Биографии Характеристики Анализ

Население айкино. История

Айкино (Айкатыла) - село, центр сельской администрации и Усть-Вымского района, в 22 км от с.Усть-Вымь. Древнейшей частью села является бывшая д.Шежам. Само Айкино возникло в 1608-1628 . Впервые д.Айкинская упомянута в переписной книге 1646 , 2 двора , в которых жили Василий Власович и Степан Фёдорович Исаковы. По легенде, основатели Айкина жили ранее в д.Кырс. В пользу такого варианта говорит сходство фамилий: Исаковы жили в XVII в. только в одном из соседних с Айкино селений - в д.Кырс. В 1719 - д.Большая Айкинская имела 7дворов, фамилии жителей Исаков, Гурьев и Полев.

В первой пол.XIX в. - центр Айкинской волости , включавшей в себя почти всю территорию современного Усть-Вымского района. В 1796 в с.Шежам Айкинской волости Яренского уезда родился Балин Д.И . В 1845 в Айкино открылось приходское училище, в 1870-х - земская почтовая станция. В 1873 - 51 двор, 316 человек . Основное занятие жителей - сельское хозяйство . В 1868 крестьянин Айкинской волости Малахиев П.Ф. нанялся делать для монастыря кирпич, но его качество было неудовлетворительным, поэтому настоятель монастыря Матфей сам сделал печь для обжига кирпича и завёл кирпичный заводик. В 1885 в селе имелись волостное правление и часовня . В 1895 открылось приходское училище для девочек, в 1909 - земское начальное училище, в 1915 (по др.данным - в АВ 1913) - сельскохозяйственное общество .

Село Айкино, Усть-Вымский район

Бывший крестьянин Айкинской волости, а потом яренский купец 2-й гильдии Просужих И.В. владел в Яренске лавкой с колониальными и бакалейными товарами с торговым оборотом до 5 тыс.руб . Среди местных крестьян оборотами торговли выделялся Лапин И.Е. из с.Серёгово. В 1890 он имел четыре заведения: лавку с мануфактурными и бакалейными изделиями в Серёгово (оборот 5 тыс.руб.), ренсковый погреб там же (оборот 1,5 тыс.руб.) и две винные лавки - в с.Усть-Вымь с оборотом 2 тыс.руб. и в с.Шешецком Княжпогостской волости с оборотом 1,6 тыс.руб.

Из волостей Яренского уезда, расположенных по Вычегде (Айкинской, Ленской, Часовской), часть крестьян, мужчины и женщины, уходила в разные российские города, преимущественно в Петербург . Они нанимались в услужение к частным лицам , иногда поступали на государственную службу. Мужчины нанимались в полотёры, дворники, сторожа, швейцары, лакеи; имевшие специальность работали слесарями, сапожниками и т.д. Женщины служили кухарками, горничными, посудомойками и пр. В 1891 в Петербурге только из Ленской волости находилось ок.600 отходников . По сведениям волостного правления, в ФВ 1897 из Ленской волости отлучились 62 человека от 20 с небольшим до 40-50 лет (41 мужчина и 21 женщина). 56 отправились в Петербург, двое - в Москву, по одному - в Рыбинск, Сольвычегодск, Ярославль и Старую Слободу . Так, Залужский Ф.А., 48 лет, устроился в Петербурге почтальоном; Выборов А.А., 23 года, там же служил при учебном заведении сторожем; Исина Е.П., 22 года, нанялась в Петербурге в кормилицы. По свидетельству Котляревского П.В., размер заработков у отходников "в услужение" определить было трудно. По словам крестьян, которых он опрашивал, лишь очень немногие имели хороший заработок и поддерживали свои семьи, большинство же через несколько лет возвращались домой больными, не способными к земледельческому труду и запускали свои хозяйства.

