Биографии Характеристики Анализ

«Нечистая сила».Валентин Пикуль. Валентин Пикуль – растиражированная ложь Почему пикуль ненавидит царскую семью

Валентин Саввич Пикуль


Нечистая сила

Валентин Пикуль


Нечистая сила


Памяти моей бабушки – псковской крестьянки Василисы Минаевны Карениной, которая всю свою долгую жизнь прожила не для себя, а для людей, – посвящаю.


ПРОЛОГ, КОТОРЫЙ МОГ БЫ СТАТЬ ЭПИЛОГОМ

Старая русская история заканчивалась – начиналась новая. Стелясь в переулках крыльями, шарахались по своим пещерам гулко ухающие совы реакции… Первой исчезла куда-то не в меру догадливая Матильда Кшесинская, уникальнейшая прима весом в 2 пуда и 36 фунтов (пушинка русской сцены!); озверелая толпа дезертиров уже громила ее дворец, вдребезги разнося сказочные сады Семирамиды, где в пленительных кущах пели заморские птицы. Вездесущие газетчики утащили записную книжку балерины, и русский обыватель теперь мог узнать, как складывался поденный бюджет этой удивительной женщины:

За шляпку – 115 рубл.

Человеку на чай – 7 коп.

За костюм – 600 рубл.

Борная кислота – 15 коп.

Вовочке в подарок – 3 коп.

Императорскую чету временно содержали под арестом в Царском Селе; на митингах рабочих уже раздались призывы казнить «Николашку Кровавого», а из Англии обещали прислать за Романовыми крейсер, и Керенский выразил желание лично проводить царскую семью до Мурманска. Под окнами дворца студенты распевали:

Надо Алисе ехать назад, Адрес для писем – Гессен – Дармштадт, Фрау Алиса едет «нах Рейн», Фрау Алиса – ауфвидерзейн!

Кто бы поверил, что еще недавно они спорили:

– Монастырь над могилою незабвенного мученика мы так и назовем:

Распутинским! – утверждала императрица.

– Дорогая Аликс, – отвечал супруг почтительно, – но такое название в народе истолкуют превратно, ибо фамилия звучит непристойно. Обитель лучше именовать Григорьевской.

– Нет, Распутинской! – настаивала царица. – Григориев на Руси сотни тысяч, а Распутин только один…

Помирились на том, что монастырь станет называться Царскосельско-Распутинским; перед архитектором Зверевым императрица раскрыла «идейный» замысел будущего храма: «Григория убили в проклятом Петербурге, а потому Распутинский монастырь вы повернете к столице глухой стеной без единого окошка. Фасад же обители, светлый и радостный, обратите на мой дворец…» 21 марта 1917 года, именно в день рождения Распутина, они собирались закладывать монастырь. Но в феврале, опережая царские графики, грянула революция, и казалось, что сбылась давнишняя угроза Гришки царям:

«Вот ужо! Меня не станет – и вас не будет». Это правда, что после убийства Распутина царь продержался на престоле всего 74 дня. Когда армия терпит разгром, она закапывает свои знамена, дабы они не достались победителю.

Распутин лежал в земле, подобно знамени павшей монархии, и никто не знал, где его могила. Место его погребения Романовы скрывали…

Штабс-капитан Климов, служивший на зенитных батареях Царского Села, однажды гулял по окраинам парков; случайно он выбрел к штабелям досок и кирпичей, на снегу коченела недостроенная часовня. Офицер фонариком осветил ее своды, заметил черневший под алтарем провал. Протиснувшись в его углубление, оказался в подземелье часовни. Здесь стоял гроб – большой и черный, почти квадратный; в крышке было отверстие, вроде корабельного иллюминатора. Штабс-капитан направил луч фонаря прямо в это отверстие, и тогда на него из глубин небытия, жутко и призрачно, глянул сам Распутин…

Климов явился в Совет солдатских депутатов.

– Дураков-то на Руси много, – сказал он. – Не хватит ли уже экспериментов над русской психологией? Разве можем мы ручаться, что мракобесы не узнают, где лежит Гришка, как узнал это я? Надо от начала пресечь все паломничества распутинцев…

За это дело взялся солдат дивизиона броневиков большевик Г.В.Елин (вскоре первый начальник бронетанковых сил юной Советской Республики). Весь в черной коже, гневно скрипящей, он решил предать Распутина казни – казни после смерти!

