога Теней», 1999), Кали Рэй («Трай йога»), Габриэллы Джубиляро (Йога Айенгара), Дэвида Свенсона (закончил сертификационный курс подготовки для инструкторов Аштанга-виньяса йоги, 2010), Марка и Джоан Дарби (Канада, ученики П.Джойса с 1978 года). Андрея Лаппы (Универсальная йога, 1-й и 2й уровень, тренинг для учителей, 2004).
Сертифицированный преподаватель Виньяса-Крама Йоги Шри Т. Кришнамачарьи (стиль, который практиковал и преподавал сам Кришнамачарья), обучался на преподавательском курсе у прямого ученика Кришнамачарьи – Шри Шриватса Рамасвами.

Знаком с тибетскими стилями практики асан (Янтра йога в традиции Намкая Норбу Ринпоче, преподаватель Фабио Андрико; Трул Кхор в традиции Юндрунг Бон, преподаватель Тензин Вангьял Ринпоче). Закончил курс «Йога и Аюрведа» Дэвида Фроули (American Institute of Vedic Studies), курс традиционного тайского массажа в школе ТMC (Чиангмай, Тайланд). С 2005 года практикую крия-йогу в традиции Лахири Махасаи (Шри Шайлендра Шарма, Говардхан). Сертифицированный гипнотерапевт (курс “Эриксоновская терапия и гипноз” под рук. профессора М.Р. Гинзбурга, Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, Москва). Прошел курс обучения Past Life Regression Therapy у Рифы Ходжсон (Канада), ученицы Майкла Ньютона. Прошел курс по терапии погружения в прошлые жизни (Past Life Regression Therapy) с Браеном Уайсом (Brian Weiss, США)

С 1999 года был одним из основателей и ведущих преподавателей московского Аштанга Йога Центра, с 2005 преподавал на курсе для учителей московского АЙЦ. В 2011 совместно с Михаилом Барановым основал центр Йога108 и курс для учителей по одноименной методике. В 2003-2010 г.г. являлся заместителем главного редактора московского журнала “Йога”. В 2010 совместно с Максимом Ясочкой основал онлайн-журнал Wild Yogi (главный редактор). В 2011 совместно с Михаилом Барановым организовал международный фестиваль Йога-Радуга.

Фотогалерея Ильи Журавлёва

Мария Воробьева

Ведущий преподаватель.

Сертифицированный преподаватель Международной Федерации Йоги. Заинтересовалась йогой в 1997 году. С 1997 по 1999 год посещала текущие классы в московском центре йоги Айенгара, занималась у Сергея Михайлова, Инны Машьяновой. С 1997 по 2000 принимала участие в семинарах Андеря Лаппы (Киев), Андрея Сидерского (Киев), А. Зенченко. Преподает йогу с 2001 г., с 2002 года регулярно обучается в Индии. Индийские учителя хатха йоги: доктор йогатерапии Мунусами Мадаван (директор Vivekananda Yoga Institute, Карур, Тамил Наду), Бал Мукунд Сингх (школа Дхирендры Брахмачари), В. Шешадри (ученик Б.Н.С. Айенгара, который, в свою очередь, является одним из учеников Шри Т. Кришнамачарьи). С 2004 года ежегодно проходит обучение в Институте Аштанга Йоги Шри К. Паттабхи Джойса (Майсор, Индия) под руководством Шри К. Паттабхи Джойса и Шарата Рангасвами. Посещала занятия йогачарьи Гопала Кришны (Бангалор), в ашрамах Ришикеша и Пондичерри. Принимала участие в тренингах-интенсивах Кали Рэй, Доминика Кориглиано (США), Рейнхарда Гамментхалера, Лино Миеле, Дэвида Свенсона, проходивших в Москве и Петербурге. В 2003-2007 году была постоянным автором и фотокорреспондентом московского журнала «Йога», а также, переводчиком на семинарах многих ведущих зарубежных преподавателей йоги. С 2007 по 2011 являлась ведущим преподавателем Аштанга Йога Центра в Петербурге.
В 2008-09 окончила курс повышения квалификации по программе «Йогатерапия и Аюрведа». С 2003 года проводит семинары в России и за рубежом. Вела занятия по преподавательскому мастерству, асанам, стилям йоги в московском Аштанга Йога Центре. Преподает на курсах для учителей центра Йога108 и Аштанга Йога Центра в Санкт-Петербурге. С 2005 года практикует крия-йогу в традиции Лахири Махасаи (Шри Шайлендра Шарма, Говардхан). Прошла курс для преподавателей йоги по углубленному изучению анатомии хатха-йоги, а также методики Инь-йоги под руководством Поля Гриллея (США). Является одним из ведущих преподавателей сертификационного курса Йога108 преподавания йоги для беременных.

Сертификаты:

  • «Крымский Институт Физической Культуры на основе практической Йоги», А. Зенченко,
  • «Институт йога терапии им. Вивекананды» доктор М.Мадаван,
  • «Йогатерапия и Аюрведа» - Академия традиционных систем оздоровления совместно с АЙЦ и Институтом Интегративной Психологии Профессионального Развития,
  • «Йога и Аюрведа» Американский Институт Ведических знаний (Д. Фроули),
  • Мария является авторизованным преподавателем традиционной аштанга-виньяса йоги, получив в 2010г. сертификат на право преподавания от внука Шри К. Паттабхи Джойса, ныне директора его йога-института Шарата Рангасвами, Майсор, Индия.
  • Курс для преподавателей йоги: “Анатомия, Теория и Практика”, “Инь йога” – Поль Гриллей (США)

Фотогалерея Марии Воробьёвой

Алексей Киселев

Преподавательский стаж – с 2009 года. Сертификаты, курсы, семинары:

  • 2009-2011 проходил у Андрея Лаппы курс для преподавателей по Универсальной Йоге. В общей сложности прослушал и здал экзамены больше, чем по 500 часам теории и практики.
  • 2009 год – серия из 12 занятий по пранаямам с Ольгой Любомирской
  • Август 2010 сдал на Танец Шивы 3 уровень.
  • Август 2010 года тренинг интенсив у Анатолия Зенченко по Ишвара Йоге
  • Сентябрь 2010 – май 2011 окончил курс для преподавателей в Аштанга Йога Центре 1 с правом преподавания в начинающих и основных группах
  • Октябрь 2011-Октябрь 2012 прошёл обучение и получил диплом государственного образца в «ИНСТИТУТЕ ТРАДИЦИОННЫХ СИСТЕМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ» под руководством Сергея Агапкина по профессии «Инструктор – методист по ЛФК» (специальность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)») и специализацией «ЙОГАТЕРАПИЯ».
  • Зимой 2012 года в Индии прошёл курс доктора Мадавана «Шаткармы и основы пранаям»
  • 2012 год – прошёл первый уровень по международной программе подготовки учителей Кундалини Йоги KRI (Института Исследования Кундалини, США).

Учителя: Универсальная йога – Андрей Лаппа, Иван Свиридов; Йогатерапия – Сергей Агапкин, Артём Фролов; Хатха – Михаил Константинов, Наталья Янчук, Антон Самсонов; Свастха Йога – Сергей Агапкин, Сергей Бабкин, Илья Ананьев; Адвайта Веданта – Панкадж Ведант; Кундалини йога – группа преподавателей программы подготовки учителей Кундалини Йоги KRI, Павел Корнеев, Юлия Титова.
В 2013-2014 окончил курс подготовки преподавателей “Йога108″ под рук. М.Баранова и И.Журавлева в Чирали, Турция, с правом преподавания групп основного уровня.

Алексей Киселев: “Для меня йога – это образ мышления и образ жизни. Считаю, что йога много может дать каждому человеку. Занятия могут быть совсем разные: это зависит от степени здоровья и подготовленности тела и сознания, образа жизни и вида рабочей деятельности. Йога рассматривает человека как систему оболочек (физической, психической и др.), поэтому в занятии я стараюсь дать упражнения для каждой из них: разминку для тела, прана-вьяямы, асаны (позы), динамические переходы между асанами (виньясы), дыхательный упражнения (пранаямы). Для продвинутых групп повороты в пространстве, сложные пранаямы, основы медитации”.

Фотогалерея Алексея Киселева

Олеся Винниченко

Сертифицированный преподаватель хатха йоги. Закончила курсы преподавателей йоги в Аштанга Йога Центре (Москва) в 2010 году. Обучалась в Индии в Йога Центре доктора Мадавана (Тамил Наду), а также на тренингах-интенсивах Леонида Гарценштейна (Кишинев), Михаила Баранова и Ильи Журавлева, Андрея Лаппы (Киев), Виктора ван Кутена (Греция), ведущих учителей Аштанга виньяса йоги – Лино Миеле (Италия), Дэвида Свенсона (США). Вот уже несколько лет занимается изучением санскрита и тибетского языка.

