Биографии Характеристики Анализ

Моя педагогическая философия. Эссе" моя педагогическая философия"

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Школа – это мастерская человечности».

Я.А.Коменский

Учитель – прекрасная профессия, самая древняя и почитаемая.

Все, от простого рабочего до Президента, прошли через призму души педагога. Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное» формирует личность нового поколения, закладывает базис развития страны, основы будущего России. Многие с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Так и в моей жизни важную роль сыграла заслуженный учитель РФ, замечательный человек, педагог, чей труд является для меня примером, Витальева Александра Андреевна. Именно она привила мне любовь к химии, разглядела во мне задатки Учителя, помогла окончательно определиться с выбором профессии. Уже тогда, после окончания школы, я знала, как учитель может повлиять на дальнейшую судьбу человека. И вот уже тридцать с лишним лет я отдала школе, я живу школой, я живу детьми.

В стенах школы проходит большая часть жизни любого учителя, сменяется одно поколение мальчишек и девчонок другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть и строй, но неизменно остается главным человеком в школе – учитель. Учитель, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением, учит учиться, помогает человеку стать Человеком и в этом видит смысл своей жизни. Я твердо уверена, что никакие самые чудесные машины не смогут заменить живое человеческое общение, не смогут дать ребенку любовь, преданность, понимание, не помогут решить возникшие проблемы. Школа – это второй дом и оттого, какие в этом доме родители, во многом будет зависеть будущее его обитателей. Особенно это касается сельской школы. Пока существует в селе школа – жива деревня. Нет школы – деревня вымирает. Согласитесь, как часто мы наблюдаем подобную картину сегодня.

С годами я все больше и больше понимаю, какая колоссальная ответственность ложится на плечи учителей. Именно учителям общество доверило самое главное, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. А как сделать это будущее счастливым, достойным человеческого существования?

Раньше, когда я была молодым специалистом, мне казалось, что достаточно детям дать глубокие прочные знания, влюбить в свой предмет, заинтересовать, а в дальнейшем они сами найдут этим знаниям применение. И я все делала для этого: следила за новинками методической литературы, сама много читала, применяла нестандартные уроки, радовалась, что детям нравится именно мой предмет. Но практика показала, что как бы хорошо учитель не был подготовлен в теоретическом и методическом плане, этого недостаточно для успешного выполнения задач, стоящих перед современной школой. Учитель – это не только преподаватель, учитель – чаще всего воспитатель.

Сегодня и для образования и для учителя настали сложные времена. У китайского народа есть поговорка «А чтоб тебе жить во времена перемен» как предзнаменование чего – то неизвестного, неопределенного. Но все течет, все меняется, жизнь не стоит на месте, эволюция – процесс необратимый. Чтобы шагать в ногу со временем, сегодня мало сформировать гармонично развитую личность: здоровую физически, с определенным багажом знаний, со сводом правил нравственного поведения. Главная задача перед современной школой на сегодняшний день другая – научить людей жить в этом постоянно меняющемся мире. А задача задач учителя – научить ребенка найти самого себя в этой жизни, свою нишу. Моя цель – это создание условий для развития способностей каждого ученика. Из этой цели вытекают задачи: одна из них – в любом ребенке увидеть хорошее, развивать его, помочь поверить в свои силы.

В священной истории есть «Притча о талантах». Один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов и поручил им управлять своим имением. Он дал каждому из них таланты (монеты). Одному – пять, другому – два, третьему – один. Каждый получил столько талантов, сколько ему было полезно. Человек, получивший пять талантов, употребил их на доброе дело и приобрел пять новых талантов. Также поступил другой человек, который получил два таланта. А третий не захотел трудиться и закопал полученный талант в землю. За это ленивый раб был наказан и лишен даже того единственного таланта, который был отдан потрудившимся. Применительно к моей педагогической философии и моему призванию свою задачу вижу в том, чтобы ученик уже в школе знал, какие у него «таланты» и как он за стенами школы будет их приумножать. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель должен работать во благо развития ребенка. Сейчас в школе созданы благоприятные условия для развития детей: инновации, методики, масса возможностей для саморазвития и самореализации. И я все чаще и чаще задаю себе вопрос «В нужном ли направлении мы идем? А сможем ли мы, учителя, в погоне за «умными» головами воспитать Человека чуткого, отзывчивого, доброго, порядочного? Где та золотая середина, чтобы выпускник смог себя реализовать по программе победителя, но в то же время у него были сформированы те качества, которые помогут ему быть счастливым в обществе, в семье? Как определить, готов или нет выпускник к взрослой жизни, сможет ли он стать успешным? Все мы понимаем, что нет такого универсального рецепта, по которому можно воспитывать успешных детей. Дети – это не животные. Это селекционер знает, как вывести новую породу с заранее заданными для человека качествами. Каждый ребенок – это личность, это индивидуальность и эту индивидуальность важно сохранить, помочь ребенку не потерять самого себя в будущем. Вот учитель и находится в вечном поиске.