Сегодня дежурным по охране царской семьи был поручик Киселев; на кухне ему вручили обеденное меню для «граждан Романовых».

– Суппохлебка, – читал Киселев, маршируя длинными коридорами, – пирожки и котлеты из корюшки-ризотто, отбивные из овощей, каша-размазня и оладьи со смородиной… Что ж, недурно!

Двери, ведущие в царские покои, отворились.

– Гражданин император, – произнес поручик, вручая меню, – позвольте обратить ваше высочайшее внимание…

Николай II отложил бульварный «Синий журнал» (в котором одни его министры были представлены на фоне тюремной решетки, а головы других обвивали веревки) и ответил поручику тускло:

– А вас не затрудняет несуразное сочетанье слов «гражданин» и «император»? Почему бы вам не называть меня проще…

Он хотел посоветовать, чтобы к нему обращались по имени-отчеству, но поручик Киселев понял намек иначе.

– Ваше величество, – шепнул он с оглядкой на двери, – солдатам гарнизона стало известно о могиле Распутина, сейчас они митингуют, решая, как им поступить с его прахом…

Императрица, вся в обостренном внимании, быстро переговорила с мужем по-английски, затем внезапно, даже не почуяв боли, сорвала с пальца драгоценный перстень, дар британской королевы Виктории, почти силком напялила его на мизинец поручика.

– Умоляю, – бормотала, – вы получите еще что вам угодно, только спасите! Бог накажет нас за это злодейство…

Состояние императрицы «было поистине ужасно, а еще того ужаснее – нервные подергивания лица и всего ея тела во время разговора с Киселевым, завершившегося сильным истерическим припадком». Поручик добежал до часовни, когда солдаты уже работали заступами, озлобленно вскрывая каменный пол, чтобы добраться до гроба. Киселев начал протестовать:

– Неужели средь вас не найдется верующих в бога? Нашлись и такие среди солдат революции.

– В бога мы верим, – говорили они. – Но при чем здесь Гришка? Мы же не кладбище грабим, чтобы нажиться. А ходить по земле, в которой лежит эта падла, не желаем, и все тут!

Киселев кинулся к служебному телефону, названивая в Таврический дворец, где заседало Временное правительство. На другом конце провода оказался комиссар Войтинский:

– Спасибо! Я доложу министру юстиции Керенскому… А гроб с Распутиным солдаты уже несли по улицам. Средь местных обывателей, набежавших отовсюду, блуждали «вещественные доказательства», изъятые из могилы. Это было Евангелие в дорогом сафьяне и скромный образок, перевязанный шелковым бантиком, словно коробка конфет на именины. С исподу образа химическим карандашом императрица вывела свое имя с именами дочерей, ниже расписалась Вырубова; вокруг перечня имев рамкой разместились слова: ТВОИ – СПАСИ – НАС

*курсивом в этом тексте приведены цитаты из романа Пикуля «Нечистая сила»

К 1970-м годам в Советском Союзе полным ходом шел процесс перерождения творческой интеллигенции. Писатели, артисты, художники, чьими предками были рабочие и крестьяне, продолжая создавать по заказу партии идеологически верные произведения, за кулисами с большим удовольствием примеряли на себя образы высокородных дворян, отделенных от плебса высоким происхождением.

В творческих компаниях, куда был открыт вход только избранным, стало модно сожалеть о «России, которую мы потеряли». До выхода этого слогана в открытое общественное пространство оставалось еще более десятилетия, однако те, кто в будущем понесет идею в народные массы, контуженные перестройкой, уже «созрели».

Еще далеко было до канонизации Романовых , но продвинутые советские творцы были уже морально восторгались «невинно убиенным Николаем Романовым , его супругой и детьми». С учетом неоднозначности царской четы, упор в этих «кухонных покаяниях», разумеется, делался на расстрелянных детях.

И вот, в тот момент, когда «подпольная реабилитация» Романовых в творческих кругах набирала обороты, грянул гром.