Фотогалерея Олеси Винниченко

Ирина Кребс

Сертифицированный преподаватель хатха-йоги. В 2011 году закончила курс преподавателей Аштанга Йога Центра. Обучалась у ведущих преподавателей АЙЦ, а также на семинарах доктора Мадавана (Индия), Михаила Баранова, Сергея Угрюмова (Центр йоги Айенгара). Закончила курс по практике пранаямы С. Агапкина и М.Баранова. Прослушала курс йога-терапии Артёма Фролова, обучалась на семинарах Дилипкумара К.В. (“Терапевтическая йога при проблемах позвоночника”), Оксаны Смоликовой (ТРИМ), Лоис Штайнберг (“Практика йоги для женщин”), Юлии Черкасской (“Йога для беременных”). Ведущая групп “Легкая йога” (мягкая практика для людей любого возраста, направленная на оздоровление, укрепление и развитие гибкости тела) и “Йога для женской репродуктивной системы”.

Фотогалерея Ирины Кребс

Анна Алексеева

“Мастер спорта по спортивной гимнастике. В 1993г. окончила Московский институт физической культуры. В том же году начала преподавать в области фитнеса. Сама начала заниматься йогой в 1999г. в школе Б.К.С. Айенгара в Москве. И уже в 2001г. начала преподавать йогу в рамках фитнес клуба. В 2008г. успешно окончила сертификационный курс для преподавателей по йоге при Аштанга Йога Центре. Тогда же стала интересоваться философией йоги и индуизма. Изучаю Аюрведу и Васту.

Преподаю в традиционном стиле хатха-йоги с использованием безопасных техник освоения простых и сложных асан. В практике использую базовые пранаямы. Предпочитаю не привязываться к какой-либо школе йоги, но использую различные направления для наилучшего воздействия. Мои занятия рассчитаны как на начинающих, так и на тех, кто, практикуя йогу, стремится усовершенствовать свою практику путем осознания своего тела. В занятия входят практики пранаямы, динамические виньясы и статические положения тела, и практика расслабления – Шавасана. Каждое занятие, как правило, не похоже на предыдущее. Всегда есть простор для творчества. Специалист по йоге для беременных, восстановлению после родов, женской йоге.”

Алексей Боркин



“Йогу практикую с 2008 года. Посещал различные йога-семинары. Обучался у следующих преподавателей: Михаил Баранов, Илья Журавлёв, Сергей Агапкин, Артём Фролов, Михаил Галаев, Дмитрий Дёмин, Юлия Синявская и др. В 2015 году окончил сертификационный курс преподавателей йоги по методике Йога 108 (Центр «Йога 108» Михаила Баранова и Ильи Журавлёва).”

В 2018 году окончил курс по йогатерапии в Санкт-Петербургском Институте Восточных Методов Реабилитации (ИВМР) под руководством А.Фролова и получил диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Инструктор – методист по адаптивной физической культуре».

Ольга Шишкалова

Выпускница МГИМО (У) МИД РФ. Занимаюсь йогой с 2008 года. Закончила курс обучения преподавателей хатха-йоги по методике Йога108, соответствующей стандартам International Yoga Federation и American Yoga Alliance в школе “Йога108″ Михаила Баранова и Ильи Журавлёва в 2017 году. В 2013 году в г. Ришикеше (Индия) обучалась на курсе для инстуркторов йоги у преподавателей из Бангалорской школы йоги им. Вивекананды (Vivekananda Yoga Anusandhana Samsthana).

Анфиса Валявина

Образование: Уральский Государственный Педагогический Университет, Магистр высшего педагогического образования – 2013г.; International Yoga Ashram SAMADHI – Инструктор хатха-йоги – 2015 г., Институт Традиционных Систем Оздоровления под руководством С.Н. Агапкина, студентка, курс «Йогатерапия» 2015-17гг., Институт Традиционных Систем Оздоровления под руководством С.Н.Агапкина, студентка, курс «Адекватная йога» 2016-17гг., сертификационный курс тайского массажа «METTA SCHOOL» 2016г.

О себе: “Практикую йогу с 2013 года, приверженец здорового образа жизни, с ранних лет увлекаюсь бегом, обливанием. Вегетарианка, практикую регулярное голодание. Люблю путешествовать, каждое новое путешествие расширяет сознание и мироощущение. Непрерывно занимаюсь самообразованием, каждая книга - это новая страничка в жизни, будь то научно-медицинская литература, классика или древние ведические тексты, они захватывают, переворачивают сознание или, наоборот, подтверждают тобой открытое. С радостью делюсь своим опытом и знаниями. Рада каждому ученику, мои практики подойдут как начинающим, так и практикующим. Индивидуальный подход позволяет давать нагрузку согласно уровню физического развития персонально для каждого.”

Вера Карханина


Вера Карханина преподает хатха-йогу и является сертифицированным специалистом по тайскому массажу. Йогу начала практиковать с 2008 года. Практика преподавания - с 2011 года.

2013-2015: обучение на курсе профессиональной переподготовки по специальности «Инструктор-методист ЛФК, специализация - Йогатерапия» (Институт традиционных систем оздоровления). Март 2015 - по настоящее время: обучение в KPJYAI, Майсор, Индия. Наставник - Шарат Р.Джойс.

Прошла курс для преподавателей по Аштанга виньяса йоге, Дэвид Робсон (Toronto, Canada), курс для преподавателей в Аштанга Йога Центре, основной уровень, курс для преподавателей по Аштанга виньяса йоге, Дэвид Робсон (Toronto, Canada), участвовала в семинарах в Москве под руководством современного Хранителя традиции, Шарата Р.Джойса (Индия, Майсор.)

Ольга Шункевич (Чудакова)

“Впервые на класс йоги я попала еще в 2000 году в Аштанга йога центр. Тогда и пришло понимание, что йога - это моё. Состояние «во время практики» и «после практики» ударной волной выбросило меня на новый этап видения другой новой реальности. С того момента мне посчастливилось поучиться у многих интереснейших преподавателей разных направлений и стилей: Андрей Лаппа (Универсальная йога), доктор Мадаван (Yoga Therapy Institute), Дэвид Свенсон (Аштанга йога), Марк и Джоан Дарби (Аштанга йога), Бал Мукунд Сингх (школа Дхирендры Брахмачари), Михаил Баранов, Илья Журавлев, Михаил Константинов, Алексей Раев, Денис Заенчковский, Екатерина Сивакова, Игорь Долбышев и др. Именно они структурировали во мне понимание йоги, и я, с благодарностью в сердце ко всем своим учителям, продолжаю практиковать асаны, пранаямы и медитацию випассана.

Начиная с 2010 года я являюсь сертифицированным преподавателем хатха-йоги. На своих классах я стремлюсь донести до учеников понимание сути хатха-йоги, где соревновательный элемент уходит в тень, уступая синхронизации внутренних и внешних процессов через дыхание.”

Фотогалерея Ольги Шункевич

Валентина Цветкова

“Являюсь сертифицированным преподавателем йоги, обучалась в московском «АЙЦ» с 2008 года, и в преподавательской школе «Йога108» М.Баранова и И.Журавлёва, а также на курсах и семинарах Саймона Борга Оливера, на мастер-классах и курсах различных иностранных и российских инструкторов и йогатерапевтов, хорошо знакома с большинством стилей и методик преподавания. Уделяю большое внимание травмобезопасности выполнения асан, корректной технике и отстройке поз, дыханию, а также внутренней работе – работе сознания в процессе. На регулярных группах с 2012 года даю довольно интенсивную практику с плавной динамикой переходов из позы в позу и силовыми фиксациями, сохраняя общее состояние потока внимания и дыхания. Автор статей и заметок о хатха-йоге и медитации. Занимаюсь исследованием возможностей йогатерапевтической коррекцией психического состояния, являюсь членом Санкт-Петербургского йогатерапевтического общества. Исследую и собираю в своей практике наиболее эффективные методы целенаправленной тренировки нервной системы человека йогическими методами, «нейро-йоги», в рамках проекта Neuro Yoga Lab ().

Помимо хатха-йоги изучаю и преподаю созерцательные методы традиционной буддийской медитации и светскую или секулярную, то есть универсальную внерелигиозную практику осознанности. Посещала как довольно длительные ретриты-погружения (в линиях Аджана Чаа, Аджана Буддадасы, Махаси Саядо и Гоенки), так и практические и лекционные занятия, изучая линию Па-Аук Саядо, Саядо У Теджании, школу корейского дзен буддизма, секулярные практики внимательности (mindfulness) и т.д. Организовывала несколько крупных медитационных ретритов в России, а также неоднократно проводила курс хатха-йоги для медитаторов на буддийских ретритах. Организую регулярные открытые занятия по медитации в рамках центра «Йога108». Наибольший интерес для меня связан с интеграцией созерцательной практики и её результатов в обычную жизнь, отношения с людьми, профессиональную деятельность.