Лучший способ обучения и воспитания – это личный пример учителя. Я не только учу детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Учить и учиться – вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить заботиться о своем здоровье, учить смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать! Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу, учиться в совместном сотрудничестве, сотворчестве, организуя и вовлекая детей в совместную деятельность, используя новые средства обучения, стремясь научить своих учеников самостоятельности, ответственности, прививая « привычку к труду благородную». Эта привычка – основа будущего счастья, духовного обогащения.

Считаю, что современный учитель тоже должен внутренне развиваться, шагать в ногу со временем, учиться, искать, каждый день идти дальше, узнавать что – то новое, бороздить просторы постоянно обновляющейся информации, иначе он становится неинтересным для своих учеников. А это очень страшно « не соответствовать»! Я твердо уверена, что не каждый человек может быть учителем. Учитель – один из тех, кто не делает блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит из школы в том же звании, часто «пуст его карман», он не видит сразу результатов своего труда. Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, отцом и матерью, каково это каждый день идти к детям, оставив за порогом школы свои собственные проблемы? На такое способен не каждый человек, а только тот, кто искренне любит детей, любит свою профессию, видит смысл своей жизни в служении детям!

Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю своих учеников, которые нашли свое место в жизни, я понимаю, что это и есть счастье, ибо я приложила к этому руку. Это счастье быть все время в гуще событий и вдохновлять обычных детей на успех. Это счастье уметь быть нужной детям, порой, несмотря на усталость, плохое самочувствие и желание все бросить. И когда ты слышишь «Как мы без Вас? Вы нам очень нужны!», решаешь – еще рано, еще не пора!

Общество и государство предъявляют сегодня очень высокие требования к учителю. Часто общество не сознает трудностей, стоящих перед школой. Необходимо изменить это отношение. Следует поднять социальный статус учителя, показать обществу, что далеко не каждый способен занять место учителя. Не секрет, что сегодня школе не хватает молодых специалистов, что средний возраст школьного учителя очень солидный. Меня очень волнует вопрос, а что же будет со школой, кто будет учить учиться наших детей, какое нас ждет будущее? Как хочется творить и сознавать, что учителя ценят, уважают, понимают значение его труда, многое делают для того, чтобы улучшить условия окружающей рабочей среды. Можем тем, кто придет нам на смену повезет больше?

Г.А.Смирнова, учитель химии и биологии МОУ «Колталовская СОШ» Калининский район, Тверская область

Холодный зимний вечер. В чашке остывает недопитый чай, источая по комнате чудный аромат лета. Я наконец-то могу немного пофилософствовать. Люблю иногда подумать над высказыванием кого-нибудь великого. Сегодня мне попался Луций Анней Сенека (младший), он пишет: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом».

Я внимательно вчитываюсь в строчки и понимаю, что не согласна с автором! Стать педагогом – это не наказание! Это счастье, которое не каждый человек способен принять и разглядеть в рутине жизни! Многие учителя работают с надрывом, ненавидят свою работу, не понимают, как судьба их одарила.

Я из тех педагогов, которые без любви ничего не делают. Я люблю свою профессию, люблю учеников, с которыми занимаюсь, люблю раскрывать таланты ребят, люблю узнавать новое и интересное, жить люблю!

Ученик для меня – это факел, который нужно зажечь. Не заставить! А заинтересовать! Родители приводят ко мне ребенка (на первое занятие). Заниматься с репетитором ученик не желает, но у него «тройка» по русскому языку, значит, надо! Ученик напряжён, он уныло зевает… Начался урок – ребёнок увлёкся, сон отступил, знания сами собой закрепились в памяти. Урок прошёл быстро! Оказывается, всё не так плохо! А русский язык – интересная штука!

