Биографии Характеристики Анализ

Наука о происхождении человека называется. История развития представлений о происхождении человека

В настоящее время существует множество теорий происхождения человека на нашей планете. Вопрос о появлении разумной жизни на Земле всегда привлекал к себе внимание ученых разных областей. В данной лекции будут рассмотрены основные версии происхождения человека, хотя ни одна из них не имеет 100% гарантию своей правдивости. Ученые-археологи вместе с астрологами из разных стран исследовали самые разнообразные источники зарождения жизни (морфологические, биологические, химические). Но все эти усилия, к сожалению, не помогли узнать в каком именно столетии до н.э. появились первые люди.

Теория Дарвина

Самой вероятной и близкой к истине, версией происхождения человека, является теория Чарльза Дарвина (британского ученого). Именно этому ученому удалось внести огромный вклад в биологическую науку. Теория Дарвина основывается на определении естественного отбора. По его мнению, естественный отбор играет большую роль в эволюции. Фундамент теории Дарвина создавался из многочисленных наблюдений за природой, в процессе путешествия вокруг света. Проект начался в 1837 году и длился на протяжении более 20 лет. Другой ученый А. Уоллес поддержал Дарвина в конце 19 века. На своем докладе в Лондоне он заявил, что именно Чарльз являлся его вдохновителем, после чего появилось направление, которое имело название "дарвинизм".

Все последователи такого движения утверждают, что каждый представитель флоры и фауны изменчив и происходит из ранее существовавших видов. Получается, что теория Дарвина основана на непостоянстве живого в природе, а причиной такому процессу является естественный отбор. Получается, что на планете выживают исключительно сильнейшие формы, способные быстро приспосабливаться к окружающей среде. К таким существам относится и человек. Эволюция и стремление выживать способствовали развитию разнообразных навыков и умений.

Эволюционная теория

По мнению последователей данной теории, появление людей на Земле связано с видоизменением приматов. В наше время эволюционная теория является одной из самых обсуждаемых и распространенных. Ее суть заключается в том, что люди являются потомками некоторых видов обезьян. Что касается самой эволюции, то она началась еще с незапамятных времен под влиянием естественного отбора и других внешних факторов. Эта версия происхождения человека подтверждается многими свидетельствами и доказательствами (психологическими, палеонтологическими, археологическими). С другой стороны неоднозначность многих фактов не дают право считать ее верной на 100%.

Рис. 1 - Эволюционная теория происхождения человека

Аномалии пространства

Данная теория является наиболее фантастической и спорной. Ее последователи уверены, что человек появился на планете Земля случайно. Ее суть заключается в том, что человек - это плод параллельных аномальных пространств. Праотцами современных людей были представители других цивилизаций, представляющие собой сочетание энергии, ауры и материи. Теория предполагает, что во Вселенной существует огромное количество планет с такими же биосферами как Земля, которые создавались информационной субстанцией. Если условия для этого были благоприятными, то они способствовали возникновению жизни.

Такое ответвление имеет название "креационизм". Все его последователи отрицают главные теории появления человека. Они уверены, что всех людей сотворил именно Бог, который представляет собой высшее звено. При этом человека он создавал по своему подобию.

Рис. 2 - Теория творения

Если рассматривать библейскую теорию происхождения человека на Земле , то первые люди - это Адам и Ева. Например, в таких странах как Египет религия уходит глубоко в античные мифы. Большое количество скептиков считают такую версию невозможной. Эту версию не подтверждают какие-либо доказательства, она просто есть.

Основой это версии является деятельность посторонних цивилизаций. Другими словами, люди - это потомки инопланетных созданий, которые прилетели на нашу планету миллионы лет назад. В этой версии происхождения человечества имеется несколько развязок. Одна из них заключается в скрещивании прародителей с инопланетянами. В других развязках виновата генная инженерия высшего разума, который создал мыслящего человека из собственного ДНК. Очень интересной считается версия про вмешательство инопланетян в эволюционное развитие людей. Археологи до сих пор находят разные свидетельства (записи, рисунки), что античным людям помогали сверхъестественные силы.

Рис. 3 - Теория вмешательства

Этапы эволюции

Какой бы не была история происхождения человека, большинство ученых соглашаются в идентичности стадий развития. Первыми прообразами людей считаются австралопитеки. Они общались между собой при помощи рук, а их рост не превышал 130 см.

