Биографии Характеристики Анализ

Можно ли решить проблему. Учимся решать проблемы

Решение комплексных проблем может быть сложным, но не обязательно должно быть мучительным. Для этого нужны лишь правильный образ мыслей и отлаженный процесс. К счастью, есть множество техник, помогающих разрешить любые проблемы, с которыми вы можете столкнуться на работе.

Когда перед вами встает сложная задача, с чего вам начать? И какие методики решения проблем вы можете использовать прямо сейчас?

В сегодняшнем посте вы найдете несколько советов и техник решения сложных задач, которые позволят вам решить любую проблему с уверенностью профессионала.

На сколько этапов можно разбить процесс решения проблемы?

В основе своей решение проблем - это процесс, состоящий из четырех этапов. Вы, возможно, даже помните эти этапы из азов научного метода.

  1. Сначала нужно определить проблему . В чем ее причина? Как вы поняли, что она вообще существует?
  2. Затем вы определяете возможные варианты решения проблемы. Какие идеи приходят вам в голову?
  3. Затем нужно оценить варианты решения и выбрать из них самый удачный. Какой вариант подходит лучше всего? Какой самый простой? Какому отдать предпочтение?
  4. Наконец, примените выбранный вариант . Решил ли он проблему? Стоит ли попробовать другой путь?

При применении методов решения проблем некоторые вариации этих четырех этапов всегда будут служить вам фундаментом.

Вывод: прежде чем решать проблему, постарайтесь полностью ее понять.

Креативные способы решения проблем

Задействуйте творческую жилку! Вы, вероятно, ждали, что здесь будет список нестандартных решений для мозгового штурма. Не совсем.

На самом деле креативное решение проблем (creative problem solving, CPS) - это формальный процесс, описанный Сидни Парнсом (Sidney Parnes) и Алексом Фейкни Осборном (Alex Faickney Osborn), которого считают отцом традиционной «мозговой атаки» .

1. Спросите: «Что происходит?» Определите проблему, ее влияние на компанию, а затем - ваше видение будущего.
2. Спросите: «Что значит успех?» Определите, как должно сработать решение, какие ресурсы для него нужны, каков его масштаб и какие ценности оно поддерживает.
3. Спросите: «В чем вопрос?» Составьте полный список вопросов, ответы на которые решат проблему.
4. Найдите ответы . Ответьте на вопросы из 3-го этапа.
5. Сформулируйте решение . Оцените ценные идеи по критериям из 2-го этапа. Выберите решение.
6. Подберите ресурсы . Определите, какие сотрудники и ресурсы нужны для выполнения решения.

Составьте диаграмму Исикавы для анализа причин
Самая важная часть определения проблемы - это изучить возможную причину ее возникновения. Вам придется задать себе примерно такие вопросы: где и когда это происходит? Как это происходит? С кем это происходит? Почему это происходит?

Добраться до первопричины можно с помощью диаграммы Исикавы (которую также называют диаграммой причинно-следственных связей и диаграммой рыбьей кости).

В правой части диаграммы мы располагаем последствие, используя его в качестве формулировки проблемы. Затем мы перечисляем слева все возможные причины, сгруппировав их в более крупные категории. Получившаяся в итоге диаграмма напоминает рыбий скелет.

Для поиска решения используйте аналогииЁЁ
Аналогии - еще один полезный инструмент. "Мышление по аналогии" использует информацию из одной области для решения проблемы в другой. Суть заключается в том, что мы находим способ решить текущую проблему, используя для этого решение другой проблемы. Но будьте внимательны! Новичкам работать с аналогиями непросто, к ним нужно привыкнуть.

Пример: у врача есть пациент с неоперабельной опухолью. Чтобы убрать опухоль, врач может использовать лучевую терапию, но она уничтожит и здоровые ткани.

Двое исследователей, Гик и Холиок, отметили, что людям было гораздо проще решить, что делать врачу, если перед этим они читали историю о генерале, которому необходимо захватить королевскую крепость, но при этом постараться избежать мин, которые сдетонируют, если по улицам пройдет большая армия. Генерал посылает небольшие отряды солдат по разным улицам, так что армия собирается возле крепости в одно время и штурмует ее всей мощью.