Не люблю скучные и однообразные занятия. Стараюсь делать каждый урок интересным и познавательным. Многое зависит от возраста ребенка. Для меня каждый ученик – особенный. Я не делю ребят на умных и глупых. Не стараюсь быть злым тираном для них. Я – учитель! А значит, детям со мной спокойно, комфортно, а главное, интересно. Мы учимся вместе! Каждый ученик – это книга, которую я читаю, изучаю, стараюсь понять. Некоторые дети в трудных ситуациях обращаются ко мне. Я всегда помогаю. Ведь учитель — это ещё и психолог.

Нельзя быть равнодушным (моё основное правило)!Если ребенок пришёл ко мне, значит, он меня выбрал. Я за него в ответе. От меня он должен получить опыт, который пригодится ему. Не только на экзамене, но в жизни. Ведь ученики всегда похожи на учителя. Если учитель любит свой предмет, увлекается им, интересно подаёт материал, значит, ученики тоже полюбят и заинтересуются.

Ещё не люблю останавливаться на полпути. Если начали подготовку к экзаменам — не жалеем себя. Идём к цели. Результатом будет высокий балл. Не верю в то, что ребенок работал изо всех сил и сдал на «2» или «3». Кто готовится — тот всегда приходит к высоким результатам. У моих детей так!

Чай допит. На город спустилась ночь, окутав тёмным покрывалом все вокруг. Мои философствования подошли к завершению. В заключение хочется сказать, что труд учителя – это тяжелый, но благодарный труд. Это не кара за грехи. Это возможность узнать людей лучше, понять своё предназначение, отдать свой опыт другим и осознать, что живешь не зря!

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Подписновой Марины Александровны

учителя физики МБОУ СОШ №54 г. Тулы

Педагог – это не профессия, это состояние души. Вот основной тезис моей педагогической философии. Моя работа – это труд, великий и порой тяжелый, требующий самоотверженности и постоянного поиска, открытия. Открытия новых учеников, узнавание их потенциала, поиск свежих, оригинальных и действенных путей формирования интереса детей к изучению предмета, мотивации в решении учебных задач.

Мое педагогическое кредо – сделать изучение такого сложного предмета, как физика, интересным, доступным и эффективным. И каждый этап урока я строю так, чтобы в нем присутствовал элемент удивления, открытия, противоречия, проблемы. Это способствует активизации познавательной деятельности школьников. «Не подавай готовое блюдо, а научи, как его готовить» - основа моей педагогической деятельности.

На протяжении многих лет учащимся знания преподносились в готовом виде. Кто – то легко их усваивал, кому – то это давалось с трудом, некоторые ребята так и ничего и не выучили, как ни старались учителя. Хочется, чтобы в каждом ребенке зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно. Очень важно научить человека мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты, делать выводы. Тогда ребята не перестанут учиться всю жизнь, независимо от того, какой род деятельности они выберут. Но как научить их учиться? Ведь не зря один из основоположников учения христианской церкви Василий Великий писал: « Насильственное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих». Выход один: нужно давать ученикам возможность самостоятельно искать ответы - искать, может быть, даже долго, но вперед. Это непросто, но необходимо. Современному обществу требуются выпускники не только знающие, но и умеющие оперативно добывать и обрабатывать нужную информацию. И главная задача современной школы - воспитать личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира. С этой точки зрения моя работа - это гражданский долг и ответственность. Философии нет без твердых убеждений. И я уверена, что от меня, педагога «сегодня», зависит будущее страны, «завтра» народа. Это не высокие слова – это истина. Моим ученикам предстоит сделать нашу родину сильнее, богаче, красивее. И речь идет не только о стране вообще, но и о человеке в частности. Дети – это будущие взрослые, от того, насколько успешно и интересна ученическая жизнь ребенка, зависит его взрослая жизнь, полноценная, с хорошей работой, крепкой семьей. Я должна помочь «состояться» человеку, и здесь важно абсолютно все. Я не просто преподаватель, я учитель, воспитатель. Мои ученики может, и не станут выдающимися инженерами, учеными, но они должны стать настоящими людьми, обладающими всеми качествами высокоморальной личности. Мне дорог каждый ученик, независимо от того, успешен он в изучении физики или нет. Учебные навыки, умения, знания, конечно, важны, но еще важнее человеческие качества: доброта, честность, гражданственность, преданность делу, да мало ли еще! Воспитать Человека – мой долг и мой успех. Сегодня понятие «успешности» работы основывается, прежде всего, на материальной составляющей. Чем выше доход, тем успешнее человек. Такая подмена понятий противоречит моей и жизненной, и педагогической философии. Когда мои ученики поступают в известнейшие вузы страны (МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и др.) и с успехом оканчивают их – это и мой успех. Мой успех и в том, что они вырастут просто порядочными людьми.