Специально на продажу выращивали скот в волостях Яренского уезда по Вычегде (Ленской, Палевицкой, Айкинской, Часовской, Коквицкой), где также имелись заливные луга и собиралось хорошее сено. Из этих волостей продукты скотоводства сбывались на ярмарках в сёлах Туглимском, Серёгово и в Яренске. В 1890-е говядина продавалась по 1 руб. 65 коп ., телятина - по 1 руб. 75 коп., свинина - по 2 руб. 40 коп. за пуд. В 1896 от продажи мяса, масла и кож крестьяне Яренского уезда выручили 16,3 тыс.руб., в 1897 - 17,9 тыс.руб., что составило ок.5% всех их доходов . В Усть-Сысольском уезде в 1897 от продажи гл.обр. продуктов скотоводства и частично земледелия крестьяне выручили 69209 руб. В продаже сельскохозяйственной продукции участвовали 6092 двора (40,6% крестьянских дворов уезда). Наибольшая ср.выручка на двор была в волостях с хорошими заливными лугами, а также там, где выращивали на продажу хмель, лён и рожь на подсеках . В Борисовской волости она составила по 52 руб. 2 коп. на двор, в Деревянской - по 23 руб., Шиловской - по 20 руб. 59 коп., Усть-Немской - по 22 руб. 25 коп., Благовещенской - по 17 руб., Керчомской - по 15 руб. Сельскохозяйственную продукцию продавали как имевшие её излишки зажиточные дворы, так и прочие, нуждавшиеся в деньгах для уплаты налогов и сборов.

Исследователь русского Севера Русанов В.А., изучавший экономическое положение коми крестьян в н.XX в., отмечал: "Заготовка сортового леса, или короче, "сортовка", получает всё более широкое распространение, даёт населению наибольший заработок, быстро оттесняет значение прочих исконных промыслов". Волостной старшина Айкинского правления сообщал в Яренскую земскую управу : "Из отхожих промыслов главное место занимает сплав леса по Вычегде и Северной Двине для заграничного отпуска, занято чуть ли не все население, способное к работе".

В н.XX в. органы местного самоуправления Коми края также уделяли внимание развитию ремесленного образования. В ИЛ 1903 в Яренском уезде открылась Айкинская низшая ремесленная школа с двумя отделениями: слесарно-кузнечным и столярно-токарным. Позднее при ней появилось общежитие для сирот и беднейших учеников. Содержалась школа гл.обр. за счёт уездного земства. Курс обучения в низших ремесленных школах был рассчитан на 4 года, принимались в них дети, окончившие начальную школу.

В Яренском уезде в 1903 наибольшее число работавших было в Айкинской, Турьинской и Жешартской волостях. В 1904 Яренское земство построило в Айкино и Вендинге земские хлебные склады.

3 АП 1906 произошли волнения крестьян в с.Айкино.

Село оставалось местом ссылки. На 1 МЙ 1916 в Яренском уезде Вологодской губернии содержалось 554 ссыльных иностранца, из них 472 были военнообязанными Германии, 27 - австрийскими подданными, 20 - кавказскими горцами. Кр.того, согласно рапорту Яренского полицейского управления, 25 женщин германского и австрийского подданства прибыли в Яренский уезд добровольно. Ссыльные иностранцы размещались в Яренске и в волостях. В Усть-Выми, напр., проживали 12 человек, в Айкино - 60, в Ёртоме - 8, в Турье - 21, в Часово - 53, в Серёгово - 39, в Коквицах - 67, в Жешарте - 55, в Палевицах - 36 и

Накануне революций 1917, в 1916 в Айкино имелись 4 мелочные лавки, хлебозапасный магазин, кузница, почтовая станция, часовня, земская школа и ремесленное училище. В 1918 проходили выборы в Учредительное собрание. За список эсеров в Айкинском округе проголосовали 207 избиратель из 217 голосовавших. Жители Коми края к новоявленным претендентам на власть отнеслись с осторожностью. Когда Яренский военно-революционный комитет (ВРК ) предложил крестьянам с.Айкино послать своих представителей для работы в этом комитете, то "общее мнение схода было резко отрицательное к идее организации нового, неизвестно для чего организовываемого военно-революционного комитета, и решено было не посылать никаких депутатов в Яренск. Впрочем, на всякий случай намечены были всё же два кандидата",- сообщает "Яренская газета". Сходным образом отреагировали и в др.волостях уезда. ВРК остался на бумаге, а его функции как органа власти возложили на исполком Яренского уездного Совета крестьянских депутатов. Продолжало действовать и земство; лишь уездный комиссар Добряков К. подал в отставку.

До Айкино докатилась волна Гражданской войны . В к.ОК 1919 белогвардейский отряд Орлова Н.П. вышёл на н.Вычегду. 29 ОК 1919 без боя были заняты Айкино и Шежам. Население встретило белых колокольным звоном. Советская власть была упразднена, и в Айкино и Шежаме состоялись выборы в восстановленные земские учреждения. С появлением белых на Вычегде Яренский и Усть-Сысольский уезды были объявлены на осадном положении. Большевистское руководство уездов сосредоточило на ниж.Вычегде, м.Яренском и Усть-Вымью, ок.1000 человек и рассчитывало ударом с двух сторон разбить уступавший по численности белогвардейский отряд. Однако красноармейцы не испытывали желания сражаться за большевиков. Часть наступавших со стороны Яренска красноармейцев разбежалась по дороге, др.сложили оружие при стычке с противником у Гама (3 НЯ 1919 ), а остатки отряда отступили назад в Яренск. Белые захватили Гам, затем Межог, а 6 НЯ 1919 - Яренск, где была восстановлена власть уездной земской управы. Красные отступили вниз по Вычегде.

Из Яренска Орлов Н.П. двинулся вверх по Вычегде, где повторилась та же история. 12 НЯ 1919 в Тыдоре красноармейцы отказались выходить из казарм для обороны села от белых; часть их сдалась, остальные разбежались. 13 НЯ 1919 сдались красные в Усть-Выми; почти все они вступили в ряды белых, а один из их командиров, военспец Прокушев А.О., был восстановлен в чине штабс-капитана царской армии и возглавил наступление белогвардейцев на Сысоле.

В к.НЯ 1919 в результате ожесточённых боев красные вернули Яренск, 2 ДК 1919 - Гам и Айкино. Белые, лишившись погибшего в бою под с.Лена командира Орлова Н.П., отступили с ниж.Вычегды на Удору.

В н.1920-х произошли изменения в управлении местной промышленности. Кажымский, Нювчимский и Нючпасский чугунолитейные, Серёговский солеваренный заводы, Усть-Сысольская и Визингская кожевенные и Айкинская сельскохозяйственная мастерские были объединены в Коми трест , подчиненный областному Совету народного хозяйства . Все остальные мелкие кустарные предприятия частью были сданы в аренду кооперативным организациям и частным лицам, частью возвращены старым владельцам.

Происходившие преобразования сочетались с репрессиями , проводимыми новой властью. Согласно сводке коми отдела ОГПУ за 1925 националистические эсеровские крестьянские "организации" возникли в Палевицкой, Айкинской, Селибской (Усть-Вымский уезд) и Ыбской (Усть-Сысольский уезд) волостях Коми области. Повсеместно основным контингентом таких "организаций" было кулачество , а главными целями их сплочённых действий чекисты считали "захват низовых административных и хозяйственных учреждений" в свои руки. Видную роль в "организациях" играли бывшие эсеры.
Трудно сказать, существовали на самом деле такие самодеятельные крестьянские организации в Коми области или это гипотезы ОГПУ, но недовольство крестьян советской продовольственной политикой вполне могло принять и такие формы протеста, тем более, что в н.1920-х активизировались партийные организации эсеров и анархистов , способные вовлечь крестьян в процесс создания самодеятельных организаций.

В Коми области реанимация деятельности эсеровских организаций произошла в 1922 Возобновили свою деятельность эсеровские группы в Усть-Сысольске, Усть-Выми, Айкино и некоторых др.населённых пунктах. Численность групп неизвестна. Из них, по данным ОГПУ, "наиболее серьёзной" была усть-сысольская группа под руководством Карпова и Чиркасова. В эту группу входил бывший член Коми обкома РКП(б), председатель областного ревтрибунала Матюшев С.Ф., исключенный из большевиков за "распространение литературы партии социалистов-революционеров среди беспартийных лиц". Чекисты были озабочены тем, что эсеры скрываются под видом беспартийных и даже коммунистов, продолжая м.тем свою работу. Об этом же прозвучало в ЯН 1922 на I Всезырянском съезде коммунистов: "в высших парторганах находятся социал-революционеры, которым не место в них, и партия должна быть к ним очень осторожна". Основными формами деятельности эсеров являлись агитация за перевыборы Советов, ввод в них представителей всех слоёв крестьянства и интеллигенции и организационная работа. Планировалось расширить сеть ячеек ПСР в Коми области, в частности, в Койгородке Усть-Сысольского уезда намечалось создание нелегального райкома ПСР.

Во второй пол.1930-х развернулось строительство железной дороги Айкино-Чибью (Ухта ) (введена в к.1939). Участок протяжённостью 268 км использовался для доставки строительных материалов, а также лесных грузов для строителей Печорской дороги. Всего за 1940 было отправлено потребителям 207 тыс.т грузов, из них 85 тыс.т лесоматериалов.

В 1926 в селе насчитывалось 148 дворов, 537 человек. В 1930 имелись фельдшерско-акушерский пункт, изба -читальня, потребительское общество, кредитное товарищество, сельскохозяйственное товарищество, молочная артель , комитет крестьянской общественной взаимопомощи, участок милиции и лавка центроспирта. Позднее д.Б.Айкинская объединилась с Малой Айкинской в с.Айкино, ставшее центром Усть-Вымского района.

В 1959 в Айкино проживали 4612 человек, в 1979 - 3855 человек, в 2000 - 3507 человек.

Страна
Субъект Федерации
Муниципальный район
Сельское поселение
Координаты

 /   / 62.22528; 49.99444 Координаты :

Глава
Основан

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Первое упоминание

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прежние названия

Айкинская

Население
Названия жителей
Часовой пояс
Телефонный код
Почтовый индекс
Автомобильный код
Код ОКАТО
Код ОКТМО

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Официальный сайт

Ошибка выражения: неожидаемый оператор <

А́йкино (Айкатыла) - село в Республике Коми , административный центр Усть-Вымского района и Айкинского сельского поселения .

География

Село расположено на правом берегу реки Вычегда , возле устья реки Шежамка .

История

В 1929 году деревня вошла в состав Усть-Вымского района . В 1943 году райцентр из села Усть-Вымь был перенесён в село Айкино.

Отдельно нужно сказать и об «исторической памяти» данной территории – о лагерном прошлом, которое нельзя проигнорировать. Местный историк, уроженец с. Айкино, вспоминает так: «В 1937 г. приехал Ульрих, он был председателем военной коллегии. Он был на пятом месте после Берии. Его избрали депутатом от Коми АССР. Вот и началось. В Нижнем Шежаме у церкви лагерь на 150 посадочных мест сделали, у хлебозавода – на 250, у Вомына – на 50 мест (женский лагерь был). 3 тысячи человек прошли, а то и больше. Что там у них – мы все знали. Родители, конечно, боялись говорить, кто там. Отвечали: «Там – сливки». Там, оказывается, были инженеры и техники, два профессора были, даже в частных домах они жили. Но страшно было. В 1942 г. болели тифом. Так они хоронили по десять человек в день, вывозили на санях по пять человек. Увозили не на кладбище, а закапывали там, где сейчас бетонный завод стоит. Летом привозили на баржах и пешим ходом утром до Микуни. Родители нас отправляли, чтоб мы им еды передали. Разные были… Поляки, немцы, китайцы. Война закончилась, и многие немцы остались». Местные действительно старались помогать продуктами. Также из числа местных набирали персонал для работы в лазарете или на кухне: «Мне одна бабулька рассказывала, старая-старая, что она работала в лазарете в Айкинском лагере. Так, говорит, столько младенцев похоронила. Всю жизнь об этом молчала, никогда не говорила» .

Население

Достопримечательности

  • Айкинский центральный музей Усть-Вымского районного музейного объединения
  • Городище Карыбйыв XI-XII веков
  • Озеро Евты
  • Заказник «Виола»
  • Памятник природы «Анна»

Напишите отзыв о статье "Айкино (Коми)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Айкино (Коми)

– Как же я её найду? – спросила я.
– Я тебя отведу, – прошелестел ответ.
Только тут я вдруг заметила, что, когда она двигалась, её тело легко просачивалось через мебель и другие твёрдые предметы, как будто оно было соткано из плотного тумана... Я спросила, трудно ли ей здесь находиться? Она сказала – да, потому что ей давно пора уходить… Ещё я спросила, страшно ли было умирать? Она сказала, что умирать не страшно, страшнее наблюдать тех, кого оставляешь после себя, потому, что столько ещё хочется им сказать, а изменить, к сожалению, уже ничего нельзя... Мне было очень её жаль, такую милую, но беспомощную, и такую несчастную... И очень хотелось ей помочь, только я, к сожалению, не знала – как?
На следующий день я спокойно возвращалась домой от своей подруги, с которой мы обычно вместе занимались игрой на фортепиано (так как своего у меня в то время ещё не было). Как вдруг, почувствовав какой-то странный внутренний толчок, я, ни с того ни с сего, свернула в противоположную сторону и пошла по мне совершенно незнакомой улице... Шла я недолго, пока не остановилась у очень приятного домика, сплошь окружённого цветником. Там, внутри двора, на маленькой игровой площадке сидела грустная, совершенно крошечная девочка. Она была скорее похожа на миниатюрную куклу, чем на живого ребёнка. Только эта «кукла» почему-то была бесконечно печальной... Сидела она совершенно неподвижно и выглядела ко всему безразличной, как будто в тот момент окружающий мир для неё просто не существовал.
– Её зовут Алина, – прошелестел внутри меня знакомый голос, – пожалуйста, поговори с ней...
Я подошла к калитке и попробовала открыть. Ощущение было не из приятных – как будто я насильно врывалась в чью-то жизнь, не спрашивая на это разрешения. Но тут я подумала о том, какой же несчастной должна была быть бедная Вероника и решила рискнуть. Девчушка подняла на меня свои огромные, небесно-голубые глаза и я увидела, что они наполнены такой глубокой тоской, какой у этого крошечного ребёнка просто ещё никак не должно было быть. Я подошла к ней очень осторожно, боясь спугнуть, но девочка совершенно не собиралась пугаться, только с удивлением на меня смотрела, как будто спрашивая, что мне от неё нужно.
Я подсела к ней на край деревянной перегородки и спросила, почему она такая грустная. Она долго не отвечала, а потом, наконец, прошептала сквозь слёзы:
– Меня мама бросила, а я её так люблю... Наверное, я была очень плохой и теперь она больше не вернётся.
Я растерялась. Да и что я могла ей сказать? Как объяснить? Я чувствовала, что Вероника находится со мной. Её боль буквально скрутила меня в твёрдый жгучий болевой ком и жгла так сильно, что стало тяжело дышать. Мне так хотелось им обеим помочь, что я решила – будь что будет, а, не попробовав, не уйду. Я обняла девчушку за её хрупкие плечики, и как можно мягче сказала:
– Твоя мама любит тебя больше всего на свете, Алина и она просила меня тебе передать, что она тебя никогда не бросала.
– Значит, она теперь живёт с тобой? – ощетинилась девчушка.
– Нет. Она живёт там, куда ни я, ни ты не можем пойти. Её земная жизнь здесь с нами, кончилась, и она теперь живёт в другом, очень красивом мире, из которого может тебя наблюдать. Но она видит, как ты страдаешь, и не может отсюда уйти. А здесь она уже находиться дольше тоже не может. Поэтому ей нужна твоя помощь. Ты хотела бы ей помочь?
– А откуда ты всё это знаешь? Почему она разговаривает с тобой?!.
Я чувствовала, что пока ещё она мне не верит и не хочет признавать во мне друга. И я никак не могла придумать, как же объяснить этой маленькой, нахохлившейся, несчастной девчушке, что существует «другой», далёкий мир, из которого, к сожалению, нет возврата сюда. И что её любимая мама говорит со мной не потому, что у неё есть выбор, а потому, что мне просто «посчастливилось» быть немножечко «другой», чем все остальные…
– Все люди разные, Алинушка, – начала я. – Одни имеют талант к рисованию, другие к пению, а вот у меня такой особый талант к разговору с теми, которые ушли из нашего с тобой мира уже навсегда. И твоя мама говорит со мной совсем не потому, что я ей нравлюсь, а потому, что я её услышала, когда больше никто её услышать не мог. И я очень рада, что хоть в чём-то могу ей помочь. Она тебя очень любит и очень страдает оттого, что ей пришлось уйти… Ей очень больно тебя оставлять, но это не её выбор. Ты помнишь, она тяжело и долго болела? – девочка кивнула. – Вот эта болезнь и заставила её покинуть вас. А теперь она должна уйти в свой новый мир, в котором она будет жить. И для этого она должна быть уверена, что ты знаешь, как она тебя любит.