Задайте 12 вопросов «что еще?»
В книге «Архитектура изобилия» Ленидра Дж. Кэрролл описывает методику решения проблем, состоящую из вопросов и ответов.

Если вкратце, то при возникновении проблемы задайте себе вопрос относительно нее и найдите 12 вариантов решения проблемы (12 «что еще?»). Далее можно взять один из этих вариантов, превратить его в вопрос и придумать еще 12 «что еще». И повторять, пока решение не будет полностью готово и его можно будет доставать из духовки.

Начните использовать эти методики прямо сейчас

Надеемся, что эти методы покажутся вам полезными, и ваше воображение примется фонтанировать вариантами решений различных проблем.

Если так и случится, то у вас есть четыре утверждения, которыми вы можете воспользоваться, столкнувшись с очередной проблемой:

  1. Не начинайте с попыток решить проблему. Сначала постарайтесь понять ее причину.
  2. Задавайте вопросы - они помогут найти варианты решения проблемы.
  3. Вспомните, как были решены предыдущие проблемы - это может помочь решить текущую.
  4. Прежде чем пытаться решить проблему, избавьтесь от предвзятых рассуждений и прошлого опыта.

Что бы вас ни беспокоило: выбор нового гаджета, отношения с партнёром или завышенные требования нового начальника - у вас есть четыре способа избавиться от этого чувства:

  • изменить себя и своё поведение;
  • изменить ситуацию;
  • выйти из ситуации;
  • изменить своё отношение к ситуации.

Несомненно, есть ещё вариант оставить всё как есть, но это точно не про разрешение проблемы.

Всё, перечень закончился. Больше, как ни старайся, ничего не придумать. И если вы хотите поразмышлять над тем, как поступить, то предлагаю проделать следующие шаги.

Алгоритм действий

1. Сформулируйте проблему от первого лица

Проблемы «В мире ещё не создали гаджет, который мне нужен», «Он обо мне не заботится» и «Начальник - зверь, требует невозможного» неразрешимы. Зато проблемы «Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям», «Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится» и «Я не могу сделать то, что требует от меня начальник» вполне себе рабочие.

2. Проанализируйте свою проблему

Исходите из четырёх способов решения, представленных выше:

Возможно, вы поймёте, что хотели бы совместить несколько из них, например изменить своё отношение к ситуации и затем изменить своё поведение. А может быть, вы для начала будете рассматривать несколько способов на выбор. Это нормально.

4. Выбрав один, два или даже три способа, устройте себе мозговой штурм

Возьмите лист бумаги и ручку. Для каждого способа напишите как можно больше вариантов решения проблемы. На этом этапе отбросьте все фильтры («неприлично», «невозможно», «некрасиво», «стыдно» и прочие) и записывайте всё, что приходит в голову.

Например:

Изменить себя и своё поведение
Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится Я не могу сделать то, что требует от меня начальник
  • Изменить критерии.
  • Сделать тайм-аут в поиске.
  • Написать разработчикам
  • Попросить проявить заботу.
  • Рассказать, как бы я хотела, чтобы он проявлял заботу.
  • Благодарить, когда заботится
  • Научиться делать это.
  • Объяснить, почему я не могу этого сделать.
  • Попросить кого-то сделать это

Для вдохновения:

  • Представьте себе человека, которого вы уважаете и который обязательно смог бы вам помочь. Какие варианты решения проблемы он бы предложил?
  • Попросите о помощи друзей и знакомых: мозговой штурм в компании проходит веселее.

Выберите наиболее подходящий для вас в данной ситуации.

6. Ответьте себе на следующие вопросы

  • Что мне необходимо сделать, чтобы претворить это решение в жизнь?
  • Что мне может помешать и как я смогу преодолеть это?
  • Кто мне может помочь сделать это?
  • Что я сделаю в ближайшие три дня, чтобы начать решать свою проблему?