Не станем думать, что у Николая II не было идеалов. Совершенно непонятно — почему, но этот идеал он обратил в прошлое Руси: император проповедовал при дворе культ своего предка — Алексея Михайловича (ошибочно названного в истории царем «тишайшим»). Зимний дворец бессмысленно копировал угасшее в веках царствование второго Романова! Граф Шереметев, видный знаток боярской старины, выступал в роли режиссера костюмированных балов, которые устраивались с азиатской пышностью. Николай II любил облачаться в древние бармы, а царица играла роль красавицы Натальи Нарышкиной. Придворные в одеждах московских бояр пили, морщась, дедовские меды и говорили: «Редерер все-таки лучше!» Вошли в моду «посиделки боярышень» — девиц и дам высшего общества. Подпевая своему властелину, министры перестраивали служебные кабинеты на манер старинных хором и принимали в них царя, сохраняя при этом неуклюжие формы этикета XVII века… В телефонных аппаратах странно звучали древние славянизмы: понеже, бяше, иже, поелику… Царю же эти спектакли безумно нравились.

«Кровавое царствование — и самое бесцветное»

В эпоху перестройки книги писателя Валентина Пикуля превратились в настоящие бестселлеры. Иной взгляд на русскую историю, далекий от классических советских канонов, вызывал у читателей колоссальный интерес. Но среди романов Пикуля издатели предпочитали стороной обходить тот, который в сильно сокращенном виде в 1979 году был издан под названием «У последней черты». Настоящее же название, данное автором — «Нечистая сила. Политический роман о разложении самодержавия, о тёмных силах придворной камарильи и бюрократии, толпившейся возле престола; летопись той поры, которую зовут реакцией между двумя революциями; а также достоверная повесть о жизни и гибели „святого чёрта“ Распутина , возглавлявшего сатанинскую пляску последних „помазанников Божиих“».

Николай II имел в быту репутацию un charmeur (то есть очарователя)… Милый и деликатный полковник, умеющий, когда это надо, скромно постоять в сторонке. Предложит вам сесть, справится о здоровье, раскроет портсигар и скажет: «Пра-ашу вас…»).… Но именно царствование Николая II было самым жестоким и злодейским, недаром же он получил кличку Кровавый. Кровавое царствование — и самое бесцветное. Картину своего правления Николай II обильно забрызгал кровью, но безжизненная кисть царя не отразила на полотне ни одного блика его самодержавной личности.

Всероссийский Гришка

В начале 1970-х годов Пикуль взялся за тему, казалось бы, изученную, но, как ни парадоксально, малоизвестную. Правление последнего русского императора в СССР всегда рассматривалось исключительно сквозь призму деятельности революционеров.

Пикуль отодвинул в сторону эсеров, большевиков, меньшевиков, взявшись за самих Романовых и русскую элиту конца XIX — начала XX века. В отличие от более ранних исторических эпох, этот временной отрезок был запечатлен в воспоминаниях современников, придерживавшихся разных политических взглядов. Из этих свидетельств складывался портрет эпохи разложения великой империи, когда едва ли не главной фигурой в жизни страны стал Григорий Распутин.

«Развратная камарилья, которая в своем придворном инкубаторе вылупила Гришку из церковного яйца, кажется, и сама не ведала, что из него получится. А в притчах Соломоновых сказано: «Видел ли ты человека, проворного в деле своем? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми». Распутин крепко разумел эту библейскую истину.

- А на ча мне перед народцем топтаться? Я и посижу… Лучше уж перед царями встану. От ихнего стола даже помойка жирной бывает. С единой крохи царевой век сытым будешь!..»

Аргументы и факты

Среди претензий, которые будут выдвинуты в адрес Валентина Пикуля в связи с «Нечистой силой», будут обвинений в неисторичности. В действительности все с точностью наоборот — это, наверное, самая документальная книга из всех, что были созданы Пикулем. Библиография авторской рукописи содержит 128 наименований, среди которых как воспоминания дневники той эпохи, так и стенографические отчёты допросов и показаний 59 высших министров, жандармов и чиновников Российской империи, данных в 1917 году в Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства.