Являюсь также дипломированным психологом (МГУ им. Ломоносова) и магистром психологического консультирования и психотерапии (МГППУ). Провожу консультации и коучинг-сессии по изменению образа жизни и привычек в направлении велнесс-ЗОЖ, то есть помогаю сформировать здоровый образ жизни, найти и трансформировать привычки и навыки, влияющие на продолжительность жизни и здоровье.”

Баранов Михаил Дмитриевич заместитель командира эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка (289-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) старший лейтенант. Родился 21 октября 1921 года в деревне Горки ныне Кингисепского района Ленинградской области в семье крестьянина. Русский.


В 1937 году окончил неполную среднюю школу. Работал учеником, затем токарем на Кировском заводе в Ленинграде. В октябре 1938 года окончил Ленинградский центральный аэроклуб. В РККА с 1939 года. В октябре 1940 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. В звании младшего лейтенанта направлен служить в 271-й истребительный авиационный полк (Прибалтийский особый военный округ). В мае 1941 года переведен в 183-й истребительный полк на должность командира звена.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Южном фронте. К октябрю 1941 года уничтожил лично 5 самолетов противника. 5 и 6 ноября награжден 2 орденами Красного Знамени, а 8 ноября в воздушном бою сбил He-111 и Me-109. В феврале 1942 года назначен заместителем командира эскадрильи.

Старший лейтенант Баранов М.Д. к июню 1942 года совершил 176 боевых вылетов, лично сбил 20 вражеских самолетов и 6 уничтожил во время штурмовок на аэродромах.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Михаилу Дмитриевичу Баранову присвоено 12 августа 1942 года.

Вечером 6 августа 1942 года вылетел по тревоге в составе группы истребителей Як-1 на перехват вражеских бомбардировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Me-109F. Не смотря на то, что силы били неравными, наши летчики вступили в бой. Пока другие истребители вели бой с "юнкерсами", Баранов смело врезался в строй "мессершмиттов". Расстроив боевой порядок, тут же сбил одного из них. После успешной атаки ушел в высоту и оттуда на большой скорости стремительной атакой сбил Ju-87, который неосторожно отделился от группы. Тут Баранов заметил, как несколько Me-109 атакуют поврежденный Ил-2. Он бросился на выручку и сбил "мессершмитт" одной очередью. Затем снова пошел в атаку. Вскоре кончились боеприпасы. Догнав Me-109, Баранов нанес удар крылом по хвосту и сбил его. Затем он набрал высоту и внезапно напоролся еще на одного (немец, видимо, специально охотился за ним). Два истребителя сошлись на встречных курсах. От лобового столкновения оба самолета разлетелись на куски. Баранов приземлился на парашюте и вскоре вернулся в свой полк.

Во время приземления повредил ногу и позвоночник. Медкомиссия отстранила его от полетов, но он продолжал летать. Вскоре был назначен штурманом полка, а затем переведен в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк. Из-за недолеченных ран часто болел. В одном из полетов в середине ноября 1942 года судорога свела ногу. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он попал в госпиталь. В полк вернулся 15 января 1943 года с медицинским заключением: "Подлежит амбулаторному лечению в части, к полетам временно не допускать". 17 января он добился разрешения подняться в воздух. В первом вылете отказал один из приборов. Тогда Баранов вылетел на другом самолете. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолет вдруг накренился, перевернулся на спину и в таком положении упал на землю и взорвался. Летчик погиб.

Был похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Менее чем за год боев совершил 285 боевых вылетов, в 85 воздушных боях сбил лично 31 вражеский самолет и 28 - в составе группы, 6 самолетов уничтожил на аэродромах.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени. О подвиге Героя рассказывают экспонаты Волгоградского музея обороны. Именем Баранова были названы улица в Волгограде. Его имя увековечено в памятном мемориале Кировского завода. В городе Сланцы Ленинградской области установлена мемориальная доска.




21.10.1921 - 17.01.1943
Герой Советского Союза


Б аранов Михаил Дмитриевич - заместитель командира эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка 289-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант.

Родился 21 октября 1921 года в деревне Горки ныне Кингисепского района Ленинградской области в семье крестьянина. Русский. В 1937 году окончил неполную среднюю школу в деревне Выскатка (Сланцевский район Ленинградской области). Работал учеником, затем токарем на Кировском заводе в Ленинграде. В октябре 1938 года окончил Ленинградский центральный аэроклуб.

В Красной Армии с 1939 года. В октябре 1940 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. В звании младшего лейтенанта направлен служить в 271-й истребительный авиационный полк (Прибалтийский особый военный округ). В мае 1941 года переведён в 183-й истребительный полк на должность командира звена.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Южном фронте. К октябрю 1941 года уничтожил лично 5 самолётов противника. 5 и 6 ноября награждён 2 орденами Красного Знамени, а 8 ноября в воздушном бою сбил He-111 и Me-109. В феврале 1942 года назначен заместителем командира эскадрильи.

Старший лейтенант Баранов М.Д. к июню 1942 года совершил 176 боевых вылетов, лично сбил 20 вражеских самолётов и 6 уничтожил во время штурмовок на аэродромах.

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 578) Михаилу Дмитриевичу Баранову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года.

Вечером 6 августа 1942 года М.Д. Баранов вылетел по тревоге в составе группы истребителей Як-1 на перехват вражеских бомбардировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Me-109F. Не смотря на то, что силы били неравными, наши лётчики вступили в бой. Пока другие истребители вели бой с "юнкерсами", Баранов смело врезался в строй "мессершмиттов". Расстроив боевой порядок, тут же сбил одного из них. После успешной атаки ушёл в высоту и оттуда на большой скорости стремительной атакой сбил Ju-87, который неосторожно отделился от группы. Тут Баранов заметил, как несколько Me-109 атакуют повреждённый Ил-2. Он бросился на выручку и сбил "мессершмитт" одной очередью. Затем снова пошёл в атаку. Вскоре кончились боеприпасы. Догнав Me-109, Баранов нанёс удар крылом по хвосту и сбил его. Затем он набрал высоту и внезапно напоролся ещё на одного (немец, видимо, специально охотился за ним). Два истребителя сошлись на встречных курсах. От лобового столкновения оба самолёта разлетелись на куски. Баранов приземлился на парашюте и вскоре вернулся в свой полк.

Во время приземления повредил ногу и позвоночник. Медкомиссия отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре был назначен штурманом полка, а затем переведён в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк. Из-за недолеченных ран часто болел. В одном из полётов в середине ноября 1942 года судорога свела ногу. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он попал в госпиталь. В полк вернулся 15 января 1943 года с медицинским заключением: "Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать". 17 января он добился разрешения подняться в воздух. В первом вылете отказал один из приборов. Тогда Баранов вылетел на другом самолёте. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолёт вдруг накренился, перевернулся на спину и в таком положении упал на землю и взорвался. Лётчик погиб...

Был похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Менее чем за год боёв совершил 285 боевых вылетов, в 85 воздушных боях сбил лично 31 вражеский самолёт и 28 - в составе группы, 6 самолётов уничтожил на аэродромах.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени.

Именем М.Д.Баранова названа улица в Волгограде. Его имя увековечено в памятном мемориале Кировского завода. В городе Сланцы Ленинградской области и деревне Выскатка Сланцевского района на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.

Источники
Авиация и космонавтика СССР. - М.: Воениздат, 1968.
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 2. М.: Высшая школа, 1986
Анфиногенов А.З. Мгновение - вечность. - М.:Советский писатель,1983
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
В небе Сталинграда. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1983.
Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат, 1962.
Водопьянов М.В. Небо начинается с земли. М., 1976
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Губин Б.А., Киселёв В.А. Восьмая воздушная. - М.: Воениздат, 1986.
Ерёмин Б.Н. Воздушные бойцы. - М.: Воениздат, 1987
Зильманович Д.Я. На крыльях Родины. - Алма-Ата: Жалын, 1985
Иду на таран. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1978
Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983.
Лавриненков В.Д. Возвращение в небо.- М.: Воениздат, 1983
Луганский С.Д. На глубоких виражах. - 2-е изд. - Алма-Ата: Жазуши,1966
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
Над огненным Доном. - Ростоов-на-Дону: Ростовское кн. изд., 1985
Руденко С.И. Крылья победы. - М.:Международные отношения, 1985
Советские асы. - М.: "Восточный фронт", 1996.