Процесс обучения и воспитания сложен и труден. Когда семиклассники первый раз приходят на урок физики, один из вопросов, который они задают «Физика – это очень трудный предмет?». Скорее, это даже не вопрос, а утверждение. «Что вы, это очень интересный предмет! И все вы уже многое знаете из физики» - так я отвечаю ребятам. И начинается рассказ о физических явлениях, которые наблюдали дети: о яркой радуге, о каплях росы на траве, о весенней капели, о неистовой летней грозе. Глаза ребят загораются – разве это изучают на уроках физики? Да, и многое другое. Вы узнаете, почему в темноте все кошки серы и бывает ли горячим лёд, отчего при ветре холоднее и почему в мёртвом море нельзя утонуть, как движется каракатица и многое многое другое. И вот уже в классе нет равнодушных, все смотрят во все глаза и слушают, затаив дыхание. И главное – не оборвать эту нить, которое связало учителя и ученика. Ребенок должен тебе доверять, потому что ты – учитель, и значит, поймешь и поможешь. Ребенок должен тебя уважать, потому что ты – учитель, а значит, много знаешь, умеешь объяснить, научить.

Педагог просто «мертв», если он не любит детей. Банально, но это так. Это основа любой педагогической философии. Но любить – это не значит «гладить по голове». Любовь учителя деятельна, она основана на уважении личности ребенка, терпимости и толерантности. Настоящий учитель равнодушен к тому, какой национальности его ученик, какую должность занимают его родители… Принцип равенства – основа моей педагогической деятельности. Моя задача как учителя – бороться с тем, что мешает получить любому ребенку качественное образование, помочь раскрыть его потенциал, если ученик лишен возможности вместе со всеми посещать школу, уметь работать с теми учениками, которые не подходят под определение «обычный». Это не просто, но необходимо. И еще: воспитывая личность, будь личностью сам. Будь искренен и честен с детьми, открыт и откровенен, не бойся признавать свои ошибки, и будь готов учиться сам, в том числе у детей. Меняйся, не будь косным ни в преподавании, ни в общении, не стой на месте, а ищи, ищи новое в методике, новое в личности ученика.

Иногда меня спрашивают: «Зачем? Тебе это надо? Оставаться после уроков, часами решать сложные задачи, читать специальную литературу, смотреть учебные фильмы, искать в Интернет-ресурсах что-то новое, интересное, увлекательное по предмету…» Да, надо. Потому что это моя жизнь. Педагогика – моя жизнь. Это моя философия…

Общероссийский педагогический конкурс

"Современные педагогические технологии на занятиях и уроках химико-биологического цикла 2014-2015 учебного года "

Творческое эссе

«Моя педагогическая философия»

Гилязова Гульчачак Хисамутдиновна-

учитель химии

ГБОУ СОш №3 г. Похвистнево

Самарской области

Творческое эссе «Моя педагогическая философия»

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь»

Василий Ключевский .

Учась ещё в школе, я точно знала, что хочу связать свое будущее со школой, с профессией учителя. Учительницей химии была моя мама. И я видела как она любит свою работу, как уважительно к ней относятся её ученики
Профессия учителя – одна из тех удивительных профессий, где мастер из года в год продолжает себя в своих учениках. Если учитель слаб, если его собственные знания отстают от развития науки, то его слабости перейдут в будущее через его учеников. Ничего хуже этого быть не может. В то же время хороший учитель также продлевает себя, свои знания, свои добрые качества в сердцах и умах своих питомцев. И нет ничего благороднее этой миссии.
Среди людей творческих профессий многие прежде всего называют представителей искусства – музыкантов, артистов, художников, писателей. А учитель?… Ведь учитель создает сценарий урока, как и режиссер сценарий фильма или спектакля. Чтобы написать хороший сценарий, надо иметь талант. А талант всегда не отделим от творчества. И я полагаю, что профессия истинного учителя, это творческая профессия.

Он призван на кропотливую бесконечную работу, а славу ему приносят ученики.
Я получаю удовольствие от работы, когда ученики после проведенного урока говорят спасибо, когда вижу интерес и живой огонек в глазах своих учеников, когда они задают вопросы, отстаивают свои взгляды и остаются после уроков, чтобы продолжить дискуссию.
Я верю в то, что творческий преподаватель всегда интересен ученикам, и они вдохновляются его трудом, сами становятся творцами, пусть еще незначительными, но творцами. Я полагаю: без этого образование немыслимо.