В великой империи мощный монарх, умевший держать страну в кулаке, оставляет трон сыну, который и близко не наделен отцовским характером, но пытается копировать манеру его управления. Нарастающий кризис усугубляется наличием у нового императора жены, чью натуру не выносили даже самые близкие люди. Проблемы императрицы толкают ее к мистицизму, поиску мессии, которым для нее становится ловкий крестьянин, любитель выпивки и женского пола Григорий Распутин. Не имеющий образования, но умеющий воздействовать на людей Распутин, начинает умело манипулировать царской четой, становясь для них незаменимой фигурой. И все это на фоне деградации органов государственного управления империей, неумения монарха идти по пути своевременных реформ.

Валентин Пикуль в данном романе не стал придумывать ничего. Он просто принес зеркало, в котором отразил все состояние времен правления последнего императора. Оно никак не вписывалось в лубочную картину, которая в этот же период создавалась на кухнях советских творцов, «заболевших» «потерянной Россией».

«За Распутина со мною расправятся»

Простить этого писателю не могли. Произведение создавалось в 1972-1975 годах, и уже тогда Пикуль столкнулся с угрозами.

«У этого романа очень странная и чересчур сложная судьба, — писал сам автор, — Помню, я еще не приступал к написанию этой книги, как уже тогда начал получать грязные анонимки, предупреждавшие меня, что за Распутина со мною расправятся. Угрожатели писали, что ты, мол, пиши о чем угодно, но только не трогай Григория Распутина и его лучших друзей».

Пикуля за «Нечистую силу» были с двух сторон — угрозы почитателей императорской семьи с «творческих кухонь» соединялись с недовольством главного партийного идеолога Михаила Суслова . Последний рассмотрел, и, наверное, небезосновательно, в неприглядных картинах из жизни царского окружения, параллели с деградацией партноменклатуры эпохи Леонида Брежнева .

«Прошло много лет, вокруг моего романа и моего имени сложился вакуум зловещей тишины — меня попросту замалчивали и не печатали. Между тем историки иногда говорили мне: не понимаем, за что тебя били? Ведь ты не открыл ничего нового, все, что описано тобою в романе, было опубликовано в советской печати еще в двадцатые годы…», — признавался Валентин Пикуль.

Писатель, ушедший из жизни летом 1990 года, успел увидеть первые публикации полной версии «Нечистой силы». Он, однако, не догадывался, что спустя несколько лет на книгу о Распутине и Романовых будет объявлено негласное табу.

Неудобная правда

Канонизация императорской семьи превратила «Нечистую силу» в глазах определенной части публики в нечто кощунственное. При этом сами иерархи церкви отмечали, что Романовых канонизируют за мученическую смерть, а не за образ жизни, который они вели.

Но выходцы с тех самых кухонь» творцов 1970-х» готовы объявить войну любому, кто посмеет приставить зеркало к последним Романовым.

Народный артист РСФСР Николай Губенко , поставивший в 2017 году «Нечистую силу» в театре «Содружество актеров Таганки», собрал аншлаги и обвинения в клевете на императорскую семью.

Как и в случае с романом, те, кто обвиняет авторов спектакля, игнорируют главное — в его основе лежат исключительно свидетельства и документы эпохи.

«Помазанники божьи» деградировали уже настолько, что ненормальное присутствие Распутина при своих «высоконареченных» особах они расценивали как нормальное явление самодержавного быта. Иногда мне даже кажется, что Распутин в какой-то степени был для Романовых своеобразным наркотиком. Он стал необходим для Николая II и Александры Федоровны точно так же, как пьянице нужен стакан водки, как наркоману потребно регулярное впрыскивание наркотика под кожу… Тогда они оживают, тогда глаза их снова блестят!

В спектакле, поставленном Губенко, есть очень яркий момент — на фоне кадров «лихих 90-х» скрипят по сцене сапоги невидимого, но присутствующего здесь Гришки Распутина.

Он и сейчас незримо скалится из-за плеча тех, кто вместо правды об эпохе Николая II создает лживую картину всеобщей благодати. Картину, которая может привести только к одному — новому повторению исторических ошибок, к новой масштабной катастрофе России.

Не было «России, которую мы потеряли». Она уничтожила себя сама, уверял Пикуль в своем лучшем романе.

(Участник конкурса рецензий и все такое. Прислушавшись к замечаниям строгих критиков, добавила несколько слов про особенности художественного стиля и актуальности книги в наше время.)

Я вообще люблю творчество В.С. Пикуля. Его исторические произведения легко читаются, быстро запоминаются. В свое время благодаря его книгам я успешно сдала экзамен по истории на 4 курсе университета, что ещё больше прибавило писателю веса в моих глазах. В своих книгах Пикуль перенял эстафету из рук Карамзина и успешно доставил ее современным читателям, передав будущим поколениям. Его целью было составить своеобразную художественную историческую энциклопедию от 16 века до современного времени.

Автор был влюблен в русскую историю и к каждой книге собирал столько материала, что текст потом приходилось урезать втрое, оставляя только самое основное. В свое время его произведения были так популярны, что при продаже одного из его новых романов «Фаворит» толпа напиравших покупателей выдавила стекла в книжном магазине. Но не этот роман писатель считал своим шедевром. Главной творческой удачей для него был роман «Нечистая сила», повествующий о предреволюционных годах 20 века. Издан был роман с огромными купюрами в 1979 году, а полное издание увидело свет лишь через 10 лет.

В предисловии Пикуль писал, как тяжело было опубликовать эту книгу, как ему угрожали, не упомянул только о том, что был за нее жестоко избит. Что же было этому причиной? Сам автор объяснил это в последующих переизданиях кратким предисловием, где сказал, что жулье и коррупционеры современных ему времен легко узнали себя в жулье и коррупционерах времен дореволюционных.

Пикуль всегда говорил, что изучение истории позволяет не только узнать прошлое, но и понять настоящее, и даже предвидеть будущее. Именно поэтому в своем последнем интервью 1990 он чрезвычайно точно предсказал все будущие проблемы России и откровенно не разделял восторгов по поводу грядущих реформ и демократии ("Я Тосе сказал тогда: "Вот произошла революция и полезла на трибуны всякая дрянь. Ничего. Чем больше они наболтают, тем меньше напишут"). Говорил он и о важности исторической памяти, о том, что человек, своей истории не помнящий, обречен снова и снова наступать на старые грабли, повторяя прошлые исторические ошибки.

В романе «Нечистая сила» с беспощадной точностью описаны все раковые опухоли, разъедавшие Россию: и небывалый расцвет мистицизма и клерикализма, и вопиющий непрофессионализм рвущихся во власть карьеристов, и повальное разграбление государственного бюджета, и наплевательское отношение царской верхушки к собственному народу, на который были свалены все налоги и тяготы войны с Японией и Германией. Разумеется, рыба гниет с головы, поэтому первопричину возникшей ситуации Пикуль видел в личности и характере Николая Второго. Автор прослеживает правление последнего русского царя от коронации и Ходынки до отречения от власти и революции, отмечая его удачи и неудачи, называя прямых виновников политических провалов и ошибок.

Однако главное место отведено именно «нечистой силе» – роковому стечению обстоятельств, приведших к царскому трону тобольского хлыста Распутина, явившегося настоящим символом гибели царской России. Мне приходилось видеть в институте новые учебники по истории, где «старец Григорий» рисуется чуть ли не святым подвижником. К счастью, дальше института эти учебники не пошли, но сама тенденция «обелять добела черных кобелей» уже настораживает. Вспомнить хоть доску памяти уморившего 4 тысячи русских голодом в концлагерях генерала Маннергейма, который душил Ленинград кольцом блокады, или фильм «Адмиралъ», где стыдливо умалчивается о том, как храбрый адмирал Колчак после революции стал одним из командующих армии воюющей против русского народа Антанты, создал военную диктатуру на трупах не только большевиков, но и мирных жителей, а также косвенно участвовал в разграблении России Англией и Канадой, поскольку во время его правления из России был вывезен практически 2/3 ее золотого запаса. Таким образом, последующие разруха и голод 20-30 годов имеют свои имя и фамилию, и восхищаться таким человеком может только враг России.

Много, много подобных имен и фамилий будет в романе «Нечистая сила», и каждому будет воздано по заслугам. Самое же интересное - чуть ли не каждому герою книги можно подобрать прототипом современного исторического деятеля. Провокатор и скандалист Пуришкевич - В.В.Жириновский. Монах Илиодор - протодьякон А.В.Кураев. События книги с какой-то мистической беспощадностью рисуют нам картину России современной. Я не знаю, дождемся ли мы вагонов с иконками, посылаемых на фронт вместо снарядов, и бандитских погромов, имеющих религиозную подоплеку, но проигрываемые из-за тотальной коррупции и разложения армии войны, бесправность бедного населения перед власть имущими, упадок нравственности, полная деградация в искусстве (взять хотя бы современное русское кино), задыхающаяся экономика и умирающая социальная составляющая страны (медицина, образование, пенсии) - не оставляют ни малейшего шанса на успешный конец существующего порядка вещей и государственного строя. Именно об этом и пытался сказать автор, написавший этот роман ещё в период брежневского "застоя".
Пикуль кропотливо работал над текстом своих произведений. Он с гордостью писал, что его собрание исторических документов и фотографий составляет целую библиотеку и все чаще на письма историков, предлагающих свою помощь и перечень нужных документов и книг, ему приходится отвечать: "Спасибо, у меня уже все это есть".

Романы Пикуль писал своеобразно. Он редко следовал приему историчности в диалогах персонажей, справедливо полагая, что современный читатель просто-напросто не поймет всяких "понеже" и "бяше". Зато весьма был внимателен к изображению исторических событий и характеров героев. В текст любого романа Пикуля включены целые отрывки из настоящих исторических документов и мемуаров, так что мы можем буквально слышать голоса прошедшей эпохи. Отрывки эти иногда отличаются по стилю и взгляду на те или иные события (этот авторский прием один из критиков назвал «калейдоскопным видением»), что помогает нам взглянуть на обсуждаемое явление с разных точек зрения. Кроме этого приема, можно назвать ещё один – Пикуль не умеет писать скучно и заумно, его книгу может с интересом читать даже современный школьник.

Я настоятельно советую прочесть этот роман всем – взрослым и школьникам. Это роман-предупреждение, роман-пророчество о том, что может случиться со страной, если во главе ее станет неподходящий человек, чья власть при этом будет абсолютной.

Один из самых значащих и важных романов, одного из самого лучшего писателя работавшего в жанре военной литературы Пикуля С.В. Посвящен данный роман не какому-то событию из Второй Мировой войны, а другой из не малочисленных трагедий русского народа и краха российской истории, а именно падение Великой и как казалось на тот момент не рушимой Империи, во времена начала двадцатого века, но посвящено произведению не только великой трагедии, но и человеку история которого до сих пор окутана многими не разгаданными тайнами, если же быть точнее то это Григорий Распутин. В чем же все-таки была причина такого необычного влияния на столь могущественную семью тех лет. Что же нашел последний из Императоров Николай II в этом крестьянине и чем закончилось возвышение обычного человека до таких высоких чинов.

Сам Пикуль дает весьма отрицательную оценку столь необычному и загадочному человеку, которому удалось достичь столь высоких чинов и званий путем своих умений и талантов. Автор пишет о том, что в Распутине нет буквально ничего и святого и он полностью является плохим человеком без частички чего-либо доброго. Описывает он его, как похотливого и страшного мужика, который каким-то смог проникнуть в высшие слои социальной и политической сферы. Пикуль совсем не имеет никакой жалости и никакого сочувствия и просто обличает "святого черта" по всем параметрам.

В самом же произведение события и количество описанных и введенных персонажей проносится с такой скоростью и быстротой, что все это можно сравнить с упряжкой, которая по глупости была запряжена взбесившимися лошадьми, которые бегут, что есть мочи и управляет ей не обычный кучер, а старый и сумасшедший старик одетый в черную поддевку и с бородой, которая развивается на ветру. Гибель премьер министра, которого звали Столыпин, начинается Первая Мировая война и как довершение ко всему ужасу, который должен испытать в блажащие года русский народ, красный террор и революция. Роман с самого начала буквально захватывает тебя полностью и не отпускает до самого конца.

Из всего этого стоит выделить то, что основная мысль романа в том, что человеку необходимо испытывать интерес к своей собственной родине и ее истории. Делать необходимо для того, чтобы будущие поколения, которые будут дальше и дальше сменять нас, учились на наших ошибка и больше никогда не допустила того, что произошло в самые кровавые и ужасные моменты нашей истории, и что этому злу предшествовала.

Картинка или рисунок Нечистая сила

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда

    В мае 1922 года в Америке вышел в свет рассказ Загадочная история Бенджамина Баттона. Этот замечательный образец прозы создал непревзойденный мастер магического гротеска Фрэнсис Фицджеральд.