Родился 21 октября 1921 года в деревне Горки, ныне Кингисеппского района Ленинградской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Работал учеником, затем токарем на заводе имени С. М. Кирова в Ленинграде. Окончил Центральный аэроклуб. С октября 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году Михаил Баранов кончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года лейтенант М. Д. Баранов в действующей армии. Боевую деятельность начал на Южном фронте, где и открыл счёт своих побед.

К июню 1942 года командир звена 183-го истребительного авиационного полка (269-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт) старший лейтенант М. Д. Баранов совершил 176 боевых вылетов (из них 83 на штурмовку наземных целей), в воздушных боях сбил 20 вражеских самолётов и 6 уничтожил на аэродромах.

12 августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Погиб 17 января 1943 года в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. На могиле установлен памятник. О подвигах Героя рассказывают и экспонаты Волгоградского музея обороны, одна из улиц города носит его имя. В городе Сланцы Ленинградской области установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды).

* * *

Любимец 183-го истребительного авиаполка. После яростного боя 6 августа 1942 года, в котором ему удалось сбить 4 самолёта противника, Баранов стал любимцем всей страны. Худенький 20-летний мальчишечка радостно смотрит на нас с фотографий первых военных лет. Меньше всего в нём видится грозный воздушный боец, скорее, весёлый заводила, выдумщик, шутник и организатор смешных проказ. Но мальчишечка был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы, получившим от Бога не только редкостные физические качества, но и талант тактика. Известно, что за ним специально охотились немцы. Их асы были много опытнее Михаила, авиация Германии в то время господствовала в воздухе, а новые модификации вылизанных "Мессеров" превосходили его "Як" по многим параметрам, но сбить его под Сталинградом им так и не удалось...

Он родился под Петроградом в деревне Горки в октябре 1921 года. После семилетки работал на Кировском заводе в Ленинграде и учился в аэроклубе. Его инструктор Г. Хорт был одарённым лётчиком; недаром вместе с Михаилом аэроклуб закончили такие впоследствии яркие лётчики - истребители, как Николай Козлов и Михаил Комельков. Вместе со своими товарищами Баранов был направлен в Чугуевское военное училище лётчиков, которое успешно окончил в 1940 году.

Свою первую победу молодой лётчик одержал 22 сентября 1941 года, сбив истребитель Ме-109. Радость его была беспредельна. Он улыбался, потирал руки и говорил сам себе: "Ура! Есть один! Молодец, Миша! Угробил гада! Читай газеты, мама, читай газеты!".

Когда он после своей первой победы возвращался на аэродром, неожиданно вблизи него появились 4 вражеских истребителя. Они шли наперерез. Горючее было на исходе. И тут произошло неожиданное. Баранов резко бросил машину в сторону противника и ринулся им навстречу. "Мессеры" шарахнулись врассыпную, ошеломлённые дерзким маневром советского лётчика.

Вскоре он сбил ещё 2 самолёта и осенью 1941 года был награждён орденом Красного Знамени, а вскоре - вторым.

К концу октября 1941 года, после захвата Мириуполя и Таганрога, южная группа немецких войск готовилась к широкому наступлению на Ворошиловградском, Шахтинском и Ростовском направлениях. Главным из них было последнее, ибо Ростов рассматривался противником как "ворота" на Кавказ с его богатейшими месторождениями нефти.

В период, предшествовавший новому наступлению немецких войск, наши лётчики наносили удары по скоплениям их живой силы и техники, активно вели воздушную разведку. Можно привести десятки примеров мужества и высокого боевого мастерства наших авиаторов, показанных в те дни.

8 ноября 1941 года в районе Ново - Московское командир звена 183-го истребительного авиационного полка старший лейтенант М. Д. Баранов сбил вражеский корректировщик "Хеншель-126".


На обратном пути он был встречен 4 Ме-109. Михаил, не раздумывая, пошёл в атаку и меткой очередью сбил одного "Мессера". Остальные Ме-109 поспешили выйти из боя и удалились на запад.

24 декабря, при возвращении из разведки, Михаил Баранов сбил бомбардировщик Ju-88. Экипаж его выбросился на парашютах и был взят в плен. Отважный лётчик совершил в те дни немало подвигов. Отличился он и в воздушных боях на дальних подступах к Сталинграду. Ежедневно Михаил совершал по 4 - 6 боевых вылетов на прикрытие переправ через Дон и боевых порядков войск, на сопровождение штурмовиков и разведку. В одном из вылетов его звено обнаружило на вражеском аэродроме большое скопление самолётов. Атаковав этот аэродром, истребители уничтожили 7 вражеских машин. После возвращения из разведки Баранов доложил командованию результаты полёта и предложил направить на аэродром штурмовики, а затем сам повёл их к цели. Во время удара по аэродрому он лично уничтожил 3 самолёта и 2 зенитных орудия. Четвёртый вражеский самолёт отважный лётчик уничтожил уже в воздухе.

А потом пришла беда. Возвращаясь с боевого задания, Михаил наткнулся на пятёрку вражеских истребителей. Боеприпасы были на исходе, но лётчик принял неравный бой. Последней очередью прошив вражеский самолёт, тут же почувствовал тупую боль в ноге и увидел, что его машина горит. При приземлении на парашюте толчок о землю пришёлся на раненую ногу и он потерял сознание. С большими трудностями более 2-х недель выходил он с оккупированной территории, пробираясь к "своим", по-дороге застрелил вражеского солдата.

И вот наконец госпиталь. Приговор врачей был однозначен - ампутация ноги. Но отважный лётчик его отверг. Перенеся несколько тяжёлых операций, Баранов вновь возвратился в строй.

Но особенно отличился Михаил Баранов чуть позже - в период боёв уже непосредственно за Сталинград. Воевал он смело и граммотно, а в одной из схваток сбил известного немецкого аса.

Уже к июню 1942 года Михаил совершил 176 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 20 вражеских самолётов. Ещё 6 - уничтожил на аэродромах. Вспоминая о тех днях, Герой Советского Союза Иван Иванович Пстыго писал:

"В те дни загремела, я не боюсь этого слова, зажглась звезда боевой славы заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Михаила Дмитриевича Баранова. С нами рядом воевал их 183-й истребительный авиационный полк. Мы подолгу стояли на одних аэродромах. И Баранов нередко сопровождал меня во время боевых вылетов. Он защищал нас, штурмовиков, от истребителей противника преданно и умело.

Среднего роста, с виду не богатырь, с веснушками на лице, Баранов был чрезвычайно скромным и даже застенчивым человеком. Сбив истребитель противника, пытавшегося атаковать штурмовиков, вечером, обычно за ужином (столовая у нас была совместной), Михаил нередко просил подтвердить свою работу. Мы всегда это выполняли с охотой и воодушевлением. Как же красиво пилотировал истребитель Баранов! Да и с вражескими самолётами он дрался красиво.

В одном из полётов на обратном пути от цели домой нам попался немецкий связной самолёт Fi-156 "Шторх" - нечто вроде нашего У-2. Мы решили сбить его, сделали несколько заходов, но всё неудачно. "Шторх" маневрирует, да и летит себе. Баранов наблюдал эту картину и передаёт по радио:

- "Горбатые", отойдите-ка в сторону и смотрите, как бъют эту дрянь!

Мы отошли, а Михаил устремился в атаку и открыл огонь. "Шторх" сразу же вспыхнул и сгорел на земле...

Потом мы долго на досуге обсуждали этот случай. Я любопытствовал у Михаила, а он меня учил - как грамотно брать упреждение, куда целиться и многим другим своим профессиональным "тайнам" воздушного боя. Школа Баранова пригодилась, пошла в прок.

Михаил всегда умел завоевывать тактическое превосходство над противником, даже если тот имел численное преимущество. Его выражение: "Истребитель не считает противника, а бьёт его" - стало крылатым. К концу августа 1942 года Баранов имел уже на боевом счету 24 сбитых самолёта противника. Это был, конечно, большой мастер своего дела, настоящий ас!

Жизнелюб по натуре, отменный певун и плясун, он люто ненавидел врага и, бывало говорил: "Сколько раз увижу фашиста - столько раз и убью гада!". А ведь добрейшей души был человек. Помню, в июле - августе 1942 года, во время боёв за Сталинград, многие беженцы и местные жители, не успев перебраться в тыл, прятались с детьми по землянкам. Смотрим, Михаил раз, другой откладывает часть завтрака или обеда, заворачивает в бумагу и подается к землянкам.

Заглянули и мы следом. Оказалось, целый месяц Миша подкармливал, спасая от голода, мать с 3 малышами... Стали и мы урезать свой паёк, поставив эту семью на довольствие".