Перешагнув порог третьего тысячелетия, современная педагогика оказалась в сложной, но интересной ситуации обновления системы образования и начиная с дошкольной, переживает существенные изменения. Эти изменения, прежде всего, связаны с социальным заказом государства, общества и семьи, которые являются заказчиками нового образования в соответствии с прогрессом их развития. Сегодня заказчик требует, чтобы его ребенок – будущий гражданин своей страны, был воспитан как личность, которая сможет выжить в условиях рыночных отношений и быть платежеспособной за содержание, обучение и здоровье членов своей семьи. Если таких семей в стране будет много, значит, наша страна станет конкурентоспособной на мировом рынке. Вырастить такое поколение – задача педагога третьего тысячелетия. Значит и моя задача.

Я разделяю мнение признанных деятелей педагогики, что сегодня перед учителями и учениками, воспитателями и воспитанниками стоит общая цель – стать лучшими вместе. Такое взаимовыгодное партнерство и является смыслом современного образования.

Я считаю, что тысячу раз прав великий Платон: "Ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь".
Мастерство преподавателя – в умении зажечь этот факел, чтобы никогда не иссякала жажда знания, стремление узнать больше и больше.

Известные слова: «Мы ищем таланты!» должны стать сегодня лозунгом всей системы воспитания и образования. Искать их нужно не для того, чтобы ими восхититься, а для работы с ними до полного раскрытия, получения от них максимальной отдачи обществу.
Талантливые дети могут оказаться невостребованными и нераскрытыми. Жаль. Общества жаль!
Но не раз бывало, что при изучении этой дисциплины, человек глубоко задумывался над поставленной проблемой и раскрывал себя при этом с совсем другой стороны: перед тобой сидит не пустой и никчемный, казалось бы, человек, а человек, которому не безразлично, что происходит вокруг.
Я хочу стать для ребенка его проводником в большую жизнь. Для этого я должна найти и затронуть ту струну его души, которая бы запела, зазвучала, зазвенела, запереливалась всей палитрой радостных звуков жизни. Для этого мне нужно научиться хорошо видеть и слышать своих «музыкантов» и не смотря на то, что они такие разные: энергичные и медлительные, добрые и упрямые, чуткие и осторожные, открытые и замкнутые, эмоциональные и сдержанные – я точно знаю, что каждый из них талантлив, гениален, и по-своему уникален. Я люблю их!

Я учитель сложного, но очень интересного предмета-химии.

Химия, как и другие естественные науки, переживает в настоящее время тяжелые времена.

На бытовом уровне сложилось отношение к химии как сложному, трудному для восприятия предмету и ненужному для дальнейшей профессиональной деятельности. Хотя каждый так или иначе практически постоянно либо пользуется «плодами» химической отрасли промышленности, либо сталкивается с деятельностью, требующей знаний приемов безопасного обращения с веществами. Многие ли из нас задумываются над тем, почему хорошая хозяйка никогда не поставит бутылочку с уксусной кислотой рядом с другими похожими емкостями для пищевых продуктов? Почему всегда читают инструкцию перед работой с такими бытовыми жидкостями, как хлорный отбеливатель или средства для чистки стекол? Почему все знают, что после покрытия пола новым линолеумом или ковролином всегда необходимо проветривать помещение? А ведь это – приемы безопасного обращения с веществами. Умение приготовить растворы, знание способов очистки веществ, свойств наиболее часто встречающихся соединений, влияние их на здоровье человека – все это подрастающее поколение узнает на уроках химии в школе. На этих занятиях ребята не только учатся, отрабатывают навыки практической деятельности при проведении химического эксперимента, создают различные проекты, но и открывают для себя путь познания окружающего мира.

«Жизнь - череда химических реакций», - как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Зачастую уроки химии в школе воспринимаются как повинность, поскольку ученикам не всегда понятно, зачем изучать этот предмет и как он пригодится в дальнейшей жизни.
К сожалению, в обществе сейчас негативное отношение к химии как к науке. Обывателю она кажется невостребованной в современном мире. Химия превратилась в науку для избранных, для тех, кто обладает силой воли, интересом к ее изучению, а порой и дополнительными средствами. Снижение уровня химических знаний отрывает от важных научных представлений, формирующих единую научную картину мира. Можно сказать, что в целом властвует «хемофобия» и массовая химическая безграмотность.

