Биографии Характеристики Анализ

Называется праздник 4. День народного единства: традиции и значение

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учреждён Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнёс свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облечённые его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за её помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошёл как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

4 октября эту же инициативу публично поддержал первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Октябрьской революции и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

Отношение к празднику

Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введения праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября. Однако одновременно с этим праздник характеризовали и как «сплотивший народы».

Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33% респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8% собирались праздновать День народного единства, а 5% — «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63%) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.

Еще интереснее результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более 30% опрошенных затруднились с ответом. 45% ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6% сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10% населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

1 ноября лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил, что поддерживает отмену празднования 7 ноября, так как, по его словам, это являлось оправданием насильственного захвата власти, и поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства». Он назвал этот праздник «днём гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты.

В то же время, во многих городах России праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.

Леворадикальные политические течения критиковали «День народного единства» как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, угнетенных и угнетателей. Союз Революционных Социалистов выпустил листовку против этого праздника, в которой провозгласил лозунг «нет единству с буржуями».

В декабре 2004 года президент Росии В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.

Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

День народного единства в 2017 году планируют отпраздновать по всей России также пышно, как и в предыдущие — самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве.

День народного единства 2017

В День народного единства праздничные гулянья, концерты, представления по всей России продлятся три дня с 4 по 6 ноября включительно — самые масштабные празднования пройдут в Москве в рамках серии фестивалей "Московские сезоны".

Праздничные мероприятия пройдут во всех округах столицы РФ — парки Москвы подготовили на День народного единства обширную развлекательную программу, где все желающие смогут весело и интересно провести время.

В дни празднования Дня народного единства 2017 москвичей и гостей столицы ждут самые вкусные угощения, лучшие товары со всей страны, кулинарные мастер-классы и выступления народных коллективов.

В рамках проекта "Ночи искусств" в московских галереях, музеях, театрах, библиотеках и на других культурных площадках 4 ноября с 18:00 до 6:00 по московскому времени пройдет порядка 300 творческих мероприятий.

Митинг-концерт "Россия объединяет" станет центральным событием праздника — он состоится на территории спорткомплекса "Лужники".

История

Вереница трагических обстоятельств произошла в России на рубеже XVI-XVII веков — эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Причиной Смуты, как считают историки, стало прекращение династии Рюриковичей.

Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением. Русский народ встал на защиту родины по призыву Святейшего патриарха Гермогена, который погиб от рук поляков за свою верность Православию.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Первое ополчение — его возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, распалось из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу.

Затем в сентябре 1611-го земский староста Кузьма Минин в Нижнем Новгороде призвал людей собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Для организации ополчения население города было обложено особым сбором. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 года выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

В ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, обретенной в XVI веке, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Государственный праздник

Праздник воскресили через 87 лет — по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, в декабре 2004 года был учрежден День народного единства - как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Это государственный праздник, который в России является выходным.

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Суть праздника

Праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Он призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напоминает гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

День народного единства, так же известный как День воинской славы России отмечается в субботу, 4 ноября. Кроме этого, в 2017 году выходным днем объявляется понедельник, 6 ноября.

История праздника

День народного единства относится к церковно-государственным праздникам. Несмотря на то, что официально он был установлен только в 2004 году, корни этого памятного дня уходят в позднее средневековье.

После упадка династии Рюриковичей, в России начались смутные времена. Одной из известных фигур того времени стал Лжедмитрий I, который заявлял о себе, как о чудом спасшемся царевиче Дмитрие. За этим последовало польское вторжение, которое разорило многие уезды России. В этих тяжелых условиях коренному населению пришлось проявить все мужество и решимость. Отряды ополчения громили польские гарнизоны, перевозя с собой икону Божьей Матери.

© Sputnik / Владимир Вдовин

В итоге, 4 ноября 1612-го поляки были повержены, и в немалой степени благодаря покровительству Богоматери. Именно этой решающей для Руси дате и посвящен День народного единства, который сквозь века напоминает о том, что любой враг бессилен перед силой и единством народа. И только в 2004 году Госдума обновила закон "о победных днях России" новым праздником — Днем народного единства.

Традиции и мероприятия

В 2005-м в Нижнем Новгороде открыли копию московского памятника Минину и Пожарскому. В Москве, 4 ноября президент традиционно возлагает цветы к этому памятнику. С тех пор, День народного единства проходит у этих двух монументов.

© Sputnik / Валерий Шустов

По всей стране в эту дату проходят крестные ходы, благотворительные акции, салюты, концерты и митинги. Вдобавок, во многих городах организовывают круглые столы на тему русского языка и литературы, а так же конференции, посвященные истории русского православия.

Как будут отмечать народное единство в 2017-м

День народного единства будет праздноваться 4, 5 и 6-го числа. В связи с этим, в Москве, в рамках серии фестивалей "Московские сезоны", пройдут широкомасштабные мероприятия.

Праздник будет проходить на четырех крупнейших площадях центра Москвы, на которых будут присутствовать граждане из всех регионов страны. Празднование будет происходить на Манежной и Тверской площадях, а так же на Площади Революции и Новом Арбате.

На Манежной площади празднующих будут встречать в национальных костюмах гости из Крыма, Карелии, Краснодарского края и многих других областей.

© Sputnik / Евгений Епанчинцев

На Площади революции москвичи и гости столицы смогут познакомиться с богатой культурой Центральной России: выставки и мастер-классы по Хохломской росписи и кружеву. Повара научат готовить такие блюда, как брянские драники и московскую кулебяку.

Празднество на Тверской площади будет преимущественно посвящено народам Сибири и Дальнего Востока. Участники из этих регионов покажут и научат делать одежду Русского Севера: тунгусские кафтаны и эвенкийские парки.

А на Новом Арбате познакомят с культурой казачества и регионов российского юга. Зрители смогут насладиться выступлениями фехтовальщиков и казачьими танцами.

© Sputnik / Алексей Мальгавко

В День народного единства смогут осуществить свои гастрономические мечты самые искушенные гурманы: будут работать более 40 ресторанов, и представлены блюда европейской и южнороссийской кухни. На Новом Арбате посетителей будут угощать кавказской кухней.

Значение Дня народного единства

Некоторые исследователи настаивают, что в современной России не полностью понимают смысл праздника. Для многих — это просто очередной красный день в календаре. Однако мало кто догадывается, что история Дня народного единства позволяет ставить его в один ряд с 9 мая. Ведь тогда, в 1612 году, страна находилась в таком же хаосе и смертельной опасности, угрожавшей самому существованию страны.

И в очередной раз, общими усилиями и благодаря невероятному патриотизму и народному единству, враг был уничтожен. Сегодня, в стремительно меняющемся мире, раздираемом войнами и глобальным терроризмом, как никогда важно вспоминать о важности и силе единства народа перед лицом общенациональной угрозы.