6 августа 1942 года Михаил Баранов совершил подвиг, прославивший его имя на все времена. В этот день он во главе звена истребителей Як-1 вылетел на перехват вражеских пикировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Ме-109. Не смотря на то, что силы били неравными, наши лётчики вступили в бой. Пока другие истребители вели бой с "Юнкерсами", Баранов смело врезался в строй "Мессершмиттов". Расстроив боевой порядок, тут же сбил одного из них.


Продолжая схватку с "Мессерами" он заметил шестёрку "Юнкерсов", которые шли в сторону наших войск. Баранов мгновенно оценил обстановку - надо во что бы то ни стало сорвать замысел врага. С первой атаки он поджёг "Юнкерс", а остальные повернули назад. Набрав высоту, Михаил увидел пятёрку Ме-109, нападавших на наш штурмовик Ил-2. Михаил поспешил к нему на выручку, врезался во вражеский строй. Ещё один из "Мессеров", объятый пламенем, свалился вниз.

Бой продолжался, но у Баранова кончились боеприпасы. Ложными атаками он сковывал противника, а штурмовик тем временем благополучно уходил на свою территорию. Заняв удобную позицию, Михаил на глазах у наших бойцов, следивших за боем с земли, настиг ещё одного "Месса" и правой плоскостью ударил его по хвостовому оперению. [ В этот день, в этом же районе был сбит один из асов I. / JG 53 "Pik As", лейтенант Ганс Роухриг (Hans Rouhrig), вероятно и ставший одной из жертв М. Д. Баранова. ]

Баранов выбросился из повреждённой машины и раскрыл парашют. Едва он приземлился (на нейтральной территории), немецкие миномётчики открыли шквальный огонь. На помощь смельчаку пришли наши пехотинцы. Они рванулись вперёд и вынесли его из зоны огня.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года Михаил Дмитриевич Баранов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

13 августа 1942 года газета "Правда" в корреспонденции о воздушных боях на Дону сообщала: "Старший лейтенант Михаил Баранов - выдающийся лётчик - истребитель. На днях только в одном бою он сбил 4 немецких самолёта. Последний вражеский самолёт он протаранил".

Комментируя этот эпизод известный советский лётчик - истребитель Борис Ерёмин писал:

"На заключительном этапе войны многие наши известные асы в одном бою сбивали по 2 и даже по 3 вражеских самолёта. Но это даже для того времени было редкостью, а что говорить о лете 1942, когда противник был на редкость силён и держал в своих руках инициативу! Тогда это было настоящим подвигом. Не случайно из тех, кто начал воевать с первых дней войны, в лётном составе уцелели буквально единицы. В массе своей до победы дожили те лётчики, которые начали воевать уже в 1943 году и позднее".

В различных изданиях весьма часто публикуется фото самолёта Михаила Баранова с 24 звёздами, по числу его личных побед. Но, при этом, обычно отрезают правую часть фотографии. На ней же есть одна очень любопытная деталь - над звездой имеется надпись - "Гроза фашистов - М. Д. Баранов".

Номер самолёта, к сожалению, не виден. На рисунке, приведённом ниже, указан номер "1", однако надпись выполнена несколько иначе - согласно некоторым источникам, по обеим сторонам борта они имели различную конфигурацию.


Истребитель Як-1 М. Д. Баранова. Сталинградский фронт, осень 1942 года.

После тяжёлого воздушного поединка под Сталинградом в августе 1942 года, когда Михаил сбил 4 немецких самолёта, он часто болел. Медкомиссия отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре был Баранов был назначен штурманом 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. Однако недолеченные раны дали о себе знать. В середине ноября, в одном из полётов, судорога свела ногу и Михаил едва не разбился. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он попал в госпиталь.

Вернулся в свой полк Баранов лишь 15 января 1943 года. Медицинское заключение, с которым он прибыл на фронт, гласило: "Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать". Однако Михаил не представлял себя без неба и вскоре добился разрешения на учебно - тренировочные полёты. 17 января 1943 года он поднялся в воздух на самолёте Як-1, однако вскоре был вынужден приземлиться - машина оказалась неисправной. Спустя некоторое время он вторично поднялся в небо и стал выполнять над аэродромом фигуры высшего пилотажа. Внезапно машина перевернулась на спину и почти отвесно пошла вниз. Истребитель со страшной силой ударился о мёрзлую землю и тут же взорвался... Причина гибели лётчика осталось невыясненной.

Общий итог боевой деятельности М. Д. Баранова, в различных источниках, трактуется по разному. Чаще всего приводятся следующие цифры - 24 лично и 28 в группе сбитых самолётов противника, в 176 боевых вылетах. Реже приводятся и другие, например - в 285 боевых вылетах и 85 воздушных боях.

Следует отметить, что в некоторых источниках приводятся и другие цифры. Например: 31 личная и 28 групповых побед, или - 16 личных 8 групповых побед (последние цифры приведены в книге воспоминаний Героя Советкого Союза Николая Александровича Козлова - "В огне сражений"). [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 24 личные победы лётчика. ]

Список известных побед Гвардии капитана М. Д. Баранова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 22.09.1941 г. 1 Ме-109 Ново - Августиновка МиГ-3, Як-1.
2 28.09.1941 г. 1 Ме-109 западнее Ново - Московск
3 02.10.1941 г. 1 Hs-126 Богуславка
4 02.11.1941 г. 1 Hs-126 Дмитриевка
5 08.11.1941 г. 1 Hs-126 северо - восточнее Купышево
6 1 Ме-109 юго - западнее Купышево
7 24.12.1941 г. 1 Ju-88 Черкасское
8 17.02.1942 г. 1 Hs-126 западнее Краматорская
9 22.07.1942 г. 1 Ме-109 аэродром Морозовский
10 24.07.1942 г. 1 Ме-109 Плеситовский
11 25.07.1942 г. 1 Ju-87 восточнее Венцы
12 1 "Макки-200" Володинский
13 27.07.1942 г. 1 Ме-109 мыс Остров
14 1 Ме-109 Дробинка
15 1 Ju-87 совхоз "10 лет Октября"
16 04.08.1942 г. 1 Ju-87 Водинский
17 05.08.1942 г. 1 Ме-109 северо - западнее ст. Абганерово
18 1 Ме-109 ст. Абганерово - Плодовитое
19 06.08.1942 г. 1 Ме-109 севернее Калитинская
20 1 Ju-87 ст. Абганерово
21 3 Ме-109 ст. Абганерово

Всего сбитых самолётов - 24 + 0 [ 23 + 0 ]; боевых вылетов - 200; воздушных боёв - 70.

* * *

В СТАЛИНГРАДСКОМ НЕБЕ

"В августе 1942 года на подступах к Сталинграду каждый день шли ожесточённые бои наших соколов - лётчиков с гитлеровскими бандитами. Немцы бросили на Сталинград огромную воздушную армию. Не пропустить фашистских хищников, разгромить воздушного врага - такая задача была поставлена перед нашими лётчиками.

В это время весь Сталинградский фронт и заговорил о талантливом лётчике - истребителе Михаиле Баранове. Люди, никогда не видавшие в глаза этого прославленного лётчика, думали, что он старый воздушный воин. А Баранову в то время исполнился только 21 год. Это был парень среднего роста, широкий в плечах, с весёлой, мальчишеской улыбкой. До войны он работал токарем на Ленинградском заводе имени Кирова, а до этого учился в школе ФЗУ...

Каждый день вылетал навстречу врагу Михаил Баранов. По возвращении на аэродром он выводил на борту своей машины красивую пятиконечную звёздочку - это значило, что ещё один "Мессершмитт" в дыму и пламени рухнул наземь.

6 августа 1942 года Михаил Баранов совершил выдающийся подвиг, который и принёс ему новую славу и "Золотую Звезду" Героя Советского Союза.

Дело было так. Заметив в воздухе группу "Мессершмиттов", он смело вступил с ними в бой. Быстро разделавшись с одним из немецких самолётов, Баранов повёл бой одновременно с двумя другими вражескими истребителями. Но в это время лётчик увидел шестёрку немецких бомбардировщиков. Они направлялись к нашему переднему краю.

Чёрт с ними, с истребителями. Надо во что бы то ни стало помешать бомбардировщикам! - мгновенно решил Баранов.

Ловко уйдя от "Мессершмиттов", лётчик начинает преследовать "Юнкерсов", с ходу атакует их, одного поджигает, а остальных заставляет повернуть обратно. Оглянувшись по сторонам, Баранов увидел, что неподалёку 5 "Мессершмиттов" преследуют одного, отбившегося от своих советского штурмовика. Он тут же поспешил на выручку и ввязался в бой. Один против пяти. Таков закон отважных! Как волчок вертится Баранов среди врагов, атакует и обороняется, хитрит, пугает, сбивает немцев с толку.

Уверенная очередь с короткой дистанции - и вместо 5 немецких самолётов осталось уже 4. Объятый пламенем немецкий истребитель падает вниз. Наш штурмовик тем временем благополучно уходит на свою торриторию. Бой продолжается, хотя у Баранова уже кончились боеприпасы. Ложными атаками он сковывает всех 4-х противников.

Выбрав удобный момент, Баранов принимает решение таранить врага. Плоскостью своего самолёта он отрубил хвост немецкой машине. Немец закрутился в сумасшедшем штопоре и прямо - таки ввинтился в землю. Этот готов! Но и у машины Баранова отвалился кусок плоскости. На него мчатся 2 немецких самолёта. "Давайте ближе, я могу рубануть ещё раз!" - думает Баранов. Он хочет бить ещё и ещё...

Но не пришлось Баранову таранить второй раз. Повреждённая плоскость раскрылась от напора воздуха, и самолёт заштопорил. Баранов выпрыгнул с парашютом.

Так он сбил в одном бою 4 вражеские машины. Боевой счёт Баранова вырос до 24 лично уничтоженных им фашистских самолётов. Теперь на борту его боевой машины красовались уже 24 красные звезды.

Молодой воин, сменивший токарный станок на штурвал боевого самолёта, Герой Советского Союза капитан Михаил Дмитриевич Баранов стал в дни Отечественной войны прославленным советским асом, замечательным мастером воздушного боя. Все свои мысли, все желания он подчинил одной великой цели - закону наших лётчиков - истребителей: искать и уничтожать врага!"

(Из листовки о подвиге Героя Советского Союза Михаила Баранова) * * *

Молодой лётчик N истребительного авиационного полка младший лейтенант Баранов славится в своей части как бесстрашный воздушный боец. Только за последние пять месяцев младший лейтенант совершил более ста боевых вылетов, причем 62 из них на штурмовку фашистских войск.

Обладая высокими лётными качествами, младший лейтенант Баранов не раз добивался в воздушных боях победы над численно превосходящим противником. Однажды во время штурмовки тов. Барановым был замечен немецкий корректировщик "Хеншель-126". Советский лётчик несколькими меткими очередями сбил фашиста. На обратном пути он встретил четыре "Мессершмитта-109". Пользуясь преимуществом в высоте, тов. Баранов смело пошёл на врага. С первой же атаки он зажёг один "Мессершмитт" и продолжал бой с остальными. В этом бою машина нашего лётчика была повреждена. Всё же он мастерски перетянул повреждённый самолёт за линию фронта и благополучно произвёл посадку.

Восемь фашистских самолётов за короткий срок сбил тов. Баранов.

Самолёт двадцати четырех звёзд.

Старшему лейтенанту Михаилу Дмитриевичу Баранову ещё нет полностью двадцати одного года. В январе 1939 года, по окончании Чугуевского военно - авиационного училища, он вышел в жизнь лётчиком. С тех пор прошло несколько жизней. Юноша, стал дважды краснознаменцем, затем Героем Советского Союза, и на фюзеляже истребителя он имеет 24 звезды. Откуда пошла эта традиция - рисовать звёзды по числу сбитых немецких самолётов, я не знаю, но она близка суровому духу нашего времени. Так старые запорожцы вбивали в ложа своих кремневок серебряный гвоздик в счёт каждого уничтоженного врага. Увидишь такую кремневку в музее, и невольно тянется воображение к богатырю, обессмертившему оружие, и за потемневшим серебром боевых отметок встает суровый и страстный облик.

Двадцать четыре звезды превратили юношу Баранова в бесстрашного воина. О том, что он когда-то родился в деревне Горха Ленинградской области, вспоминает робко и нежно, словно с тех пор прошли столетия. И точно - столетия! Многие дни войны стоят по напряжению годов мирной жизни, и неверна мысль, что лётчик, сражаясь мгновениями, не успевает пережить всю тяжесть испытания, как оно уже кончено. Это не так. Конечно, если ограничиться одними голыми фактами, то ничего веселее, беззаботнее и проще, чем лётная жизнь, и представить себе невозможно.


22 сентября прошлого года Михаил Дмитриевич Баранов, возвращаясь на свой аэродром в составе звена, заметил три немецких истребителя, атаковал их и один сбил.

2 октября, собираясь атаковать колонну машин с немецкой пехотой, он встретил "Хеншель-126", и, как тот ни отбивался из пушки, сжег его, но, впрочем, и сам едва успел выброситься с парашютом.

Спустя шесть дней опять сбил "Хеншель-126", а, возвращаясь домой, атаковал пятёрку "Меесершмиттов" и зажёг один при первой же атаке. Сам тоже едва добрался домой.

В декабре сжёг "Ю-88" и с вышедшим из строя мотором каким-то чудом приземлился на случайной площадке.

В феврале звеном напал на механизированную колонну немцев и лично уничтожил 15 автомашин, несколько танков, повозки, добрую сотню солдат...

У старшего лейтенанта Баранова больше сотни боевых вылетов, из них около 70 воздушных боёв. Любой из них можно свести в итоге к двум - трём строкам, что вряд ли верно изобразит нам и лётную жизнь, и лётную войну.

Баранов сражается в районе северо - восточнее Котельниково. Внизу - золотые степи, рассечённые реками. Немцы ползут к востоку, таща за собой резервы колоннами в несколько десятков километров. Переправы служат как бы укреплёнными пунктами степного сражения. Переправы - в руках наших наземных войск, с воздуха же ими "заведуют" истребители. Сражения за переправы идут одно за другим в течение всего светового дня. Любой час состоит из 50 минут боя и лишь 10 минут перерыва. Немцы атакуют переправы компактным строем: 12 - 15 бомбардировщиками при 15 - 18 истребителях. Наши встречают их парами, так свободнее. Здесь происходят не схватки и не бои, а непрерывное воздушное сражение, когда в небе одновременно сражаются сотни машин. Был день, когда на одном лишь участке немцы потеряли 37 самолётов. Надо к тому же заметить, что в этих районах немцы держат самые лучшие машины.

Боевой азарт иной раз принимает здесь самые неожиданные формы. Трое немцев дрались против одного нашего. Никто не хотел первым выйти из боя - это ход смерти. Кто первый выходит, тот никогда не приходит. Но у нашего лётчика иссякло горючее, и хотя он знал золотое правило воздушного боя - не отваливать первым, пришлось быстро спланировать и сесть в рожь. Не сумев сбить его в воздухе, немцы решили доканать на земле. Два "Ме-109ф" сели по бокам нашего "Яка". Степь казалась вымершей. Немцы выскочили из своих машин, чтобы поджечь "Як", но тут лётчик с несколькими бойцами набрасывается на них, и дело кончается жестокой рукопашной с применением кулаков. Трофеи: два целеньких немецких истребителя.

Воздушные сражения происходят здесь так, словно земли нет, с 1500 метров до бреющего, и зачастую наземные части вынуждены наблюдать эпизод воздушного боя, разыгрываемый у них над самыми головами. Но бывает и так, что воздух сражается за землю, точно она одна и существует для лётчика. Это когда разыгрываются затяжные танковые сражения.

На-днях немцы сосредоточили в балке и в саду на краю населённого пункта более 100 танков. Подтягивало сюда танки и наше командование. Близился танковый бой. Обе стороны ждали рассвета и вместе с ним авиацию. Наша пришла первой: две группы бомбардировщиков по 50 машин. С наклонного пикирования ударили они в центр скопления немецких сил, а несколько групп "Илов" вцепилось во фланги. Вслед за первыми взрывами, немецкой колонне пошли вперед под прикрытием "Яков" наши танки. Населенный пункт был ими занят ещё до подхода вражеской авиации. Но вот и она! Стремится перехватить наши "Пе-2" и обрушиться на наземные части. Тут истребители переносят внимание с земли на небо, втягивают немца в воздушную драку, и события на земле благополучно продолжаются без участия "Юнкерсов", но при поддержке "Яков".

Таких сложных, длительных и массированных воздушных боёв, как в Придоньи, давно не было, а может быть не было ещё вовсе. И большинство из них не так мгновении, как принято думать. Советским лётчикам приходится сражаться не мгновениями, а днями. Обстановка обогащает здесь каждого огромным опытом. У каждого пилота своя тактика боя, основанная на победах. Есть своя тактика и у Михаила Баранова, но рассказать о ней словами так же трудно, как трудно словами научить человека летать. Впрочем, для определения её есть одно слово - настойчивость. Любимый маневр Баранова: заставить немца вести бой на фигурах. Выбрав себе "модель", Баранов не разбрасывается на остальных, но жмёт выбранного до тех пор, пока тот не начнет искать выхода из боя. На выходе - уничтожает. Сам же ни за что не покинет первым района схватки.


7 августа две группы наших истребителей под командой капитана Мазуренко и старшего лейтенанта Баранова сопровождали отряд штурмовиков. При подходе к цели группа Баранова заметила четыре "Ме-109ф", атакующих нашу пехоту. План боя родился мгновенно. Баранов и сержант Савинов вдвоем сбивают один "Ме-109ф". Второй немец атакует Баранова. Лейтенант Юдин, выручая командира, сжигает немца. Два уцелевших "Мессершмитта" уходят, - и сейчас же без передышки завязывается второй бой: отряд немецких истребителей и бомбардировщиков нападает на три наших машины - Баранова, Сержантова и Панфилова. Соотношение сил в пользу немцев. На одного Баранова приходится пять "Ме-109ф" и семь "Ю-87". Он сбивает два истребителя, а когда иссякают боеприпасы, - таранит третьего. Самолёт немца и самолёт Баранова падают почти одновременно. Баранов выбрасывается с парашютом и, под прикрытием своих благополучно достигает земли.

Сказать ли, что испытание было мимолетным и душа Баранова не успела пережить ни ярости, ни ненависти, ни того дьявольского упрямства, которое дает победу всем, кто её добивается, и всюду, где ее добиваются, - и на земле, и в воздухе, и на воде? Один час этого последнего воздушного боя тринадцати "Яков" с двадцатью двумя "Ме-109ф" и восемнадцатью "Ю-87" стоил немцам девяти истребителей и одного бомбардировщика. Минуты воздушных поединков равны часам на земле. Быстрота маневра, молниеносность решения требуют, чтобы победитель воздуха обладал широкой и просторной душой бойца без страха и упрека. Секунды не знают сомнений.

Минуты не вмещают в себя опасности. Бесстрашие и благородный риск справляются с теми смертельными мгновениями, из которых и состоит война в воздухе. Душа, готовая сражаться с молниями, и формирует героев, подобных Баранову!

П. Павленко.

(Из материалов газеты "Красная Звезда" за 1942 год.)

Родился 21 октября 1921 года в крестьянской семье в деревне Горки Сланцевского района Ленинградской области. Русский. Член КПСС.

Окончил школу в 1937 году. Работал токарем на Кировском заводе, в этом же году был зачислен учлетом аэроклуба. 8 октября 1938 года он окончил Ленинградский центральный аэроклуб. Ему еще не было семнадцати, когда кировцы поддержали его желание и направили и военную школу летчиков.

В Чугуевской военной авиационной школе таких "шустрых" и старательных, как Баранов, умели замечать и ценить. Его рвение к полеьтам было замечено и поставлено в пример курсантам всего потока.

В октябре 1940 года М. Д. Баранов получил звание младшего лейтенанта и был назначен младшим летчиком в 271-й истребительный авиационный полк Прибалтийского особого военного округа, где в условиях повышенной боевой готовности прослужил до мая 1941 года.

Летел Баранов отлично и раньше своих сверстников был выдвинут не должность командира звена 183-го истребительного авиационного полка, в котором он встретил войну. Первым из советских летчиков Сталинградского фронта к августу 1942 года сбил 24 фашистских самолета.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Приказом командующего 8-й воздушной армией в числе лучших ее летчиков был назначен в 9-й гвардейский полк советских асов.

В приказе по войскам Южного фронта от 10 июля 1943 года указывается, что за период боевых действий летчик произвел 285 боевых вылетов, провел 85 воздушных боев, сбил лично 24 и в группе-28 самолетов противника. Шесть самолетов он уничтожил на земле во время штурмовок.

С первых же дней Великой Отечественной войны Михаил Баранов вступил в ожесточенные бои с фашистскими захватчиками на Южном фронте в составе 183-го истребительного полка.

Командуя звеном, Баранов уже в первых боях показал свой "ленинградский характер", как говорили о нем летчики. Фашисты ожидали здесь, как и в покоренных ими странах Европы, легких побед. Но Баранов водил в бой своих летчиков так удачно, что за первые два месяца не потерял ни одного воздушного бойца, ни одного самолета своего звена.

Такой исход боев был в те первые месяцы войны большой удачей, и за Барановым прочно закрепилось Определение "сильный". Сильный летчик был и умелым командиром. К концу сентября 1941 года счет сбитых им самолетов гитлеровцев, как указывалось в аттестации, достиг "первой половины первой десятки".

25-ю годовщину Октября Михаил Баранов встречал с особым душевным подъемом. Так вышло, что накануне, 5 и 6 ноября, он был награжден сразу двумя орденами Красного Знамени. И как бы в ответ на эти награды Родины уже 8 ноября Баранов уничтожил еще один "хейнкель" и один "мессершмитт". Это произошло так.

Во время штурмовки поиск противника Баранов увидел вражеский самолет-корректировщик. Выйдя из атаки, он набрал высоту и устремился па "хейнкель". Фашистский летчик, видимо, не ожидал нападения, поскольку не успел даже попытаться ускользнуть от истребителя. Сблизившись, Баранов несколькими короткими очередями зажег вражескую машину, и она стала беспорядочно падать. Уже возвращаясь с задания, Михаил обнаружил ниже себя и несколько в стороне четыре "мессершмитта". Испытав в этот день удачу, воодушевленный, он решил завязать бой с фашистскими истребителями. Используя внезапность, он сумел сразу подбить один "мессер", и тот ушел со снижением. Три других Me-109 атаковали советскую машину и нанесли ей повреждение. Почувствовав, что самолет "зацепило", Баранов попытался выйти из боя. Это ему удалось. На поврежденной машине он все же пересек линию фронта и благополучно произвел посадку на своем аэродроме.

В феврале 1942 года он стал заместителем командира эскадрильи, и тогда-то особенно ярко проявилось его умение управлять группами самолетов в воздушном бою.

Он навязывал врагу свою тактику и технику боя. Его любимый маневр - заставить противника вести бой на фигурах. Выбрав себе объект, Баранов уже не отвлекался на другие, стараясь поставить противника в такое положение, когда ему не остается ничего другого делать, как искан, выхода из боя. Тогда-то, на выходе, Михаил и уничтожал его. Сам же он никогда не покидал поле боя первым.

Свой почерк имел Баранов и в штурмовых атаках. Его штурмовки отличались стремительностью атак на объекты противника. В том же феврале фронтовая газета писала о бое, и котором старший лейтенант Баранов показал высокое искусство наносить штурмовой удар по рвагу. Напав звеном на колонну противника, двигавшуюся по шоссе, Михаил с товарищами уничтожил пятнадцать автомашин, несколько танков, повозок и около сотни солдат.

Были у Михаила дни особенно напряженные, когда приходилось делать до шести вылетов в сутки. Нередко и одном полете надо было выполнять не одну, а две боевые задачи, либо прерывать выполнение одного задания, чтобы переключиться па другое, исходя из складывающихся в данный момент обстоятельств.

Как то в мае сорок второго, отравившись па разведку, Баранов обнаружил большое скопление вражеских самолетов на аэродроме. Пройти мимо было не в его характере, и он завернул своих ведомых на обнаруженную цель. В одной атаке наши истребители сожгли восемь вражеских самолетов. Вернувшись в полк, Михаил доложил командованию о необходимости повторить полет. Он детально разработал план уничтожения аэродрома противника, составил расчет группы штурмовиков и прикрывающих их истребителей и, добившись утверждения плана командованием, сам повел группу из девяти Ил-2 на штурмовку. Скрытно и точно привел группу к аэродрому, а когда зенитные орудия стали обстреливать наши самолеты, Баранов с пикирования подавил два из них огнем своих пушек и пулеметов и повел штурмовиков в атаку на вражеские машины. В результате этой атаки противник потерял двадцать самолетов, а двадцать первый самолет был сбит Барановым в воздухе.

6 августа сорок второго года о Михаиле Баранове узнала вся страна. В тот день Совинформбюро сообщило: "Командир звена 183-го истребительного авиационного полка 8-й воздушной армии старший лейтенант М. Д. Баранов, возглавляя группу патрулировавших над переправой через Дон самолетов, вступил в бой с двадцатью пятью истребителями противника. В первой атаке Баранов сбил один самолет противника. Затем атаковал подошедшие бомбардировщики врага, подбил одни из них и принудил совершить посадку в расположении советских войск. В ходе боя Баранов заметил, что немецкие истребители атаковали советских штурмовиков. Баранов немедленно пришел им на помощь и сбил еще один вражеский самолет. Израсходовав боезапас, он пошел на таран и плоскостью своего самолета нанес удар по хвостовому оперению вражеской машины. Та рухнула на землю. Баранов спасся, выбросившись с парашютом".

Позднее, посвящая этому выдающемуся подвигу большую статью под названием "Самолет двадцати четырех звезд", известный советский писатель П. А. Павленко рассказывал в ней: "При подходе к цели группа Баранова заметила четыре Ме-109, атакующие нашу пехоту. План боя родился мгновенно. Баранов и сержант Савинов вдвоем сбивают один Ме-109. Второй фашист атакует Баранова. Лейтенант Юдин, выручая командира, сжигает самолет атакующего врага. Два уцелевших "мессершмитта" уходят. И тотчас же, без передышки, завязывается второй бой: большая группа вражеских истребителей и бомбардировщиков нападает па три наших самолета. Соотношение сил в пользу противника. На одного Баранова приходится пять Ме-109 и семь Ю-88. Он сбивает два истребителя, а когда иссякают боеприпасы, таранит третьего. Самолет немца и самолет Баранова падают почти одновременно. Баранов выбрасывается с парашютом и под прикрытием своих благополучно достигает земли… Один час этого последнего воздушного боя… стоил немцам девяти истребителей и одного бомбардировщика…".

Летевший в другой группе наших истребителей младший лейтенант Иван Сержантов увидел, как на спускавшегося с парашютом нашего летчика устремились три "месеершмитта", и смело вступил в бой с ними, чтобы спасти Баранова. Благодаря умелым маневрам, он сбил вражескую машину и прикрыл Баранова от последующих атак противника.

Через несколько дней, 12 августа 1942 года, Михаилу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Отмечая это событие в жизни летчика, газета "Правда" в статье "Герои воздушных боев па Дону" писала о нем, как о "храбрейшем из храбрейших… выдающемся летчике истребителе". Имя Баранова стало в те дни одним из самых популярных не только в 8-й воздушной армии, но и во всех частях и соединениях Военно-Воздушных Сил Советской Армии.

Выпущенная политическим управлением фронта листовка о героическом подвиге М. Д. Баранова, сбившем в одном бою четыре гитлеровских самолета, заканчивалась высокой оценкой и призывом следовать примеру героя: "…Молодой воин, сменивший токарный станок на штурвал боевого самолета, Герой Советского Союза капитан Михаил Дмитриевич Баранов стал в дни Отечественной войны прославленным асом, замечательным мастером воздушного боя… Все свои мысли, все желания оп подчинил одной великой цели-закону наших летчиков-истребителей- искать и уничтожать врага!

…Товарищи летчики!

Истребляйте немецких оккупантов! Бейте их так, как это делает Герой Советского Союза Михаил Баранов.

Он уничтожил в воздухе 24 вражеских самолета, вывел из строя сотни автомашин, бензоцистерн, паровозов, истребил около тысячи гитлеровских солдат и .

Слава Герою Михаилу Баранову!"

Когда осенью сорок второго года командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант Т. Т. Хрюкин принял решение пополнить 9-й гвардейский авиаполк лучшими летчиками армии, то одним из первых направил туда капитана Баранова и летчика той же дивизии И. Я. Сержантова; Это было большой поддержкой боевому коллективу этой части. Разумеется, весь личный состав 9-го гвардейского уже знал о Баранове, многие видели знаменитый бой 6 августа, и потому появление его в полку было воспринято всеми с большой радостью.

Вот как пишет о первой встрече с Барановым в этом полку В. Д. Лавриненков в своей книге "Возвращение в небо": "- Не успели оглядеться, как вслед за нами вошла группа мужчин. На их гимнастерках сверкали награды. Среди вошедших было три Героя Советского Союза. Один из них - блондин среднего роста - сразу привлек мое внимание.

Баранов, - назвал он себя.

Я с восторгом смотрел на него. Славные боевые дела Баранова были известны всем летчикам, мы помнили его по портретам в газетах, знали, что служит он где-то рядом с нами, иногда и встречались в воздухе. Баранов в те дни был самым популярным истребителем на нашем фронте.

Оглядев новичков, Баранов стал расспрашивать, кто откуда прибыл.

Тут-то мы и узнали, что капитан Баранов является заместителем командира 9 то гвардейского полка".

В таковом качество Михаил успешно руководил боевым коллективом. Участвовал в полетах, помогал летчикам осваивать Як-1. Часто он поднимался в воздух с летчиками, которые уже заканчивали переучивание, показывал им приемы воздушного боя, завязывал с ними поединки в зоне, демонстрировал приемы штурмовки, водил группы истребителей на полигон.

Следует сказать, что летал Баранов всегда охотно и с большим азартом. Однако тяжелый поединок в августе сорок второго, закончившийся тараном самолета противника и последующим приземлением с парашютом, нет-нет, да и давал о себе знать. Время от времени он болел. Однажды во время полета судорогой свело ногу, и он чуть было не погиб. Чтобы немного разгрузить Баранова, его перевели на должность штурмана части. Он продолжал летать, но уже меньше. Так было до 17 ноября.

В тот день в полку полеты начались как обычно с вылета эскадрилий по маршрутам на отработку групповой слетанности. С одной из них в качестве контролирующего полетел и Баранов. Полет проходил нормально. Но уже подходя на обратном пути к аэродрому, Михаил почувствовал ослабление реакции правой ноги. Ее все сильнее схватывала судорога.

Совершив посадку, капитан с тревогой доложил о случившемся командованию. В тот же день по предложению врача полка М. М. Шанькова были оформлены соответствующие документы, и Баранов отбыл в дом отдыха. В течение двадцати долгих для него дней Баранов не находил себе места, нервничал и рвался в часть. Однако но окончании срока пребывания в доме отдыха ему не удалось уехать в полк. Он простыл и заболел, и врачи, учитывая общее состояние больного летчика, направили его и тыловой госпиталь на обследование и стационарное лечение. Но и после пребывания в госпитале Баранову не разрешили поехать в полк, а снова отправили в дом отдыха, чтобы он мог укрепить здоровье. Выданное в госпитале свидетельство предписывало: "…подлежит амбулаторному лечению при части, но к полетам временно не допускается".

С этим запретом на полеты Михаил 15 января 1943 годи вернулся в полк, находящийся уже в Котельниково.

Для него было мукой видеть, как его товарищи один за другим поднимаются в небо, а он остается на земле. "Не летать, когда все в полку только и живут полетами, - вспоминает В. Д. Лавриненков, - для такого летчика, как Баранов, было невыносимой пыткой". Через два дня он вес же добился у подполковника Н. А. Верховца, замещавшего командира полка, разрешения и 17 января вместе с ним выехал на аэродром, чтобы совершить тренировочный полет.

К их приезду Як-1, недавно полученный с завода и еще не закрепленный за летчиком, был подготовлен техником к полету и осмотрен старшим инженером полка.

Михаил ликовал. Наконец-то он полетает. Как зафиксировано в архивных документах, получив задание, Баранов взлетел, но, ввиду обнаруженной уже в воздухе неисправности регулятора оборотов Р-7, сделал круг и вернулся на аэродром.

Не ожидая наладки Р-7 на этом самолете, Баранов попросил у Верховца разрешения пересесть на другую машину и произвести полет в зону. Получив такое разрешение, он вторично взлетел. На высоте 3000 метров выполнил левый вираж, потом переворот через крыло и сразу же вывел самолет в горизонтальный полет. Машина, управляемая опытным летчиком, послушно реагировала на отклонение рулей.

Но вот самолет вторично перевернулся вверх колесами и с нарастающей скоростью пошел к земле, страшной силы взрыв был слышен далеко от места падения самолета".

Гибель Михаила Баранова была потрясением для полка и всей 8-й воздушной армии, любимцем которой он был.

"…Беспредельно тяжелая гибель нашего героя, - указывалось в приказе 268 ИАД, - призывает нас к еще большей боевой выучке, к непримиримой ненависти к врагу до полного его уничтожения.

Дела твои славные, товарищ Баранов, достойные преданного сына нашей Родины, будут записаны золотыми буквами в Великой Отечественной войны, страна, народ их никогда не забудут.

Молодое поколение будет воспитываться на примере твоего мужества, беспредельной преданности Родине и ненависти к врагу".

Спустя три дня гвардейцы, перед тем как перебазироваться на новый аэродром, пришли на могилу Баранова проститься с героем, намять о котором они пронесут до светлого дня Великой Победы и сохранят на всю жизнь.

Пройдут годы, и останки аса Сталинграда, Героя Советского Союза гвардии капитана Михаила Дмитриевича Баранова будут перезахоронены, и его могила войдет в архитектурно-скульптурный мемориальный ансамбль, открытый на Мамаевом кургане в Волгограде в ознаменование побед Советской Армии, поразивших весь мир.

Его имя увековечено и в названии пионерской дружины одной из школ города-героя Ленинграда, в памятных мемориалах на флaгмaнe промышленности города - Кировском заводе, где работал Михаил Баранов, и в новых победах и успехах наследников славы 9-го гвардейского Краснознаменного ордена Суворова Одесского авиационного полка.