7. Действуйте!

Без реальных действий все эти размышления и анализ - пустая трата времени. У вас всё обязательно получится! И помните:

Безвыходная ситуация - это ситуация, очевидный выход из которой вам не нравится.

Что делать, если вы не знаете, как решить проблему. Безвыходные ситуации.
Когда в нашей жизни наступают тяжелые жизненные обстоятельства, мы, как правило, с головой погружаемся в свои переживания, задаемся вопросами: «за что мне это?», «почему это случилось именно со мной?», которые нам вовсе не помогают, а наоборот, ухудшают наше психоэмоциональное состояние.

Мы еще больше концентрируемся на беспокоящей нас проблеме, погружаемся в негативные эмоции, большую часть времени посвящаем поиску решений и все равно не можем его найти. Мы расстраиваемся и теряем веру в себя. Большая часть людей, не видя выхода из ситуации, постепенно смиряется с негативными переменами и продолжает плыть по течению жизни, надеясь, что со временем все разрешится и течение вынесет их на более благоприятный берег.

Помните, когда мы зациклены на какой-то проблеме, мы смотрим на мир и воспринимаем его через призму этой проблемы, и не замечаем остальное, а ведь это может быть ключом к преодолению этой трудности.

Вам необходимо осознать одну истину: решение всегда есть, и мы знаем о нем.
Есть 2 важных момента , на которые я хотела бы обратить ваше внимании:

– нет безвыходных ситуаций, есть решения, которые нам не нравятся
– из-за того, что решение проблемы может потребовать выхода из зоны комфорта, преодоление своих страхов, работы над собой, то мы часто блокируем осознание такого решения, и можем долго ходить кругами в поисках выхода.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ВИДИТЕ ВЫХОДА?

1. Честно ответьте на вопросы :

– Как вы воспринимаете свою роль в организации собственной жизни?
– Считаете ли вы, что можете оказывать решающее воздействие на свое будущее?

Ниже перечислены некоторые варианты реакций на тяжелые жизненные обстоятельства. Ваша задача – определить, в какой степени они присущи вам:
«жизнь ко мне жестока/несправедлива»;
«я ничего не могу с этим поделать, это не в моей власти»;
«я хочу перемен, но они невозможны при таких обстоятельствах»;
«что бы я ни делал, все зря, завтра опять что-нибудь пойдет не так»;
«это наказание свыше, видимо в чем-то я провинился».

Если вы узнали свои реакции в каких-то из перечисленных утверждений, спросите себя, как часто вы к ним прибегаете? Ответы на эти три вопроса позволят вам глубже понять, насколько вы в действительности управляете собственной жизнью и принимаете на себя ответственность за происходящее.

2. Необходимо дистанцироваться от проблемы .

Когда в нашей жизни наступают тяжелые обстоятельства или как нам кажется безвыходные ситуации, мы целиком вовлекаемся в них эмоционально и наше внимание сужено настолько, что почти ничего кроме насущной проблемы мы не замечаем. Когда мы выходим из роли действующего лица, то есть субъекта, с которым что-то случилось и занимаем позицию наблюдателя, мы можем узнать о данной проблеме много нового. Меняется наше видение произошедшего, утихают эмоции и мы уже способны замечать те нюансы, на которые раньше не обращали внимание.

3. Отлично работает техника «совет другу» .

Спросите себя:
– Что бы я посоветовал другу, который оказался в подобной ситуации?

Это еще один способ дистанцироваться от проблемы, снизить эмоциональную вовлеченность и частично снять ответственность за предложенные нами решения. Именно нежелание нести ответственность за последствия нашего выбора препятствует осознанию как часто бывает очевидного выхода из ситуации и вызывает промедление в принятии решения. Я рекомендую вам посмотреть мое видео о том, как научиться принимать решения.

4. Страх совершить неправильный выбор – еще одна причина, по которой ситуация может представляться как безвыходная. Как я сказала, выход есть всегда, но мы боимся принять ошибочное решение, а потому зачастую начинаем игнорировать проблему, пытаемся найти пути отвлечься от нее, кто-то сбегает от реальности, погружаясь в развлечения, компьютерные игры, просмотр сериалов, а кто-то находит успокоение в алкоголе, наркотиках и так далее.

Важно осознать, правильное и неправильное решение – это миф, мы не можем знать заранее, чем обернется наш выбор, пока не ступим на выбранный путь. Подробнее об этом я рассказываю в своем видео «Почему так трудно принять решение?»

5. Еще одна рекомендация по поиску лучшего решения – дайте свободу своему творческому началу . Возьмите лист бумаги или диктофон, кому как удобнее, опишите свою проблемную ситуацию и далее нужно сделать следующее. Засеките время, скажем 5 минут, установите будильник, и приступайте к записи всех возможных решений. Главное условие – это не критиковать себя и те варианты, которые будут мелькать у вас в голове. Ваша цель – зафиксировать как можно больше идей, и в данном случае ограниченное время заставит вас максимально сфокусироваться на поиске решений. Следующий шаг – это выбрать наилучший из всех вариантов решения вашей проблемы.

6. Если ни один из предложенных мной методов не помогает вам найти выход из ситуации, тогда просто дайте себе время. Сформулируйте ваш вопрос и позвольте вашему бессознательному отыскать наиболее подходящее решение. На первый взгляд, такая рекомендация кажется какой-то волшебной и отдает эзотерическими учениями. Однако если разобраться в процессе с точки зрения психологии, все встает на свои места и картина проясняется. Наше поведение, каждодневные выборы и поступки определяются в большей части нашим бессознательным. Кроме того, часто какие-то идеи и желания отвергаются на уровне сознания как нереалистичные, бредовые, труднодостижимые, неподходящие и так далее. Да и количество информации, которое мы осознаем весьма и весьма ограничено.

Мне нравится аналогия с айсбергом, где верхушка – это наше сознание, а все, что скрыто под водой, то есть основная часть айсберга, – это бессознательное. Техника, которую я предлагаю, отлично работает, если вы начнете больше доверять себе, будете открыты новой поступающей из внешнего и вашего внутреннего мира информации, будете внимательны к происходящему вокруг вас, чтобы вовремя заметить подсказки и воспользоваться ими.



Если статья оказалась полезной для вас - поделитесь ею в соц сетях,
возможно для кого-то она будет вовремя и очень поможет!

Олег Левяков

«Правильно сформулированная проблема – это наполовину решенная проблема»
Японская пословица

«Конечный продукт руководителя - решения и действия»
Питер Друкер

«Важность принятия решений в менеджменте не ставится под сомнение. Однако в ходе обсуждения основное внимание, как правило, уделяется решению проблем – т.е. получению ответов на возникшие вопросы. Это неверный подход. Одна из самых распространенных причин управленческих ошибок заключается в стремлении найти правильный ответ, а не правильное решение».
Питер Друкер

Тем не менее, между решением проблем и принятием решений лежит четкая граница. Прежде всего, она происходит из того, что в настоящее время понятие «разработка управленческих решений» распадается на две компонентные составляющие: «принятие решений» («decision – making») и «решение проблем» («problem – solving»). Однако сложность правильной идентификации этих понятий (определение той самой четкой границы между ними) привела к тому, что в научной и практической литературе происходит либо отождествление данных терминов, либо их крайнее противопоставление. Соответственно, представляется необходимым разобраться в сложившейся путанице.

Итак, прежде всего, стоит сформулировать саму проблему. «Четкая формулировка проблемы является обязательным условием ее решения... В случае ошибочного определения, ни одно решение не может быть верным и не поможет ни ликвидировать трудности в организации, ни предотвратить их появление вновь» (Перляки И., 1983). Можно выразить данную мысль и по-другому: «правильные решения устраняют проблемы».

Формулировка проблем имеет как объективные, так и субъективные трудности своего понимания.

Субъективной трудностью является отказ от существования проблемы из-за нежелания сталкиваться с самой проблемой, неумения ее правильной идентификации. Кроме того, многие люди ассоциируют термин «проблема» с нечто негативным и пораженческим. Примером такого отношения может служить следующий диалог:

Служащий: Питер, у меня есть одна проблема.
Менеджер: Нет-нет, у тебя есть возможность.
Служащий: Хорошо, у меня есть одна непреодолимая возможность.

Объективной трудностью является многозначность определения термина «проблема». Дело в том, что в настоящее время в научной и учебной литературе имеется очень большое количество трактовок данного понятия, что не способствует улучшению сложившейся ситуации в понимание что есть «проблема».

Приведем примеры.

  • Проблема – это ощущаемая трудность. (Дж. Дьюи).
  • Проблема – это различие между тем, что вы хотите, и что вы имеете (Э. де Боно).
  • Проблема – это отклонение от желаемого стандарта (Кепнер и Трегоу).
  • Проблема – это неудовлетворительное состояние дел. (Н. Рысев).
  • Проблема возникает тогда, когда человек имеет цель, но не знает, как ее достичь (Dunker, 1945).
  • Проблема – главное противоречие в ситуации, разрешение которого приближает ситуацию к поставленной цели (С.Н. Чудновская).
  • Двойственное понимание. С одной стороны – проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. С другой стороны – проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным. (О.А. Кулагин, 2001) и т.д.

Общими чертами всех определений являются восприятие проблемы как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть, и отсутствие готового варианта решения.

Понятие «решение» также неоднозначно и может рассматриваться как процесс поиска выхода из ситуации (той, которую обозначена как «проблема»), и как результат выбора того или иного способа уладить существующую проблему. Решение как процесс подразумевает наличие временного интервала, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как результат выбора представляется волевым актом, ориентированным на наличие вариантов решения проблемы, сопредельных целей и мотивов поведения принимающего решение.

Сложность и разноплановость проблем вызывает трудности и в их классифицировании. Дело это чрезвычайно сложное, учитывая неповторимость каждой отдельной ситуации и сопутствующих условий, в которых она возникает, а, следовательно, когда мы горим о классификации проблем, то речь идет именно о характеристиках условий, в которых эта проблема будет решаться. Отсюда следует, что характеристики самой проблемы становятся характеристиками приемов, методов и технологий, используемых в вопросах разрешения проблем. К вопросам классификации проблем ученые подходят по-разному. Ясно одно, что «категории проблем должны фокусироваться не вокруг трудностей, отклонений, неудовлетворенности ЛПР текущим положением дел, а вокруг целей, которые преследует ЛПР». Отклонение от этого принципа может привести к тому, что область поиска возможных решений будет неоправданно заужена, а предлагаемые варианты действий будут приходить в противоречие с целями ЛПР.

Исходя из того, что формулировка проблемы обязательно должна содержать цель (или цели), которую необходимо достичь, рассматриваются три категории проблем:

  • Проблемы стабилизации (проблемы естественно возникающих изменений). Возникновение проблем данного типа связано с наличием отклонений от «нормальных параметров» функционирования бизнеса, в то время как поддержание этих «нормальных» параметров вполне соответствовало бы внешним условиям и целям управления.
  • Проблемы адаптации (оптимизационные проблемы). Они возникают в ситуациях, когда бизнес функционирует без явных нарушений, однако изменяются требования среды к результатам деятельности.
  • Проблемы инновации (проблемы преднамеренных (целенаправленных) изменений). Наличие данного вида проблем связано с необходимостью обеспечить не просто выживание, но и развитие бизнеса за счет создания чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего.

Включение цели в формулировку проблемы требует так же четкости и ясности ее определения. И хотя целеполагание не является прерогативой теории принятия управленческих решений, важность формулировки цели неоспорима для обеспечения гарантий адекватности будущего решения в контексте решаемой проблемы.

Добиться такой постановки зачастую бывает и сложно и трудно. В условиях ограниченности времени могут возникать различные искажения формулировок, ведущие к искажению самого процесса разработки и принятия решений.

Прежде всего, довольно часто формулировку цели рассматривают как выбор из двух вариантов («Что мне делать в такой ситуации – выбрать вариант 1 или вариант 2?»), хотя правильно было бы поставить вопрос «Чего бы Вы хотели добиться, принимая данное решение?». Речь идет о разделении вопроса, связанного с решением и цели решения. Подобное искажение возникает из-за многогранности и сложности самих принимаемых решений, ведь с каждым решением связано множество целей, требований, сомнений и разных проблем. Но если все эти моменты включать в формулировку цели, то она станет слишком расплывчатой. Для того чтобы она стала конкретной, формулировка цели должна быть сосредоточена на одном параметре. Но и при этом возможно искажение формулировки за счет того, что цель окажется слишком узкой. Цель должна быть достаточно общей, широкой, чтобы она не ограничивала варианты решений и была связана с видением будущего развития бизнеса. Практической рекомендацией будет использование в формулировках конкретных глаголов действия «достичь, развить, получить, использовать...». Хорошим подспорьем будет начать с вопроса решения «Почему это важно?» и повторять его до тех пор, пока не будет обнаружена цель, отображающая основную причину, по которой имеется заинтересованность в решении. Не следует забывать и о личных целях. Зачастую интересы ЛПР и бизнеса находятся в конфликте или настолько тесно переплетены, что довольно сложно отделить их друг от друга. Тем не менее, при определении основной цели такое разделение крайне необходимо. Лучше всего осуществить согласование личных и бизнес-целей. При невозможности подобного процесса, обычно рекомендуется выбрать что-то одно.

Хорошим подспорьем при работе с проблемами является использование структурированного подхода и его инструментов: диаграмм причинно-следственных связей, концептуальных карт и карт мысли, графа проблем, составление списков и др. инструментов.

Более общим по отношению к понятию «проблема» является понятие «проблемной ситуации», поскольку представляет собой проблему в сочетании с конкретными условиями ее возникновения. Характеристика проблемной ситуации содержит:

  • Формулировку проблемы, понимаемой не как симптом, а как источник, причина неудовлетворительного состояния дел. «Проблема» не должна быть следствием других проблем. Например, если известно только, что имеет место «сокращение объемов продаж», то проблема не ясна, поскольку падение продаж является следствием каких-то проблем в дизайне, производстве, маркетинге, во внешней среде фирмы и т.п. В то же время потребность в расширении бизнеса – проблема, т.к. не нуждается в обосновании другими.
  • Ожидания ЛПР, под которыми понимаются представления о решении, конкретные в такой степени, что они позволяют оценивать допустимость и сравнивать привлекательность различных вариантов решений. Так, если ЛПР не удовлетворяют текущие объемы продаж, то «ожидания» включают его представления о том, какой объем удовлетворителен в данной ситуации. Такие представления могут отсутствовать.
  • Возможные пути решения проблемы, представляющие конкретные варианты действий, которые нужно не придумывать, изобретать и т.д., а лишь оценивать и сравнивать на предмет соответствия ожиданиям. Например, это может быть конкретное предложение по изменению дизайна продукта, направленное на изменение его привлекательности и увеличение продаж. Такие варианты могут быть в наличии, или отсутствовать.

Исходя из условия наличия или отсутствия одного из терминов, проблемная ситуация классифицируется по следующим типам.


Классификация типов проблемной ситуации

Тип ПС Проблема Ожидания Пути решения
Задача Известна Известны Известны
Структурированная проблема Известна Известны Не известны
Неструктурированная проблема Не известна Известны Не известны
Структурированное поле возможностей Известна Не известны Известны
Неструктурированное поле возможностей Известна Не известны Не известны
Решения, ищущие приложения Не известна Не известны Известны
Поиск идей Не известна Известны Известны
Неопределенные возможности Не известна Не известны Не известны

Если перед лицом, принимающим решение (ЛПР), возникает задача, тот от него требуется принятие решения. Если перед ним - неопределенные возможности – то от ЛПР требуется решение проблем. Остальные типы проблемной ситуации располагаются в континууме между этими понятиями.