Итак, с одной стороны невероятные темпы развития, огромные достижения химии, а с другой – реформирование российского школьного химического образования. Согласуется ли одно с другим?

Обращает внимание, что в учебном плане нет ни физики, ни химии, ни биологии – наук, являющихся в настоящее время основой развития цивилизации. Однако есть «Естествознание» – учебный предмет, который чуть позже характеризуется следующим образом: «Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественно-научной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности – формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире»

Таким образом, у данного учебного предмета свои цели и задачи, не связанные с задачами химического образования. Если же и предполагается изучение химии, то на это отводится только 1 ч в неделю.

Возникает вопрос: почему химию лишают права быть отдельным учебным предметом? Почему лишают молодое поколение радости познания огромного мира веществ, их особенностей, свойств, превращений и т.д.?

Предполагается введение элективных курсов, но как таковых методически разработанных и апробированных курсов существует немного. И они, к сожалению, не в состоянии сформировать целостное восприятие химии как одного из разделов науки. При этом сами же разработчики отмечают малоэффективность таких курсов.

Несмотря на все эти нововведения, я стараюсь заинтересовать своим предметом учеников, дать им максимум знаний. И я рада, что каждый год некоторые мои ученики выбирают учебные заведения,с химическим профилем и успешно там учатся

Очень часто по дороге в школе рассуждаю: какой же я учитель? нуждаются ли во мне ученики? тому ли я учу?
И ответить мне на вопрос помогают всплывающие в памяти строки писем и открыток: «Дорогая… Поздравляю Вас … Я Вас очень люблю… Ваш ученик…»
О какой оценке можно еще мечтать? И снова открываю дверь своего уютного кабинета, вижу приветливые, милые лица своих учеников, и с уст срывается располагающее и ласкающее: «Здравствуйте, ребята!...»

Моё Учительское счастье.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный.

Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире? Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель!

Я учитель... Сколько раз повторяю эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым, или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.

Да, я учитель и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.

Учитель – это сеятель. Он призван неустанно сеять, а это значит знать самому, иметь запас знаний, умений и приемов. Взращивать посеянное – значит побуждать к деятельности и познанию, применять, варьируя различные формы обучения и расширять арсенал инструментов познания. При этом нужно желать урожая, а значит верить в силы и способности ученика, расширять его горизонты. Быть интересным, результативным, побуждать к сотрудничеству. Быть готовым к успехам ученика и приближать их.

O Сеять – значит быть понЯтным.

O Взращивать – значит быть внимательным и настойчивым. Учитывать особенности и использовать рациональные методы и приемы.

O Получить всходы – значит, быть пОнятым.

O Взрастить – значит научить верить в свои силы, самостоятельно стремиться к большему.

O Получить плод – значит иметь возможность сотрудничать в реальных делах.

Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.

Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.

И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим ученикам.

Уже более восемнадцати лет работаю учителем, а сформулировать своюпедагогическуюфилософиюкоротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты.

Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Мне, кажется, что я уже нашел свой «золотой ключик» – это знаменитое «со»: со – трудничество, со – творчество, со – понимание, со – чувствие. Без этих составляющих (учитель – ученик – родитель) невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу. А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения.

Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Я снова вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».

Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не знать и не любить. «Чтобы полноценно жить в этом мире нельзя не знать химию...», «…химия – это не только предмет, с помощью которого мы познаем себя и окружающий нас мир, химия – это источник материалов, которые окружают нас в повседневной жизни…», «…все науки взаимосвязаны и знания одного предмета помогают в изучении другого…», «…наш город называют городом химиков… и не нам ли – новому поколению, знать все о химии, чтобы держать честь города, ведь это наше будущее и думать о нем надо уже сейчас…». Это цитаты из сочинений моих учеников. На своих уроках я учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что мой ученик совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Я прихожу в школу каждый день. Это моя школа, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать. Я иду в школу с чувством, что там меня ждут единомышленники. И я рад, что для них также как и для меня, познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов. Многие уже попробовали свои творческие силы, нашли себя, научились быть полезными и протоптали тропинку для других. Я рад, что смог им помочь в этом и приложу все силы, чтобы тропинки, не зарастали, а множились.

Есть притча о царе, которыймечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моейпедагогическойфилософиии моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок для меня – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье…