Биографии Характеристики Анализ

Неизвестная Византия профессора А.Г. Еманова

III методологическая школа по Европейским исследованиям “Социальная и региональная политика ЕС”

Изучение Европейского Союза (ЕС) в целом, и различных аспектов его деятельности в частности, является сегодня неотъемлемой частью учебной нагрузки специальности “международные отношения” в любом ВУЗе России. Однако не всегда уровень специалистов отвечает требованиям, необходимым для преподавания этих предметов. В связи с этим, Томским государственным университетом в рамках европейских программ Tempus и TACIS в 2003 г. был начат проект Tempus/TACIS SNESC-MP-JEP 23068-2002 продолжительностью 3 года. Кроме Томского государственного университета в нем участвует еще четыре сибирских ВУЗа России: Иркутский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Кемеровский государственный университет и Тюменский государственный университет, - а также четыре западноевропейских: Free University of Brussels (Бельгия), University of Kent at Canterbury (Великобритания), Giessen University (Германия), University of Salzburg (Австрия), - вместе образующих консорциум ВУЗов, в котором Томск играет роль ресурсного центра.

Целями проекта является:

§ создание и развитие сети образовательных центров по изучению ЕС в сибирских университетах-партнерах;

§ развитие и углубление сотрудничества между университетами-партнерами, а также другими образовательными институтами, представителями региональных властей, неправительственными организациями, предпринимателями по распространению знаний о ЕС;

§ создание и развитие магистратуры и докторской программы по изучению ЕС на базе Томского государственного университета.

В рамках данного проекта 23-29 мая 2005 г. в Тюменском государственном университете состоялась III методологическая школа “Социальная и региональная политика ЕС”. До этого школы проходили в Томске (Томский государственный университет, 10-15 мая 2004 г., “История создания ЕС, Экономические аспекты европейской интеграции”) и Иркутске (Иркутский государственный университет, 20-26 сентября 2004 г., “Институты ЕС, политические процессы в ЕС”).

Состав слушателей всех школ, проходящих в рамках проекта, является постоянным: по три аспиранта и молодых ученых от каждого сибирского университета-партнера и Анна Кузнецова из Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета. Тем не менее, к началу тюменской школы в группе стажеров уже произошло пять замен, вызванных объективными причинами. Это свидетельствует об определенных трудностях, связанных с приобретением педагогами высшей школы необходимых навыков для преподавания предметов по ЕС.


В роли лекторов методологических школ проекта выступают специалисты Томского государственного университета, Института Европы (г. Москва) и западноевропейских университетов-партнеров. В Тюмени экспертами стали профессора кафедры политологии и международных отношений Университета Кента Паоло Дарданелли (Paolo Dardanelli) и Джейн О’Махони (Jane O’Mahony); профессор кафедры политологии Университета Зальцбурга Ансельм Скура (Anselm Skuhra); и к.и.н., доцент кафедры мировой политики Томского государственного университета Л. В. Дериглазова. Рабочим языком школы был английский.

Объединение в рамках одной школы двух выбранных направлений деятельности ЕС не случайно. Традиционно под социальной политикой, согласно Энциклопедии Британника, понимается некая “концепция государственного управления, в которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия своих граждан. Оно основано на принципах равных возможностей, справедливого распределения богатства и ответственности общества за тех, кто неспособен самостоятельно обеспечить себе минимальные условия для хорошей жизни”. В Европе условно можно выделить четыре типа систем социальной защиты: северную, атлантическую, континентальную и южную, - отличающихся друг от друга как культурными основаниями, так и ролью и степенью вовлеченности государства в организацию социальной защиты. Все это приводит к тому, что социальная политика сохраняет принципиальную национальную компетенцию регулирования. В связи с этим цели социальной политики в рамках ЕС ставятся более узко, нежели на национальных уровнях: улучшение условий жизни и труда; содействие занятости и повышение размера социальной защиты; борьба с ограничениями на уровне стран-членов, - то есть, по сути, все сводится к области трудовых отношений. Но и в этом случае ЕС зачастую не хватает правовой основы для содействия в принятиях социального законодательства на наднациональном уровне. Этому противодействуют страны с более высоким уровнем социальной защиты (а, соответственно, и уровнем жизни), которые опасаются, что это может привести к неконтролируемому потоку гастарбайтеров из вновь принятых стран, в которых уровень благосостояния гораздо ниже.

Более того, экономические и социальные разногласия внутри ЕС15 (то есть, 15 стран, составлявших ЕС до расширения 01 мая 2004 г.) также значительны. При структурных проблемах доминирует региональная непропорциональность. Она находит свое отражение в значительном различии доходов между отдельными регионами ЕС15 и в огромных проблемах занятости. К этому частично добавляются колоссальные различия в производственном уровне национальных народных хозяйств. Сегодня к отсталым регионам причисляют Грецию, обширные части Испании, Южную Италию и Сардинию, большую часть Ирландии и Португалии, Северную Ирландию, Корсику, немецкие федеральные земли бывшей ГДР, а также все 10 новых стран-членов. Таким образом, целью региональной политики является укрепление экономической и социальной сплоченности ЕС с помощью, в первую очередь, денежных инвестиций направляемых конкретным регионам, а также с помощью различных структурных мероприятий. За десятилетия ее проведения были выработаны четкие критерии оказания помощи, механизмы контроля и проверки. Особые успехи были достигнуты в Ирландии и Португалии, где вся территория страны сначала была отнесена к отсталым регионам, но при поддержке ЕС некоторые области продвинулись настолько, что по своей экономической мощности преодолели порог проблемности. Таким образом, региональную политику ЕС в общем можно оценить положительно. Тем не менее, постоянное расширение ЕС за счет менее развитых стран заставляет более критично смотреть на региональную политику, рассчитанную на медленную и кропотливую работу с нуждающимися регионами, дающую результат только через десятилетия и которую оплачивают более развитые страны-члены. К тому же, медленный прогресс, достигнутый в рамках наиболее “проблемной” социальной политики вызывает все более острую полемику внутри ЕС и вокруг регионального направления его деятельности.

В первый день работы школы с приветственными словами к участникам обратился декан факультета истории и политических наук профессор С. В. Кондратьев. В дальнейшем он представлял Тюменский государственный университет на встрече координационного совета университетов-участников проекта, запланированной в рамках школы. Также присутствовали заведующий кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений Кемеровского государственного университета профессор Ю. В. Галактионов, начальник отдела международных связей и протокола Новосибирского государственного технического университета А. М. Гущина, координаторы проекта Л. В. Дериглазова и А. Скура. Было решено продолжить плодотворное сотрудничество университетов и вне рамок проекта, и, в этой связи, более критично рассматривать кандидатуры будущих участников в своих ВУЗах.

Непосредственно школа началась с лекции Л. В. Дериглазовой “Формирование социального пространства в ЕС”. Ее целью являлось рассмотрение не только динамики построения единого социального пространства в ЕС и связанные с этим вопросы, но и возможность сохранения системы социальной защиты в развитых европейских странах на высоком уровне в условиях продолжающейся интеграции и расширения ЕС за счет стран с менее развитой системой социальной защиты. Л. В. Дериглазова показала, что государство всеобщего благоденствия по своей природе строится по принципу исключения, то есть оно существует только для замкнутого общества граждан данной страны. Любое расширение круга получателей социальных благ за рамки ее непосредственных членов неминуемо приводит к разрушению самой системы, а это фактически и должно было неизбежно произойти с углублением экономической интеграции и разрушением границ и суверенитета национального государства.

Лектор отметила, что система социальной защиты, ассоциируемая с понятием “государства всеобщего благоденствия”, получила свое развитие в послевоенный период, достигла расцвета в 1970-е годы, в 1980-е годы вошла в полосу кризиса, и в 1990-е годы претерпела ряд реформ. Характер проводимых реформ, заметила Л. В. Дериглазова, заставляет широкие круги европейской общественности говорить об исчезновении государства всеобщего благоденствия. Она спрогнозировала, что индивидуальное благосостояние придет на смену благосостоянию, гарантируемому государством. То есть каждый человек в отдельности будет ответственен за свое благополучие. На смену государству всеобщего благоденствия приходит система индивидуального обеспечения собственного благополучия, что стало важнейшим тезисом лекции Л. В. Дериглазовой. В этой связи, продолжила она, сокращение социального обеспечения в развитых странах может привести к серьезным социальным проблемам, дальнейшему росту евроскептицизма и анти-глобалистских настроений. Данная проблема стала особенно актуальной в свете результатов недавних референдумов во Франции и Голландии по вопросу о европейской Конституции.

В заключении, лектор отметила, что после почти полувекового развития европейской интеграции становится ясно, что национальная система обеспечения благосостояния граждан не будет заменена общеевропейской системой. Институты ЕС готовы взять на себя только обеспечение равенства прав, но не сохранения реального наполнения этих прав, достигнутых в отдельных странах ЕС. Принцип субсидиарности будет оставаться главным в осуществлении коммунитарной социальной политики. Институты ЕС будут пытаться создать систему координации и учета социальных льгот, но ни в коем случае не будут участвовать в их организации и обеспечении на наднациональном уровне. Именно это обстоятельство вызывает сильнейшую критику со стороны граждан ЕС, так как приводит к дальнейшему разрастанию бюрократического механизма ЕС без видимой реальной выгоды от подобной координации.

Данная проблематика нашла продолжение в лекции Джейн О’Махони “Социальная политика Европейского Союза: создание социальной Европы?” (“The European Union’s Social Policy: Creating a Social Europe?”). Она обратила особое внимание на попытку ЕС выработать новый механизм принятия решений и инструментарий в области социальной политики – открытый метод координации (Open Method of Coordination – OMC). Основными его принципами являются: волюнтаризм, субсидиарность, гибкость (flexibility), участие (participation) и политическая интеграция. Открытый метод координации позволяет достигать большего прогресса, так как предполагает, что в процессе выработки решения будут учитываться мнения всех заинтересованных сторон. Но в своей природе он несет и самоограничения. Процедура и непосредственно решение, принятые с помощью данного подхода, будут существовать до тех пор, пока страны-члены желают сотрудничать, и пока социо-экономическое окружение способствует созданию конструктивного основания для диалога.

Тем не менее, достигнутый прогресс весьма незначителен, несмотря на то, что открытый метод координирования используется с 2000 г. Д. О’Махони подчеркнула, что основным препятствием для более успешного использования данного подхода является нежелание стран-членов искать компромисс в наиболее острых вопросах, а институты ЕС не могут принудить к этому.

Вопросы региональной политики были рассмотрены Паоло Дарданелли в лекции “Стремление к сплоченности на пространстве единого рынка: региональная политика в ЕС” (“Pursuing Cohesion in a Single Market: Regional Policy in the EU”). Он отметил, что региональное измерение останется в ближайшие годы важнейшим направлением деятельности ЕС. С 1975 до 1999 г. суммарная стоимость его, исходя из бюджета Союза, выросла в семь раз с 5% до 35%, при этом сохраняется тенденция к росту. Региональная политика также является неким экспериментальным полем, на котором “тестируются” новые подходы теории интеграции. Тем не менее, основные вызовы, которые противостоят данной политике – монетарный союз и расширение за счет менее развитых стран – вряд ли могут быть преодолены. Отсюда – постоянные дискуссии в целесообразности региональной политики.

Итог III методологической школе по Европейским исследованиям подвел А. Скура, который, занимаясь оценкой работы стажеров, отметил несомненный прогресс не только в уровне знаний о ЕС и отдельных направлениях его деятельности, но и в понимании основных вызовов, стоящих перед Союзом и тенденциях их преодоления. Участие в школе стало очередной ступенью в подготовке высококлассных специалистов, преподающих ЕС в сибирских университетах-участниках.

Также, говоря о школе, нельзя не отметить тот неоценимый вклад, который был внесен деканом факультета истории и политических наук С. В. Кондратьев и сотрудниками кафедры новой истории и международных отношений для успешного проведения мероприятия такого уровня. Нельзя не упомянуть и студентов-международников, которые не только готовили методологическую школу, но и активно в ней участвовали в роли слушателей, что, безусловно, скажется на их уровне знаний о ЕС.

А. А. Страдчук

XIVXV .*.. , 1. XIX ., 2, . . .. 3 ; , . , XXI ., .. , .. , .. , .. 4 . ,

.. (03 01 18079). .. , .. , .. .

, ; , . . , ars memo riae ars memorativa , . , XIV . . . 5 (. 1) () , . Oderico G.L. Lettere ligustiche ossia osservazioni critiche sullo stato geografico della Liguria fino ai tempi di Ottone il Grande con le memorie di storia di Caffa ed altri luoghi della Crimea posseduti un tempo da genovesi e spiegati di monumenti liguri. Bassano, 1792. 2 .. . ., 1801; .. . . ., 1837; .. , 1890 . // . , 1891. . 13. . 7577; . , . 1894 . // . , 1896. . 19. . 1426; .. , // . , 1889. . 68. . 8889; .. , 1883 . // . , 1886. . 14; . // . , 1863. . 5. . 159177; . // . , 1879. . 11. . 319320; . // . , 1875. . 9. . 397401; . // . , 1868. . 7. . 274282; Jurgewicz W. Una iscrizione genovese recentamente scoperta in Soldaia // GL. Genova, 1891. An. 18. Fasc. 1112. P. 297298; Remondini M. Epigrafe della torre di papa Clemente VI a Caffa // GL. Genova, 1875. An. 3. Fasc. 8. P. 3940; Waxel L. Reuel de quelques antiquites trouves sur le bords de la mer Noire. B., 1803. 3 .. // . , 1926. 2. . 2; Skrzinska E. Inscriptions latines des colonies gnoises en Crime // ASLSP. Genova, 1928. Vol. 6.1

, ; . () ,4

.., .., .. (.) 2002 . ., 2003; .. XIVXVIII . , 2001 (. ..); . // . , 1999. . 10; . () // . , 1988; . // : (210 ..). , 2004. . 181185; .. // . , 1988. . 8196; .., .. 1384 . // i. , 1991. 3. . 145148; .., .. // . , 1997. . 1. 1. . 99107; .. : VIII 70 . XV .: . ... .: , 2004; .. (XIVXV .) // (210 ..). , 2004. . 246255; .. XV . // . , 1998. . 29; . // : . ., 2002. . 136138; . : // (950 , 800): XVII . ., 2004. . 5056; .. : XV . // . ., 2000. . XXVII. . 303330; . . .. (18971981) // , : . ; , 2002. . 123126; .. 1331 . // . , 1992. . 26. . 214219 (. . ..); .. // Signum. ., 2000. . 2. . 4148; . , (XIV XVI .): . . ... .: , 2004; . (..) // . , 2000. . 265270.

, ; () , . , (). . , XIV . 13451347, 13531356, 13591362, 1364, 13661368, 13701372, 13761379 .6, . , 1342 . 1396 .7 (), XV .8 XIX . .. . 9 . .. 10 , ; , . .. 5

; : 51 x 115 x 15 ; ; ; ; . . 27/4. 6 Balard M. La Romanie Gnoise (XIIe dbut du XVe sicles). Gnes; Rome, 1978. T. 1. P. 902. 7 Skrzinska E. Op. cit. 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11, 12. 8 Lunardi G. Le monete delle colonie genovesi // ASLSP. NS. Genova, 1980. Vol. 20. Fasc. 1. 9 .. // . , 1860. . 4. . 387388; Khne B. Les monnais gnoises de Kaffa. SPb., 1875. P. 19. 10 .. , . 1894 . // . , 1896. . 19. . 15, . 1.

; , ; ; , .. , . , XIX ., . .. 11. . . 12. XXI . .. 13. , ; ; ; (13411357) (13791396), ; , . , . , . Skrzinska E. Op. cit. Neubecker O., Rentzmann W. Wappenbilderlexicon. Mnchen, 1974; Neu Ausg.: 1994; Neubecker O., Rentzmann W. 10000 Wappen von Staaten und Stdten. Mnchen, 1974. 13 .. ... . 8387.11 12

14 XIIIXIV . 15 (. 2) . , . , . . , . ; , . 16 (. 3) ; ; , . .. . ., 1930. . 2. . 5 ,6, 18, 23. 15 ; : 72 x 78 x 20 ; ; ; ; . , .. . .: .. XIVXVIII . . VII. 1; ; , . 16 ; : 43 x 33 x 20 ; ; , 1971 .: , . 5099.14

V T. . , . , . 13421396 . , 13531356 ., 17. , 13531356 . , . C, VT c, c, c, C. quod cappio redo18, pax tartarica. : , ()19. 27 1380 ., 24 1381 . , Epstein S.A. Genoa and the Genoese, 9581528. Raleigh, 1996. P. 326. Selecta emblemata et simbola / Ed. N. Maximovitch Ambodic. Petropoli, 1788. 802. 19 .: .. : // : . . , 2002. . 2. . 6067; 2003. . 3. . 3236; 2004. . 4. . 1418; . : .., .. XIV . . ., 2002.17 18

Compagna, ()20. , ; , . .. . . 21. , . , : , (); , . , . , Desimoni C. Trattato dei genovesi col chan dei tartari nel 13801381 scritto in lingua volgare // ASI. Firenze, 1887. Vol. 20. P. 161165; Basso E. Il bellum de Sorchati ed i trattati del 13801387 tra Genova e l Ordo d Oro // SG. Genova, 1991. Vol. 8. P. 1112. 21 Matschke K. P. Das Kreuz und der Halbmond. Dsseldorf, 2004.20

; , , . , (6080 . XIV .), . . 13801381 ., : 22; , . modus vivendi XIV . , 23 (. 4) . , ; 22 23

Desimoni C. Op. cit. P. 161165; Basso E. Op. cit. P. 1112. . ; : 21 x 18 x 7 ; ; . , ; 1980 . , . 1825. . , .. , .: .. . 4649.


Профессор А.Г. Еманов. Радость от служения науке

12 октября 2013 г. в 13-00 в Губернаторском зале Информационно-библиотечного центра Тюменского государственного университета состоялась открытая лекция «Неизвестная Византия» известного тюменского профессора Александра Георгиевича Еманова.

Александр Георгиевич - признанный эксперт в области медиевистики, византинистики и книговедения, доктор исторических наук (1997), профессор (1999), член Американской академии медиевистики (2002), член Академии Российских энциклопедий (2005). И что самое главное - прекрасный лектор, способный увлечь слушателей своей темой. В этом я убедился, побывав на его лекции.

В любом вузовском коридоре или аудитории можно услышать шутку про профессора, который читает только свое, да и то не помнит, что именно он написал. Это точно не про профессора А.Г. Еманова.

Лекцию он начал темпераментно, с рассказа о том, как задал группе студентов-искусствоведов Тюменской государственной академии культуры и искусств вопрос: «Где и когда существовала Византия?». Молодые люди, занимающиеся, вроде бы, подобными темами по роду своей специальности, ответить не смогли.

Такую непростительную неосведомленность студентов лектор объяснил не только отсутствием тяги к знаниям, но и общим падением уровня научных исследований по истории Византии. Если в советское время сотни ученых занимались византинистикой как частью медиевистики, то в современной России византинистов – единицы.

Для тех, кто хотел бы самостоятельно узнать об исчезнувшей культуре Византии, профессор А.Г. Еманов порекомендовал читать «Историю Византии в трех томах», изданную Институтом истории (Академией наук СССР) в издательство «Наука» в 1967 году. Кроме того, до сих пор издается Византийский Временник – главное российское византиноведческое периодическое издание.

Лекция Александра Георгиевича длилась 45 минут, но за это короткое время он в тезисной форме рассказал столько, сколько иной вузовский лектор не прочитает по бумажке и за полную учебную пару. Еще более важно то, что профессор Еманов как бы жил в том материале, который излагал, был внутри него. Римские императоры были для него такими же реальными людьми и почти что современниками, как, например, для Иосифа Бродского герои его «Писем к римскому другу». Может, помните?

Посылаю тебе, Постум, эти книги.

Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко?

Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги?

Все интриги, вероятно, да обжорство.

Этот ливень переждать с тобой, гетера,

я согласен, но давай-ка без торговли:

брать сестерций с покрывающего тела -

все равно что дранку требовать от кровли.

Термин «Византия» был введен в научный оборот немецким историком и гуманистом Иеронимом Вольфом (1516 – 1580). Под Византией он понимал Восточную часть Римской империи.

Византия одно из немногих государств, даты основания и гибели которых точно известны. В 330 году римский император Константин I перенес столицу Римской империи в Константинополь, а в 1453 году город пал под натиском турецких войск.

Профессор А.Г. Еманов рассказал также о том, как избирали императора (большей частью населения). По традиции, происходило это на ипподроме. Дело в том, что когда-то для кандидата устраивались ристания (соревнования в искусстве управления лошадьми). Он должен был промчаться между двух камней. Если не разбивался о камни, значит, Бог благоволил ему, и кандидата избирали. В Византии уже этого не было, но императора по-прежнему избирали на ипподроме, который был центром политической жизни, а зрители делились на партии. Партия «голубых» была связана с высшими классами - землевладельческой аристократией, «зелёные» - с торговцами, промышленниками. Партию «красных» и партию «белых» представляли плебеи, которые играли второстепенную роль в межпартийной борьбе, примыкая то к одной, то к другой из сторон.

Императором мог стать любой правоспособный кандидат. Среди византийских императоров были и славяне, например, Юстиниан I (Савватий).

На фигуре Юстиниана I (483 - 565) и фигуре императора Юлиана Отступника (331 –- 363) профессор А.Г. Еманов остановился достаточно подробно.