  • Краткое содержание Шекспир Кориолан

    Пьеса повествует о жизни римского народа, который голодает в то время, когда аристократия продолжает набивать карманы. Под воздействием тяжелых времен зреет восстание, и тогда полководец Кай Марций, выступая за интересы горожан

  • Краткое содержание Ионеско Лысая певица

    Действие пьесы происходит в английской семье. Супруги Смит ужинают, после чего миссис Смит обсуждает съеденный ужин, и мечтает о кулинарных изысках в будущем

  • Краткое содержание Киплинг Рикки Тикки Тави

    Рикки Тикки Тави – это мангуст, который попал к людям и начал с ними жить. Он стал для них не только домашним питомцем, но и настоящим другом. Познакомившись со всеми обитателями новой для него территории

  • Краткое содержание Блокадная книга Гранин

    Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Каждый день, прожитый ленинградцами, наполнен мужеством и героизмом. Главными бедствиями ленинградцев были голод, холод, отсутствие лекарств, цинга

Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… Романов Борис Семёнович

«Нечистая сила» («У последней черты») Валентина Пикуля

Менее чем через год после выхода в свет первого отдельного издания книги М. Касвинова журнал «Наш современник» приступил к печатанию романа популярного и, безусловно, талантливого писателя В. С. Пикуля «У последней черты». Любопытно и другое временное совпадение. По словам писателя, за роман он сел 3 сентября 1972 года - вслед за появлением начала книги Касвинова в журнале (августовский номер «Звезды» того же года). Завершил его В. Пикуль 1 января 1975 года. «Наш современник» напечатал роман в четырех номерах 1979 года.

…Бес попутал его сочинить этот лживый и клеветнический роман о Николае II и Григории Распутине, - дает оценку этому произведению Пикуля нынешний заведующий отделом прозы «Нашего современника» А. Сегень. - Зачем? Непонятно. Зная, например, что шрам на голове [Императора] Николая остался со времен поездки в Японию, где на русского Царя напал с саблей излишне рьяный самурай, Пикуль сочинил сцену, в которой юный Николай мочится в православном сербском храме и за это получает заслуженный удар саблей по голове от сербского полицейского. И таких примеров в романе Пикуля пруд пруди. Это тем более обидно, поскольку Валентин Саввич был поистине замечательным писателем и патриотом нашей Родины!

Первое отдельное издание романа Пикуля увидело свет в год «залпового выброса» книги М. К. Касвинова (1989).

С тех пор это произведение, выходившее под названием «Нечистая сила», издавалось ежегодно массовыми тиражами до 1995 года. За это время общий тираж двухтомника составил более 700 тысяч экземпляров.

1990 год. Разгар молитвенного стояния православных за прославление святых Царственных мучеников. «13 июля, - пишет А. Сегень, - Пикуль празднует свое 62-летие. Через три дня, 16 июля он весь день чувствует себя неважно, а в ночь с 16-го на 17-е, именно в годовщину расстрела Царской семьи, Валентин Саввич умирает от сердечного приступа. Что это? Знамение? Если да, то знамение чего? Того, что Царь Николай призвал его на суд, или того, что Царь простил писателя?..»

Так или иначе «Нечистая сила» Пикуля стоит в том же ряду фальсификаций истории, что и «Двадцать три ступени вниз» Касвинова, и «Агония» Климова. Еще раз повторю, что вряд ли можно винить в этом авторов - они писали то, что знали из советских источников. Но эти источники были полны мифов и клеветы, берущих начало еще в 1916–1917 гг.

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

Мастера и нечистая сила С Иваном Александровичем я познакомился, когда он был уже на пенсии. После Великой Отечественной войны ветеран работал плотником в каком-то домостроительном комбинате. А вот до сорок первого года состоял в артели колодезников, куда входили и его

Из книги Глупость или измена? Расследование гибели СССР автора Островский Александр Владимирович

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ Глава 1. Быть или не быть Союзу?

Из книги Вторая мировая война. (Часть I, тома 1-2) автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава тринадцатая У последней черты (июль 1940 г.) В эти летние дни 1940 года после падения Франции мы были в полном одиночестве. Ни один английский доминион, ни Индия, ни колонии не могли оказать нам решающей помощи или вовремя прислать то, что имели сами. Победоносные огромные

Из книги Славянские колдуны и их свита автора Афанасьев Александр Николаевич

Из книги Утаенные страницы советской истории. автора Бондаренко Александр Юльевич

Иосиф Сталин: у последней черты Иосиф Сталин - четвертый руководитель Советского правительства и первый генеральный секретарь ЦК КПСС. По роли в истории Российского государства и влиянию на ход человеческого развития исследователи ставят его в один ряд с Иваном

Из книги Крах империи (Курс неизвестной истории) автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3. У последней черты Страсти сами себя возбуждают.Марк Туллий ЦицеронПРОСНУВШИЕСЯ НАРОДЫИмперии возникают потому, что одни народы сильнее других. Империи живут, пока завоеватели полезны завоеванным. Империи распадаются, когда завоеванные освоят все то, что им

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Крамольный Пикуль («Нечистая сила») В июле 1979 года в центре скандала оказался роман Валентина Пикуля «Нечистая сила» о Георгии Распутине. Публикация романа началась в журнале «Наш современник» с апреля и должна была закончиться в конце года. Но все завершилось гораздо

Из книги Военные загадки Третьего рейха автора Непомнящий Николай Николаевич

Гиммлер у последней черты Последний год войны для меня был особенно мучительным; многие из моих друзей умерли, кто своей смертью, кто от рук палачей. Но тяжелейшие испытания были еще впереди. Чтобы Гиммлер мог в любой момент связаться со мной, гестаповцы доставили меня

Из книги По следам древних кладов. Мистика и реальность автора Яровой Евгений Васильевич

«СМЕЕТСЯ НАД ЧЕЛОВЕКОМ НЕЧИСТАЯ СИЛА…» Осенне-серый меркнет день. Вуалью синей сходит тень. Среди могил, где все - обман, Вдыхая стелется туман. А. Белый. Кладбище В народе считают, что клады живут своей тайной жизнью. Они не только светятся по ночам, но стонут и плачут,

Из книги Воспоминания Петра Николаевича Врангеля автора Врангель Петр Николаевич

У последней черты 26 октября вечером я присутствовал на заседании правительства, когда вошедший ординарец вручил генералу Шатилову переданную по юзу телеграмму генерала Кутепова. Пробежав телеграмму, генерал Шатилов передал ее мне. Генерал Кутепов доносил, что ввиду

Из книги Стратегии гениальных женщин автора Бадрак Валентин Владимирович

У последней черты В своем грациозном, упоительном движении к власти Агриппина перестала принимать во внимание наличие мужа. Однако при всей слабости духа и тела Клавдий имел сторонников, которых бесила власть женщины. Подогретый ими, император позволил себе несколько

Из книги Крестьянская цивилизация в России автора Бердинских Виктор Арсентьевич

Глава 8. Приметы, гадания, клады и нечистая сила О ПОЖАРАХОтносительное равновесие в жизни крестьянина, минимальный достаток - все это было очень зыбко. Страшный враг - огонь - мог за несколько минут уничтожить все нажитое долгими годами тяжкого труда. Крестьянин мог

Из книги Сражения, изменившие ход истории 1945-2004 автора Баранов Алексей Владимирович

Часть XIV У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ) 64. Новая расстановка сил в мировой политике послевоенного времениВернемся к осени 1943 г. Первую фазу борьбы за передел мира на сферы влияния можно отнести к осени 1943 г. Едва отзвучала канонада Курской дуги,

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

НЕЧИСТАЯ СИЛА

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

«Нечистая сила» Настоящий скандал вызвал его роман «Нечистая сила» («У последней черты»), посвященный Распутину. Говорили, будто роман не понравился супруге Леонида Ильича. Слишком уж откровенным было сходство оргий и безобразий, которые творились в разложившейся

Из книги Полное собрание сочинений. Том 27. Август 1915 - июнь 1916 автора Ленин Владимир Ильич

У последней черты Превращение отдельных лиц из радикальных социал-демократов и революционных марксистов в социал-шовинистов – явление, общее всем воюющим странам. Поток шовинизма так стремителен, бурен и силен, что повсюду ряд бесхарактерных или переживших себя левых