В следующем этапе эволюции появляется питекантроп, который уже научился пользоваться огнем и пользоваться дарами природы для собственных нужд (кости, шкуры, камни). Следующим этапом эволюции является палеоантроп. Такие прообразы людей уже умели мыслить коллективно и общаться при помощи звуков.

До появления мыслящего человека, последним этапом в эволюции считаются неоантропы. Визуально они были очень похожими на современных людей, создавали орудия труда, выбирали вождей, соединялись в племена и т.д.

Прародина людей

Пока идут споры относительно того какая теория происхождения человека является верной, удалось установить где именно зародился разум. Речь идет о африканском континенте. Большое количество археологов полагает, что локацию можно смело сузить до северо-восточной части материка. Хотя, есть ученые, которые предполагают, что человечество начало свое развитие с Азии, а именно с Индии и других соседних стран.

Тот факт, что первые люди обитали, именно, в Африке подтверждают многочисленные находки в масштабных раскопках. Можно отметить и то, что в то время существовало несколько типов прообраза человека.

Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами, которые повествуют о появлении человека из «ничего» или по воле богов или о самозарождении из самой природы.

1)Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина«Происхождение человека и половой отбор», где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка.Д ругой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф. Энгельса«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее.В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.

2)По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга современного человека - 1200-1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.

Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.



Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека. Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад.

Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.

Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение.

Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.

Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.

Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Все эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре.

Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

1.Как называется процесс происхождения человека от животного?

2.В каких научных работах идет речь о антропогенезе, кто их авторы?

3.Нарисуйте в тетради цепочку происхождения человека по современной теории.

4.Что (какие факторы) повлияли на эволюцию человека, запишите в тетрадях.

В.В. Сущевич,

кандидат медицинских наук

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА -
ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ОНА БИБЛЕЙСКИМ ПОВЕСТВОВАНИЯМ?

П отрясающие открытия последних десятилетий в области археологии произвели полнейший переворот во взглядах на происхождение и эволюцию человека. Перечислим только некоторые из них. Начиная с 1914 года, когда появились первые научные публикации о происхождении человека, и до нашего времени, детально изучена история первых людей на родине Человечества древнем Востоке: В Месопотамии и Палестине, где по археологическим раскопкам каменный век и век металла существовали одновременно. Одновременно жили и неандертальцы, и кроманьонцы (предки современного типа людей). Открыт надежный способ определения древности любого предмета - при помощи радиоактивного углерода С-14. При помощи этого ценнейшего материалистического метода произошла полнейшая ломка хронологии и выяснилось, что давность человеческих костей не превышает восьми тысяч лет, а не полумиллиона лет существования палеолита (т.е. человека.), как твердит современная наука. Перед этим фактом археологический мир остановился в полнейшем недоумении.

Палеолитический человек

У чение о палеолите, т.е. о древнем каменном веке, впервые получило научную форму в трудах французского ученого археолога второй половины XIX века Мортилье, который дал классификацию палеолита, сохранившуюся до наших дней. История развития каменных орудий стала тем руководящим материалом, на основании которого и была создана классификация периодов палеолита. Следом за ним геолог Пенк, также француз, внес определение палеолитического периода баснословной цифрой в полмиллиона лет, и с его легкой руки это было подхвачено популярной литературой и постепенно стало, если не общепризнанным, то, во всяком случае, общеизвестным положением, фигурирующим в школьных учебниках и в таблицах любого археологического музея. Базисом для умозаключений Пенка послужили результаты измерения и расчетов таяния альпийских ледников, что по аналогии, было перенесено на вюрмский ледник и с помощью простой арифметики, появилась цифра сто тысяч лет. Эта гигантская, абсолютно не обоснованная цифра, механически была перенесена и на остальные пять периодов палеолита, что в общей сложности и составило пятьсот тысяч лет. Вот и все. Больше абсолютно никаких иных данных. Не считаясь с имеющимися фактами, т.е. волюнтаристски, исковеркана история происхождения человека. Так появилась необоснованная ничем теория, которая, с течением времени, многократно тиражировалась и стала выдаваться за истину в учении о человеке. Против всей этой совершенно произвольной теории есть много весьма сильных и убедительных доказательств, которые проливают свет и помогают отделить зерна истины от плевел.

Каменные орудия - базис классификации периодов палеолита

П ри археологических раскопках «культурных слоев» (каменные орудия, кости, следы костров), которые находили в пещере археологи, было установлено, что каждый новый «культурный слой» всегда принадлежал другому периоду палеолита, т.е. каждое новое поселение в пещере - это всегда уже культура следующего периода. Следовательно, похоронив умершего члена семьи здесь же в пещере, семья покидала ее, и пока жива была память об этом, новая семья не поселялась в ней. Исходя из археологических данных следует, что каждый период палеолита может охватывать промежуток времени в несколько поколений, т.е. в несколько сотен лет. А если говорить о десятках тысяч лет для каждого периода палеолита, как это твердят теоретики, последователи Пенка, то пришлось бы допустить совершенно невероятное предположение, что погребение в пещерах совершалось только один раз в каждые 50-80 тысяч лет. Что есть эта цифра? - Продолжительность жизни неандертальцев и кроманьонцев? Свойство их памяти? Или абсурд?

П о материалам археологических раскопок, чрезвычайно интересно сравнение позднего палеолита с ранним. Культура позднего палеолита делает резкий скачек от каменных орудий труда в виде речной гальки и каменного топора до наконечников - стрел, лука, всевозможных изделий из кости, появления наскальных рисунков на стенах пещер выполненных природной краской - сепией и, самое главное, появляются общинные селения вместо одиночных поселений раннего палеолита. Целые серии искусственных пещер в одном месте, с проходами между ними, найдены у села Каракуба в южном Донбассе. Такой скачек в проявлении формы жизни и интеллекта первобытных людей объясняется тем, что в Европу пришли кроманьонцы - люди, резко отличающиеся от неандертальцев и антропологически во всем подобные современным европейцам. Кто же они - кроманьонцы? Как появились и откуда пришли в Европу?

Е диничные случаи появления кроманьонцев в Европе могли иметь место и в раннем палеолите, ведь "дороги" были открыты, вот почему в 1947 году в пещере Фонтешевад во Франции были найдены части черепа кроманьонца, т.е. современного типа человека в ашельском слое ("культурный" слой неандертальцев). Этим заканчивается история палеолитического человека. Наступает период, который профессор Мортилье назвал: "перерыв".

В Библии этот период характеризуется как потоп. Везде лежит мощный слой пустых пород, обычно глина и суглинки, без признаков какой бы то ни было органической жизни. Выше, этого пустого слоя, лежит совершенно новый культурный слой. В нем нет останков неандертальцев, исчезла вся прежняя фауна - мамонты, гигантские олени, все виды пещерных зверей. В Европу приходит африканская фауна и самое главное - совершенно новые, высоко культурные племена людей в прекрасных шерстяных одеждах, вытканных на ткацких станках, с музыкальными инструментами, посудой, которая разукрашена орнаментом. Это не охотники, а скотоводы, пригнавшие с собой домашний скот, впервые появляющийся в Европе. Они строят мосты, лодки. Одна из таких лодок, построенная с совершенным знанием форм обтекаемости, была найдена на дне Женевского озера в Швейцарии. Радиоактивный анализ, проведенный в научной лаборатории в Мадриде, синхронизировал органику древних останков свайных построек на Женевском озере и дерева Ноева ковчега, найденного 6 июля 1955 года Фернандом Наваррой подо льдом вершины Арарат, и дал им определение около 5 тысяч лет.

А если учесть, что радиоуглеродный метод анализа на весь период эволюции человека отводит не более восьми тысяч лет, то видно в какие сжатые сроки происходит эволюционный скачек. Объяснить этот факт, кажущийся невероятным, с точки зрения догм современной материалистической науки крайне затруднительно. Всмотримся более пристально в библейские повествования по поводу данного события.

Библейская теория происхождения человека

С огласно Библии, богословской точки зрения, это объясняется тем, что в Европу пришли потомки Сифа (кроманьонцы), в дополнение к потомкам Каина (неандертальцам). Потомки Каина - это люди потерявшие красоту первозданного Адама. У Адама было три сына: Каин, Авель и Сиф. Каин из-за зависти убил своего брата Авеля, за что Богом был проклят он и весь род его. "И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле." (Бытие,4, 11-12.).

И это точно сбылось, что подтверждается археологическими исследованиями. Неандертальцы (потомки Каина) вскоре перестают возделывать землю и становятся охотниками, скитальцами на земле, которые избороздили всю центральную и северную части евразийского континента. Скитаясь по земле, добывая пропитание себе охотой примитивными способами, без должного оружия, они одичали, в них развилась звериная сила.

Колыбель Человечества. Прикосновение через тысячелетия

А рхеологические раскопки свидетельствуют, что первые человеческие культуры Месопотамии и Палестины, изначально занимались земледелием, скотоводством и обработкой металла, строили города, храмы с росписью стен и имели другие признаки высокой культуры. Это является коренным отличием первобытной жизни Месопотамии и Палестины, где не знали того разделения, которое существовало на территории Европы, где культура, рано отделившейся (изгнанной) ветви неандертальцев, развивалась самостоятельно и последовательно переходила из одного палеолитического периода в другой. В колыбели человечества было все одновременно - и палеолитического типа острые кремниевые орудия и шлифовальные орудия (как во время неолита в Европе) и металлические предметы. Таким образом, все периоды существуют одновременно, и находятся в одном "культурном слое".

И нтереснейшее и в высшей степени важное событие произошло в 1929 году, когда два французских археолога - Ф. А. Шеффер и Ж. Шене обнаружили в Сирии так называемый "укропный холм". «Было извлечено множество клинописных табличек с текстами, написанными частично на шумерском и вавилонском, частично на хеттском и египетском языках. Их можно было читать. Но часть текста была написана на незнакомом языке при помощи алфавитной системы из 30 клинописных знаков. Из тех табличек, которые были прочтены, выяснилось название города, погребенного под холмом - Угарит. Вскоре выяснилось, что незнакомый язык клинописных табличек из Угарита оказался древним языком ханаанской группы, близким к древнееврейскому языку середины 2 тысячелетия до н.э. - времени Авраама и Моисея…» (книга Эриха Церена "Библейские холмы" (Москва, 1989 год)).

«. .. Вклад Угарита в историю религии был таким значительным именно потому, что в течение последнего тысячелетия до н. э. угаритские документы не искажались и не извращались поправками многочисленных поколений. Ибо Угарит погиб со всеми клинописными табличками внезапно. Это произошло во времена Моисея, а может быть немного раньше или позже, во всяком случае - приблизительно в то время, когда, по сообщению Библии, дети Израиля кончили свои пляски вокруг "золотого тельца", а Моисей получил новые десять заповедей на горе Синай...". "Тексты из "Укропного холма" содержат, в первую очередь, религиозные сюжеты: это мифы - сказания передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях, заклинания и молитвы.»

Д анная археологическая находка (одна из многих) является подтверждением истинности событий изложенных в Библии. Парадокс нашего мышления - мы соглашаемся с археологическими фактами и с текстами Библии, где идет речь о древних городах, их названиях, месте нахождения, но совершенно не верим в события, описанные там же и связанные с происхождением человека. А ведь именно тексты Библии явились тем первоисточником, благодаря изучению которых, и были найдены археологами самые древние города человечества. Ссылки на Библию мы находим в трудах знаменитых исследователей Леонарда Вулли, Флидерса Петри, Ормузда Рассама, Генри Лэйярда, Джоржа Смита, Фернанда Наварры.

Х ронология древних культур Среднего Востока показывает: «Самые древние, известные археологии, культуры - не древнее 5 тысяч лет до Рождества Христова. Самая ранняя культура в Палестине - натуфийская. Самая ранняя культура Месопотамии (Шумеры)- протообеидская, тасийская культура в Египте немного более поздняя и занесена из Месопотамии. Все же остальные, что были открыты раньше в других местах, в том числе и в Европе, имеют древнейшие корни с Востока и их фантастическая древность является бездоказательной» (книга археолога Гордона Чайльда «У истоков европейской цивилизации», Москва,1952 г.). Позже это было подтверждено радиоуглеродным методом исследования.

«Э ти данные, полнейший переворот в египтологии и проливают свет на предысторию человечества в его колыбели - Месопотамии и Палестине - даты совпадают с библейской хронологией и не имеют большей древности, чем 5 тысяч лет до Рождества Христова. Причем пресловутые, якобы многотысячелетней давности египетские первые династии датируются позже 2850 года до Рождества Христова». (С. Ляшевский, "Библия и наука". Москва, 1996 г.).

Первая родословная

О ткрыв Ветхий Завет (Бытие) мы увидим первую родословную человечества с указанием количества прожитых лет нашими праотцами, что позволяет просчитать многие конкретные даты и события. Так Адам был сотворен около 5508 года до Рождества Христова. (Для упрощения сопоставления наиболее значимых дат далее годы рождения будут приведены от года сотворения Адама - 1-ый год). Ламех, отец Ноя, был рожден в 872 году и умер в 1651 году. Ной, продолжатель рода человеческого, был рожден в 1056 году. Потоп, согласно этим данным, был в 1656 году. Из приведенных цифр видно, что отец Ноя Ламех, а также и его дед Мафусал (687 - 1654 г.) жили одновременно с Адамом и он (Адам) мог рассказывать им непосредственно все что сам знал о сотворении Мира, Рае, грехопадении, «древе жизни» и другие Богооткровенные знания. А Ламех и Мафусал все это могли передать Ною. А по археологическим данным, за 3 тысячи лет до Рождества Христова (или около 2500 года от сотворения Адама), появилась древнейшая шумерийская клинопись, т.е. при внуках и правнуках Ноя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все перечисленные события были известны шумерийцам и были записаны, хотя и с некоторыми искажениями и примесями зарождающегося язычества, и дошли до нас в вавилонских клинописных табличках того времени, ярчайшая из которых - «Эпос о Гильгамише». Следовательно, «Эпос о Гильгамише» не является легендой, а это реально существовавшие события, которые передавались из поколения в поколение, и записанные с возникновением письменности. «При этом Смит установил, что из названных в Библии израильских и иудейских царей четыре являются современниками ассирийского царя Тиглатпаласара III (745-727 гг. до н.э.). Это было одно из первых сенсационных сведений, извлеченных из ассирийских табличек и подтверждавших достоверность библейских данных об израильских царях». (Э. Церен, "Библейские холмы", с.89.).

В се найденные клинописные таблички, как Шумеры, так и Вавилона, всегда разделяют историю человечества на два периода «до потопа» и «после потопа». Самый первый город в мире, который знает археология - Эриду (Иериду). Вот что написано на археологической карте Месопотамии, изданной Ученым Национальным географическим обществом США в 1954 году: «Эриду. Первая столица Нижней Месопотамии, существовала около 4000 лет (5000) до Рождества Христова. Храм, откопанный здесь, является самой старой религиозной постройкой, известной человечеству. Шумерийские надписи 3000 лет до Рождества Христова, являют собой образцы самой древней письменности известных человечеству».

Х рам, признанный древнейшим в Месопотамии, (был обнаружен в 1948 году), в шумерийских клинописных табличках назван «первой до потопа резиденцией царей». Этот клинописный источник также перечисляет десять допотопных царей-патриархов. В Библии мы находим перечисление десяти праотцов от Адама до Ноя (Бытие, гл.5.).Это совпадение является еще одним подтверждением реальности существовавших событий изложенных в Библии и шумерийских клинописных табличках и полученных при археологических раскопках.

Рай

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке» (Бытие,2,8.). Это место впадения рек Тигра и Ефрата в Персидский залив, у некоторых западных археологов (С. Ляшевский), называется «рай». Всмотревшись внимательно в результаты их же исследований можно сказать, что «земной рай», который «насадил Господь Бог», является местом обитания Адама и Евы после их изгнания из Рая небесного.

С овременные природные и климатические условия, данной местности, абсолютно не похожи на те, которые были при Адаме. Прежде всего, сейчас там совсем другие географические условия. На древних картах, залив глубоко вдавался на территорию нынешней Месопотамии, а примерно около 2 тысяч лет до Рождества Христова, воды океана стали медленно отступать, и залив приобрел нынешние очертания. Над территорией бывшего «земного рая», осталось озеро Хаммер, окрашенное в молочно-белый цвет от находящегося по берегам слоя белой глины и других осадочных известковых пород. Суховеев и жары, превративших эту местность почти в пустыню, в те далекие времена не было, а наоборот, климатические условия были благоприятные. Это связано с тем, что на севере Европы в то время лежал огромный ледник, границей которого служили земли северной Германии, Польши и Беларуси. Это создавало ровный и влажный климат. В долинах Тигра и Ефрата была пышная растительность и плодородные земли. Но в последствии большая часть данной территории подверглась затоплению водами наступавшего залива, которое произошло в результате опускания аравийской геологической платформы. На этой же территории находятся и древнейшие города - Эриду, Ур, Обеид, Чатал-Гюйюк. "При раскопках в 1929 году было обнаружено три культурных слоя поселений, покрытых 11 футами ила, осевшего из воды или отложенного великим наводнением, подобным тому, которое описано в книге Бытия (потоп). Ниже этого слоя (делювия) потопа лежат культурные слои доисторического Ура". По данным археолога Леонарда Вулли "общая толщина трех культурных слоев равна полутора метрам, в которых были обнаружены изящные изделия из глины, кости, рога и меди (следовательно, неандертальцы знали медь), а также полированные каменные орудия". Т.е. признаки развитой цивилизации, а не людей каменного века. А если добавить к этому что стены города Обеид были сложены из кирпичей, сделанных из глины, а при раскопках города Эрех (ровесника Ура и Эриду) была найдена цилиндрическая печать, то охарактеризовать эту цивилизацию, с точки зрения догматов современной науки о человеке, просто невозможно. Это является еще одним доказательством заблуждения современных ученых в подходе к трактовке теории происхождения и развития Человечества.

Потоп

"И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время", (Бытие, 6,5.). "Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле", (Бытие, 6,12.). Бог отвергает допотопное человечество и избирает праведного Ноя и трех его сынов (Сима, Хама и Иафета) с их женами для продолжения рода человеческого. Господь поручает ему построить ковчег (150 м длины, 25 м ширины и 15 высоты, с тремя этажами) для спасения его семьи и некоторых животных и птиц. Скорее всего, имеются ввиду домашние животные, которые должны были облегчить начало новой жизни на земле.

П отоп был всечеловеческий, а не общепланетный, но и не местный. В то время, на основании археологических данных, были обитаемы - Средний Восток, Северная Африка, Европа и частично прилежащая территория Азии, эти земли, в результате опускания Евро-Азиатской плиты и были затоплены водами океана Тетис (Атлантического). Необходимо согласиться с произошедшим геологическим чудом - быстрым опусканием геологической плиты, и, как результатом этого, устремлением воды Гольфстрима на континент и к лежащему на севере леднику. «До сих пор считается, что было 4 ледниковых периода и 3 межледниковых, тогда как в действительности был один ледник, который имел четыре фазы таяния, которые и считали ошибочно межледниковыми периодами. Последний (вюрмский) ледник, растаял в течение одного года, что и явилось причиной всемирного, а точнее всечеловеческого потопа» (С. Ляшевский. "Библия и наука". Москва, 1996 г.). Осадки мути, (делювия) покрывают как снег выше указанные территории. Европейские горы были дном океана. Вершины Кавказа, Карпат, Альп также покрыты делювием. В то время не были обитаемы Америка, Австралия Океания и большая часть Центральной и Южной Африки и Азия, на этих территориях нет делювия, т.е. эти земли не подвергались "всемирному" потопу. Это геологическое чудо нельзя объяснить теориями падения огромных комет или извержением вулканов.

Т ак были уничтожены потомки Каина (первого человека убийцы на земле) и потомки Сифа, которые развратились ко времени Ноя, поэтому и подверглись той же участи. "Более 150 дней длился потоп. Ковчег Ноя пристал к горам Араратским" (Бытие, 8,4).Отсюда, с территории границ нынешней Армении и Турции, началось расселение нового человечества. Символично то, что допотопные города Ур, Обеид, Эриду возрождаются после потопа. Поверх полуметрового допотопного культурного слоя лежит 2-4 метровый "пустой" слой потопа (осадочные породы), после которого опять начинаются культурные слои, но уже кроманьонцев, потомков Сима, семитов, сумерийцев, (шумерийцев). Возвращение в допотопные города, на свою родину, в «отчий дом», логично даже с нашей точки зрения, тем более оправдано со стороны сыновей Ноя.

Праотцы современного Человечества

"С ыновья Ноя были: Сим, Хам и Иафет.... и от них населилась вся земля", (Бытие, гл.9.). "Да распространит Бог Иафета...", (Бытие 9, 27.). Говоря о потомках Иафета, Библия не указывает их земли, а говорит вообще о внуках Иафета: "От них (внуков) населились острова народов в землях их", (Бытие, 10,5.). Получается, что иафетиты ушли во все стороны земли. Бог дал им "особый уклад". Иафетиты разделились на три ветви: арийцы (белые индусы), веды (иранцы с самостоятельной группой армян) и европейцы. Симу и его потомству - надлежит наследовать отеческий дом, род его должен остаться на месте в Шумере, на великой реке Ефрат, нынешняя территория Ирака. Потомство Хама расселилось по Африке и в земли названные его именем - Ханаанские (нынешняя территория Израиля).

"Д ать научное доказательство творения мира Творцом в такой форме, чтобы неверующий человек стал верующим, невозможно, так как, если и мертвые воскреснут, по слову Спасителя, то и им не поверят. Но человеку, ищущему правды, просящему у Бога премудрости и разума, Бог откроет премудрое, которое утаил Бог от мудрецов мира сего" (протоиерей Стефан (Ляшевский)).

Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами, которые повествуют о появлении человека из «ничего» или по воле богов или о самозарождении из самой природы.
Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка. Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.
По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3(объем мозга современного человека - 1200-1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.
Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.
Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.
Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека.
Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад.
Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.
Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение.
Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.
Существует также мнение, что фактором, ускорившим эволюцию гоминидов, явился стресс, вызванный целым комплексом внешних и внутренних причин. Внешние влияния могли действовать через внутренние механизмы самосохранения и передачи наследственной информации. Эти изменения также вызывали перестройку основных видов деятельности, в которых трудовая деятельность и общение постепенно приобретали специфически человеческие формы.
Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.
Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Все эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре.
Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.


Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. С научной точки зрения человек, как вы знаете, - это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает уникальной способностью мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека, его духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь будучи включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального.
Нет ничего более очевидного и вместе с тем более сложного, чем человек. Современного человека от его далеких предков отделяют сотни тысячелетий. Поэтому неудивительно, что многое из жизни рода человеческого на заре его возникновения остается непознанным, таинственным, загадочным. Да и наш современник не дает оснований принимать его за существо предсказуемое и открытое. Даже люди, умудренные жизнью, нередко осознают недостаточность своего знания «братьев по разуму», так как люди знакомые и незнакомые каждый день преподносят что-то непонятное, неожиданное в своем поведении и образе мыслей.

Исследованием сущности человека занимается особая отрасль знания - философская антропология. Ее надо отличать от общей, биологической антропологии, которая изучает биологическую природу человека, закономерности и механизмы строения человеческого тела в их генезисе (происхождении) и в современном состоянии. Знание общей антропологии обязательно для того, чтобы представлять себе биологические возможности Homo sapiens, понимать, почему он способен вести себя иначе, чем ведут себя даже высокоорганизованные животные - человекообразные обезьяны. Между ними и Homo sapiens пролегает незримая, но непреодолимая граница: только Homo sapiens способен изготовлять орудия для изготовления орудий. Это, по мнению ряда исследователей, является его главным родовым отличием.
Второе отличие состоит в том, что человек обладает способностью абстрактно мыслить (осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности) и излагать в членораздельной речи содержание, направленность, смысл результатов своего мышления. На основе всеобщих форм практической деятельности сложилась развернутая система смыслов. Сегодня она зафиксирована в многочисленных разнообразных текстах, словарях, пособиях, научной и художественной литературе, искусстве, религии, философии, праве и т. д.
Благодаря этой общей системе смыслов происходит непрерывное освоение культуры каждым новым поколением, т. е. социализация человека.
В философии Канта человек рассматривается во всех своих проявлениях: как человек познающий, нравственный, стремящийся к совершенству посредством воспитания. Именно Кант провозглашает человека целью, а не средством для другого человека.
Большое влияние на оформление философской антропологии в качестве самостоятельной дисциплины оказало учение немецкого философа Людвига Фейербаха (1804-1872 гг.). В 30-40-е гг. XIX в. Фейербах объявил, что человек является универсальным и высшим предметом философии. Все же остальные вопросы устройства мироздания, религии, науки и искусства решаются в зависимости от того, что считать сущностью человека. Сам философ был убежден, что сущность человека - это прежде всего чувственность, мир эмоций и переживаний, любовь, страдания, стремление к счастью, жизнь ума и сердца, единство тела и души. С его именем связано появление основополагающего философского термина «антропологизм», объясняющего действительность из человека. Свое учение Л. Фейербах называл философией человека, антропологией. К. Маркс критиковал абстрактное, внеисторическое понимание Фейербахом человека и, в свою очередь, определял сущность человека как «совокупность общественных отношений».
Философская антропология возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы сущности человека (его разумность, орудийная деятельность, способность создавать символы и т. д.). Она явилась своеобразной реакцией на вопрос, что же является решающим в жизнедеятельности (и прежде всего поведении) человека - природа или социум, на который предшествующая философия так и не дала исчерпывающего ответа.
Философская антропология - междисциплинарная область знания, пытающаяся соединить конкретно-научное, философское и религиозное постижение человека. Ее основу составляют концепции, общий смысл которых сводится к следующему: изначальная биологическая незащищенность человека порождает его деятельную активность, связь с миром, с себе подобными, духовность, культуру; человек в силу своей мирооткрытости, неустойчивости (эксцентричности) и постоянного поиска точки опоры своего существования вне себя обречен на вечный поиск, странствия и стремление к самосовершенствованию; человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся во множестве «других», «другого», «не-я»; человек является центром пересечения двух начал - «порыва» (природного ядра, олицетворяющего влечения, биологические потребности, аффекты) и «духа» (сферы разума и чувств), единство которых и образует сущность человека. Сущность человека, в понимании признанного основателя философской антропологии М. Шелера, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития.
Заметное воздействие на философскую антропологию оказала философия жизни - философское течение конца XIX - начала XX в., в частности ее идеи о том, что человек в реальной жизни руководствуется не разумными побуждениями, а инстинктами. В свою очередь, философская антропология оказала значительное влияние на развитие психоанализа - комплекса гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека, и экзистенциализма (философия существования), в рамках которого отличительным признаком человека считается свобода.
Философской антропологии так и не удалось осуществить заветную мечту М. Шелера - собрать воедино образ человека, разбитый на тысячи мелких кусочков. Она сама разделилась на множество антропологий: биологическую, культурную, религиозную, социологическую, психологическую и др., которые, несмотря на объединяющую их устремленность к изучению человека, обнаружили значительные различия и в методах исследования, и в понимании назначения самой философской антропологии.

5. Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке.
Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
При всем разнообразии толкований понятия «личность» авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

В связи со сказанным правомерными являются вопросы: а может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?
Однозначного ответа на эти вопросы не существует, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения. Однако большинство ученых склонны признавать за всеми людьми право называться личностью; хотя иногда - с определенными оговорками. Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему.
Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений по сравнению с нормой до значительных разрушений личности при заболеваниях разной тяжести. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая», или «аномальная», личность.
Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и во времени и т. п. В этом случае можно говорить о деградации личности.
Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. А под иерархичностью понимается способность человека управлять своими биологическими потребностями. Иными словами, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.
Еще одна характеристика зрелой личности состоит в том, что человек всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой он занимается. Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа приносит ей удовлетворение. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой преследования (например, со стороны властей) и потери многих жизненных благ. В качестве примера стоит напомнить общественно-политическую деятельность академика А. Д. Сахарова (1921-1989 гг.).
Проявляется личностная зрелость и в ее взаимоотношениях с другими людьми. Для зрелой личности характерно воздействие на рост и развитие других людей. Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют не только на своих современников, но и на потомков. Имена таких личностей составляют гордость всего человечества. Таких людей называют властителями дум, честью нации, гордостью народа. Вы сами можете назвать таких людей прошлого или настоящего.

Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами, которые повествуют о появлении человека из «ничего» или по воле богов или о самозарождении из самой природы. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка. Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека. По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14--20 млн лет назад) -- существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5--8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo -- Homo habilis, или Человек умелый. Вид Homo erectus -- Человек прямоходящий появляется 1--1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800--1200 см 3 (объем мозга современного человека -- 1200--1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150--200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40--50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр. Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов. Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации. Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека. Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад.

Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, -- изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга -- миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода -- изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются. Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение. Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно -- происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов. Существует также мнение, что фактором, ускорившим эволюцию гоминидов, явился стресс, вызванный целым комплексом внешних и внутренних причин. Внешние влияния могли действовать через внутренние механизмы самосохранения и передачи наследственной информации. Эти изменения также вызывали перестройку основных видов деятельности, в которых трудовая деятельность и общение постепенно приобретали специфически человеческие формы. Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения -- все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов. Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Все эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.