Юлиан Отступник, правивший всего два года в 331 - 332 гг., известен тем, что, будучи противником христианства (в юности ему и его брату Галлу было предписано жить в монастыре под постоянным надзором), попытался отреставрировать языческие традиции на основе неоплатонизма. Вступив на престол, Юлиан издал соответствующий эдикт, восстановил торжественные жертвоприношения, разогнал двор, оставил при себе одного повара. Обладая властью и богатством, внешне старался жить скромно; даже еду на пирах не вкушал, а только нюхал.

Погиб в ходе похода в Персию. Есть две версии его слов, сказанных перед смертью. По одной, современной ему: он собрал свою кровь в пригоршню и бросил ее в Солнце со словами к своему языческому богу: «Будь удовлетворен!». По другой, намного более поздней: «Ты победил, Галилеянин!» (обращаясь к Христу). Скорее всего, последняя фраза Юлиана придумана церковными историками.

Не менее колоритной фигурой был император Юстиниан.

Его дядя Юстин был простым крестьянином, поступившим на военную службу. Однако вскоре он вырос до начальника дворцовой стражи и сделал все для того, чтобы племянник получил прекрасное богословское и юридическое образование. В 518 году Юстину удалось захватить императорский престол, которым он де-юре владел до смерти, настигшей его в 527 году. После смерти Юстина, Юстиниан и его супруга Феодора были коронованы.

История знакомства Юстина и Феодоры похожа на сюжет американского фильма «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях. Феодора вышла из артистической среды, причем самого ее низа - цирковой среды (ее отец кормил зверей в цирке). Впоследствии она зарабатывала на жизнь проституцией. Юстинин увидел ее в одной из таверн, где она, по современному выражению профессора, исполняла стриптиз, и был поражен ее красотой. Он взял ее в жены. Юстиниан считал ее равной себе, поскольку сам был выходцем из крестьянской семьи. Император действительно любил Феодору, о чём свидетельствует его переименование крепости Аназарв (в Сирии) в Феодориаду и образование одноименной епархии в Сирии. Когда в империи случилось восстание, благодаря жене он остался на троне. Юстиниан уже собирался бежать из города, корабль был готов к отплытию, но Феодора отказалась, сказав, что она предпочтет умереть в царской порфире. Бунт был подавлен, а супруги сохранили власть.

К выдающимся достижениям Юстиниана относится масштабная юридическая реформа, в ходе которой римское право было полностью пересмотрено, и появились знаменитые три составляющие: Дигесты, Кодекс Юстиниана и Институции.

После рассказа о юридических новеллах профессор А.Г. Еманов остановился на новых конструктивных формах храмовой архитектуры, возникшей в Византии.

Он нарисовал на доске план трехнефного собора с трансептом. Неф (фр. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое прямоугольное помещение, часть интерьера, ограниченная с одной или двух сторон рядом колонн. Первоначально неф - каждая из трёх частей христианского храма типа базилики, расчленённого колоннадой или аркадой на главное помещение (обычно более высокое и широкое) и два боковых. Такой храм за счет пропорций, как у ковчега, выдерживал сильные землетрясения.

Наверняка запомнился слушателям и увлекательный рассказ о греческом огне, являющимся прообразом современных напалмовых смесей и огнемёта. Это была горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья. Впервые была употреблена византийцами в морских битвах. Точный состав греческого огня неизвестен, но по некоторым данным основой ее была нефть. С помощью специального приспособления - сифона, представляющего собой трубчатый насос, горячая смесь извергалась на несколько десятков метров - в сторону корабля противника. Потушить ее было невозможно.

Была упомянута и личность Энрико Дандоло, девяностолетнего слепого старца, оставившего заметный след в истории (повлиял на исход 4-й крестового похода и разграбление Константинополя).

В ходе этого похода крестоносцы почувствовали, насколько сильно превосходит их Византия в культуре. Они впервые увидели мыло, скатерти, салфетки, вилки, ложки. Несметные византийские богатства были вывезены на кораблях. В западных храмах, например, можно встретить колонны из Константинополя.

По мнению профессора А.Г. Еманова, решающим фактором гибели империи стало налоговое переобременение подданных.

С гибелью Византии Запад оказался перед проблемой исламизма. Это стало своего рода расплатой за то, что Запад не оказал помощь Византии, когда ее сокрушали турецкие войска.

В заключение лекции Александр Георгиевич особенно отметил, что в Византии образовании было открыто для всех (например, в университетах Российской империи крестьяне и мещане не могли учиться). Кроме этого, существовали и другие сильные социальные лифты, недоступные даже нынешнему либерального обществу.

Андрей БАТАЛОВ

Два профессора: А.Г. Еманов и М.Г. Ганапольский